Растения златоуста презентация. Итоговое занятие по краеведению "Мое Златоустье"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по географии "Златоуст". Растения златоуста презентация


Презентация по географии "Златоуст"

Златоу́ст  — город (с 1865) областного значения в Челябинской области, в Уральском федеральном округе, Россия. Город расположен в европейской части России, на реке Ай (бассейн Уфы), в 110 км к западу от областного центра г. Челябинска (160 км по железнодорожной линии) и в 1750 км к востоку от Москвы (1941 км по железной дороге). Через город проходит Южно-Уральская железная дорога, рядом с городом проходит автодорога М-5. В пределах городской черты Златоуст занимает 118,2 км², протяжённость с юга на север — 15,4 км, с запада на восток — 10,4 км. Златоуст один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы расположены на высоте 400—600 м от уровня моря. Рядом с городом, к востоку от него, проходит граница раздела частей света Европа и Азия.

Златоу́ст  — город (с 1865) областного значения в Челябинской области, в Уральском федеральном округе, Россия.

Город расположен в европейской части России, на реке Ай (бассейн Уфы), в 110 км к западу от областного центра г. Челябинска (160 км по железнодорожной линии) и в 1750 км к востоку от Москвы (1941 км по железной дороге). Через город проходит Южно-Уральская железная дорога, рядом с городом проходит автодорога М-5.

В пределах городской черты Златоуст занимает 118,2 км², протяжённость с юга на север — 15,4 км, с запада на восток — 10,4 км. Златоуст один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы расположены на высоте 400—600 м от уровня моря. Рядом с городом, к востоку от него, проходит граница раздела частей света Европа и Азия.

 Златоуст расположен в горно-лесной зоне на северо-западе Челябинской области и занимает в границах муниципального образования 1894,7 кв. км (2,1% всей территории области). С севера граничит с территорией города Карабаша (8,1 км), с востока - с территорией города Миасса (68,4 км), с востока и юга - с Учалинским районом Республики Башкортостан (53,4 км), с запада - с Саткинским районом (86,4 км) и с северо-запада - с Кусинским районом (70,4 км). Общая протяженность границ - 286,7 км.

Златоуст расположен в горно-лесной зоне на северо-западе Челябинской области и занимает в границах муниципального образования 1894,7 кв. км (2,1% всей территории области). С севера граничит с территорией города Карабаша (8,1 км), с востока - с территорией города Миасса (68,4 км), с востока и юга - с Учалинским районом Республики Башкортостан (53,4 км), с запада - с Саткинским районом (86,4 км) и с северо-запада - с Кусинским районом (70,4 км). Общая протяженность границ - 286,7 км.

История возникновения Златоуст был основан в 1754 году одновременно с железоделательным заводом и назван в честь святого Иоанна Златоуста. В указе Берг-коллегии от 31 августа 1754 года сказано, что по контракту 1751 года завод «велено переименовать и писать Златоустовским». Таким образом, название завод получил ещё задолго до начала строительства. Нет сомнений, что завод назван во имя византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста (около 350—407), но мотивы выбора имени не вполне ясны. По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи основателя завода предпринимателя Мосолова. Встречающиеся в литературе указания на появление названия завода и города после возведения храма во имя Иоанна Златоуста основаны на догадках и не имеют документальной базы.

История возникновения

Златоуст был основан в 1754 году одновременно с железоделательным заводом и назван в честь святого Иоанна Златоуста.

В указе Берг-коллегии от 31 августа 1754 года сказано, что по контракту 1751 года завод «велено переименовать и писать Златоустовским». Таким образом, название завод получил ещё задолго до начала строительства. Нет сомнений, что завод назван во имя византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста (около 350—407), но мотивы выбора имени не вполне ясны. По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи основателя завода предпринимателя Мосолова. Встречающиеся в литературе указания на появление названия завода и города после возведения храма во имя Иоанна Златоуста основаны на догадках и не имеют документальной базы.

Символика города Флаг Златоуста утвержден 29.08.2000, внесeн в Государственный геральдический регистр Российской Федерации 31.05.2001 (peг. N 665), его описание:

Символика города

Флаг Златоуста утвержден 29.08.2000, внесeн в Государственный геральдический регистр Российской Федерации 31.05.2001 (peг. N 665), его описание:

"Флаг муниципального образования - город Златоуст, представляет собой алое прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию гербового щита".

Герб Златоуста утвержден 13.05.1966, внесeн в Государственный геральдический регистр Российской Федерации 31.05.2001 (рег. N 664), его геральдическое описание:

"В червленом (красном) поле над пониженным золотым поясом вписанный летящий золотой крылатый конь".

Климат Климат Златоуста резко континентальный - зима продолжительная и снежная, а лето относительно прохладное. Среднемесячная температура самого жаркого месяца июля +16,6°С, а самого холодного месяца января - 15,4°С, средняя продолжительность снежного периода 172 дня (начало января - середина апреля), среднегодовое количество осадков 624 мм. Абсолютный максимум температуры +38°С (июль), абсолютный минимум - 46°С (январь). По количеству выпадаемых осадков Златоуст занимает первое место среди всех крупных городов Урала - в Челябинске осадков выпадает на 36% меньше, а в Екатеринбурге - на 25%. Во все сезоны года в Златоусте преобладают ветры западных направлений.

Климат

Климат Златоуста резко континентальный - зима продолжительная и снежная, а лето относительно прохладное. Среднемесячная температура самого жаркого месяца июля +16,6°С, а самого холодного месяца января - 15,4°С, средняя продолжительность снежного периода 172 дня (начало января - середина апреля), среднегодовое количество осадков 624 мм. Абсолютный максимум температуры +38°С (июль), абсолютный минимум - 46°С (январь). По количеству выпадаемых осадков Златоуст занимает первое место среди всех крупных городов Урала - в Челябинске осадков выпадает на 36% меньше, а в Екатеринбурге - на 25%. Во все сезоны года в Златоусте преобладают ветры западных направлений.

Златоуст сегодня Это один из наиболее насыщенных индустрией город на Урале, исторически сложившийся центр качественной металлургии, третий по промышленному потенциалу и количеству населения в Челябинской области.

Златоуст сегодня

Это один из наиболее насыщенных индустрией город на Урале, исторически сложившийся центр качественной металлургии, третий по промышленному потенциалу и количеству населения в Челябинской области.

В 2011 году крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств города Златоуста отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 21,0 млрд рублей. Основными являются: металлургическое производство ОАО Златоустовский металлургический завод, занимает первое место(2008 год) по объёмам отгруженных товаров — 12,505 млрд руб., на втором месте — производство машин и оборудования — 3,508 млрд руб.

В 2011 году крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств города Златоуста отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 21,0 млрд рублей.

Основными являются:

  • металлургическое производство ОАО Златоустовский металлургический завод, занимает первое место(2008 год) по объёмам отгруженных товаров — 12,505 млрд руб.,
  • на втором месте — производство машин и оборудования — 3,508 млрд руб.
Оружейный центр и центр ремёсел В 1815 году здесь была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1857 году — сталелитейная фабрика (были отлиты первые в России стальные пушки). С начала XIX века Златоуст — центр художественной гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг; ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах). В 1903 году в Златоусте произошёл расстрел митинга рабочих.

Оружейный центр и центр ремёсел

В 1815 году здесь была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1857 году — сталелитейная фабрика (были отлиты первые в России стальные пушки).

С начала XIX века Златоуст — центр художественной гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг; ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах).

В 1903 году в Златоусте произошёл расстрел митинга рабочих.

videouroki.net

Растительный мир Златоуста - Блог Златоуста

Лес

Растительный мир Златоустовского Урала — это своеобразный многоцветковый узел, соединяющий в себе несколько природных зон. Так, с севера по хребтам сюда заходит зона горных елово-пихтовых лесов средней тайги, с востока — южно-таёжные леса с примесью лиственницы и берёзы, берёзово-сосновые леса. И тутже можно увидеть горные степи, а высокогорье занимают субальпийские луга и горные тундры. Здесь, на небольшой территории можно увидеть уникальное соседство восточно- и центрально-европейских видов растений с западно- и центрально-сибирскими видами. Хребты Златоустовского Урала являются своеобразным меридиональным коридором для распространения флоры. Так, ареалы многих видов арктической уральской флоры заходят по высокогорьям далеко на юг, а с другой стороны по восточным предгорьям южного Урала на север про-никаетстепнаяфлораюга. Словом, здесь сливаются в единое уникальное златоустовское наречие два флористических языка — один с севера, проходящий по осевой части хребта, другой с юга — по восточным предгорьям. Флора Златоустовского Урала, подобно разноцветной мозаике, образована элементами флор Казахстана, Западной и Центральной Сибири, Урала и Поволжья, Центральной полосы европейской России и Русского Севера. Здесь, на относительно небольшой территории встречается около 700 видов сосудистых растений, среди них 25 видов, занесённых в Красную книгу, 25 видов эндемичных и более 20 реликтовых видов. Б целом на Златоустовском Урале представлена половина всех типов растительности, встречающихся в голарктике (внетропическом поясе Северного полушария).  Широко распространены тёмно-хвойные леса, занимающие центральную и юго-западную часть Златоустовского Урала. Они располагаются на склонах седловин, в местах, сильно подверженных действию ветров. В вертикальном направлении тёмнохвойные леса занимают пояс от 600 до 900 м (на западном склоне поднимаются до 1000 м), где переходят к подгольцовым мелколесьям и криволесьям. Встречаются на Таганае, Юрме, Ицыле. Господствующие породы деревьев в горной тайге — ель сибирская и пихта сибирская, а в качестве примеси встречаются берёза и осина, иногда сосна и лиственница. Пояс тёмнохвойной тайги, по мере подъёма, сменяется подгольцовым поясом, выраженным на Златоустовском Урале фрагментарно. Основу растительности образуют редкие низкорослые островки леса. Переходная зона между подгольцовым поясом и тундрой образована зарослями можжевельника сибирского. Горные тундры располагаются на террасовидных уступах и покатых склонах седловин. Здесь кроме характерных арктобореальных видов (голубики, черники, вороники, костяники, водяники) встречаются и аркто-альпийские виды (горцы, осоки, вей-ник, мытник, колокольчик, ветреница, плаун, гвоздика).

Предгорья восточного склона Златоустовского Урала (более сухого, по сравнению с западным) покрыты сосновыми лесами с примесью берёзы повислой и остепнённым травяным покровом. Шире всего распространены бруснично-черничные боры с моховым покровом. Подлесок в них образован ракитником, козьей ивой, в травяном покрове обычны брусника, черника, костяника, степные травы (полынь, люцерна). На западном склоне, кроме сосны и лиственницы, в лесах встречаются широколиственные древесные породы (клён остролистый, вяз шершавый, липа мелколистная). До последнего оледенения широколиственные породы занимали почти всю территорию Златоустовского Урала, но при похолодании были вытеснены елово-пихтовой тайгой и сохранились лишь в урочищах с более мягким климатом (южные и юго-западные отроги Юрмы, Малого Таганая, Наз-минского хребта, Кленовой горы).

Фрагменты лесостепи занимают северо-восточную и юго-восточную часть Златоустовского Урала (гора Палёная, станция Сыростан). Для лесостепного пояса характерно произрастание типично сибирских видов рядом с типично степными видами. На восточном склоне здесь обычны берёза и осина с примесью сосны и лиственницы. На западном склоне в качестве примеси встречаются широколиственные породы — дуб, липа, клён остролистный, ильм. Травянистый покров образован обычными степными травами (зверобой, полынь, горошек, гвоздика), встречаются здесь и степные реликты (овсец, ковыль, клаузия, лапчатка).

zlatblog.ru

Главная река Златоуста | Дошкольное образование

Главная река Златоуста

Автор: Епина Ольга Сергеевна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 87»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Златоуст

Аннотация

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Урал всегда славился необычно красивыми и живописными местами, куда съезжаются люди со всего мира, чтобы насладится этим великолепием, подышать свежим горным воздухом или просто отдохнуть и хорошо провести время.

Река Ай — это одно из самых удивительных и замечательных мест на Южном Урале.

Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла по теме: «Главная река Златоуста».

Цель: Расширять представления детей о самой крупной реке г. Златоуста Ай, и её обитателях.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о главной реке Ай, о её промышленном значении для города, а так же животном и растительном мире;

- показать значение воды для жизни животных, растений и человека;

- закреплять знания о безопасном поведении вблизи воды и на воде.

Развивающая:

- развивать мышление путём выстраивания логических цепочек.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к водным обитателям, бережное отношение к одному из главных богатств природы - воде.

Материалы и оборудование: карта г. Златоуста, презентация «Златоустовский Ай», проектор, ноутбук, загадка о реке, разрезные картинки рыб, мяч, аудиозапись звуков воды в природе, 3 контейнера.

Предварительная работа:

Слушание и заучивание стихов о реке Ай О.Павлова. Чтение легенд о реках города Златоуста, художественной литературы Рыжов Н.А. «Как люди речку обидели», Г. Ладонщиков «Река живет». Беседы на тему: «История реки Ай», «Кто обитает в воде?», «Вода вокруг нас», «Городские водохранилища». Дидактические игры: «Мир рыб», «Мир животных и растений». Работа с картой Златоуста.

Ход образовательной деятельности

Орг. момент:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам, звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня

(Звучит запись звуков воды в природе)

Дети: Река.

Воспитатель: в г. Златоусте насчитывается более 35 рек.

Ребята, какие реки г. Златоуста вы знаете?

Дети: Ай, Громатуха, Большая Тесьма, Малая Тесьма, Черная, Балашиха, Каменка 1-ая, Каменка - 2ая, Чувашка.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие по реке, но прежде вспомним правила безопасности. Как нужно вести себя вблизи реки и на воде?

Дети:

Нельзя: подходить близко к воде без взрослых, играть на краю крутых берегов, раскачивать лодку на воде, купаться в неположенном месте.

Воспитатель: Поиграем в игру «Нельзя – можно»

(Воспитатель, бросая мяч, спрашивает, что можно и что нельзя делать у реки и на воде, а дети отвечают, бросая мяч обратно)

Дети: у реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать, плавать в лодке со взрослыми в спасательном жилете.

Нельзя: мыть машину, сливать грязную воду в реку, оставлять мусор у реки, ловить рыбу сетью.

Воспитатель: Хорошо вы знаете правила. Тогда - в путь!

Физминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Мы на лодочках плывем (Ходим по кругу, руки на поясе)

Дружно веслами гребем. (Круги двумя руками вперед)

Качаясь на волне – плывём по реке. (Сели, встали, сели)

Воспитатель: Вот мы плывём по реке. А чтобы узнать, по какой, ответьте на вопрос: Какая река в переводе с башкирского языка означает «луна», «лунная»?

Дети: Ай

Воспитатель: Перед нами река Ай, (С2)

посмотрите на нее, какая она красивая! Она течёт с севера на юг, вдоль всего нашего города. Покажите её на карте г. Златоуста (С3)

Воспитатель: Давайте вспомним откуда берёт своё начало река Ай?

Дети: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное между уральскими хребтами Уреньга и Аваляк.

Воспитатель: Куда впадает река Ай?

Дети: в реку Уфа.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, почему именно на реке Ай, у подножья горы Косотур, началось строительство нашего города?

Дети: Это самая большая и главная река в нашем городе. Люди построили плотину, чтобы использовать силу воды для выплавки металла.Воспитатель: Что и для чего сплавляли по реке Ай?

Дети: По самой реке сплавляли лес для строительства завода и домов.

Воспитатель: Чем ещё была полезна река людям?

Дети: В реке водилось много рыбы, которой могли питаться люди.

Воспитатель: Можно ли пить воду прямо из реки и почему?

Дети: Нет. Потому что в сырой воде множество всяких бактерий.

Воспитатель: Ребята, откуда берется вода, которая течет из наших кранов?

Дети: из Айского водохранилища. (С4)

Воспитатель: а какое ещё водохранилище нашего города вы знаете?

Дети: Тесьминское. (С5)

Воспитатель: Зачем люди стали собирать и хранить воду в водохранилищах?

Дети: Чтобы вода оставалась чистой.

Воспитатель: Можно ли купаться, ловить рыбу, отдыхать у водохранилища?

Дети: Нельзя, потому, что мы эту воду пьём. Её надо беречь.

Воспитатель: Что делают люди, чтобы её можно было пить?

Дети: на водоочистных станциях происходит фильтрация и обеззараживание воды.

Воспитатель: Река - это удивительный дом наполненный жизнью. (С6)

Давайте вспомним, кто живёт под водой?

Дети: рыбы, лягушки, пиявки, улитки, водоросли.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери разрезные картинки» и проверим, хорошо ли вы запомнили, какая рыба водится в р. Ай.

(Дети складывают и называют, какие картинки рыб у них получились: Окунь, Щука, Карп, Пескарь и сверяют со слайдом). (С7)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А еще в этой реке водятся такие рыбы, которые занесены в красную книгу. Назовите и покажите их на экране.

Дети: Хариус, Голавль, Елец, Уклейка. (С8)

Воспитатель: а теперь поиграем в другую игру: «Назови по описанию?»

(Дети называют животное или насекомое, в подтверждение на экране появляется картинка)(С9)

1. Не шагом ходит, не бегает, только прыгает. (Лягушка)

2. Не кузнец, а с клешнями. (Рак)

3. Какого водного черного червя называют лекарем? (Медицинскую пиявку)

4. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

5.Это скрытный, осторожный хищник, который при опасности сразу уходит под воду. (Выдра речная.)

6.Это самый крупный грызун. Ещё его называют «речным строителем». (Бобра)

7.По внешнему виду чем-то напоминает хомяка, но при этом обитает в воде. (Ондатра)

Воспитатель: Ребята давайте немного расслабимся и отдохнём, подышим чистым речным воздухом. (Вдох через нос - пауза; 1,2,3 - выдох через рот 2-3 раза).

Воспитатель: Ребята по берегам реки Ай гнездится много птиц. Послушайте и отгадайте загадки:

***

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка) (На правильный ответ появляется картинка) (С10)

***

Улетели с севера на юг.

И теряли белый, белый пух. (Лебеди)

***

Они умеют гагатать

Плавать и нырять. (Гуси)

Ребята, а чем эти птицы похожи?

Дети: Они водоплавающие, и питаются мелкой речной рыбкой.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются рыбы, птицы?

Дети: Насекомыми.

Воспитатель: Да. Одни насекомые зарождаются в воде, другие на суше. И те и другие используют зелёные растения для пищи и откладывают свих личинок. Назовите растение, которое полностью растёт воде? (С11)

Дети: зелёная водоросль.

Воспитатель: назовите растение, корни и стебли которого в воде, а листья и цветы плавают на поверхности воды?

Дети: Белая кувшинка.

Воспитатель: Назовите растение, которое растет вдоль топких берегов водохранилищ, рек, озер и прудов и имеет вверху темно-коричневый початок?

Дети: Рогоз.

Воспитатель: Молодцы, славно поиграли!

Вы любите отдыхать возле рек? (Да)

Что вы делаете, когда отдыхаете у реки?

Дети: кушаем, разводим костры, играем…

Воспитатель: Хорошо! Ребята, но есть такие люди, которые оставляют после себя мусор, бросают в реку консервные банки, стекла, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и другой мусор. И сейчас река Ай находится в опасности. Вот какие последствия бывают из-за нерадивых людей. (С12)

Можно так делать?

Дети: Нельзя

Воспитатель: Правильно, ребята. Представьте, что из-за мусора, слива грязной, ядовитой воды, исчезли водоросли.

Что произойдет с нашими цепочками питания?

Дети: Они нарушатся.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат картинки, давайте из них составим цепочки питания: «Кто чем питается»

(лежат разные картинки нужно выстроить правильную последовательность: водоросли, рачки, рыбки, птицы, животные)

Воспитатель: Молодцы! Получается, что если будут заражены хотя бы только водоросли, то вся цепочка разрушится. Кто погибнет ещё?

Дети: Погибнет всё! Большое количество птиц, животных, огромное количество рыб и мелких рачков.

Воспитатель: Давайте поможем реке Ай и её обитателям.

Игра «Сортировка мусора»

(Дети сортируют картинки с изображением разного вида мусора по 3м контейнерам)

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Если, приехав на отдых к реке вы увидите мусор, как поступите? (Ответы детей)

Воспитатель: Река Ай – это наше богатство. Что вы будете делать с этим богатством?

Дети: Беречь и охранять. С любовью относиться к реке Ай и её обитателям.

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Водные ресурсы Челябинской области [Электронный ресурс] –ГЕО портал Южноуралья – URL: http://www.uralgeo.net/gidro_ch.htm
  2. Весёлая география на уроках и праздниках. Серия «игровые методы обучения» [Электронный ресурс] – Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя - URL: http://zanimatika.narod.ru/Book5.htm
  3. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.
  4. Калугин Г.А. Три путешествия по рекам. Из Челябинска на отдых [Текст]/Г.А. Калугин. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во. 1974г. - 56с.
  5. Корнев, Р. Река Ай [Электронный ресурс]/Р. Корнев - URL: https://ekoray.ru/reka-aj/
  6. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада [Текст]: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения/С.Н. Николаева. М.: Просвещение, 2005.- 144 с.
  7. Река Ай [Электронный ресурс]- Наш Урал - URL: https://nashural.ru/mesta/chelyabinskaya-oblast/reka-ai/
  8. Шишкина В.А. Прогулки в природу[Текст]: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.- 112 с.

 

 

Опубликовано: 22.11.2017

www.1urok.ru

Итоговое занятие по краеведению "Мое Златоустье"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Социальная и трудовая адаптация учащихся с нарушением интеллекта – основная задача коррекционной школы. Большое значение в процессе подготовки учащихся к самостоятельной жизни приобретает тщательно продуманная и организационная система внеклассной работы, как по литературе, так и по другим учебным предметам.

Особенную роль в формировании социальной активности учащихся с нарушением интеллекта, играет внеклассная работа по литературе.

Я использовала групповую форму внеклассной работы – кружок. Формирование в кружке свободное до 15 человек из разных классов. В основе работы лежит план изучения родного края.

Занятие по литературному краеведению «Моё Златоустье» включает в себя большую исследовательскую работу, которая проводилась на протяжении всего учебного года. Ребята работают в группах, подготавливают сообщения, составляют альбом «Город крылатого коня», провели интервью среди учащихся школы и учителей, подготовили презентацию по результатам работы в кружке «Родник» – «Мой город». Такая работа, хотя и выполняется с помощью учителя, но все же носит самостоятельный характер, с элементами творчества. В любом случае такая работа требует коррекции со стороны педагога.

Программа кружка даёт большие возможности для активизации жизненной позиции детей, подготовки их к самостоятельной жизни, с другой стороны, разнообразные формы внеклассной работы дают большие возможности для социализации выпускников специальной (коррекционной) школы.

Цели:

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;
  • создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • познакомить с историей «малой» Родины;
  • развивать кругозор и словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • фотовыставка
  • компьютер
  • видеокамера
  • выставка книг о Златоусте
  • выставка детских рисунков «Мой город»
  • презентация
  • музыкальный клип

ХОД УРОКА

(Звучит музыка).

Учитель: Добрый день, друзья! Гости и жители нашего города. Вы находитесь в телестудии кружка «Родник» на съёмках передачи о нашем городе. Журналисты кружка расскажут вам о нашей работе по краеведению. Которую мы провели в течении года, обо всём том, что мы узнали интересного о нашем родном крае.. И сегодня мы продолжим оформление альбома «Город крылатого коня». Итак, мы начинаем. Передачу открывают самые юные участники кружка «Родник» – Вера и Антон.

(Звучит медленная мелодия)

Инсценирование стихотворения

Внучка: Родина! Что это, дедушка?

Дед:

Это цветы, что растут в нашем крае. Это река, что в горах наших скачет. Это заря, что горит не сгорая… Родина – это глаза твоей мамы, Полные слез или в искорках смеха.

Внучка: (продолжая мысль)

Родина – это закат над полями, Гор наших милых звонкое эхо.

Дед:

Родина – слова не знаю чудесней, В нем наши сказки и славные были, Дедов далекие грустные песни, Те, что и мы до сих пор не забыли.

Внучка:

Родина – это земля у порога, Где ты впервые узнал свое имя.

Дед:

Родина – это большая дорога, Та, по которой пойдешь ты с другими!

Учитель: Ребята, о какой родине говорили дедушка с внучкой, о малой родине или родине в целом?

Дети: Я думаю о малой родине. В нем говорится о цветах нашего края, о реке, о маме, о наших песнях, которые пели еще прадеды, о нашей истории. В нем наши сказки и славные были.

Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличается малая родина от Родины в целом?

Дети: Малая родина – это то место, где мы родились и выросли. Где живут наши родители, друзья, где мы учились ходить. А в понятие слова Родина – входит вся наша страна. Ее поля, леса, просторы, города, в которых мы еще не были. Все народы , которые живут и работают вместе.

Учитель: Как называется наша малая родина? Я предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма о Златоусте.

– Вы увидели как мультипликаторы представили наш город. А чем является для вас город Златоуст? (Семья, дом, школа) – Первую рубрику, которая называется «историческая», представляет Кристина. – Мы с ребятами в течении года изучали историю возникновения нашего города, используя собранные материалы мы подготовили презентацию «Мой город». (Показывает папку – Презентация 1) – Чтобы закрепить знания и повторить важные сведения о родном крае я предлагаю провести викторину «Самоцветные грани истории» (Презентация 2)

1) Назовите год рождения нашего города? 2) Назовите фамилию первостроителей, которые начали строительство Златоустовского завода на реке Ай? 3) В честь какого святого назван наш город? 4) О чём рассказывает герб Златоуста? (Красный цвет – символ силы, храбрости и мужества златоустовцев. Легли на щит герба и сполохи того огня, в котором рождался когда-то знаменитый аносовский булат и рождается сегодня не менее знаменитая златоустовская сталь. Изображение крылатого коня – символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали. Золотой цвет символ богатства недр уральской земли и напоминание о поэтическом названии города – Златоуст.)

В каждой улице здесь – история, И в семье каждой свой роман, Своя сага, своя хронология, Загляни и поймешь все сам.

Поспеши сохранить историю, И гордись, что среди лесов, Есть твой город – малая Родина, Твое детство, твой мир, твой кров.

Пока ребята оформляют первую страницу альбома мы переходим ко второй рубрике «Литературной».

Город Златоуст – явление особенное. Люди слушают голоса гор, лесов, неба и, впитав их мудрость, пишут картины, музыку к и стихи, чтобы щедро дарить их миру. Через историю Златоуста можно увидеть путь России.

Открывает рубрику журналист-литератор – Вера.

Читает отрывок из поэмы Л. Дугарь «Луна в реке»

Сливалось серебро дождя И злато листопада, Несла осенняя вода Уральскую прохладу. Промышленники – туляки Из рода Мосоловых На берегах луны-реки Завод воздвигли новый. Иван – меньшой Перфильев сын, Обрёл святое место, И среди сосен и рябин Нашёл район железный. Из Берг – коллегии (верь, Русь) Указ вступает в силу: Так был основан Златоуст – Железный стан России.

Учитель: Каких только красот не увидишь на златоустовских просторах. Нет ни одного человека, который бы остался равнодушным, увидев эту красоту. Сколько прекрасных стихов написано уральскими поэтами о нашем крае. Назовите известных поэтов из Златоуста с творчеством которых мы с вами уже знакомы. (Соложенкина, Верзаков, Львов, Глыбовская, Дугарь) Давайте по-подробнее остановимся на некоторых из них.

Света (Михаил Львов)

Михаил Львов (Рафкат Габитов) родился в 1917 г. в татарском селе Насибаш, что расположено в Башкирии, в юности перебрался к бабушке в Златоуст, где окончил школу. Устроился в депо, потом на металлургический завод. В 1935 году в коллективном сборнике литобъединения ЧТЗ, где он работал в многотиражке "Наш трактор", опубликовал первые стихи.

Мы идем сквозь огонь, позабыв о покое, И в родительский дом я нескоро вернусь. Как любовью своей, как отцовской рукою, Ты прикрой меня сталью в бою, Златоуст. (Игорь)

Вика (Светлана Соложенкина)

Соложенкина Светлана Львовна (1940, Нязепетровск Челябинской области) – русская поэтесса, кандидат филологических наук (1971), член Союза писателей России. Ее детство и юность прошли в Златоусте.

Эти горы, эти реки, Каждый малый куст... Чтобы славился вовеки Город Златоуст. (Динар)

Нина (Людмила Дугарь)

Имя Л. Дугарь хорошо знакомо златоустовцам по публикациям в "Златоустовском рабочем" и ряде поэтических сборников. Член литературного объединения "Мартен", с 2000 г. одна из его руководителей.

А вокруг лесного града, Звезды выплеснув со дна, Дышит синяя ограда, – Таганайская волна!

Эти стихи помогают видеть красоту родного края., учат беречь и любить окружающий мир, гордиться своей малой родиной и златоустовцами. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с писателями нашего города. Журналисты-литераторы оформляют альбом, а мы движемся дальше. Следующая рубрика «Экологическая»

Учитель: Ребята, что такое экология? (Ответы)

Журналисты – экологи провели опрос учащихся и учителей нашей школы .Предлагаю вашему вниманию интервью. (Видеозапись) Ребята, какие экологические предложения от учителей вам понравились? (Разбить клумбы, создать зоны отдыха на территории школы).

Учитель: Да, ребята, сегодня природа нуждается в нашей защите и заботе. Это хрупкий дар, который мы должны сберечь. Я раздаю вам контуры лепестков, для того чтобы вы написали ваши предложения по защите окружающей среды. (Звучит музыка) Давайте соединим наши лепестки. Посмотрите, мы с вами своими руками вырастили прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас. Природа любит тех, кто любит её.

Игра

– Как вы считаете в каких ситуациях человек бережно относится к Родине? – Человек вернулся из леса с букетом ландышей; – Человек сажает возле своего дома деревья; – Человек подъехал к озеру на своей машине; – Человек выбросил мусор в канаву возле дома; – После отдыха в лесу человек закопал весь мусор; – Человек уступил место в транспорте пожилой женщине; – Врач опоздал на работу и т.д.

Нужно жить в согласии с природой, беречь её. И тогда каждый из вас будет чувствовать себя сильным, здоровым и счастливым человеком.

(Экологи оформляют свою страничку)

Итог занятия

Учитель: Мы собрали сегодня начало нового альбома « Город крылатого коня» Выйдите к доске и покажите свои страницы. На занятиях по краеведению мы изучаем родной край, учимся любить свою Родину. Потому что человек, не знающий своих корней, не знающий истории своей родины, не может любить её, творить её настоящее и думать о её будущем.Мы златоустовцы одна большая семья. Куда бы не раскидала нас судьба, мы остаёмся верными Родине. Я предлагаю вашему вниманию ещё раз совершить путешествие по нашему городу с помощью презентации «Моё Златоустье» (презентация 1)

Награждение

– За активное участие в исследовательской работе кружка за 2009-2010 учебный год почётными грамотами награждаются …

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Златоустовские просторы

Брейн-Ринг «Златоустовские просторы»

Брейн-Ринг

«Златоустовские просторы»

1 Бой «По следам горных великанов»

1 Бой «По следам горных великанов»

Эта гора по узнаваемости среди златоустовцев уступает разве только Таганаю.Она интересна тем, что с Гагарина и Демидовки откуда её видят большинство людей, она выглядит большой и далекой платообразной горой со скалистой вершиной, но это обман зрения. На самом деле это тонкий и узкий гребень. Что это за вершина, объясните её название?
  • Эта гора по узнаваемости среди златоустовцев уступает разве только Таганаю.Она интересна тем, что с Гагарина и Демидовки откуда её видят большинство людей, она выглядит большой и далекой платообразной горой со скалистой вершиной, но это обман зрения. На самом деле это тонкий и узкий гребень. Что это за вершина, объясните её название?
Этот хребет самый протяженный в области, его длина примерно 65 км. Самая высокая точка его- гора Голая( а по другому Вторая Сопка с высотой - 1198метров. Как называется этот хребет и как переводится его название с башкирского языка?
  • Этот хребет самый протяженный в области, его длина примерно 65 км. Самая высокая точка его- гора Голая( а по другому Вторая Сопка с высотой - 1198метров. Как называется этот хребет и как переводится его название с башкирского языка?
 Назовите самую высокую точку Таганая и Златоуста
  • Назовите самую высокую точку Таганая и Златоуста
Чем покрыты склоны Таганая, Александровской Сопки, Уреньги
  • Чем покрыты склоны Таганая, Александровской Сопки, Уреньги
Этот хребет начинается горой Паленой, нависающей огромной массой над площадью Металлургов. Является местом отдыха златоустовцев и гостей города, здесь в летнее время проводят фестиваль бардовской песни
  • Этот хребет начинается горой Паленой, нависающей огромной массой над площадью Металлургов. Является местом отдыха златоустовцев и гостей города, здесь в летнее время проводят фестиваль бардовской песни
Какое название носит западный отрог Косотура, его еще называют малым Косотуром ?
  • Какое название носит западный отрог Косотура, его еще называют малым Косотуром ?
Эти природные образования носят негласное название «8 чудо Света». Это чудо занимает пространство 5-6 км. Находится между хребтами Большой и Средний Таганай. Каждая капля этого чуда весит 9-10 тонн. Что это за объект?
  • Эти природные образования носят негласное название «8 чудо Света». Это чудо занимает пространство 5-6 км. Находится между хребтами Большой и Средний Таганай. Каждая капля этого чуда весит 9-10 тонн. Что это за объект?
Это – самый известный высокогорный источник Таганайского горного узла. Расположен на высоте 690 м на юго-восточном склоне Двуглавой сопки. Его вода очень прозрачная и вкусная. Среди лета температура воды 3-4 градуса, мягкость которой выше, чем у талого снега. Своё название получил из-за белых кварцитовых глыб, которыми природа сложила таганайские вершины. Дно источника, покрыто осколками кварцита. Одно из бытовавших ранее названий Белого ключа – Святой ключ.
  • Это – самый известный высокогорный источник Таганайского горного узла. Расположен на высоте 690 м на юго-восточном склоне Двуглавой сопки. Его вода очень прозрачная и вкусная. Среди лета температура воды 3-4 градуса, мягкость которой выше, чем у талого снега. Своё название получил из-за белых кварцитовых глыб, которыми природа сложила таганайские вершины. Дно источника, покрыто осколками кварцита. Одно из бытовавших ранее названий Белого ключа – Святой ключ.
Авантюрин- это кварцит белого, розового, оранжевого, вишневого или зеленого цвета с разноцветными включениями слюдымышление.  Авантюрин На Урале встречается авантюрин от желтого до красно-бурого цвета. Он ценится не дешевле лучших экземпляров нефрита. В различных странах авантюрин называют по-разному. А как его называют в Златоусте?
  • Авантюрин- это кварцит белого, розового, оранжевого, вишневого или зеленого цвета с разноцветными включениями слюдымышление.  Авантюрин На Урале встречается авантюрин от желтого до красно-бурого цвета. Он ценится не дешевле лучших экземпляров нефрита.
  • В различных странах авантюрин называют по-разному. А как его называют в Златоусте?
 Эта вторая вершина хр. Большой Таганай. Находится в 16 км к ССВ от Златоуста. Название получила за характерные гребнеобразные очертания и громкое, многократное эхо, возникающее из-за отражения звука от почти вертикальной скалистой стены. Высота 1155 м. Длина скалистой части около 800 м, относительная высота останцев от подножия Откликного до его вершины 150 м. Западный склон более пологий и покрыт курумами, восточный - крутой, в некоторых частях представляет собой почти вертикальную стенку
  • Эта вторая вершина хр. Большой Таганай. Находится в 16 км к ССВ от Златоуста. Название получила за характерные гребнеобразные очертания и громкое, многократное эхо, возникающее из-за отражения звука от почти вертикальной скалистой стены. Высота 1155 м. Длина скалистой части около 800 м, относительная высота останцев от подножия Откликного до его вершины 150 м. Западный склон более пологий и покрыт курумами, восточный - крутой, в некоторых частях представляет собой почти вертикальную стенку
2 бой «У природы нет плохой погоды…»

2 бой «У природы нет плохой погоды…»

Как называется климат Златоуста?
  • Как называется климат Златоуста?
Какой океан имеет наибольшее влияние на климат Златоуста?

Какой океан имеет наибольшее влияние на климат Златоуста?

Как называется старая метеостанция на Таганае?

Как называется старая метеостанция на Таганае?

Инициатором создания одной из первых метеостанций на Урале был академик Купфер. А кто является её организатором?
  • Инициатором создания одной из первых метеостанций на Урале был академик Купфер. А кто является её организатором?
П.П. Аносов Какой самый главный фактор , влияющий на климат города?

Какой самый главный фактор , влияющий на климат города?

3 бой «Улицы и архитектура и памятники города»

3 бой «Улицы и архитектура и памятники города»

Как фамилия русского писателя, инженера –путейца, учавствовавшем в строительстве участка железной дороги «Уфа-Златоуст». Он же является автором обелиска «Европа-Азия» на ЮУЖД , нед.алеко от станции Уржумка
  • Как фамилия русского писателя, инженера –путейца, учавствовавшем в строительстве участка железной дороги «Уфа-Златоуст». Он же является автором обелиска «Европа-Азия» на ЮУЖД , нед.алеко от станции Уржумка
Этот человек нам больше известен под именем «Иванко-крылатко», где ему установили памятник и чем он известен?
  • Этот человек нам больше известен под именем «Иванко-крылатко», где ему установили памятник и чем он известен?
Как называется стиль застройки городской площади Златоуста?

Как называется стиль застройки городской площади Златоуста?

Как называется здание, где хранили оружие?

Как называется здание, где хранили оружие?

Сколько улиц в Златоусте? А. 356 Б. 574 В. 275

Сколько улиц в Златоусте?

Назовите все проспекты Златоуста

Назовите все проспекты Златоуста

Назовите все площади Златоуста

Назовите все площади Златоуста

Как называлась улица Ленина до 1914 года

Как называлась улица Ленина до 1914 года

Памятник этому известному ученому-металлургу был установлен в 1954 году. Авторами памятника являются скульпторы А.П. Антропов, Н.Л. Штамм и архитектор Шульгина. Как зовут этого человека и где установлен это памятник?
  • Памятник этому известному ученому-металлургу был установлен в 1954 году. Авторами памятника являются скульпторы А.П. Антропов, Н.Л. Штамм и архитектор Шульгина. Как зовут этого человека и где установлен это памятник?
В сентябре 1979 года был открыт этот Мемориальный комплекс, авторами являются скульпторы Б.А. Маганов, А.П. Суленев, архитектор Ю.А. Казаков. Где находится этот комплекс и чему он посвящен ?
  • В сентябре 1979 года был открыт этот Мемориальный комплекс, авторами являются скульпторы Б.А. Маганов, А.П. Суленев, архитектор Ю.А. Казаков. Где находится этот комплекс и чему он посвящен ?
Что сейчас находится в доме горного начальника?
  • Что сейчас находится в доме горного начальника?
Где находится памятник Федерального значения под названием «Бастенькие» ворота и почему он так называется?
  • Где находится памятник Федерального значения под названием «Бастенькие» ворота и почему он так называется?
Где находится данный храмовый комплекс и как он называется?

Где находится данный храмовый комплекс и как он называется?

Одна из главных достопримечательностей г. Златоуста построенный на склоне горы с 1996-2002 году в едином архитектурном стиле. Здесь расположены уникальные и интересные достопримечательности города, место отдыха населения и гостей города. Что это за комплекс? Где он находится, чем примечателен?
  • Одна из главных достопримечательностей г. Златоуста построенный на склоне горы с 1996-2002 году в едином архитектурном стиле. Здесь расположены уникальные и интересные достопримечательности города, место отдыха населения и гостей города. Что это за комплекс? Где он находится, чем примечателен?
Кому установлены памятники в культурном комплексе «Красная Горка»?
  • Кому установлены памятники в культурном комплексе «Красная Горка»?
Известный скульптор Златоуста, Почетный гражданин города, является автором памятников: «Крылатый конь», «Иоанн Златоуст», «Иванко-крылатко», «Оранта» и др.
  • Известный скульптор Златоуста, Почетный гражданин города, является автором памятников: «Крылатый конь», «Иоанн Златоуст», «Иванко-крылатко», «Оранта» и др.
4 бой «Течет река…»

4 бой «Течет река…»

Эта река берет начало в 70 км от Златоуста, на склоне хребта Урал- Тау, на ней построены Семибратское водохранилище, Айское водохранилище. В переводе с башкирского «Лунная» река?
  • Эта река берет начало в 70 км от Златоуста, на склоне хребта Урал- Тау, на ней построены Семибратское водохранилище, Айское водохранилище. В переводе с башкирского «Лунная» река?
В 30-е годы 20 века, И. Сталин выделил средства для устранения последствий разлива этой реки в весеннее половодье, что это за река?
  • В 30-е годы 20 века, И. Сталин выделил средства для устранения последствий разлива этой реки в весеннее половодье, что это за река?
Назовите приток Ая, вдоль которой в 19 веке селились чуваши вместе с башкирами –вотченниками?
  • Назовите приток Ая, вдоль которой в 19 веке селились чуваши вместе с башкирами –вотченниками?
С него началось строительство завода в Златоусте. Находится на р.Ай, между склонами Уреньги и Косотур. В начале использовался как источник гидротехнической энергии для Златоустовского завода, в конце 19 века эта функция потеряла значение. В 20 веке место отдыха горожан.
  • С него началось строительство завода в Златоусте. Находится на р.Ай, между склонами Уреньги и Косотур. В начале использовался как источник гидротехнической энергии для Златоустовского завода, в конце 19 века эта функция потеряла значение. В 20 веке место отдыха горожан.
5 бой «Растения Златоуста»

5 бой «Растения Златоуста»

Это растение-эндемик. Носит название горец альпийский, встречается только в окрестностях Златоуста. Является одним из любимых лакомств горожан.У потребимо как в сыром виде, так и в выпечке как начинка.
  • Это растение-эндемик. Носит название горец альпийский, встречается только в окрестностях Златоуста. Является одним из любимых лакомств горожан.У потребимо как в сыром виде, так и в выпечке как начинка.
Как называют дикий чеснок, который растет на Таганае ? Его употребляют в пищу как приправу к основному блюду.
  • Как называют дикий чеснок, который растет на Таганае ? Его употребляют в пищу как приправу к основному блюду.
Весной во влажных местах можно встретить золотисто-желтые цветы. Растет по берегам рек, болотистых местах. У него лепестки золотистого цвета, никогда не раскрываются, загнуты внутрь, образуют бутон. Занесено в красную книгу.
  • Весной во влажных местах можно встретить золотисто-желтые цветы. Растет по берегам рек, болотистых местах. У него лепестки золотистого цвета, никогда не раскрываются, загнуты внутрь, образуют бутон. Занесено в красную книгу.
Название этого растения к нам пришло из глубины веков. Убегая от преследователя богиня красоты Венера, обронила туфельку в лесах, среди темных болот и от нее пошли эти чудные цветы. Что это за цветок и как он называется?
  • Название этого растения к нам пришло из глубины веков. Убегая от преследователя богиня красоты Венера, обронила туфельку в лесах, среди темных болот и от нее пошли эти чудные цветы. Что это за цветок и как он называется?

videouroki.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта