Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе по теме: «Водоросли - группа низших растений». Конспект низшие растения
Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе по теме: «Водоросли
Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе.
Тема урока: Водоросли – группа низших растений.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Педагогическая технология урока: «Сингапурская методика».
Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- что водоросли представители низших растений
- что водоросли подразделяются на зеленые, бурые и красные
Учащиеся должны уметь:
-использовать биологические термины: хлорофилл, фотосинтез, водоросли, слоевище (таллом)
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-давать определения понятиям
-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую
-находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
- формирование умения оценивать действия партнёра
Личностные УУД:
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
-низшие растения
-водоросли
-слоевище (таллом)
-ризоиды
-зеленые водоросли
-бурые водоросли
-красные водоросли
Оборудование урока:
-учебник
-компьютерная презентация
-компьютер
-проектор
-раздаточный материал для работы в группе
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методические приемы | Прогнозируемый результат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, выдает листы самооценки. Проводит опрос по готовности домашнего задания. | Приветствуют учителя, включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, выставляют себе предварительную оценку. | -саморегуляция - самоконтроль -оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) | - сотрудничество с учителем | «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть) | Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте! (рассажены по 4 человека) Перед вами на столах лежат листы самооценки Лист самооценки Фамилия, имя_______________________________________________________________________ Класс______________________________________________________________________________
Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте: 1.Я справился с домашним заданием. 2.Домашнее задание было трудным. 3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители. 4.Я в хорошем настроении. 5.Я готов к уроку. 6.Я знаю, на какие царства делится живая природа. 7.Я знаю отличительные признаки царств живого. 8.Я знаю особенности жизнедеятельности бактерий, грибов и растений. - В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. | Раздает карточки с терминами, дает задание учащимся. | Принимают карточки, распределяются по группам в зависимости от принадлежности своего термина, объясняют свой выбор, при возникновении затруднения оказывают помощь партнерам по команде. | Логические: - синтез как составление целого из частей - подведение под понятие - построение логической цепи рассуждений | - контроль - коррекция -оценка | - учебное сотрудничество со сверстниками - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий | «конэрс» (углы) | Учащиеся знают признаки и существенные особенности царств живой природы. Учащиеся распределены на рабочие группы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, возьмите по листочку, на котором написан какой-либо термин (карточки раздаются в произвольном порядке)(Приложение 2). В разных углах кабинета вы видите три листа, на которых написано «Бактерии», «Грибы», «Растения». Подойдите в тот угол, к которому относится ваш термин. (расходятся по углам) Объясните, почему вы выбрали именно этот угол. - В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. | Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через демонстрацию видеофрагмента. | Просматривают видеофрагмент, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока. | Общеучебные: -формулирование познавательной цели Логические: -анализ с целью выделения существенных признаков -выбор оснований для сравнения | -целеполагание -планирование | -сотрудничество с учителем -развитие диалогической речи | Поисковая беседа. | Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (просматривают) - О чем это видео? - Какой будет тема сегодняшнего урока? (выходят на «Водоросли») - Почему именно водоросли? (растут в воде) - А все ли водные растения можно назвать водорослями? Почему? (обсуждают) - Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? (Предполагаемые ответы учащихся: 1)Научиться отличать водоросли от других растений; 2)Выявить характерные черты водорослей; 3)Познакомиться с основными представителями водорослей; 4)Узнать, какие бывают водоросли и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап реализации выхода из затруднения | Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами. | Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы. | Общеучебные: -поиск и выделение информации Логические: -установление причинно-следственных связей -построение логической цепи рассуждений | - прогнозирова- ние - контроль -коррекция - оценка | - инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации -оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | «эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа | Освоено новое знание. Учащиеся осознают приращение нового знания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Перед вами на столах лежат листочки с утверждениями .
Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знаки «+» или « -« в первой колонке напротив каждого утверждения, в зависимости от того, согласны вы с ним или нет. (заполняют колонку «до») - Внимательно прочитайте текст учебника. (читают) - Заполните колонку «после». (заполняют) - Изменилось ли что-то в вашей таблице? (сравнивают с эталоном на слайде) Узнали ли вы что-то новое для себя? (встают) - А теперь в группе обсудите ответы на эти дополнительные вопросы. (открывает вопросы на слайде)
После обсуждения группы по очереди дают ответы на поставленные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организует работу групп по составлению предложений на закрепление. Организует самооценку. | Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали. | Общеучебные: -моделирование Действия решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | -оценка | -взаимодействие со сверстниками -управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли -развитие монологической речи | «джот тотс» (запиши мысли) «тик-тэк-тоу» (крестики – нолики) | Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На чистых листочках запишите по 4 слова, имеющих отношение к сегодняшней теме, проговаривая их вслух. Сложите листочки в центр стола. - Составьте из любых 9 карточек из числа написанных поле 3x3. - Используя три слова в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали, составьте предложения по теме сегодняшнего урока. Предложения должен составить каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы. - Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки. - Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сдайте лист самооценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Организует работу учащихся с заданием с пропущенными словами. | Работают в группе. Вставляют в текст по изученному материалу пропущенные слова. | Логические: -синтез как составление целого из частей | -контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | -сотрудничество со сверстниками | Пропущенные слова. | Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу, имеют возможность выявить ошибки и исправить их. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В тексте с пропущенными словами заполните пробелы, вписав недостающую информацию. Вставьте в текст пропущенные слова: Водоросли относят к ____________________________________, так как они не имеют органов. Тело водорослей называется ________________________ , а приспособления для прикрепления ко дну - ________________________. Окраску водорослям придает___________________________, благодаря которому водоросли способны осуществлять процесс ________________________, характерный для растений. Хлорофилл в клетках водорослей находится в ____________________________ . Некоторые водоросли кроме хлорофилла имеют другие ______________________ , они относятся к ________________ и __________________________ . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели. Подводит итоги урока. | Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока. | -соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности -самооценка | -оценка действий партнера | «я - мы - дело» | Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ответьте на вопросы, оцените свой вклад в достижение поставленных целей и вклад своих товарищей: «Я» - С каким настроением работал? - Доволен ли собой?
«Мы» - Насколько мне комфортно работалось в группе? - Были ли у нас затруднения при работе в группе?
«Дело» - Достигли ли мы поставленных задач? - Для чего нам материал, изученный сегодня? - Закончите тему урока: Водоросли - _____________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Задает д/з. | Записывают д/з в дневник. | -волевая саморегуляция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д/з: §13, заполнить таблицу «Значение водорослей», вклеить её в тетрадь. |
Приложение 2.
палочки плесень тонкие нити фотосинтез безъядерные деление пополам жгутики низшие высшие органы плодовое тело хлорофилл грибница чума споры споры хлоропласты солнеч. свет разрушители шляпка обмен корень, стебель, лист
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Поурочная разработка урока биологии в 7 классе на тему "Низшие растения . Водоросли"
МБОУ Арефинская СОШ
2015
Низшие растения. Водоросли.
Визитная карточка урока
Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов Учебник:Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб.– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010- 255с. ISBN 978-5-358-06333-4
Тема урока: Низшие растения. Группа Водоросли.
Цель урока: Изучение особенностей строения, жизнедеятельности, размножения водорослей как низших растений.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить характерные признаки строения водорослей, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
Раскрыть особенности размножения и развития водорослей
Развивающие:
Научиться выявлять отличительные признаки высших и низших растений на примере водорослей
Продолжить формирование умений анализировать, формулировать выводы
Продолжить формирование умений работать с объектами живой природы, в частности готовить микропрепараты
На примере лабораторной работы продолжить формировать навыки исследовательской деятельности
Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение;
Продолжить формировать умения слушать мнения одноклассников, работая в микрогруппе
Продолжить формировать бережное отношение к природе
Формирование УУД:
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме
Осуществлять рефлексию способов и условий действий
Записывать информацию о приспособленностях организмов с помощью ИКТ
Продолжить формировать умения анализировать информацию и переводить ее в текстовую форму в таблице совместного редактирования Gооgle
Продолжить формировать умения выделять причинно-следственные связи
Коммуникативные:
Продолжить формировать умения ставить вопросы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Продолжить формирование умений выражать свои мысли и идеи
Регулятивные:
Продолжить формировать умения формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата с поставленной задачей
Личностные:
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать особенности строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
Знать особенности размножения водорослей
Знать отличия высших и низших растений
Уметь готовить микропрепараты на примере микропрепарата одноклеточных водорослей улотрикса и хламидомонады
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности;
Предвидеть возможности конкретного результата;
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
Коммуникативные:
Обсуждать в микрогруппе информацию
Выражать свои мысли, идеи
Познавательные:
Личностные:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу групп
Уметь видеть красоту природы
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: частично- поисковые, исследовательские
Информационно-технологические ресурсы: учебник биологии, компьютер, интерактивная доска, проектор, система опроса Verdict, микроскопы с usb- выходом, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, прудовая вода
Технологии обучения: элементы исследовательской деятельности, информационные технологии, элементы дифференцированного обучения
Тип урока: комбинированный
Программные требования: Сформированность знания об особенностях строения, жизнедеятельности, размножения водорослей как представителей низших растений.
Предварительная работа: Накануне урока учащиеся делятся на дифференцированные группы, состоящие из сильных учеников, учеников со средними способностями, а также учеников с низкими учебными способностями.
Содержание урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Прогнозируемая деятельность учеников
Методический комментарий
I Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Создание психологической установки на работу:
- Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать, не подавлять инициативу товарища, стараться быть активными и получить удовольствие от работы.
Учащиеся демонстрируют готовность к работе.
Создание атмосферы взаимного понимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность.
II Проверка домашнего задания
На столах у вас лежат карточки. Выполните задание, сравните свой ответ с ответами на доске (слайд 2-4).
Учащиеся с низкими способностями работают по карточкам, заполняя схемы.
Учащиеся со средними способностями выполняют задание на интерактивной доске, а так же по вопросам учебника.
Учащиеся с высокими учебными способностями выполняют задание по карточкам «Поиск и исправление ошибок в тексте»
Проверка уровня усвоения материала о классификации растений и их характерных признаках
III Постановка исследовательских задач.
Мы продолжаем изучать растения. Просмотрите небольшой видеофрагмент и определите, о каком растении в нем идет речь (слайд 5).
Давайте определим цели урока (слайд 6):
Изучить строение водорослей
Рассмотреть способы питания, размножения водорослей
Определить какое значение играют водоросли в живой природе
Получить удовольствие от работы
Просмотрев фрагмент видеофильма о водорослях, учащиеся приходят к выводу, что на уроке пойдет речь о таких растениях, как водоросли.
Записывают тему урока.
Формулируют цели урока
Ученики осуществляют личное принятие цели урока.
Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
IVАктуализация знаний учащихся.
Интеллектуальная разминка.
Внимательно рассмотрите рисунки. Выделите черты сходства и отличия между данными организмами (слайд 7)
Учащиеся работают в парах
Ответ учащихся: у растения слева есть корни, листья – это отличия. У обоих растениях есть хлорофилл- это общее.
Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.
V Изучение нового материала
Изучение строения водорослей как древнейших представителей животного мира.(слайд 8-9).
Основные отличительные признаки водорослей запишем в тетрадь: Водоросли – низшие растения
Не имеют настоящих тканей и органов
Тело представлено слоевищем
Корней нет, есть ризоиды
Классификация водорослей по группам. (слайд 10). Рассмотрите рисунки. Распределите водоросли по группам. На основании чего вы их разделили? (парная работа)
Водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными (слайд 11)
По тому, какой пигмент содержат водоросли их делят на 3 отдела: красные, бурые, зеленые (слайды 12-14)
Размножение водорослей (слайды 15-18)
Какие 2 способа размножения вы знаете? Давайте рассмотрим особенности размножения водорослей, их жизненный цикл.
Выполнение лабораторной работы «Строение водорослей хламидомонады и спирогиры». (слайд 19) Групповая работа: первая группа изучает строение хламидомонады, вторая группа- спирогиры с дальнейшей демонстрацией своих результатов.
Цель: изучить строение водорослей на примере хламидомонады и спирогиры
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты одноклеточной водоросли хламидомонады, тина, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы
Ход работы:
Настройте микроскоп.
Рассмотрите готовый микропрепарат хламидомонады. Сравните увиденное с рисунком в учебнике
Зарисуйте в тетрадь хламидомонаду, сделайте подписи к рисунку
Приготовьте микропрепарат спирогиры: поместите каплю воды на предметное стекло, затем в каплю поместите кусочек слоевища спирогиры, накройте покровным стеклом, рассмотрите под микроскопом.
Зарисуйте спирогиру в тетрадь, сделайте подписи к рисунку
Сделайте выводы по работе, исходя из целей работы
Заслушивание сообщений учащихся от каждой группы с демонстрацией своих продуктов через микроскоп с usb- выходом.
Значение водорослей (слайд 20-22). Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 43-44 с последующим обсуждением.
Рассматривают рисунок «Строение водорослей», определяют части данного растения. Делают записи в тетрадь.
Ответ учащихся: водоросли можно разделить на одноклеточные и многоклеточные, а так же по цвету: есть зеленые, красные, бурые.
Изучают жизненный цикл водорослей на примере улотрикса и хламидомонады. Делают записи в тетрадь определений понятий: гаметы, зигота, гаметофит, спорофит.
Личное решение исследовательской задачи каждым учеником, демонстрация своих образовательных продуктов. Учащиеся воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъективным опытом.
Учащиеся закрепляют материал в ходе самостоятельной работы.
.
Активные действия учащихся с объектом изучения.
Самостоятельная формулировка выводов.
Изучают текст параграфа, определяют значение водорослей
Консультирование учащихся, работающих по индивидуальным заданиям.
Обеспечение восприятия осмысления.
Подготовительная беседа необходима для целенаправленного, осознанного выполнения лабораторной работы
Формирование умения обобщать полученную информацию, выделять главное
VI Закрепление полученных знаний.
Индивидуальная работа учащихся с тестом по системе опроса Verdikt.
В качестве закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить небольшой тест.
Поправляем допущенные ошибки, обсуждаем их, и даем объяснения.
Выполнение заданий, требующих применения знаний. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата.
Закрепление полученных знаний на репродуктивном уровне.
VII Подведение итогов занятия.
VIII Рефлексия.
Давайте подведем итог нашего урока. Сегодня мы с вами изучили такие растения, как водоросли.
Обратимся к целям урока. Я хочу, чтобы каждый определил – достиг ли он тех целей, которые поставил перед собой вначале урока. Сделайте для себя соответствующие выводы.
А теперь выполните небольшой рефлексионный тест:
Каждому из вас я раздала тест, если вы согласны с утверждением, то напротив него ставите знак +.
Тесты ученики сдают учителю.
Я узнал (а) много нового на уроке
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
На уроке я поработал (а) добросовестно
Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.
Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.
Индивидуальная и коллективная рефлексия .
IX Домашнее задание
Изучить материал учебника на с. 40-44
Ответить на вопросы на с. 49 ( 1-4 устно)
Придумать сказку «Путешествие в царство водяного»
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.
Сообщение домашнего задания и способа его выполнения.
infourok.ru
Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе по теме: «Водоросли
Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе.
Тема урока: Водоросли – группа низших растений.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Педагогическая технология урока: «Сингапурская методика».
Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- что водоросли представители низших растений
- что водоросли подразделяются на зеленые, бурые и красные
Учащиеся должны уметь:
-использовать биологические термины: хлорофилл, фотосинтез, водоросли, слоевище (таллом)
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-давать определения понятиям
-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую
-находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
- формирование умения оценивать действия партнёра
Личностные УУД:
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
-низшие растения
-водоросли
-слоевище (таллом)
-ризоиды
-зеленые водоросли
-бурые водоросли
-красные водоросли
Оборудование урока:
-учебник
-компьютерная презентация
-компьютер
-проектор
-раздаточный материал для работы в группе
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методические приемы | Прогнозируемый результат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, выдает листы самооценки. Проводит опрос по готовности домашнего задания. | Приветствуют учителя, включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, выставляют себе предварительную оценку. | -саморегуляция - самоконтроль -оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) | - сотрудничество с учителем | «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть) | Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Здравствуйте! (рассажены по 4 человека) Перед вами на столах лежат листы самооценки Лист самооценки Фамилия, имя_______________________________________________________________________ Класс______________________________________________________________________________
Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте: 1.Я справился с домашним заданием. 2.Домашнее задание было трудным. 3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители. 4.Я в хорошем настроении. 5.Я готов к уроку. 6.Я знаю, на какие царства делится живая природа. 7.Я знаю отличительные признаки царств живого. 8.Я знаю особенности жизнедеятельности бактерий, грибов и растений. - В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. | Раздает карточки с терминами, дает задание учащимся. | Принимают карточки, распределяются по группам в зависимости от принадлежности своего термина, объясняют свой выбор, при возникновении затруднения оказывают помощь партнерам по команде. | Логические: - синтез как составление целого из частей - подведение под понятие - построение логической цепи рассуждений | - контроль - коррекция -оценка | - учебное сотрудничество со сверстниками - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий | «конэрс» (углы) | Учащиеся знают признаки и существенные особенности царств живой природы. Учащиеся распределены на рабочие группы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, возьмите по листочку, на котором написан какой-либо термин (карточки раздаются в произвольном порядке)(Приложение 2). В разных углах кабинета вы видите три листа, на которых написано «Бактерии», «Грибы», «Растения». Подойдите в тот угол, к которому относится ваш термин. (расходятся по углам) Объясните, почему вы выбрали именно этот угол. - В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. | Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через демонстрацию видеофрагмента. | Просматривают видеофрагмент, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока. | Общеучебные: -формулирование познавательной цели Логические: -анализ с целью выделения существенных признаков -выбор оснований для сравнения | -целеполагание -планирование | -сотрудничество с учителем -развитие диалогической речи | Поисковая беседа. | Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (просматривают) - О чем это видео? - Какой будет тема сегодняшнего урока? (выходят на «Водоросли») - Почему именно водоросли? (растут в воде) - А все ли водные растения можно назвать водорослями? Почему? (обсуждают) - Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? (Предполагаемые ответы учащихся: 1)Научиться отличать водоросли от других растений; 2)Выявить характерные черты водорослей; 3)Познакомиться с основными представителями водорослей; 4)Узнать, какие бывают водоросли и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап реализации выхода из затруднения | Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами. | Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы. | Общеучебные: -поиск и выделение информации Логические: -установление причинно-следственных связей -построение логической цепи рассуждений | - прогнозирова- ние - контроль -коррекция - оценка | - инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации -оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | «эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа | Освоено новое знание. Учащиеся осознают приращение нового знания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Перед вами на столах лежат листочки с утверждениями .
Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знаки «+» или « -« в первой колонке напротив каждого утверждения, в зависимости от того, согласны вы с ним или нет. (заполняют колонку «до») - Внимательно прочитайте текст учебника. (читают) - Заполните колонку «после». (заполняют) - Изменилось ли что-то в вашей таблице? (сравнивают с эталоном на слайде) Узнали ли вы что-то новое для себя? (встают) - А теперь в группе обсудите ответы на эти дополнительные вопросы. (открывает вопросы на слайде)
После обсуждения группы по очереди дают ответы на поставленные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организует работу групп по составлению предложений на закрепление. Организует самооценку. | Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали. | Общеучебные: -моделирование Действия решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | -оценка | -взаимодействие со сверстниками -управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли -развитие монологической речи | «джот тотс» (запиши мысли) «тик-тэк-тоу» (крестики – нолики) | Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- На чистых листочках запишите по 4 слова, имеющих отношение к сегодняшней теме, проговаривая их вслух. Сложите листочки в центр стола. - Составьте из любых 9 карточек из числа написанных поле 3x3. - Используя три слова в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали, составьте предложения по теме сегодняшнего урока. Предложения должен составить каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы. - Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки. - Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сдайте лист самооценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Организует работу учащихся с заданием с пропущенными словами. | Работают в группе. Вставляют в текст по изученному материалу пропущенные слова. | Логические: -синтез как составление целого из частей | -контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | -сотрудничество со сверстниками | Пропущенные слова. | Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу, имеют возможность выявить ошибки и исправить их. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В тексте с пропущенными словами заполните пробелы, вписав недостающую информацию. Вставьте в текст пропущенные слова: Водоросли относят к ____________________________________, так как они не имеют органов. Тело водорослей называется ________________________ , а приспособления для прикрепления ко дну - ________________________. Окраску водорослям придает___________________________, благодаря которому водоросли способны осуществлять процесс ________________________, характерный для растений. Хлорофилл в клетках водорослей находится в ____________________________ . Некоторые водоросли кроме хлорофилла имеют другие ______________________ , они относятся к ________________ и __________________________ . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели. Подводит итоги урока. | Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока. | -соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности -самооценка | -оценка действий партнера | «я - мы - дело» | Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ответьте на вопросы, оцените свой вклад в достижение поставленных целей и вклад своих товарищей: «Я» - С каким настроением работал? - Доволен ли собой?
«Мы» - Насколько мне комфортно работалось в группе? - Были ли у нас затруднения при работе в группе?
«Дело» - Достигли ли мы поставленных задач? - Для чего нам материал, изученный сегодня? - Закончите тему урока: Водоросли - _____________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Задает д/з. | Записывают д/з в дневник. | -волевая саморегуляция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д/з: §13, заполнить таблицу «Значение водорослей», вклеить её в тетрадь. |
Приложение 2.
палочки плесень тонкие нити фотосинтез безъядерные деление пополам жгутики низшие высшие органы плодовое тело хлорофилл грибница чума споры споры хлоропласты солнеч. свет разрушители шляпка обмен корень, стебель, лист
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект по биологии. Царство Растения
weburok.com
Конспект урока по теме "Водоросли"
Учитель биологии Синицына Н.Н. МКОУ СОШ №23 г.Тайшета Иркутской области.
Тема урока « Подцарство низшие растения. Общая характеристика водорослей» 7 класс.
Цели: сформировать представления о существенных признаках царства Растений; о водорослях как группе растений, об особенностях их строения, жизнедеятельности, местах обитания, роли в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умению структурировать материал, развитие коммуникативных навыков через взаимоотношения «ученик-учитель», «ученик-ученик»; развитие монологической речи учащихся.
Тип урока- комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения –частично-поисковые, проблемные.
Оборудование: таблицы, презентация учителя, листочки с текстом для определения темы, рефлексии, лабораторное оборудование.
Ход урока.
№
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Время.
1.
Организационный
Момент.
Приветствие учащихся. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Приветствие учителя.
Подготовка рабочего места.
1мин.
2.
Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по вопросам.
1.Назвать основные признаки растений?
2.Назвать отделы царства Растений?
3.Составить 3-4 предложения со словом «фотосинтез»?
4.Тест для учащихся(см. приложение№1).
1.Ответы учащихся на вопросы.
2.Работа в парах по составлению предложений.
3.Выполнения теста.
6-7мин.
3.
Введение в новую тему.
Рассказ учителя: Среди растений есть существа крошечные по размерам, а есть те, которые достигают десятков метров( демонстрация растений). У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте текст и определите тему сегодняшнего урока…..
Читают текст…..Эти растения не имеют корней, стеблей, листьев, т.е. тело их представлено слоевищем. Поэтому их относят к низшим растениям. Кроме водоёмов, они могут расти на почве, в почве, на стволах деревьев, на камнях и даже на снегу! У многих этих растений зелёная окраска замаскирована другими пигментами: красными, синими, бурыми. Учёные делят эти растения на группы, которые различаются по окраске…
Ребята называют тему урока.
Записывают тему урока в тетрадь по биологии.
3-4мин.
4.
Определение задач урока.
Давайте вместе с вами определим задачи урока.
Дети предлагают:
Узнать строение водорослей
Определить среды обитания.
Выяснить как размножаются водоросли.
Познакомиться с систематикой водорослей.
1-2мин.
5.
Изучение нового материала.
Познавательное задание: пользуясь текстом учебника(стр-38), составить схему разнообразия жизненных форм водорослей, привести примеры. Подумайте, чем можно объяснить такое разнообразие жизненных водорослей.
Работа с учебником.
Составление схемы.
Отвечают на вопросы.
3мин.
6.
Организация деятельности учащихся.
Объяснение учителя водоросли изучает специальная наука-альгология «альгос» на русский язык переводится как «водоросль», а «логос»-наука, следовательно, есть специальность альгологии- это учёные, которые изучают водоросли. Сегодня у вас есть возможность соприкоснуться с работой учёного-альголога.
Постановка проблемного вопроса: Согласны ли вы, что происходит усложнения организации водорослей? Подтвердите своё мнение фактами.
Работа со словарём(запись нового термина в словарь).
Выполнение лабораторной работы «Строение одноклеточных водорослей».
Приготовить микропрепарат, рассмотреть под микроскопом, зарисовать и подписать строение водорослей.
7мин.
7.
Динамическая пауза.
Работа учёного необычайно сложна, кропотлива, требует больших умственных затрат, внимания, терпения, аккуратности и….здорового отдыха. Проведём физкультминутку.
Звучит музыка, дети встают и под музыку изображают движение водорослей.
1мин.
8.
Контролирующее задание.
Выбрать правильные суждения:
1.Водоросли встречаются только в воде.
2.Водоросли относятся к низшим растениям.
3.Тело водорослей слоевище.
4.Водоросли содержат разные красящие пигменты.
5.У водорослей есть специальные органы дыхания.
Выполнение задания.
Взаимопроверка задания.
3мин.
№
1.
2.
1.
9.
Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своих способностей, умений и навыков. Применение самоанализа и сотрудничества на уроке. Заполнения письма-рефлексии. Выставление и комментарий оценок за урок.
Сдают тетради с выполненной лабораторной работой, проводят самооценку своей работы, заполнения письма-рефлексии:…..Я довольна(недовольна) результатом своей работы на уроке, так как я достиг(не достиг) цели и выполнил(не выполнил) задания на уроке. У меня получилось( не получилось), теперь я знаю……….., умею………….., заполнил(а).
1-2мин.
10.
Домашнее задание.
Прочитать учебник стр-38-43. Приготовить презентацию: Многообразие и значение водорослей.
Запись домашнего задания в дневник.
Выставление оценок в дневник.
1мин.
Приложение №1. Тест.
1.Растения делятся на низшие и высшие:
А)по размерам
Б)по наличию органам.
В)по наличию цветка.
2.Клеточная стенка растений образована:
А)целлюлозой
Б)целлюлозой и жирами
В)белками.
3.Жизнедеятельность растений регулируется
А)пигментами
Б)запасом питательных веществ
В)фитогормонами.
4.Клеточный сок в вакуолях – это
А)раствор, содержащий сахар
Б)вода
В)раствор, содержащий органические и неорганические
5.Растения растут
А)только на свету
Б)всю жизнь
В)только весной.
6.Растенгия в биосфере являются
А)производителями органического вещества
Б)потребители органического вещества
В)разрушителями органического вещества.
infourok.ru
Конспект урока по биологии "Одноклеточные водоросли"
Тема: Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли
Цель урока:
Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспособленностью к среде обитания.
Развивающие: продолжать формировать умения сравнивать, обобщать, выделять главное.
Коррекционные: четко, кратко излагать свои мысли, активизировать словарный запас, корригировать звукопроизношение;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, лазерный проектор, экран.
Словарь : таллом, слоевище, зооспоры, гаметы, низшие растения.
Ход урока
Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие):
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, на нашей планете существует огромное разнообразие живых организмов. Сегодня мы продолжим знакомиться с миром природы.
Речевой момент:
- Будете хорошо говорить все звуки, читать слова, словосочетания, предложения, соблюдать ударение.
Дежурный звук «С - З»
ас – со - зе
аст – азм
Растения, сообщество, зеленые.
Низшие растения , водное сообщество, зеленые водоросли.
Зеленые водоросли – низшие растения.
-Будете внимательно слушать и отвечать на вопросы.
-Какой будет урок?
-Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Назовите тела живой природы?
- Что изучили?
Проверка домашнего задания:
- Какую тему изучили?
- Какие бывают растения?
- Какое значение имеют растения?
Растения дают пищу человеку и животным.
II На экране показ слайдов с изображением различных водорослей.
Посмотрите на экран.
В морских глубинах, в пресных водоемах встречается огромное разнообразие растений. Обращение к классу:
- Как вы считаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить?
Тема урока «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные
зеленые водоросли».
Слайд с изображением одноклеточных зеленых водорослей.
1. Прочитайте § 12 на стр. 58 (до одноклеточных водорослей).2. Устно ответьте на вопросы:
– Где обитают водоросли?– Почему водоросли относятся к низшим растениям?– На какие 2 группы водоросли делятся?
3. Составьте схему в тетради:
Хламидомонада
У хламидомонады все функции выполняет одна клетка.
Строение хламидомонады составляют из набора отдельных элементов.
. Прочитайте текст статьи “Одноклеточные водоросли” стр. 55 – 56.2. Рассмотрите рис. 35 в учебнике, найдите ответы на вопросы:
1) Что вызывает “цветение воды”?2) Как найти передний отдел клетки хламидомонады?3) Какую роль играют оболочка и жгутики?4) Чем объясняется зеленая окраска водоросли?5) Что такое хроматофор?6) * Какое значение по вашему мнению имеет красный “глазок”?
Работа с учебником.
Страница 60, рисунок 35
Зарисуйте клетку водоросли, подпишите названия её частей.
Размножение хламидомонады
(Приложение 1. Слайд № 8,
Беседа по вопросам:
1) Какими способами размножается хламидомонада? 2) При каких условиях хламидомонада размножается половым и бесполым путем? 3) Какое значение имеют 2 способа размножения в жизни водоросли?
Рисуют схему размножения на доске.
Сообщение учащегося о значении одноклеточных зеленых водорослей
Закрепление Задание на экране.
Вставь пропущенные слова.
Задание I.
Водоросли – растения, живущие главным образом в ………………..У них отсутствуют органы, а тело называется - …………………………..или …………………………, поэтому водоросли относятся к ……………………….. растениям. Один из важных признаков этой группы организмов – размножение………………………Насчитывают свыше 30 000 видов.
Задание II.
Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль -…………
В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт - ……………В нем содержится
хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы. Например,
…………Органом ее движения служат …………………- тонкие выросты цитоплазмы.
Используй слова: жгутики, хроматофор, хламидомонада, хлорелла.
Проверка на экране .
Итог.
Итак, когда говорят « цветет» пруд?
- Когда в нем обитает много одноклеточных зеленых водорослей.
Домашнее задание.
Пар.12, стр.58 – 60, учебника , заполнить таблицу.
Заполнить таблицу.
Форма телаОрганоиды движения
Ядро
Сократительная вакуоль
Светочувствительный глазок
Хроматофор
Способ питания
infourok.ru