Продолжительность жизни растений травянистых. План – конспект открытого урока по Окружающему миру в 3 классе «Продолжительность жизни растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Длительность жизни побегов поликарпических трав. Продолжительность жизни растений травянистых


План – конспект открытого урока по Окружающему миру в 3 классе «Продолжительность жизни растений»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Красноармейска Саратовской области»

План – конспект

открытого урока по «Окружающему миру» в 3

классе на тему:

«Продолжительность жизни растений»

Учитель Васильева Н.В.

г. Красноармейск

2013 год

Тема : «Продолжительность жизни растений»

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

2. Ознакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей планете;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

1. Орг. момент.

В школе прозвенел звонок – начинается урок.

- Что было задано на дом?

На дом было задано подготовить защиту проекта по разделу «Растительный мир», по темам : « Разнообразие растений», «Растения живые существа», « Растения и человек.»

2. Опрос домашнего задания.

-Что было задано на дом?- На дом было задано подготовить защиту проекта по разделу «Растительный мир Земли».

1. Характеристика.

2. Папоротники.

3. Мхи.

4. Водоросли.

5. Хвойные растения.

6. Цветковые растения (травянистые, кустарники, деревья).

7. Заключение.

3. Обобщение пройденного.

Молодцы, ребята вы узнали и рассказали нам много интересного о растениях. О том, что растения –это живые организмы, которым для нормальной жизнедеятельности нужны почва, влага и свет, что растения, могут быть культурными и дикорастущими, где могут жить растения, что они размножаются, приносят человеку пользу или вред. А вот о чем мы еще не говорили, но это является важным процессом для жизни растений? Да, конечно , это то, сколько лет могут прожить растения.

4. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока «Продолжительность жизни растений», открыли тетради, записали число, номер темы.

- Скажите, пожалуйста, какую цель перед собой мы поставим сегодня на уроке?

- Узнать о том, сколько лет могут прожить на Земле разные растения.

- Изучение этой темы я начну в том порядке, как вы защищали проект. Первым видом растений были папоротники. В зависимости от местности их произрастания они могут прожить от 30 до 100 лет. Мхи до 2000 тысяч лет, водоросли от 10до 20 лет.

- Хвойные растения – относят к многолетним растениям, и они могут прожить:

- ель от 400 до 1000 лет; сосна сибирская кедровая – до 500 лет; сосна 1200-1300 лет; сосна обыкновенная -400-600 лет; а секвойя Калифорнийская от 3 до 5 тысяч лет.

-Цветковые или покрытосемянные растения самый крупный отдел растений на Земле. Они могут быть однолетними, двулетними и многолетними.

- сначала рассмотрим травянистые растения. К однолетним травянистым растениям относят такие растения, которые в течении

менее чем одного года из семян вырастают во взрослое растение, цветут, плодоносят, созревают семена и погибают, т.е. в течении года завершают свой жизненный цикл.

- к культурным однолетним травянистым растениям можно отнести пшеницу, рис, бобовые, рожь, лен, томаты, огурцы, кукурузу, болгарский перец, картофель, различные цветы – астру, космею, дельфиниум, петунию.

- к дикорастущим однолетним травянистым растениям лебеду, мокрицу, ромашку, одуванчик, дурман.

- К двулетним травянистым растениям относят такие растения, жизненный цикл которых составляет 2 года. В 1 год жизни растения образуют корнеплод , а на 2 год жизни цветут и образуют семена. Культурные –это капуста, сельдерей, морковь, репа, редька, свекла. Дикорастущие –лопух, белена, белодонна.

- к многолетним относят такие растения , жизненный цикл которых составляет от 5 до 1000 лет и более.

Многолетние травянистые растения – это щавель, спаржа, хрен, ревень, культурные цветы – ирисы, нарциссы, пионы, хризантемы, тюльпаны, которые живут от 10 до 40 лет. К этой группе также относят многие комнатные цветы.

Кустарники. Общая длительность жизни кустарника может быть несколько сот лет, однако каждый стволик со своей кроной живет в среднем 20-40 лет, у малины- 2года, у сирени -60 лет.

- облепиха -25-30 лет; малина, крыжовник, смородина- 20-40 лет; рябина - 80 лет; черника, голубика, брусника, клюква – 5-25 лет;

- Деревья – культурные: вишня от 20 до 60 лет; яблоня от 60 до 120 лет; груша от 80 до 120 лет; черешня, абрикос -100 лет; грецкий орех – 400 лет.

-Деревья дикорастущие – береза 100-150 лет; осина 80-100 лет; боярышник 300 лет; липа мелколистная 300-600 лет; липа крупнолистная 700-1000 лет; дуб от 500 до 1500 лет; тополь серебристый до 1000 лет; каштан -2000 лет.

- Продолжительность жизни растений зависит от климатических условий и должна обратить ваше внимание на то, что данный возраст растений в разных источниках указан по разному.

5. Закрепление нового материала.

Достигли ли мы с вами той цели, что поставили перед собой? -да, мы узнали много интересного о том, сколько могут жить растения.

-Какие растения называют однолетними?

-Что к ним можно отнести?

- Какие растения называют двулетними?

- Назовите их?

- Сколько лет живут водоросли?

- Чему равна продолжительность жизни мхов?

- Сколько лет могут жить хвойные растения?

- Что можно сказать о травянистых растениях?

- Назовите кустарники и срок их жизни?

- Культурные деревья и их продолжительность жизни?

- Дикорастущие деревья сколько могут жить?

- Откройте учебники на с. 71 , прочтите текст и впишите в карточку ответы.

- Заслушать ответы.

6. Выставление оценок.

7.- Задание на дом.

С. 71-72 , работа по карточке, указать продолжительность жизни данного растения

1.Характеристика раздела.

Мир растений – это источник жизни на Земле. Куда бы мы не посмотрели, повсюду увидим растения: на полях, лугах, в лесах, степях, горах, пустынях, болотах, морях, океанах, реках.

Существование человека, животных, микроорганизмов невозможно без зеленого океана, который является фабрикой атмосферного кислорода. Растения насыщают воздух фитонцидами – летучими веществами, которые убивают болезнетворные микробы. Растения приглушают различные шумы и служат фильтром от пыли. От растений зависит местный климат. Растения человек употребляет в пищу, кормит домашний скот.

Это интересно знать:Человек за год выдыхает 300 килограммов углекислого газа, а все человечество 900 миллионов тонн.

Растения всего мира за год поглощают 175 миллиардов тонн углекислого газа, а выделяют 45 миллионов тонн кислорода.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга окраской, формой стеблей, листьев, цветков, плодов, продолжительностью жизни.

Все растения в основном делят на папоротники, мхи, водоросли, хвойные и цветковые.

2. Папоротники –это древнейшие растения, которые появились около 400 миллионов лет назад. Раньше папоротники были огромными деревьями высотой до 40 метров, такие папоротники сейчас встречаются только в тропических лесах, а в нашем районе растут только травянистые папоротники. Они имеют корни, стебли, листья и любят влажные тенистые места. Существует около 10 тысяч видов папоротников, они отличаются друг от друга размерами, формами, строением и жизненным циклом. Папоротники бывают лекарственные, съедобные и ядовитые. В России в основном встречается папоротник Орляк обыкновенный, он бывает высотой до 1 м 20см.

3. Мох –это растение, которое не имеет корней и цветков, он состоит из стебля и листьев и размножается спорами. Мох очень любит влажную среду и поэтому его жизнь зависит от воды, он впитывает ее как губка. Если воды мало, то жизнь мхов приостанавливается. Мхи очень живучи. Некоторые из них могут даже ожить после 9 лет «заточения» в гербарии. Мох может встречаться везде : в лесу, на лугу, на болотах, около домов, на стволах старых деревьев. Мох растет очень плотно друг к другу, и образуют на почве сплошной покров изумрудно-зеленого цвета. Высота мха 2-3 сантиметра, бывает и 5 см.

Это интересно: Северные народы используют сухой мох для утепления домов, как постель и главное как заменитель медицинской ваты.

4. Водоросли - это растения зеленого цвета, которые не имеют ни корней, ни листьев, ни стеблей, ни цветков, живущие в воде, но есть и такие которые приспособились к жизни вне воды, при более или менее обильном увлажнении. Распространение морских водорослей в глубину зависит от света и прозрачности воды. Они могут расти на глубине до 30 метров. Когда вода замерзает, водоросли вмерзают в лед, но при оттаивании вновь оживают. В полярных и высокогорных странах на отдельных участках встречается красный снег - это красные водоросли. Также в природе встречаются водоросли желтого и серого цвета. А некоторые водоросли встречаются в горячих источниках при температуре + 85-+ 93 градуса. Есть водоросли, которые поселяются на коре деревьев, им достаточно влаги от дождей и росы. Отмирающие морские водоросли образуют на дне мягкое студнеобразующее вещество, из которого после обработки получают смолу, бензин, керосин, лаки. Из красных водорослей получают плотный студень агар-агар, который используют в кондитерском производстве. Самые простые – это одноклеточные водоросли и их можно увидеть только при помощи микроскопа, но летом в жаркие солнечные дни их становится очень много, и вода кажется зеленой. Среди водорослей есть и многоклеточные, особенно их много в морях и океанах. Из морских водорослей распространена ламинария, ее иначе называют морской капустой, она очень полезна для нашего организма, потому что содержит в своем составе йод.

5. Хвойные растения обитают в нашей стране повсюду. К ним относят ель, сосну, кедр, лиственницу, пихту. Хвойные породы, которые образуют шишки и имеют хвою в форме иголок, являются представителями отдела голосеменных. В него входят около 500 видов, в том числе одно из самых высоких деревьев на Земле – Калифорнийская секвойя, высота достигает до 100 метров. Многие хвойные не сбрасывают хвою в течение года. Деревья и кустарники размножаются при помощи семян. Семена хвойных образуются в шишках. При созревании их чешуйки раскрываются, и семена падают на землю, а потом разносятся при помощи птиц и животных. Хвойные растения имеют корень, ствол, ветки, хвою и шишки с семенами. Хвойные растения растут очень медленно, например ель за год вырастает всего на 1 сантиметр. Все хвойные растения долгожители. Человек ценит хвойные растения за их превосходную древесину, вкусные плоды и использует, как лекарственные растения.

6. Цветковые или покрытосеменные растения, самый крупный отдел царства растений. Цветковые растения известны своим появлением 150 миллионов лет назад. Цветковые растения – самая многочисленная и широко распространенная на Земле группа растений. Они встречаются повсюду. Их около 250 тысяч разных видов. Значение цветковых для человека очень велико. Все важнейшие культурные растения – представители этого отдела. Широкое распространение получили пищевые, лекарственные, технические, кормовые, озеленительные и декоративные растения. Цветковые очень сложно устроены. Они имеют корень, стебель, побеги, листья, цветки, плоды, семена.

Все цветковые растения бывают культурные и дикорастущие, и делятся на 3 группы: деревья, кустарники и травы.

Культурные растения - это такие, которые вырастил человек, он за ними ухаживает, собирает плоды и ягоды.

Дикорастущие растения –это такие растения, которые растут сами по себе и за ними никто не ухаживает. Они растут в лесах, на полях, на лугах, в горах.

Травянистые растения делят на культурные и дикорастущие. К культурным относят: хлебные злаки, гречиху, разные овощи, разновидность ягод, все виды комнатных цветов (посмотрите, сколько их у нас в классе). Цветы, растущие в полисадниках и на клумбах. К дикорастущим – все травянистые растения, которые растут на полях, лугах, в лесах. Их также можно встретить в огородах.

Кустарники бывают культурные и дикорастущие. Это многолетние растения, имеющие корень, несколько стволиков, на которых расположены почки, листья, цветы и плоды с семенами. Кустарники могут быть высотой от 50 см до 2 метров. К ним относят малину, смородину (белую, красную, черную), ежевику , крыжовник, сирень, чернику, бруснику.

Рассказать о малине.

Деревья , многолетние растения, которые имеет корень, ствол, стебли, побеги, цветки, плоды с семенами. К этой группе относят все деревья, растущие на нашей планете. Их огромное количество, Это все фруктовые деревья, береза, сосна, тополь, ива, липа и многие другие.

Рассказать о дереве.

Итог. Для нормальной жизнедеятельности растений необходимы: почва, влага и солнце. Все растения при помощи корней поглощают из почвы необходимые для жизни воду и минеральные вещества. Стебель служит растению опорой. По стеблю происходит передвижение воды и питательных веществ ко всем частям растения. Цветок является важным органом растения, который опыляется ветром или насекомыми. Цветки бывают разного цвета и формы, также как и плоды. Многие цветковые размножаются при помощи семян, которые образуются в плодах. Семена распространяются при помощи ветра, птиц, насекомых, животных, человека. У каждого растения своя форма семян. При благоприятных условиях из семян вырастает новое растение, таким образом в природе появляются новые растения.

doc4web.ru

Длительность жизни луговых растений

Длительность жизни луговых растений, как отмечалось выше, зависит от условий произрастания. Для многолетних моно — и олигокарпиков ухудшение условий произрастания (в определенных пределах), замедляя развитие растений и переход их в генеративное состояние, приводит к удлинению их жизни, что обычно сочетается со снижением их продуктивности.

Менее ясен этот вопрос в отношении поликарпических растений. У некоторых из них, во всяком случае в определенных условиях произрастания, наблюдается то же, что и у многолетних монокарпиков, для других ухудшение условий произрастания сопровождается (во всяком случае для большей части особей) сокращением их длительности жизни. Таких наблюдений много для видов злаков, используемых при создании сеяных сенокосов и пастбищ: тимофеевки луговой, овсяницы луговой, ежи сборной.

На бедных и прежде всего на неудобренных почвах длительность жизни их часто не превышает 3—5 лет, а на плодородных почвах при регулярном внесении удобрений она может достигать 10 лет, иногда и более. Это связано со следующими причинами: при создании сеяных лугов, в условиях ослабленной конкуренции, травы даже на бедных почвах уже на 2-й год развивают генеративные побеги, что требует значительных затрат энергетического материала, азота, зольных элементов. В результате растения уходят в зиму плохо обеспеченными запасными веществами, с небольшим количеством укороченных побегов и со слаборазвитой корневой системой, а это ведет к более значительному отмиранию их зимой и ранней весной по сравнению с особями тех же видов на более плодородных почвах.

У многолетних травянистых растений наиболее долговечны подземные (или приземные) стеблевые органы. Они весьма разнообразны по форме, величине и расположению в почве (горизонтальные, вертикальные, простые, разветвленные, короткие, длинные и т. д.). Из расположенных на них почек возникают надземные побеги и специализированные побеги вегетативного размножения. В тесной связи с формой подземных (или приземных) стеблевых органов находятся особенности побегообразования и тип корневой системы травянистых растений. Основываясь главным образом на типе системы подземных органов и способности к вегетативному размножению, среди многолетних травянистых растений различают большое число биоморфологических групп. Из них главными можно считать стержнекорневые, кистекорневые, кустовые, луковичные и базально-клубневые.

У стержнекорневых растений стеблевой приземно-подземный орган представлен каудексом, постепенно переходящим в стержневой корень, сохраняющийся в течение всей жизни особи. В зависимости от биологических особенностей вида и условий произрастания стержневой корень в большей или в меньшей степени разветвлен и проникает в почву на разную глубину. Из почек на каудексе образуются надземные побеги (обычно в небольшом числе, у многолетних монокарпиков — один побег). Стержнекорневые растения наиболее распространены на лугах с хорошо проницаемыми и аэрированными почвами, где нет застоя воды или длительного затопления полыми водами. К стержнекорневым растениям относятся многие виды бобовых и разнотравья (клевера розовый и красный, лядвенец рогатый, жабрица порезниковая, короставник полевой и др.).

У кистекорневых растений главный корень отмирает в молодом состоянии и корневая система образована придаточными корнями в виде «кисти корней», нередко многочисленными, отходящими от короткого, иногда утолщенного корневища. Надземных побегов немного, часто 1—2. Кистекорневые растения хорошо приспособлены к произрастанию на менее проницаемых почвах с худшей аэрацией и с более высоким увлажнением. Они представлены на лугах многими видами разнотравья, в том числе лютиком едким, ветреницей пучковатой, чемерицей Лобеля. К группе кистекорневых растений примыкают вегетативноподвижные короткокорневищевые растения, имеющие корневища (ризомы), нарастающие в одном направлении и отмирающие с противоположного конца. Сюда относятся многие виды разнотравья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Длительность жизни побегов поликарпических трав

В луговодстве принято различать верховые и низовые злаки, а также бобовые.

К низовым относят растения, имеющие помимо слабоолиственных генеративных лишь укороченные побеги, а к верховым — растения, имеющие удлиненные вегетативные и генеративные побеги и мало укороченных. Однако некоторые низовые травы нередко образуют травостои, мало отличающиеся по высоте от верховых, поэтому было бы лучше говорить не о верховых и низовых, а о растениях приземного и стеблевого олиствения и о растениях низкорослых, среднерослых и высокорослых.

Удлиненные вегетативные побеги отличаются от генеративных лучшей олиственностью, имеют большую кормовую ценность, так как в листьях содержится больше протеина, витаминов, зольных элементов и меньше клетчатки, чем в стеблях. Кроме того, с возрастом олиственность и кормовая ценность вегетативных удлиненных побегов снижаются не так быстро, как у генеративных. В зависимости от формы использования луга наибольшую ценность представляют то удлиненные вегетативные побеги (сенокосы), то генеративные (семенники), то укороченные побеги (пастбище). Генеративные и удлиненные вегетативные прямостоячие побеги существуют не более одного вегетационного сезона, в то время как простертые побеги, например, у клевера белого, живут больше года, а укороченные побеги многих видов поликарпических луговых трав могут жить 2 года и более.

Длительность жизни побегов многих видов поликарпических трав, таким образом, определяется пребыванием их в укороченном состоянии, а это зависит не только от биологических свойств растений, но и от условий произрастания. Побеги с большой длительностью жизни обычно присущи видам, произрастающим в менее благоприятных условиях (бедные почвы, суровый климат). Большинство луговых растений, ценных в кормовом отношении, там, где условия произрастания для них благоприятны (сеяные и улучшенные луга и др.), развивают одно — и двулетние побеги.

Не все побеги заканчивают свой жизненный цикл образуя соцветия. У многих видов трав значительная часть побегов отмирает в укороченном или в удлиненном вегетативном состоянии. Особи многих видов поликарпических растений, в первую очередь злаков, образуют несколько, а иногда много побегов, которые находятся в тесной зависимости друг от друга. Так же как у монокарпических растений, переход побегов поликарпиков из укороченных озимых в генеративное состояние возможен лишь после воздействия на конус нарастания соответствующих условий, при обеспечении необходимым количеством энергетического материала, азота и, возможно, зольных элементов и др.

Значение обеспеченности азотом луговых трав для образования генеративных побегов видно из резкого увеличения их числа у злаков и у некоторых видов разнотравья при внесении на луга ранней весной азотных удобрений. Это означает, что переход, части побегов в генеративное состояние ограничивается недостач точной обеспеченностью их азотом. У поликарпических многопобеговых особей переход побегов в генеративное состояние может стимулироваться использованием для этого не только своих ресурсов, но и энергетического материала, синтезированного другими побегами и поглощенных ими элементов минерального питания. Побеги, получающие дополнительное питание, способны развивать генеративные органы (побеги генеративного размножения), в то время как побеги, питающие их (побеги питания), остаются в вегетативном состоянии; они, следовательно, имеют служебное значение и большей частью отмирают, не развивая генеративных органов.

В зависимости от биологических свойств вида и жизненного состояния его особей, определяемого их возрастом и условиями, произрастания, они имеют то большее, то меньшее число побегов и различное соотношение между генеративными и вегетативными побегами. Число побегов вначале развития растений увеличивается, достигает максимума, а затем по мере старения растений снижается. Чем лучше растения обеспечены элементами минерального питания и водой, тем больше побегов они образуют и нередко тем большая часть из них переходит в генеративное состояние. Так, в опыте С. П. Смелова среднее число побегов в кусте изменялось следующим образом: у овсяницы луговой без полива 3,5, при поливе до влажности 40% от полной влагоемкости 8,7, при 60%-ной влажности 11,5, при 80%-ной 14,8; у ежи сборной соответственно 3,5; 6,2; 10,5; 13,7. В другом опыте число побегов тимофеевки луговой на учетную площадь было без удобрения 605 при 19% генеративных, а при внесении NPK 790, из них 35% генеративных.

Существенное значение также имеет влияние особей друг на друга. Чем гуще травостой, чем больше пронизана почва корнями, тем меньше обеспеченность отдельных особей влагой, элементами минерального питания, светом и тем меньшее число побегов они способны образовывать. В опыте С. П. Смелова среднее число побегов в кусте тимофеевки луговой изменялось следующим образом (в зависимости от площади питания): 50×50 см — 61; 25X25 — 39,2; 10X10 — 18; 5X5 — 12; 3×3 см — 12. Число побегов в кусте снижалось по мере увеличения густоты посева.

Каждый побег, возникающий из почки, образует в большинстве случаев свою корневую систему. Однако это происходит не сразу. Первое время побег, имеющий развитую листовую поверхность, еще не образует корней и получает воду и элементы минерального питания от материнского растения. В дальнейшем у побега развивается своя корневая система, и он поглощает воду, азот, а также зольные элементы из почвы, но тесная связь его с материнским растением не прекращается. Между побегами, образующими особь, происходит обмен поглощенными из почвы

и синтезированными веществами. Так, уже было отмечено, что в зависимости от положения побега в кусте он или больше отдает, чем получает от других побегов, или, наоборот, ускоряет свой рост и развитие в результате притока веществ от других побегов.

Из почек в пазухах нижних листьев каждого нового побега могут возникать новые побеги. В процессе побегообразования происходит дифференциация особи на отдельные части, получившие название частных кустов, парциальных кустов, или партикул, которые могут превратиться в самостоятельные особи после отмирания связующего их с материнским растением органа (корневища, корня и пр.). В результате распада особи образуется клон. Взаимоотношения между частями особи из физиологических становятся фитоценотическими. Следуя С. П. Смелову, но несколько изменив предложенные им названия, можно различать такие этапы образования новых особей из почек: почка-побег-сосунок-побег, способный к самостоятельному существованию — частный куст (партикула) — самостоятельное растение.

Цикл развития одного побега или одного поколения побегов принято называть малым жизненным циклом; совокупность циклов развития всех поколений побегов от прорастания семени до отмирания особи — большим жизненным циклом. У монокарпиков длительность малого цикла совпадает с длительностью жизни особи. Длительность жизни поликарпических растений, способных ежегодно давать новые поколения побегов, совпадает с длительностью их большого жизненного цикла. У вегетативно размножающихся растений, по С. П. Смелову, можно также различать длительность жизни клона, т. е. суммарную длительность всех вегетативных поколений особи, возникшей из семени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Оценка долговечности растений. Долголетие. Продолжительность жизни растений. Начало статьи

Долговечность растений (Начало статьи)

Оценка долговечности растений

— Особи, или так называемые индивиды, в царстве растений далеко не столь резко обособлены друг от друга, как то замечается у высших животных. Поэтому и понятие о долговечности растений не совпадает с тем же понятием в приложении к высшим животным.

Дерево, представляющее собой наиболее сложное растение, есть собственно не одна особь, а собрание весьма многих, часто почти бесчисленных, особей, соединенных между собой общим стволом, значительная часть которого уже не живет, а служит лишь общей подпорой. Каждый побег, произошедший из одной единственной почки, может с полным правом считаться особью, что явствует из присущей ему возможности отделяться естественно или искусственно от несущего его ствола и давать начало новому растению. Наконец, и сам побег не представляет полной простоты, ибо он состоит из колен, которые нередко могут друг от друга быть отделены (естественно или искусственно) и разрастаться в новую особь.

Таким образом, в царстве растений следует принимать особи разных порядков: сложные (прим. ветвистое дерево), простые (прим. неветвистый побег) и простейшие (колено, или междоузлие). Сказанное должно постоянно иметь в виду при оценке долговечности растений, так же как и при оценке долговечности некоторых низших животных, например полипов. В описательной ботанике, а также и в практике речь идет постоянно о сложной особи. Это получает свой логический смысл в том отношении, что и сама сложная особь имеет, подобно простейшей, свое начало и конец, рождение и смерть. Тут опять замечается глубокое различие между сложнейшими формами растительной и животной жизни.

Дело в том, что жизнь сложного животного, протекающая даже при самых благоприятных условиях, заканчивается через определенный период времени по причине постепенного ослабления его физиологических отправлений; напротив того, дерево, при благоприятных условиях, может продолжать свое существование безраздельно, именно вследствие того, что оно представляет собой целую колонию органически связанных между собой простых особей.

Так, громадный оротавский драконник, которому насчитывалось до 6000 лет, погиб в 1868 г. не от старости, а от сломившей его бури; он до самого конца цвел и приносил плоды. Итак, во внутреннем строении растения наиболее сложного не заключается еще причины смерти. Это свойство ослабляется с упрощением самой особи, при чем усиливается ее живучесть. Так, низшие растения могут нередко раздробляться без вреда для продолжения жизни на незначительные участки.

Другие, как, например, лишайники, могут сохранять жизненность на долгие годы в совершенно сухом виде. Листостебельные растения, т. е. снабженные стеблями и листьями, прежде всего могут разделиться на 2 большие группы по продолжительности своей жизни: на однолетние и многолетние. Первые совершают весь круг своего развития в течение одного лета, которое относительно каждого вида может тянуться различное число месяцев — это настоящие яровые растения, — примером служат наши яровые хлеба (овес, ячмень, гречиха, сурепка и прочее).

Так называемые озимые растения собственно относятся сюда же, ибо на зиму они замирают и период их активной жизни продолжается немногим больше, чем период жизни яровых. Это наглядно проявляется тем, что один и тот же хлеб (пшеница, рожь и пр.) может быть яровым и озимым, а также тем, что яровой хлеб (напр. пшеница) может через одно поколение превратиться в озимый и наоборот. Кроме того, все растения разделяются на так называемые монокарпические, приносящие плоды однажды за всю жизнь, и поликарпические, приносящие плоды повторно из года в год.

К числу первых относятся, очевидно, все однолетние. Монокарпические многолетние отличаются тем, что жизнь их продолжается определенное число лет, а именно до принесения плодов и семян. Одни из них живут только 2 года — это настоящие двулетние, или, вернее, двугодние; таковы многие из наших огородных и садовых, напр. наперсточная трава (Digitalis), просвирняк (Аl thaea, Malope). В первый год после посева они дают только укороченные стебли с пучком листьев, а во второй выпускают из прозимовавшего стебля побег, приносящий цветы и плоды; по принесении плодов они отсыхают от верхушки стебля до верхушки корня. Другие растут до принесения цветочных побегов гораздо дольше, некоторые до 25 лет и более. Далее >>

•Начало• — •Стр. 1•

При написании этого текста использовался материал изЭнциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890—1907).

Вернуться к статье Долговечность жизни организма

fiziolive.ru

Как стареют растения

У растений, по всей видимости, нет единого общего механизма старения. Разные растения стареют не только с разной скоростью, но и в силу разных причин. Известны и случаи «нестареющих растений». В ходе эволюции неоднократно происходили переходы от долгоживущих форм к короткоживущим.

Одно из самых старых деревьев на земле — сосна долговечная (Pinus longaeva), растущая в Калифорнии (США). Ей более 4000 лет (фото с сайта biology.fullerton.edu)Одно из самых старых деревьев на земле — сосна долговечная (Pinus longaeva), растущая в Калифорнии (США). Ей более 4000 лет (фото с сайта biology.fullerton.edu)

На кафедре геоботаники биологического факультета МГУ ведется работа по изучению старения и эволюции долголетия у растений. Любое исследование, посвященное старению, обречено на общественный интерес. При этом неважно, какой объект служит опытной моделью — человек, нематода или ряска, — каждое живое существо таит в себе загадку рождения, старения и смерти. Тем более растения, среди которых имеются и короткоживущие эфемеры, и рекордсмены-долгожители — свидетели падения Римской империи. И хотя статья П. Ю. Жмылева, опубликованная в Журнале общей биологии, акцентирует внимание на связи между сроками жизни растения и программами старения, в действительности этот обзор гораздо шире. Срок жизни растений, как свидетельствует огромное разнообразие фактов, может изменяться под влиянием внешних условий и закрепляться в ходе отбора как любой адаптивный признак. Старение рассматривается с точки зрения приспособительного свойства, имеющего неодинаковое происхождение у разных групп растений.

С обывательской точки зрения, старость — явление вполне очевидное, это когда пенсию платят и ноги плохо ходят. С точки зрения исследователя, старость — понятие настолько сложное, что оно с трудом поддается определению. В этом смысле растения представляют собой превосходный объект для рассуждений, так как среди них известны и однолетние представители, умирающие сразу после плодоношения, а есть и потенциально бессмертные растения, которые цветут и растут, пока их не уничтожит какая-то внешняя сила. Помимо этого, трудно разграничить особи растения, дающего бесконечное число вегетативных отростков, и, соответственно, определить сроки его жизни. В последнем случае определение старения становится больше философским, чем строго научным.

Современные ученые обсуждают около 300 гипотез старения, однако они вполне укладываются в три основных направления. Первая группа гипотез предполагает, что старение и смерть — это процесс, заложенный в геноме. Отжившие свое особи неизбежно должны уступить место (пространство, ресурсы) своим молодым потомкам. Поэтому Природа позаботилась о непрерывности жизни, заложив в генах специальную программу старения, то есть приказ о самоуничтожении. Реальность программы старения подтверждается существованием предельного числа клеточных делений ( предел Хейфлика), открытием теломеразного счетчика деления клеток. Однако П. Ю. Жмылев сообщает, что растения вряд ли предоставят много фактов в поддержку такого запрограммированного счетчика клеточных делений. Вместе с тем, у некоторых растений найдены гены, отвечающие за старение листьев. Гены старения листьев у однолетних растений, например у сорго, расположены близко к генам цветения, поэтому логично предположить, что цветение неизбежно влечет за собой старение. Эта связь, тем не менее, не столь однозначна, так как к настоящему времени известно около 30 генов старения листьев, которые представляют собой сложную регуляторную сеть. Да и само цветение регулируется значительным числом генов и может быть совершенно не связано со старением, как это характерно для риса. По всей видимости, универсального генетического аппарата долголетия у растений нет.

Вторая группа гипотез связывает старение с постепенным накоплением случайных ошибок в экспрессии генов. Действительно, эволюция старалась изо всех сил и приспосабливала организм к условиям среды, развивала устойчивость к заболеваниям, но вот отлаженный организм в какой-то момент перестает быть адекватным среде, стареет. Это означает, что старость неадаптивна, что это накопление неполадок в организме. Например, знаменитая среди биологов резуховидка Arabidopsis thaliana при накоплении мутаций становится менее устойчивой и менее плодовитой, сроки ее жизни сокращаются.

С другой стороны, у долгоживущих растений активизируется починка испорченных генов, количество мутаций неизменно снижается. Кроме того, несмотря на предполагаемое увеличение числа соматических мутаций, «растения могут вообще не проявлять признаков старения даже в конце жизни. Так, у 5000-летней сосны Pinus longaeva отсутствуют признаки мутационного старения». И первая и вторая группа гипотез логически оправданы и имеют в своем арсенале достаточное число фактов, но всё же диаметрально противоположны: в первом случае старость считается закономерным процессом, во втором — стохастическим.

Как естественное продолжение и дополнение гипотезы накопления мутаций предложены концепции «восстановления сомы» и близкие к ней идеи. Организм имеет ограниченные возможности на починку генетических неисправностей: если растение бросает все силы на выращивание цветов и семян, то на исправление неполадок в остальных частях растений ресурсов попросту не хватает. Потому во время цветения само растение быстро портится, то есть стареет. Исходя из этой гипотезы затраты на цветение и плодоношение должны снижать сроки жизни растения. У некоторых линий бобовых это действительно так.

Приводится и такой факт: если у растений, размножающихся только один раз в жизни, — монокарпиков — удалить цветы, то растение не умирает. Например, агава, обычно дающая единственный генеративный побег на восьмом году жизни, может жить до 100 лет, если не давать растению цвести. Но имеются и противоположные факты. Так, из 65 видов растений, плодоносящих много раз за жизнь, — поликарпиков — только у 15 видов деревьев плодоношение уменьшается с возрастом (то есть плодоношение приводит к старению). У остальных 50 поликарпиков плодоношение с возрастом увеличивается, то есть естественное старение отсутствует.

Третья группа гипотез считает, что старение — это период жизни, упущенный отбором. Отбор призван обеспечить репродуктивный успех вида, следовательно отбору всё равно то, что случается после благополучного выведения и выживания потомства. Даже больше: гены, обеспечившие репродуктивный успех в молодости, могут потом оказаться вредными для организма. Чтобы подтвердить эти гипотезы, нужно сравнить эффективность плодоношения и скорость последующего отмирания. Чем успешнее плодоношение, тем быстрее должны постареть «отслужившие свое» организмы. Эта гипотеза подтверждается фактами и расчетами, в том числе и примерами из жизни растений. Однако есть примеры, которые не укладываются в эту гипотезу. Так, старение туи (Thuja occidentalis) зависит не от скорости созревания семян, а от условий произрастания.

Казалось бы, травянистые растения живут мало, кустарники — больше, а деревья — самые долгоживущие. В целом эта тенденция верна, и это послужило основанием для представления эволюции растений от долгоживущих деревьев к короткоживущим травам. Но Природа противится таким простым и однозначным схемам: среди деревьев имеется немало недолговечных представителей. Так, тополь (Populus nigra) живет 40-80 лет, а кустарниковые растения могут жить столетия — например, волчье лыко (Daphne mezerium) живет 200 лет, шиповник (Roas canina) — 400 лет.

Многолетние травы тоже не уступают деревьям по продолжительности жизни: анемоны (Anemone speciosa) могут жить до 339 лет, подлесник (Sanicula europaea) — 221 год. Мало того, у вегетативно размножающихся растений обсуждаются примеры потенциально бессмертных клонов, таких как заросли элодеи, ряски или папоротника орляка. При этом клоны вегетативно размножающихся растений могут со временем постареть и выродиться. Постареют они или нет — зависит от внешних условий.

У некоторых видов растений старение вообще не известно (это не значит, что эти растения не умирают!) — это подорожник, лук порей, кермек и др. В популяциях подобных растений смертность с возрастом не увеличивается, интенсивность размножения и устойчивость организма с возрастом не уменьшается. Стареет растение или нет, но рано или поздно растение всё равно умирает, и для каждого вида на это отмерено свое строго определенные время: подорожник живет как правило до 7 лет, а сосна долговечная — до 5 тысяч лет. К нестареющим растениям относят и однолетние травы, умирающие вынужденно с приходом зимы или другого неблагоприятного сезона.

Как же в эволюции мог сформироваться у растений этот период жизни — старость? Ведь часто смерть растения наступает из-за изменения внешних условий, а не естественного отмирания организма. Иными словами, этот период явно вышел из-под влияния естественного отбора. Продолжительность жизни растения вообще может контролироваться исключительно изменениями температуры воздуха, и тому приводятся убедительные примеры. По-видимому, для каждого вида растений характерна чрезвычайно широкая изменчивость сроков жизни, и этот признак находится под контролем внешних условий.

Для упорядочивания огромного разнообразия растений с разной продолжительностью жизни П. Ю. Жмылев предложил удобную классификацию. Она отражает соотношение сроков жизни, старение и число цветений.

1. Многолетники, плодоносящие много раз в жизни с постепенным старением. 2. Многолетники, плодоносящие много раз в жизни без старения. 3. Многолетники, плодоносящие один раз в жизни с быстрым старением после плодоношения. 4. Малолетники, плодоносящие много раз в жизни с постепенным старением. 5. Малолетники, плодоносящие много раз в жизни без старения. 6. Малолетники, плодоносящие один раз в жизни с быстрым старением после плодоношения. 7. Малолетники, плодоносящие один раз в жизни , умирающие под влиянием внешних условий без старения.

Такое разнообразие «стилей жизни» приводит к мысли о разнообразии путей возникновения старости у растений и многократном происхождении травянистых растений.

Источник: П. Ю. Жмылев. Эволюция длительности жизни растений: факты и гипотезы // Журнал общей биологии. Том 67, 2006. № 2, с. 107-119.

Елена Наймарк

Источник : www.elementy.ru

sbio.info

План – конспект открытого урока по Окружающему миру в 3 классе «Продолжительность жизни растений»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Красноармейска Саратовской области»

План – конспект

открытого урока по «Окружающему миру» в 3

классе на тему:

«Продолжительность жизни растений»

Учитель Васильева Н.В.

г. Красноармейск

2013 год

Тема : «Продолжительность жизни растений»

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

2. Ознакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей планете;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

1. Орг. момент.

В школе прозвенел звонок – начинается урок.

- Что было задано на дом?

На дом было задано подготовить защиту проекта по разделу «Растительный мир», по темам : « Разнообразие растений», «Растения живые существа», « Растения и человек.»

2. Опрос домашнего задания.

-Что было задано на дом?- На дом было задано подготовить защиту проекта по разделу «Растительный мир Земли».

1. Характеристика.

2. Папоротники.

3. Мхи.

4. Водоросли.

5. Хвойные растения.

6. Цветковые растения (травянистые, кустарники, деревья).

7. Заключение.

3. Обобщение пройденного.

Молодцы, ребята вы узнали и рассказали нам много интересного о растениях. О том, что растения –это живые организмы, которым для нормальной жизнедеятельности нужны почва, влага и свет, что растения, могут быть культурными и дикорастущими, где могут жить растения, что они размножаются, приносят человеку пользу или вред. А вот о чем мы еще не говорили, но это является важным процессом для жизни растений? Да, конечно , это то, сколько лет могут прожить растения.

4. Объяснение нового материала.

- Тема нашего урока «Продолжительность жизни растений», открыли тетради, записали число, номер темы.

- Скажите, пожалуйста, какую цель перед собой мы поставим сегодня на уроке?

- Узнать о том, сколько лет могут прожить на Земле разные растения.

- Изучение этой темы я начну в том порядке, как вы защищали проект. Первым видом растений были папоротники. В зависимости от местности их произрастания они могут прожить от 30 до 100 лет. Мхи до 2000 тысяч лет, водоросли от 10до 20 лет.

- Хвойные растения – относят к многолетним растениям, и они могут прожить:

- ель от 400 до 1000 лет; сосна сибирская кедровая – до 500 лет; сосна 1200-1300 лет; сосна обыкновенная -400-600 лет; а секвойя Калифорнийская от 3 до 5 тысяч лет.

-Цветковые или покрытосемянные растения самый крупный отдел растений на Земле. Они могут быть однолетними, двулетними и многолетними.

- сначала рассмотрим травянистые растения. К однолетним травянистым растениям относят такие растения, которые в течении

менее чем одного года из семян вырастают во взрослое растение, цветут, плодоносят, созревают семена и погибают, т.е. в течении года завершают свой жизненный цикл.

- к культурным однолетним травянистым растениям можно отнести пшеницу, рис, бобовые, рожь, лен, томаты, огурцы, кукурузу, болгарский перец, картофель, различные цветы – астру, космею, дельфиниум, петунию.

- к дикорастущим однолетним травянистым растениям лебеду, мокрицу, ромашку, одуванчик, дурман.

- К двулетним травянистым растениям относят такие растения, жизненный цикл которых составляет 2 года. В 1 год жизни растения образуют корнеплод , а на 2 год жизни цветут и образуют семена. Культурные –это капуста, сельдерей, морковь, репа, редька, свекла. Дикорастущие –лопух, белена, белодонна.

- к многолетним относят такие растения , жизненный цикл которых составляет от 5 до 1000 лет и более.

Многолетние травянистые растения – это щавель, спаржа, хрен, ревень, культурные цветы – ирисы, нарциссы, пионы, хризантемы, тюльпаны, которые живут от 10 до 40 лет. К этой группе также относят многие комнатные цветы.

Кустарники. Общая длительность жизни кустарника может быть несколько сот лет, однако каждый стволик со своей кроной живет в среднем 20-40 лет, у малины- 2года, у сирени -60 лет.

- облепиха -25-30 лет; малина, крыжовник, смородина- 20-40 лет; рябина - 80 лет; черника, голубика, брусника, клюква – 5-25 лет;

- Деревья – культурные: вишня от 20 до 60 лет; яблоня от 60 до 120 лет; груша от 80 до 120 лет; черешня, абрикос -100 лет; грецкий орех – 400 лет.

-Деревья дикорастущие – береза 100-150 лет; осина 80-100 лет; боярышник 300 лет; липа мелколистная 300-600 лет; липа крупнолистная 700-1000 лет; дуб от 500 до 1500 лет; тополь серебристый до 1000 лет; каштан -2000 лет.

- Продолжительность жизни растений зависит от климатических условий и должна обратить ваше внимание на то, что данный возраст растений в разных источниках указан по разному.

5. Закрепление нового материала.

Достигли ли мы с вами той цели, что поставили перед собой? -да, мы узнали много интересного о том, сколько могут жить растения.

-Какие растения называют однолетними?

-Что к ним можно отнести?

- Какие растения называют двулетними?

- Назовите их?

- Сколько лет живут водоросли?

- Чему равна продолжительность жизни мхов?

- Сколько лет могут жить хвойные растения?

- Что можно сказать о травянистых растениях?

- Назовите кустарники и срок их жизни?

- Культурные деревья и их продолжительность жизни?

- Дикорастущие деревья сколько могут жить?

- Откройте учебники на с. 71 , прочтите текст и впишите в карточку ответы.

- Заслушать ответы.

6. Выставление оценок.

7.- Задание на дом.

С. 71-72 , работа по карточке, указать продолжительность жизни данного растения

1.Характеристика раздела.

Мир растений – это источник жизни на Земле. Куда бы мы не посмотрели, повсюду увидим растения: на полях, лугах, в лесах, степях, горах, пустынях, болотах, морях, океанах, реках.

Существование человека, животных, микроорганизмов невозможно без зеленого океана, который является фабрикой атмосферного кислорода. Растения насыщают воздух фитонцидами – летучими веществами, которые убивают болезнетворные микробы. Растения приглушают различные шумы и служат фильтром от пыли. От растений зависит местный климат. Растения человек употребляет в пищу, кормит домашний скот.

Это интересно знать:Человек за год выдыхает 300 килограммов углекислого газа, а все человечество 900 миллионов тонн.

Растения всего мира за год поглощают 175 миллиардов тонн углекислого газа, а выделяют 45 миллионов тонн кислорода.

Разнообразие растительного мира велико: растения отличаются друг от друга окраской, формой стеблей, листьев, цветков, плодов, продолжительностью жизни.

Все растения в основном делят на папоротники, мхи, водоросли, хвойные и цветковые.

2. Папоротники –это древнейшие растения, которые появились около 400 миллионов лет назад. Раньше папоротники были огромными деревьями высотой до 40 метров, такие папоротники сейчас встречаются только в тропических лесах, а в нашем районе растут только травянистые папоротники. Они имеют корни, стебли, листья и любят влажные тенистые места. Существует около 10 тысяч видов папоротников, они отличаются друг от друга размерами, формами, строением и жизненным циклом. Папоротники бывают лекарственные, съедобные и ядовитые. В России в основном встречается папоротник Орляк обыкновенный, он бывает высотой до 1 м 20см.

3. Мох –это растение, которое не имеет корней и цветков, он состоит из стебля и листьев и размножается спорами. Мох очень любит влажную среду и поэтому его жизнь зависит от воды, он впитывает ее как губка. Если воды мало, то жизнь мхов приостанавливается. Мхи очень живучи. Некоторые из них могут даже ожить после 9 лет «заточения» в гербарии. Мох может встречаться везде : в лесу, на лугу, на болотах, около домов, на стволах старых деревьев. Мох растет очень плотно друг к другу, и образуют на почве сплошной покров изумрудно-зеленого цвета. Высота мха 2-3 сантиметра, бывает и 5 см.

Это интересно: Северные народы используют сухой мох для утепления домов, как постель и главное как заменитель медицинской ваты.

4. Водоросли - это растения зеленого цвета, которые не имеют ни корней, ни листьев, ни стеблей, ни цветков, живущие в воде, но есть и такие которые приспособились к жизни вне воды, при более или менее обильном увлажнении. Распространение морских водорослей в глубину зависит от света и прозрачности воды. Они могут расти на глубине до 30 метров. Когда вода замерзает, водоросли вмерзают в лед, но при оттаивании вновь оживают. В полярных и высокогорных странах на отдельных участках встречается красный снег - это красные водоросли. Также в природе встречаются водоросли желтого и серого цвета. А некоторые водоросли встречаются в горячих источниках при температуре + 85-+ 93 градуса. Есть водоросли, которые поселяются на коре деревьев, им достаточно влаги от дождей и росы. Отмирающие морские водоросли образуют на дне мягкое студнеобразующее вещество, из которого после обработки получают смолу, бензин, керосин, лаки. Из красных водорослей получают плотный студень агар-агар, который используют в кондитерском производстве. Самые простые – это одноклеточные водоросли и их можно увидеть только при помощи микроскопа, но летом в жаркие солнечные дни их становится очень много, и вода кажется зеленой. Среди водорослей есть и многоклеточные, особенно их много в морях и океанах. Из морских водорослей распространена ламинария, ее иначе называют морской капустой, она очень полезна для нашего организма, потому что содержит в своем составе йод.

5. Хвойные растения обитают в нашей стране повсюду. К ним относят ель, сосну, кедр, лиственницу, пихту. Хвойные породы, которые образуют шишки и имеют хвою в форме иголок, являются представителями отдела голосеменных. В него входят около 500 видов, в том числе одно из самых высоких деревьев на Земле – Калифорнийская секвойя, высота достигает до 100 метров. Многие хвойные не сбрасывают хвою в течение года. Деревья и кустарники размножаются при помощи семян. Семена хвойных образуются в шишках. При созревании их чешуйки раскрываются, и семена падают на землю, а потом разносятся при помощи птиц и животных. Хвойные растения имеют корень, ствол, ветки, хвою и шишки с семенами. Хвойные растения растут очень медленно, например ель за год вырастает всего на 1 сантиметр. Все хвойные растения долгожители. Человек ценит хвойные растения за их превосходную древесину, вкусные плоды и использует, как лекарственные растения.

6. Цветковые или покрытосеменные растения, самый крупный отдел царства растений. Цветковые растения известны своим появлением 150 миллионов лет назад. Цветковые растения – самая многочисленная и широко распространенная на Земле группа растений. Они встречаются повсюду. Их около 250 тысяч разных видов. Значение цветковых для человека очень велико. Все важнейшие культурные растения – представители этого отдела. Широкое распространение получили пищевые, лекарственные, технические, кормовые, озеленительные и декоративные растения. Цветковые очень сложно устроены. Они имеют корень, стебель, побеги, листья, цветки, плоды, семена.

Все цветковые растения бывают культурные и дикорастущие, и делятся на 3 группы: деревья, кустарники и травы.

Культурные растения - это такие, которые вырастил человек, он за ними ухаживает, собирает плоды и ягоды.

Дикорастущие растения –это такие растения, которые растут сами по себе и за ними никто не ухаживает. Они растут в лесах, на полях, на лугах, в горах.

Травянистые растения делят на культурные и дикорастущие. К культурным относят: хлебные злаки, гречиху, разные овощи, разновидность ягод, все виды комнатных цветов (посмотрите, сколько их у нас в классе). Цветы, растущие в полисадниках и на клумбах. К дикорастущим – все травянистые растения, которые растут на полях, лугах, в лесах. Их также можно встретить в огородах.

Кустарники бывают культурные и дикорастущие. Это многолетние растения, имеющие корень, несколько стволиков, на которых расположены почки, листья, цветы и плоды с семенами. Кустарники могут быть высотой от 50 см до 2 метров. К ним относят малину, смородину (белую, красную, черную), ежевику , крыжовник, сирень, чернику, бруснику.

Рассказать о малине.

Деревья , многолетние растения, которые имеет корень, ствол, стебли, побеги, цветки, плоды с семенами. К этой группе относят все деревья, растущие на нашей планете. Их огромное количество, Это все фруктовые деревья, береза, сосна, тополь, ива, липа и многие другие.

Рассказать о дереве.

Итог. Для нормальной жизнедеятельности растений необходимы: почва, влага и солнце. Все растения при помощи корней поглощают из почвы необходимые для жизни воду и минеральные вещества. Стебель служит растению опорой. По стеблю происходит передвижение воды и питательных веществ ко всем частям растения. Цветок является важным органом растения, который опыляется ветром или насекомыми. Цветки бывают разного цвета и формы, также как и плоды. Многие цветковые размножаются при помощи семян, которые образуются в плодах. Семена распространяются при помощи ветра, птиц, насекомых, животных, человека. У каждого растения своя форма семян. При благоприятных условиях из семян вырастает новое растение, таким образом в природе появляются новые растения.

globuss24.ru

Продолжительность жизни растений

К сожалению, до настоящего времени растительность сте­пей не исследована в деталях с той точки зрения, которая теперь указана мною, и потому моя мысль не может быть под­тверждена частными примерами некоторых исключительных случаев, хотя такие случаи несомненно есть. Так, напр., во Внутренней киргизской орде, в области песков, травянистые растительные формации имеются на песчаных почвах. Это замечено мною во время экскурсии в указанную область, и растительность этих мест отмечена мною в то время без вся­кого отношения к предмету настоящей статьи. На песчаных землях главными, почти единственными тра­вами оказались продолжительность жизни растений, без сомнения найдутся и в других местах, и вообще я думаю, что исследование степной растительности на основании указанных мною принципов может разъяснить многие особенности ее в разных местах, тогда как, принимая в расчет только климат, на это не обращают обыкновенно никакого внимания.

Если на почвах, мало проницаемых для воды, может су­ществовать, не погибая, только степная растительность с крат­ковременным периодом жизни, то леса не могут уже вырастать здесь сами собою и вытеснять травянистую растительность: для того чтобы это могло произойти, необходимы особенные уровня, которые указаны будут ниже. При условиях же обыкновенных степные растения потребляют всю почвенную влагу уже к половине июня или началу июля, когда развитие деревьев только что войдет в полную силу. После того времени, когда степные травы уже засохнут, условия существования для деревьев сделаются тоже невозможными; если бы прошли дожди и почва промокла до незначительной глубины, то вода была бы поглощена корнями трав, распространенными в более мелких слоях почвы, а более глубокие корни деревьев ничего не получили бы. Поэтому совместное существование деревьев и трав в степи при обыкновенных условиях невоз­можно.

Совсем другое представляют почвы песчаные и вообще: они не задерживают воду в верхних слоях, и потому каждый летний дождь, достаточно обильный, снабжает почву водою до значительной глубины, и поэтому па таких почвах растения получают воду равномерно в течение всего периода вегетации. На подобных почвах легко может вырасти лес даже и в тех случаях, когда они уже заняты тра­вянистою растительностью. Дождевая вода летом смачивает такие почвы не только сверху, но просачивается и в более глубокие слои, доступные корням только деревьев. Поэтому травянистая растительность здесь не может препятствовать произрастанию леса, который, доходя до такого возраста, когда почва вполне затеняется им, вытесняет травянистую растительность, погибающую от затенения. Поэтому песча­ные почвы превращаются в лесные неизбежно и повсюду, где вообще возможно существование лесов и где на почву попадают семена деревьев.

Соображения эти превосходно подтверждаются практикой) лесоразведения на разных почвах: на черноземе, в первые годы после посадки деревьев, между ними необходимо истреблять травы, иначе деревья погибнут, — как это пока­зала долголетняя практика. Истребление трав и разрыхление верхнего слоя почвы, необходимое для увеличения прони­цаемости ее для воды, приносит пользу только до того вре­мени, когда вершины деревьев сомкнутся и оттенят почву: после этого лес уже не требует никакого ухода и не может быть вытеснен степною растительностью. На песчаных землях при разведении леса почву не разрыхляют и травы не истреб­ляют; трава на таких почвах даже благоприятна для деревьев в самой ранней их молодости, так как они получают от травы защиту от сильного влияния солнечных лучей, и, кроме того, почва при этом нагревается не столь сильно; между тем трава нисколько не препятствует деревцам получать необходимую для них воду.

Несмотря на то, что свойство стенных почв неблагоприятно для лесов, существуют факты, несомненно доказывающие, что степи в некоторых местах вытесняются лесами. В первый раз явления, сюда относящиеся, были указаны и правильно истолкованы проф. Коржинским. Факты не только не про­тиворечат защищаемой мною теории, но составляют одно из существенных доказательств ее справедливости.

Защитники того мнения, что распределение лесов и сте­пей определяется климатическими условиями, даже отрицали возможность вытеснения степей лесами, на основании того соображения, что в последнее время климат не мог сделаться более влажным, а потому и леса не могли получить более об­ширного распространения. Когда вытеснение степей лесами было неопровержимо доказано, то те же лица приняли это за доказательство такого изменения климата, какое в недав­нее время ими же отрицалось как невозможное. На самом деле вытеснение степей лесами, точно так же как и искусственное разведение лесов в степях, может происходить без всякого изменения климатических условий. Достаточно рассмотреть внимательнее некоторые условия существования степных растений и лесов на границах между ними для убеждения в том, что вытеснение степей лесами есть процесс неизбежный, по крайней мере при тех естественных условиях, какие суще­ствуют в Европейской России.

< Предыдущая Следующая >
 

agroltd.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта