Растения вокруг нас. Конспект занятия по экологическому воспитанию "Растения вокруг нас"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок - экскурсия "Мир растений вокруг нас". Растения вокруг нас


Растения вокруг нас

Пташке ветка дороже золотой клеткиМир растений вокруг нас очень многообразен. Живой лес, под пологом которого цветущие травы – это поистине наш зелёный храм.

Особенно радуют растения вокруг нас в моей любимой Сибири. Здесь почти повсеместно зелёное море тайги, первозданная природа. Но, пожалуй, главное – покой и тишина, которую нарушают лишь пение птиц, шелест листьев, но главный фон всё-таки – тишина. Например, в Омской области можно в полной мере наслаждаться красотами природы, особенно в северной стороне. Мест, где можно отдохнуть душой и телом, в Сибири предостаточно.

Растения вокруг нас прекрасны в любое время года, особенно осенью, в пору разнообразия красок, когда, как писал А.С. Пушкин “в багрец и золото одетые леса”. Как приятно идти по пружинистому покрову из листьев и мха и с удовольствием вдыхать чистый воздух. И местные жители, и многочисленные туристы имеют возможность собирать экологически чистые грибы, душистые ягоды, ловить рыбу. Душевный покой можно обрести только среди цветущей природы.

Я считаю себя почитателем миниатюр о природе М. Пришвина. Строки из его произведений можно читать каждый день и находить всё новые и новые, ранее не замеченные картинки живой природы. Уж он-то умел описать растения, растущие вокруг нас. Привожу несколько любимых мной миниатюр:

Молодые листики

Но мне хочется услышать, как шепчутся бледно-желтые ароматно-блестящие и еще маленькие листья моей березы. Нет! Они такие нежные, что только трепещутся, блестят, пахнут, но не шумят.

Отрывок из книги М. Пришвина “Незабудки”

Когда появится сережка, как вилочка о двух и трех рожках; когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми, и вся береза стоит золотая, и когда, наконец, войдешь в березовую рощу, и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень…

Тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.

… опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

После таких строк хочется закричать во весь голос: “Впечатляюще!!!”

Мир медоносных растений вокруг нас

У человека, работающего с пчёлами, всегда появляется множество вопросов, касающихся медоносных растений. Как найти медоносные угодия, какие медоносы лучше? Распознать всё это поможет изучение медоносных растений, произрастающих в местности, где вы проживаете.

Начинать изучение медоносных растений лучше с цветных рисунков и снимков, которые сейчас имеются в прекрасных солидных изданиях о жизни растений, справочниках. Как правило, многие авторы представляют зоны произрастания, начало цветения и медопродуктивность. Многое сейчас можно найти в Интернете.

Но для большинства пчеловодов и любителей природы важно изучить состав главных медоносных растений своего региона. Ознакомившись теоретически с биологией, сроками цветения, плодоношения, способами размножения этих растений надо научиться находить нужные растения по приметам. Это пригодится в практической работе, особенно при организации кочёвок пчёл.

Чтобы получить мёд, пчеловод должен заранее побеспокоиться о подвозе ульев к массиву медоносов не позднее, чем за день до начала их цветения. Для правильного планирования летних работ на пасеке надо знать среднемноголетние сроки начала и конца цветения медоносных растений данной местности.

В этом вопросе лучше накапливать собственный опыт. Для этого результаты своих наблюдений следует записывать в тетрадь. Кроме текста можно продумать диаграммы, таблицы. Ещё лучше создать документ в ПК. Данные пополнять ежегодно, что пригодится затем спустя много лет вам, вашим детям и внукам.

Сюда напрашивается ещё один важный момент: пожары и варварское отношение к охране природы приводят к уничтожению целых зарослей пустырника, иван-чая, мяты, одуванчика, ивовых кустарников. Это дорого обходится медоносным пчёлам и природе.

Медоносные растения вокруг нас, с точки зрения целебности, более ценны, так как именно цветущая природа выделяет аромат и фитонциды.

К сожалению, мы всё реже и реже пользуемся богатством окружающего нас растительного мира. А ведь только в гармонии с природой, с её неиссякаемым разнообразием можно достичь внутренней гармонии.

doroshenkoaa.ru

Растения вокруг нас | Детская энциклопедия «Должен знать»

Есть такое выражение: «Зелёная одежда Земли – это растения». И этот наряд делает нашу планету удивительно красивой. Растения – наши кормильцы, мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.

Растения, как и животные, относятся к живой природе. От животного они отличаются тем, что не умеют передвигаться самостоятельно. Зато растение всегда «крепко стоит на ногах», потому что прикреплено к земле при помощи корней. Именно из земли оно добывает себе воду и минералы. А главное отличие растений от животных в том, что питание растений основано на использовании энергии Солнца.

ЦветыЦветы

Растения живут не изолированно одно от другого, а совместно, образуя группировки. Лес, луг, болото — всё это разные растительные сообщества.

ЛесЛес

Все растения состоят из крошечных клеток. Существуют растения, которые построены всего из одной клетки (одноклеточные водоросли и одноклеточные грибы). Но большинство растений, с которыми мы сталкиваемся, — это многоклеточные организмы, состоящие из большого числа клеток. Чтобы растение могло использовать энергию солнечных лучей для переработки её в питательные вещества, в каждой клетке есть хлоропласты. Листья растений поглощают углекислый газ и выделяют кислород и влагу. Такой сложный процесс называется фотосинтезом. Отходы процесса фотосинтеза — это кислород — газ, который необходим всем животным для дыхания. А это означает, что если бы не было растительной жизни, то и животной жизни на Земле не было бы.

Строение растительной клеткиСтроение растительной клетки

dolzhenznat.ru

Растения вокруг нас - полезные и не очень

Попадая в экстремальные условия или находясь в ситуации, в которой для того, чтобы выжить, нужно найти пропитание, нельзя забывать о том, что в природе существует множество растений, пригодных для употребления.В частности, иван-чай полезные свойства которого уже стали легендарными; сныть, столетиями служившая человеку; лопух, неотступно следующий за нами и другие «обычные» растения с забытыми свойствами.

И в первую очередь отметим конечно же наш кипрей узколистный.

1. Иван-чай полезные свойства

Это растение – сильнейший антиоксидант. При его употреблении организм очищается от токсинов, избавляется от шлаков. Листья и цветы иван-чая в лечебных целях можно использовать как внутрь, так и наружно. Например, как противовоспалительное средство для заживления ран.Полезные свойства иван-чая кажутся просто не ограниченными. Приготовление пищи из него возможно в любом виде – салаты, супы, напитки.

Натуральная косметика

Корни дикорастущего растения тоже пригодны для еды. Из высушенных и измельченных корней делают муку для выпечки хлеба, а также разводят водой, чтобы получить натуральный кофе. В основном, иван-чай заваривают кипятком для приготовления ароматного и полезного чая.

В настоящее время уже появилось немало производителей в России чая из кипрея, которые предлагают богатейший ассортимент самой разнообразной продукции из иван-чая.

2. Сныть.

Сныть – лесное растение с обильной зеленью и множеством цветений белого цвета, походящим на зонтики. Зелень сныти содержит витамины А и С, а также минералы, полезные для здоровья человека калий и магний, укрепляющие сердечно-сосудистую систему, йод, необходимый для работы щитовидной железы, глюкозу и фруктозу для нормализации давления и работы мозга и многие другие вещества.

Для употребления лучше собирать самые верхние молодые побеги. Они отличаются от остальных светло-зеленым оттенком, а на ощупь определяются упругостью. Кроме того, они приятны на вкус, в отличие от уже не молодых листьев сныти.Если зелень этого растения положить в суп (щи или борщ) вместо капусты, то разницу почувствовать практически невозможно, а если ее высушить и измельчить, то можно использовать зимой как приправу к различным блюдам, поскольку она имеет специфический приятный аромат.

3. Лопух.

Лопух давно известен как съедобное дикорастущее растение. Он не только богат клетчаткой, но еще и очень сытный. Особенно широко используются корни лопуха: их можно варить, жарить, мариновать. По вкусу его корни можно сравнить с картофелем. А большие зеленые листья употребляют в пищу в качестве салата.

Растения вокруг нас

Из высушенных и измельченных корней растения можно выпекать лепешки, как из муки. Если же варить корни лопуха с сахаром, то инулин, содержащийся в растении, превращает блюдо во вкусное повидло.

4. Черемша.

Пользу черемши как дикорастущего съедобного растения невозможно переоценить. Она обладает антисептическими свойствами, повышает иммунитет. В пищу черемшу чаще употребляют свежей: из нее готовят салаты и закуски. Особенно хорошо сочетается с черным хлебом и солью.

При сборе черемши для употребления в пищу следует быть внимательнее – листья черемши схожи с листьями ландыша, которые являются ядовитыми.

5. Кислица.

Кислицу еще называют «заячья капуста» или «кукушкин клевер», так как его листья напоминают листья клевера – три лепестка в форме сердечек. Найти ее можно в хвойных лесах, она любит сырость и темноту.

Растения вокруг нас

Кислица богата витамином С, содержит фолиевую кислоту, получить которую из основных привычных продуктов питания практически невозможно. По вкусу черемша похожа на щавель, именно поэтому ее чаще всего употребляют в супах, салатах и настойках. Уникальность этого растения в том, что найти его можно как летом, так и зимой под снегом.

6. Камыш.

Камыш – питательное и вкусное растение. Он не только утолит голод, но и порадует сладкоежек, ведь его стебли и корень содержат до 50% сахара. В пищу часто употребляют корневище камыша. Его варят, получая сладкий отвар или сироп, сушат, используя получившуюся муку для выпечки хлеба. Растет камыш в водоемах, поэтому найти его не составит труда.

Растения вокруг нас

Как вы понимаете, довольно сложно выделить только какое-то одно растение и отдать именно ему предпочтение. Например, иван-чай полезные свойства имеет своего характера, черемша пригодна в со своей стороны.Поэтому здесь скорее важны именно знания и способность к их применению в жизни, чем стремление к выделению приоритетных позиций.

Природу, которая окружает человека, не зря называют «матушкой». На ее просторах всегда можно найти способы утолить голод. Обладая некоторыми знаниями о дикорастущих растениях, пригодных для употребления в пищу, человек сможет накормить себя и окружающих.

new.azglagol.ru

Растения вокруг нас « Цветы

06.05.18 Надежда Галынская

Старейший из всех известных на Земле живых организмов – дерево макромация из породы сосновых. Она произрастает на склоне горы Реад, на острове Тасмания, неподалеку от берегов австралийского континента. Ученые полагают, что реликту земной природы не менее… 10 тысяч лет,  а срок жизни растений этого вида может достигать 12 тысяч лет.

 Сосна-долгожитель была обнаружена сотрудниками лесной службы Австралии 33 года назад, в 1985 году. С тех пор под кроной побывали десятки ученых из многих стран мира. По мнению исследователей, анализ проб, взятых от уникального организма, может дать науке информацию о происходивших в течение столетий изменениях температуры и климата на Земле.

06.05.18 Надежда Галынская

О целебных достоинствах одуванчика лекарственного или обыкновенного мы имеем лишь поверхностное представление. Издревле целебные силы этого растения использовали как эликсир жизни, отвар цветков которого использовали при повышенном артериальном давлении, бессоннице, как желчегонное, при болезнях печени.

Теофраст рекомендовал применять настои одуванчика при веснушках на коже лица.

Известно, что его использовали при болезнях глаз. Недаром “одуванчик” в переводе с греческого означает “исцеляю болезнь глаз”. А видовое определение означает “аптечный”, в отличие от других видов этого рода.

Одуванчик лекарственный относится к многолетним травянистым сорным  растениям из семейства астровых. Впрочем, как выглядит этот постоянный спутник человека, знают все. Следует иметь в виду, что вместе с одуванчиком лекарственным встречаются внешне схожие и другие виды, которые не следует собирать вместе с ним.

Все растение в свежем и сухом виде является прекрасным лекарственным сырьем. Корни с травой собирают в начале цветения. Заготовку корней проводят осенью или рано весной, не допуская сбора экологически загрязненного сырья. Корни очищают от грязи, обрезают надземные части, промывают в чистой проточной воде, крупные корни измельчают на части. Сырье провяливают на открытом воздухе несколько дней, до прекращения выделения млечного сока. Затем досушивают под навесами, на чердаках или в специальных сушилках при температуре 40 — 50 ° С, периодически переворачивая. Некачественная сушка корней может привести к получению сырья низкого качества и даже сделать его непригодным. Сушка считается законченной, когда корни при изгибе ломаются. Срок хранения сырья до 5 лет.

Водный настой корней широко применяется в народной медицине как отхаркивающее, мочегонное, а также рекомендуется как желчегонное средство при болезнях печени. Повышает аппетит, снижает содержание холестерина, улучшает обмен веществ. Столовую ложку с “верхом” измельченного корня помещают в эмалированную посуду и заливают стаканом кипятка и настаивают около полчаса в теплом месте. Можно для этих целей использовать термос. Настой процеживают и охлаждают, сохраняют для употребления в прохладном месте не дольше одних суток, а в холодильнике хранят до 2 суток. Принимают по 150 г несколько раз в день.

Отвар корней применяют для лечения экземы. Берут по столовой ложке мелко измельченных корней одуванчика и лопуха и помещают в эмалированную посуду. Заливаю 0,5 л воды, и настаивают в течение ночи. Утром кипятят 10 мин, охлаждают и процеживают. Принимают по полстакана несколько раз в день на протяжении 2-3 недель.

Лосьон из корней одуванчика применяется в косметике и для выведения веснушек. Столовую ложку измельченных корней заливают стаканом воды и кипятят 10 мин. Отвар нужно охладить и процедить. На 50 г кипяченой воды добавляют столько же водки и чайную ложку отвара. Протирание делают утром и вечером. Для удаления бородавок и мозолей рекомендуется смазывать их свежим соком одуванчика несколько раз в день.

Свежий сок одуванчика хорошо снимает раздражение при нанесении его на места укуса насекомыми несколько раз по мере его высыхания. Применяется при чесотке, гнойных ранах, опухолях, атеросклерозе.

Целебные силы волшебного растения одуванчика поддержат ваше здоровье, помогут в период обострения болезней, подарят красоту и долголетие. Его используют и для лечения животных. В ветеринарии порошок из корней используют как средство для улучшения пищеварения. А водный настой из листьев применяют для борьбы с тлей.

16.12.17 Надежда Галынская Коровяк

Коровяк

— Что такое настой коровяка? Встречала два описания: разведенный настой навоза коровьего, и что-то такое же, но приготовленное из одноименного растения. Даже где-то в памяти отложилось: высокий стебель, облепленный желтыми цветками. Раньше в литературе встречалось, что это удобрение именно из растения. В «Цветке» постоянно пишут, что настой коровяка — это навоз. Как правильно?

— Очень интересный вопрос! Все зависит от того, для каких целей готовить этот настой. Для растений настой коровяка готовят из коровьего навоза, который называется коровяком. Используют его как удобрение для подкормки растений под корень (поливают) или для внекорневой подкормки опрыскивают растение или обливают из лейки с мелким ситечком. Для людей и домашних животных, как лекарственное средство народной медицины, приготавливают из растения Коровяк настой или отвар, или настойку.

18.10.17 Надежда Галынская

мокрица нн

 

Мокрицей траву называют за ее удивительную способность даже в сухую погоду всегда оставаться влажной и сочной.

Она способна защитить землю от пересыхания. Почва под травкой всегда остается влажной.

Латинское название травы Звездчатка средняя (Stell?ria m?dia) дано из-за формы цветков — белые, мелкие, в виде звездочек.

Она считается хорошим медоносом из-за продолжительного цветения.

Мокрица является еще и точным предсказателем погоды. Если до 9 часов утра цветочки растения остаются закрытыми, значит, скоро быть дождю.

Мокрицу обожают домашние  певчие птицы. Недаром в народе ее называют канареечной травой и птичьим салатом. С большим удовольствием регулярно поедая мокрицу, куры прекрасно себя чувствуют, у них повышается яйценоскость.

Травка эта не простая и неблагодарно забытая в наше время. А в лихолетье она спасала от голода и людей и зверье, и лечила от хворей.

Раньше мокрицу называли «Трава жизни». По химическому составу это истинная кладовая полезных веществ. Содержит: каротин, органические кислоты, алкалоиды, дубильные вещества, соли калия, сапонины, флавоноиды, фитонциды, липиды, эфирные масла. Звездчатка богата ценными минералами: цинком, железом, бором, медью, магнием, кобальтом. Особенно много в ней витаминов С и Е, и редкого для растений витамина К, регулирующего свертываемость крови.

Это скромное растение обладает ценнейшими свойствами: противовоспалительным, антисептическим, противоцинготным, умеренными желчегонным и мочегонным, и гипотензивным – снижает артериальное давление. Мокрица восстанавливает зрение во много раз эффективней, чем черника! Улучшает состав крови и омолаживает в целом весь организм. Чудо-травка повышает иммунитет и проявляет общеукрепляющее действие; способствует выздоровлению при простуде, бронхите, пневмонии и других легочных заболеваниях; избавляет от боли при ушибах, вывихах, растяжении связок, ревматизме, артрите и других болезнях суставов; оказывает успокаивающее и укрепляющее действие на нервную систему; полезна при малокровии и общем упадке сил; благотворно действует на сердце, улучшает его работоспособность, снимает сердечные боли; помогает при заболеваниях почек (симптомы и лечение пиелонефрита у женщин), печени, щитовидной железы, болезнях глаз; устраняет спазмы и боли в желудке, помогает при метеоризме, запорах и геморрое; активизирует выработку гемоглобина; способствует заживлению гнойных и долго незаживающих ран.

Благодаря богатому составу растение пополняет запасы организма недостающими витаминами и микроэлементами и помогает в излечении многих недугов.

С давних пор деревенские лекари использовали сок свежей мокрицы для лечения болезней печени и почек, щитовидной железы, геморроя.

Витамин Е, который содержится в свежем соке, замедляет процессы старения, очищает кровеносные сосуды, способствует выведению из организма вредных веществ.

Недостаточно одноразового приема сока. Надо пить сок мокрицы по полстакана три раза в день до еды в течение трёх месяцев – почти весь летний дачный сезон.

Если регулярно принимать сок свежей мокрицы, то можно вылечить головные боли, снять раздражительность и усталость.

Однако такого количества мокрицы трудно сыскать. Произрастает травка только на окультуренных плодородных почвах с богатых перегноем.

Очень полезно протирать соком лицо, от угрей и прыщей. Траву ополаскивают, мнут, чтобы показался сок, заворачивают в бинт, и спонжик для протирания лица готов.

Мокрица практически не имеет вкуса и запаха, просто свежая травка. Ранней весной, наряду с крапивой, она годится для приготовления салатов и приправ во вторые блюда и супы. Для употребления в пищу используется вся надземная часть звездчатки: стебель, листья и цветки.

Целебных рецептов с мокрицей очень много. Об этом читайте в других статьях.

Можно заготавливать мокрицу впрок. Собирают наземную часть во время цветения, можно с корешками, отряхнув их от земли. Сушить нужно в тени, при температуре не выше 40°С. Хранить в льняном мешочке, в стеклянной или деревянной посуде с крышкой, в бумажных пакетах. Срок годности целебной травы — около 9 месяцев.

Сухой порошок мокрицы можно добавлять зимой в разную еду.

10.01.15 Надежда Галынская

черемша img_9034В природе семена черемши созревают в июле, осыпаются и лежат, не прорастая, до следующей весны. Поэтому приобретенные в магазине семена можно посеять летом. Всхожесть их будет не выше 75 %. И проснутся они только на следующую весну.Хорошо взойдут только свежие семена, не успевшие затвердеть. Такие семена имеют желто-коричневую окраску, и еще не успевают высыпаться на землю, то есть, недозрелые семена из зеленых капсул. Собранные недозревшие семена высевают немедленно в грунт или в баночку, так как через 1-2 дня они уже дозревают.Высевать черемшу лучше в мае, в горшочек, который затем вкапывают в грядку или лучше под дерево в полутень. Это позволяет избежать нудной и продолжительной борьбы с сорняками и избавляет от риска потерять посевы.На следующий год весной появятся всходы. Они будут маленькие и дохленькие. И очень чувствительные к пересыханию. Полученные сеянцы нужно распикировать на хорошо удобренную и очищенную от сорняков грядку или опять в прикопанный горшок. Только через год-два растения высаживают на постоянное место. Лучше  пересаживать весной, когда растения хорошо видны и нет риска повредить их. Если на пересаженных растениях появятся цветоносы, то их необходимо обломать, чтобы они не истощали молодые луковички.Можно пересадить черемшу после отмирания листьев. Безлистные луковицы сажают в почву так, чтобы они были заглублены на 2-3 см. Обычно расстояние 20 см между рядками и в рядке – 10 см между луковицами. Каждый год из материнской луковички образуются две дочерние, по числу листиков.В целом за лето с 1 м кв. можно собрать около 3 кг зелени. Если вы планируете выкапывать луковицы, то лучше обломать цветоносы еще во время бутонизации.Через пару лет черемша начнет размножаться самосевом и постепенно заполонять огород как сорняк.

10.01.15 Надежда Галынская

черемша 2Министерство природных ресурсови охраны окружающей среды Беларуси призывает население республики не покупать черемшу с рук, а выращивать ее на приусадебных участках.

Черемша как съедобное и лекарственное растение известна с глубокой древности. При первых проталинах уже появляются всходы этого прекрасного растения. Листья черемши отрастают рано весной и являются первыми весенними витаминами. Из молодой зелени готовят вкусные весенние пряные салаты, голубцы, настойку, добавляют в супы, пироги, соусы и маринады. Используют при приготовлении мясных блюд, для маринования и соления овощей. Некоторые её квасят, солят или сушат.Листья черемши почти не стареют. Они нежные и сочные до конца лета, но чем моложе черемша, тем она вкуснее. У черемши съедобны также цветоносы (стебель), черешки листьев и луковички.Черемшой называют два близких вида многолетнего дикорастущего лука — медвежий (Allium ursinum) и победный (Allium victorialis). Лук медвежий можно встретить и в Прибалтике, и в Карпатах. Он имеет одну луковицу, без корневища. Луковица напоминает зубок чеснока, она дает толстый стебель, несущий на конце шаровидное соцветие с душистыми белыми цветками. В конце лета образуются округлые черного цвета семена. Высота растения около 30 см.Лук победный распространён больше в Приуралье, за Уралом и на Дальнем Востоке. Имеет немного скошенное корневище, образует плотные куртины. Цветоносы высотой до 70 см, листья шире, чем у лука медвежьего.Произрастает черемша вблизи рек, ручьев, болот, на заливных лугах, в лесах. Распространена в центральной и южной части Европы, в Турции, на Кавказе, в центральных и северных районах Азии и в Северной Америки.

В результате хозяйственной деятельности человека, мест, пригодных для существования популяций черемши осталось немного. Вырубка леса, осушительная мелиорация, массовый сбор листьев и вытаптывание растений во время сбора – все это стало причиной исчезновения черемши в местах ее естественного произрастания.

Черемша является редким в Беларуси растением, которое занесено в Красную книгу Беларуси, и ее сбор в республике запрещен. Предусмотрены штрафные санкции за самовольный сбор черемши в размере до 50-ти базовых величин для граждан и до 1000 на юридическое лицо. Запрещена и продажа с рук этого растения, незадачливые торговцы могут быть наказаны штрафом на сумму до десяти базовых величин.

Любители пряных растений с успехом выращивают черемшу на приусадебных участках, во влажных и тенистых местах, под деревьями, возле кустов жимолости и барбариса. Она хорошо размножается самосевом, неприхотлива, но предпочитает плодородные и слабокислые почвы, на которых может образовывать густые заросли. Посадку следует производить весной, сразу после появления всходов. Луковички располагают на расстоянии 6-10 см в рядках. Между рядами – 20-25 см. Глубина заделки луковиц 3-5 см. На одном месте черемша может расти в течение 5-6 лет, после ее лучше пересадить в другое место.

Если вы решитесь выращивать черемшу, не имеет особого значения, какой из видов вам удастся достать для посадки. Оба вида имеют почти идентичный химический состав. Наличие сильного эфирного масла, белка, фитонцидов и высокое содержание витамина С делают это растение весьма полезным. Аскорбиновой кислоты в 10-15 раз больше, чем в апельсине и лимоне. В листьях содержится также большой набор макро- и микроэлементов.Листья черемши можно замариновать. Два килограмма свежих листьев черемши промыть, нарезать крупно и несколько минут варить в подсоленной воде (40 г соли на 1,5 л). Разложить по чистым стеклянным банкам, добавить одну столовую ложку 9 % уксуса и закрыть крышками. Стерилизации не требуется.

В народной медицине это растение славится теми же фармакологическими свойствами, что и чеснок. Рекомендуют для повышения аппетита, в качестве противоглистного средства, а также при ревматизме, лишаях и бородавках (наружно).Свежевыжатый сок черемши помогает при лечении хронических отитов у детей. Рекомендуют употреблять настой на водке при лихорадке, кашле, для укрепления десен.

Официальная медицина использует черемшу как средство, регулирующее работу желудка, и при лечении колитов. Применяется для очищения крови, профилактики атеросклероза, и как средство повышения потенции.Черемша очень полезна для сердечнососудистой системы, поскольку она способна понижать артериальное давление и противодействовать отложению холестерина на стенках сосудов. Благодаря наличию фитонцидов, черемша способствует развитию, восстановлению и росту человеческих тканей. Также благотворно влияет на нервную и иммунную системы.Служит профилактическим и лечебным средством от простудных заболеваний, болезней дыхательных путей.Использовалась в качестве защиты от эпидемических заболеваний: тифа, чумы, и др.Она оказывает слабое мочегонное и легкое слабительное действие, и ослабляет пигментные пятна.

Противопоказания. Больным панкреатитом, холециститом, гепатитом не следует есть черемшу. Не рекомендуется употреблять тем, у кого имеются воспалительные процессы в желудке и кишечнике. Противопоказана беременным женщинам, в период лактации кормящим матерям. Нельзя съедать много свежих листьев черемши – может появиться головная боль, понос, бессонница. Всё хорошо в меру.

09.01.15 Надежда Галынская

чистотел Img_2833Чистотел нередко называют местным женьшенем. О целебных свойствах чистотела люди знают с древнейших времен. Применять его можно в виде сока, отвара, настойки, экстракта, порошка.Для лечения глазных болезней нужно варить сок чистотела с медом в соотношении 1:1 на слабом огне, пока не прекратится выделение пены. Варево станет похожим на мед. Этой жидкостью нужно намазывать глаза от трахомы, от бельма.Мазью из сока чистотела на козьем жире арабы лечили и лечат наружные язвы.Мазь из порошка чистотела, ланолина и вазелина, называемая Плантазан Б, излечивает начальные формы кожного туберкулеза, псориаз, рак кожи, красную волчанку, мозоли (пропорции: чистотел — 10 г., ланолин — 10 г., вазелин — 10 г, карболовая кислота 0,25% — 10 капель).В России в отваре чистотела купают золотушных детей, им же лечат кожный туберкулез, чесотку, сводят бородавки и веснушки.Чистотел обладает противоопухолевым действием, рассасывает рубцы после инфарктов и инсультов. Рецепт: 1 столовую ложку измельченной травы заливают 1 стаканом кипятка, настаивают в термосе 15 минут. Принимать настой по 2 столовые ложки 3 раза в день до еды.Настой чистотела в смеси с крапивой и календулой препятствует разрастанию метастазов. Травы взять в равных весовых частях, измельчить и смешать. В термосе заваривают и настаивают 1 столовую ложку сбора на стакан кипятка. Принимать 0,5 стакана утром натощак и другую половину стакана перед ужином.Свежим соком чистотела прижигают (смазывают) бородавки, кандиломы, полипы, мозоли, парадонтозы.Чистотел применяют при болезнях печени и желчного пузыря, кладут на больной зуб.При полипах прямой кишки делают на ночь клизмы из 5-7 капель сока чистотела на 50 г воды.Сок чистотела можно заготовить и на зиму. Для этого осторожно срезают стебли длиной 12-15 см с цветками, пропускают через мясорубку и отжимают сок. На 1 литр сока нужно добавить 500 г водки или 250 г спирта.При заболеваниях желудка сок пить так: первый день по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды, а во второй и в последующие дни принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день до еды. Но необходимо прежде проконсультироваться с лечащим врачом.

kvetky.net

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Растения вокруг нас"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 города Лебедянь Липецкой области

Конспект

занятия по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

Тема: «Растения вокруг нас»

Разработала воспитатель: Ушакова Л.А.

2017г.

г. Лебедянь, 2017 г.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.

Тема: «Растения вокруг нас».

Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают.

Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их пользе для человека; познакомить с растениями – фитонцидами; развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновать свой ответ; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: иллюстрации с различными видами лекарственных растений, аптечные коробочки из–под трав, кусочки лимона, чеснока, сосны, салфетки, пропитанные пихтовым маслом.

Словарь: знахарь, лекарь, травник, фитонциды.

Предварительная работа: экскурсия в аптеку, наблюдения за растениями.

Ход занятия.

I Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Ребята, я вам сегодня расскажу одну сказку. Жил на свете мальчик, который очень любил лес и его обитателей. Всегда помогал животным, никогда их не обижал, не ломал ветки, не топтал траву. И лес его любил, кусты и деревья убирали веточки от его лица и одежды, жгучая крапива отодвигал свои кусачие листочки подальше, чтобы его не окрапивить. Насекомые его не жалили, не кусали, а животные не боялись к нему подходить. Однажды пришел мальчик в лес, присел на пенек и заплакал. Заволновался лес, зашелестел всеми веточками, травинками: « Что случилось? Почему ты плачешь?». Животные подошли поближе. И тогда мальчик рассказал, что его мама тяжело заболела. И он не знает, как ей помочь. «Я помогу тебе» - зашелестел лес. «Мы поможем тебе» - загомонили животные.

- Кто нибудь знает, как лес и его обитатели помогли мальчику? Не знаете? Об этом мы с вами поговорим на нашем занятии. А чтобы узнать, о чем же мы будем говорить, надо ответить на несколько вопросов.

- Ребята, как вы думаете, что для человека самое главное? (Здоровье).

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, делать зарядку, закаливаться).

- А если ты заболел, что нужно делать? (Лечиться).

- Чем и как люди лечатся? (Пьют лекарства, делают уколы, дышат через ингалятор).

- Где мы берем лекарства, если заболели? ( В аптеке)

- А что такое аптека? (Магазин, где продают лекарства).

- Давно – давно на Руси аптек не было. Но люди тоже болели и лечились. Как вы думаете, чем могли раньше лечиться люди? (Различными травами).

- Откуда люди брали эти растения? (Из природы, собирали в лесу, на лугу).

- Послушайте сейчас стихотворение:

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты, -

Поля, луга, леса, моря и реки.

- О чем это стихотворение? ( О природе, о том, что нас окружает).

infourok.ru

Растения вокруг нас - Дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

- воспитанники младшей и средней разновозрастной группы;

воспитатель детского сада Будина Н.К.

Вид проекта: групповой, творческий, познавательно-поисковый

Сроки реализации: долгосрочный, рассчитан на учебный год

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Маленькие дети с интересом могут наблюдать самые разнообразные объекты, явления и события окружающей их действительности. К проявлениям детской любознательности следует относиться очень бережно, так как для малыша это одна из наиболее доступных, естественных форм познания мира.

С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, повседневные, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для ребенка это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.

Для полного проникновения в природу важно не только видеть, смотреть на нее. Природу необходимо воспринимать всей душой и телом.

Проявления природы в каждом сезоне разнообразны и удивительны. Непосредственное общение с природой и восприятие ее детьми происходит на прогулке. Наша главная задача – донести до детей чувство заинтересованности и сопричастности ко всему, что происходит вокруг.

Давать информацию детям следует понемногу, сопровождая ее играми, забавами и развлечениями.

Все это и определило тему нашего проекта: «Растения вокруг нас»

Цель проекта: формирование у дошкольников представлений и знаний о растениях нашего края через поисково-познавательную деятельность.

Участники проекта: дети младшего и среднего возраста, их родители, воспитатели.

1.Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

6.Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.

7.Составление гербария по теме: «Растения нашего участка»

Содержание взаимодействия педагога с детьми в рамках реализации проекта:

Итогом проекта «Растения вокруг нас» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о разнообразии мира растений, который их окружает, о пользе растений для человека.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Время

года

Вид деятельности

Формы организации деятельности

«Осень»

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Что растет в саду?», «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», « Узнай на вкус», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»», «Найди такой же листик», «Сколько- листочков?»,

Игры с природным материалом (шишки, листья, семена растений и др.)

Хороводные игры: «Огород», «Овощи»

Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», « Золотая осень», «Деревья»

Наблюдение на участке за сезонными изменениями осенью.

Наблюдение за растениями осенью, листопад, «Деревья нашего участка», «Как изменились растения?», «Как готовятся к зиме деревья и кустарники», «Как готовятся к зиме растения на клумбе?»

Развивающие образовательные ситуации на игровой основе по теме: «Растения вокруг нас»

Занятие «Осень золотая»

Занятие «Осенние дары»

Занятие «Осенний листопад»

Чтение художественной литературы

« Падают листья» М.И. Ивенсен; « Овощи» Тувим; « Дождик» Е. Благинина; « Осенью» Плещеев;

« Листопад» В. Мирович; « Огуречик - огуречик»; « Дождик- дождик»; « Репка»

Продуктивные виды

деятельности

Аппликация из осенних листьев

Лепка «Грибок»

Рисование «Листопад»

Трудовая деятельность

(труд в природе)

Сбор листьев

Сбор семян

Уборка территории

Тематические экскурсии

Экскурсия на колхозное поле

Экскурсия к реке

Экологические беседы

Игровые беседы, беседы по картинкам «Растения осенью»;

«Огород»; «Садовые растения»; «Во саду ли в огороде», «Вершки и корешки», «Грибы», «Съедобное - не съедобное», «Ягоды», «Семена»

Экспериментальная деятельность

«Листик легкий - тяжелый»;

«Листик тонет - не тонет»

«Зима»

Игровая деятельность

Игры с природным материалом ( шишки, листья, семена и др.)

Хороводные игры: « Елочка», «Хоровод»

Дидактические игры: « Найди картинку», « Что зимой бывает?», « Кто спрятался в снегу»

Театрализованная игра: «В гости к елочке в зимний лес»

Словесно-речевые игры: « В гости к нам зима пришла», « Нарядим елочку»

Наблюдение на участке за сезонными изменениями зимой

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев

«Зимой и летом одним цветом», «Где ёлка, где сосна?», «Иней. Изменились ли растения?», Наблюдения за ростом лука на подоконнике. Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде. Наблюдения за ветками различных деревьев в вазах с водой.

Развивающие образовательные ситуации на игровой основе по теме: «Растения вокруг нас»

Занятие «Зимушка зима», «Что бывает зимой», «В гости к Дедушке Морозу»

Чтение художественной литературы

М.Познанская « Снег идет», О.Высотская « Холодно»,Я.Аким « Елка наряжается», Суриков « Зима»

Продуктивные виды

деятельности

Аппликация «Елочка»

Рисование «Рябина»

Лепка «Ягоды для птичек»

Поделки из соленого теста «Деревья нашего участка» (зима-лето)

Трудовая деятельность

(труд в природе)

Расчистка дорожки от снега, насыпание снега на клумбы; подгребание снега к стволам деревьев

Посадка лука

Тематические экскурсии

Экскурсия к «Мудрому дереву» (на участке)

Экскурсия на колхозное поле

Экскурсия к реке

Экологические беседы

Рассматривание картин(«Зимой на прогулке»)

Игровая беседы «Растения зимой»;

«Зачем растениям снег?»; «Знакомство с комнатными растениями», «Как ухаживать за комнатными растениями нашей группы»

Экспериментальная деятельность

Свойства снега. Нужен ли зимой растениям снег. Что нужно комнатным растениям для их роста. «Мини-огород» на окошке. Лук в земле и лук в воде.

«Весна»

Игровая деятельность

Словесно-речевые игры: « Вот пришла весна», «Что бывает весной»

Хороводные игры: « Вейся венок»

Подвижные игра: « В гости к нам весна пришла»

Дидактические игры: « Что сначала, что потом?», « Найди и покажи», «Что изменилось?», «Какого растения не стало?», «Узнай по вкусу»,

Игры с природными материалами

Наблюдения на участке за сезонными изменениями весной

Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, почками, первыми листьями, первой травой, за мать-и-мачехой, одуванчиками; «Зачем деревьям почки?», «Зеленая аптека нашего участка», «Первоцветы», «Цветущие деревья»,

Развивающие образовательные ситуации на игровой основе по теме: «Растения вокруг нас»

Занятия: «Весна - красна», «Путешествие в весенний лес», «Природа просыпается», «В гости к нам пришла весна»

Чтение художественной литературы

А. Плещеев « Сельская песенка», М. Полянская « Одуванчик», Укр. Песенка « Веснянка», закличка

« Солнышко-ведрышко», закличка « Дождик»

Продуктивные виды

деятельности

Рисование «Травка зеленеет», «Весенний цветок»

Лепка «Одуванчик»

Аппликация «Цветы расцвели»

Трудовая деятельность

(труд в природе)

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, оформление клумбы группы, высаживание семян и рассады цветов

Тематические экскурсии

Прогулка по участку

Экскурсия на колхозное поле

Экскурсия к реке

Экологические беседы

Игровые беседы, беседы по картинкам «Растения весной»;

«Деревья», «Кустарники», «Березка»

Экспериментальная деятельность

«Мини-огород» научастке. Посев семян цветов; поливка растений.

«Лето»

Игровая деятельность

Словесно-речевые игры:

«Здравствуй, лето красное», «Окружающий мир», «Соберем букет», «Принесла я вам цветок», «Кап –кап –кап»

Подвижные игры: «Такой овощ , беги ко мне», «Найди пару»

Пальчиковая игры:«Цветок», «Огород»

Наблюдение на участке за сезонными изменениями летом

Рассматривание цветов и растений участка. «Корни сорняков».

Развивающие образовательные ситуации на игровой основе по теме: «Растения вокруг нас»

«Вот и лето к нам пришло», «Огород», «Садовод», «Наш цветник»

Чтение художественной литературы

Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка» Н. Павлова

Продуктивные виды

деятельности

Рисование/лепка « Цветы», « Божья коровка», «Мухомор»,

«Украсим бабочке крылышки»

Трудовая деятельность

(труд в природе)

Полив растений, уборка грядки

Тематические экскурсии

Прогулка по участку

Экскурсия на колхозное поле

Экскурсия к реке

Экологические беседы

«Что бывает летом?», «Что такое сорняки?»; Игровые беседы, беседы по картинкам «Растения летом»

Экспериментальная деятельность

Полив растений, посадка семян

multiurok.ru

экскурсия "Мир растений вокруг нас"

Урок-экскурсия по биологии на тему: «Мир растений вокруг нас».

"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".

К. Паустовский 

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с растительным миром Ставропольского края на примере деревьев и кустарников в школьной роще Детства.

Задачи:

Образовательные:

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;

-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;

-проверка теоретических знаний на практике;

- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;

Развивающие:

-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;

- развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

Воспитательные:

-эстетическое воспитание;

-воспитание любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Время года: весна.

Участники: ученики 6-х классов.

Ход урока-экскурсии:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слов учителя.

  3. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

  4. Учащимся выдаются карточки-задания.

5. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

6. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

Движение по маршруту:

Учитель: Посмотрите, ребята, Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!

Ученики:

1.Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

2. Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг - природа!

Учитель: Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, то есть знать «экологические правила поведения в природе». Каковы же они?

Ответы учеников:

- Не ломать деревья и кустарники.

- Не рвать цветы.

- Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам.

- Собирать плоды с минимальным ущербом для растений.

Учитель. Молодцы!

Учитель: А теперь поиграем в игру «Ты мне- я тебе»

- Какие деревья растут в нашей роще Детства?

- Какие кустарники и травы произрастают в роще?

- Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов.

- Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом деревьев).

Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта