Задачи систематики растений. 1.Современные представления о системе органического мира. Задачи систематики. Иерархия таксонов. Методы современной систематики.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема «Понятие о систематике. Классификация растений» Задачи урока. Задачи систематики растений


1.Современные представления о системе органического мира. Задачи систематики. Иерархия таксонов. Методы современной систематики.

В настоящее время систематика определяет следующие основные структурные элементы:

Царство (Kingdom). Одна из высших таксономических категорий (рангов) в системе органического мира.

Деление органического мира на 4 царства - Дробянки (Monera), Грибы (Fungi, Mycota), Растения (Plantae, Vegetabilia) и Животные, (Animalia) в целом достаточно обоснованное с эволюционной точки зрения. Некоторые авторы описывают деление на 5 царств: Бактерии, Цианобиониты, Растения, Грибы, Животные. В первом варианте Бактерии и Цианобиониты (Цианеи) входят как подцарства в царство Дробянки. Также некоторые современные авторы определяют ещё одно весьма разнородное царство, которое называют Протистами (Protista). Существует и деление на семь царств -Бактерии, Цианобиониты, Растения, Грибы, Животные, Протисты, Хромисты, Археи.

Подцарство (Subkingdom). Систематическая категория в системе органического мира. Совокупность подцарств объединяется в царство. Подцарство объединяет надотделы или отделы.

Надотдел (Надраздел, Superdivisio). Систематическая категория в системе органического мира. Совокупность надотделов объединяется в царство или подцарство. Надотдел объединяет отделы.

Отдел (Раздел, Division). Одна из таксономических категорий, используемых в систематике растений. Соответствует Типу в систематике животных. Хотя некоторые авторы считают, что Типу в царстве животных соответствует Подотдел в царстве растений. Латинские названия конкретных отделов имеют стандартные окончания - phyta.

Класс (Class, Classis). Таксономическая категория или таксон рангом ниже отдела. Латинские названия классов, как таксонов, имеют стандартное окончание - psida.

Порядок (Order). Одна из основных категорий систематики, объединяющая родственные семейства растений. Латинское название порядка обычно образуют, прибавляя окончание ales к основе названия семейства. Крупные порядки иногда разделяют на подпорядки (subordo). Число порядков в различных филогенетических системах неодинаково (по одной системе, все семейства цветковых растений объединяют в 94 порядка, по другой - в 78). Родственные порядки объединяют в классы. При этом промежуточными категориями могут быть надпорядок и подкласс. В систематике животных порядку соответствует Отряд.

Надсемейство (Suprafamilia) — один из производных рангов иерархической классификации в биологической систематике.

В иерархии систематических категорий надсемейство стоит ниже отряда (порядка) и выше семейства.

Примеры: семейства бабочек парусников (Papilionidae Latreille, 1809), белянок (Pieridae Duponchel, 1832), голубянок (Lycaenidae Leach, 1815) и нимфалид (Nymphalidae Swainson, 1827) объединяются в надсемейство Papilionoidea.

Названия надсемейств образуются по правилам, регулируемым международными кодексами зоологической и ботанической номенклатуры. В зоологии название надсемейства образуется от названия типового рода, к основе которого добавляется стандартное окончание -oidea; в ботанике к основе названия типового рода добавляется стандартное окончание -acea.

Семейство (Family). Систематическая категория в ботанике и зоологии. Семейство объединяет близкие роды, имеющие общее происхождение. Крупные семейства иногда разбивают на подсемейства. Близкие объединяют в отряды у животных, в порядки у растений, в некоторых случаях в промежуточные группы - надсемейства, подотряды. Латинские названия семейств, как таксонов, имеют стандартные окончания - aceae.

Подсемейство (Subfamilia, Subfamily). Таксономическая категория в систематике растений и животных рангом ниже семейства. Объединяет группу наиболее близких между собою родов или групп родов (триб), противопоставляемую другой группе внутри семейства. В систематике растений название подсемейства образуется присоединением к основе названия одного из входящих в него родов суффикса oideae. В систематике животных название подсемейства образуется прибавлением к основе названия основного рода окончания inae.

Триба (Tribe). Таксономическая (систематическая) категория в систематике растений и животных, занимающая промежуточное положение между подсемейством и родом. Применяется для объединения близких родов. Для латинских названий триба в ботанике принято окончание eae, в зоологии - ini. Большие трибы иногда делят на подтрибы.

Род (Genus). Основная надвидовая таксономическая категория, объединяющая филогенетически наиболее близкие друг другу (близкородственные) виды. Научное название рода обозначают одним латинским словом. Роды включающие всего 1 вид, называют монотипными. Роды с несколькими или многими видами часто делят на подроды, объединяющие особенно близкие между собой виды. Каждый род обязательно входит в состав какого-либо семейства, но между этими двумя таксономическими категориями нередко выделяют ещё промежуточные - трибы, группируемые в подсемейства, а последние уже в семейства.

В палеоботанике, помимо обычных родов, выделяют ещё орган-роды и формальные роды.

Подрод (Subgenus). Таксономическая категория в систематике растений и животных, непосредственно подчинённая роду. Объединяет в пределах одного рода группу наиболее близких между собою видов, однако не настолько отличающихся от других видов (или групп видов) данного рода, чтобы быть выделенными в особый род. Типовой подрод повторяет название рода. Название подрода ставится в скобках после родового.

Вид (Species). Основная структурная единица в системе живых организмов, качественный этап их эволюции, т.е. основное таксономическое подразделение в систематике животных, растений и микроорганизмов. Вид это совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и вследствие этого дающих переходные гибридные популяции между местными формами, населяющих определённый ареал (территорию, акваторию), обладающих рядом общих морфо-физиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотичной (косной) и биотичной (живой) средой, отделённых от других таких же групп особей практически полной неспособностью скрещиваться в природных условиях. Т.е. в современном определении понятия вида существеннейшее значение имеет практически полная репродуктивная изоляция в природных условиях (некоторые в природе абсолютно изолированные виды в искусственных условиях могут эффективно скрещиваться с другими видами). Хотя среди систематиков и сейчас существуют некоторые разногласия в определении что такое вид, но в общем согласие достигнуто.

Виды могут делиться на: подвид, морфа, аберрация.

По территориальным взаимоотношениям виды могут быть аллопатрическими, т.е. занимающими разные неперекрывающиеся ареалы, или симпатрическими, у которых ареалы в большей или меньшей степени перекрываются или даже совпадают.

Принципиальные трудности возникают при установлении понятия вида у облигатно агамных (бесполых), партеногенетических и самооплодотворяющихся форм. В этих случаях видом можно условно назвать группы сходных клонов или линий, обладающих большим морфо-физиологическим сходством, занимающих определённый ареал и находящихся в сходных взаимоотношениях со средой обитания.

В названиях видов используются так называемый принцип бинарной номенклатуры или двойных названий, введенный в систематику К.Линнеем в 1753 году. Первое слово в названии обозначает род, к которому относится данный вид, второе - видовой эпитет. Ученый, впервые описавший таксон, является его автором. Фамилия автора помещается после латинского названия таксона, обычно в сокращенной форме.

Подвид. (Subspecies) Таксономическая категория животных и растений, рангом ниже, чем вид. Подвид (или географическая раса) - совокупность географически (реже экологически или геохронологически) обособленных популяций вида, в которых все или большинство особей отличаются одним или несколькими (морфологическими) признаками от особей других популяций того же вида. Особи разных подвидов одного вида, как правило, способны свободно скрещиваться: гибридизация между подвидами обычно происходит в пограничных зонах, чем в значительной мере и объясняется "переход" между признаками подвидов. Название Подвида образуется добавлением третьего слова (эпитета) к видовому названию. В ботанике, а иногда и в зоологии между видовым эпитетом и названием Подвида пишут - subsp. (или ssp.).

Основные задачи систематики - определение путем сравнения специфических особенностей каждого вида и каждого таксона более высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов.

Современная классификация цветковых растений основана на синтезе данных самых различных дисциплин, в первую очередь данных сравнительной морфологии, в том числе морфологии и анатомии репродуктивных и вегетативных органов, эмбриологии, палинологии, органеллографии и цитологии. Наряду с использованием классических методов морфологии растений с каждым днем все шире применяется электронный микроскоп, как сканирующий, так и трансмиссионный, что позволяет взглянуть на ультраструктуру многих тканей и клеток, включая пыльцевые зерна. В результате возможности сравнительно-морфологических исследований бесконечно расширились, что, в свою очередь, обогатило систематику ценным фактическим материалом для построения эволюционной классификации. В частности, большое значение начинает приобретать сравнительное изучение клеточных органелл, например изучение ультраструктуры пластид в протопласте ситовидных элементов (работы X. Д. Бэнке). Возрастающее значение приобретают также методы современной биохимии, особенно химии белков и нуклеиновых кислот. Начинают широко применяться серологические методы. Наконец, расширяется также применение математических методов и особенно компьютерной техники.

studfiles.net

1 Предмет и задачи систематики

Систематика растений – наука об их разнообразии. Ее задача – описание организмов, выявление сходства и различия, классификация и установление идентичных групп, родственных связей и эволюционных отношений.

Конечная цель - создание системы растений, в которой было бы определено постоянное местоположение каждого вида. Для этого необходимы единые методология и критерии.

Современная систематика строится на данных многих биологических наук. Теоретической основой ее является эволюционное учение.

В ботаническую систематику включают флористику, связанную с описанием растений, таксономию – разделение растений на сопряженные, соподчиненные группы (таксоны) и филогенетическую систематику - установление общности происхождения отдельных групп (категорий) растений – филогенез.

Важным разделом систематики является номенклатура – существующее название таксонов и система правил, регулирующих установленные названия.

Систематика позволяет ориентироваться в многообразии организмов, что необходимо для хозяйственной деятельности человека.

2 Методы систематики

Основной метод систематики – сравнительно - морфологический. Он основан на сравнении морфологических признаков растений, но этот метод дополняется и другими.

Сравнительно – анатомический, эмбриологический, онтогенетический – изучают сходство и различие в строении тканей, зародышевых мешков, особенности образования новых клеток, оплодотворения и развития зародыша, формирования органов.

Сравнительно - цитологический и кариологический – анализируют строение клеток, ядра (по числу и морфологии хромосом). Методы позволяют установить гибридную природу растений, изменчивость вида.

Палинологический – исследует строение оболочек спор и пыльцевых зерен растений. Анализ данных палеоботаники и геологии позволяет установить особенности древних флор.

Биохимический – изучает химический состав первичных и вторичных соединений. С биохимией связаны физиологические особенности: морозоустойчивость, засухоустойчивость, солеустойчивость и т.д.

Гибридологический – основан на изучении скрещивания растений разных групп, совместимости и несовместимости родительских пар, что позволяет установить родство.

Палеонтологический –может воссоздать по ископаемым остаткам эволюцию отдельных видов, историю их развития, дать материал для установления родства между крупными систематическими единицами: отделами, классами, порядками.

Выбор методов современной систематики определяется задачами и используется для выявления сходства и различия между таксонами (группами) и установление исторической последовательности их происхождения.

3 Разнообразие организмов

Для удобства изучения принято делить растения на две большие группы: низшие и высшие.

Низшие – возникли на ранних этапах развития органического мира. Это одноклеточные, колониальные и многоклеточные растения. Их тело – слоевище, не расчлененное на органы, имеют бесполое и половое размножение, но половые органы размножения у них – одноклеточные (оогонии и антеридии). Среди них есть автотрофы и гетеротрофы, паразиты и сапрофиты.

Высшие – более молодая группа. Это многоклеточные организмы, тело которых расчленено на органы (исключение составляют печеночные мхи). Органы полового размножения у них – многоклеточные. В половом органе – архегонии содержится одна половая клетка (яйцеклетка), в антеридии – много сперматозоидов. По количеству видов они превосходят низшие. По способу питания выделяются автотрофные и гетеротрофные растения.

Автотрофные – образуют органические вещества, необходимые для построения своего тела и жизненных процессов из углекислоты, воды и минеральных веществ.

По источникам энергии их делят на фотосинтетики – содержащие хлорофилл и образующие органические вещества при использовании световой энергии, и хемосинтетиков – безхлорофильные организмы, использующие энергию окисления минеральных веществ (сероводород, метан, аммиак, закисное железо и др.) для образования органического вещества.

Гетеротрофные – строят свое тело и получают энергию, за счет органического вещества других организмов. Сапрофиты поселяются на мертвых остатках организмов, вызывая их разложение (минерализацию). Паразиты внедряются в ткани других живых организмов и используют их вещества для построения своего тела и получения энергии.

studfiles.net

Тема «Понятие о систематике. Классификация растений» Задачи урока

Тема «Понятие о систематике. Классификация растений»

Задачи урока:

-образовательная: продолжить формирование у учащихся представление о разнообразии растительного мира на Земле;

дать первоначальное представление о систематике растений;

познакомить с основными таксономическими группами растений;

сформировать первоначальное понятие о виде растений;

раскрыть правила образования названий видов; -развивающая: развитие умений выделять главное и формулировать выводы;

развитие связанной речи;

-воспитательная: формирование научной картины мира при изучении основ систематики организмов.

Лист №1. Актуализация знаний:

Рассказ учителя:

На Земле существует более 350 тысяч видов растений.

Их отличия: по размеру, по жизненным формам, по месту обитания, по цвету, по продолжительности жизни, по сложности организации.

Как разобраться в огромном разнообразии растений?

Лист №2 Демонстрация листов.

1)Учащимся заранее дается задание подготовить рассказ о растениях:

Раффлезия Арнольди (Самый большой в мире цветок имеет раффлезия Арнольди, которую в 1818 году открыли ботаники Раффлез и Арнольди. У этого растения вообще ничего нет, кроме громадного цветка. Живёт раффлезия на корнях лианы, которые погибают со временем, так как не выдерживают гигантского паразита.

Проростки раффлезии внедряются в корни растения-хозяина с помощью присосок и развиваются исключительно за его счёт, в тканях корня или стебля. Затем из бугорка распускается цветок, причём происходит это очень медленно. От прорастания семян до появления бутона проходит 3 года, ещё 1,5 года нужно, чтобы бутон раскрылся. А вот полюбоваться этим гигантским цветком, который в поперечнике составляет от 45 до 90 см можно только 2-4 суток. Раффлезия Арнольди  испускает настоящий трупный запах, причём запах очень сильный. 

Виктория Амазонская (Листья 2 – 2,5 см в диаметре с приподнятыми, до 6 см с краями, сверху голые, зеленые, глянцевые. Снизу в острых шипах, красные. Молодые листья ежеобразно свернутые и густо покрыты шипами. Цветки 20-30 см в диаметре и выдерживают человека весом до 50 кг.

Белокрыльник болотный (В словаре В. Даля белокрыльник представлен многообразием имён: змеевик, змейка, змей-трава, красуха, озёрный вахтовник, белый попутник, хлебница, петушки, бобовник, бодяжник, болотник. Стеариновой свечой белеют початки среди зарослей болотных трав. На полтора, а то и на три сантиметра возвышается початок белокрыльника, выставляя вперед и покрывало – кроющий лист. Этот лист мясист, заострен, изнутри белоснежный, а снаружи зеленый. Не за одну красоту полюбился людям уроженец болот. Его основное достоинство – пищевое. Белокрыльник не зря величают болотной хлебницей. В старинном ботаническом пособии читаем: «Хлебница болотная имеет нить толстую, вышиною на три дюйма и более, долгокруглую, листы сердечные, хвостатые, покрывало сверху белое, снизу зеленое… Ее свежий корень имеет запах слабый, вкус острый, едкий, перечный. Сей корень есть преполезнейший для человеческого рода; в случае голоду или недостатку в обыкновенном хлебе из него делают хлею». Стало быть, ценность белокрыльника в корнях.

Орхидея Первые упоминания об орхидеях встречаются у китайцев. Так, Конфуций пишет, что орхидеи выращивались в Китае уже 2500 лет назад. До нас дошли рисунки китайских художников с изображением цимбидиумов и, вероятно, целогин.

Повилика полевая Повилики - это вьющиеся травы-паразиты, шнуровидные стебли которых обвиваются вокруг растений-хозяев и присасываются к ним с помощью гаусторий (присосок). Повилики обильно плодоносят, образуя от 3 до 30 тыс. семян. Повилика причиняет большой вред не только урожаю; например, употребляемая для корма трава, среди которой встречается повилика, может вызвать заболевания животных, а отдельные виды являются распространителями вирусов.

Ряска малая (В середине лета вода стоячих озер, прудов, болот покрывается зеленым ковром, в народе говорят: «Вода зацвела». Этот «цветущий ковер» и есть не что иное, как ряска малая. На поверхности воды она обитает целыми колониями. Каждое растеньице представляет собой маленькое лиственное тельце – диаметром 0,5 см, от которого в воду отходит одиночный корень. С лечебной целью ряску собирают все лето. В ней много протеина, йода, есть соли меди, брома, железа, ванадия, кальция, кремния и др.

Вельвичия удивительная Вельвичия живет от 400 до 1500 лет. Два листочка вельвичии растут себе и растут, пока вся масса не становится похожа непонятно на что. Основным источником влаги для нее служит туман - и только там, где бывают туманы, встречается вельвичия. Кстати, без дождей она может жить до пяти лет, только лишь за счет атмосферной влаги. Говорят, что побеги (спорангии) вельвичии довольно вкусны, если их запечь в костре.    Африканское население называет это растение "оджитумбо", что в переводе с местного наречия означает "большой господин". Древесина вельвичии очень прочная и в сыром виде тонет в воде, а в сухом горит очень долго, практически не создавая дыма. Удивительно, но это растение еще и цветет. Период цветения у вельвичии начинается с образования ответвлений у основания листьев, на концах которых вырастают малиновые шишечки. В пазухах между чешуйками шишек вырастает по одному цветку, из которого образуется семя с широкими крылышками, чтобы его легко мог унести ветер. А еще растение имеет замечательный корень протяженностью до трех метров. Его можно было бы "заподозрить" в любопытстве, поскольку высовывается из-под земли примерно на полметра, зато подземная часть собирает всевозможные питательные вещества и выполняет роль якоря, удерживающего растение на месте во время жестоких бурь.

Дерево путешественниковы(дерево «путешественников» или дерево-«колодец». Но из всех мадагаскарских деревьев наиболее известна Равенала Мадагаскарская. С виду она похожа на банан, только у банана листья растут прямо от земли, а у равеналы есть настоящий ствол, от верхушки которого расходятся, словно спицы колеса, огромные листья, разорванные ветром по краям. У этого невысокого дерева (4 м) нет ветвей, а огромные листья растут из ствола. Они свернуты трубочкой и имеют длину 7 метров. В середине трубочки находится чистая и прохладная вода, которую растение получает из почвы. В таком дереве может находиться до 25 литров воды. Встретив равеналу, усталый путник всегда может утолить жажду.

Венерина мухоловка Венерина мухоловка – хищное растение, которое питается в основном насекомыми и пауками. Состоит её ловушка из листьев с волосками на их внутренних поверхностях. Когда насекомое ползает по этим листьям, вынюхивая, чего бы поесть, и задевают волосок растения два раза подряд или по одному разу два соседних волоска – мухоловка захлопывается в среднем за 0,1 секунды.

Росянка болотная Растение – ловушка: Сотнями капелек, переливающихся на солнце, блестят листья росянки. Липкий сок – ловушка для мелких летающих и ползающих посетителей. Достаточно насекомому приклеиться, как к нему уже тянутся тонкие волоски с утолщением на конце. На листе их около двухсот, и они необычайно чувствительны: реагируют даже на вес кусочка волоса длиной в 0,2 миллиметра. Волоски буквально «высасывают» все соки жертвы, оставляя на листе лишь жесткий панцирь. Выделения росянки содержат пищеварительные ферменты, подобные пепсину в нашем желудке, которые и переваривают мягкие части насекомого. Насекомому трудно освободиться от мягких волосков: чем больше оно бьётся, тем прочнее прилипает. Если обычная болотная росянка не покушается и на крупных насекомых, то в «объятия» королевской росянки – жительницы Южной Африки – попадают даже мелкие зверьки. Удивительный факт – росянка может различать, что для неё съедобно, а что нет. Если положить на лист росянки, например сухую травинку, чувствительные волоски при этом чуть дрогнут, но не более того.

Проблемный вопрос: Как же разобраться во всем многообразии царства растений? (В правом нижнем углу находится сноска, по которой выходим на демонстрацию презентации «Многообразие растительного мира») Лист №3. Распределите растения на две группы

1) Учащиеся распределяют растения на две группы.

2) По каким признакам вы распределили растения?

3) За стрелки вытаскиваются название систематической группы.

Вывод: мы распределили растения на две группы по строению цветка и соцветия. Лист № 4. Первые попытки классификации.

Плиний старший описал более 1000 растений.

Греческие ученые, как правило, давали названия растениям исходя из ассоциаций, которые порождал внешний вид цветка.

Многие названия появились в связи с ин­тересным внешним видом растения и же­ланием описать его, сравнить с каким-ли­бо предметом. Интересные цветки каль­цеолярии гибридной напоминают дутые кулечки, как и цветки орхидей рода пафиопедилум. Белые цветки спатифиллума (Spathiphyllum) напоминают крылья, о чем свидетельствует польское название это­го растения. Иглица потому и иглица, что она колючая. Иван-да-марья (Melampyrum nemorosum) получило народное назва­ние за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-жел­тые цветы хорошо смотрятся на фоне си­не-фиолетовых кроющих листьев.

Лист № 5. Работа по распределению растений на две группы по степени полезности и вредности.

1) Распределите растения на две группы по степени полезности.

2)Всегда ли полезное растение является полезным, а вредное – вредным? Лист № 6

Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии — систематика. Ученые-систематики распределя­ют растения по группам, т.е. классифицируют систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями.

Основоположником систематики по праву считается шведский учёный естествоиспытатель Карл Линней(1707-1778)

В 1735 г. опубликовал труд "Система природы"

Разделил все растения на24 класса:23 - цветковые, один - тайнобрачные. В основу классификации положил форму, величину, количество, взаимное

расположение тычинок и пестиков.

Лист № 7. Работа с терминами.

1.Учащиеся читают термины и их этимологию:

2. Учитель предлагает составить самостоятельно определения:

систематика от греч. sistematikos - упорядоченный

Систематика - наука о многообразии организмов и объединении родственных организмов в группы. Классификация - лат. classis - разряд, класс

facio - делаю, рараскладываю

Классификация - распределение организмов по систематическим группам.

Таксономические единицы

греч. taxis-порядок

nomos-закон

Таксономические единицы- единицы классификации организмов.

3.Проверка составленных определений

(За шторками скрыты термины систематика, классификация, таксономические единицы.)

Лист № 8. Систематика организмов.

1) Рассмотрите современную классификацию организмов.

2) Рассмотрите систематику организмов по К.Линнею.

3) Найдите различие.

Лист № 9. Вид – основная систематическая единица.

1) Рассмотрите картинки.

2) Какое название дадите этим растениям? (учитель снизу вытаскивает рамки с названиями растений)

3) Имеют ли они сходство между собой?

Вывод: эти растения относятся к одному виду.

К одному виду относят родственные между собой растения по строе­нию и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспо­собное потомство, похожее на родителей.

4) За стрелку вытаскивается рамка с определением вида.

5) Учащиеся записывают в тетрадь: вид – это….

6) Сколько видов представлено на картинке? Лист № 10. Бинарные названия растений.

1) Заметили ли вы какую-нибудь особенность в названиях растений?

Бинарные названия были введены шведским естествоиспытателем и натуралистом К. Линнеем.

Лист № 11. Бинарное название смородины

1) Из каких частей речи состоит словосочетание смородина золотистая?

2) Что обозначает прилагательное? (видовое название)

3) Что обозначает существительное? (видовое название)

Лист № 12-14. Рассказ учителя о названиях растений в честь великих людей Лист № 15. Название растений у разных народов.

1) Предположите, как называются предложенные растения у разных народов.

2) Учащиеся расставляют карточки с названиями на изображения растений.

3) Проверка правильности выполнения задания (Справа стрелка, за которую вытаскивается правильный вариант ответа)

4) Что необходимо предпринять, чтобы люди разных стран понимали друг друга?

(Справа скрыты правильные ответы, которые вытаскиваются за стрелку.)

Лист № 16. Латинские названия растений

(Учащиеся читают названия растений на разных языках.)

Лист 17. Рассказ учителя о классификации растений Лист №18. Закрепление материала

1) Определите систематическое положение ландыша майского

(1. Справа прямоугольники не заблокированы.

2. К левому столбику подобрать прямоугольники из правого столбика.)

Лист № 19. Семейства цветковых растений.

Беседа: 1) Распределите картинки на группы.

2) По каким признакам люпин и горох относят к одному семейству?

3) По каким признакам вишню и абрикос относят к одному семейству?

4) На основании каких признаков растения объединяются в одно семейство?

(Картинки не заблокированы, их можно перемещать.) Лист № 20. Сравнительная характеристика растений класса однодольных и класса двудольных.

1.Беседа

1) Как называются классы растений?

2) Почему они так названы?

3) Какие корневые системы вы знаете?

4) Назовите типы жилкования листьев 2. 2. Работа на доске.

Распределите признаки классов растений на две группы

Сравниваемые признаки Класс Двудольные Класс Однодольные
Зародыш семени Имеет две семядоли – зародышевые листья Имеет одну семядолю
Корневая система Стержневого типа, состоит из главного, бокового и придаточных корней Мочковатого типа, состоит в основном из придаточных и боковых корней
Стебель Проводящие пучки открытого типа расположены в стебле упорядоченно Проводящие пучки расположены в стебле беспорядочно
Листья Простые и сложные различной формы, черешковые и сидячие, часто с прилистниками; жилкование сетчатое с пальчатым или перистым расположением жилок Простые линейной, овальной, ланцетной формы, цельнокрайние сидячие и влагалищные с параллельным и дуговым жилкованием
Цветок Четырёхчленные или пятичленные с двойным околоцветником, чаще насекомоопыляемые Трёхчленные (реже четырёхчленные) с простым околоцветником, чаще самоопыляемые и ветроопыляемые
Жизненная форма Деревья и кустарники, однолетние, двулетние и многолетние травы Однолетние и многолетние травы (исключение – древовидные алоэ, пальмы)
Число видов и семейств 180 тыс. видов, 370 семейств 60 тыс. видов, 60 семейств

Лист № 21. Исключения из правил

Подорожник большой имеет дуговое жилкование листьев, мочковатую корневую систему, но в семени две семядоли. Относится к классу двудольных.

Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей. Относят к однодольным.

Лист № 22. Распределите систематические единицы в правильной последовательности, начиная с наименьшей.

Лист № 23. Подбери пару.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Пасленовые

Род Картофель

Вид Картофель европейский Лист 24. Решите задачу

Летом вы заготовили гербарий растений без корней. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится?

Лист 25. Заполнить схему, расставив буквы в нужные круги.

Формулирование выводов по уроку:

1.Систематика растений — раздел биологии. Она описывает, обо­значает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство.

2.Самую крупную едини­цу систематики растений представляет отдел, самую маленькую - вид.

3.Название вида - бинарное (двойное), т.е. обозначает два признака растения: родовой (существительное) и видовой (прила­гательное).

www.dereksiz.org

Систематика растений

  1. Задачи и методы систематики растений.

  2. Основные таксономические категории, бинарная номенклатура.

  3. Отдел Сине-зеленые водоросли (Цианобактерии). Значение их в природе и жизни человека.

  4. Отдел Лишайники. Особенности строения и размножения.

  5. Общая характеристика отдела Зеленые водоросли.

  6. Общая характеристика отдела Диатомовые водоросли.

  7. Общая характеристика отделов Бурые и Красные водоросли.

  8. Общая характеристика отдела Моховидные. Цикл развития кукушкина льна.

  9. Общая характеристика отдела Плауновидные.

  10. Общая характеристика отдела Хвощевидные.

  11. Общая характеристика отдела Папоротниковидные.

  12. Водные папоротники (сальвиния плавающая) как представители разноспоровых папоротников.

  13. Общая характеристика отдела Голосеменные.

  14. Роль семенных папоротников в эволюции семенных растений.

  15. Отдел Голосеменные, класс Хвойные (цикл развития сосны обыкновенной).

  16. Общая характеристика отдела Покрытосеменные.

  17. Цветок и его части. Околоцветник простой и сложный.

  18. Формулы и диаграммы цветков.

  19. Андроцей и гинецей, их типы.

  20. Строение тычинки. Микроспогенез.

  21. Строение пестика, типы завязи.

  22. Макроспорогенез. Развитие зародышевого мешка.

  23. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений.

  24. Отличительные особенности класса Однодольные и класса Двудольные.

  25. Семейства: Гвоздичные, Лютиковые.

  26. Семейства: Гречишные, Маревые.

  27. Семейства: Тыквенные, Крестоцветные.

  28. Семейства: Крыжовниковые, Льновые.

  29. Семейства: Розовые, Бобовые.

  30. Семейства: Зонтичные, Виноградные.

  31. Семейство Норичниковые.

  32. Семейство Яснотковые (Губоцветные).

  33. Семейство Гераниевые.

  34. Семейство Липовые.

  35. Семейства: Кипрейные, Кизиловые

  36. Семейства: Первоцветные, Маслинные.

  37. Семейство Мальвовые.

  38. Семейство Пасленовые.

  39. Семейство Вьюнковые.

  40. Семейство Сложноцветные (Астровые).

  41. Семейство Лилейные.

  42. Семейство Злаковые (Мятликовые).

  43. Семейство Жимолостные.

  44. Семейство Валериановые.

  45. Семейство Колокольчиковые.

  46. Семейство Гортензиевые.

  47. Семейство Толстянковые.

  48. История возделывания ягодных культур. Технология выращивания ягодных культур

  49. Биологические особенности, значение ягод в жизни человека.

География и экология растений

  1. Понятие о флоре и растительности.

  2. Общая экология и экология растений. Разделы экологии.

  3. Понятие о фитоценозах, их структуре, динамике, влиянии на окружающую среду. Классификация фитоценозов.

  4. Агрофитоценозы. Экологические и хозяйственные проблемы создания высокопродуктивных агроценозов.

  5. Классификация экологических факторов.

  6. Экология популяций. Понятие о типах стратегии жизни у растений.

  7. Экология растений и проблемы загрязненности атмосферы.

  8. Антропогенные факторы. Бессознательное и сознательное влияние человека на растения. Экология и агрономия.

Вопросы к зачету

1. Ботаника - наука о растениях. Разделы ботаники.

2. Роль растений в природе и жизни человека.

3. Единство происхождения растений и животных.

4. Особенности строения растительной клетки.

5. Химический состав и физические свойства цитоплазмы.

6. Пластиды, их строение и физиологическая роль.

7. Строение хлоропластов и их функции.

8. Митохондрии, их структура и физиологическая роль.

9. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, литические вакуоли.

10. Рибосомы, их строение и функции.

11. Ядро, его физико-химические особенности и функции.

12. Клеточная стенка, ее строение, образование и рост.

13. Видоизменения клеточной стенки (одревеснение, опробковение и др.)

14. Поры и плазмодесмы, их значение для растений.

15. Вакуоли, клеточный сок и его состав.

16.Деление ядра и клетки (амитоз и митоз).

17. Редукционное деление ядра (мейоз).

18. Запасные питательные вещества в клетках растений.

19. Физиологически активные вещества клетки - ферменты и фитогормоны.

20. Витамины и их значение в жизни растений.

21. Антибиотики и фитонциды, их роль в растении и использование.

22. Понятие о тканях. Классификация тканей.

23. Образовательные ткани - меристемы.

24. Первичная покровная ткань - эпидермис.

25. Строение и работа устьиц, их роль в газообмене и транспирации.

26. Вторичная покровная ткань - пробка. Понятие о перидерме.

27. Возникновение и строение корки, ее роль в жизни растений.

28. Основные ткани, особенности их строения и функции.

29. Механические ткани, их строение и функции.

30. Проводящие ткани, их строение и функции.

31. Строение проводящего пучка. Типы проводящих пучков.

32. Гистологический состав флоэмы.

33. Гистологический состав ксилемы.

34. Внешние выделительные ткани - железистые волоски, нектарники.

35. Внутренние выделительные ткани - железистые клетки, вместилища выделений,

выделительные ходы.

36. Понятие об органах. Закономерности морфологического строения вегетативных органов.

37. Корень, его функции. Морфологическое строение корня.

38. Зоны корня. Корневые волоски и их значение.

39. Первичное анатомическое строение корня.

40. Вторичное анатомическое строение корня.

41. Анатомическое строение корнеплодов моркови и редьки.

42. Анатомическое строение корнеплода свеклы.

43. Клубеньки на корнях бобовых растений и их роль.

44. Микориза и ее значение.

45. Метаморфозы корня, их функции.

46. Стебель, его функции. Морфологическое строение стебля.

47. Анатомическое строение стебля однодольных растений.

48. Первичное анатомическое строение стебля двудольных растений.

49. Вторичное анатомическое строение стебля травянистого двудольного растения.

50. Анатомическое строение стебля древесного растения (липы).

51. Годичные слои в древесине. Ядровая древесина и заболонь.

52. Лист и его функции. Морфологическое строение листьев.

53. Листья простые и сложные.

54. Анатомическое строение листьев двудольных растений.

55. Анатомическое строение листьев однодольных растений (злаков).

56. Анатомическое строение хвоинки сосны.

57. Метаморфозы листа, их функции.

58. Особенности морфологического и анатомического строения листа злаков.

59. Гетерофиллия (разнолистность).

60. Понятие о побеге. Почки и их классификация.

61. Рост побега верхушечный и вставочный.

62. Типы ветвления побегов.

63. Метаморфозы побега и их функции.

64. Бесполое размножение растений.

65. Половое размножение. Типы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия, конъюгация.

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта