Роль воды в жизни растений. Роль воды в жизни растений. Молекулярная структура и физические свойства воды

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Значение воды в жизни растений. Водный баланс растений. Роль воды в жизни растений


Роль воды в жизни растений

voda-i-rasteniya-001Невозможно недооценить роль воды в жизни растений, ведь преимущественно зелёная масса растений состоит из воды. Так в корнях растения содержание воды доходит до 98 % от общей массы тела, а в листьях до 85%. Основное условие, которое необходимо для жизни растительного мира это достаточное количество влаги. Вода является необходимой составляющей для синтеза органических веществ. Из неё растения получают водород. Атмосфера и почва являются двумя основными источниками получения влаги растительными организмами.

Вода растворяет минеральные вещества, находящиеся в грунте и с её помощью они поступают в тело растения через корневую систему. Полученные минеральные элементы в растении передвигаются при помощи воды и образуют в листьях органические вещества.

voda-i-rasteniya-003Жизнь растения без воды через определённый промежуток времени прервётся. Поглощение воды, как правило, происходит при  помощи корневой системы. Испарение в свою очередь происходит через микроскопические отверстия – устьица, которые располагаются на  листьях. Таким образом, процесс поглощения — испарения обеспечивает процесс переноса веществ по клеткам и происходит постоянный водный обмен. Вода проходит по всем клеткам растения,  объединяет все органы растительного организма и обеспечивают нормальное течение физико-химических процессов. Объём воды, который  всасывается и объем, который испаряется практически равен между собой, лишь совсем небольшая часть поступившей влаги идёт на синтез веществ. В воде, которая испаряется, минеральных солей уже нет, они остаются в растении и участвуют в обмене веществ.

voda-i-rasteniya-004В случае, когда растение испаряет больше воды, чем поглощает, наблюдается процесс его увядания. Довольно часто такое явление наблюдается днём в жаркую погоду, а ночью когда испарение снижено растение восполняет недостаток влаги. При недостатке влаги растения закрывают поры, с целью недопущения её испарения, что в свою очередь приводит к сокращению потребления углекислого газа и замедлению роста растений. Именно поэтому, чем меньше влаги потребляют растительные организмы, тем хуже они растут.

Абсолютно все физиологические процессы протекают с участием воды, поэтому она является важнейшей экологической составляющей, которая влияет на развитие и рост растительного организма, а также на распространение растений на земле.

Другие интересные статьи:

Окт 15, 2014Ксения Щербина

news.waterguide.com.ua

Роль воды в жизни растений. Молекулярная структура и физические свойства воды

Для нормальной физиологической деят-ти клетка растения должна быть полностью насыщена водой (или близка к насыщению). В жизни клетки вода имеет значение для поддержания структуры цитоплазмы путем гидратации ее коллоидов и тургорного состояния. Кроме этого, вода необходима как среда для протекания обмена веществ, так как биохимические реакции возможны только между веществами, находящимися в растворенном состоянии. Вода является средой для переноса веществ, т.к. он происходит также только в растворенном состоянии. Вода служит регулятором t° тела раст., т. е. защищает его от быстрого охлаждения или перегревания. Растения относятся к пойкилотермным организмам, не имеющим постоянной t° тела, которая значительно зависит от t° среды, но в некоторой степени она может регулироваться водой. Этому способствуют такие, свойства воды, как теплоемкость и теплота парообразования. Теплоемкость воды, в сравнении со многими веществами, особенно металлами, очень высока. При нагревании она поглощает много тепла, а при охлаждении выделяет большое его количество. Это приводит к смягчению колебания t° тела растения при изменении t° среды. Также очень высока у воды теплота парообразования. Это приводит к тому, что при ее испарении затрачивается много тепла, которое выделяется органами растения, что вызывает значительное понижение их t°.

Физ. Свойства. Плотность воды определяется отношением ее массы к объему при определенной температуре. За единицу плотности воды принята плотность дистиллированной воды при температуре 4°С. Плотность воды зависит от температуры, количества растворенных в ней солей, газов и взвешенных частиц и изменяется от 1 до 1,4 г/см3. Благодаря сильному притяжению между молекулами у воды высокие температуры плавления (0° С) и кипения (100° С). Плотность воды в твердом состоянии меньше, чем в жидком. Следовательно, лед образуется на поверхности водоемов и не опускается на дно. Очень малая теплопроводность. При понижении температуры и давления понижается и теплопроводность. С понижением температуры и понижением плотности уменьшается теплопроводность. Поэтому происходит медленный нагрев и охлаждение водной массы. Проявляется это свойство в том, что снег предохраняет почву от промерзания, а лед - водоемы от промерзания.

Формула воды - Н2О (предложена в 1805 г Гумбольдтом и Гей-Люсаком), т.е. состоит из 1 атома кислорода и 2-х атомов водорода.

1). Молекула воды асимметрична, образует равнобедренный треугольник.

2). Молекула воды обладает полярностью, поэтому является электрическим диполем.

3). Молекулярная структура воды: вода находится в трех состояниях и осуществляет фазовые переходы.

2. Поступление воды в растительную клетку. Осмотическое давление и его значение в поглощении воды клеткой. Методы определения осмотического давления

Поглощение воды из внешней среды обязательное условие существования любого организма. Вода может поступать в клетку растений благодаря набуханию биоколлоидов, увеличивая степень их гидратации. Такое поступление воды характерно для сухих семян помещенных в воду. Однако главный способ поступления воды в живые клетки является ее осмотическое поглощение.

Осмосом называется прохождение растворителя в раствор, отделенный от него полунепроницаемой мембраной(т.е. пропускающей растворитель, но не молекулы растворенных веществ).

Природу осмоса стали изучать в 1826 году, когда фран. Физиолог Г.Дютроше сконструировал первый осмометр: пузырь из полупроницаемой пленки(пергамент, животный пузырь) с помещенной в него стеклянной трубочки заполнялся раствором сахара или другого орг. В-ва. После погружения пузыря в чистую водй наблюдался подъем уровня жидкости в трубке. Однако применявшееся пленка не были абсолютно полупроницаемыми и медленно проникавший сахар мешал количественному измерению осмотического давления.

В. Пфеффер изготовил «искусственную камеру». Основой ее служил пористый фарфоровый сосуд. Во внутреннюю полость наливался раствор желтой кровяной соли и сосуд помещался в раствор CuSO4. При взаимодействие этих веществ в порах фарфора образовывалось гелеобразная масса железистосинеродистой меди

Поступление воды в такого рода осмотическую ячейку приводит к увеличению объема жидкости и поднятию ее уровня в манометрической трубке до тех пор пока гидростатическое давление столба жидкости не повысится настолько, чтобы препятствовать дальнейшему увеличению объема раствора. В достигнутом состоянии равновесия полупроницаемая мембрана в 1 времени пропускает одинаковое количество воды в обоих направлениях. Гидростатическое давление в этом случае соответствует потенциальному осмотическому давлению П*

Вант-Гофф: для разбавленных растворов осмотическое давление при постоянной температуре определяется концентрацией частиц (молекул, ионов) растворенного вещества (числом их в 1 объема раствора). Потенциальное осмотическое давление выражается в Паскалях и отражает максимально возможное давление, которое имеет раствор данной концентрации, или максимальную способность раствора в ячейке поглощать воду.

П*= i*c*RT, где c-концентрация раствора в молях, T-абсолютная t, R-газовая постоянная, i-изотонический коэффициент, равный 1+α(n-1), где α-степень электролитической диссоциации, n-число ионов, на которые распадается молекула электролита

Значение осмотического давления в поглощении воды: от осмот давления зависит сосущая сила клетки, достигая у семян при 6%-ной окружающей влажности величины 4,0510Па(400Атм), что обеспечивает необходимое для прорастания поглощеия воды даже из сравнительно сухой почвы.

Осмотическое давление можно определить благодаря фотометрическому методу.

3. Термодинамические показатели водного режима: активность воды, химический и водный потенциалы. Методы определения водного потенциала.

Энергетический уровень молекул данного вещества, который выражается в скорости их диффузии наз-ют химическим потенциалом этого вещества(ψ). Хим потенциал чистой воды называют водным потенциалом. (ψh3o) Он характеризует способность воды диффундировать, испаряться или поглощаться и выражается в Паскалях. Наивысшая величина водного потенциала – у хим. Чистой воды, эта величина принята за нуль. Поэтому водный потенциал любого раствора и биологической жидкости имеет отрицательное значение. Водный потенциал складывается из осмотического потенциала ψs, потенциала давления ψp, гравитационного потенциала ψg, потенциала набухания биоколлоидов.

Для оценки степени участия воды в различных химических, биохимических и микробиологических реакциях широко применяют показатель активность воды aw, определяемый как отношение парциального давления паров воды над продуктом к парциальному давлению пара над чистой водой. Показатель «активность воды» был предложен У. Скоттом в 1953 г. и в настоящее время широко применяется на практике.

Методы определения водного потенциала: Метод Шардакова основан на подборе раствора, удельный вес, а соответственно и концентрация которого не изменяется после пребывания в нем растительных тканей в течении 20 минут. В этом случае величина осмотического потенциала раствора равна по модулю потенциалу растения.

4. Сосущая сила клетки и водный потенциал. Методы определения сосущей силы

Так как мембрана избирательно проницаема и вода проходит через нее значительно легче, чем вещества, растворенные в клеточном соке и цитоплазме, при помещении клетки в воду, то по законам осмоса она будет поступать внутрь клетки.

Силу с которой вода входит в клетку, называют сосущей силой S. Она тождественна водному потенциалу клетки(ψh3o). Величина сосущей силы определяется осмотическим давлением П* клеточного сока и тургорным (гидростатическим) давлением в клетке(Р), которое равно противодавлению клеточной стенки, возникающему при ее эластическом растяжении. S=П*-Р

При замене этих обозначений соответствующими термодинамическими величинами уравнение приобретает следующий вид: -ψh3o=-ψп-ψр

В условиях разной оводненности соотношения между всеми компонентами этого уравнения меняются. Когда клетка полностью насыщена водой(полностью тургесцентна), ее сосущая сила равна нулю, а тургорное давление равно потенциальному осмотическому: S=0, П*=Р. Состояние полного тургора наблюдается в клетке при достаточной влажности почвы и воздуха. Если подача воды к клетке уменьшается (при усилении ветра, при недостатке влаги в почве и т.д.), то вначале возникает водный дефицит в клеточной стенке, водный потенциал которых становится ниже, чем в вакуолях, и вода начинает перемещаться в клеточные стенки. Отток воды из вакуолей снижает тургорное давление в клетке и следовательно увеличивает их сосущую силу. При длительном недостатке влаги большинство клеток теряет тургор и растение повядает. В этих условиях Р=0, S=П*. Метод определения сосущей силы: Определение методом полосок (по Лилиенштерн) Принцип метода основан на подборе такой концентрации наружного раствора, при которой погруженные в раствор полоски растительной ткани не меняют своей длины, так как в поступлении воды наступает динамическое равновесие и объем клеток остается неизменным. При более высокой концентрации раствора длина полосок уменьшается. Если осмотическое давление меньше величины сосущей силы клетки, то клетка всасывает воду из раствора, увеличивается в объеме и длина полосок становится больше.

 

5. Состояние воды в растворах. Взаимодействие воды и биополимеров (белков), гидратация. Формы воды в клетке- свободная и связанная вода, их физиологическая роль

В электрическом поле катиона все ближайшие молекулы воды ориентируются отрицательными полюсами внутрь, а вокруг аниона внутрь направлены положительные полюсы молекулы воды. Этот внутренний, прочно связанный с ионами слой молекул воды называют первичной или ближней гидратацией. В процессе электрофореза он движется вместе с ионом как одно целое. Однако, ион связывая определенное число молекул воды из своего непосредственного окружения, в результате ион-дипольного взаимодействия ориентирует также более далеко расположенные диполи воды. Эту гидратацию называют вторичной(дальней).

В растворах содержащих ионы структура воды существенно меняется. В разбавленных растворах (<0,1моль/л) это происходит благодаря заряженным ионам. Маленькие ионы с большей плотностью заряда сильнее действуют на структуру чистой воды по сравнению с большими ионами, имеющими малую плотность заряда, и те и другие разрушают структуру воды: первые притягивают молекулы воды, вторые при внедрении в воду из-за большого размера разрушают льдоподобный каркас. При этом может меняться вязкость водного раствора: структура, создаваемая слабогидратированными большими ионами(с малым зарядом) делает вязкость раствора ниже вязкости чистой воды(Li, Na, Mg,F), а более плотная структура, образуемая гидратированными ионами, обусловливает более высокую вязкость, чем в чистой воде(K, Rb, Cl, OH, NO3)

В белках гидратация обусловлена взаимодействиями молекул воды с гидрофильными (ионными и электронейтральными) и гидрофобными (неполярными) группами и ее иммобилизацией в замкнутых пространствах внутри макромолекул при их конформационных перестройках. При ионной гидратации(взаимодействие с -Nh4, -СОО группами) и электронейтральной(с -СООН, -ОН, -СО, -NH) молекулы воды электростатически связываются и образуется мономолекулярный слой первичной гидратации. Число ионнизированных групп в белке зависит от рН среды. Наименее гидратирован белок в его изоэлектрической точке, при которой отмечается также самая низкая растворимость белков.

Иммобилизованная вода, оказавшаяся замкнутой внутри макромолекул, может участвовать в образовании слоя первичной гидратации, а остальная ее часть сохраняет свойства обычной воды, но с ограниченной подвижностью

Свободная вода легко передвигается по растению и испаряется. Она находится в основном в межклетниках, т. е. в свободном пространстве. Связанная вода испаряется и передвигается с трудом. Она находится преимущественно внутри клетки — в цитоплазме и вакуоли. Разделяется на осмотически и коллоидно связанную. Первая соединена с растворенными в ней веществами и находится в вакуоли. Эта связь не очень прочная, и осмотически связанная вода может выходить из клетки, например, при плазмолизе. Свойства коллоидно связанной воды обусловлены наличием белков — коллоидов цитоплазмы, где она и находится. Такая связь большей частью очень прочная, и коллоидно связанная вода выходит из клетки только при очень сильном обезвоживании (продол. засухе).

cyberpedia.su

Значение воды в жизни растений. Водный баланс растений — контрольная работа

2

ВОПРОС №5. Значение воды в жизни растений. Водный баланс растений

Значение воды в жизни  растения

Вода поступает в  растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Молекулы этих веществ, растворенные в клеточном соке, оказывают давление на цитоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных в воде веществ на цитоплазму называется осмотическим давлением. Вода, поглощенная растворенными в клеточном соке веществами, также оказывает давление на цитоплазму и растягивает до известного предела эластичную оболочку клетки. Клеточный сок с растворенными в нем веществами постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение (тургор) в растении исчезает.

Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может  поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, как оболочка спадается, находящийся в клетке клеточный сок становится более концентрированным и начинает насасывать воду в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесится осмотическое давление. Чем больше воды потеряло растение, тем с большей силой вода поступает в клетки. Сила, с которой растение всасывает воду, — сосущая сила —представляет собой разность между осмотическим и тургорным давлением.

Растение непрерывно испаряет воду через устьица. Этим создается возможность нового притока воды к листьям. Присасывающее действие испарения играет большую роль в передвижении воды по растению. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости от этого испарение воды то идет интенсивно, то сильно сокращается. Часть воды все время испаряется через кутикулу, однако это испарение идет гораздо слабее, чем через устьица.

Если срезать стебель растения около самого корня, из пенька начинает сочиться сок. Это показывает, что корень и сам нагнетает воду в стебель. Следовательно, поступление воды в растение зависит не только от испарения воды через листья, но и от корневого давления. Оно перегоняет воду из живых клеток корня в полые трубки омертвевших сосудов. Так как в клетках этих сосудов нет цитоплазмы, вода беспрепятственно движется по ним к листьям, где испаряется через устьица.

Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по растению поглощенные корнем минеральные вещества. Испарение снижает температуру растения и тем самым предохраняет его от перегрева. Из каждой тысячи частей поглощенной из почвы воды растение усваивает лишь 2—3 части, а остальные 997—998 частей испаряются. Чтобы образовать 1 г сухого вещества, растение в нашем климате испаряет от 300 г до 1 кг воды.

Пока в почве есть влага, растение растет и развивается нормально. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды и растворимых в ней минеральных веществ; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются. Кроме того, растение начинает повреждаться от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно повреждается растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет.

Глубокая вспашка, сохранение влаги  в почве, своевременное уничтожение  сорняков, севообороты, применение минеральных  удобрений и другие агротехнические мероприятия помогают бороться с засухой. Не менее важны правильное семеноводство и создание более устойчивых к засухе сортов, а также

3

использование засухоустойчивых культур. Но основная мера борьбы с  засухой (там, где это возможно) — орошение полей.

Вода - необходимое условие для жизни растений. 1. Она является главной, составной частью растений 60-80% содержимого клетки), расходуется ими в больших количествах в процессе испарения. Поступает вода в растения в основном из почвы.  2. Наряду с углекислым газом и минеральными соединениями вода необходима для синтеза органических веществ. С ее участием протекают все основные биохимические процессы в растении. 3. Питательные вещества, находящиеся в почве, могут поступать в растение только растворенными в воде.  4. Вода обеспечивает непрерывность передвижения питательных веществ в растении. 5. От влажности почвы и воздуха зависят нормальный рост и развитие, которые могут протекать только при достаточном насыщении клеток водой.

Водный режим растений складывается из трех процессов: 1) поступление воды в растение через корневую систему и листья; 2) передвижение воды по растению от корней к листьям и наоборот; 3) испарение воды из листьев в атмосферу - транспирация, которая обеспечивает непрерывный ток воды с питательными веществами, поступающими из почвы, от корней к листьям. Испарение воды растениями предохраняет их от перегрева.

В процессе жизнедеятельности растения создают органические вещества. На создание одной части сухого органического вещества они расходуют 200-500 частей воды. По очень приблизительным подсчетам, культивируемым растениям для их развития в летний период 2500-7000 т воды на 1 га. Растение может получать воду не только через корневую систему, но и через листья. Вот почему опрыскивание (рано утром и вечером) дает положительные результаты.

Большинству цветочных  и декоративно-лиственных форм для  интенсивного роста и развития требуется  в 1,5-2 раза больше влаги, чем ее поступает  с атмосферными осадками. Поэтому  для обеспечения оптимальных условий роста и развития необходимо сохранять почвенную влагу, защищать растения от излишнего испарения, а в отдельные периоды пополнять ее запасы. К агротехническим приемам, способствующим этому, относятся полив, опрыскивание и. дождевание, уничтожение сорняков, рыхление и мульчирование почвы, защита растений от ветра, притенение и т. д.

Важную роль в водном балансе растения играет транспирация, интенсивность которой возрастает при повышении температуры, солнечной  радиации, силы ветра и других условий. Когда воды расходуется больше, чем поступает, клетки растения обезвоживаются, в результате чего побеги и листья поникают и вянут. Обезвоживание ведет к нарушению физиологической жизнедеятельности растения: прекращается рост, формирование цветковых органов, созревание плодов и т. д. В это время могут отмирать листья, побеги, а иногда увядание приводит к гибели всего растения.

Потребность растений в воде определяется их состоянием и внешними условиями (температурой и влажностью почвы  и воздуха, интенсивностью освещения и т. д.), периодом развития, мощностью корневой системы. Например, в растущих листьях, стеблях, корнях, содержание воды достигает 90% и более, в древесине многолетних растений количество ее составляет 45-50%, а в почках еще меньше. В семенах влаги содержится всего 10-15%.

Для прорастания семян необходимо насыщение водой до 90-95% их массы. Если содержание воды в тканях семени достигнет только 20-25%, это лишь активизирует дыхание и другие процессы, но не приведет к прорастанию, что может вызвать гибель зародыша. Поэтому применяют намачивание семян, а посев проводят в достаточно увлажненный субстрат.

Большинство цветочных культур лучше растет при влажности почвы 60-80%. С уменьшением площади питания потребность растений в воде возрастает.

Избыток влаги в почве так  же вреден для растений, как и  недостаточное количество ее. При  очень сильном увлажнении корневая система из-за недостатка кислорода  слабеет, заболевает, и растение погибает.

 

4

По потребности в  воде растения делят на четыре группы. 1. Гидрофиты. Представителям этой группы необходимо большое количество воды. Это водолюбивые растения, например виктория регия с очень большими листьями, достигающими 1,5 м в диаметре, циперус, нимфы. 2. Гигрофиты. Влаголюбивые растения, живущие в условиях избыточного увлажнения. К ним относятся Ольха, антуриум, аспидистра, фикус баньян. 3. Мезофиты. Растения со средней потребностью во влаге. Это самая многочисленная группа, к которой относится большинство культивируемых растений, а из цветочных - розы, резеда, астры. В ней можно выделить подгруппы растений с малой, средней и большой потребностью во влаге. 4. Ксерофиты. Растения, потребляющие очень небольшое количество воды, представ лены значительно меньшим числом видов. Это обитатели пустынь, полупустынь и степей, растущие на сухой почве. Особенно много среди них суккулентов, запасающих воду в листьях и стеблях. К ним относятся кактусы, агавы, алоэ.

В природе нет четкой границы между указанными выше группами; некоторые виды по своей потребности  в воде занимают промежуточное положение.  

referat911.ru

Роль воды в жизнедеятельности растений

Покорская Наталья Анатольевна,

учитель химии и биологии Береговой ООШ

Железинского района Павлодарской области

Урок № 27. Тема: Роль воды в жизнедеятельности растений.

Экологические группы растений по отношению к воде.

Цели:

Образовательная: сформировать знания о различных способах приспособления к среде обитания; создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений;

Развивающая: развивать познавательный интерес к многообразию растительного мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать культуру поведения, любовь к окружающему миру, Родине; бережное отношение к природе.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок биологии у вас проведу я – Покорская Наталья Анатольевна. Я вам желаю хорошего настроения и успешной работы. Для работы вам понадобятся учебник, ручка, дневник. У вас на партах приготовлены учебные листы со стикерами (Приложение 1). Пожалуйста, напишите на стикерах коротенькое пожелание себе, либо одноклассникам. Как вы хотите работать на уроке, каких добиться результатов.

С этого года вы изучаете новый предмет – биологию, а именно ботанику. Что изучает ботаника? Правильно, растения. А каково значение растений? Ответы учащихся. Хорошо, а что необходимо растениям для нормальной жизнедеятельности? (тепло, свет, почва, вода, питательные вещества, другие живые организмы и т.д.) Эти условия называются факторы среды. Запишем их в учебный лист. Как вы думаете, одинаковые ли условия нужны различным растениям? Нет. Растения, приспособленные к какому-либо одному фактору среды образуют экологическую группу растений.

Попробуйте угадать, о чём идёт речь. Загадки о воде (Приложение 2). Тема нашего урока: «Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде».

Что нам предстоит узнать в ходе урока? Как вы думаете? (Выход на цели урока).

Я вам представлю несколько фруктов и овощей (Среди них несколько вялых). Что между ними общего? В чём различие? Чем обусловлено это различие? Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в природе? в жизни растений?

Учащиеся называют значение воды, полученные при изучении курса «Естествознание».

Изучение нового материала.

Вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока волы зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше.

Учитель обобщает, дополняет ответы учащихся, знакомит со значением воды в жизни растений.

Презентация (Приложение 3)

Учащиеся записывают в тетради.

  • вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;

  • вода- главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;

  • от притока воды зависит жизнь растения;

  • в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.

Работа в группах. У вас на столах находится учебная информация об экологических группах растений по отношению к воде (Приложение 4). Ознакомьтесь с текстом и запишите в таблицу название экологической группы, особенность местопроизрастания, примеры.

Презентация группы с показом слайдов.

1 группа: слово ГИДАТОФИТЫ происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение. Их признаки:

  • полностью погружены в воду;

  • листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;

  • стебли почти не имеют механической ткани; в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом. Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.

2 группа: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный. Их признаки:

  • растения, частично погружены в воду;

  • обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;

  • обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;

  • имеют воздухоносные межклетные полости;

  • срезанные побеги быстро вянут. Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.

3 группа: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага. Их признаки: растения влажных мест с высокой влажностью воздуха. Примерами гигрофитов являются - калужница, осока, циперус. Учитель обращает внимание учащихся на калужницу, она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь. Интересное растение циперус. В дикой природе растёт по берегам Нила, образуя целые заросли. Из него изготавливали папирус предшественник бумаги. Интересно вегетативное размножение циперуса (демонстрация учителем).

4 группа: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний.Их признаки:

  • живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;

  • растут в лесах, на лугах, в поле;

  • большинство – сельскохозяйственные растения;

  • лучше развиваются при дополнительном поливе. Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня.

5 группа: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой. Их признаки:

  • растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой. Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки. Данные растения – декоративные растения.

Физминутка.

Закрепление: Работа с карточками. (Приложение 5). Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и разложите карточки по экологическим группам. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)? Взаимопроверка в группе (Приложение 6).

А как же поступает вода в растения? Благодаря корневому давлению.

Видео «Передвижение воды и минеральных веществ»

Австралийские эвкалипты – самые высокие в мире растения, достигающие 100 м. в высоту. Чтобы обеспечить дерево влагой до самой вершины, корневого давления не достаточно. С его помощью можно обеспечить водой дерево не выше 10 м. Каким же образом вода поступает к самым верхним ветвям эвкалипта? Растения не только поглощают воду, но и испаряют её.

Видео «Строение покровной ткани листа»

Какова  биологическая роль испарения? Клетки растений при нагревании выше 50° С погибают. Спасает листья   от перегрева испарение   влаги,   так   как   оно   всегда    сопровождается понижением температуры. Это можно проверить на себе,   если намочить   руки водой,   а затем  дать  ей   испариться  с  их  поверхности. В  жару  мы потеем,  и  это спасает нас от перегрева, так как испарение пота связано   с понижением температуры  и охлаждением поверхности нашего тела. Испарение воды листьями   имеет и другое   немаловажное значение: оно способствует передвижению воды и растворенных в ней веществ  от корней  по стеблю к листьям. Испаряющую деятельность   листьев можно сравнить с насосом, нагнетающим в клетки все новые и новые порции воды с растворами питательных солей, необходимых для образования органических   веществ. Из 1000 г воды, поглощенной корнями, приблизительно 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении.

В 30-х годах в Грузии было высажено большое количество эвкалиптовых деревьев для уничтожения Колхидских болот – крупного очага распространения малярии. Благодаря каким свойствам эвкалиптов стало возможно оздоровление этой местности? Самое большое количество испаряемой воды отмечено у листьев эвкалипта. В течении года одно растение способно транспортировать через устьица листьев до 14 тонн воды.

Ребята, попробуйте сделать задания на вашем учебном листе. Можно ответить устно.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты. У воды есть свой праздник – «День воды и водных ресурсов», который отмечается 22 марта.

Словно крыша над землёю,Голубые небеса.А под крышей голубою – Реки, горы и леса.Вместе мы с тобой в ответеЗа чудесное жильё.Потому, что на планетеВсё твоё и всё моё.И пушистые снежинки,И река, и облака,И тропинки, и травинки,И вода из родника.

Нам с вами повезло жить на берегу прекрасной реки. Как сказал Виктор Фрелих:

Истории известны семь чудес,

Но как она несправедлива, -

Их восемь – есть Иртыш,

Его судьба нам подарила.

Но на нас возложена и большая ответственность – сберечь наш Иртыш.

В начале урока вы писали пожелания. Перед вами два облачка и туча. Пожалуйста, прикрепите ваши стикеры в соответствии с вашим настроением.

Оценки.

Домашнее задание: изучить по учебнику параграфы 14,19

Проработать материл урока, ответить на вопросы.

Выучить новые термины.

Дополнительно:

1. Опытный овощевод рекомендовал учащимся такие овощные растения, как салат, шпинат, срывать во второй половине дня (ближе к вечеру). Объясните, почему зеленые овощи лучше срывать для употребления в пищу вечером? В конце дня в листьях накапливается большое количество питательных веществ. Ночью идет отток их к стеблю, корням или цветкам. Поэтому лучше срывать листья салата, шпината в конце дня – тогда их листья более питательны.

2. А сейчас я предлагаю всем вместе сочинить сказку «Путешествие капельки». Я начну, а вы продолжите.

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта