Конспект урока по окружающему миру на тему: "Как живут растения?" (1 класс). Презентация 1 класс как живут растения школа россии
Урок по окружающему мир 1 класс " Как живут растения ?"
Муслядинова Э.С. учитель начальных классов
Цель урока:
дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,
учить правильно ухаживать за комнатными растениями,
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику 1 класса "Мир вокруг нас", на доске изображение солнца, круги, вырезанные из цветной бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
- Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно".
- Итак, жизнь продолжается, урок начинается.
II. Сообщение темы урока.
- Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?".
III. Работа по теме урока.
Наблюдение за жизнью растений весной.
- Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.
Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою.Волшебной палочкой взмахнёт,В лесу подснежник расцветёт.
- О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)
- Весна - удивительное время года.
(Ученик читает стихотворение)
Тает снег, журчит ручей,Солнце пригревает.И уже среди берёзПодснежник расцветает.
- Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.
Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад,Пчёлы первый летят.Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? : (май)
- Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.
- Почему так происходит?
Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.
На цветке сидит цветокПьёт цветочный сладкий сок.- Этот цветочный сладкий сок - нектар.Он оделся в мех нарядный,Рукавицы не забыл.Так как день стоял прохладный,А полёт далёким был.
Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.
Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.
- А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)
Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.
Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.
Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.
2. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре -Полетели, закружились.
3. Наблюдение за жизнью растений летом.
Лето красное настало, (Слайд 1)На полях цветы растут,Ягоды, грибы ребята Из лесу домой несут.В речке плавают весь день,Не спасает даже тень.
- А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)
Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево.
Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!
- Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)
- К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.
- Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:
Выпускает он листыШироченной широты.Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких:Если их не обойдёшь - На себе их все найдёшь. (репей) (Слайд 3)
4. Размножение растений.
- Каждое растение размножается по-своему.
- Назовите известные вам способы распространения семян растений.
А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.
Декламирование учащимися хором:
Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей. Спал и видел прекрасные сны. Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или в заячью грудь И в далёкий отправится путь.
- Почему репейник так любит путешествовать? Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.
Заимствуя у природы.
Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке. (Показ).
Народная примета.
Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.
Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.
Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)
- Хорошо это или плохо?
- О каком растении идёт речь?
Когда идёшь тропинкою. Куда ни глянь, в полях Белеют чудо - шарики На стройных лепестках.Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес, И к нам парашютистами Спускаются с небес.(Одуванчик). (Слайд 4)
- Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).
5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах.
- А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.
(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)
- Итак, мы исследуем семя по плану:
Эта детка с какой ветки?
Внешний вид, на что похоже?
Какой формы?
(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)
Словарь - крылатка.
- Подберите родственные слова к слову крылатка.
- Как вы думаете, почему так назвали?
Заимствуя у природы.
Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.
Сообщение ведущего лаборанта.
- Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.
- А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.
6. Работа по учебнику.
С колпачком на голове. Будто в путь готовый,Он скрывается в листве Дуба золотого.
- Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.
После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.
Исследуем это семя:
Внешний вид, цвет, форма.
Скорлупа.
- Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба.
(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)
- Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)
Чтение вывода в учебнике на стр. 50.
Сообщение ведущего лаборанта.
- Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.
Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.
- Как вы думаете почему?
(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).
Дополнительный материал.
- А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.
Под землёй он будет спатьВ непогодь и стужу.А когда-нибудь опятьВыбьется наружу.
Пусть растёт он до небесС каждым годом выше.Пусть раскинет свой навесМногоскатной крыши.
- И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.
Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.
7. Наблюдение за жизнью растений осенью.
Раскрашены листья в осенний наряд.Как золото, ярко на солнце горят.Рябина горит, полыхает огнёмИ ягоды спелые нам отдаёт.
- Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.
- Как вы думаете, что это за название? (золотая).
- Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)
- Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.
Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.
Сообщение лаборанта.
Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Отгадывание кроссворда.
- А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.
Лежало на свету,Бросилось в темноту,Да и там покоя нет:Как бы выбраться на свет. (семя)
Я румяную МатрёшкуОт подруг не оторву,Подожду, когда МатрёшкаУпадёт сама в траву. (яблоко)
Рыжий Егорка упал в озёрко,Сам не утонулИ воды не всколыхнул. (лист)
Весь в пыли,Хоть сил немного,У дороги он торчит.У него согнулись ноги,Неприметен он на вид. (подорожник)
Нам в дождь и в знойПоможет друг, Зелёный и хороший - Протянет нам десятки рукИ тысячи ладошек. (дерево)
С неба солнце золотоеЗолотые льёт лучи.В поле дружною стеноюЗолотые усачи. (пшеница)
Летом - в огороде,Свежие, зелёные,А зимою - в бочке,Крепкие, солёные. (огурцы)
- Молодцы!
8. Наблюдение за жизнью растений зимой.
- В каком времени года мы с вами ещё не побывали?
- Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.
- Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)
Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.
- А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!
9. Работа по учебнику. (с. 51)
- Зачем поливают комнатные растения?
- Почему комнатные растения стоят близко к окну?
- Для чего девочка протирает листья растений?
- Почему растение погибло на следующем рисунке?
- Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)
- Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.
10. Работа в тетрадях. (с. 21)
- Выполним задание №2 в тетради.
- Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)
11. Минутка отдыха для глаз.
- Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.
- Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)
IV. Рефлексия.
- У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделитьсяИ ответную искру зажечь.
V. Подведение итогов.
- Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?
- О чём сможете рассказать дома родителям?
- Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)
- Что необходимо растениям для жизни?
VI. Творческое задание.
- В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?
- Спасибо всем за работу!
infourok.ru
Презентация по окружающему миру на тему Как живут растения и животные? (1 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:С кем дружит ель Подготовил учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Ноябрьск
2 слайд Описание слайда:Цели: 1. Расширить представления детей об особенностях ели и жизни животных, связанных с этим деревом. 2.Развивать умение использовать знания о взаимосвязах в природе. 3. Вызвать в детях чувства сопереживания живому миру.
3 слайд Описание слайда:Ель-это высокое стройное дерево. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки., у которого листочки – хвоинки. Живет ель до 500 лет. Цветов нет, семена созревают в шишках, которые служат пищей для многих животных. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и сыро.
4 слайд Описание слайда:Стихотворение Е. Трутневой «Елка» Вырастала елка в лесу на горе. У нее иголки зимой в серебре. У нее на шишках – льдинки стучат, Снежное пальтишко лежит на плечах. Жил под елкой зайка с зайчихой своей, Прилетела стайка чечеток с полей, Приходили к елке и волки зимой…
5 слайд Описание слайда:Вопросы: Кто приходил к елке? Кто еще мог приходить к елке и зачем?
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:Дятла называют «лесной доктор» за то, что он уничтожает насекомых – вредителей леса, которых находит на деревьях. Но питается насекомыми дятел только летом и весной. Зимой для него еда созревает на елке – это семена. Зимой в лесу тихо, но иногда можно услышать короткий отрывистый стук – это работает в соей «кузнице» дятел. Найдет дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в нем свою «кузницу». Засунет шишку в расщелину, а потом раздалбливает ее и достает своими липким языком из-под чешуек семена. Расклюет одну шишку- летит за другой. Удерживаться подолгу в вертикальном положении дятлу помогает хвост, которым упирается в ствол дерева, и четыре длинных сильных пальца, направленных вверх и вниз.
9 слайд Описание слайда:Основная еда белки зимой- это семена хвойных деревьев. На снегу в лесу под деревьями можно увидеть шелуху еловых шишек. Белки садятся высоко на сучок дерева, держат шишку в передних лапках и с, высокой скоростью выгрызают из нее семена, роняя чешуи на снег.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Лесные мыши чаще всего селятся в местах, густо заросших деревьями, находя кров и стол в лиственных и смешанных лесах, особенно зимой. Зимой у ели созревают семена, которые очень любят эти животные. Лесных мышей можно по праву назвать усердными помощницами лесников. Перетаскивая в норку желуди, орехи и семена они неизбежно теряют по пути часть запасов, из которых весной прорастают молодые побеги.
12 слайд Описание слайда:Заяц – беляк растительноядное животное. Обитает он в тайге и смешанных лесах с лиственным подлеском и травяным покровом. Днем он спит, а ночью выходит на кормежку. Зайцу зимой голодно. Он кормится ветками и корой деревьев. Живет под кустами, а от холода прячется в ямке под елью.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда:Моральный долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральная обязанность– это когда выполняя свой долг, человек добровольно принимает на себя какие - либо обязанности по отношению к другим. 2слайд
32 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Исполнять установленные в обществе моральные нормы Если человек соблюдает моральные нормы, то его поведение положительное, если не соблюдает, то поведение отрицательное - вредное, злое. Моральный контроль при этом осуществляет мнение общества и совесть человека. 3слайд
33 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Уважать других людей и их права 4слайд Права человека Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на тайну переписки На уважение личной и семейной жизни Право на получение информации Право на свободу мысли и совести Право на неприкосновенность жилища На свободу выражения своего мнения
34 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Бескорыстно помогать другим
35 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Благодарность
36 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Родительский долг
37 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Забота о больных и стариках
38 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Профессиональный долг
39 слайд Описание слайда:Моральная обязанность Патриотический долг
40 слайд Описание слайда:Самое главное в моральном долге- это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следование им. Добро Ответственность Любовь Героизм
41 слайд Описание слайда:Спасибо за урок
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный урок рассчитан на учащихся 1 классов. Материал урока совершенствует знания о жизни растений и животных в зимний период. Содержание урока соответствует утвержденному минимуму. На уроке использовала индивидуальную работу по карточкам, фронтальный опрос, наглядный и занимательный материал, что позволило способствовать воспитанию интереса к предмету.
Общая информация
Номер материала: ДБ-1133939
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
"Как живут растения?" (1 класс)
Урок окружающий мир № 28
Дата проведения урока: 15.12.2017
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 1 класс.
Тема урока: Как живут растения?
Цель урока: Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений; Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи; Воспитывать бережное отношение к растениям.
Формируемые УУД:
Познавательные: наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; ухаживать за комнатными растениями;
Коммуникативные: рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; работать в паре;
Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши.
Ход урока
I.Оргмомент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
II. Повторение.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами проводили практические работы по изучению свойств снега и льда. Давайте проверим, как вы их усвоили. Проведем тест-игру «Согласен- не согласен». (слайд 2) Если вы с моим высказыванием согласны и считаете его верным, то ставите в первой клетке карточки для теста знак «+», в противном случае – «-» и т. д.
1.Снег при таянии превращается в воду.
2. Если вода замерзнет, она превращается в лед.
3. Снег бесцветный.
4. Лед прозрачный.
5. У снежинки пять лучей.
6. Снег рыхлый.
7. Лед рыхлый.
8. Снег непрозрачный.
9. Все снежинки одинаковые.
10. Снег белый.
Учитель: - Хорошо, закрасьте все клеточки со знаком «+» красным карандашом. У вас получится узор в виде ковровой дорожки. Сравните его с моим. У кого получился такой же узор – встаньте. Молодцы. (слайд 3)
III. Работа над новой темой.
Беседа.
Учитель: - О чем пойдет сегодня разговор, вы мне попробуйте сказать сами. (Слайд 4).
- Отгадайте загадки:
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель)
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(береза)
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)
Учитель:
- Береза и ель – это что? Как одним словом сказать? (Деревья).
- А малина? (Кустарник).
- К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава).
- Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения).
- К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные).
-Так о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.
- Назовите, какие еще растения вы знаете? (ответы детей)
- Посмотрите, какое многообразие растений нас с вами окружает в природе и дома.
Физкультминутка. (слайд 5)
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят!
Как они сели – тоже покажем,
Крылья сложили назад!
Продолжение работы над темой.
Учитель: - Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? Посмотрите на слайд (слайд 6) и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Имея столько общего, как живут эти прекрасные создания природы? Давайте найдем ответы на два вопроса: можно ли назвать растения живыми и какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?
- Как вы думаете, растения – живые? (Слайд 7) Обоснуйте свою точку зрения, почему вы та считаете. (Ответы детей).
Вывод: все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые.
Работа по учебнику.
Учитель:
- Кто знает, с чего начинается жизнь растений? (Ответы детей) (слайд 8)
- Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
_ Желудь – это плод дуба. В нем спрятано семя.
- Откроем учебники на стр. 50. Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре.
(Заслушивается рассказ ученика у доски)
- Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло? (Ответы детей).
- Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.
Работа в Рабочей тетради. (стр. 21)
- Как из зернышка появляется колосок? Расположите и приклейте картинки в правильном порядке. Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
Физкультминутка. (слайд 9)
Хомка, Хомка, хомячок –
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз-два – выше голова.
Три-четыре – руки шире.
Пять-шесть – тихо сесть.
Семь-восемь –лень отбросим.
Продолжение работы по теме урока.
(слайд 10)
Учитель:
- Дома вы проращивали семена гороха, фасоли в двух баночках. Расскажите о своих результатах. (Эксперимент. Наблюдения детей) (слайд 11)
Беседа.
- Что повлияло на то, чтобы семена проросли? (Вода и тепло) (слайд 12)
- Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца)
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться дальше?
- Почему?
- Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда его нужно поставить? (На подоконник)
- Почему?
- Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет).
Учитель:
- Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны им для жизни, чтобы жить и радовать человека? (слайд 13)
- Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?
- Почему их ставят близко к окну?
- Что делает девочка на следующем рисунке?
- Что произошло с этим растением и почему?
Вывод:
- И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).
8. Итог урока:
- Мы проследили, как живут растения и какие условия необходимы для жизни. Вспомните, какие выводы мы сделали на протяжении урока? Принимать их будет Мудрая черепаха. (слайд 14)
- Проведем небольшой проверочный тест (слайд 15). Взаимопроверка.
9. Рефлексия.
- Наш урок заканчивается. За что вы себя можете сегодня похвалить или своего одноклассника.
- Что на уроке вас удивило?
infourok.ru
Урок окружающего мира в 1-м классе "Как живут растения и животные?"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить с условиями жизни растений, животных и зимующих птиц;
- расширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;
- воспитывать бережное отношение к растениям, животным, птицам.
Оборудование:
- карточки со словами;
- комнатные растения;
- вырезки из приложения;
- рисунки: деревья, кустарники, травы;
- картинки животных с их детёнышами;
- кроссворд;
- кружки (красные, коричневые, синие)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, зарисовка своего настроения на начало урока – смайлики.
II. Повторение изученного
(6 человек по карточкам, остальные со мной на листочках. O – да; X – нет.)
1) Снег при таянии превращается в воду. (Да) 2) Если вода замерзает, она превращается в лёд. (Да) 3) Снег бесцветный. (Нет) 4) Лёд прозрачный. (Да) 5) У снежинки 5 лучей. (Нет) 6) Снег рыхлый. (Да) 7) Лёд хрупкий. (Да) 8) Снег прозрачный. (Нет) 9) Все снежинки одинаковые. (Нет)10) Снег белый. (Да)
(Проверка – OOXOXOOXXO)
III. Новая тема
1) Беседа «Как живут растения?»
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
– Прочитайте слова на карточках и скажите, о чём мы будем вести разговор? – Кто сможет назвать тему урока? (Обобщаю ответы детей)– Сегодня мы узнаем, как живут растения и животные. – Какие растения вы знаете? Давайте их сгруппируем. (Деревья, кустарники, травы – картинки на доске) – К какой группе мы отнесём те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения) (На столе несколько поставить)– Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами) – Как вы думаете, растения живые? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь отмирают, значит они живые)– А кто знает, как начинается жизнь растений? (Вырезки из приложения, работа в рабочей тетради, клей)– Выложите цепочку роста растений. Расскажите о своей работе. – Что повлияло на то, что семя начало прорастать? (Вода, тепло)
ВОДА ТЕПЛО
– Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Дождь, солнце)– Если семена останутся в горшочке без воды и тепла, сможет ли растение развиваться? (Нет)– Вот мы посадили семя в горшочек, полили его, ему тепло, куда нужно поставить ящик? (На подоконник) – Почему ? (Растениям нужен свет и воздух)
ВОЗДУХ СВЕТ
– Что же необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет)
РАСТЕНИЯ
ВОДА ТЕПЛО
ВОЗДУХ СВЕТ
2) Работа по учебнику:
– Рассмотрите рисунок на левой странице. – Какое дерево вы видите? (Дуб)– Догадайтесь о чём идёт речь в загадке:
В этот гладкий колобок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Жёлудь)
– Желудь – плод дуба. В нём спрятано семя. – Рассмотрите рисунок и рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба? – Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён, поэтому дубок погиб)– Мы проследили, как живут растения. – А сейчас, прочитайте, какие выводы сделала Мудрая черепаха (стр. 50, 51) – Рассмотрим рисунок на стр.50, ответим на вопросы, и ещё раз сделаем выводы: что необходимо растениям для жизни. (Вода, воздух, свет, тепло)
3) Работа в рабочей тетради (стр. 21 № 2)
Обвести рисунок в рамку, раскрасить дома.
Физминутка (хомячок)
4) Беседа: «Как живут животные?»
– Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери) – Как живут животные? – Вы знаете, что растения живые. – А животные? Докажите, что животные живые существа. (Ответы детей)
Обобщающие ответы: животные: дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают.
5) Работа по учебнику (стр. 52)
– Кто что ест? Назвать пары предметов. – Так что же необходимо животным для жизни? (Пища)
ПИЩА
– Рассмотрите рисунок внизу стр.52 – Что можете сказать? – Детёныши (поросята) подрастут и станут взрослыми животными, но для того, чтобы расти, им нужна пища. – Что едят кабаны? (Жёлуди)– Но для роста детёнышей и для жизни взрослых животных нужна не толькоеда. – Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода)
ВОДА
IV. Кроссворд «Как называют ребяток зверяток?»
– Я называю животное, а вы, кто его дети (картинки с животными – волк, медведь, лошадь, белка, корова, индюк, ёж, кошка, овца, свинья, собака).
Ключевое слово: верблюжонок.
V. Работа с учебником
– Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища. Отгадайте загадку о животных и обозначьте это животное и его жилище кружками одного цвета.
1) Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины, И плотину (Бобр. Хатка)
2) Плотник острым долотом Строит дом с одним дуплом (Дятел. Дупло)
3) Сделал дыр, Вырыл нору Вот спальня Вот кладовка – Всё сделано ловко (Хомяк. Норка)
– Жилища каких животных вы ещё видите? (Оса и её гнездо, ласточка и её гнездо)– Для чего животным нужен дом? (Выводят детёнышей , тепло) – Значит, что необходимо для жизни животных? (Тепло)
ТЕПЛО
– Рассмотрите рисунок (стр.53)
Выводы: все животные передвигаются, летают, бегают, прыгают, плавают.
– Что же необходимо животным для жизни?
ТЕПЛО ПИЩА ВОДА
– В чём ещё нуждается каждое живое существо?
ВОЗДУХ СВЕТ
ЖИВОТНЫЕ
ПИЩА ВОДА ТЕПЛО
ВОЗДУХ СВЕТ
– Что необходимо для жизни живых? (Дети делают выводы)
Физминутка (синица)
VI. Закрепление
– Как ухаживать за собакой и кошкой? (стр. 54, 55) – Все ли животные самостоятельно могут добывать себе пищу и строить себе жилище? – У кого из вас есть домашнее животное? – Работаем по учебнику (стр. 54, 55) – Рассмотрите рисунок. Расскажите как нужно ухаживать за кошкой, за собакой? (Работа в парах)
Вывод: Домашнее животное нуждается в заботе. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
– Как помочь птицам зимой?
Работа по учебнику (стр. 56)
– Кто и когда нуждается в заботе? – Как можно помочь птицам? – Кто прилетел на кормушку? – У кого дома есть кормушки для птиц? – Какие птицы к вам прилетают? – Каких птиц вы видите? (стр. 56) – Это природная столовая. Почему?
Рассмотреть кормушки. Кормушка. Ребус.
VII. Итог урока
– Что необходимо для жизни растений? животных? – Какие животные нуждаются в заботе? – Как помочь птицам зимой?
3.01.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку окружающего мира "Как живут растения"
«Как живут растения» 1 класс
Учитель: Матушкина К.А.
МБОУ КСОШ № 1, г. Катайска
1.
2.
3.
4 .
5.
6 .
7.
8.
9 .
Тема урока:
Как живут растения?
ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ РАСТЕНИЙ?
Цветок ,
листья
плод
стебель
корень
Жёлуди — плоды дуба. В каждом желуде — одно крупное семя. Жизнь дуба начинается с желудя.
В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ:
РАСТУТ, РАЗМНОЖАЮТСЯ,
УМИРАЮТ
РАСТЕНИЯМ НЕОБХОДИМО
ДЛЯ ЖИЗНИ
ВОДА, ВОЗДУХ, СВЕТ И ТЕПЛО.
videouroki.net