Растение шамбала википедия. Шамбала (растение)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Шамбала (растение). Растение шамбала википедия


Шамбала (растение) Википедия

Па́житник сенно́й, или па́житник гре́ческий, или шамбала́[1] (лат. Trigonélla foénum-graécum) — однолетнее растение; вид рода Пажитник семейства Бобовые (подсемейство Мотыльковые).

Произрастает в Восточной Европе, на Кавказе, в гористых местностях Турции, Ирака, Ирана и Средней Азии, встречается также в Египте и Эфиопии. Культивируется повсеместно. Предпочитает солнечные места произрастания с глинистой почвой.

Названия

Латинское название foenum-graecum означает греческое сено. Растение также известно как фенугрек (fenugreek), шамбала, хельба (хильба), метхи (methi), чаман[2][3].

Ботаническое описание

Растение высотой до 60 см с очерёдными тройчатосложными листьями длиной 2 см; листочки яйцеобразные и по краям немного зубчатые.

Стебель ветвистый, округлый, корень стержневой.

Цветки сидячие, по одному — два в пазухах листьев, мотыльковые, очень маленькие, желтовато-белые, а в основании светло-фиолетовые. Растение цветёт с мая до июня.

Из цветков развиваются длинные (до 10 см) узкие (толщиной 4—5 мм) голые или опушённые бобы с твёрдыми прямоугольными семенами.

Хозяйственное значение и применение

В качестве лекарственного сырья используют семя пажитника сенного (лат. Semen Trigonellae foenum-graeci), собранное в фазе зрелости, содержащее до 1,34 % суммы стероидных сапонинов (диосгенин, тигонин, ямогенин).

Всё растение обладает интенсивным запахом.

Семена пажитника незаменимы для приготовления многих блюд индийской кухни, например, дхала. Молодые побеги используют в качестве приправы к мясным блюдам и в сыроварении. Входят также в состав смеси приправ хмели-сунели и смеси чаман, которой покрывают вяленую мясную вырезку — бастурму. Содержат большое количество галактоманнана, известного под названием «камедь пажитника», который используется как пищевая добавка Е417.

Литература

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Пажитник сенной — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Па́житник сенно́й, или па́житник гре́ческий, или шамбала́[1] (лат. Trigonélla foénum-graécum) — однолетнее растение; вид рода Пажитник семейства Бобовые (подсемейство Мотыльковые).

Произрастает в Восточной Европе, на Кавказе, в гористых местностях Турции, Ирака, Ирана и Средней Азии, встречается также в Египте и Эфиопии. Культивируется повсеместно. Предпочитает солнечные места произрастания с глинистой почвой.

Названия

Латинское название foenum-graecum означает греческое сено. Растение также известно как фенугрек (fenugreek), шамбала, хельба (хильба), метхи (methi), чаман[2][3].

Ботаническое описание

Растение высотой до 60 см с очерёдными тройчатосложными листьями длиной 2 см; листочки яйцеобразные и по краям немного зубчатые.

Стебель ветвистый, округлый, корень стержневой.

Цветки сидячие, по одному — два в пазухах листьев, мотыльковые, очень маленькие, желтовато-белые, а в основании светло-фиолетовые. Растение цветёт с мая до июня.

Из цветков развиваются длинные (до 10 см) узкие (толщиной 4—5 мм) голые или опушённые бобы с твёрдыми прямоугольными семенами.

Хозяйственное значение и применение

В качестве лекарственного сырья используют семя пажитника сенного (лат. Semen Trigonellae foenum-graeci), собранное в фазе зрелости, содержащее до 1,34 % суммы стероидных сапонинов (диосгенин, тигонин, ямогенин). Сырьё используется для получения препарата «Пасенин», обладающего антисклеротическим действием[4].

Всё растение обладает интенсивным запахом.

Семена пажитника незаменимы для приготовления многих блюд индийской кухни, например, дхала. Молодые побеги используют в качестве приправы к мясным блюдам и в сыроварении. Входят также в состав смеси приправ хмели-сунели и смеси чаман, которой покрывают вяленую мясную вырезку — бастурму. Содержат большое количество галактоманнана, известного под названием «камедь пажитника», который используется как пищевая добавка Е417.

Напишите отзыв о статье "Пажитник сенной"

Литература

  • Дудченко Л. Г., Козьяков А. С., Кривенко В. В. Пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения: Справочник / Отв. ред. К. М. Сытник. — К.: Наукова думка, 1989. — 304 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-12-000483-0.

Примечания

  1. ↑ Пажитник — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. ↑ [spicelist.ladyro.net/fenug.htm Специи]
  3. ↑ [ukrspice.kiev.ua/special/fenugreek.html Фенугрек]
  4. ↑ Блинова К. Ф. и др. [herba.msu.ru/shipunov/school/books/botaniko-farmakognost_slovar1990.djvu Ботанико-фармакогностический словарь : Справ. пособие] / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 218. — ISBN 5-06-000085-0.

Ссылки

  • [www.ars-grin.gov/cgi-bin/npgs/html/taxon.pl?40421 Пажитник сенной] (англ.): информация на сайте GRIN  (Проверено 23 июля 2009)
  • [eol.org/pages/703366/overview Пажитник сенной]: информация на сайте «Энциклопедия жизни» (EOL) (англ.) (Проверено 23 июля 2009)
  • [plants.usda.gov/java/profile?symbol=TRFO80 Пажитник сенной на сайте USDA NRCS] (англ.) Проверено 27 ноября 2008 г.

Отрывок, характеризующий Пажитник сенной

– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня. Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо. – Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!… Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет. Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно. «Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню. «Нет, она совсем другая. Я не могу»! Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки. – Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.

wiki-org.ru

Шамбала (растение) - это... Что такое Шамбала (растение)?

 Шамбала (растение)

Па́житник сенно́й, или гре́ческий, или шамбала́[1] (лат. Trigonélla foénum-graécum) — однолетнее растение; вид рода Пажитник семейства Бобовые (подсемейство Мотыльковые).

Латинское название foenum-graecum означает греческое сено.

Описание

Растение высотой до 60 см с трёхчастными клеверообразными листьями длиной 2 см; листочки яйцеобразные и по краям немного зубчатые.

Стебель ветвистый, округлый, корень стержневой.

Цветки очень маленькие, желтовато-белые, а в основании светло-фиолетовые. Растение цветёт с мая до июня.

Из цветков развиваются длинные (до 10 см) узкие бобы с твёрдыми прямоугольными семенами.

Всё растение обладает интенсивным запахом.

Предпочитает солнечные места произрастания с глинистой почвой.

Семена пажитника незаменимы для приготовления многих блюд индийской кухни, например, дхала. Входят также в состав смеси приправ хмели-сунели. Содержат большое количество галактоманнана, известного под названием «камедь пажитника», который используется как пищевая добавка Е417.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Шальнев
  • Шамиль Мунасыпович Абдрашитов

Смотреть что такое "Шамбала (растение)" в других словарях:

  • Шамбала (значения) — Шамбала: Шамбала  мифическая страна в Тибете или окрестных регионах. Шамбала (город) город в Гардзе Тибетском автономном округе, до 2005 года Санпи (桑披). Шамбала (мультфильм)  мультипликационный фильм. Шамбала (народ)  народ в… …   Википедия

  • растение — автохор, пересадок, рассада, растеньице, семенник Словарь русских синонимов. растение сущ., кол во синонимов: 4422 • аа (3) • абака …   Словарь синонимов

  • шамбала — сущ., кол во синонимов: 6 • народ (200) • пажитник (2) • растение (4422) • …   Словарь синонимов

  • TRIGONELLA FOENUM GRAECUM L. - ПАЖИТНИК СЕННОЙ, ШАМБАЛА — см. 430. Однолетнее растение. Т. foenum graecum L. П. сенной, Шамбала Sp. pl. (1753) 777. Медведев (1948) 63, рис. Синская (1950) 503; (1957) 218. Ларин II (1951) 551, рис. Gamier (1961) 781, f. S y n. Foenumgraecum sativum Medic.; T. officinale… …   Справочник растений

  • Пажитник сенной — У этого термина существуют и другие значения, см. Шамбала (значения). ? Пажитник сенной …   Википедия

  • Вкусовые добавки — Запрос «Специи» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вкусовые добавки  приправы и пряности …   Википедия

  • Trigonella foenum-graecum — ? Пажитник сенной Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885 Научная классификация …   Википедия

  • Фенугрек — ? Пажитник сенной Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885 Научная классификация …   Википедия

  • Приправы — См. также: Spice (значения) Вкусовые добавки  приправы и пряности. Вкусовые добавки к пище или приправы  химические вещества, отдельные части биологических продуктов растительного происхождения и их смеси, предназначенные для улучшения вкусовых и …   Википедия

  • Приправа — См. также: Spice (значения) Вкусовые добавки  приправы и пряности. Вкусовые добавки к пище или приправы  химические вещества, отдельные части биологических продуктов растительного происхождения и их смеси, предназначенные для улучшения вкусовых и …   Википедия

dic.academic.ru

Пажитник сенной (Тригонелла) — SportWiki энциклопедия

Пажитник (Fenugreek, Тригонелла)[править]

Семена пажитника

Пажитник сенной (Trigonella foenum-graecum или Fenugreek) - однолетнее растение семейства бобовых (Fa­baceae). Происходит из Восточного Среди­земноморья, возделывается на юге России как пряное растение. С лечебной целью используют главным образом зрелые семена. Реже применяют траву, собранную во время цветения. Многие годы тригонелла использовалась в индийской народной медицине.

Пажитник (Fenugreek, Тригонелла)

Растительные спортивные добавки начали набирать популярность после проведенного исследования, которое показало, что тригонелла способна ингибировать ароматазу у крыс и как следствие увеличивать уровень тестостерона[1], однако данный эффект не подтвердился на людях.

Состав[править]

По данным Шретер (2004 г)[2] семена и экстракт пажитника содержат:

  • Стероидные сапонины: диосгенин, диосцин (слабое противоопухолевое действие[3]), а также в небольших количествах триллин, тигогенин, сапогенин, гитогенин, тигогенин.
  • Флавоноиды: изовитексин, витексин, лютеолин, виценин I и II, гомоориентин, витексин-7-О-β-D-глюкозид и др.
  • Алкалоид тригонеллин, который обладает слабой антиароматазной активностью
  • Холин
  • Слизистые и горькие вещества, эфирное масло, жирное масло, витамины.

По разным данным содержание стероидных сапонинов в семенах составляет от 1,34%[4] до 5,2%[5], в траве – 2,3%.

Новые исследования[править]

Steels E и соавторы в 2011 году опубликовали научную работу, в которой проверили действие пажитника (препарат Тестофен, доза 600 мг в сутки, в течение 6 недель) на либидо и уровень тестостерона на 60 здоровых добровольцах. Выяснилось, что экстракт пажитника действительно повышает либидо, усиливает оргазм, однако никак не влияет на уровень тестостерона.[6]

Еще одно исследование 2009 году в "Medicine and Science in Sports and Exercise" пришло к такому же результату: Fenugreek не влияет на гормональный профиль человека.[7] В 2006 году журнал разместил данные о том, что пажитник может даже понижать уровень андрогенов в крови и обладает контрацептивным действием у мышей (подавляет способность к оплодотворению обоих полов).[8]

Исследование Colin Willborn за 2010 год[9] не выявило существенных изменений в показателях выносливости, силы, массы тела, уровня дигидротестостерона и гемодинамических параметров. Вред для здоровья не обнаружен.

"Внимание"Таким образом, можно заключить, что анаболический эффект отсутствует. Возможно, имеется адаптогенное действие, проявляющееся незначительным увеличением силовых показателей у некоторых спортсменов.

Влияние на либидо[править]
Данные исследования, основанные на опросе участников

Тысячи сообщений в сети о чудодейственной силе пажитника основаны на единственной публикации, в которой было сказано, что после приема пажитника либидо увеличилось на 28%.

Материал основан на исследовании австралийской компании ASN, который был опубликован в журнале Фитотерапевтические исследования. В исследовании принимали участие 60 здоровых мужчин в возрасте от 25 до 52 лет, ведущие нормальную половую жизнь. Одна группа принимала плацебо, другая группа ежедневно принимала 600 мг пажитника, 17 мг магния, 15 мг цинка и 5 мг витамина В6. Данная комбинация препаратов является традиционной для добавок, воздействующих на либидо. Препараты принимались в течение 6 недель.

Результаты исследования основаны на опросах участников эксперимента, а также анализах крови. Сразу скажем, что уровень тестостерона и пролактина не показал статистически значимых изменений. Если в начале эксперимента в группе Плацебо уровень тестостерона показывал 14.6 нмоль на литр, то в конце эксперимента уровень снизился до 13.1 нмоль. В группе «Пажитник» уровень тестостерона снизился с 14.8 до 14.3 нмоль. К сожалению, ученые не измеряли уровень свободного тестостерона.

Статистические данные основаны на системе DlSF-bR.

Способ применения и дозы[править]

Рекомендуемая доза экстракта пажитника составляет 300 мг, 2 раза в сутки.[10] Если добавка содержит цельные части растения, до дозировка значительно повышается, так как концентрация активных веществ в растении небольшая.

Спортивное питание и добавки[править]

Применение в медицине[править]

Семена пажитника входят в Британскую травяную фармакопею (БТФ), применяются в китайской, индийской и западноевропейской медицине[11]. В результате изучения фармакологической активности установлено, что порошок и жирное масло пажитника сенного обладают гипохолестеринемической активностью, сравнимой с эффектом выпускавшегося в СССР препарата Полиспонин, производившегося из корневищ с корнями диоскореи ниппонской[12].

Тригонелла также способствует восс­тановлению физической силы после болезни. В болгарской народной медицине рекомендуют применять растение при общей слабости[13]. В китайской медицине траву издавна используют при импотенции и других нарушениях половой функции у мужчин[14]. Аналогичным действием обладают семена пажитника[15].

Кроме того, у семян пажитника сенного выявлено гипогликемическое действие, причем как при диабете 1-го, так и 2-го типа. Было проведено рандомизированное исследование по действию семян пажитника на уровень глюкозы в крови и липидов сыворотки на пациентах с диабетом 1-го типа. Пажитниковая диета значительно снизила сахар в крови и улучшила показатели теста толерантности к глюкозе. В результате было отмечено снижение на 54% глюкозы в суточной моче. Уровень общего холестерина сыворотки, низкой (LDL) и очень низкой (VLDL) плотности и триглицериды были также значительно снижены, тогда как холестерин липопротеидов высокой плотности (HDL) остался на прежнем уровне[16].

Введение экстракта пажитника диабетическим STZ-крысам уменьшало уровень глюкозы в крови до 58%, восстанавливало содержание гликогена в печени и значительно уменьшало почечный гликоген, а также активность печеночной глюкозо-6-фосфатазы. С другой стороны, результаты демонстрировали, что пажитник был способен in vitro тормозить активность альфа-амилазы в дозо-зависимой манере. Эти данные показывают, что гипогликемический эффект обусловлен инсулиноподобным действием, а также игибированием активности кишечной альфа-амилазы[17].

  1. ↑ Aswar U. et al. Effect of furostanol glycosides from Trigonella foenum‐graecum on the reproductive system of male albino rats //Phytotherapy research. – 2010. – Т. 24. – №. 10. – С. 1482-1488.
  2. ↑ [Шретер и др., 2004]
  3. ↑ Wang Z, Cheng Y. Dioscin induces cancer cell apoptosis through elevated oxidative stress mediated by downregulation of peroxiredoxins. Cancer Biol Ther. 2012 Feb 1;13(3):138-47. Epub 2012 Feb 1.
  4. ↑ [Энциклопедический словарь, 1999]
  5. ↑ [Орловская и др., 2004]
  6. ↑ Steels E, Rao A, Vitetta L. Physiological Aspects of Male Libido Enhanced by Standardized Trigonella foenum-graecum Extract and Mineral Formulation. Phytother Res. 2011 Feb 10.
  7. ↑ Fenugreek Extract Supplementation Has No Effect on the Hormonal Profile of Resistance-Trained Males; Lem Taylor, et al.; May 2009
  8. ↑ "Contraception"; Evaluation of the Potential Antifertility Effect of Fenugreek Seeds in Male and Female Rabbits; A. Kassem, et al.; March 2006
  9. ↑ http://suppversity.blogspot.ru/2010/11/trigonella-foenum-graecum-slightly.html
  10. ↑ Steels E, Rao A, Vitetta L. Physiological Aspects of Male Libido Enhanced by Standardized Trigonella foenum-graecum Extract and Mineral Formulation. Phytother Res. 2011 Feb 10.
  11. ↑ [Энциклопедический словарь, 1999]
  12. ↑ [Орловская и др., 2004]
  13. ↑ [Современная фитотерапия, 1988]
  14. ↑ [Duke & Ayensu, 1985]
  15. ↑ [Ахмедов, 1992; Мазнев, 1994; Manfred, 1977]
  16. ↑ [Sharma et al., 1990]
  17. ↑ [Gad et al., 2006]

sportwiki.to

Шамбала.

 

 

Шамбала (фенугрек, пажитник греческий, греческое сено, треуголка, верблюжья трава, греческий козий трилистник). Пажитник греческий — он же, фенугрек — однолетнее травянистое растение семейства бобовых. Стебель малоразветвленный, высотой 50-60 см. Цветки мелкие, желтые. Семена ромбической формы, мелкие, длиной 4 мм, коричнево-желтые. Плоды образуются в стручках треугольной формы, цвет коричнево-желтый (4 мм), не более 20 штук в стручке. Вкус их сладковатый с горчинкой, улучшается после обжаривания, приобретая вкус жженого сахара. Во время цветения растение издает своеобразный, приятный аромат.

Родина растения - восточная часть Средиземноморья, Малая Азия. Произрастает в Южной Европе, Малой Азии, Иране, Сирии, Ираке, Пакистане, Монголии, Японии, Северной Африке, Эфиопии, США. Его выращивают в странах Средиземноморья, Эфиопии, Индии, Китае и Аргентине, в СНГ-на юге Закавказья.

Пажитник греческий обладает своеобразным горьковатым запахом, похожим на аромат свежескошенного сена.

У немцев пажитник - "фенугрек", что дословно обозначает "козьи рога": они связывают название этой пряности с внешним видом стручков, напоминающих рога козы. Русское название происходит от устаревшего "пажить", означающего пастбище, на котором сейчас пасется скот. Коровы просто обожают сушеный пажитник, который кое - где и называют "греческое сено". Мудрые хозяева добавляют его в плохой корм, чтобы улучшить вкус последнего и сделать съедобным.

Пажитник древние египтяне и греки употребляли как овощ. Семена шамбалы применяли для бальзамирования мумий. Использовали в лечебных целях. Карл Великий, например, в своих владениях разводил пажитник и использовал его как средство от облысения.

В желто-бурых сухих семенах содержатся небольшие количества алкалоида тригонеллина, никотиновая кислота, стероидные сапогенины, калий, крахмал, сахар, флавоноиды, слизистые и горькие вещества, эфирные масла, белки, танины, витамины А, С и В, фосфор, мышьяк, железо и энзимы.

Жареные семена шамбалы употребляли женщины в гаремах, чтобы их волосы выглядели наилучшим образом. В качестве пряности стали использовать семена пажитника, соединяя их с другими специями. Наилучшим образом они проявили себя в пряных смесях "карри", американских чатни и т. д.

В качестве пряности используют сухие семена шамбалы неправильной формы, ребристые, почти кубические. В продажу они поступают в виде порошка, растереть их без машины очень трудно.

В пищу используют листья и нежные стебли. В виде сухой травы, измельченной в душистый порошок, его добавляют в "зеленый сыр".

Эта пряность придает блюдам ореховый привкус, поэтому в некоторые овощные блюда вместо шамбалы можно добавлять поджаренный и измельченный фундук. В русской кухне она не используется, но широко распространена в Армении под названием "чаман". Фенугрек добавляют в тесто для придания аромата хлебу.

Семена пажитника содержат до 30 % слизи, которую используют в фармацевтике и текстильной промышленности. В состав пряных смесей или приправ входят размолотые зрелые плоды. Он входит в состав смеси из куркумы, смеси для кленового сиропа, "хмели-сунели", аджики. В США пажитником ароматизируют ром и кленовый напиток, иногда добавляют в тесто. В Индии из обжаренных семян готовят суррогатный кофе. Из молодых растений готовят салат.

Кроме того, они подходят для приготовления чатни (индийская приправа из маринованного манго) и маринадов.

Поступающий в продажу готовый порошок часто горчит, поэтому лучше использовать свежемолотые семена.

Чтобы аромат пажитника раскрылся во всей красе, необходимо перед употреблением обжарить семена на сухой сковороде.

Обжаривая семена пажитника, не давайте им покраснеть, иначе специя будет горчить.

Именно листья шамбалы широко использовались в ворожбе индийскими брахманами еще многие сотни лет тому назад. Излюбленное растение индийцев носит имя легендарной страны, в которой хранятся высшие тайны тантризма и буддизма, что призывает к уважительному и внимательному отношению к этому растению.  Листьям пажитника посвящена отдельная глава в знаменитом ведовском травнике "Алиада Ансата". Упоминается пажитник и в манускрипте "О свойствах предметов к ведовству назначенных".

Полезные свойства шамбалы высоко ценил Гиппократ. В Древнем Египте пажитник применяли для облегчения родов и усиления лактации. В Европе его используют при болезненных менструациях. Туристы заваривают чай из пажитника как средство против желудочных спазмов, вызванных непривычной пищей. В Китае это растение используют для успокоения болей в животе. Как показали недавние исследования, пажитник может снижать уровень сахара в крови.

Семена — традиционное средство для стимуляции половой активности. В Китае им лечат от импотенции. Семена эффективны при болезненных месячных и симптомах менопаузы. Служат целебной горечью для пищеварительного тракта, полезны при диабете, а наружно - при воспалениях кожи. Собирают зрелыми.

Надземные части - на Ближнем Востоке и Балканах - народное средство от спазмов, связанных с болезненными менструациями, поносом или гастроэнтеритом. Облегчают родовые схватки. Собирают в конце лета.

Капсулы шамбалы - помогают регулировать метаболизм глюкозы при старческом диабете. Паста из измельченных в порошок семян помогает от фурункулов и целлюлита. Настой  пьют при кишечных спазмах, родовых схватках и болезненных менструациях. Настой готовят и из проросших семян.

Пажитник усиливает сокращения матки, поэтому он противопоказан при беременности, но его надземные части полезны для стимуляции родов.

Больные инсулинозависимым диабетом, прежде чем использовать эту траву для снижения сахара в крови, должны проконсультироваться с врачом.

Пажитник имеет и лечебные свойства и используется в фармацевтической промышленности. Он содержит 30% слизи, которая применяется для приготовления бактерицидных пластырей, используемых при нагноениях, нарывах. Благодаря мягчительным свойствам годится при лечении простудных заболеваний как отхаркивающее и противовоспалительное средство.

Растворяет и размягчает сгустившиеся массы слизи, способствует удалению токсичных продуктов через лимфатическую систему.

 

 

 

 

speciesinfo.ru

Шамбала Википедия

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну[1]. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской[1].

В Махабхарате

Самбхала — мифическая деревня (селение), упоминание о которой впервые появляется в «Махабхарате», древнеиндийском эпическом сказании, книге третьей Араньякапарве (Лесная книга) в главе 188 (188:90 — 91) «Сказания о беседах Маркандеи»:

«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов».

Впоследствии это пророческое повествование мудреца Маркандеи заимствуется, дополняется и адаптируется применительно к буддистской философии некоторыми буддийскими школами. Здесь Самбхала уже Шамбала, и не просто селение, а уже чудесная страна которой правит король Сучандра. Место нахождения Шамбалы переносится из ведической брахманической Индии в области, где не существует варново-кастовой системы деления, с которой как известно буддийскому учению не по пути, то есть в Тибет. Возможно, это поселение расположено в Семиречье ведическом, области исторически и традиционно связанной с появлением и распространением брахманизма.

В буддийском учении Калачакра-тантры

Калачакра. Мандала из Монастыря Сера, Тибет

Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в Калачакра-тантре (X век н. э.), которая, как утверждают, сохранился со времён царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде Шамбала была царством в Средней Азии. Её царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдёт великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвящённых Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причём эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла[2][3].

На древних картах

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э.[4]

В различных учениях

В Теософии Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби[5][6][7], так и Гималаи[8][9]. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии была развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом[1].

В трудах Елены Блаватской

В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым островом, расположенным в центральной Азии[1], или как «Священный остров в пустыне Гоби»[5]. Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли своё прибежище[1]. Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рождён грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на белом коне, Христос[8]. Однако идея Шамбалы играет в Тайной доктрине определённо малую роль[1].

Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой Белой ложей гималайских адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой ложи, и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.

В трудах Алисы Бейли

Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру Великого Белого братства в Шамбалу и не считала её как физически существующее место, а скорее как нематериальный город[1]:

Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется «Белый остров». Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьёт эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана[6].

В других случаях понятие Шамбалы Алисой Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении:[1]

Шамбала — это просто слово, передающее идею обширной фокусной точки энергий, которые собраны и сведены вместе планетарным Логосом для того, чтобы творить проявление, адекватное Его раскрывающемуся намерению и планетарному служению.

В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами планетарного Логоса (Земли) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре[10], а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа»[11].

В учении Николая и Елены Рерих

В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение[1]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского[12][13] учения Рерихов возникло новое религиозное движение[14] Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы[14].

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо[15].

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней великого знания и света, существующей «с незапамятных времён и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»[16].

Так же как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих учителей, которых она также называла Махатмами или Белыми Братьями[16].

В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в соответствии с представлениями, господствующими в данное время, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших учений, связанных с Сибирью[17].

Иные представления о Шамбале

Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии[18].

Другая версия[Чья?] гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

В популярной культуре

  • В романе писателя Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» литературной аллегорией Шамбалы стала страна Шангри-Ла.
  • Экспедиция, нашедшая Шамбалу, описана в романе советского писателя Еремея Парнова «Проснись в Фамагусте» (первая публикация — журнал «Октябрь», 1983 год)
  • У группы Би-2 есть песня «Шамбала».[19]
  • У группы Three Dog Night есть песня Shambala.
  • У группы Four Vicious Walls дебютная пластинка называлась «Secrets of Shambhala. The Beginning» — первая часть ожидаемой трилогии.
  • В игре Uncharted 2: Among Thieves Шамбала представлена страной-раем. В ней, по легенде, хранится камень Чинтамани, дающий неограниченную власть своему владельцу.
  • В аниме Стальной алхимик, Шамбала представлена как вселенная Эда, в которой он воскресил своего младшего брата Альфонса. В полнометражном фильме «Повелитель Шамбалы», нацисты из нашего мира ищут путь в Шамбалу, и пытаются захватить Эда для того, чтобы использовать его навыки алхимии для проникновения в его мир для последующего захвата Шамбалы.
  • В игре Corpse Party Book of Shadows 5 глава названа аллегорией Шамбалы, Шангри-Ла. Кроме того, открывающая тема игры Corpse Party: Blood Covered имеет название Шангри-Ла.
  • В игре Far Сry 4 аллегорией Шамбалы так же, как и в романе Джеймса Хилтона, является страна Шангри-ла.
  • В американском художественном фильме 2016 года «Доктор Стрэндж» присутствует эпизодический момент, где герою вручают лист с надписью «Shambala» как пароль от Wi-Fi.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. стр.102—103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  2. ↑ Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило.— Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  3. ↑ Баркова А. Л. Шамбала и её цари / Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: Международный центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. Рецензент доктор исторических наук, профессор Н. Л. Жуковская. Приложение А. Л. Барковой.
  4. ↑ Гумилёв Л. Н., Кузнецов Б. И. Две традиции древнетибетской картографии / Ландшафт и этнос. VIII
  5. ↑ 1 2 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина.— т.2.— СПб., 1991. ISBN 5-87452-004-X, стр.391
  6. ↑ 1 2 Бейли А. А. Посвящение человеческое и солнечное.— М., 1999. ISBN 5-93192-011-0, ISBN 5-93192-012-9, с.189
  7. ↑ Ледбитер Ч. У. Учителя и Путь
  8. ↑ 1 2 Блаватская Е. П. Теософский Словарь.— М., 1991.— стр.511.— ISBN 5-87212-016-8
  9. ↑ Бейли А. А. Трактат о Космическом Огне.— т. 2.— М., 2002.— с.186.— ISBN 5-9261-0026-7
  10. ↑ Бейли А. А. Судьба наций.— М., 1999.— с.26. ISBN 5-89117-036-1
  11. ↑ Бейли А. А. Телепатия и эфирный проводник. — М., 1999. — с. 183. ISBN 5-89117-032-9
  12. ↑ § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  13. ↑ Агни Йога Архивировано 25 октября 2011 года. // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  14. ↑ 1 2 Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.Стр.103. «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
  15. ↑ Рёрих Н. К. «Сердце Азии»  (недоступная ссылка с 10-05-2013 [1885 дней])
  16. ↑ 1 2 Письмо Е. И. Рерих Ф. А. Буцену 25.03.1935  (недоступная ссылка с 10-05-2013 [1885 дней])
  17. ↑ «Мир Огненный», ч.1, 1933, первое издание, с.51
  18. ↑ Trungpa C. Shambhala, The Sacred Path of the Warrior. Shambhala, 1988 — Шамбала: Священный путь воина
  19. ↑ Шамбала (рус.). Проверено 25 декабря 2016.

Научная литература

  • Андреев А. И. Время Шамбалы. — СПб.: ИД «Нева», 2004. — 384 с.
  • Балагушкин Е. Г., Гуща И. А. Шамбала // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с. — ISBN 5-8291-0756-2.
  • Берзин А. Ошибочные западные мифы о Шамбале.
  • Берзин А. Россия, Япония и докоммунистический Тибет: роль легенды о Шамбале.
  • Буланцев С. Беловодье, Тебу, Шамбала ?.. // Журнал «Вокруг света», № 3, 1979.
  • Гумилёв Л. Н. Страна Шамбала в легенде и в истории // Гумилёв Л. Н. Сочинения: Древний Тибет. — М.: ДИ ДИК, 1996. — С. 298—303. («Азия и Африка сегодня». — 1968. — № 5.)
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. — Научное издание.— Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова.— Х.: Издательство «Основа» при Харьковском Государственном Университете, 1990.— 129 с. (В книге приведены основные источники сведений о Шамбале)
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: МЦР, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. См. там же Баркова А. Л. Шамбала и её цари
  • Стрелков А. М. Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра. — Улан-Удэ: Удумбара, 2010. — 300 с.
  • Шамбала (недоступная ссылка с 14-06-2016 [754 дня]) // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.

Публицистика

wikiredia.ru

Шамбала - это... Что такое Шамбала?

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну[1]. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской[1].

В буддийском учении Калачакра-тантры

Калачакра. Мандала из Монастыря Сера, Тибет.

Первое упоминание о Шамбале встречается в тексте Калачакра-тантры (Х век), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла[2][3].

На древних картах

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э.[4]

В различных учениях

В Теософии Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби[5][6][7], так и Гималаи[8][9]. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии была развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом[1].

В трудах Елены Блаватской

В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым Островом, расположенным в центральной Азии[1], или как «Священный Остров в пустыне Гоби»[5]. Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли свое прибежище[1]. Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рожден грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на Белом Коне, Христос[8]. Однако идея Шамбалы играет в Тайной Доктрине определённо малую роль[1].

Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой Белой Ложей Гималайских Адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой Ложи, и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.

В трудах Алисы Бейли

Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру Великого Белого Братства в Шамбалу и не считала её как физически существующее место, а скорее как нематериальный город[1]:

Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется «Белый Остров». Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьет эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана[6].

В других случаях понятие Шамбалы Алисой Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении:[1]

Шамбала — это просто слово, передающее идею обширной фокусной точки энергий, которые собраны и сведены вместе планетарным Логосом для того, чтобы творить проявление, адекватное Его раскрывающемуся намерению и планетарному служению.

В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами Планетарного Логоса (Земли) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре[10], а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа»[11].

В учении Николая и Елены Рерих

В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение[1]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского[12][13] учения Рерихов возникло новое религиозное движение[14] Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы[14].

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо[15].

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»[16]. Также как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих Учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями[16].

В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в связи с понятием века, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью[17].

Иные представления о Шамбале

Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии[18].

Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

В популярной культуре

  • В новелле писателя-фантаста Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» литературной аллегорией Шамбалы стала страна Шангри-Ла.
  • В игре «Uncharted 2:Among Thieves» Шамбала представлена страной-раем. В ней по легенде хранится камень Чинтамани, дающий неограниченную власть своему владельцу.
  • Браслеты Шамбала, ставшие хитами продаж во всем мире. Легенда коммерсантов приписывает авторство монахам Шамбалы, несмотря на очевидное португальское происхождение в Азии и заимствование португальцами плетения и формы у индейцев Тупи.[19]

См. также

Литература

  • Гумилев Л. Н. Страна Шамбала в легенде и в истории // Гумилев Л.Н. Сочинения: Древний Тибет. — М.: ДИ ДИК, 1996. — С. 298—303.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. — Научное издание.— Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова.— Х.: Основа[20], 1990.— 129 с. (В книге приведены основные источники сведений о Шамбале)
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: МЦР, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. См. там же Баркова А. Л. Шамбала и её цари
  • Андреев А. И. Время Шамбалы. — СПб.: ИД «Нева», 2004. — 384 с.
  • Буланцев С. Беловодье, Тебу, Шамбала ?.. // Журнал «Вокруг света», № 3, 1979.
  • Берзин А. Ошибочные западные мифы о Шамбале.
  • Берзин А. Россия, Япония и докоммунистический Тибет: роль легенды о Шамбале.
  • Кочаров А. «Танка Шамбалы». Лекция. — М.: МЦР, 01.12.2003 (автор — профессор тибетской живописи).
  • Стрелков А. М. Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра. — Улан-Удэ: Удумбара, 2010. — 300 с.
  • Рерих Н. К. Шамбала сияющая / Восток-Запад. — М.: МЦР, 1994. — 104 с.
  • Генон Р. Царь мира. Представления об Агартхе на Западе // Вопросы философии. 1993, № 3. С. 97-133.
  • Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. стр.102—103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  2. ↑ Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило.— Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  3. ↑ Баркова А. Л. Шамбала и её цари / Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: Международный центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. Рецензент доктор исторических наук, профессор Н. Л. Жуковская. Приложение А. Л. Барковой.
  4. ↑ Гумилёв Л. Н., Кузнецов Б. И. Две традиции древнетибетской картографии / Ландшафт и этнос. VIII
  5. ↑ 1 2 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина.— т.2.— СПб., 1991. ISBN 5-87452-004-X, стр.391
  6. ↑ 1 2 Бейли А. А. Посвящение человеческое и солнечное.— М., 1999. ISBN 5-93192-011-0, ISBN 5-93192-012-9, с.189
  7. ↑ Ледбитер Ч. У. Учителя и Путь
  8. ↑ 1 2 Блаватская Е. П. Теософский Словарь.— М., 1991.— стр.511.— ISBN 5-87212-016-8
  9. ↑ Бейли А. А. Трактат о Космическом Огне.— т. 2.— М., 2002.— с.186.— ISBN 5-9261-0026-7
  10. ↑ Бейли А. А. Судьба наций.— М., 1999.— с.26. ISBN 5-89117-036-1
  11. ↑ Бейли А. А. Телепатия и эфирный проводник.— М., 1999.— с.183. ISBN 5-89117-032-9
  12. ↑ § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  13. ↑ Агни Йога // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  14. ↑ 1 2 Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.Стр.103. «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
  15. ↑ Рёрих Н. К. «Сердце Азии»
  16. ↑ 1 2 Письмо Е. И. Рерих Ф. А. Буцену 25.03.1935
  17. ↑ «Мир Огненный», ч.1, 1933, первое издание, с.51
  18. ↑ Trungpa C. Shambhala, The Sacred Path of the Warrior. Shambhala, 1988 — Шамбала: Священный путь воина
  19. ↑ WebRealist.com/браслет-шамбала . Правда и мифы о браслетах Шамбала
  20. ↑ Издательство «Основа» при Харьковском Государственном Университете

dic.academic.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта