Проект. Откуда пришли комнатные растения? Откуда появились комнатные растения
Проект. Откуда пришли комнатные растения?
Слайд 1
Откуда пришли комнатные растения? Выполнила: ученица 3«А»класса Марухина Виктория Руководитель: Гук Н.Н . Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «школа №41» им Г.А.ТаранаСлайд 2
Вид проекта : познавательный; Цель проекта: узнать, откуда появились комнатные растения в наших домах. Задачи проекта: уточнить и расширить знания о комнатных растениях ; выяснить, как влияют комнатные растения на эмоциональное и физическое состояние человека; какие условия необходимы для роста комнатных растений.
Слайд 3
Значение и роль комнатных цветов в жизни человека Многие люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии и очистить дом.
Слайд 4
Роль комнатных растений в жизни человека Комнатные растения поглощают из воздуха углекислый газ и взамен выделяют кислород. Кроме того они увлажняют сухой воздух, снижают его запылённость. Комнатные растения способны нейтрализовать токсические вещества в воздухе. Многие домашние цветы способны выделять натуральные биологически активные соединения, которые эффективно уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Некоторые комнатные растения могут использоваться как домашние лекари. Особенно славится алоэ. Домашние растения могут выступать в роли еды. Особенно зимой, когда организм нуждается в свежих витаминах.
Слайд 5
Откуда и когда появились комнатные растения в жизни человека ? Этот вопрос интересует многих. Учёные-исследователи утверждают, что комнатные растения появились очень давно – более трёх с половиной тысяч лет назад . Уже античные народы – греки и римляне – с особой любовью выращивали декоративные растения.
Слайд 6
Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазы, декоративный виноград.
Слайд 7
У нас дома много комнатных растений. Мне захотелось выяснить, как эти растения появились и есть ли у них «родственники» в дикой природе. И вот, что я узнала ….
Слайд 8
Толстянка Крассула, денежное дерево, обезьянье дерево, дерево любви и дерево счастья – все это одно название толстянки. Толстянка живет у нас уже 6 лет. Мы вырастили ее из листика. Крассула в природе Декоративно-лиственное растение родом из Африки – засушливых тропиков Юга и Юго-Запада , Мадагаскара и Южной Аравии.
Слайд 9
Спатифиллум Это очень популярное растение, у него красивые листья, цветки. Растение не слишком требовательное в уходе. Однако ему требуется постоянное опрыскивание и обильный полив, иначе спатифиллум опускает листья и не цветёт. Спатифиллум в природе В природе спатифиллум обычно растёт во влажных лесах и вблизи рек, расположенных на территории стран Центральной и Южной Америки, Филиппин, Новой Гвинеи, Сулавеси и Соломоновых островов.
Слайд 10
Драцена В переводе с греческого Драцена – "самка дракона". У нас дома 2 таких цветка, карликовая и большая. Они никогда не цвели. Драцена любит опрыскивание и обильный полив летом, зимой она практически не растет. Драцена в природе Родом происходит из тропических и субтропических областей Азии и Европы. Род драцен очень обширен и представлен около 300 видами. В природных условиях вырастает до гигантских размеров (20 м)
Слайд 11
Хлорофитум Хлорофитум - одно из самых выносливых и неприхотливых домашних растений. У нас дома несколько видов этого растения. С зелёными полосками, белыми и жёлтыми. Размножается розетками, которые появляются после цветения. Хлорофитум в природе В природе известно 215 видов хлорофитума , произрастающих в тропических и субтропических регионах Африки, Австралии и Азии.
Слайд 12
Фикус Фикус это одно из самых популярных растений. Цветок не любит прямых солнечных лучей. Фикус очень быстро растёт. При повреждении листка или ствола фикус выделяет ядовитый сок. Фикус в природе В природе насчитывают от 800 до 1000 видов фикусов. Их большая часть распространена во влажных тропических лесах Южной Азии. Там они порой занимают верхние ярусы, достигая гигантской высоты 80 м.
Слайд 13
Алоэ Алоэ — одно из самых древних растений. Алоэ вера считается натуральным природным антибиотиком. Светолюбивое растение, не требует частого полива. Алоэ в природе Известно более 300 его видов, большинство из них произрастает в дикой природе — в Африке, Южной Америке, на Мадагаскаре, Аравийском полуострове. Высота отдельных представителей вида достигает 15 метров!
Слайд 14
Финиковая пальма Финиковую пальму мы вырастили сами из косточки финика. После посадки, росток появился только через 2 месяца. Ей сейчас 6 лет и она около метра высотой. Растет она довольно медленно, не цветет. Финиковая пальма в природе. Родина финиковой пальмы – южные районы Ирана и древней Месопотамии, Северная часть Африки и Аравийский полуостров.
Слайд 15
Декабрист Декабрист относится к семейству кактусовых. Цветок называли так, потому что цветет в декабре. Настоящее название растения Зигокактус. У нас дома декабрист с розовыми и белыми цветами. Декабрист в природе Родина декабриста - это влажные тропические леса Южной Америки. Комнатный цветок декабрист в природе произрастает в лесах Бразилии.
Слайд 16
Работая над проектом я выяснила, что все мои растения пришли из Центральной, Южной, Северной Америки; Южной, Восточной Африки; Восточной Азии. Значит растения, украшающие нашу квартиру, являются иностранцами. Каждое растение имеет свой «характер». И учитывая родину растения, мы должны создать для них определённую, родную для них обстановку. И тогда… за подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодарят нас своим здоровым видом, необычайной окраской листьев и яркими, радующими глаз цветами. И поэтому очень важно знать родину каждого комнатного растения. Заключение
Слайд 17
Список использованной литературы http://greendom.net http://iplants.ru http://plantsplanet.org http://vseocvetah.ru http://femininesite.ru https://ru.wikipedia.org
Слайд 18
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Гидропарк: Откуда взялись комнатные растения?
Думаю, никого не удивлю, заявив, что комнатных растений в природе не существует. Так принято называть обычные растения, но перенесенные человеком в свое жилище. А поступать таким образом люди начали еще в те времена, когда комнат не было вовсе – люди жили в пещерах. Автор, настроенный более романтично, чем я, очевидно, утверждал бы, что поступать так их побуждала тяга к прекрасному, стремление не порывать связь с Природой, детьми которой они оставались. Но прагматичный взгляд на мир и некоторое знакомство с исследованиями в этой области, позволяют утверждать, что все было гораздо прозаичнее. Первобытные люди держали в пещерах ветки растений, обладающих фитонцидными свойствами, например, можжевельник. И это было вовсе не началом того, что сейчас называется икебаной, а всего лишь борьбой с насекомыми-паразитами и болезнетворными бактериями.
Понятно, что изнурительная борьба за выживание в ранние времена человеческой истории не позволяла отвлекаться на что-то, не являющееся насущной необходимостью. Искусство, литература и многое другое, без чего невозможно представить современную жизнь, пришло позже, по мере накопления обществом материальных ресурсов. Точно так же и комнатное цветоводство (в современном его понимании) появилось не сразу и не во всех странах одновременно.
Доподлинно известно, что еще в древней Элладе в храмах стояли растения, посаженные в горшки. Но это были отнюдь не украшения, а элементы культа. Каких-либо сведений о таких же растениях в жилищах эллинов нет.
А искусство бонсай возникло в древнем Китае не как производство предметов потребления, а как материальное воплощение определенных философских взглядов. Достаточно распространенное в наше время суждение о возникновении бонсай в Японии по причине дефицита территории просто смехотворно. Это искусство действительно благодаря странствующим монахам вместе с буддизмом в VI веке попало в страну Восходящего Солнца. Там оно достигло своего полного совершенства и в философском, и в техническом аспектах. Но плоды его могут понять и приобрести лишь избранные. Для прочих в Европе налажено производство подделок по 10 евро за штуку.
Вообще-то, можно говорить, что поиск новых видов растений и введение их в культуру во многом определило общие пути развития человечества. Хотя и не всегда это было столь уж явным.
Взять хотя бы те же Крестовые походы. На первый взгляд, их цель явствует из самого названия – борьба с мусульманами за Гроб Господень. Но, почему-то, христиане-крестоносцы захватили христианский Константинополь. Объяснение этой “ошибки” в том, что финансировались походы венецианскими купцами, торговавшими специями и заинтересованными в монопольной беспошлинной торговле со странами-производителями этого продукта. Именно поэтому, несмотря на возражения папы Иннокентия, Константинополь был взят, а император Византии лишен права собирать очень даже немалую пошлину. Но, с другой стороны, доходы от удешевления транспортировки специй, оседая в Венеции, давали возможность поддержать искусство, а без этого не было бы никакого Ренессанса. Может быть действительно правы утверждающие: “Все что ни делается – все к лучшему”.
А эпоха великих географических открытий – что стоит за ней? Все то же – гонка за специями, поиск новых путей к их источникам. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы и других знаменитых мореплавателей получали средства отнюдь не на поездку “за туманом и за запахом тайги”. И даже не золото, хотя и от него не отказывались, манило властелинов европейских государств. Например, в трюмах единственного вернувшегося (из пяти посланных) кораблей Магеллана было 26 тонн специй. И это многократно перекрыло все затраты на экспедицию.
Можно утверждать, что открытие новых морских путей и даже новых материков было побочным продуктом этих мероприятий, не слишком важным для их организаторов. Ведь даже великий Колумб умер, так и не поняв, что открыл новый мир. Да и открытая им Америка получила свое имя в честь совсем другого человека.
Высадку спутников Колумба на неизвестные берега сейчас можно сравнить с гипотетической высадкой земной экспедиции на чужую обитаемую планету. Последовавшие по проторенной дорожке новые искатели счастья обнаружили мир, который по праву стал называться Новым Светом. И он щедро одарил европейцев. Наши современники пришли бы в ужас, если бы внезапно лишились всех растительных даров нового материка. Взять хотя бы картофель, который во многом решил продовольственную проблему Европы. Или пшеницу, кукурузу, помидоры, сладкий перец… табак, в конце концов. Я уж не говорю о какао с шоколадом, ананасах и прочих мелочах.
Все это стало возможным благодаря тому, что в состав экспедиций начали включать людей, имевших специальную подготовку, способных хоть приблизительно оценить ценность находок. Появилась даже уникальная профессия - “охотники за растениями”. Их знания, феноменальная память, а зачастую и просто интуиция определяли успех.
Хотелось бы напомнить, что в те времена путь на новую родину для зеленых переселенцев был очень нелегким. Переход на примитивном паруснике через Атлантику длился месяцами, и нередко возникали ситуации, когда глоток пресной воды стоил человеческой жизни. Помещенные в трюм растения погибали от темноты, а на палубе страдали от палящего солнца и брызг соленой воды. Семена и луковицы или сгнивали, или безжалостно пожирались вездесущими корабельными крысами.
Но, и попав в Европу, не все растения сразу находили себе привычное для нас место. Тот же картофель поначалу растили на клумбах ради цветов, которые придворные фрейлины с удовольствием прикалывали к своим нарядам. А помидоры растили на подоконниках как декоративноцветковые растения. Плоды же их считались жутко ядовитыми и назывались “сатанинскими яблоками”.
Известны и просто анекдотичные случаи. Так, высоко ценимые сейчас орхидеи из рода Каттлея, имеющие крупные яркие цветы, в руки сборщиков попали в период свойственного этим растениям глубокого отдыха. У них не только цветов, но и листьев не было. Но их стволики европейцам показались подходящим упаковочным материалом. В этом качестве они и прибыли в Европу, где неожиданно для всех ожили и зацвели.
Прижиться на новом месте многим находкам помогло то, что в Европе к тому времени уже была довольно развитая сеть оранжерей. Ведь первый зимний сад появился в Кельне еще в 1240 году, когда в разгар зимы туда прибыл голландский король Вильгельм. Для его встречи было построено специальное помещение, в котором, несмотря на зиму, пышно цвели заранее посаженные растения. Парадоксально, но создатель этого чуда - знаменитый садовод Альберт Магнус, был обвинен в колдовстве.
Но к 16-му веку оранжереи были уже не только у царствующих особ. Даже не слишком богатые, но просвещенные горожане могли позволить себе попытаться вырастить что-то из заморских диковинок. Так возник рынок экзотических растений, что, в свою очередь, стимулировало их поиск. В Европе стали возникать объединения любителей экзотических растений. Конечно, это были достаточно состоятельные люди, но благодаря этому они на свои средства могли организовывать уже специальные экспедиции, занимавшиеся только поиском растений и очень хорошо подготовленные к этому.
Но все же малоподходящий для тропических неженок климат Европы, а так же малая изученность закономерностей их жизни, часто приводили к неудачам. Многое изменилось с появлением в Англии так называемых “ящиков Уорда”. Вообще-то, эти прообразы современных флорариумов были созданы в 1834 г. для защиты растений от копоти, характерной для английских городов той эпохи. Сажа, возникавшая от сжигания угля в каминах и печах, оседала не только на манишках джентльменов, но и на нежных листьях выращиваемых ими растений. Но, неожиданно даже для самого изобретателя, оказалось, что растения под укрытием не только стали чистыми, но и начали значительно лучше расти. Вскоре выяснилось, что эти не слишком сложные приспособления позволяют успешно выращивать и те растения, которые прежде в комнатах не удавались. Значительно помогли они и перевозчикам растений, что заметно расширило ассортимент и качество привозимых растений. А заодно и снизило их цену. В дополнение к этому в Европе возникла сеть питомников, выращивавших и размножавших растения уже на месте их реализации.
Но тот же технический прогресс сыграл и крайне отрицательную роль в истории европейского любительского цветоводства. В конце 19-го века изобретение и широкое распространение в крупных городах систем центрального отопления, стало косвенной причиной гибели большинства великолепных коллекций растений. Их владельцы совершенно не были готовы к тому, что чрезмерно сухой воздух – неизбежный спутник такого отопления – станет причиной лавинообразного распространения паутинного клещика. Особенно это проявилось на кактусах.
Конечно, сейчас, в начале 21-го века, комнатное цветоводство стало совсем другим. Очень немногие любители могут похвастаться обладанием экземплярами, взятыми непосредственно из дикой природы. Или хотя бы их прямыми потомками. Большинство стран законодательно запретило сбор и вывоз растений со своих территорий. Поэтому ассортимент рынка определяется, в основном, возможностями и коммерческой политикой питомников, которые, к сожалению, далеко не всегда совпадают с интересами настоящих любителей растений. Например, в продаже ежегодно появляется масса растений, представляемых как новые сорта, но в сути являющимися химерами, которые без специальных химических “допингов” очень быстро теряют всякую привлекательность. А огромное количество людей, причем не только наших соотечественников, проявляют к ним такой же интерес, какой когда-то проявляли туземцы к цветным стекляшкам.
hydropark.blogspot.com
История возникновения комнатных растений - Мои статьи - Каталог статей
Когда появились комнатные растения?
Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.
Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше. Так из необходимости зародилось искусство бонсай.
Однако вернемся к горшкам. Около 1500 г. до н. э. цветочные горшки, а точнее кадки, появились в Египте. На древних фресках сохранились изображения горшечных растений, которыми украшали храмы во время богослужений. Интересно, что этими священными растениями были хорошо известные нам фикусы.
Несколько позже цветочная посуда появилась и в Европе. По сохранившимся росписям можно судить, что уже 3 тысячи лет назад храмы Афины украшались оливковыми деревьями в кадках.
Однако каким образом и когда растения перебрались в жилище?
Первые попытки создать «дома для растений» были сделаны в Древнем Риме. Это были небольшие, обнесенные стенами садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступала вода для полива. На этом развитие «комнатного» растениеводства остановилось на долгие годы.
Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом.
Окончательному переселению растений в дома мешало отсутствие больших оконных стекол. Чтобы сохранить тепло, окна в домах делались маленькими, и света от них было очень мало. Растения в таких условиях выращивать пытались, но редко кому из этих мучеников удавалось прожить более года.
Сохранилось упоминание о том, что в 1570 г. лондонский аптекарь Морган выращивал в витрине свой аптеки несколько кактусов «для удовольствия». Такая ситуация сохранялась вплоть до изобретения листового стекла в конце XVI в.
Как возникла культура комнатных растений?
В конце XVI в. с началом эпохи колониальных завоеваний в Европу хлынул поток экзотических растений из тропических стран. В начале XVII в. при дворцах королей и знати появляются «оранжереи» (от фр. orange - «апельсин»). Первоначально эти посадки преследовали чисто гастрономические цели.
В оранжереях выращивали экзотические фрукты. Однако со временем в них стали появляться и декоративные растения. Интересно, что среди этих переселенцев были виды, которые сначала не имели прикладного значения и лишь потом вошли в гастрономическую культру. Так, например, картофель, помидор, подсолнечник были завезены в Европу именно ради цветов. Только спустя много лет их стали употреблять в пищу. На протяжении XVII в. разведение оранжерейных растений становилось все более популярным. Началось активное строительство оранжерей в ботанических садах и частных владениях. Возникли многочисленные частные коллекции. Ассортимент растений увеличивался, появился спрос на более редкие декоративные виды, иены на них росли.
Довольно быстро возникла проблема транспортировки. Если с перевозкой кактусов и луковичных растений проблем не было, то более нежные растения зачастую просто не доживали до конца путешествия.
Содержание тропических растений тоже требовало специальных навыков и знаний, которых, увы, пока не было. В непривычном северном климате растения часто болели и погибали. Нужно было найти способ адаптировать условия к нуждам заморских гостей. И решение было найдено.
В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами (см. рисунок к статье). Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность. Высший свет быстро оценил пользу этого изобретения. Ящики Уорда стали устанавливать во всех богатых домах. Изобретение Уорда позволило привезти в Европу такие нежные растения, как орхидеи, бромелиевые, папоротники. Начался настоящий растительный бум. В Англии в моду стали входить орхидеи. На специальных аукционах за них платили огромные деньги. Это повальное увлечение породило своего рода «золотую лихорадку».
Множество бедняков оставляло свои занятия и отправлялось за моря в надежде разбогатеть на продаже экзотических растений. Хотя многие не возвращались из этих экспедиций, в Европе начался золотой век комнатного цветоводства.
Как развивалось цветоводство до наших дней?
Современная культура комнатного садоводства формировалась на протяжении последних 300 лет. Сегодня в магазинах удается найти практически все, чего может пожелать душа цветовода.
Самые редкие растения можно заказать через Интернет, и вам пришлют их по почте.
Мы привыкли к тому, что большинство традиционных комнатных растений, таких как сенполия, герань, плюш, легко мирятся с условиями квартиры, но так было не всегда.
Изобретение террариумов решило проблему влажности и температуры, но нерешенные задачи еще оставались. Многие тропические диковины были доступны лишь профессионалам. Часто тропические растения отказывались расти в условиях теплицы. Они страдали от непривычной для них почвы, поражались европейскими паразитами и болезнями. Малейшее изменение температурного режима приводило их к гибели. Решить эту проблему взялись селекционеры.
Садоводы из разных стран принялись отбирать самые выносливые экзотические растения. Суть работы заключалась в том, чтобы вывести линии растений, устойчивых к европейским болезням и более приспособленных к домашним условиям содержания. Так за 200 лет появились десятки тысяч новых сортов растений.
В середине XX в. на помощь садоводам пришла современная наука. Благодаря генной инженерии удалось создать сорта растений с новыми признаками. Выведение новых, более выносливых сортов сделало возможным промышленное разведение таких растений, как орхидеи, бромелиевые, что было совершенно немыслимо еще 100 лет назад. Эта работа сделала тропические растения доступными для всех.
interesniegivot.ucoz.com
Комнатные растения, фото и названия
Вряд ли мы когда-нибудь сможем узнать, когда точно впервые человек принес в дом цветок и посадил его в плошку. Было это очень-очень давно, и сегодня просто невозможно себе представить наши интерьеры без комнатных растений.
В современное понятие «комнатные, или домашние, растения» включены все сорта и гибриды, которые человек смог отобрать или вывести за много столетий из-за их эстетической ценности и способности приспосабливаться к жизни в комнатных, т.е. необычайно трудных для себя условиях. Природа не создала растений, изначально приспособленных к жизни в ограниченных условиях горшка и закрытом помещении. Как ни странно, но большинство растений, относящихся ныне к комнатным, в природе произрастают в условиях, абсолютно противоположных тем, которые им предлагает человек в своей квартире или офисе. Большая часть комнатных растений родом из тропических областей планеты, где они растут во влажных лесах, в очень теплом и влажном климате, или же наоборот, родом из полупустынных и пустынных районов.
К комнатным растениям относят сорта и гибриды растений из очень разных групп и семейств (папоротники, суккуленты, орхидеи, луковичные, цитрусовые, вьющиеся и многие другие), общим у них всех является то, что они способны произрастать более или менее продолжительное время в условиях горшка, находящегося в закрытом пространстве.
Любителей комнатного цветоводства миллионы во всем мире. Кто-то имеет всего лишь несколько горшков на своих подоконниках, кто-то тратит огромные средства на создание и уход за зимним садом. Причины, по которым в наших жилищах появляются вазоны с комнатными растениями, различны. Для одних комнатные растения это - незаменимый естественный очиститель воздуха, для других – элемент домашней релаксации, для третьих – модное и эффектное дополнение к дизайну интерьера. А кто-то разводит комнатные растения просто потому, что любит растения и воспринимает их как живые существа, любя и лелея их как своих детей.
Все обилие комнатных растений можно разделить на несколько очень представительных групп: бромелиевые - травянистые растения, имеющие звездообразные розетки жестких листьев, в период цветения участки листьев окрашиваются в яркие цвета, что делает их весьма декоративными в течение 2-3 месяцев; декоративно-лиственные растения, привлекательные своими красивыми листьями зеленого цвета или других необычных расцветок; кактусы – весьма обширное семейство жителей тропиков и пустынь, одни из самых неприхотливых в уходе; комнатные плодовые растения - в этой группе наиболее популярны цитрусовые культуры и кофейное дерево; красивоцветущие растения – группа объединяет растения разных жизненных форм и условий содержания, обладающие высокими декоративными свойствами во время своего цветения; орхидеи – одни из самых красивых и самых экзотических растений для комнатного содержания; пальмы - благодаря своей выносливости и высокой декоративности неизменный элемент растительного декора самых разных помещений; папоротники - эти древнейшие обитатели Земли обладают изящными декоративными листьями, к комнатным условиям существования приспособились более 2 000 видов; суккуленты – группа многолетних растений необычного облика из различных семейств, уход за этими растениями специфичен, но несложен.
Фото: Рита Бриллиантова
www.greeninfo.ru
Проект "Откуда пришли комнатные растения?"
Проект « Откуда пришли комнатные растения?»
Руководитель проекта: Шудирова Лилия Тулебаевна
Класс: 1
Название образовательного учреждения: МОУ «Семибугровская ООШ».
Год проведения проекта: 2011.
Предмет: окружающий мир, изобразительное искусство, внеурочная деятельность.
Краткая аннотация проекта:
Проект нацелен на формирование знаний учащихся о происхождении, роли комнатных растений как экологического фактора, влияющего на здоровье людей. В результате работы над проектом дети приобретут навыки самостоятельной и групповой работы, приобретут опыт рефлексии.
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Основополагающий вопрос:
Откуда пришли комнатные растения?
Проблемные вопросы:
Могут ли комнатные растения нас удивить?
Все ли мы знаем о жизни комнатных растений?
Какое значение имеют комнатные растения в жизни человека?
Учебные вопросы:
Для чего нужны растения в классе?
Как ухаживать за комнатными растениями?
Как ты думаешь, как размножаются комнатные растения?
Как ты думаешь, что необходимо комнатным растениям для хорошего роста и развития?
Все ли цветы можно разводить в классе?
Цель проекта:
знакомство учащихся с историей комнатных растений в классе.
Задачи проекта:
– уточнить и расширить знания о комнатных растениях;
-учиться проводить мини-опросы, узнать мнение окружающих людей(детей, родителей, учителей) о истории комнатных растений, их значении в жизни человека:"Что мы знаем о комнатных растениях";
– организовать исследование детьми основных видов комнатных растений в классе;
-учиться ориентироваться по карте мира, пользоваться литературой по теме (в книгах, справочной литературе, на сайтах Интернета)
– собрать информацию о комнатных растениях, растущих в домашних условиях, их пользе, правилах ухода за ними и борьбе с вредителями,
- развить интерес к изучению окружающего мира;
– развивать творческие способности учащихся;
– развивать чувство ответственности за жизнь растения;
– воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
осваивают методы исследования , учатся классифицировать, прогнозировать.
В ходе проекта ученики используют знания из смежных дисциплин, межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, знакомятся с особенностями проектной методики обучения.
Подготовительный этап:
постановка учебных задач, определение вопросов для их решения, деление учащихся на три группы по интересам, распределение обязанностей в малых группах , определение места поиска ответов на вопросы (домашняя библиотека, справочная литература . Проведение опроса среди детей, родителей, учителей в школе" Что мы знаем о комнатных растениях, их происхождении?". Подбор учащимися вопросов к викторине. Проведение дидактической игры.
Основной этап:
наблюдение учащихся за комнатными растениями в классе и дома, изучение истории комнатных растений, работа в командах, мониторинг собранного материала для книжек-малышек. Анализ полученных материалов, их корректировка, оформление полученных результатов, репетиции инсценированных сообщений, привлечение родителей.
Заключительный этап:
анализ информации, создание книжек-малышек.
Продукт проектной деятельности :
оформление печатного материала, проведение дидактической игры с элементами театрализаци ,создание книжек-малышек о комнатных растений.
Задания групп:
1 группа: собрать материал и оформить книжку-малышку на тему «Как ухаживать за комнатными растениями».
2 группа: собрать материал и оформить буклет на тему «Откуда родом комнатные растения?»
3 группа: собрать материал и оформить буклет на тему «Откуда родом комнатные растения?»
Оборудование игры: комнатные растения, подставка для растений, жетоны, призы.
Правила игры: участвуют три команды. Участнику, давшему правильный ответ, вручается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов, и тот участник, у которого окажется наибольшее количество жетонов.
Выбирается жюри, которое следит за ходом игры, вручает жетоны и подводит итоги.
Ход игры.
1. "Аукцион —разминка".
Команды по очереди называют по 1 комнатному растению. Побеждает та команда, которая назовет последнее растение. (1 жетон дается участнику, назвавшему последнее растение).
2 "Найдите, что опишу".
На подставку ставят комнатные растения одного рода, но разных видов: Пеларгония душистая и зональная.
Бегония королевская и всегда цветущая
Традесканция зебровидная и белоцветковая.
Задание командам: найти растение по описанию (подойти, показать):
Пеларгония, или Герань, — распространенное комнатное растение. Его родина — Южная Африка. Листья пеларгоний покрыты волосками, испаряющими эфирное масло. Растение можно отличить по своеобразному запаху.
Пеларгония зональная — с махровыми красными цветками. Пеларгония душистая — с мелкими розовыми цветками.
Родина Бегонии — тропики Азии и Африки. Это растение с одревесневающим стеблем, красивыми листьями.
Бегония королевская — с крупными пестроокрашенными. покрытыми редкими волосками листьями.
Бегония всегда цветущая — небольшой кустик с сочными стеблями, густо покрытыми некрупными листьями и мелкими розовыми цветками.
Родина Традесканции — Америка. Это красивое растение со свешивающимся стеблем.
Традесканция зебровидная — с полосатыми листьями.
Традесканция белоцветковая — с зелеными листьями.
3. Домашнее задание.
Дети рассказывают и показывают, как надо ухаживать за комнатными цветами (за каждое выступление 1 жетон).
4. Отгадай, что за растение.
На подставку выставляются растения: фикус, хлорофитум, аспарагус, бальзамин, колеус, алоэ, камнеломка, зигокактус, плющ.
Задание командам: составить рассказы о 3-х растениях. Оставшиеся команды определяют, о каком растении идет речь, называют его и показывают.
Примечание: в рассказе не должно упоминаться название растения. По 1 жетону дается участнику, который загадал "загадку" и который ее отгадал.
5. Игра на внимание.
На подставке стоят цветы в один ряд: алоэ, фикус, бегония, бальзамин, колеус, пеларгония.
Дети рассматривают и запоминают растения, а затем закрывают глаза. В это время педагог меняет местами растения или убирает одно из них, заменяет другим растением. После этого дети открывают глаза и рассказывают о том, что изменилось.
6. "Узнай растение".
На подставке расположены растения: хлорофитум, фикус, опунция, аспарагус, пеларгония, бальзамин, бегония, колеус, плющ, апидистра, камнеломка, зигокактус, традесканция и другие.
Задание командам: найти растение по названию или характерному признаку. Игpa по типу соревнования: кто быстрее?
Найдите:
— бальзамин
— растение — очиститель воздуха (хлорофитум)
— колеус
— традесканцию
— растение, которое называют "дружная семейка" (аспидистра)
— камнеломку
—самое известное лекарственное растение (алоэ)
-бегонию
— растение с "фальшивыми листочками" (аспарагус)
— плющ
— "резиновое дерево" (фикус)
— растение, выделяющее эфирное масло (пеларгония)
— каланхоэ.
7. Домашнее задание.
Сообщение о любимом растении, которое живет в доме.
8. Подведение итогов.
Участнику игры-аукциона, набравшему наибольшее число жетонов, присваивается звание «Знаток природы».
Команда, набравшая наибольшее количество жетонов получает звание «Победитель в игре-аукционе «Комнатные растения».
Откуда родом комнатные растения?
Задача: расширять представления детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними.
Подготовительная работа. В процессе изучения темы «Мир растений» у учащихся формируется представление о комнатныхрастениях. При выполнении задания «Цветоводы» ухаживают за комнатными растениями, учатся разбираться в особенностях строения их различных видов (у одних растений — крупные нежные листья; у других — прочные жесткие и т. д.). Учитель обращает внимание детей на то, что внешний вид растения, уход за ним во многом зависят от его родины, предлагает рассказать, откуда к нам «пришли» комнатные растения, предлагает попутешествовать по всему миру вместе с комнатными растениями. Готовится физическая карта мира, специальные фишки.
Этапы путешествия
Первый этап. «Тропические растения». В классе выставляются такие растения, как фикус, бегония, традесканция и др.
Учитель показывает детям, где родина фикуса, прикрепляя на карте фишку (Индия), после чего указывает месторасположение нашей страны. Рассказывает о тропических лесах Индии. В них очень трудно пробираться, это сплошные заросли. Тропинку приходится прорубать топором. Воздух в тропиках влажный и теплый, как в бане. Такие условия могут перенести лишь самые выносливые люди. А вот растения к этим условиям привыкли. В тропических лесах часто идут сильные ливневые дожди, поэтому многие растения имеют кожистые, жесткие, блестящие листья, как у фикуса. Растения под пологом леса имеют крупные, нежные листья. Эти особенности сохранились и у комнатных растений.
Далее детям дается задание определить по внешнему виду, какие растения родом из тропических лесов. Выясняют: бегония, традесканция, колеус, глоксиния, папоротники родом из влажных тропиков, только из разных уголков Земли; колеус — из тропических лесов Явы (Азия), бегония, традесканция, глоксиния, венерин волос — из тропиков Америки, бальзамин — из тропиков Африки (на карте размещаются фишки ярко-голубого цвета с буквой «Т» (тепло)).
Дети делают вывод, что такие растения, как фикус, бегония, бальзамин, традесканция, колеус любят тепло, не переносят сквозняков; весной и летом требуют обильного полива, осенью и зимой —умеренного. Растения с нежными листьями не выносят прямых солнечных лучей.
Учитель продолжает рассказ о том, что на своей родине фикус — это огромное, могучее дерево, достигающее высоты 30 м, с листьями до 1 м длиной. Ветки растут горизонтально, а с них вниз спускаются корни, которые — настоящее чудо — постепенно превращаются в дополнительные стволы и прирастают к главному. Таким образом, фикус становится необъятным — шириной 40—60 шагов (дети рассматривают иллюстрации).
Из густого белого сока фикуса делают резину, в связи с чем это дерево называют каучуковое или резиновое.
Второй этап. «Растения субтропиков».
В субтропиках так же много тепла летом, как и в тропиках, но прохладнее зима и меньше влаги. Растения приспособлены к меньшему испарению влаги, так как ее нужно экономить. У растений субтропиков листья жесткие, матово-зеленые (не блестящие, как у фикуса), покрыты восковым налетом или опушенные. Дети ищут растения с такими листьями. Это аспидистра, фиалка изумбарская, пеларгония, амариллис (гортензия, плющ, кринум, олеандр, хлорофитуми др.). Но где же их родина? Аспидистра и примула — из субтропиков Азии; пеларгония (амариллис, аспарагус, калла, кливия, кринум, фиалка узумбарская, хлорофитум) — из Южной Африки; фуксия, абутилон —из Южной Америки. Родина плюща обыкновенного (лавра благородного) — Южная Европа (Средиземноморье, Кавказ). Учитель прикрепляет на карте фишки (наполовину голубые, что означает недостаток влаги).
Выяснив условия обитания (недостаток влаги, прохладная зима), дети вместе с учителем определяют особенности ухода за этими растениями: им нужна более низкая температура, поэтому их ставят ближе к окнам и подальше от радиаторов, поливают редко, по мере надобности, ежедневно опрыскивают, рыхлят почву.
Третий этап. «Растения пустыни».
Учитель просит детей представить: желтый песок, ярко-синее небо без единого облачка, температура — свыше 50 ° С. Песок так раскален, что обжигает. Конечно, в таких условиях растениям выжить трудно, но они сумели приспособиться.
У растений пустынь листья сочные, мясистые, такие же стебли, иногда листья видоизменены в колючки. В таких листьях и стеблях накапливается вода. У некоторых растений листья жесткие или опушенные.
Дети ищут в классе комнатные растения родом из пус-тыни. Это —алоэ, сансевьера, или щучий хвост, каланхое, агава, зигокактус.
Алоэ, каланхое, сансевьера — родом из пустынь Африки, а кактусы, агавы — Америки. (На карте размещаются фишки оранжевого цвета с изображением буквы «Ж».)
Учащиеся делают вывод о том, что эти растения любят свет. Зимой нужно поливать только песок вокруг горшка (горшки ставятся в ящикис песком), летом — поливать умеренно.
Четвертый этап. «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Учитель организует викторину-конкурс с тем, чтобы закрепить полученные в ходе путешествия знания посредством их применения в новой ситуации и проверить, насколько были внимательны дети. За каждый правильный ответ отдельный участник викторины получает жетон; в конце игры подсчитывается количество заработанных жетонов. '
Вопросы:
1. Какой полив, обильный или умеренный, нужен весной бегонии, папоротнику, глоксинии? (Обильный.)
2. Можно ли выставлять на яркое солнце традесканцию, бегонию, папоротник, фиалку? (Нет, они привыкли к рассеянному свету под пологом леса.)
3. Можно ли опрыскивать фиалку, глоксинию, бегонию? (Нет, листья будут гнить, так как капли воды могут долго оставатьсяна опушенных листьях.)
4. Что любит хлорофитум? (Обильный полив, много света.)
5. Какие растения особенно нуждаются в опрыскивании?(Папоротники, арум, зигокактус, эпифиллюм, традесканция, фикус, т. е.влаголюбивые.)
6. Почему важно знать экологические потребности растений? (Чтобы создать хорошие условия для них, быть внимательными к ними заботливыми.)
Пятый этап. «Полюбуемся домашним садиком».
Учитель спрашивает у детей: Нарядно ли выглядят наши питомцы? Почему человек разговаривает с растениями? Почему человек должен быть благодарен растениям? Как вы думаете, понимает ли растение человека? и др.
Дети ухаживают за комнатными растениями, разговаривают с ними, благодарят за возможность любоваться ими и т. п.
Советы организаторам
1. Тщательно подготовьтесь к проведению путешествия.
2. В процессе путешествия ведите с детьми разговор лишь о техкомнатных растениях, которые имеются в классе, в школе, хорошо знакомы ребятам.
3. Обратите внимание учащихся на то, почему так важно знать,откуда родом комнатные растения.
4. Посоветуйте детям проанализировать, какие комнатные растения имеются у них дома и как за ними ухаживать.
5. Порекомендуйте ребятам рассказать родителям о том, что они узнали о комнатных растениях (откуда родом, как ухаживать и др.).
6. Путешествие можете провести как в учебное, так иво внеучебное время (за 1–2 дня соответственно этапам).
7. Объясните детям значение термина экологические потребности растений — это нужда растений в воде, свете, тепле, почве.
Смотрите так же:
Птичьи столовые
Зеленая книга
< Пред.
След. >
Андреева Эльвира Юрьевна, учитель биологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии, Внеклассная работа
Цели:
продолжить развивать у учащихся интерес к предмету биология,
познакомить ребят из начальной классов с школьным, зимним садом,
углубить знания и повысить интерес школьников к изучению природы, через предметы ее изучающие.
Место проведения: зимний сад школы.
Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд, подбирают материал о комнатных растения, имеющихся в саду, подготавливают загадки для ребят, распределяют роли.
Оформление сада: передвижная доска с кроссвордом, муляжи овощей, грибов и фруктов, чучела птиц и животных, микроскопы и готовые микропрепараты, скелет человека.
Введение.
Вед: Здравствуйте ребята! Вы, наверное, знаете, что в нашей школе сейчас проходит декада наук естественного цикла. К таким наукам относятся: химия, физика, география и биология. Наша с вами встреча сегодня будет посвящена одной из этих наук – биологии.
Вед: Биология - это наука о живой природе. Все живые организмы на планете делятся на 4 группы. Это: растения, животные, бактерии и грибы (показать цветы, чучела животного и муляжи грибов.)
Вед: В ходе нашей сегодняшней встречи мы с вами поговорим о комнатных растениях, проведём небольшую экскурсию по саду, узнаем кое-что из истории растений, познакомимся с одним из самых главных приборов в биологии, который используют для изучения частей организма или очень маленьких организмов, которых невозможно увидеть невооруженным глазом – с микроскопом, а в конце встречи немного поиграем.
1.Экскурсия по саду.
Вед: Мы сейчас находимся в школьном саду. Он ровесник нашей школы. Правда, после пожара очень много растений спасти не удалось. То, что вы сейчас видите, это оставшиеся и большая часть новых растений, которые появились в саду за последние 4 года. Очень много труда, заботы требует наш сад и в школе у нас кроме учителя биологии и учащихся, которым интересно заниматься в саду, есть человек, который каждый день следит за садом, ухаживает за растениями. Это Зинаида Сергеевна.
В саду у нас растут различные комнатные растения.
Ребята, кто из вас знает, какие растения называют комнатными? (Подождать ответа.) Комнатные растения – это растения, которые выращивает человек в домашних условиях.
В нашем саду вы можете увидеть различные группы растений. У нас есть: кактусы, пальмы, папоротники, различные вьющиеся растения, ампельные растения, растения образующие деток. Обо всех, конечно, мы с вами поговорить сегодня не сможем, но о некоторых из них - мы вам расскажем.
Вед:
1.Папоротник.
Про него существует одна очень красивая легенда, которая гласит, что если в ночь Ивана Купала выйти в лес и найти цветущий папоротник, то под ним будет клад. Почему до сих пор никто так клада и не нашёл? Дело в том ребята что папоротник никогда не цветёт, потому что он не относится к цветковым растениям. Самым большим папоротником из живущих на земле считается папоротник, у которого высота 25 метров, а листья длинной 5 метров. Мы с вами привыкли, что листья у папоротника всегда резанные, но существуют папоротники, у которых листья целые.(демонстрируются различные виды папоротников)
2. Хлорофитум.
Одно из самых распространённых комнатных растений. Он быстро растёт у него красивые изогнутые листья, а ещё одна причина его популярности то что он вынослив. Хлорофитум называют “зелёным пылесосом”.
3. Монстера.
Декоративное комнатное растение, достигающее в длину 6 и более метров. У молодых растений листья целые, у взрослых – разрезанные, часто с отверстиями. Перед дождем на листьях этого растения появляются капельки воды. Поэтому его называют погодным барометром.
В зависимости от наличия тех или иных растений, данный материал можно заменить и добавить
2. Уход за комнатными растениями.
Вед: Ребята, у вас есть дома комнатные растения?А как вы за ними ухаживаете?А теперь давайте поговорим о том, как надо ухаживать за комнатными растениями.
Чтобы растения были здоровыми и красивыми, за ними надо ухаживать. Их надо поливать, подкармливать, рыхлить почву. Так же нужно правильно выбрать освещение и тепловой режим. Для многих растений, воздух в отапливаемых помещениях слишком сухой, и для того, чтобы листья не темнели и не вяли надо повышать вокруг растений влажность воздуха. Постоянный приток свежего воздуха – не самое важное условие для хорошего самочувствия растений, но некоторые виды требуют хорошей вентиляции. Время от времени растение нужно пересаживать, так как они растут и горшок для них становится мал. Хотя бы раз в месяц растения надо подкармливать.
Нельзя обращаться с растениями одинаково. Например, растениям с толстой листовой пластиной требуется воды меньше чем, например хлорофитуму и монстере. Некоторые комнатные растения (например, кактусы и пальмы) любят тепло и их надо ставить в более тёплые места. А, например Декабрист или Лилия наоборот предпочитают прохладу, поэтому их любимым местом является подоконник.
У комнатных растений есть так называемый период покоя. Чаще всего он бывает зимой. В этот период растениям требуется меньше воды, минеральных веществ и тепла. Вот такими являются основные и не очень сложные требования к уходу за комнатными растениями.
3. Работа с микроскопом.
Вед: Ребята, а сейчас мы с вами поговорим вот об этом приборе (показать микроскоп), кто из вас знает, как он называется?
Микроскоп – это увеличительный прибор, который увеличивает изображение предметов в несколько сот и даже в тысячу раз. Микроскоп изобрёл Антон Левенгук в XVII веке. Когда он в первый раз смотрел в микроскоп на кору пробкового дерева, то он увидел вот такие клеточки, похожие на соты (показать рисунок). За живую клетку он принял вот эту решётку, а то, что было внутри, он считал не живым. Он был не прав. Просто увеличение его микроскопом было очень маленьким, и он не смог увидеть все части клетки. А они выглядят так (показать рисунок).
Вед: Мы вам тоже приготовили специальный препарат, который вы сможете рассмотреть под микроскопом. Увеличение нашего микроскопа – в 300 раз.
Ребята просьба микроскоп руками не трогать, чтоб не сбить настройку. Вы подходите по очереди к столу и смотрите в микроскоп, прикрывая один глаз (показать как).
4. Скелет.
Вед: Ребята, перед вами скелет человека. Он состоит более чем из 200 костей. Каждая косточка выполняет свою функцию, ей отводится своя роль. И только благодаря тому, что они все дополняют друг друга, скелет наш представляет собой хорошо отлаженный механизм, которому приходится много чего выполнять. Подробно с названиями костей вы познакомитесь в старших классах, но наверняка, у нас есть, среди ребят кто-нибудь кто знает, как называются некоторые кости. (ребята называют кости, ведущий задает наводящие вопросы)
5. Игры.
Вед: Вы ребята, много сегодня узнали.Запомнили что-нибудь? Что было вам интересно? Что больше всего понравилось?
А теперь ребята мы с вами немного поиграем.
1. Кроссворд. Кроссворд наш будет не обычный, он в стихах и посвящён растениям.(если ребята затрудняются ответить на вопрос, ведущий подсказывает, показывая муляжи)
Я капелька лета на тоненькой ножкеплетут для менякузовки и лукошкикто любит менятот и рад поклониться,а имя дала мнеродная землица.(земляника)
Круглое, румяное Я расту на веткеЛюбят меня взрослыеИ маленькие детки.
Плод - сладкий и гладкий, и круглый и смуглый,и душистый и пушистый,а середка плода, словно камень тверда. (персик)
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькойна солнце почернела я,а вот теперь я спелая.
Красная мышка, с белым хвостом в норке сидит, под зеленым листом.
Ягоды зеленые, всеми хваленые растут с костями, висят кистями.
Без окон, без людей полна горница людей.
Выросла травка к пище приправкаее пожитки,душистые нитки.
2. Загадки. (Загадки о растениях, животных, птицах загадывают по книге)
3.Ребята, а кто-нибудь сам может задать своим одноклассникам загадку про растения, животных, птиц?
(Загадки задают сами ученики).
А теперь в конце – фотография на память. До свидания, приходите к нам еще.
Горышкина Г. К. Экология растений.: М., Просвещение, 1978 г.
Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.: Ярославль, Издательство " Академия развития", 1997 г.
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.: М., Издательство "детская литература", 1954 г.
Бинас А. В. Биологический эксперимент в школе.: М., Просвищение, 1990 г.
infourok.ru
комнатные растения - это... Что такое комнатные растения?
.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)
.
- комары
- комодский варан
Смотреть что такое "комнатные растения" в других словарях:
комнатные растения — в интерьере жилища и их декоративное оформление. Комнатные растения в интерьере жилища и их декоративное оформление. комнатные растения играют важную роль в создании интерьера квартиры. Иногда один единственный цветок, умело оформленный,… … Энциклопедия «Жилище»
Комнатные растения — растения, выращиваемые в жилых комнатах или общественных помещениях для декоративных целей. Происходят К. р. из тропических и субтропических областей земного шара. Среди К. р. много разнообразных видов, представителей разных семейств… … Большая советская энциклопедия
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ — растения, выращиваемые в жилых и общественных помещениях для декоративного оформления. Красивоцветущие комнатные растения пеларгония, узамбарская фиалка, цикламен, азалия, амариллис, кактусы … Большой Энциклопедический словарь
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ — см. Растения комнатные … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
комнатные растения — растения, выращиваемые в жилых и общественных помещениях для декоративного оформления. Красивоцветущие комнатные растения пеларгония, узамбарская фиалка, цикламен, азалия, амариллис, кактусы. * * * КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ,… … Энциклопедический словарь
Комнатные растения — … Википедия
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ — растения, выращиваемые в жилых и обществ, помещениях для декор, оформления. Красивоцветущие К. р. пеларгония, узамбарская фиалка, цикламен, азалия, амариллис, кактусы … Естествознание. Энциклопедический словарь
ХВОЙНЫЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ — группа вечнозелёных древесных растений, которые в природных условиях произрастают в мягком климате. К наиболее приспособленным к комнатным условиям хвойным относят: араукарии, хамеципарисы, туи, криптомерии, биоты. Культура хвойных в комнатах… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
РАСТЕНИЯ КОМНАТНЫЕ — (разведение и уход). В комнатах культивируют большое количество самых разнообразных .растений из различных географических зон земного шара. К числу наиболее распространённых комнатных растений относятся алоэ, амариллис, бальзамин, бегония, герань … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
КОМНАТНЫЕ ВЬЮЩИЕСЯ И ЛАЗЯЩИЕ РАСТЕНИЯ — комнатные растения с побегами, способными обвиваться вокруг опоры или цепляться за неё. Направляя такие побеги по поставленному каркасу, можно создавать в комнатах красивые зелёные пирамиды, цветущие колонны и пр. Для выращивания в комнатах можно … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
dic.academic.ru