Психика у растений. Психическое воздействие растений на человека и группы людей

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Психология под редакцией Дружинина. Психика у растений


Психология под редакцией Дружинина - Стр 5

10.Что такое эпифиз и каковы его функции?

11.Зачем нужна нервная система?

12.Перечислите основные отделы ЦНС.

13.Что такое периферическая нервная система, соматическая, вегетативная?

14.Каково соотношение площади коры головного и спинного мозга у разных позвоночных животных?

15.Что такое нейрон и чем он отличается от других клеток тела?

16.Что такое нейромедиатор?

17.Чем отличается электрический синапс от химического?

18.В чем суть психофизиологической проблемы?

Рекомендуемая литература

Александров Ю. И. Системная психофизиология // Основы психофизиологии: Учебник /Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. О. Александров; Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М.—

1997. — С. 266-313.

Безденежных Б. Н. Методы психофизиологических исследований // Основы психофизиологии: учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. - М.: Изд. дом «Инфра-М»,1997. - 430 с. - С.24-40

Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. — М.:

Мир, 1988.-246с.

Вилли К. Биология / Пер. с англ. Н. Н. Баевской. — М.: Мир, 1966. — 685 с.

Гаврилов В. Сравнительная психофизиология // Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. - М.: Изд. дом «Инфра-М»,1997. - 430 с. - С.384-396:

Гэйто Дж. Молекулярная психобиология. — М.: Мир, 1969.

Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-воМГУ,

1992.-192с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-воМГУ, 1972. — 575 с.

Моренков Э. Д. Общий обзор строений центральной нервной системы // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. — М.: Российское Психологическое Общество, 1998. — С. 6-10.

Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. — М.: Мир, 1986.

Савельев С. В. Изменчивость мозга // Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы / Российское Психологическое Общество. — М.: Изд-воРПО, 1998.

Тинберген Н. Поведение животных / Пер. с англ. Орлова А. — М.: Мир, 1969. — 192 с. Фабри К. Э.Зоопсихология. -М.:Изд. МГУ, 1993. - 334 с.

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: Мир, 1990. — 239 с.

Швырков В. Б. Введение в объективную психологию: Нейронал. основы психики / РАН, Ин-тпсихологии. - М.: ИП РАН, 1995. - 164 с.

Шевченко Д. Г. Сон и сновидения // Основы психофизиологии: Учебник / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. О. Александров; Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра-М,1997. — 430 с, — С. 244-

264. — (Высшее образование).

Экклс Дж. Физиология синапсов / Под. ред. П. К. Анохина. — М.: Мир, 1966. — 395 с.

Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития

Краткое содержание главы

Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии. Типологический подход. Концепция индивидуальности. Психогенетический подход. Взаимодействие генотипа и среды.

Изучение различающихся групп. Социобиология. Факторы развития когнитивной сферы.Механизмы адаптации. Сензитивные периоды развития. Подражание. Научение. Социальное

studfiles.net

Психическое воздействие растений на человека и группы людей

Психическое воздействие растений на человека и группы людей

Пояснения к разделу

Все без исключения растения являются психическими регуляторами. При попадании в организм структуры растения изменяют состояние человека, его способность реагировать тем или иным образом на внешние раздражители, степень активности и многие другие качества психики.

Растения и их физические эманации могут попадать в организм через желудок, легкие, поры кожи, слизистые поверхности пищеварительных и половых органов. Тонкоматериальные эманации впитываются соответствующими структурами психики во время созерцания, пребывания рядом с ними, медитации по теме растений или воспоминания о них.

Обычно среднестатистический человек не придает значения находящимся рядом с ним растениям. Он живет изо дня в день, поглощая пищу, не обращая внимания, как изменяется его состояние, как это влияет на профессиональные и личные дела. Он не видит, как трансформируются его способности при использовании той или иной натуральной косметики и парфюмерии. Он не замечает, что после одного типа еды приходят вялость и апатия, после другой — появляется бодрость, самочувствие улучшается. Это упущение можно поправить.

Психические свойства растений можно и нужно использовать в жизни. Съеденное вовремя, в нужном месте и правильно приготовленное блюдо может изменить ход событий. Неправильно приготовленное блюдо или не те продукты могут разрушить дело, которое имело бы в ином случае стопроцентную успешность.

Если пойти в наблюдениях и рассуждениях дальше, то можно заключить: при целевой организации пищевых рационов для целых групп людей можно решать те или иные задачи на массовом уровне. Компания при поддержке специалиста — травника-диетолога — может выйти в лидеры в том направлении, в котором ведет свою деятельность; члены коллектива станут более активными, инициативными. Если речь идет о семье, то ее члены будут иметь более сильный потенциал к выживанию, обретению здоровья и стабильному социальному положению. Если брать уровень целого государства, то через несколько лет массового применения техник, описанных в данной книге, можно повысить ранг успешности и уровень благосостояния страны.

Как говорил Архимед, дайте мне рычаг, и я переверну весь мир. Растения, вернее, их грамотное применение, является сильнейшим рычагом в эволюции и развитии человечества. Если (при помощи мастера в этой области) организовать и отслеживать условия питания больших масс людей, то их эволюция изменит свой ход. Несомненно, что это очень трудоемкий и сложный процесс, требующий постоянного внимания и регулировки. Несомненно, что он займет достаточно много времени, потому что процессы психики очень инерционны. Но, на мой взгляд, игра стоит свеч. Ведь все мы стремимся к лучшей жизни, но не у всех получается. Большинство из нас имеют несбывшиеся желания. Люди болеют и не могут решить свои проблемы со здоровьем. Проще говоря, у всех у нас есть к чему стремиться, и упорядочение пищевых процессов может помочь добиться целей.

Все без исключения психические процессы регулируемы. Контроль эмоциональных состояний позволит создавать условия, в которых организм действует более активно и эффективно. Осознанное грамотное действие в определенной ситуации способно изменить судьбу.

Кажется, все просто, да не совсем. Дело не в том, можно или нельзя добиться желаемого. Важно, что человек, а соответственно, и группы людей, подчас не могут сделать свой выбор. Они не знают, чего именно им желать. Одно желание сменяется другим, они теснятся, выталкивая друг друга. Люди мечутся в разные стороны в попытках выполнить множество желаний за раз. Но ведь данные технологии в силу объективных законов развития действуют медленно. Если семья захотела стать счастливой, то нужно идти в этом направлении длительное время. Это значит, что нужно есть определенные продукты, пить конкретные напитки, отслеживать и сортировать возникающие желания, искать лучшие пути в применении этих технологий. Положение дел усугубляется тем, что большое количество людей имеют разные желания и им трудно договориться. Как минимум это значит, что в коллективе должен быть мудрый лидер, который сумеет найти способы уговорить, заинтересовать или иным способом стимулировать коллектив двигаться в направлении указанной цели.

Процессы можно регулировать не только приемом пищи внутрь, но и втиранием ее в кожу. Последнее действует значительно лучше, если знать место и осознавать цель втирания. Особенно эффективным является втирание в голову, напротив той части коры головного мозга, которая ответственна за данное действие, эмоцию, качество. Одна из схем коры головного мозга приведена на рисунке.

Зная, что какое-то растение может повысить самооценку (например, дуб), можно наносить отвар или настой, приготовленный на его основе, на голову, напротив данной области (см. рисунок), и ждать эффекта.

Рис. 4. Источник приведенной схемы — Атлас нервной системы человека под редакцией В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. Москва, ПЕР СЭ, 2001.

1 Половая любовь

2 Дружба Общительность

3 Самозащита Смелость Драчливость

4 Любовь к жизни

5 Разрушит. инстинкты

6 Исполнительность

7 Влечение к вину

8 Пищевые инстинкты

9 Влечение к пище

1 °Cкрытность Вежливость Защитные чувства

11 Приобретает. инстинкты Стяжательство, бережливость, запасливость

12 Творческие способности Остроумие Умелость

13 Модуляция

14 Время

15 Время Мера

16 Порядок Система

17 Счет Числа Оценка

18 Причинность

19 Остроумие

20 Агрессивность

21 Идеальные свойства ума Совершенствование Утонченность

22 Осторожность Скромность Скрытность

23 Самооценка Самолюбие

24 Сознательность Справедливость

25 Надежда

26 Высший дух Доверие

27 Подражательность а) жесты б) мимика

28 Высшие чувства Самооценка Страх

Каждый человек индивидуален, практически невозможно разработать универсальные, подходящие всем рационы питания, косметические и растительные препараты. Но с другой стороны, некие общие закономерности все же имеются. Они как раз и изложены в упомянутом уже кратком справочнике психических свойств растений. Прошу не забывать, что некоторые представители флоры в больших количествах могут действовать на организм не так, как вы хотели бы, поэтому следует бдительно относиться к их дозировке.

О психических вирусах и программировании

Тема психических вирусов, несмотря на свою молодость, уже достаточно популярна в современном научном и околонаучном мире. Основатель меметики[9] как самостоятельного направления Ричард Броуди[10] наглядно описал суть и действие психических вирусов в своей одноименной книге. По его мнению, мышление и поведение человека контролируются мемами. Мем — это и есть психический вирус, мыслеформа, имеющая самостоятельную жизнь. Он зарождается в нашем сознании и действует самостоятельно, независимо от чего-либо. В отличие от простых поведенческих программ, он не требует усилий для внедрения в сознание. Поэтому мем легко размножается и захватывает все большее количество людей, меняя их поведение.

Мемы могут быть безвредными и безобидными, а также гадкими и извращающими сознание. Они могут сделать вашу судьбу счастливой, а могут и испортить всю жизнь. Стоит прочитать книгу Ричарда Броуди, чтобы вникнуть в суть дела. Уверен, все заинтересованные прочитают эту работу без моей помощи, поэтому далее просто изложу свое видение данной темы.

Психические вирусы контролируют поведение человека. Причина существования и основы контроля вирусов базируются на принципе организации человеческого организма. Наша психика в течение сотен тысяч лет эволюции нашла себе хорошего помощника. Имя ему — подсознание. Все действия, на какие только способен человек, изначально отрабатываются им с большим трудом и затратами времени. Процесс обучения хождению на ногах занимает у детей несколько лет. Овладение такими навыками, как чтение и правописание, также отнимает немало времени. По завершении учебного этапа новый опыт «уходит» в психическое пространство, не осознаваемое человеком, и дальше в течение жизни освоенное однажды действие выполняется уже автоматически.

Каждый новый навык, будь то вождение автомобиля, решение математических задач или овладение гончарным делом, помещается в копилку под названием «опыт» и переходит к автономному, автоматическому режиму существования, формируя поведенческую программу. Этот механизм имеет свои плюсы и минусы. Плюс состоит в том, что человек экономит уйму времени при выполнении повседневных дел, не задумываясь над элементарными движениями и действиями. Минус в том, что он не размышляет о целесообразности некоторых действий и действует по шаблону. Иногда это приводит к плачевным результатам. Но дело не в этом. Поведенческие программы, которые могут внедриться в психику человека, продуцируются не только им самим. Они могут прийти извне, вместе со словами, произнесенными другим человеком, образами, выполненными в виде графических материалов, музыки, жестов, мимики, символов и других вещей. Поведенческие программы, или психические вирусы, могут формироваться спонтанно человеком при решении каких-то задач или проблем, а могут быть «изготовлены» специалистами. Очевидно, что многие из мастеров рекламной деятельности сознательно рождают такие вирусы.

С другой стороны, активация вирусов сознания часто приводит к плачевным ситуациям. К примеру, человек без видимых причин становится неадекватным. Таких примеров можно привести довольно много, взять хотя бы случаи с малыми религиозными сектами, когда во имя Бога или Аллаха люди предавали себя групповому самосожжению, отравлению, совершали массовый террор.

В открытом доступе, понятное дело, отсутствует информация о сознательном изготовлении таких вирусов, но здравый смысл подсказывает их наличие. Они могут быть настолько сильны, что преодолевают действие программ самосохранения. Люди могут жертвовать жизнью во имя идеи.

Эпидемиям психических вирусов может противостоять только человек, «привитый» специальной «вакциной» или живущий вне социума. «Вакцина» — это определенные качества, которые может развить в себе человек. Их действие заключается в нейтрализации действия вируса, попавшего в психическое пространство. Каким образом делается такая «прививка»? Путем специальных тренировок человек учится повышать интенсивность волевых проявлений и активности организма. Растения могут служить хорошими помощниками в данном деле.

Почему я затронул такую сложную тему в данной книге? Возможность массового обучения людей мастерству противостояния вирусам отсутствует из-за нехватки интереса людей к данной теме. При массовой безграмотности в управлении психическими процессами нет противоядия вирусам, кроме определенных растений. В известных условиях пока только они смогут приостановить действие вирусов.

Разработчики таких вирусов не задумываются над тем, что обратного хода не будет и изменение в психике произойдет безвозвратно. Самое неприятное, что ограничить их действия мы не в силах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Развитие психики у растений

топ 100 блогов andeadd — 30.03.2016 Как и почему у первых живых существ на Земле возникла психика? На этот счёт есть общепризнанная убедительная версия.

Дело в том, что в эпоху зарождения жизни на нашей планете первые микроскопические живые амёбки жили в гомогенной, т.е. ОДНОРОДНОЙ среде, в биологическом "супе" с очень высокой концентрацией пищи (например, мелких водорослей).Видите, вся вода аж ЗЕЛЁНАЯ от водорослей:Развитие психики у растений

Соответственно, чтобы питаться, амёбкам не надо было никуда плыть и ничего искать. Просто лежи и поглощай еду. Для этого психика не требуется.

Но обстоятельства меняются. Неизбежно то тут, то там стали возникать более жесткие условия жизни - много воды и мало водорослей. Среда стала гетерогенной, НЕОДНОРОДНОЙ.Видите, вкусненькие водоросли уже не заполняют всё пространство, а плавают в виде отдельных зеленых шариков:Развитие психики у растений

Такой шарик хуй знает, приплывёт к амёбке в рот или нет. Можно подохнуть, пока дождёшься.И именно это и СПРОВОЦИРОВАЛО появление и развитие психики, весь смысл которой, по сути, в том, чтобы активно ИСКАТЬ питательные вещества (как делают животные), а не просто сидеть и ждать манны небесной (как делают растения).

* * *

Возникает вопрос: а можно ли, используя эти знания, заставить современное растение обрести психику?Да, безусловно.

Смотрите.Любое современное растение живёт, по сути, в гомогенной среде.И свет, и вода, и питательные вещества типа навоза и перегноя поступают к растению не точечно, а ВЕЕРНО, накрывают всю площадь.Развитие психики у растений Это НИКАК не стимулирует растение к развитию.

Поэтому всё, что нужно для успешного осуществления нашего эксперимента - это сделать питательную среду растения гетерогенной, то есть НЕОДНОРОДНОЙ.

Нужно давать растению питательные вещества в виде отдельных объектов: ёмкость с водой, шар из навоза, узконаправленный свет.Развитие психики у растений Тогда растение будет вынуждено не ЖДАТЬ, пока его, как обычно, осчастливят пищей с ног до головы, а ИСКАТЬ её.А чтобы искать, нужно ЗНАТЬ, что ты ищешь. А для того, чтобы что-то знать, нужна психика.

В итоге с растением произойдёт точно та же метаморфоза, что и с амёбками миллиарды лет назад - оно обзаведётся психикой:Развитие психики у растений

* * *

Конечно, за одно поколение это случиться не может.Нужно брать экстремально песчаное (то есть абсолютно БЕЗ питательных веществ) поле и высаживать там, например, миллион саженцев кукурузы. И разбрасывать по полю навозные и водяные шарики.99% саженцев погибнут, 1% выживет.Берём семена выживших, опять засеиваем поле и повторяем.

Через 100-150 поколений ростки кукурузы начнут ОСОЗНАННО находить шарики с водой и говном, т.е. обретут пусть примитивную, но работоспособную психику.

Если на этом не останавливаться, то можно её совершенствовать и усложнять и дальше. Например, через 300-400 поколений развить до такой степени, что растения будут ощущать влажный ветер от близлежащей реки, самостоятельно ползком перемещаться к ней с помощью корневой системы и пить.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ ничего невозможного в этом нет.

yablor.ru

Развитие психики у растений: andeadd

Как и почему у первых живых существ на Земле возникла психика?На этот счёт есть общепризнанная убедительная теория.

Дело в том, что в эпоху зарождения жизни на нашей планете первые микроскопические протоамёбки существовали в гомогенной, т.е. ОДНОРОДНОЙ среде, в биологическом "супе" с очень высокой концентрацией пищи (например, мелких водорослей). Видите, вся вода аж ЗЕЛЁНАЯ от водорослей:Соответственно, чтобы питаться, протоамёбкам не надо было никуда плыть и ничего искать. Просто лежи и поглощай еду. Для этого психика не требуется.

Но обстоятельства меняются. Неизбежно то тут, то там стали возникать более жесткие условия жизни - много воды и мало водорослей. Среда стала гетерогенной, НЕОДНОРОДНОЙ. Видите, вкусненькие водоросли уже не заполняют всё пространство, а плавают в виде отдельных зеленых шариков:

Хрен знает, приплывёт такой шарик к протоамёбке в рот или нет. Можно подохнуть, пока дождёшься. Именно это и спровоцировало появление и развитие психики, основное предназначение которой, по сути, заключается в том, чтобы активно ИСКАТЬ питание (как делают животные), а не просто сидеть и ждать манны небесной (как делают растения).

* * *

Возникает вопрос: а можно ли, зная всё это, заставить современное растение обрести психику? Ну чо, давайте чуток пофантазируем на эту тему.

Смотрите.Любое современное растение живёт, по сути, в гомогенной среде. И свет, и вода, и питательные вещества типа навоза и перегноя поступают к растению не точечно, а ВЕЕРНО, накрывают всю площадь.Это НИКАК не стимулирует растение к развитию.

Поэтому всё, что нужно для успешного осуществления нашего эксперимента - это сделать питательную среду растения гетерогенной, то есть НЕОДНОРОДНОЙ.Проще говоря, нужно давать растению питательные вещества в виде отдельных объектов: ёмкость с водой, шар из навоза, узконаправленный свет.Тогда растение будет вынуждено не ЖДАТЬ, пока его, как обычно, осчастливят пищей с ног до головы, а ИСКАТЬ её. А чтобы искать, нужно ЗНАТЬ, что ты ищешь. А для того, чтобы что-то знать, нужна психика.

Т.е. с растением произойдёт точно та же метаморфоза, что и с протоамёбками миллиарды лет назад - оно обзаведётся психикой:

* * *

Конечно, за год-два это случиться не может, поэтому нужна длительная масштабная работа.

Нужно взять экстремально песчаное (то есть абсолютно БЕЗ питательных веществ) поле и высадить там, например, миллион саженцев кукурузы. И потом разбросать по полю навозные и водяные шарики.99% саженцев погибнут, а 1% выживут, т.к. наткнутся корнями на шарики.

Берём семена выживших, опять засеиваем поле и повторяем.Через 100-150 поколений ростки кукурузы начнут ОСОЗНАННО находить шарики с водой и говном, т.е. обретут пусть примитивную, но работоспособную психику, способную к т.н. "ПОИСКОВОМУ поведению". Можно на этом не останавливаться и стимулировать психику кукурузы к дальнейшему развитию. И, вполне вероятно, через 300-400 поколений наша кукурузка настолько поумнеет, что, ощутив влажный ветер от близлежащей реки, будет ползком целенаправленно перемещаться к ней, пить, а потом возвращаться к месту постоянной дислокации.

Шутки шутками, но ничего невозможного в этом нет. Хотя бы потому, что в истории Земли нечто подобное один раз уже случилось (см. начало поста).

* * *

Мои книги (написанные в соавторстве с интереснейшими людьми, настоящими профессионалами в своих областях) можно приобрести во всех приличных книжных магазинах, в частности, вот здесь (логотипы кликабельны):

andeadd.livejournal.com

Психика

ПСИХИКА.

 

ПСИХИКА – существующее в различных формах свойство и функция нервной системы высокоорганизованных живых существ, обеспечивающее их ориентацию и деятельность. Взаимодействие живых существ с окружающим миром, с микрокосмом собственной телесной организации и со своим внутренним – духовным миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но генетически нераздельно связанных с ними психических процессов, актов и состояний.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в форме неотчуждаемой от автора картины мира. Картина мира – главный психический инструмент саморегуляции человеком собственных поведения и деятельности. В ней в упорядоченном виде закодированы, в той или иной системе кодов, и представлены события прошлого, настоящего и возможного будущего. Психические явления существуют в двух главных ипостасях – осознанной и неосознанной. Основное отличие человеческой психики от животной – в сознательной и волевой целенаправленности психических проявлений.

Благодаря активному опережающему отражению психикой внешней среды обитания человека и его внутренней - организменной и духовной среды становится возможным образ жизни, деятельности и поведения, адекватный комплексным требованиям и запросам этих разных сред. Опирающаяся на такое отражение жизнедеятельность человека обеспечивает его выживание и развитие в онтогенезе и филогенезе. В процессе такой жизнедеятельности человек осуществляет поисковую надситуативную активность. Её продуктом становится абиологическая искусственная среда, окружающая его всюду – культура, становящаяся «оболочкой», «атмосферой» предохраняющей от непосредственного воздействия среды биологической с её катаклизмами и непредсказуемостью.

 

ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ:

1.      Даёт образ среды, где действует человек.

2.      Обеспечивает ориентацию в этой среде.

3.      Удовлетворяет потребности в контактах с нею в виде культурной деятельности.

4.      Устанавливающаяся в процессе контактов со средой обратная связь, отражённая в сознании человека, позволяет контролировать правильность отражения.

5.      Культурная деятельность, практика – главный критерий истинности отражения. Сопоставление её результатов с образом желаемого или предполагаемого будущего, находящимся в основе программы человеческой деятельности, информирует человека о правильности его отражения, об истинности картины мира, на основании которой он планировал деятельность.

Таким образом, психика выступает единой цикличной системой рефлекторного типа (по Сеченову). Рефлекторность означает:

1)первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике,

2)закономерный переход энергии возбуждения от воспринимающих компонент системы к исполнительным компонентам,

3)целесообразность возникающих программ движений и деятельности субъекта , 4) «обратное» влияние результатов деятельности на образ объекта воздействия.

 Активность психики проявляется:

1.      При отображении реальности, когда физико-химические раздражители преобразуются в нервные (электрические) импульсы, действующие на нервные «аппараты», которые, в свою очередь, создают психические образы объектов воздействия.

2.      При формировании потребностей и мотивов деятельности, придающих поведению энергию.

3.      При исполнении программы деятельности или поведения, когда происходит её волевая целесообразная регуляция и управление, включающее поиск и выбор вариантов и стратегий.

Психика возникает на определённом уровне биологической эволюции, и сама выступает в качестве одного из её факторов. С усложнением приспособления организмов к условиям существования она становится главным инструментом адаптации к требованиям среды.

С появлением в эволюционном процессе человека психика приобретает новое качество и структуру. Возникает сознание как ведущий «механизм» регуляции деятельности. Формируется личность – источник волевой активности.

Исследование филогенеза психики ставит вопрос о моменте её возникновения, об отличии психики от примитивной раздражимости и физического отражения воздействия в неживой природе. Ответом на этот вопрос является определение объективного критерия психического. Гипотезы таких определений:

1.      Способность к поисковому поведению.

2.      Способность к «гибкому» приспособлению к среде.

3.      Способность к проигрыванию действия во внутреннем плане.

4.      Гипотеза Леонтьева: способность организма реагировать на абиотические воздействия (биологически нейтральные). Последние находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их сигналами. На дочеловеческих стадиях филогенеза жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту и размножению.… У человека возникает активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом – обменом веществ. Смысл этой активности – обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно.

 

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИКИ: структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее неразложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого.

 

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ: закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Каждая новая ступень развития начинается с изменения состояния внешнего или внутреннего мира особи (например, появление «свободного времени» и неутилитарных форм деятельности), которое вызывает усложнения деятельности, связывающей особь с окружающим миром и её душой. Новая форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением и делает возможным её дальнейшее развитие. Характерно:

·         необратимостью изменений,

·          направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими),

·         закономерным характером изменений (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида).

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:

1.      Усложнение форм поведения – форм двигательной активности.

2.      Совершенствование способности к индивидуальному научению.

3.      Усложнение форм психического отражения.

 

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ:

1.      Элементарная сенсорная психика.

2.      Перцептивная психика.

3.      Интеллект.

 

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:

·         Зависимость психики от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах.

·         Влияние на психику социализации, понимаемой как подчинение психики надындивидуальным нормам, зафиксированным в коллективных представлениях.

·         Зависимость психики от природных задатков.

·         Психическое развитие, как результат личностной активности.

·         Рекапитуляция – онтогенетическое развитие психики ребёнка воспроизводит филогенез человечества.

·         Развитие психики – процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики, являющихся «посредниками» между человеческими потребностями и условиями и объектами их удовлетворения. (Культурно-историческая теория Выготского).

 

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ: относительно статичные моменты в жизнедеятельности индивида в отличие от психического процесса.

ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - основной способ существования психического – живой, пластичный, непрерывный, никогда полностью не заданный изначально, формирующийся и развивающийся, порождающий некие продукты и результаты – психические состояния, образы, понятия, чувства….

 

 

Б.А. Базыма

 

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ПСИХИКИ

 

Базыма Б.А. (1999). К вопросу о природе психики.

//Вестник Харьковского университета.

Серия “Психология”, №432, с.9-18.

 

 

      ВВЕДЕНИЕ

      Данная статья не претендует на сколько-нибудь глобальную перестройку

      сложившихся к концу 20 в. теоретических взглядов в пси­хологии. Наоборот,

      автор опирается на ряд положений известных отечественных и зарубежных

      психологов и философов 19-20 вв.    (К. Маркса, Э.В. Ильенкова, Л.С.

      Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Ру­бинштейна, В.Н. Мясищева, Г.С.

      Салливена, В.В. Давыдова и др.), которые в своих работах рассматривали

      происхождение и развитие психики (сознания, мышления). В известном мысле,

      излагаемое в статье, может быть обозначено как систематизация и

     переструкту­рирование многих давно и хорошо известных взглядов на природу

      психики. Автор позволил себе сместить некоторые акценты и поста­вить во

      главу угла ряд понятий и категорий, которые у вышепере­численных ученых,

      хотя и занимают важное место, но все-таки не ведущее. Подобное смещение

      позволило несколько иначе ответить на ряд "вечных" для психологии вопросов

      - "что такое психика?", "в чем ее необходимость?", "каковы основные

      факторы ее развития?" и ряд других.

 

 

      "НИША" ПСИХИКИ

      То что психика есть, существует, имеет свое бытие и реальность не вызывает

      сомнений. Вопрос в том, где она существует. Локализа­ция психики - вопрос

      для психологов очень болезненный и до сих пор окончательно не решенный.

      Пожалуй, дальше всех в этом воп­росе продвинулся, потихоньку забываемый

      современными психоло­гами, деятельностный подход. Согласно ему психика

      существует в деятельности и благодаря деятельности. Однако отношение

      психики и деятельности не было конкретизировано в достаточной степени.

      Причины этого требуют отдельного рассмотрения, не в рамках данной статьи.

      В принципе, можно согласится с тем, что психика имеет деятельностную

      природу, однако сама деятельность нуждается в рассмотрении под несколько

      иным углом зрения, через категорию, которая по отношению к ней носит более

      общий характер и позволяет понять саму деятельность не изолированно от

      других форм активности, авключенной в их единый ряд. Такой категорией

      является взаимодействие.

 

 

      КАТЕГОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

      Мысль о том, что весь мир основан на разного рода взаимодействиях,

      достаточно тривиальна. Структурные единицы вселенной постоянно

      взаимодействуют друг с другом. Исходя из этого, можно выделить и азличные

      структурные уровни взаимодействий - атомарный, молекулярный,

      биологический и т.д. Взаимодействовать означает как-либо влиять друг на

      друга, изменять друг друга, путем обмена своими составными частями

     (электронами, атомами, молекулами и т.д.), т.е. веществом и энергией. Можно

      сказать, что взаимодействие - в природе вещей или что оно и составляет их

      природу.

      Результатом взаимодействия является некий "продукт", который, в свою

      очередь, также вступает в новые взаимодействия. Чтобы взаимодействие

      произошло, должно быть выполнено, по меньшей меде два условия, которые

      можно обозначить как законы взаимодействия. Во-первых, то, что вступает во

      взаимодействие, должно относится к одному структурному уровню, быть

      похожим, однородным (закон сходства). К примеру, молекула может вступить

      во взаимодействи только с молекулой, да и то не со всякой. Во-вторых,

      взаимодействующие структуры не должны быть идентичными, им следует в

      чем-то различаться, чтобы возникло взаимодействие (закон различия). В

      результате этого только и может произойти взаимовлияние, взаимообмен и

      порождение некого третьего - продукта взаимодействия. Данные естественных

      наук дают основание утверждать, что эти условия присущи всем структурным

      уровням нашей вселенной. Не следует думать, что структурные уровни

      изолированы в этом плане друг от друга. Кроме "горизонтальных"

      взаимодействий (в пределах одного структурного уровня), существуют и

      вертикальные (межуровневые взаимодействия). Однако они относятся не к

      отдельным составляющим этих уровней, а их целостностям. Эти заимодействия

      являются "мостиками" между структурными уровнями, Кроме того каждый

      последующий уровень включает в себя в т.н. "снятой" форме все предыдущие

      уровни. Но при этом, следует помнить, что каждый структурный уровень имеет

      свою специфику, которая не может механически понята из природы

      взаимодействий ниже лежащего уровня и тем самым сведена к его законам.

 

 

          Та или иная наука имеет своим предметом специфический уровень

      взаимодействий. Скажем, для химии это межмолекулярные взаимодействия. А

      что же психология? Если психика, чтобы она собой не представляла,

      существует в одном непрерывном ряду всего сущего, безусловно, и ей должен

      соответствовать свой определенный структурный уровень, свои особые,

      специфические взаимодействия и законы. В этом случае психика никоим

      образом не может быть понята как эпифеномен или "тень" чего-то другого, а

      следовательно, и сведена к другому уровню.

 

 

      УРОВЕНЬ ПСИХИКИ

      Основным тезисом данной статьи как раз и может считаться ут­верждение, что

      за тем, что мы называем психикой, стоит свой осо­бый, специфический,

      структурный уровень, имеющий свою собствен­ную систему взаимодействий. В

      непрерывной иерархии уровней пси­хический уровень занимает промежуточное

      место между биологи­ческим и социальным. Отсюда две хорошо известные

      традиции редукционизма и, пожалуй, самый сакраментальный вопрос в

      психоло­гии о роли биологического и социального в ее природе. И

      биологи­ческие, и социальные науки, в той или иной степени претендуют на

      верховенство в делах психологии, предлагая свои объяснительные принципы и

      схемы для нее. Однако ни те, ни другие не проявляют особой терпимости к

      т.н. "психологизаторству", то есть претензиям психологии на объяснение

      того, что происходит на их собственных родных уровнях. Психология в этом

      плане наиболее терпимая на­ука, она с готовностью выслушивает поучения

      своих более имени­тых соседей, но как показывает ее история все попытки

      оплодотво­рения со стороны не приносили жизнеспособного потомства. На наш

      взгляд, страдательная роль психологии результат того, что она не

      определилась в выделении своих собственных структур­ных единиц или тех

      элементов, которые вступают во взаимодействие на ее собственном уровне.

      Все то, что привыкла изучать классичес­кая психология, не первичные

      структурные элементы, а про­дукты их взаимодействия - начиная от ощущения

      и заканчивая сознанием в целом. Это то третье, что получается в результате

      взаи­модействия, но не является им самим. Благодаря этому, психология, в

      целом, была и остается феноменологической, описательной дис­циплиной,

      остающейся на уровне отдельных фактов и фактиков. Рас­смотрим следующий

      пример. Вот пламя. Мы его видим и можем описать с этой видимой стороны,

      как большое или маленькое, желтое или другого цвета, искрящееся, горячее,

      имеющее языки и т.д. Приближает ли данное описание нас к пониманию природы

      пламени? Ответ очевиден. Пламя можно понять "изнутри", если только

      рассматривать его как процесс горения, химическую реакцию, то есть как

      взаимодействие. Именно это и дает возможность перейти от описательного

      подхода к объяснительному, от феноменологии к научной теории, а

      соответственно и практике. У нас же в психологии свое собственное "пламя"

      (мышление и т.д.) "изучается" большей частью по дикарски.

 

 

          Становится очевидным, что научное будущее психологии и ее

      самостоятельность самым тесным образом связано с выделением действительных

      структурных единиц, своего рода "атомов" или "молекул психики",

      взаимодействие которых и порождает то, что мы называем психическими

      явлениями. На звание "психических элементарных частиц", вероятно, могут

      претендовать различные элементы. Мы стоим на той позиции, которая в

      качестве такой частицы или элемента признает субъекта.

 

 

      СУБЪЕКТ

      Понятие субъекта широко используется в психологии. В общем смысле под

      субъектом понимается живой (одушевленный) источник (носитель) определенной

      активности. Признается, что субъуктом может быть как отдельный индивид

      (особь), так и группа индивидов, объединенных в рамках какой-либо

      деятельности (коллективный субъект). В зависимости от конкретного типа

      деятельности возможно выделение и различных типов субъектов. Например,

      "жизненный субъект" (субъект жизнедеятельности), "психический субъект”

      (субъект психической деятельности), "социальный субъект" (субъект

      социальной деятельности) и т.д. Начиная с какого структурного уровня

      допустимо введение и использование понятия субъекта? Мы придерживаемся той

      точки зрения, что таким уровнем является биологический. Ему соответствует

      в качестве основной структурной единицы жизненный субъект (начиная от

      одноклеточных животных и растений и заканчивая человеком). В этом смысле

      субъект предстает в качестве единства организации (структуры) и

      жизнедеятельноти, то есть как самостоятельная единица. Современной

      биологией жизнь в самом общем виде рассматривается как система процессов

      метаболизма жизненного субъекта, то есть как система процессов его обмена

      с окружающей средой веществом и энергией. Субъект жизни берет из

      окружающей среды вещество и энергию и одновременно возвращает в нее

      вещество и энергию, тем самым и осуществляет свою жизнедеятельность. Таким

      образом, процесс жизнедеятельности может быть рассмотрен как процесс

      взаимодействия жизненногосубъекта и различных природных объектов. А что

      происходит, когда во взаимодействие между собой вступают жизненные

      субъекты?

 

 

      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИЗНЕННЫХ СУБЪЕКТОВ

      Очевидно, что в данном случае возможно, по меньшей мере, два варианта. В

      первом - взаимодействие субъектов аналогично класси­ческому биологическому

      взаимодействию - один из субъектов "при­сваивает" вещество и энергию

      другого субъекта, проще говоря, съе­дает его. В данном случае второй

      субъект занимает и выполняет роль объекта. Второй вариант более "гуманен"

      и равноправен - он не предполагает в результате взаимодействия уничтожение

      какого-то из субъектов, хотя определенные изменения с ними также

      проис­ходят, благодаря новому содержанию процесса обмена. Промежу­точным

      вариантом или мостиком между ними является т.н. "половое размножение" у

      одноклеточных, представляющее собой слияние материнских клеток и

      возникновение в результате новой, дочерней клетки. Появление множества

      жизненных субъектов создает принципи­ально новую ситуацию, порождая новую

      необходимость во взаимо­действии субъектов жизни между собой. Очевидно,

      что уровень биологических взаимодействий не может удовлетворить эту

      необходи­мость или нужду. С появлением множественности жизненных

      субъек­тов возникает и новый тип взаимодействий, отвечающий данной

      необходимости. Данный тип взаимодействий как раз и является пси­хическим,

      порождающим то, что мы называем психикой, а необхо­димость взаимодействия

      жизненных субъектов между собой и есть необходимость в психике, лежащая в

      основе ее порождения.

 

 

      ПСИХИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

      Необходимость взаимодействия жизненных субъектов может быть понята как

      необходимость их взаимной регуляции. По отношению к биологическим

      взаимодействиям психическое взаимодействие за­нимает более высокий

      уровень. Тем самым, самосохранение, поддержание жизнедеятельности как

      целостного процесса входит и в задачи психического взаимодействия.

      Психическое взаимодействие также представляет собой обмен, имеющий своим

      результатом взаимное изменение жизненных субъектов. Однако это обмен не

      собственно веществом и энергией, а информацией, носителями которой

      являет­ся вещество и энергия. Психическое взаимодействие с самого начала

      процесс опосредованный, в котором между субъектами всегда находится

      определенный объект, играющий роль носителя информации.

 

 

  

 

       Очевидно, что опосредующий объект должен относится к кругу т.н

      "абиотических", чтобы не быть использованным непосредственно по

      назначению. Другими словами, он не только не должен способствовать

      собственно жизнедеятельности, а как ни парадоксально, препятствовать ей. В

      этом плане идеальными носителями информации во взаимодействии субъектов

      между собой первоначально являются продукты их жизнедеятельности или

      выделения. Как известно, информация относится к сфере т.н. "идеального".

      Согласно Э.В. Ильенкову, идеальное есть ни что иное, как бытие вещи в

      форме иной вещи. Тем самым, тот или иной продукт метаболизма содержит

      информацию о жизненном субъекте, являясь его следом и представляет в

      истории жизни первый объект, имеющий двойственную природу - материальную и

      идеальную. Эти следы, препятствуя индивидуальной жизнедеятельности другого

      субъекта, оказывают на него регулирующее воздействие, "сообщая" ему

      информацию, что рядом с ним находится еще один субъект. "Понимание" этой

     информации принципиально возможно, благодаря тому, что ее носитель

      отвечает принципу подобия (имеет общую природу), являясь в то же время

      следом другого.

 

 

          Наличие опосредующего объекта, носителя информационного обмена,

      является принципиально важным для определения взаимодействия как

      психического. Отношение субъект-объект, если оно не является частью

      межсубъектного взаимодействия, собственно психическим признано быть не

      может. Данный критерий с полным правом может быть положен в основу

      дихотомии психическое - биологическое. В частности, положительный ответ на

      вопрос о существовании психики у растений, требует нахождения

      опосредующего их взаимодействие объекта.

 

 

          Обобщая сказанное в данном разделе, можно дать рабочее определение

      психического, как взаимодействия жизненных субъектов между собой,

      опосредованное объектом, носителем информации. Главным продуктом данного

      взаимодействия является возникавение психического субъекта.

 

 

      ПСИХИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ

      Взаимодействие жизненных субъектов - первый этап развития психики, в

      рамках которого психическое предстает исключительно как процесс. Данное

      взаимодействие не относится исключительно к психическому уровню, является

      переходным, а тем самым, выступает и в качестве мощного фактора

      биологической эволюции. Прежде всего, благодаря ему, у животных возникает

      специализированный аппарат, называемый нервной системой, обеспечивающий

      физиологическую базу взаимодействий. Принципиально важным в нашем подходе

      является выделение в качестве главного фактора возникновения и развитие

      нервной системы именно взаимо­действия жизненных субъектов, а не отношения

      субъект - объект, как например, у А.Н. Леонтьева. Сам по себе объект,

      если он не вклю­чен в межсубъектные отношения, не представляет никого

      "интереса" для жизненного субъекта в психическом плане. Это не означает,

      что с таким объектом не может быть взаимодействия, но это уже будет не

      психическое взаимодействие, поскольку то, что мы обознача­ем как

      идеальное, имеет смысл лишь в системе межсубъектных отно­шений. Включение

      объектов в "сферу психики" возможно лишь в том случае, когда они

      опосредуют взаимодействие субъектов друг с другом. Первой революцией в

      истории развития психики можно считать окончание гегемонии продуктов

      метаболизма в качестве объектов опосредующих взаимодействие. Не меньшую

      роль начинают играть механические контакты, но особую роль, безусловно,

      следует отвес­ти т.н. дистантным раздражителям — свету и звуку. И свет, и

      звук, безусловно, являются важными факторами на биологическом уровне

      взаимодействий, но там их роль совершенно другая - биотическая (например,

      фототропизм). В сферу психики они начинают входить только тогда, когда

      становятся объектами, носителями информации о субъектах. И зрительное, и

      слуховое восприятие возникают и раз­виваются прежде всего потому, что

      выполняют задачи межсубъект­ного взаимодействия. Не будь в этом

      необходимости, не было бы и этих органов чувств.

 

 

          Возникновение нервной системы и более-менее специализиро­ванных

      органов чувств может считаться точкой отсчета и для воз­никновения

      психического субъекта. Главным критерием выделения субъекта нового типа

      как раз и является наличие специализирован­ного аппарата, обеспечивающего

      на физиологическом уровне меж­субъектное взаимодействие. Кроме внешнего

      опосредования, возни­кает и внутренний опосредователь, главной задачей

      которого явля-ется декодирование-кодирование информации. При этом "цель"

      межсубъектного взаимодействия остается прежней - взаимная регуляция

      жизнедеятельности. Очевидно, что наличие нервной системы и трансформация

      жизненного субъекта в субъект психики, значительно повышают качество и

      эффективность данного процесса. На уровне психического субъекта

      межсубъектные взаимодействия действительно позволяют одному субъекту быть

      идеально представленным в другом и в достаточно целостном виде (ср. образ

      восприятия). Тем самым, быть психическим субъектом означает идеально

      содержать в себе другого (других) субъектов. Если на биологическом уровне

      собственное вещество и энергия жизненного субъекта - результат присвоения

      вещества и энергии окружающей среды, то на психическом уровне -

      психический субъект возникает в результате "присвоения" (идеального)

      других субъектов. Это присвоение как необходимое следствие взаимодействия,

      его результат представлят собою определенное изменение психического

      субъекта, которое может быть понято как уподобление. Тем самым,

      взаимодействующие субъекты образуют некоторую целостность и единство друг

      с другом, что и обеспечивает их взаимную регуляцию. Однако, поскольку,

      взаимодействие носит опосредованный характер, уподобление также

      опосредовано и представляет собой, прежде всего, уподобление этим

      объектам. Другими словами, постижение другого не может быть

      непосредственным, всеобъемлющим и непрерывным, а психические субъекты

      никогда не будут идентичными друг другу. Данная особенность лежит в основе

      смещения первоначального интереса субъекта с другого субъекта на объект

      его представляющий и, тем самым, позволяет отвлечься от субъекта в

      познании мира. Вероятно, в следствии этого, в дальнейшем и сложилась точка

      зрения, что и само по себе отношение субъект - объект входит в сферу

      психического.

 

 

          Второй революцией в развитии психики может считаться переход к

      использованию в качестве опосредующих межсубъектное взаимодействие не

      природных, а искусственных объектов. Эта революция в конечном итоге и

      привела к возникновению психики человека и социального субъекта.

 

 

      ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

          Поскольку взаимодействие субъектов всегда опосредовано объектом,

      кардинальное изменение природы последнего приводит соответственно к

      качественному изменению психики. Искусственный предмет (от первобытного

      орудия труда до компьютера) - ведущий фактор ее преобразования в т.н.

      человеческий вариант. Нет нужды излагать подробно широко известные

      положения об искусственной природе и ее влиянии на развитие психики.

      Укажем лишь на тот момент, касающийся еще большего расхождения между

      субъектом и объектом, и имеющим принципиальное значение для человеческого

      познания. Объект приобретает все большую самостоятельность, его отношение

      к субъекту в науке, как правило, игнорируется, что в конечном итоге

      приводит к разделению онтологии и гносеологии и известной пропасти между

      ними. В связи с этим, психика рассматривается как “…свойство

      высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом

      объективного мира..." (Психология. Словарь. М. 1990. с. 299), то есть

      берется лишь отношение субъект - объект, а результат (отражение) предстает

      в качестве основного механизма психического. Поскольку отражение (будь оно

      активно или пассивно) в конечном итоге трактуется как воспроизведение

      признаков, структурных характеристик и т.д. одних объектов другими (см.

      Словарь), оно есть результат, а не процесс. Процессом является

      взаимодействие объектов или субъек­тов приводящее к взаимному изменению,

      что собственно и считается отражением.

 

 

          Выпадение отношения субъект - объект из системы межсубъект­ных

      взаимодействий и рассмотрение отражения не как результата, но процесса, в

      конечном итоге и приводит к положению, при котором пси­хика теряет свой

      собственный уровень и самостоятельность, а также психологической

      робинзонаде и той или иной форме редукционизма. Человеческая

      промышленность, искусственная природа действи­тельно являются раскрытой

      книгой человеческой психологии, но пос­ледняя не может быть к ней сведена.

      Вне межсубъектных взаимо­действий все это не более чем искусственный хлам,

      не имеющий в себе самом никакого значения. Человек как психический субъект

      никогда не остается один на один ни с природным, ни с искусствен­ным

      объектом, даже когда он физически один. В этом случае он вступает во

      взаимодействие с самим собой, с идеальными субъекта­ми и т.д.

      Невозможность по каким-либо причинам подобного взаи­модействия означает и

      невозможность продолжения психической жизни, ее распад и деградацию.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В свете вышесказанного представляется перспективной разработка

      следующих направлений:

 

 

               1. Изучение форм, типов и содержания межсубъектных

      взаимодействий. В принципе, здесь уже много сделано, в частности, в рамках

      психологии общения. В связи с этим следует предупредить от воз­можного

      превратного мнения, что общению здесь отводится гла­венствующая роль.

      Общение - лишь одно из возможных взаимодействий. Мышление также

      взаимодействие, что, кстати, отрази­лось в традиции рассматривать мышление

      как общение, диалог.

 

 

               2. Изучение структурных единиц психического уровня - жизненных,

      психических и других субъектов, выделение их качеств и особенностей,

      типология. Очевидно, что огромный материал, накопленной психологией

      индивидуальных различий и психологией личности, соответственно

      переработанный может и должен быть здесь использован.

 

 

          Этим, безусловно, не исчерпываются все возможные вариантыисследований

      в рамках изложенного подхода, но их следует признать основными.

 

 

          Автор надеется, что изложенные в статье суждения вызовут

      соответствующую дискуссию, которую считает для себя необходимой и полезной.

 

 

      Ссылки

      Психология. Словарь. (1990) /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.

      Ярошевского. – 2-е изд., испр. И до. –М.: Политиздат, - 494 с.

 

 

      Информация об авторе. Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических

      наук, доцент кафедры социальной психологии Харьковской государственной

      академии культуры.

      Страница в Интернете: http://www.colorpsy.boom.ru

 

 

      info: Б.А. Базыма

 

 

      © Copyright Flogiston 1998-2002 О проекте По вопросам сотрудничества

      обращайтесь на адрес [email protected] 

 

 

soul.dn.ua

Развитие психики у растений: andeadd

Как и почему у первых живых существ на Земле возникла психика?На этот счёт есть общепризнанная убедительная теория.

Дело в том, что в эпоху зарождения жизни на нашей планете первые микроскопические протоамёбки существовали в гомогенной, т.е. ОДНОРОДНОЙ среде, в биологическом "супе" с очень высокой концентрацией пищи (например, мелких водорослей). Видите, вся вода аж ЗЕЛЁНАЯ от водорослей:Соответственно, чтобы питаться, протоамёбкам не надо было никуда плыть и ничего искать. Просто лежи и поглощай еду. Для этого психика не требуется.

Но обстоятельства меняются. Неизбежно то тут, то там стали возникать более жесткие условия жизни - много воды и мало водорослей. Среда стала гетерогенной, НЕОДНОРОДНОЙ. Видите, вкусненькие водоросли уже не заполняют всё пространство, а плавают в виде отдельных зеленых шариков:

Хрен знает, приплывёт такой шарик к протоамёбке в рот или нет. Можно подохнуть, пока дождёшься. Именно это и спровоцировало появление и развитие психики, основное предназначение которой, по сути, заключается в том, чтобы активно ИСКАТЬ питание (как делают животные), а не просто сидеть и ждать манны небесной (как делают растения).

* * *

Возникает вопрос: а можно ли, зная всё это, заставить современное растение обрести психику? Ну чо, давайте чуток пофантазируем на эту тему.

Смотрите.Любое современное растение живёт, по сути, в гомогенной среде. И свет, и вода, и питательные вещества типа навоза и перегноя поступают к растению не точечно, а ВЕЕРНО, накрывают всю площадь.Это НИКАК не стимулирует растение к развитию.

Поэтому всё, что нужно для успешного осуществления нашего эксперимента - это сделать питательную среду растения гетерогенной, то есть НЕОДНОРОДНОЙ.Проще говоря, нужно давать растению питательные вещества в виде отдельных объектов: ёмкость с водой, шар из навоза, узконаправленный свет.Тогда растение будет вынуждено не ЖДАТЬ, пока его, как обычно, осчастливят пищей с ног до головы, а ИСКАТЬ её. А чтобы искать, нужно ЗНАТЬ, что ты ищешь. А для того, чтобы что-то знать, нужна психика.

Т.е. с растением произойдёт точно та же метаморфоза, что и с протоамёбками миллиарды лет назад - оно обзаведётся психикой:

* * *

Конечно, за год-два это случиться не может, поэтому нужна длительная масштабная работа.

Нужно взять экстремально песчаное (то есть абсолютно БЕЗ питательных веществ) поле и высадить там, например, миллион саженцев кукурузы. И потом разбросать по полю навозные и водяные шарики.99% саженцев погибнут, а 1% выживут, т.к. наткнутся корнями на шарики.

Берём семена выживших, опять засеиваем поле и повторяем.Через 100-150 поколений ростки кукурузы начнут ОСОЗНАННО находить шарики с водой и говном, т.е. обретут пусть примитивную, но работоспособную психику, способную к т.н. "ПОИСКОВОМУ поведению". Можно на этом не останавливаться и стимулировать психику кукурузы к дальнейшему развитию. И, вполне вероятно, через 300-400 поколений наша кукурузка настолько поумнеет, что, ощутив влажный ветер от близлежащей реки, будет ползком целенаправленно перемещаться к ней, пить, а потом возвращаться к месту постоянной дислокации.

Шутки шутками, но ничего невозможного в этом нет. Хотя бы потому, что в истории Земли нечто подобное один раз уже случилось (см. начало поста).

* * *

Мои книги (написанные в соавторстве с интереснейшими людьми, настоящими профессионалами в своих областях) можно приобрести во всех приличных книжных магазинах, в частности, вот здесь (логотипы кликабельны):

andeadd.livejournal.com

Развитие психики у растений » BESTlivejournal

Как и почему у первых живых существ на Земле возникла психика?На этот счёт есть общепризнанная убедительная теория.

Дело в том, что в эпоху зарождения жизни на нашей планете первые микроскопические живые амёбки жили в гомогенной, т.е. ОДНОРОДНОЙ среде, в биологическом "супе" с очень высокой концентрацией пищи (например, мелких водорослей).Видите, вся вода аж ЗЕЛЁНАЯ от водорослей:

Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современноеСоответственно, чтобы питаться, амёбкам не надо было никуда плыть и ничего искать. Просто лежи и поглощай еду. Для этого психика не требуется.

Но обстоятельства меняются. Неизбежно то тут, то там стали возникать более жесткие условия жизни - много воды и мало водорослей. Среда стала гетерогенной, НЕОДНОРОДНОЙ.Видите, вкусненькие водоросли уже не заполняют всё пространство, а плавают в виде отдельных зеленых шариков:

Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современное

Хрен знает, приплывёт такой шарик к амёбке в рот или нет. Можно подохнуть, пока дождёшься.Именно это и спровоцировало появление и развитие психики, основное предназначение которой, по сути, заключается в том, чтобы активно ИСКАТЬ питание (как делают животные), а не просто сидеть и ждать манны небесной (как делают растения).

* * *

Возникает вопрос: а можно ли, зная всё это, заставить современное растение обрести психику? Ну чо, давайте чуток пофантазируем на эту тему.

Смотрите.Любое современное растение живёт, по сути, в гомогенной среде.И свет, и вода, и питательные вещества типа навоза и перегноя поступают к растению не точечно, а ВЕЕРНО, накрывают всю площадь.

Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современноеЭто НИКАК не стимулирует растение к развитию.

Поэтому всё, что нужно для успешного осуществления нашего эксперимента - это сделать питательную среду растения гетерогенной, то есть НЕОДНОРОДНОЙ.

Проще говоря, нужно давать растению питательные вещества в виде отдельных объектов: ёмкость с водой, шар из навоза, узконаправленный свет.

Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современноеТогда растение будет вынуждено не ЖДАТЬ, пока его, как обычно, осчастливят пищей с ног до головы, а ИСКАТЬ её.А чтобы искать, нужно ЗНАТЬ, что ты ищешь. А для того, чтобы что-то знать, нужна психика.

Т.е. с растением произойдёт точно та же метаморфоза, что и с амёбками миллиарды лет назад - оно обзаведётся психикой:

Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современное

* * *

Конечно, за год-два это случиться не может, поэтому нужна длительная масштабная работа.

Нужно взять экстремально песчаное (то есть абсолютно БЕЗ питательных веществ) поле и высадить там, например, миллион саженцев кукурузы. И потом разбросать по полю навозные и водяные шарики.99% саженцев погибнут, а 1% выживут, т.к. наткнутся корнями на шарики.

Берём семена выживших, опять засеиваем поле и повторяем.Через 100-150 поколений ростки кукурузы начнут ОСОЗНАННО находить шарики с водой и говном, т.е. обретут пусть примитивную, но работоспособную психику, способную к т.н. "ПОИСКОВОМУ поведению".Можно на этом не останавливаться и стимулировать психику кукурузы к дальнейшему развитию. И, вполне вероятно, через 300-400 поколений наша кукурузка настолько поумнеет, что, ощутив влажный ветер от близлежащей реки, будет ползком целенаправленно перемещаться к ней, пить, а потом возвращаться к месту постоянной дислокации.

Шутки шутками, но ничего невозможного в этом нет. Хотя бы потому, что в истории Земли нечто подобное один раз уже случилось (см. начало поста).

* * *

Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современноеМои книги (написанные в соавторстве с интереснейшими людьми, настоящими профессионалами в своих областях)можно приобрести во всех приличных книжных магазинах, в частности, вот здесь (логотипы кликабельны):Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современное Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современное Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современное Развитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современноеРазвитие психики у растений чтобы, растение, кукурузы, нужно, психика, шарики, водорослей, психику, поколений, развитию, ничего, растению, навоза, вещества, питательные, саженцев, гетерогенной, потом, НЕОДНОРОДНОЙ, современное

Взято: andeadd.livejournal.com

уникальные шаблоны и модули для dle

bestlj.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта