Растения монголии. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Культура Монголии. Растения монголии


Монголы: материальная культура, характеристика

Из монгольских народов в КНР расселены: 1) собственно монголы, 2) дахуры (дауры), 3) монгоры, 4) дунсян, 5) баоань. Общая численность их превышает 1.7 миллиона человек.

Собственно монголы расселены в основном в пределах автономного района Внутренняя Монголия, где они размещаются в аймаках: Хулун- буирском (баргуты, буряты, хорчины, джалайты), Джеримском (хор- чины), Джоудасском (барины, ару-хорчины, огнюты, хэшиктэны, ха- рачины, тумуты), Шилингольском (узумчины, хучины, абага, абаганары, суниты), Чахарском (чахары), Уланцабском (ураты, дурбэн хухэт, дар- хан-мянган), Иехе-чжоуском (ордосы) и Баин-норском (торгуты, олёты).

Часть монголов живет в отдельных провинциях Китая: Хэйлунцзян (дэрбэты, горлосы), Цзилинь (горлосы), Ляонин (тумэты), Цинхай (ху- хунорские или кукунорские монголы).

Группы монголов встречаются также в провинциях Ганьсу и Юньнань.

Кроме этого в Синьцзян-Уйгурском автономном районе проживают ойраты: торгуты (Баингольский монгольский автономный округ; Хубук- сарский монгольский автономный уезд), хошуты (Баингольский монгольский автономный округ), олёты (округ Тарбагатай).

Помимо этого в автономном районе проживает небольшая группа чахаров (Боротальский монгольский автономный округ).

Самоназвания, у монголов Китая часто отражали их прежние деления на племена. По племенным названиям ранее именовались и княжества (хошуны). Если отдельные родственные племена входили в разные княжества, то к имени их прибавлялось географическое обозначение— восточный (дзун), западный (барун) и т. д. Например, узумчины Силингольского сейма обитали в двух хошунах — дзун узумчин и барун узумчин.

МОНГОЛЫ

Внутренняя Монголия является основной областью расселения собственно монголов КНР.

Автономия Внутренней Монголии была провозглашена в апреле 1947 г. на объединенном съезде представителей бывшей Внутренней Монголии и Маньчжурии, проходившем в городе Ванъемяо, а 1 мая того же года было образовано демократическое правительство автономной области Внутренняя Монголия.

В административном отношении Внутренняя Монголия делится на аймаки (мэны), знамена, или хошуны, и уезды. В земледельческих районах знамена подразделяются на нотуке, коча (административные деревни) и айми (две-три деревни) .

В скотоводческих районах знамена делятся на суму, которые в свою очередь подразделяются на группы кочевых хозяйств — багщ наиболее мелкие поселения кочевых аратов в багах называются хотоны или айлъ. В состав Внутренней Монголии входят мэны: Хуна, Синань, Чжерим, Чжоуда, Чахар, Силингол, Улан- цаб, Ихэчжоу. Административным центром Внутренней Монголии является город Хух-Хото, основанный в XVI в. Алтын-ханом туметским. В настоящее время город состоит из двух частей — Суйюани и Гуйхуа, находящихся на расстоянии 3 км одна от другой. Гуйхуа — старая часть города (в ней в основном сосредоточены торговля и промышленные предприятия). В новой части, Суйюани, находятся различные учреждения народного правительства.

Общее количество населения Внутренней Монголии свыше 7 400 тыс. человек, из них монголов насчитывается около 1.5 млн. В большом количестве проживают китайцы, а также корейцы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочены и др.

В состав монгольского населения вошли монголы, населявшие старую Внутреннюю Монголию (хорчины, чжалайты, горлосы, найманы, оннюты, чжароды, кешиктены, чахары, суниты, абага, узумчины, хучиты и др.) ? и монголы Маньчжурии. Монголы, вошедшие в состав современной Внутренней Монголии, были известны в литературе под именем баргутов, однако под этим именем объединялись племена различного происхождения: баргу-буряты, чипчины, дауры и олёты — монгольского происхождения, солоны и орочены — тунгусского.

В незначительном количестве во Внутренней Монголии кочуют забайкальские буряты (долины pp. Ганы, Мергела, Чинхэ, Уэткена).

Основные занятия

Основным занятием кочевого монгольского населения Внутренней Монголии является кочевое скотоводство. Оно существует в районах сплошного монгольского населения, занимающих западную часть района, главным образом в аймаках Уланцаб, Силингол и в западной части аймака Хуна. Восточная и южная части включают земледельческие районы с преобладанием оседлого китайского населения. Между чисто скотоводческими и земледельческими районами находятся районы с переходной формой хозяйства.

Монголы разводят овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов. В скотоводческих районах наибольший процент поголовья скота приходится на мелкий скот — коз и овец, за ними следует крупный рогатый скот, далее лошади и в отдельных районах верблюды. В юго-западных и северо-западных полупустынных районах целесообразность разведенця коз и овец вызывается тем, что высокогорные и полупустынные пастбища наиболее полно используются именно этим видом скота.

Крупный рогатый скот, занимая по численности второе место среди прочих видов скота, помимо производства молочных продуктов, имеет большое значение как тягловая сила.

Районы Внутренней Монголии всегда являлись поставщиками лошадей для Китая. Мэны Хуна и Силингол славились издавна разведением верблюдов, шерсть которых высоко ценилась и ценится на мировом рынке, а также идет в самом Китае на изготовление высших сортов шерстяных тканей, ковров и других изделий. В прошлом верблюды служили единственным средством транспорта в песчаных районах, теперь они служат для перевозки грузов на небольшие расстояния, а также используются как тягловый скот на полевых работах.

Скотоводческое хозяйство имеет несколько типов. В юго-западной и северо- западной частях Внутренней Монголии имеет место круглогодичное содержание скота на пастбищах. Количество перекочевок со скотом в течение года бывает различно в разных районах. В гобийской части, бедной пастбищами, их бывает больше, чем в районах, прилегающих к Хингану. Здесь в весеннее время скот пасется на южных склонах гор и в долинах рек, в летнее и осеннее время он перегоняется: в открытые степи, зимой монголы перекочевывают к подножиям гор и в горные пади, защищенные от ветра. В основном пастбища располагаются на южных и юго- западных склонах гор, где, разрывая копытами снег, животные добывают корм. Воду в этот период заменяет снег.

В скотоводческо-земледельческих районах со смешанным китайским и монгольским населением имеет место пастбищное содержание скота в летнее время и: стойловое содержание его зимой.

На южных и юго-восточных окраинах Внутренней Монголии в земледельческих, районах преобладает стойловое содержание скота. Здесь разводят главным образом рабочий скот — лошадей, мулов и ослов. Овец и коз разводят в незначительном: количестве.

В прошлом развитие скотоводства резко тормозилось различными заболеваниями, частыми падежами от бескормицы, потерями скота от потравы его дикими зверями и т. д. Наиболее пагубны были различные эпизоотии (особенно чума рогатого скота). Способы ведения хозяйства были примитивны, зоотехнические мероприятия отсутствовали. В случаях заболевания скота кочевое население прибегало к шарлатанскому «врачеванию», проводившемуся ламами, а в некоторых северных районах и шаманами. Широкие массы скотоводов нещадно эксплуатировались местными феодалами и гоминьдановскими реакционерами, которые монополизировали лучшие пастбища. Феодальная кабала, налоги и поборы не позволяли рядовому скотоводу увеличивать свое стадо. Поголовье скота с каждым годом продолжало сокращаться, за одно только десятилетие оно сократилось на 20%. После образования автономного района были уничтожены тяжелые налоги и поборы, з«мля поступила в пользование всего народа. Большое внимание уделяется развитию скотоводства: организована ветеринарная служба, готовят ветеринарные кадры,. строятся хашаны (скотные дворы), организуется сенокошение и т. п. В целях увеличения пастбищ и посевных площадей в степях Внутренней Монголии создаются оросительные сорружения, колодцы, водохранилища. В 1960—1962 гг. сооружен канал, который отводит воду изг р. Хуанхэ в засушливые районы южной части Внутренней Монголии. Канал орошает свыше 100 тыс. га полей, 13 тыс. га пастбищ и большие районы пустыни, а также может обеспечить местное население электроэнергией и будет использован для судоходства. В засушливых районах, подвергающихся песчаным заносам, созданы лесозащитные полосы.

Важную роль в животноводческом хозяйстве играют госхозы, оказывающие существенную помощь животноводам в области преобразования техники производства и улучшения пород скота.

В ходе развития животноводческого хозяйства проведена большая работа по переводу скотоводов-аратов на оседлый образ жизни. К 1960 г. половина кочевников перешла на оседлость, часть же их стала вести полуоседлый образ жизни.

С переходом на оседлость скотоводы Внутренней Монголии стали заниматься свиноводством и разведением птиц. За последние годы стала внедряться также пчеловодство.

Земледелием занимается незначительное количество оседлого и полу- оседлого монгольского населения. В Чжеримском, Синаньском, Чжоудаском мэнах, а также частично в Ордосе (Ихэчжоуский мэн) рядом с китайскими крестьянами работают на полях и монголы. Из сельскохозяйственных культур возделываются гаолян, бобы, пшеница, ячменьг гречиха, просо, кукуруза, из технических растений — местный сорт льна, который известен под китайским названием хума.

Земледельческие орудия у монголов такие же, как у китайцев, в прошлом они были крайне примитивны и требовали большой затраты ручного труда. С 1950 г. на государственных сельскохозяйственных фермах, опытных показательных сельскохозяйственных станциях Внутренней Монголии начали применяться тракторы и другая сельскохозяйственная техника.

Подсобным занятием монгольского населения является охота на тарбаганов, дзеренов, лисиц, волков, зайцев, хорьков, колонков, а также добыча соли, соды и перевозка грузов.

Промышленность на территории Внутренней Монголии прежде была развита слабо, и ее удельный вес в экономике страны был невелик. Наиболее развитым в промышленном отношении был район Хулунбуира, где существовали мелкие предприятия — мельницы, шерстомойки, кожевенные заводы, маслодельные предприятия и др.

После образования народного правительства Внутренней Монголии одновременно с проведением демократических преобразований в области животноводства и земледелия был взят курс на развитие промышленного производства. В первую очередь стали строиться лесообрабатывающие предприятия для переработки леса, которым изобилуют восточные склоны Большого Хингана. В таежных местах появились новые города и поселки, пролегли железные и шоссейные дороги. Одновременно начали производиться в разных районах и лесопосадки. Лес как важнейший строительный материал требовался и требуется на нужды народного хозяйства во многих районах страны.

Строительство с помощью СССР Баотоуского металлургического комбината имело большое значение не только для Внутренней Монголии, но и для всего Китая.

С развитием скотоводства и земледелия и созданием крупной государственной промышленности во Внутренней Монголии стала развиваться и местная промышленность. Сюда относится сеть предприятий, занимающихся изготовлением и ремонтом земледельческих орудий, переработкой кожи и мяса, швейные и текстильные фабрики. В отдельных районах развиваются предприятия по добыче железной руды, марганца, слюды, асбеста, соды и др. В Ихэчжоуском мэне (в Ордосе) сдан в эксплуатацию в 1959 г. первый во Внутренней Монголии нефтеперерабатывающий завод.

Развитие промышленности повлекло за собой рост кадров рабочего класса как из среды монгольского населения, так и других населяющих Внутреннюю Монголию народов. В одном только городе Баотоу в 1957 г. из 4000 рабочих насчитывалось почти 50 % монголов. С появлением крупной промышленности и железных дорог на территории Внутренней Монголии стали быстро расти такие города, как Баотоу, Хух-Хото, Цзи- кин, Хайлар, Якаши.

Материальная культура

Жилищем кочевого населения служит войлочная юрта. Основу ее составляют раздвижные решетчатые стены (ханы), количество которых колеблется от 4 до 8, а в исключительных случаях доходит до 12. Ханы расставляются по кругу и в местах стыка связываются волосяными шнурами. Верхняя часть юрты имеет форму усеченного конуса, состоящего из длинных палок (уни), которые одним концом прикрепляются к решетке, другим вставляются в отверстие обруча (тоно), служащего одновременно как для проникновения света в юрту, так и для выхода дыма из очага. Остов юрты покрывается войлочными покрышками и обвязывается волосяными веревками. Вход в юрту обращен на юг.

С внутренней стороны юрты делается двухстворчатая деревянная дверь, над которой снаружи спускается войлочная стеганая покрышка в виде занавеса. Внутри юрты, под отверстием в крышке помещается очаг; иногда это железная печь, иногда железный таган с поставленной на нем чугунной чашей. Последняя служит для варки мяса и кипячения чая и молока. Правая половина от входа считается женской половиной. Здесь обычно находится хозяйка с детьми, размещаются полочки с посудой, сундуки с провизией и низкая деревянная семейная кровать, покрытая войлоком. Прямо против дверей ставится столик с изображением Будды и сундуки для разных вещей. Левая сторона считается мужской половиной, в ней находится хозяин, размещаются гости-мужчины. Ближе к дверям складываются седла, сбруя, охотничьи принадлежности, летом здесь ставят кожаные бурдюки с квашеным молоком, в зимнее время помещают маленьких ягнят и телят. Для отопления используют сухой коровий и лошадиный помет — аргал. Юрты обычно бывают окружены двухколесными повозками разной формы. Одни из них имеют плетенный из тростника остов и покрыты войлоком, другие сколочены из досок и имеют форму ларя. В последних обычно хранятся одежда, продукты и разные предметы домашнего обихода.

Монголы, занимающиеся с давнего времени оседлым сельским хозяйством, живут в таких же условиях, как и китайские крестьяне северных провинций.

Жилищем их служат фанзы. Большая часть их представляет собой прямоугольное строение, у которого северный и южный фасады длиннее, восточный и западный короче. Внутреннее устройство их такое же, как в китайских фанзах: те же папы, окна, оклеенные бумагой, вокруг дома небольшой двор, окруженный невысокой глиняной стеной, в котором размещаются скот и орудия сельскохозяйственного производства. Скотоводы-араты, переходя теперь на оседлость, строят новые дома и помещения для содержания скота.

Меняется и внутренняя обстановка дома-фанзы. 'Появляются шкафы для одежды, на канах встречаются циновки, байковые одеяла, матрацы.

В некоторых районах (Ордос и др.) монголы живут в пещерах, вырытых в лессе.

Одежда монголов, перешедших к оседлому образу жизни, представляет сочетание маньчжурских и монгольских элементов. В кочевых районах сохраняется национальная одежда. У мужчин и девушек она состоит из халата, застегивающегося на правой стороне. Высокий воротник и правая пола до пояса обшиваются каймой из цветной материи. Рукава мужской и девичьей одежды никогда не делаются вшивными. Они шьются длиннее рук, у кисти заканчиваются воронкообразными обшлагами, а в локтях собираются в складки. Халат шьется всегда очень длинным и подпоясывается широким цветным кушаком, длина которого нередко достигает 7—8 м. Над опояской спереди и сзади делается напуск, что позволяет держать за пазухой различные вещи. К кушаку сзади прикрепляют на шнурках или цепочках прибор для добывания огня, а также ножны, в которых находится нож и две костяные палочки для еды мелких кусочков мяса и риса. За пояс засовывается кисет с табаком.

народы северного китая

Летний халат шьется на подкладке, зимний на меху из мерлушки. Зимняя одежда шьется также из выделанных бараньих шкур. На голове мужчины в летнее время носят фуражки, фетровые шляпы, а также платки, концы которых завязывают спереди. В зимнее время широко распространены шапки с остроконечным верхом и пышным меховым околышем, который сзади завязывается тесемками и в случае мороза может быть опущен на уши. Обувью служат сапоги с тупым носком, подошва состоит из слоев простеганного войлока, который снизу подшивается кожей. Широко распространена также китайская обувь.

Женская одежда состоит из халата, поверх которого надевается безрукавка, состоящая из жилета и пришитой к нему сборчатой юбки, которая имеет сзади разрез до пояса. Волосы женщины расчесывают на две половины и заплетают в две косы, на которые надевают бархатные или матерчатые чехлы с нашитыми на них серебряными или металлическими бляшками. На голове носят металлический венчик или плетеные бисерные повязки, от которых спускается на лицо большое количество подвесок, поверх венчика надевается шапка. Пояса ранее женщины не должны были носить. Теперь большинство женщин носит мужской халат, опоясанный разноцветным кушаком, волосы они заплетают в косы ж поверх надевают платок, сложенный чаще всего в виде повязки, концы которой завязывают на лбу.

Одежда девушки имеет мужской покрой. В отличие от женщин девушки всегда носили и носят пояс. Волосы заплетают в одну косу или стригут. Как женщины, так и девушки носят серьги, кольца, браслеты, а на шею ранее надевали изображения бурханов в серебряном или медном футляре (гоу).

Основой питания монгольского кочевого населения служат мясо и молочные продукты. Молочные продукты потребляются не только в весеннее и летнее время — в период максимального удоя молока, но в различных видах заготовляются и на зиму, когда доение скота прекращается.

Молоко монголы пьют только в кипяченом виде. Путем различных способов закваски и выпаривания из молока приготовляется несколько разновидностей сыра — бислаг, хурут, арул, а также простокваша — та- рыг, айраг. Пенки (урмэ), снятые с охлажденного кипяченого молока, являются любимым кушаньем.

Чай заправляют молоком, маслом и солью.

Самым любимым и широко употребляемым блюдом является баранина. Мясо монголы кочевники едят только в вареном виде. Бульон заправляется крупой, а также китайской вермишелью или лапшой.

Мучные продукты потребляются в меньшем количестве. В основном из муки изготовляется пресное тесто в виде галушек или лепешек, которые затем варятся в бараньем жиру. Среди блюд у монгольского населения распространены пирожки, начиненные сырым мясом, одни из них жарятся в масле, другие пекутся на пару.

С переходом скотоводов-кочевников на оседлый образ жизни в их рацион начинают входить овощи.

Культура

В старое время, в условиях феодальной и империалистической эксплуатации, среди монгольского населения оыл высокии процент смертности от различных инфекционных заболеваний. Бичом населения являлись сифилис, оспа и бубонная чума. Больницы, амбулатории, санитарный надзор полностью отсутствовали, население могло прибегать только к «врачеванию» лам. Одним из первых шагов народного правительства было осуществление мероприятий по борьбе с чумой и оспой и организация всесторонней медицинской помощи. В 1952 г. во Внутренней Монголии действовало уже 10 больниц и поликлиник и работали постоянные противоэпидемические отряды. В результате этих мероприятий снизилась заболеваемость населения.

Широкие мероприятия проводятся и по повышению культурного уровня населения. Неграмотность была характерной чертой прошлого. Дети аратов, находящиеся в монастырях, изучали тибетскую грамоту, но она целиком была подчинена нуждам буддийской религии.

После революции в оседлых пунктах были открыты начальные школыг в кочевых районах — школы передвижки, в городах — средние учебные заведения, везде преподавание ведется на родном языке.

Монголы Внутренней Монголии пользуются старомонгольской вертикальной письменностью, в которой буквы пишутся сверху вниз, а строки располагаются слева направо.

К числу наиболее распространенных ранее праздников относились религиозные праздники майдари и цам.

Майдари — это буддийский мессия, который должен был якобы явиться для спасения человечества. В честь Майдари ежегодно устраивалось религиозное торжество, во время которого его изображение на особой колеснице в сопровождении лам и верующих, обвозилось вокруг монастыря. После религиозной части начинался надан (буквально «игры», «развлечения»), в котором существенную роль играли борьба, стрельба из лука и состязания в скачках на лошадях. В празднике цам основную часть составляли пляски-мистерии «маскированных лам. В настоящее время содержание надана значительно изменилось, он стал народно-революционным праздником, на котором ежегодно демонстрируются достижения во всех областях строительства. Наряду с традиционными национальными развлечениями — стрельбой из лука, состязаниями на лошадях, борьбой — устраиваются выставки, демонстрируются кинофильмы, проходят различные театральные представления, исполняются национальные песни и музыкальные произведения. Большое внимание на надане всегда уделяется национальной борьбе. Наряд борцов обычно состоит из куртки, окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, юбки и пояса из разноцветных полосок, узорчатых штанов и высоких кожаных сапог. Победителем в борьбе является тот, кто вынудит противника коснуться земли любой частью тела выше колен. Победители получают призы. В новые виды спорта и развлечений входят волейбол, баскетбол и др.

В последнее время стали развиваться самодеятельные танцевальные и музыкальные кружки. В ансамбль песни и пляски Внутренней Монголии входят монголы, китайцы, дауры, солоны, орочены и др. Участники ансамбля успешно выступают с национальным репертуаром в различных районах области. В 1955 г. исполнителям ансамбля была присуждена премия за «ордосский танец» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

Успешно работают в городах Хух-Хото и Баотоу народные театры. Особо следует отметить в их постановках возрождение старинного жанра эржэнтэй, который в свое время был распространен в западной части Внутренней Монголии и сошел со сцены при реакционных правителях. Этот жанр развился на основе народных песен и народного танца. Спектакли этого жанра представляют собой маленькие музыкально-драматические пьески. На первых этапах возникновения жанра эржэнтэй исполнителями являлись обычно двое мужчин, один из которых одевался в женский костюм. Они пели и одновременно исполняли медленный ритмический танец. В настоящее время в спектакле допускается участие и более двух человек.

lib7.com

Культура Монголии — Википедия РУ

Культура Монголии складывалась под влиянием кочевого образа жизни монголов. Начиная с XIII века, она тесно взаимодействовала с культурой Тибета, в меньшей мере — Китая. Её окончательному формированию способствует принятие монголами тибетского буддизма.

Традиционная культура

Языковое наследие

Старомонгольское письмо

Старомонгольское письмо (монг. Монгол бичиг, старейшая собственно монгольская система письма. Древнейшим из сохранившихся памятников старомонгольского письма является так называемый Чингисов камень. Исторически использовалось в качестве основного монгольскими народами Монголии, России и Китая.

Монгольские письменности

Основной монгольской письменностью является старомонгольское письмо. Производные от него — Тодо-бичиг, Маньчжурское письмо и Вагиндра. Тодо-бичиг был создан в 1648 году буддистским монахом Зая-Пандитом Ойратским для реформации языка и для облегчения транскрипции тибетского языка и санскрита. Маньчжурское письмо это адаптация старомонгольской письменности для письма на маньчжурском языке (1599 год). Вагиндра — письменность, разработана в 1905 году бурятским монахом Агваном Доржиевым так же с целью реформации языка, однако, этим письмом было написано менее дюжины книг.

Монгольский язык

Монгольский язык — современный язык монголов, государственный язык Монголии. Национальным языком Монголии стал после Монгольской народной революции (1921) на основе халхаского диалекта. С 1943 года — письменность на основе кириллицы. Сегодня общее число говорящих 5,7 млн.

Фольклор и народная культура

Эпосы, сказания, народные сказки

Произведения устного творчества обычно состоят из аллитерационных стихов, и они известны как улигеры, буквально означающие сказки. Они включают в себя пословицы, связанные с Чингисханом и эпосом вокруг жизни хана, напр., «Сказание о двух белых лошадях Чингисхана». Другие известные эпосы связаны с Гэсэр-ханом. Известны также эпос ойратов, напр. Джангар, история победы четырёх Ойратов над монголами, и др.

Обряды жизненного цикла
  Монгольский ребёнок

Монголы традиционно боялись бед и верили в различные хорошие и плохие предзнаменования. Они могут быть направлены на некоторых шаманов, нарушающих такие табу, как и наступ на порог юрты, осквернение воды и др. Наиболее уязвимыми членами семьи были дети, и поэтому им давали специальные имена, как Нэргуй (монг. Безымянный) или Энэбиш (монг. Не этот), или же мальчиков одевали как девочек[1]. Перед выходом ночью, волосы детей младшего возраста иногда окрашивают углём или сажей чтобы обмануть злых духов, показав что это не ребёнок, а кролик с черными волосами на лбу.

При путешествии на обо часто приносится жертва. Приносится она в виде конфет и риса. Делается это для уверенности в безопасности продолжения поездки. К некоторым обо, особенно на высоких горах, также приносят жертву, для хорошей погоды и отворота несчастья и т. п.

У ребёнка первым большим праздником является первая стрижка, как правило происходящая в возрасте от трех до пяти лет.[2]

Праздники

Наиболее важным общественным праздником является Надом (монг. игрища). Самый большой из них проходит каждый год на 11-13 июля в Улан-Баторе, но есть также более мелкие, проходящие в аймаках и сомонах. Надом включает соревнования по скачкам, борьбе и стрельбе из лука .

Для семьи самым важным праздником является Цаган Сар (монг. Цагаан сар - Белый месяц), что примерно эквивалентно тибетскому празднику Лосар и, отчасти, Китайскому Новому году и обычно попадает на январь или февраль. Члены семьи и друзья посещают друг друга, обмениваются подарками — зачастую это хадак и огромное количество бууз.

Народные игры

В Монголии популярны шахматы и шашки. В монгольских шахматах следующие обозначения. Нойон (король), Барс (королева), Тэмээ (слон), Морь (конь), Терег (ладья), Хуу (пешка). Правила немногим отличаются от европейских. Весьма широкое распространение имеет и домино. Карточные игры существовали здесь с XIX века, но в настоящее время они не популярны. В Монголии одной из популярных карточных игр является Муушиг.

Лодыжки овец (монг. шагай) используются в различных игры как кости, так и в маркер. Также есть игры «Камень, ножницы, бумага» и Морра.[3] Традиционно популярны различные головоломки.

Традиционные ценности и национальный характер

В устном народном и профессиональном творчестве традиционно присутствуют такие ценности, как любовь к родителям и тоска по Родине, тоска по месту, где вырос; свободолюбие и независимость. Лошади всегда играли важную роль в повседневной жизни, и, как следствие, образ лошади повсеместно присутствует в культуре страны, начиная с государственного герба. Гостеприимство является очень важной вещью в степи, и поэтому традиционно воспринимается как должное.

Монголы «…к жизни и смерти относятся легко. Беспечность их удивительная. Но одновременно монголы по природе умные люди, обладают большой сметкой, наблюдательностью и насмешливостью. Любопытство монгола не имеет границ. Доброта — главная основа учения Будды — основное свойство монгола».[4]

Материальная культура

Одежда
  Монгольское дэли: мужское (слева) и женское (справа) в магазине сувениров

Монгольское платье мало изменилось со времен Монгольской империи, потому что оно в высшей степени хорошо адаптировано к условиям жизни в степи и для повседневной деятельности. Тем не менее, произошли некоторые изменения в стилях, которые отличают современное монгольское платье от исторического костюма. Дэли, или кафтан, является традиционной одеждой и носится как по рабочим дням, так и по праздникам. Это длинный, свободный костюм сокращенный в одно целое с рукавами, имеющий высокий воротник, широко перекрывающийся на фронте. Дээл подпоясывается кушаком.

По изображениям во времена империи, однако, дээл показывают с более открытыми вырезами, и с очень просто вырезанными большими краями. Похожие на дээл одежду носят современные ламы. В дополнение к дээлу и мужчины, и женщины могут носить внизу брюки, и женщины могут также носить юбку. Юбку в том же стиле по-прежнему сегодня носят в части Монголии и Китая. Изображения монголов из персидских и китайских источников часто показывают мужчин и женщин с косой. Волосы у них разделены на две косички, каждая из которых разделена ещё на три. Концы косы затем связывают в петлю и закрепляют на голове, за ушами. Мужчины также бывают бритыми, как правило, оставив только короткий «чуб» спереди и длинные волосы сзади. Те женщины, что были ограничены в браке и имели очень высокий ранг, носили головной убор.[5]. В настоящее время косы зачастую носят как маленькие мальчики, так и девочки. Изредка можно встретить косу и у молодых людей, которые таким образом подчёркивают свою приверженность национальной традиции. У женщин коса остается вполне обычной причёской.

Каждая этническая группа в Монголии имеет свой собственный дизайн дээла отличаются вырезами, цветами и отделкой. До революции, у всех социальных слоев в Монголии была своя манера одеваться. Пастухи, например, носили простой дээл, служивший им зимой и летом. Священники носили желтые дээлы. Светские феодальные князья носили шляпы и шелковые жилеты.[6]

Кухня

Монгольская кухня основана, главным образом на мясе и молочных продуктах, при этом существуют некоторые региональные различия. Наиболее распространена баранина, в пустыне и к югу встречается мясо верблюда, а в северных горах говядина (в том числе Як). Молочные продукты изготовляются из кобыльего молока (айраг), крупного рогатого скота, яков, верблюдов (например, взбитые сливки). Популярные блюда включают позы (типа мяса клецки), хуушуур (пирожки с мясом), хорхог (тушеное мясо), и баурсаки (сладкое печенье).

Начиная со второй половины XX века, овощи все чаще становятся частью монгольских диет. В столице Улан-Баторе, существует широкий спектр импортного продовольствия.

Жилище

Юрта является неотъемлемой частью монгольской культуры. В «Сокровенном сказании монголов» говорится, что монголы живут в войлочных жилищах[7]. Сегодня подавляющая часть населения Монголии живёт в юртах, даже в Улан-Баторе[источник не указан 2747 дней].

Народные знания

Календарь

Основная статья: Монгольский календарь

Медицина

Религия

Тенгрианство и шаманизм

Тибетский буддизм

В XVII веке тибетский буддизм стал господствующей религией в Монголии. Также в некоторых отдаленных регионах продолжал существовать традиционный шаманизм. С другой стороны, шаманские практики, такие как поклонения на Обоо, были включены в тибетский буддизм. Ламаизм часто обвиняют в низкой морали и ответственности за то, что основной причиной отсталости Монголии в конце XIX — начале XX века, с другой стороны, роль буддийской церкви в целом бесспорна в культуре Монголии.

Тибетский буддизм и ритуальные религии с большим числом богов и богинь вдохновили на создание религиозных объектов, включая изображения в живописи и скульптуры.[8]

В 1930-х годах в Монгольской Народной Республике осуществлялись массовые репрессии против лам и шаманов, была разрушена большая часть буддийских монастырей. Во Внутренней Монголии религия сильно пострадала от Культурной революции[9].

Христианство

Христианство несторианского толка проникло на территорию современной Монголии уже в VII веке; к XIII веку его исповедовали уже целые племена (например, кереиты). В период Монгольской империи наибольшего расположения к себе христианство добилось при хане Мунке; империю посещали многочисленные католические миссии из Европы; однако с распадом империи христианство с территории Монголии полностью исчезло.

Вторая волна христианских миссий в Монголию началась с конца XVIII века, когда Внешнюю Монголию посетила первая православная миссия из Российской империи, и многократно усилилась со второй половины XIX века, когда в страну устремились многочисленные протестантские и католические миссионеры из Западной Европы (Дж. Гилмор, Ф. А. Ларсон и др.). В 1864 году в столице страны Урге при российском консульстве был построен первый со времён империи христианский храм — Свято-Троицкая церковь.

С момента Народной революции в ходе секуляризационной политики правительства численность христиан всех конфессий резко пошла на убыль.

С 1990-х годов ряд протестантских сект, в особенности Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, вновь пытается закрепиться в Монголии. В 1998 году возобновил работу православный Троицкий приход. В 2002 году католическая церковь преобразовала основанную ею в 1922 году Самоуправляемую миссию в Апостольскую префектуру Улан-Батора; в центре столицы построен католический собор.

Около 4 % от всего населения Монголии составляют мусульмане — казахское население аймака Баян-Улгий.

Искусство

Литература

Историография

Старейшим памятником монгольской литературы считается Тайная история монголов (1240), содержащее отрывки из более древней поэзии. Есть ещё несколько примеров монгольской литературы времён Монгольской империи в письменной форме: фрагменты песни о матери и родных краях, где вырос. Они были найдены в захоронении воина на Волге в 1930 году, 25 рукописей и фрагментов блока печати были найдены в Турфане в 1902/03, П. К. Козлов привёз фрагменты из Хара-Хото в 1909 году.[10]

Начиная с XVII века, все хроники были сохранены. Они также содержат длинные аллитерационные проходы. Примерами являются многие анонимные работы, описывающие разные исторические события, и многое другое.

Переводная литература

Уже во времена Монгольской империи в стране стали известны буддийские образцы и индийские тексты. Следующая волна переводов индийских и тибетских текстов пришла с буддийской проповедью в конце XVI — начале XVII веков. Начиная с 1650-х годов, копии религиозных текстов, таких как Кангьюр и Тэнгьюр, а также Гэсэриады стали появляться в виде рукописей. Они в основном печатались в Пекине и в некоторых монгольских монастырях.

Со временем в Монголии в период династии Цин многие китайские произведения были переведены на монгольский язык. В то же время социальное недовольство от пробуждения монгольского национализма приводят к созданию таких работ, как Ванчинбалын Инжинаш. Издаются исторические романы и рассказы[11].

Начиная с Цыбена Жамцарано многие буряты 1910-х годов, работали над переводом важных произведений русской и европейской литературы на монгольский язык.

Художественная проза
Поэзия

Изобразительное искусство

До начала XX-го века большинство произведений изобразительного искусства в Монголии имело религиозные функции, и поэтому монгольское изобразительное искусство находилось под сильным влиянием индо-тибетского буддийского изобразительного канона.[12]Танки, как правило, окрашивались или исполнялись в технике аппликации.

Скульптура

В XVII веке в Монголии распространяется художественное литьё из бронзы. Бронзовые скульптуры-бурханы обычно изображали буддийских божеств. Среди монгольских скульпторов необходимо отметить Джебдзун-Дамба-хутухту Дзанабадзара (1635—1723), создателя уникальных образов бодхисаттвы Тары.

Первым образцом монументальной скульптуры в Монгольской народной республике стал памятник Сухэ-Батору С. Чоймбола (1946). Крупнейшим образцом современного монгольского бронзового литья является воссозданная в 1996 году статуя «Мэгжид Жанрайсэг». Монгольские ваятели традиционно сильны в деревянной скульптуре; многие из них — признанные мастера-анималисты.

Живопись

Основная статья: Монгольская живопись

Первым известным образцом светского монгольского портрета является изображение матери Дзанабадзара Ханджамц, приписываемое ему либо его ученикам. Интерес к светской живописи пробуждается в конце XIX — начале XX веков. Кисти эрдэни-дзуского иконописца Сономцэрэна принадлежат портреты Тушэту-хана Насантогтохо и его жены Ичинхорло; Цаганжамбы — портрет Худулмэрийн-Батора Гунжинлхама и утерянный портрет Джа-ламы, пейзаж «Восемь счастливых коней». Основоположники монгольского городского пейзажа — Жугдэр («Их-Хурэ») и Г. Дорж («Сайн-Нойон-хан-хурэ», «Майдари в Их-Хурэ»). Характерными чертами этой живописной манеры, получившей название «монгол зураг», являются декоративность, обилие жанровых сцен. При написании портретов нередко использовались фотографии. Вершиной этого периода стало творчество Б. Шарава («Один день в Монголии», «Портрет Богдо-хана» и др.)[13]

В конце XIX — начала XX века наиболее широкую известность получили произведения народной живописи, это миниатюрные картинки — дзагал и игральные карты — уйчур[14]

После Народной революции такие художники, как Д. Манибазар, У. Ядамсурэн, А. Сэнгэцохио, Д. Дамдинсурэн, Ц. Минжур стали сочетать с своём творчестве усвоенный из советской живописи соцреализм[15] с элементами монгол зураг. Крупнейшими пейзажистами МНР были Н. Цултэм и Л. Гава, авторами жанровых сцен — Г. Одон и О. Цэвэгжав.

Среди первых попыток ввести модернизм в изобразительном искусстве Монголии была картина «Любовь матери», созданная в 1960-х годах; однако все направления живописи искусства получили распространение после демократической революции 1990 года.

Театр

Основная статья: Театр в Монголии

Религиозные театральные постановки о тибетском отшельнике Миларепе показывались уже в XVIII и XIX веках. Старейшая пьеса, поставленная в Монголии — «Лунная кукушка», переведённая с санскрита Равджой в 1831 году. Первый профессиональный монгольский Государственный театр был основан в Улан-Баторе в 1930 году.[16] Одной из первых монгольских опер стала драма «Три печальных холма» Д. Нацагдорожа. В социалистический период каждый аймак получил свой собственный театр. Они регулярно выпускают клипы, которые распространяются на DVD или в Интернете.

Архитектура

Основой архитектуры Монголии стала юрта. Форму юрты принимали разные здания, в частности, буддийские храмы. Большой вклад в архитектуру Монголии внесли Алтан-хан и Дзанабадзар. Монгольский стиль архитектуры формировался под влиянием таких стилей, как китайский, тибетский и русский. Часто встречаются в Монголии сочетания разных стилей.

Музыка

Основная статья: Музыка в Монголии

  Монгольский музыкант Самбуугийн Пурэвжав играет на моринхуре

Монголия имеет очень старые музыкальные традиции. Основными традиционными элементами являются горловое пение, игра на моринхуре и других инструментах (шанза, лимба, хучир, ечир), а также несколько типов песен; среди них — т. н. «протяжная песня». Монгольские мелодии, как правило, характеризуются гармонической пентатоникой и длинными нотами в конце музыкальной фразы.

Первой монгольской оперой стала поставленная в Музыкально-драматическом театре опера «Три печальных холма» на музыку музыканта-самоучки Б. Дамдинсурэна и профессионального советского композитора Б. Смирнова, работавшего в Улан-Баторе. В XX веке монгольские композиторы, взращенные на европейской классической музыкальной традиции, экспериментировали, синтезируя её с национальной, в частности, С. Гончиксумла . С 1980-х годов в Монголии получили распространение все направления западной популярной музыки.

Кинематограф

Основная статья: Кинематограф Монголии

  Кинотеатр в Улан-Баторе

Впервые монгольский народ познакомился с искусством кинематографии в 1914 году, когда вернувшийся из Российской империи Сайн-Нойон-хан Намнансурэн привез с собой несколько кинолент, демонстрировавшихся в построенном в Урге иллюзионе.

Первый монгольский кинофильм — «Сын Монголии»— был снят совместно с советским режиссёром Ильёй Траубергом в 1936 году. В социалистические времена фильмы рассматривались как пропаганда Монгольской народно-революционной партии. Первые темы фильмов — популярные легенды и революционные герои, как в фильмах «Сухэ-Батор» (1941) и «В логове» (1972). В 1950-х годах акцент сместился на героев рабочего класса, например, в фильме «Новый год» (1954). В 1970-е годы вышло много документальных фильмов и историй, например, фильм «Прозрачный Тамир» (1970—1973). Снимались фильмы с участием советских киностудий, в частности, «Через Гоби и Хинган» (1981), а также восточногерманских — приключенческий фильм «Вождь Белое Перо» (1983). Всего с момента основания студии «Монголкино» до демократической революции в МНР было снято порядка 150 фильмов, то есть снималось приблизительно по четыре-пять фильмов в год.[17]

После демократизации режиссёры обратились за поддержкой к международным партнерам. Так, совместно с японцами был создан фильм «Чингисхан. На край земли и моря». Были созданы фильмы, которые связаны с древними традициями и мифологией и их существованием в современном мире, напр. монголо-германский фильм «Пещера жёлтой собаки». В 2009 году большим успехом пользовалось продолжение фильма 1985 года «Я тебя люблю» — «Я тебя люблю 2». В 2010 году был снят монгольско-российский комедийный боевик «Операция „Татар“».

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Slawoj Szynkiewicz,Geburt, Hochzeit, Tod -. Der menschliche Lebenszyklus им Brauchtum дер Mongolen, Вальтер Хайсиг (редактор), Die Mongolen(каталог выставки), Инсбрук 1989
  2. ↑ Из традиций. День рождения не отмечался в старые времена, но вскоре они стали популярны. Свадебные церемонии традиционно включают в себя сдачу новых юрт, чтобы пара женилась. Умерших родственников, как правило, оставляют на открытом воздухе, где их трупы будут съедены животными и птицами. В настоящее время, трупы, как правило, хоронят.
  3. ↑ Slawoj Szynkiewicz,Sport und Spiele, в Вальтер Heissig (редактор). Die Mongolen(каталог выставки), Инсбрук 1989, p. 205
  4. ↑ Торновский М. Г. События в Монголии-Халхе в 1920—1921 годах // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: КМК, 2004. С. 175. ISBN 5-87317-175-0
  5. ↑ Монгольское платье
  6. ↑ Asia-planet.net Информация о Монголии
  7. ↑ Сокровенное сказание монголов / пер. С. А. Козина. — М.: КМК, 2002. — С. 101.
  8. ↑ Терес Цзэ Варфоломей. Введение искусства в Монголии. Искусства Азии (1995). Архивировано 2 июля 2012 года.
  9. ↑ Kaschewsky R. Die Religion der Mongolen // Die Mongolen, Beiträge zu ihrer Geschichte und Kultur. — Darmstadt, 1968. — P. 87—123.
  10. ↑ Вальтер Heissig ,Die Mongolen. Ein Volk sucht seine Geschichte, Мюнхен 1978, p.270
  11. ↑ Вальтер Heissig,Mongolische Literatur, в Майкл Weiers (редактор),Die Mongolen, Beiträge zu ihrer Geschichte und Kultur, Дармштадт 1986, p. 70-85
  12. ↑ Терес Цзэ Варфоломей. Введение искусства в Монголии. asianart.com (1995). Архивировано 2 июля 2012 года.
  13. ↑ Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 260—261
  14. ↑ Н.-О. Цултэм. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. — Москва: Изобразительное искусство, 1982.
  15. ↑ Вероника Рондж,Kunst und Kunstgewerbe, Майкл Weiers (редактор),Die Mongolen, Beiträge zu ihrer Geschichte und Kultur, Дармштадт 1986, p. 125—148
  16. ↑ Вальтер Heissig,Die Mongolen. Ein Volk sucht seine Geschichte, Мюнхен 1978, p.246-269
  17. ↑ Мирон Черненко. Кино Монголии М., 1976, LCCN 78417515

http-wikipediya.ru

Культура Монголии

Самобытная культура Монголии соединила в себе традиции кочевого образа жизни, нравы тибетского буддизма, черты русских и китайских нравов. Несмотря на стремительную урбанизацию, некоторые жители и по сей день живут, согласно некоторым старым традициям.

Неповторимая культура Монголии

Страна, за всю свою историю пережила многое, не раз становилась захватчицей, не раз примеряла роль «жертвы», удивительно, но культура Монголии смогла отразить все это. Обычаи и традиции местных жителей, отражают в себе черты традиционной Европы и загадочной Азии.

Многочисленные монастыри и храмы, в начале прошлого века, подверглись жесткому запрету. Уникальные архитектурные здания на протяжении десятилетий, находились на грани полного исчезновения. Лишь в конце 80-х гг., правительство страны осознало значимость религиозных достопримечательностей по достоинству, осознало их значимость в мировой культуре и истории.

религия Монголии

Религия Монголии

Жизнь и устои людей, сильно подвержены влиянию вероисповедания, религия Монголии Тибетский буддизм. Здесь большое влияние, оказала география Монголии, вернее, тесная связь с Китаем. В каждом уголке дома, можно найти, священные для монголов алтари с изображением Будды. Религиозные многовековые предрассудки не просто правила для людей, это их непосредственный образ жизни.

экономика Монголии

Экономика Монголии

Основная экономика Монголии сконцентрирована на сельском хозяйстве, плодородные земли обеспечивают неплохой доход. Соседние государства Россия и КНР, главные торговые партнеры Монголии. Экономическая стабильность, во многом зависит от политических отношений этих стран.

наука Монголии

Наука Монголии

Современная наука Монголии, во многом обязана своим прорывом СССР. Именно во времена вхождения в состав Советского союза, Монголия приняла кардинальные изменения в сфере образования. Древняя монгольская письменность была заменена на кириллицу с добавлением дополнительных букв. В стране действует программа обязательного бесплатного образования, что позволило искоренить безграмотность среди кочевых жителей. Основная часть крупных университетов находится в Улан-Баторе.

искусство Монголии

Искусство Монголии

Уникальное искусство Монголии, начало развиваться еще во времена Железного века. Одними из ранних примеров являются наскальные рисунки в виде животных на бронзовых и медных оружиях. Самобытная культура страны тесно связана с монгольской литературой. Главные литературно-исторические памятники переведены с тибетского языка, самый известный из них – «Сокровенное сказание монголов».

кухня Монголии

Кухня Монголии

Как и в другой стране, где предки были кочевниками, кухня Монголии основана на молочных и мясных блюдах. Большинство блюд состоят из мяса баранины и верблюда. С конца прошлого века, традиционная кухня, претерпела некоторые изменения, благодаря современным технологиям, многим стали доступны некогда редкие овощи и фрукты.

обычаи и традиции Монголии

Обычаи и традиции Монголии

Многие обычаи и традиции Монголии сформировались на правилах и канонах Тибетского буддизма. Ряд запретов и суеверий, по сути, отголоски древних шаманских и буддистских обрядов. Например, копать землю у монголов, считается крайне опасным делом, которое может навлечь за собой несчастья. Предрассудки, часто встречаются и в быту, поэтому по приезду сюда, желательно ознакомится с самыми известными из них: нельзя доставать мясо ножом, нельзя ранить землю острыми предметами и т.д.

спорт Монголии

Спорт Монголии

Основной спорт Монголии – это вольная борьба, бокс, дзюдо, стрельба и т.д. Страна принимает активное участие на Олимпийских соревнованиях, к тому же достигла не малых результатов, по числу побед, Монголия не уступает другим высокоразвитым государствам.

travel247.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта