Растения и животные и человек. Значение животных в природе и роль растений. Животные в жизни человека

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Человек и природа | ЗООМИР. Растения и животные и человек


Программа «Растения и животные в жизни человека»

скачать МОУ СОШ № 20

Рабочая программа факультативного курса

«Растения и животные в жизни человека»

Учитель: Креденцар О.И.

2011

Пояснительная записка

Программа «Растения и животные в жизни человека» Р.А.Петросовой и А.В. Теремова(Дрофа,М.,2006) адаптирована мною за счет изучения раздела «Растения и животные Мурманской области» - 10 часов и вопросов охраны природы на Кольской земле в разделе «Заключение» - 4 часа.

Предлагаемый факультатив направлен на формирование обоб­щенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Кроме того, он призван содействовать профессиональной ори­ентации и профилизации учащихся, помочь в выборе бу­дущей профессии. Экологическая направленность курса будет содействовать формированию личностно-ценностных ориентации, этических знаний, эмоционально-воле­вой, а также мотивационно-потребностной сферы лич­ности учащегося.

Курс связан с базовыми курсами биологии основной и полной средней школы и является их естественным до­полнением. Он рассчитан на учащихся как основной, так и старшей школы и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. Изучение растений и животных в их значении в природе и жизни человека зна­чительно расширит как общебиологические, так и обще­культурные знания учащихся.

В программе предусматривается изучение растений и животных в контексте значимости их для человечества.

Цель курса

Развить знания о растительном покрове, о многообра­зии и планетарном значении растений и животных в раз­витии жизни на Земле и для человека; сформировать зна­ния о зависимости жизни человека в настоящем и бу­дущем от растений и животных, познакомить с тем положительным значением, которое они имеют для раз­личных областей человеческой деятельности.

Задачи курса

Обобщение знаний учащихся о растениях и животных, их значении в природе, для жизни на планете.

Демонстрация (на многочисленных примерах) значе­ния растений и животных в природе: формирование ландшафтов Земли, первичное усвоение энергии Солнца, образование первичного органического вещества, почвы, опыление и распространение семян и плодов у растений, регуляция численности других видов организмов, круго­ворот и накопление органических веществ в биосфере.

Обобщение знаний учащихся об использовании расте­ний человеком; расширить знания о необычных растени­ях планеты, их особенностях.

Формирование насущной потребности всесторонней оценки роли каждого вида растения и животного для при­роды и человека; преодоление ошибочности антропо­центрического деления большинством людей растений и животных на «полезных», «безразличных» и «вредных»; формирование убеждений в потенциальной «полезности» каждого дикого вида флоры и фауны для человека как объекта лекарственного сырья, пищи, эстетического на­слаждения и т. д.

Доказательство целесообразности конструктивных ре­шений, реализованных природой в строении и функциях организмов нашей планеты, служащих людям естествен­ными биологическими прототипами для создания раз­личных технических аппаратов, устройств и высокоточ­ных приборов.

Осознание конечности и исчерпаемости биоресурсов нашей планеты, проблем охраны растительного и живот­ного мира, необходимости рациональной организации использования человеком дикорастущих и лекарствен­ных растений, диких животных, поиска путей сохранения биоресурсов Земли.

Содействие экологическому и природоохранному вос­питанию школьников, развитию и формированию устой­чивого интереса к изучению разнообразия органического мира.

Формы организации и методы обучения учащихся

Преподавание факультатива предусматривает внедрение современных педагогических технологий, со­действующих эффективному развитию творческого по­тенциала учащихся, индивидуализации и персонализации образования.. В этой связи при изучении курса пред­усматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дискуссии, конфе­ренции, предполагающие самостоятельную деятельность и творческое погружение учащихся в ту или иную ситу­ацию. Смена форм учебной деятельности явится одним из факторов развития компетентностей учащихся.

На школьной лекции предусматривается крупноблоч­ное, обобщенное изложение материала, раскрытие основ­ных ключевых позиций. Доля лекционной части по отно­шению к остальным формам организации учебной де­ятельности имеет соотношение 1:3.

Семинар является специфической формой организа­ции учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях про­исходит углубление, расширение и детализация матери­ала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой деятельности учащихся, творческий поиск информации из дополнительной ли­тературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, за­креплять знания и делать выводы. Семинары могут про­водиться в форме выступлений учащихся на основе до­кладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, «круглых столов», дидактических игр и т. д.

На базе учебного материала предполагается также про­ектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным биологическим проблемам. Работа над про­ектом позволяет проявить интеллектуальные способнос­ти учащихся, продемонстрировать уровень владения зна­ниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В этом случае учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным фактором является также сов­местная деятельность и сотрудничество в группах, в ре­зультате которых всесторонне проявляются компетент­ности личности.

При проведении занятий предполагаются демонстра­ции диафильмов, слайдов, учебных и документальных ви­деофильмов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала.

В программе предусматриваются широкие возможнос­ти для организации семинарских занятий, конференций, защиты проектов.

Способы оценивания результатов достижений учащихся

Репродуктивный уровень достижения знаний оцени­вается по точности воспроизведения основного содержа­ния курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умению составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение по­лучаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творче­ского уровня учитываются знания, которые демонстриру­ют учащиеся в процессе проектной деятельности, выступ­лений на семинарах, учебных конференциях, «круглых столах», умения вести дискуссию, аргументировать и от­стаивать свое мнение, вступать в спор; уровень поликуль­турной грамотности.

Для оценки результатов достижений учащихся исполь­зуется зачетная система. Зачет выставляется по каждому разделу курса на основании личного участия школьника в семинарских занятиях, дискуссиях, проектной деятель­ности и т. д. По окончании изучения всего курса выстав­ляется общий зачет на основе зачетов по разделам. В не­которых случаях, для оценивания достижений отдельных учащихся, достигших творческого уровня усвоения учеб­ного материала, подготовивших наиболее интересные проекты или сообщения, выставляется зачет с оценкой «отлично». Содержание образования (Общее количество часов — 34)

Введение (1 ч)

Введение растений и животных в культуру и станов­ление древнейших человеческих цивилизаций. Основ­ные центры происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову). Пять основных сфер использования рас­тений человеком: продукты питания для человека и корма для домашних животных; источники сырья для промыш­ленной и хозяйственной деятельности; сырье для получе­ния лекарственных препаратов; декоративное озелене­ние; охрана и улучшение окружающей среды. Роль расте­ний и животных в жизни биосферы.

Растительный и животный мир как компонент биосферы (4 ч)

Разнообразие растений и животных. Растительный и животный мир нашей планеты — важнейший компонент биосферы. Растения как средообразующие факторы при­роды. Планетарное значение растений, обеспечивающих существование всех организмов на нашей планете. Фото­синтез и его значение в развитии и процветании жизни на Земле. Значение растении и животных в формировании ландшафтов и природных зон Земли. Растительность и климат Земли.

Лес — важнейший ресурс планеты. Природоохрани­тельная, почвозащитная, водоохранная и климаторегулирующая роль лесов. Лесные зоны планеты. Значение леса для животных и здоровья человека. Лес — источник дре­весины, пищевого, технического, химического и лекарст­венного сырья. Уничтожение лесов в процессе развития человеческой цивилизации. Сокращение площади тропи­ческих лесов (последствия). Лесные пожары. Охрана лес­ных ресурсов нашей планеты. Лесоразведение как меро­приятие для сохранения лесных ресурсов.

Растения и полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Значение животных в природе. Роль жи­вотных и растений в почвообразовании. Взаимоотноше­ния разных видов животных в природе: хищник — жерт­ва, паразит — хозяин, конкуренция, сотрудничество и др. Растения — паразиты и хищники (петров крест, заразиха, повилика, раффлезия Арнольди, росянка круглолистная и т. д.).

Влияние животных на жизнь растений. Животные — опылители, переносчики семян. Вред, наносимый расте­ниям некоторыми животными. Участие растений и жи­вотных в круговороте веществ в природе.

Области использования растений и животных человеком (6 ч)

Растения и животные как неиссякаемый источник раз­нообразных пищевых продуктов, технического и лекарст­венного сырья, строительных материалов. Пищевое зна­чение растений и животных: источники углеводов, бел­ков, растительных масел, витаминов и микроэлементов. Использование растений в качестве пряностей (гвоздика, черный перец, мускатный орех, кориандр, имбирь и кар­дамон). Морепродукты, их значение в получении челове­ком белков, витаминов, микроэлементов и других соеди­нений. Новые направления биотехнологии и создание продуктов питания. Клеточная инженерия и генная инженерия. Выращивание растений из отдельных клеток и тканей. Геномодифицированные продукты.

Положительное воздействие человека на раститель­ность и животный мир. Выведение новых сортов культур­ных растений, лесовозобновление. Приручение живот­ных человеком для хозяйственных целей. Положительное и отрицательное значение животных для человека. «По­лезные», «вредные» и «безразличные» животные для чело­века. Животные как возбудители заболеваний.

Растения и животные как источник эстетического на­слаждения и психогигиенического воздействия. Декора­тивные растения. Специальные методы селекции для создания новых форм декоративных растений. Миниа­тюрные деревья Японии. Ландшафтная архитектура и са­довый дизайн.

Техническое использование растений. Использование принципов строения растений в технических устройствах и архитектуре. Использование животных как индикато­ров загрязнения окружающей среды. Простейшие как ин­дикатор чистой воды. Простейшие — незаменимые объ­екты в научных экспериментах, испытаниях лекарствен­ных препаратов. Анализаторы животных: особенности и возможности. Использование человеком особенностей различных анализаторов животных.

Воздействие (прямое и косвенное) человека на расти­тельный и животный мир. Отрицательное воздействие че­ловека на растительный и животный мир: прямое уничто­жение растений и животных, осушение болот, засоление почв, загрязнение среды вредными химическими соеди­нениями. Сокращение растительного покрова, обеднение видового состава флоры и фауны планеты.

Природная аптека (4 ч)

Лекарственные растения и биологически активные ве­щества. Сбор и использование лекарственных растений. Растительные яды («зелье» и «отрава»). Ядовитые расте­ния и лекарства. Женьшень — «царь» лекарственных рас­тений. Женьшень — редкое реликтовое растение, эликсир молодости и божественная трава. Использование жень­шеня в Китае, Древней Руси, Западной Европе. Сон-трава - прострел обыкновенный. Акониты и мифы. Ре­кордсмены «зеленой аптеки» — пасленовые. Дикора­стущие растения как источники витаминов и микро­элементов. Целебные свойства дикорастущих растений. Их значение для организации рационального питания че­ловека. Значение дикорастущих растений в экстремаль­ных ситуациях.

Использование животных человеком в лечебных це­лях. Животные яды и лекарства. Медицинская пиявка и ее значение. Использование змеиного яда в медицине и фармацевтической промышленности. Поиск «суперсыво­ротки» против укусов змей. Разведение змей в серпента­риях. Медоносная пчела и ее значение для человека. Ле­чебные свойства пчелиных продуктов: меда, прополиса, маточного молочка.. Лекарственные растения Мурман­ской области.

Биологические модели (4 ч)

Бионика — наука, изучающая принципы строения и работы биологических систем; применение полученных знаний для усовершенствования технических систем. Це­лесообразность устройства организмов природы. «Секре­ты» действия живых систем и создание принципиально новых машин, аппаратов, приборов, строительных конст­рукций.

Способы распространения плодов и семян с помощью ветра и использование этих принципов в самолетострое­нии, создании парашютов. Архитектурные сооружения — конструкции, заимствованные у растений. Арматура лис­товой пластинки. Принцип тургора и пневматически на­пряженные строительные конструкции. Цилиндрический свод и сферический купол строительных сооружений.

Паутинные нити и их особенности. Электрические за­ряды и летательные аппаратики паучков. Полет насеко­мых и экономичность работы организма. Скорость полета насекомых и энергозатраты. Птеростигмы насекомых и конструкция крыла самолета. Создание летательного ап­парата по принципу полета насекомых.

Приборы, созданные на основе строения животных. Акустические приборы медуз. Эхолокация животных — основной способ ориентации в пространстве.

Животные на службе науки. Плодовая мушка дрозо­фила — самое знаменитое насекомое. Законы генетики и дрозофила. «Мученицы науки» — лягушки. Лягушка как первый объект открытий на пересечении трех естествен­ных наук — биологии, физики и химии. Изучение реф­лексов на препаратах лягушки. Природные антифризы амфибий и процессы регенерации.

Дождевые черви — помощники земледельцев. Плодо­родие почвы и деятельность дождевых червей. Кактус опунция; кактусовая огневка — бабочка, которая спасла Австралию. Нашествие колорадского жука и биологиче­ские методы защиты растений.

Растительный и животный мир Мурманской области (10часов)

Особенности корневых систем северных растений, поверхно­стное расположение корней. Почвы Мурманской области.

Разнообразие жизненных форм растений на Севере. Харак­терные особенности строения стеблей. Видоизменения листьев в связи с особенностями минерального и воздушного питания. Озе­ленение населенных пунктов.

Формы вегетативного размножения растений в условиях ко­роткого лета.

Взаимосвязь растений и окружающей среды. Природные со­общества северной тайги, лесотундры, тундры, болот, морей и пресных водоемов. Особенности природных сообществ Кольского Заполярья.

Многообразие растений Кольского Заполярья.(Растения, реко­мендуемые для ознакомления:

-отделы водорослей: ламинария, фукус;

-отдел голосеменные: ель, сосна, можжевельник;

-отдел покрытосеменные: пастушья сумка, сурепка, морошка, рябина, клевер, пырей, овес, мать-и-мачеха, тысячелистник, ки­прей, вереск, брусника, черника, карликовая береза.)

Особенности строения и жизнедеятельности этих растений, их место в экосистемах, значение в хозяйственной деятельности че­ловека.

Охрана северных растений, защита их среды обитания. Крас­ная книга Мурманской области. Деятельность природоохранных организаций по сохранению видового разнообразия. Заповедники и другие особо охраняемые территории Мурманской области. Поляр­но-Альпийский ботанический сад-институт.

Сельскохозяйственные растения Мурманской области. ПОСВИР - региональная опытная станция по акклиматизации и выведению новых сортов растений в Заполярье. Возможности и достижения растениеводства.

Животный мир Кольского Севера как составная часть приро­ды, условия обитания и разнообразие животного мира. Отличи­тельные черты северных животных: размеры, покровы тела, пита­ние, места обитания, численность. Значение в природе и жизни че­ловека.

Многообразие беспозвоночных животных. Их важнейшие представители, способы приспособления к среде обитания. Меры охраны, редкие и охраняемые виды беспозвоночных. Средообразующее и ресурсное значение беспозвоночных Кольского Севера. Хозяйственное использование беспозвоночных. Выращивание моллюсков.

Многообразие и приспособленность хордовых животных к ус­ловиям Севера. Классы Рыб, многообразие видов. Рыбы внутрен­них водоемов и морей, места обитания, распространение, значение в природе. Промысловые рыбы и их хозяйственное значение. Рыб­ная промышленность - одна из важнейших отраслей народного хозяйства Мурманской области. Искусственное разведение и охра­на рыб. ПИНРО, основные направления его работы. Представители классов земноводных и пресмыкающихся. Приспособленность к среде обитания, численность, причины бед­ности видового состава, охрана.

Класс Птицы: экологические группы птиц Кольского полуостро­ва, их многообразие. Приспособленность птиц к сезонным измене­ниям в природе: кочевки, гнездование, перелеты. Приспособления птиц к обитанию в условиях Севера. Птичьи базары.

Класс Млекопитающие: экологические группы млекопитающих, приспособленность к существованию в условиях Севера. Значение млекопитающих в природе края и хозяйственной деятельности че­ловека

Сельскохозяйственные животные. Оленеводство, животновод­ство, звероводство в Мурманской области.

Антропогенное воздействие на окружающую среду на Коль­ском полуострове. Опустынивание, загрязнение среды обитания, меры борьбы с ним. Роль животных в природных сообществах Се­вера. Цепи питания. Влияние хозяйственной деятельности на при­родные сообщества.

Список животных, рекомендуемых для ознакомления.

Беспозвоночные: полярная медуза, жемчужница, гребешок, мидии, кальмары, морские звезды, морские ежи.

Хордовые:

треска, мойва, семга, форель, сельдь, камбала, зубатка; жаба обыкновенная, травяная и остромордая лягушки;

живородящая ящерица, обыкновенная гадюка;

глухарь, куропатка, рябчик, полярная сова, сокол, клест, сви­ристель, снегирь, синица, ворона, сорока, кайра, гага, тупик, чайка, кулик, лебедь; лемминг, заяц, песец, волк, росомаха, горностай, белый и бурый медведь, олень, лось, тюлень, морж.

Заключение (5ч)

Охрана, рациональное использование и восстановле­ние растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача.

Охрана птиц. Кандалакшский заповедник, основные направления его работы. Организация деятельности норвежско-российского заповедника "Пасвик". Значение птиц в хозяйственной деятельности человека: птицеводство на Кольском полуострове.

Роль Кандалакшского заповедника в охране морских мле­копитающих. Причины создания и основные направления деятель­ности Лапландского заповедника.

Демонстрации: живых объектов, гербариев, муляжей, кол­лекций плодов и семян представителей разных таксонов и экоси­стем региона.

Экскурсии:

«Сезонные изменения в жизни растений (весна, осень, зима)»;

«Разнообразие растений, Мурманской области, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

«Растительное сообщество».

Календарно-тематическое планирование

№п.п Дата Тема занятия
1. Введение растений в культуру. Основные центры происхождения культурных растений. Сферы использования растений человеком.
2. Разнообразие растений и животных.

Экскурсия в природу «Сезонные изменения в жизни растений».

3. Лес - природный ресурс планеты.
4. Экскурсия «Разнообразие растений. Распознавание местных растений».
5. Взаимоотношения растений и животных в природе.
6. Участие растений и животных в круговороте веществ в природе.
7. Растения и животные – источники пищевых продуктов.
8. Биотехнология и клеточная инженерия, их роль в создании продуктов питания.
9. Положительное и отрицательное значение животных.
10. Растения и животные как источник эстетического наслаждения и психогенного воздействия.
11. Семинар: Техническое использование растений. Воздействие человека на растительный и животный мир.
12. Лекарственные растения и биологически активные вещества.
13. Дикорастущие растения как источник витаминов и микроэлементов.
14. Животные яды и лекарства. Медицинская пиявка и ее значение.
15. Лекарственные растения Мурманской области.
16. Бионика. Целесообразность устройства живых организмов.
17. Приборы, созданные на основе строения животных.
18. Животные на службе науки.
19. Эти удивительные дождевые черви.
20. Особенности корневых систем у растений Севера.
21. Разнообразие жизненных форм растений Крайнего Севера.
22. Характерные особенности строения стеблей в тундре и лесотундре.
23. Видоизменения листьев в условиях дефицита минерального питания.
24. Природные сообщества морей и пресных водоемов.
25. Природные сообщества северной тайги и лесотундры.
26. Природные сообщества тундры, болот.
27-28. Животный мир Кольского севера: беспозвоночные и позвоночные животные.
29. Цепи питания на территории Мурманской области.
30. Охрана природы – глобальная проблема человечества.
31. Охрана птиц. Кандалакшский заповедник, основные направления его работы.
32. Организация деятельности норвежско-российского заповедника «Пасвик».
33. Основные направления деятельности Лапландского заповедника.
34. Зачет (в виде презентаций).

Литература

  1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. — М.: Ридерз Дайджест, 1997.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. —М.: Махаон, 2000.
  3. Вент Ф. В мире растений. — М.: Мир, 1972.
  4. Верзилин Н. М. По следам Робинзона. — М.: Дрофа, 2003.
  5. Воронцова 3. Мастерская природы. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  6. Даревский И. С, Орлов Н. Л. Редкие и исчезающие живот­ные. — М.: Высшая школа, 1988.
  7. Животные/авт.-сост. Н. Е. Макарова. — М.: Современный литератор, 2001.
  8. Корпачев В. В. Целебная фауна. — М.: Наука, 1989.
  9. Кощеев А. К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. — М.: Пищевая промышленность, 1981.
  1. Михеев А. В. Охрана природы. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Орлов Б. Н. Ядовитые животные и растения СССР. — М.:Высшая школа, 1990.
  3. НовакФ. А. Иллюстрированная энциклопедия расте­ний. — Артия, 1982.
  4. Нодэн К., Булег К., Бэйо Н. Энциклопедия для юношества.Природа. — М.: Астрель, ACT, 2001.
  5. Ньюмен А. Легкие нашей планеты. — М.: Мир, 1989.
  6. ОпришТ. Занимательная бионика. — Бухарест: Альбатрос,1986.
  7. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. — М.: Про­свещение, 1981.
  8. Наумова Е. Н., Короткова О. А. Растения и человек. Пищевые растения. Ядовитые растения. — М.: CJ1OBO/SLOVO,2002.
  9. Симаков Ю. Г. Живые приборы. — М.: Знание, 1986.
  10. Стекольников Л. И., МурохВ. И. Спасибо зверю, птице,рыбе. — Минск: Ураджай, 1982.
  11. Энциклопедический словарь юного биолога / сост.М. Е. Аспиз. — М.: Педагогика, 1986.
  12. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. — М.: Аванта +,1995.
  13. И.А.Петрова, Е.В.Маслова. НРК ГОСТа по естествознанию. Биология. Мурманск,2001.
Планируемые общие

и специальные компетентности учащихся

В результате изучения факультатива учащиеся научатся следующему.

Называть:

  • основные растения и животных, наиболее часто используемых человеком;
  • наиболее распространенные объекты живой природы, встречающиеся в данной местности и используемые человеком.
Характеризовать:
  • значение растений и животных для жизни на Земле, в развитии биосферы;
  • разнообразие растительного и животного мира, их лекарственное, эстетическое, техническое значение для че­ловека.
Обосновывать:
  • необходимость охраны природных комплексов и ландшафтов;
  • необходимость сохранения биоразнообразия планеты; родного края;
  • эстетическое влияние растений и животных на челове­ка, их значение для лечения различных заболеваний.
Сравнивать:

■ строение и возможности растительных и животных организмов и созданные человеком приборы, технические конструкции.

Оценивать:

  • значение растений и животных в становлении общечеловеческой цивилизации;
  • значение растений и животных для пищевых ресурсов человечества.
Приводить примеры:
  • использования растений и животных в жизни чело­века;
  • различных лекарственных растений и их использова­ния в медицине;
  • различных животных, имеющих существенное значе­ние в жизни человека.
Делать выводы:

■ о необходимости сохранения биоразнообразия нашей планеты для дальнейшего существования биосферы и человечества.

Участвовать:

  • в обсуждении научных проблем, в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для ее аргументации;
  • в групповой работе по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинар­ским занятиям или выполнении проекта.
скачать

nenuda.ru

Животный мир и человек

(Корейский народный юмор.)

Животные составляют лишь 2 % биомассы Земли, однако их видовой состав много богаче растительного и насчитывает около 2 млн. видов. Самый многочисленный и многообразный класс – насекомые. На одного человека приходится не менее 200 млн. мух и комаров, около 750 кг термитов. Беспозвоночные составляют 95-99% зоомассы.

Роль животных в природе и жизни людей

  • Животные – потребители органического вещества, создаваемого растениями из неорганического за счёт солнечной энергии. Питаясь растениями и друг другом, они являются неотъемлемой цепочкой биологического круговорота веществ и превращения энергии – основном процессе биосферы

  • За счёт морских, преимущественно одноклеточных, животных с твёрдым скелетом происходит образование осадочных пород (мела, известняка и пр.)

  • Коралловые полипы (кишечнополостные животные) послужили причиной образования в тёплых морях многочисленных коралловых островов и рифов

  • Образуют зоогенный микрорельеф (землерои – кроты, сурки и пр.), а также способствуют развитию эрозии (кабаны, …)

  • Почвообразование. Мельчайшие круглые черви, почвенные клещи, земляные черви, муравьи, жуки, термиты и многие другие животные не только способствуют превращению грубого гумуса в мягкий, но и улучшают физические качества почвы – разрыхляют её, улучшая воздухо- и влагообмен, и, в целом, улучшают плодородие почвы

  • Опыление и последующее размножение многих видов растений было бы невозможно без насекомых и некоторых видов птиц.

  • Перенос семян многих растений осуществляется не только ветром, но и некоторыми птицами и млекопитающими.

Все биологические виды нужны и полезны. Нет и абсолютно бесполезных животных. Если сегодня мы считаем абсолютно вредным какой-либо вид животных, это говорит лишь о том, что мы его просто плохо знаем. Например, хищники, считавшиеся многие века вредными животными, на самом деле являются главным звеном естественного отбора, способствуют оздоровлению популяций своих жертв, добывая в первую очередь больных и слабых особей. Воистину, хищник – санитар природы.

Роль животных непосредственно для человека

  • Источник питания

  • Техническое сырьё (обувь, одежда,…)

  • Лекарственное сырьё

  • Генофонд для улучшения пород домашних животных

  • Объект научных, в том числе медицинских и бионических (изучение строения и деятельности животных организмов для создания новых приборов и механизмов)

  • Биологические способы борьбы с вредителями

Влияние хозяйственной деятельности человека на животных

Когда у твоих ног весь мир, легко споткнуться

Может быть:

  • Прямым и косвенным

  • Положительным и отрицательным

  • Вызывать увеличение численности одних, сокращение других и полное вымирание третьих видов

Прямое воздействие:

  • Непосредственное добывание промысловых животных ради мяса, меха, жира,…

  • Истребление вредных животных

  • Акклиматизация животных (переселение на новые для вида территории)

  • Реакклиматизация (завоз в места, где данный вид водился, но потом исчез)

  • Непреднамеренный, стихийный завоз животных в новые, иногда далёкие места (чаще всего насекомых, вредителей, мелких животных)

Косвенное воздействие:

Изменение условий жизни животных (преднамеренное или непреднамеренное), путём вырубки лесов, распашки степей, осушения болот, сооружения плотин и крупных водохранилищ, загрязнения атмосферы, воды, почвы, …

причины сокращения численности и вымирания животных

По неполным данным, к настоящему времени исчезло с лица Земли 150 видов и подвидов птиц, более 100 видов млекопитающих (причём подавляющее большинство последние 200 лет). Свыше 700 видов животных находятся на грани исчезновения.

Заметно снизилась численность многих промысловых животных, и, как следствие, упал размер их промысла, что увеличило их стоимость и ведёт, в свою очередь, к увеличению количества желающих быстро обогатиться. Всё это только усугубляет ситуацию. В результате многие виды из разряда промысловых переходят в разряд исчезающих и охраняемых – вот он результат «мудрой» деятельности царя природы.

Теперь сами причины:

  • Элементарный отстрел, отлов, другие (порой варварские) способы уничтожения животных – см Примеры вымерших видов

  • Изменение человеком природной среды (вырубка лесов, распашка степей, интенсивное использование и загрязнение водоёмов + общее увеличение нагрузки на все экосистемы и превращение их в природно-технические)

  • Конкуренция со стороны домашних животных, новых видов, ввезённых человеком

  • Использование пестицидов и минеральных удобрений в с/х, отходы животноводческих ферм

  • Нефть и нефтепродукты (особенно для обитателей морей и океанов)

Примеры вымерших животных

  • Тур – дикий бык. Некогда обитал на территории большей части Евразии и в Северной Африке. Охота и вырубка лесов привели к гибели в 1627 году последнего тура

  • Турпан – европейская дикая степная лошадь. Распашка степей и повсеместная охота на него привели к его полному уничтожению в конце XIX века

  • Морская (стеллерова) корова – крупное и малоподвижное морское животное (длиной 7-8 м, масоой 3,5 т) обитала в северной части Тихого океана. Впервые открыта экспедицией Беринга в 1741 г. Питалась водорослями и ныне могла быть важным промысловым видом или даже специально разводиться. Однако, спустя 27 лет после открытия, в 1768 г., в результате интенсивной охоты ради вкусного мяса, была полностью уничтожена

  • Дронт – крупный нелетающий голубь, размером вдвое больше гуся. Жил на Маскаренских островах (Индийский океан). В 1598 г. на острова высадились голландцы. Они убивали дронтов ради мяса и собирали их яйца. Привезённые ими свиньи и обезьяны разоряли гнёзда. В 1681 г. погиб последний

  • Странствующий голубь – был самой многочисленной птицей Северной Америки. Гнездились колониями, в каждой из которых насчитывалось более 2 млн. птиц. Во второй половине XIX века только в штате Онтарио (Канада) имелось 162 колонии. Однако уже в 1899 г. был убит последний голубь на свободе.

  • Бескрылая гагарка, лошадиная антилопа, зебра-квагга, морская норка, много видов сумчатых. …

Примеры вымирающих животных

  • Беркут, белоголовый орлан, кондор – в результате применения в с/х пестицидов лишаются возможности воспроизводить потомство

  • Американские дрозды – массово погибают, питаясь отравленными насекомыми

  • Африканский слон и носорог – почти уничтожены охотниками за слоновой костью и рогом носорога

  • Снежный барс – за последние 20 лет, несмотря на охрану, численность снизилась с 1 500 особей до 200-300. Объект браконьерства и «иностранной» охоты ради шкуры

  • Горный баран Марко Поло – истребляется ради рогов

studfiles.net

Человек и природа | ЗООМИР

  • МЫ ВСЕ С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ!
  • Каждый день мы пьем кофе или чай, выращенные на плантациях, молоко, которым поделилась с нами корова, едим хлеб, испеченный из ржи или пшеницы, заквашенной на дрожжах, носим одежду из волокон льна, хлопчатника, шелка (паутины из которого построен кокон тутового шелкопряда) либо из шерсти овец и других животных.
  • Человек и природа

    Человек и природаЧеловек и природа

     

  • Вся наша жизнь проходит бок о бок  с царством природы: животными, растениями, водными и воздушными пространствами, поставленными на службу человечеству. Человек и природа просто неразделимы, т.к. без окультуренных и одомашненных существ жизнь людей на Земле была- бы просто немыслима.
  • Лишь сегодня, заглядывая в глубину веков, мы начинаем понимать, сколь велик творческий подвиг наших предков, сделавших первые шаги к власти над живой природой.
  • Практически все современные культурные растения и животные - продукты творчества древнего человеческого общества.
  • Человек и природа

    Человек и природаЧеловек и природа

     

  • Сначала человек использовал бессознательно принцип отбора, но создание на основе диких видов новых форм, приспособленных для хозяйства, означало переход к управлению развития и первый шаг к власти над природой.
  • В нашем безумном, безумном мире, человечество быстро развивается и сейчас на планете живет свыше 5 миллиардов людей, а через несколько десятков лет это число может удвоиться. Для дикой природы - лесов, полей и нетронутых уголков, места на Земле остается все меньше и меньше. Значит-ли это, что дикая природа должна исчезнуть?
  • Конечно-же нет! Человечество просто не имеет права потерять ни один из видов, доставшихся ему в наследство от Матушки-Земли!
  • Человек и природа

    Человек и природаЧеловек и природа

     

  • Каждый существующий вид по-своему уникален и может оказаться крайне полезным человеку в будущем. Кроме того нельзя забывать, что человек и природа полностью взаимосвязаны.Чтобы жить, человек должен есть, пить, дышать и размножаться, а для этого ему необходимы растительные и животные продукты, чистый воздух и вода, свободные от асфальта и бетона пространства для отдыха. А все это немыслимо без живого мира природы.
  • За судьбу домашних животных, скота (коз, овец, коров, лошадей, верблюдов  и т.д., благородных растений ) беспокоиться нечего - они на всю жизнь связаны с человеком и их он уже не потеряет.
  • А вот в отношении всех остальных существ придется очень хорошо подумать и сохранить живую  природу. Человек, прекрасно зная о том, что он и природа-одно целое, бездумно все разрушает,  а затем  приходится все восстанавливать и сохранять. Досадно, но это факт .
  • Человек и природа

    Человек и природаЧеловек и природа

     

  • Теперь все страны в мире имеют  заповедники, заказники и национальные парки, где живая природа должна особо сохраняться в интересах настоящего и будущего поколений. Созданы и центры спасения, исчезающих видов под натиском цивилизации, но это пока лишь капля в море.
  • Знания о живой природе и ее развитии говорят - бороться с ней бесполезно и неразумно. Человек и природа должны жить в согласии друг с другом, и тогда она всегда останется надежным другом, каким и была прежде, пока человек не стал возвышаться над всем живым.
  • На красоту планеты Земля вы можете посмотреть здесь и сейчас.
Оставить комментарий

Наверх

zoomirr.ru

Значение животных в природе и роль растений. Животные в жизни человека

Увлекательный мир природы включает в себя все, начиная с источников воды, почвы и заканчивая такими живыми организмами, как растения и животные. Сам человек является частью этой естественной среды обитания, к которой, однако, он не просто сумел приспособиться, но которую во многом изменил под свои потребности.

Мир природы

Земля – это планета, которой уже около 4,6 миллиардов лет и которая образовалась, по распространенному в науке мнению, благодаря Большому Взрыву. Сейчас уже известно, что определенные формы жизни могут существовать и на других планетах, но только Земля может похвастаться наличием на ней жизни и таким богатством флоры и фауны.

Природа, растения, животныеВелико то значение, какое имеют природа, растения, животные в частности. Об их роли в мировой экосистеме речь пойдет дальше. Сложно представить, сколько физических, биохимических, геологических и других процессов осуществилось за время существования нашей планеты. Изменения земной поверхности, климатические преобразования создали условия, при которых смогла появиться живая природа: животные, от простейших до млекопитающих, растительность, от травинки до изысканных цветов, грибы, разнообразные микроорганизмы типа вирусов и бактерий.

Роль растительного сообщества во всеобщей системе жизнедеятельности

Живые организмы имеют удельный вес в любом природном комплексе. Они поддерживают всеобщий круговорот веществ и энергии, который необходим для существования жизни. Непосредственными участниками этого процесса являются растения. Зеленые насаждения определяют не только облик конкретной местности и выполняют эстетическую функцию. Их значимость заключается в поглощении углекислого газа и выработке кислорода, без которого невозможно существование животных и человека. Благодаря фотосинтезу растения способны производить новые органические вещества.

Природа, животный мирПомимо этого, они формируют почвы, от них зависит количество воды на земной поверхности и также создание различных типов климата. Еще одна большая роль, которую играют растения в жизни человека и большинства животных – они служат пищей. Зеленью питаются травоядные, а благодаря садам и огородам люди производят зерновые и бобовые культуры, овощи и фрукты, чай и т.д.

Значение животных в природе

Не только растения, но и животные обеспечивают равновесие во всей биосфере, влияют на ее динамический аспект. Животные населяют все географические пояса и встречаются в различных природных средах: земля и воздух, суша, вода. В зависимости от условий жизни их внешний вид, морфология, уровень развития отличаются. Но каждый из представителей животного мира по-своему важен. Значение животных в природе определяется теми специфическими функциями, которые связаны с природными инстинктами этих живых существ.

Значение животных в природеТак, беспозвоночные животные (насекомые, черви, клещи и т.д.) способны образовывать почву. Их положительное влияние на свойства почвенного покрова проявляются в перемешивании мелкозема, переработке остатков от растений и т. п. Так питательная среда создает условия для других микроорганизмов, растений. Для растений также есть и другое значение животных: в природе оно заключено в том, что животные (пчелы, птицы, и др.) участвуют в опылении цветков и разносе семян трав и деревьев. И главное: численность растений регулируют травоядные животные, а хищные, в свою очередь, осуществляют естественный отбор последних.

Животные в жизни человека

Для кого же еще животные являются жизненно необходимыми? Как известно, значение животных в природе в целом неоспоримо, но и человек без них не сможет прожить. Во-первых, они всегда были одним из постоянных источников питания. Они удовлетворяют потребность человеческого организма в высококалорийных белках, которые участвуют во многих процессах роста и развития, а также в выработке энергии. В пищу человек использует мясо как птиц и млекопитающих, так и беспозвоночных, чаще всего ракообразных и моллюсков. От рогатого скота можно получать молоко, которое используется в производстве многих других продуктов.

Животные в жизни человекаВо-вторых, для изготовления теплой одежды из кожи и меха человек также использует животных. Особую ценность представляют такие виды, как песец, соболь, нутрия, лисица и т.д. При этом сейчас, во время продолжающегося развития науки и техники, шерсть зверей может уступать в разы по качеству вещам из искусственного меха. Третий важный момент: многих крупных животных люди используют в качестве помощников в своем хозяйстве. Например, ослы, быки, лошади, верблюды, слоны могут быть приручены для сложных работ: вспахать поле, поднять и перенести тяжелый груз, транспортировать людей и прочее.

Дружба между людьми и животными

Нельзя не сказать пары слов о том, что важную роль играют животные в жизни человека не только с точки зрения питания, одежды из меха и рабочей силы. Речь идет совершенно об ином взаимодействий – взаимодействии на равных, как с братьями нашими меньшими. Так много существует трогательных историй о дружбе человека и животных. Они дарят друг другу ласку и заботу. Такая дружба не поддается описанию, не потребуются слова – достаточно посмотреть, как они ведут себя по отношению друг другу. Какая-то особая невербальная связь между ними. Всем известна преданность собак, которые, кажется, любят людей безусловно и бесконечно. Четвероногий друг составит компанию и в пробежке по утрам, и согреет в зимний вечер, и будет встречать у порога. Животные скрашивают наше одиночество.

Некоторые выводы

Живая природа, животныеИсходя из предоставленных данных, природа, животный мир, растения для нас просто незаменимы. Часто мы пренебрегаем ими ради собственных удовольствий и комфорта – масштабная вырубка лесов и строительство домов, заводы и машины, загрязняющие атмосферу, огромное количество мусора на улицах и в лесопарковых зонах... Тем не менее, забота и защита природы должны быть для нас на первом плане, иначе мы рискуем погубить и себя, и всю планету.

загрузка...

4responsible.ru

Урок 21. Роль растений и животных в природе и жизни человека

Первое, что нам приходит в голову при ответе на этот вопрос, это, к примеру: - Растения дают пищу( ягоды, грибы) и очищают воздух. - Животные тоже дают пищу( молоко).- Растения, например лён и хлопок, используют для изготовления одежды. Из ржи и пшеницы делают хлеб. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.- В пищу идёт мясо животных, свинина или говядина. Из шерсти животных делают одежду. На севере животные, а именно олени, перевозят груз и людей.Без животных и Растений, человек просто не сможет нормально прожить свою жизнь.

Рассмотрим данный вопрос подробнее..

Роль растений в природе и жизни человека.

Зеленые растения участвуют в фотосинтезе, обогащают атмосферный воздух планеты кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов;Растения являются важным звеном в цепи питания многих живых организмов;Растения – это строительный материал и энергетический ресурс, сырье для производства лекарств, тканей;Зеленые насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов, увлажняют его, влияют на микроклимат, защищают сельскохозяйственные растения от засухи и суховеев, задерживают снег, закрепляют почву, поддерживают полноводие рек и озер;Плотные зеленые насаждения приглушают вредные индустриальные шумы, аромат и яркие краски цветов снимают нервное напряжение, приносят радость;Растения выделяют фитонциды, убивающие бактерии;В зарослях растений живут многие животные.Наука, изучающая растения, называется ботаникой. Ботаника исследует жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности живого шара, взаимосвязь растений с окружающей средой и друг с другом.

Животные играют важную и разнообразную роль в природе.

В частности, они участвуют в круговороте веществ. Как вы уже знаете, одни из них питаются растениями, другие - животными, третьи - остатками организмов. При этом животные - потребители мертвой органики (жуки-навозники, гробарикы, личинки некоторых мух и т.д.) выполняют роль санитаров окружающей среды. Они перерабатывают остатки растений, трупы и помет животных, очищают водоемы и предотвращают их зарастанию.Трудно переоценить роль хищных животных как регуляторов численности популяций других видов животных (в том числе вредителей сельского и лесного хозяйства, кровососущих видов). А растительноядные животные регулируют плотность популяций растений (среди которых есть и сорняки). Например, в первой половине XIX ст .. в Австралию из Америки был завезен кактус-опунцию как декоративное растение. Условия нового оказались благоприятными для этого растения и она начала массово размножаться и распространяться по Австралии. При этом она занимала значительные площади пастбищ, которые становились непригодными для выпаса скота, так кактус хорошо защищен своими длинными колючками. Поэтому пришлось завозить из Америки естественного врага опунции - кактусовую огневку, которая и решила все проблемы, потому как гусеницы этой бабочки быстро снизила численность кактуса.Вам также известно, что различные группы животных обеспечивающие опыление цветковых растений (насекомые, птицы, млекопитающие), распространяют плоды и семена.Животные, которые имеют твердый скелет (фораминиферы, радиолярии, коралловые полипы, моллюски и др.) участвуют в образовании осадочных пород (мела, известняка, кремнезема и др.) и почвы.Животные играют огромную роль и в жизни человека, поскольку является для человека источником пищи, а также сырья для промышленности (например, воск, кожа, пух, шелк). Издавна человек приручил диких предков этих животных, как собака, кошка, лошадь, крупный рогатый скот, овцы, козы, утки, гуси и другие. При этом человек вывела значительное количество пород домашних пород.А некоторые виды хищных и паразитических животных (например, всадников, божьих коровок, хищных клещей) человек использует в биологическом методе борьбы с вредителями и кровососущих видами. Такие методы имеют определенные преимущества перед применением ядохимикатов, поскольку не загрязняют окружающую среду.Животные своим ярким окрасом (например, аквариумные рыбки, бабочки), видовым разнообразием, напевностью (птицы) удовлетворяют самые изысканные эстетические вкусы человека.

Но животные могут наносить вред хозяйству человека и его здоровью. Среди них есть много паразитов человека и домашних животных (например, сосальщики, цепни, аскарида, чесоточный свербун), а также кровососущих видов (например иксодовые клещи, малярийные комары, слепни), которые могут переносить возбудителей различных заболеваний. Так, иксодовые клещи переносят возбудителей клещевого энцефалита, малярийные комары - малярии, вши - сыпного и возвратного тифов, блохи - чумы. Ядовитые животные (пауки - каракурт, тарантул; насекомые - шмели, шершень; змеи - гадюки, кобра) могут угрожать здоровью и даже жизни человека и домашних животных.Достаточно большое количество грызунов, насекомых, клещей, круглых червей питается культурными растениями, снижая их урожайность. И запасам пищевых продуктов могут вредить амбарные клещи, мышевидные грызуны и другие животные.Неоднократно упоминалось о том, что деятельность человека зачастую негативно влияет на естественные группировки живых организмов. Это влияние становится ощутимым от роста населения Земли и от развития промышленности и сельского хозяйства. Люди вырубают леса, осушают водоемы и болота, распахивают под пашню целинные степи, загрязняющих окружающую среду химическими веществами, разрушая природные среды, где живут и размножаются животные и растения.          Вследствие этого большое количество животных и растений вообще исчезла с нашей планеты, а тысячи видов находятся под угрозой исчезновения.Сохранение разнообразия животных и растений нашей планеты является необходимым условием сохранения жизни на ней. Поэтому нужно не преобразовывать природу, а жить в гармонии с ней. Это возможно лишь в условиях развитого экологического мышления, когда все хозяйственные решения принимаются с учетом сохранения и улучшения состояния окружающей среды.Человек вынужден постоянно вести борьбу с вредителями сельского и лесного хозяйства. Конечно, эти виды наносят большой ущерб, повреждая древесину, уничтожая урожай или запасы пищевых продуктов. Но следует понять, что в природе нет «вредных» или «полезных» видов. Эти понятия лишь определяют место того или иного вида только относительно человека и его хозяйственной деятельности. В естественных группировках все виды - необходимые компоненты, и удаление любого вида из экосистемы приводит к нарушению взаимосвязей между видами, а следовательно, и к возможному ее разрушения. Поэтому, перед человеком должна стоять задача: не уничтожать тот или иной вид, «вредный» с ее точки зрения, а ограничить его численность до того уровня, когда он не сможет нанести ощутимый вред ощутимый вред. Таким образом, необходимо рациональное природопользование, т.е. такое использование видов, при котором они смогли бы сохранить численность популяций на благоприятном уровне.

Перед человечеством сегодня остро стоят вопросы: как можно предотвратить исчезновение видов растений и животных, сохранить разнообразие органического мира? Прежде ученые создают списки видов, нуждающихся в охране, как на определенной территории, так и на всей нашей планете. Для этого созданы Международная Красная книга и региональные Красные книги.

 

ashanova.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта