Конспект урока по окружающему миру на тему: "Как живут растения?" (1 класс). Презентация 1 класс как живут растения школа россии
Урок по окружающему мир 1 класс " Как живут растения ?"
Муслядинова Э.С. учитель начальных классов
Цель урока:
дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,
учить правильно ухаживать за комнатными растениями,
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику 1 класса "Мир вокруг нас", на доске изображение солнца, круги, вырезанные из цветной бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
- Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно".
- Итак, жизнь продолжается, урок начинается.
II. Сообщение темы урока.
- Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?".
III. Работа по теме урока.
Наблюдение за жизнью растений весной.
- Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.
Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою.Волшебной палочкой взмахнёт,В лесу подснежник расцветёт.
- О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)
- Весна - удивительное время года.
(Ученик читает стихотворение)
Тает снег, журчит ручей,Солнце пригревает.И уже среди берёзПодснежник расцветает.
- Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.
Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад,Пчёлы первый летят.Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? : (май)
- Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.
- Почему так происходит?
Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.
На цветке сидит цветокПьёт цветочный сладкий сок.- Этот цветочный сладкий сок - нектар.Он оделся в мех нарядный,Рукавицы не забыл.Так как день стоял прохладный,А полёт далёким был.
Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.
Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.
- А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)
Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.
Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.
Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.
2. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре -Полетели, закружились.
3. Наблюдение за жизнью растений летом.
Лето красное настало, (Слайд 1)На полях цветы растут,Ягоды, грибы ребята Из лесу домой несут.В речке плавают весь день,Не спасает даже тень.
- А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)
Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево.
Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!
- Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)
- К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.
- Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:
Выпускает он листыШироченной широты.Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких:Если их не обойдёшь - На себе их все найдёшь. (репей) (Слайд 3)
4. Размножение растений.
- Каждое растение размножается по-своему.
- Назовите известные вам способы распространения семян растений.
А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.
Декламирование учащимися хором:
Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей. Спал и видел прекрасные сны. Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или в заячью грудь И в далёкий отправится путь.
- Почему репейник так любит путешествовать? Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.
Заимствуя у природы.
Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке. (Показ).
Народная примета.
Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.
Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.
Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)
- Хорошо это или плохо?
- О каком растении идёт речь?
Когда идёшь тропинкою. Куда ни глянь, в полях Белеют чудо - шарики На стройных лепестках.Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес, И к нам парашютистами Спускаются с небес.(Одуванчик). (Слайд 4)
- Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).
5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах.
- А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.
(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)
- Итак, мы исследуем семя по плану:
Эта детка с какой ветки?
Внешний вид, на что похоже?
Какой формы?
(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)
Словарь - крылатка.
- Подберите родственные слова к слову крылатка.
- Как вы думаете, почему так назвали?
Заимствуя у природы.
Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.
Сообщение ведущего лаборанта.
- Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.
- А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.
6. Работа по учебнику.
С колпачком на голове. Будто в путь готовый,Он скрывается в листве Дуба золотого.
- Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.
После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.
Исследуем это семя:
Внешний вид, цвет, форма.
Скорлупа.
- Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба.
(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)
- Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)
Чтение вывода в учебнике на стр. 50.
Сообщение ведущего лаборанта.
- Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.
Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.
- Как вы думаете почему?
(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).
Дополнительный материал.
- А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.
Под землёй он будет спатьВ непогодь и стужу.А когда-нибудь опятьВыбьется наружу.
Пусть растёт он до небесС каждым годом выше.Пусть раскинет свой навесМногоскатной крыши.
- И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.
Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.
7. Наблюдение за жизнью растений осенью.
Раскрашены листья в осенний наряд.Как золото, ярко на солнце горят.Рябина горит, полыхает огнёмИ ягоды спелые нам отдаёт.
- Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.
- Как вы думаете, что это за название? (золотая).
- Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)
- Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.
Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.
Сообщение лаборанта.
Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Отгадывание кроссворда.
- А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.
Лежало на свету,Бросилось в темноту,Да и там покоя нет:Как бы выбраться на свет. (семя)
Я румяную МатрёшкуОт подруг не оторву,Подожду, когда МатрёшкаУпадёт сама в траву. (яблоко)
Рыжий Егорка упал в озёрко,Сам не утонулИ воды не всколыхнул. (лист)
Весь в пыли,Хоть сил немного,У дороги он торчит.У него согнулись ноги,Неприметен он на вид. (подорожник)
Нам в дождь и в знойПоможет друг, Зелёный и хороший - Протянет нам десятки рукИ тысячи ладошек. (дерево)
С неба солнце золотоеЗолотые льёт лучи.В поле дружною стеноюЗолотые усачи. (пшеница)
Летом - в огороде,Свежие, зелёные,А зимою - в бочке,Крепкие, солёные. (огурцы)
- Молодцы!
8. Наблюдение за жизнью растений зимой.
- В каком времени года мы с вами ещё не побывали?
- Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.
- Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)
Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.
- А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!
9. Работа по учебнику. (с. 51)
- Зачем поливают комнатные растения?
- Почему комнатные растения стоят близко к окну?
- Для чего девочка протирает листья растений?
- Почему растение погибло на следующем рисунке?
- Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)
- Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.
10. Работа в тетрадях. (с. 21)
- Выполним задание №2 в тетради.
- Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)
11. Минутка отдыха для глаз.
- Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.
- Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)
IV. Рефлексия.
- У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделитьсяИ ответную искру зажечь.
V. Подведение итогов.
- Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?
- О чём сможете рассказать дома родителям?
- Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)
- Что необходимо растениям для жизни?
VI. Творческое задание.
- В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?
- Спасибо всем за работу!
infourok.ru
Презентация по окружающему миру на тему Как живут растения и животные? (1 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
С кем дружит ель Подготовил учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Ноябрьск
2 слайд
Цели: 1. Расширить представления детей об особенностях ели и жизни животных, связанных с этим деревом. 2.Развивать умение использовать знания о взаимосвязах в природе. 3. Вызвать в детях чувства сопереживания живому миру.
3 слайд
Ель-это высокое стройное дерево. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки., у которого листочки – хвоинки. Живет ель до 500 лет. Цветов нет, семена созревают в шишках, которые служат пищей для многих животных. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и сыро.
4 слайд
Стихотворение Е. Трутневой «Елка» Вырастала елка в лесу на горе. У нее иголки зимой в серебре. У нее на шишках – льдинки стучат, Снежное пальтишко лежит на плечах. Жил под елкой зайка с зайчихой своей, Прилетела стайка чечеток с полей, Приходили к елке и волки зимой…
5 слайд
Вопросы: Кто приходил к елке? Кто еще мог приходить к елке и зачем?
6 слайд


Дятла называют «лесной доктор» за то, что он уничтожает насекомых – вредителей леса, которых находит на деревьях. Но питается насекомыми дятел только летом и весной. Зимой для него еда созревает на елке – это семена. Зимой в лесу тихо, но иногда можно услышать короткий отрывистый стук – это работает в соей «кузнице» дятел. Найдет дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в нем свою «кузницу». Засунет шишку в расщелину, а потом раздалбливает ее и достает своими липким языком из-под чешуек семена. Расклюет одну шишку- летит за другой. Удерживаться подолгу в вертикальном положении дятлу помогает хвост, которым упирается в ствол дерева, и четыре длинных сильных пальца, направленных вверх и вниз.
9 слайд
Основная еда белки зимой- это семена хвойных деревьев. На снегу в лесу под деревьями можно увидеть шелуху еловых шишек. Белки садятся высоко на сучок дерева, держат шишку в передних лапках и с, высокой скоростью выгрызают из нее семена, роняя чешуи на снег.
10 слайд

Лесные мыши чаще всего селятся в местах, густо заросших деревьями, находя кров и стол в лиственных и смешанных лесах, особенно зимой. Зимой у ели созревают семена, которые очень любят эти животные. Лесных мышей можно по праву назвать усердными помощницами лесников. Перетаскивая в норку желуди, орехи и семена они неизбежно теряют по пути часть запасов, из которых весной прорастают молодые побеги.
12 слайд
Заяц – беляк растительноядное животное. Обитает он в тайге и смешанных лесах с лиственным подлеском и травяным покровом. Днем он спит, а ночью выходит на кормежку. Зайцу зимой голодно. Он кормится ветками и корой деревьев. Живет под кустами, а от холода прячется в ямке под елью.
13 слайд


















Моральный долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральная обязанность– это когда выполняя свой долг, человек добровольно принимает на себя какие - либо обязанности по отношению к другим. 2слайд
32 слайд
Моральная обязанность Исполнять установленные в обществе моральные нормы Если человек соблюдает моральные нормы, то его поведение положительное, если не соблюдает, то поведение отрицательное - вредное, злое. Моральный контроль при этом осуществляет мнение общества и совесть человека. 3слайд
33 слайд
Моральная обязанность Уважать других людей и их права 4слайд Права человека Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на тайну переписки На уважение личной и семейной жизни Право на получение информации Право на свободу мысли и совести Право на неприкосновенность жилища На свободу выражения своего мнения
34 слайд
Моральная обязанность Бескорыстно помогать другим
35 слайд
Моральная обязанность Благодарность
36 слайд
Моральная обязанность Родительский долг
37 слайд
Моральная обязанность Забота о больных и стариках
38 слайд
Моральная обязанность Профессиональный долг
39 слайд
Моральная обязанность Патриотический долг
40 слайд
Самое главное в моральном долге- это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следование им. Добро Ответственность Любовь Героизм
41 слайд
Спасибо за урок

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный урок рассчитан на учащихся 1 классов. Материал урока совершенствует знания о жизни растений и животных в зимний период. Содержание урока соответствует утвержденному минимуму. На уроке использовала индивидуальную работу по карточкам, фронтальный опрос, наглядный и занимательный материал, что позволило способствовать воспитанию интереса к предмету.
Общая информация
Номер материала: ДБ-1133939
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
"Как живут растения?" (1 класс)
Урок окружающий мир № 28
Дата проведения урока: 15.12.2017
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 1 класс.
Тема урока: Как живут растения?
Цель урока: Познакомить с условиями жизни растений, с жизненным циклом растений; Развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи; Воспитывать бережное отношение к растениям.
Формируемые УУД:
Познавательные: наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; ухаживать за комнатными растениями;
Коммуникативные: рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; работать в паре;
Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация, цветные карандаши.
Ход урока
I.Оргмомент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
II. Повторение.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами проводили практические работы по изучению свойств снега и льда. Давайте проверим, как вы их усвоили. Проведем тест-игру «Согласен- не согласен». (слайд 2) Если вы с моим высказыванием согласны и считаете его верным, то ставите в первой клетке карточки для теста знак «+», в противном случае – «-» и т. д.
1.Снег при таянии превращается в воду.
2. Если вода замерзнет, она превращается в лед.
3. Снег бесцветный.
4. Лед прозрачный.
5. У снежинки пять лучей.
6. Снег рыхлый.
7. Лед рыхлый.
8. Снег непрозрачный.
9. Все снежинки одинаковые.
10. Снег белый.
Учитель: - Хорошо, закрасьте все клеточки со знаком «+» красным карандашом. У вас получится узор в виде ковровой дорожки. Сравните его с моим. У кого получился такой же узор – встаньте. Молодцы. (слайд 3)
III. Работа над новой темой.
Беседа.
Учитель: - О чем пойдет сегодня разговор, вы мне попробуйте сказать сами. (Слайд 4).
- Отгадайте загадки:
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель)
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(береза)
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(одуванчик)
Учитель:
- Береза и ель – это что? Как одним словом сказать? (Деревья).
- А малина? (Кустарник).
- К какой группе мы отнесем одуванчик? Что у нас под ногами? (Трава).
- Деревья, кустарники и трава – как одним словом мы можем их назвать? (Растения).
- К какой группе вы отнесете те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные).
-Так о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
- Сегодня мы будем разговаривать о том, как живут растения, что с ними происходит, чтобы знать, как к ним относиться и надо ли за ними ухаживать.
- Назовите, какие еще растения вы знаете? (ответы детей)
- Посмотрите, какое многообразие растений нас с вами окружает в природе и дома.
Физкультминутка. (слайд 5)
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят!
Как они сели – тоже покажем,
Крылья сложили назад!
Продолжение работы над темой.
Учитель: - Как выдумаете, что общего можно выделить у всех растений? Посмотрите на слайд (слайд 6) и ответьте. (Корень, стебель, листья, цветок, плод).
- Имея столько общего, как живут эти прекрасные создания природы? Давайте найдем ответы на два вопроса: можно ли назвать растения живыми и какие условия для жизни необходимы, чтобы расти, цвести и радовать нас?
- Как вы думаете, растения – живые? (Слайд 7) Обоснуйте свою точку зрения, почему вы та считаете. (Ответы детей).
Вывод: все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть растения, которые живут сотни лет. Конечно же, растения – живые.
Работа по учебнику.
Учитель:
- Кто знает, с чего начинается жизнь растений? (Ответы детей) (слайд 8)
- Послушайте загадку. Догадайтесь, о чем идет речь?
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
_ Желудь – это плод дуба. В нем спрятано семя.
- Откроем учебники на стр. 50. Рассмотрите рисунок и составьте небольшой рассказ, как с желудя начинается жизнь дуба. Работаем в паре.
(Заслушивается рассказ ученика у доски)
- Ребята, как вы думаете, почему одно дерево засохло? (Ответы детей).
- Гуляя во дворе или в парке, мы порой ломаем ветки дерева или рвем цветы, не задумываясь о том, что растениям в этот момент больно и оно может погибнуть. Представьте, что потребуется 10 лет, что желудь стал юным деревцем.
Работа в Рабочей тетради. (стр. 21)
- Как из зернышка появляется колосок? Расположите и приклейте картинки в правильном порядке. Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
Физкультминутка. (слайд 9)
Хомка, Хомка, хомячок –
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз-два – выше голова.
Три-четыре – руки шире.
Пять-шесть – тихо сесть.
Семь-восемь –лень отбросим.
Продолжение работы по теме урока.
(слайд 10)
Учитель:
- Дома вы проращивали семена гороха, фасоли в двух баночках. Расскажите о своих результатах. (Эксперимент. Наблюдения детей) (слайд 11)
Беседа.
- Что повлияло на то, чтобы семена проросли? (Вода и тепло) (слайд 12)
- Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождя, тепло от солнца)
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться дальше?
- Почему?
- Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда его нужно поставить? (На подоконник)
- Почему?
- Подведем итоги. Какие условия необходимы для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет).
Учитель:
- Если в природе за растениями ухаживает солнце, ветер, дождь, то, кто же ухаживает за комнатными растениями? Какие условия нужны им для жизни, чтобы жить и радовать человека? (слайд 13)
- Посмотрите на первую картинку. Зачем поливают комнатные растения?
- Почему их ставят близко к окну?
- Что делает девочка на следующем рисунке?
- Что произошло с этим растением и почему?
Вывод:
- И комнатным растениям необходима вода, тепло, воздух и свет. Иначе может случиться и такое… (учитель показывает погибшее растение).
8. Итог урока:
- Мы проследили, как живут растения и какие условия необходимы для жизни. Вспомните, какие выводы мы сделали на протяжении урока? Принимать их будет Мудрая черепаха. (слайд 14)
- Проведем небольшой проверочный тест (слайд 15). Взаимопроверка.
9. Рефлексия.
- Наш урок заканчивается. За что вы себя можете сегодня похвалить или своего одноклассника.
- Что на уроке вас удивило?
infourok.ru
Урок окружающего мира в 1-м классе "Как живут растения и животные?"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить с условиями жизни растений, животных и зимующих птиц;
- расширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;
- воспитывать бережное отношение к растениям, животным, птицам.
Оборудование:
- карточки со словами;
- комнатные растения;
- вырезки из приложения;
- рисунки: деревья, кустарники, травы;
- картинки животных с их детёнышами;
- кроссворд;
- кружки (красные, коричневые, синие)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, зарисовка своего настроения на начало урока – смайлики.
II. Повторение изученного
(6 человек по карточкам, остальные со мной на листочках. O – да; X – нет.)
1) Снег при таянии превращается в воду. (Да) 2) Если вода замерзает, она превращается в лёд. (Да) 3) Снег бесцветный. (Нет) 4) Лёд прозрачный. (Да) 5) У снежинки 5 лучей. (Нет) 6) Снег рыхлый. (Да) 7) Лёд хрупкий. (Да) 8) Снег прозрачный. (Нет) 9) Все снежинки одинаковые. (Нет)10) Снег белый. (Да)
(Проверка – OOXOXOOXXO)
III. Новая тема
1) Беседа «Как живут растения?»
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
– Прочитайте слова на карточках и скажите, о чём мы будем вести разговор? – Кто сможет назвать тему урока? (Обобщаю ответы детей)– Сегодня мы узнаем, как живут растения и животные. – Какие растения вы знаете? Давайте их сгруппируем. (Деревья, кустарники, травы – картинки на доске) – К какой группе мы отнесём те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения) (На столе несколько поставить)– Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами) – Как вы думаете, растения живые? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь отмирают, значит они живые)– А кто знает, как начинается жизнь растений? (Вырезки из приложения, работа в рабочей тетради, клей)– Выложите цепочку роста растений. Расскажите о своей работе. – Что повлияло на то, что семя начало прорастать? (Вода, тепло)
ВОДА ТЕПЛО
– Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Дождь, солнце)– Если семена останутся в горшочке без воды и тепла, сможет ли растение развиваться? (Нет)– Вот мы посадили семя в горшочек, полили его, ему тепло, куда нужно поставить ящик? (На подоконник) – Почему ? (Растениям нужен свет и воздух)
ВОЗДУХ СВЕТ
– Что же необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет)
РАСТЕНИЯ
ВОДА ТЕПЛО
ВОЗДУХ СВЕТ
2) Работа по учебнику:
– Рассмотрите рисунок на левой странице. – Какое дерево вы видите? (Дуб)– Догадайтесь о чём идёт речь в загадке:
В этот гладкий колобок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Жёлудь)
– Желудь – плод дуба. В нём спрятано семя. – Рассмотрите рисунок и рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба? – Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён, поэтому дубок погиб)– Мы проследили, как живут растения. – А сейчас, прочитайте, какие выводы сделала Мудрая черепаха (стр. 50, 51) – Рассмотрим рисунок на стр.50, ответим на вопросы, и ещё раз сделаем выводы: что необходимо растениям для жизни. (Вода, воздух, свет, тепло)
3) Работа в рабочей тетради (стр. 21 № 2)
Обвести рисунок в рамку, раскрасить дома.
Физминутка (хомячок)
4) Беседа: «Как живут животные?»
– Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери) – Как живут животные? – Вы знаете, что растения живые. – А животные? Докажите, что животные живые существа. (Ответы детей)
Обобщающие ответы: животные: дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают.
5) Работа по учебнику (стр. 52)
– Кто что ест? Назвать пары предметов. – Так что же необходимо животным для жизни? (Пища)
ПИЩА
– Рассмотрите рисунок внизу стр.52 – Что можете сказать? – Детёныши (поросята) подрастут и станут взрослыми животными, но для того, чтобы расти, им нужна пища. – Что едят кабаны? (Жёлуди)– Но для роста детёнышей и для жизни взрослых животных нужна не толькоеда. – Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода)
ВОДА
IV. Кроссворд «Как называют ребяток зверяток?»
– Я называю животное, а вы, кто его дети (картинки с животными – волк, медведь, лошадь, белка, корова, индюк, ёж, кошка, овца, свинья, собака).
Ключевое слово: верблюжонок.
V. Работа с учебником
– Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища. Отгадайте загадку о животных и обозначьте это животное и его жилище кружками одного цвета.
1) Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины, И плотину (Бобр. Хатка)
2) Плотник острым долотом Строит дом с одним дуплом (Дятел. Дупло)
3) Сделал дыр, Вырыл нору Вот спальня Вот кладовка – Всё сделано ловко (Хомяк. Норка)
– Жилища каких животных вы ещё видите? (Оса и её гнездо, ласточка и её гнездо)– Для чего животным нужен дом? (Выводят детёнышей , тепло) – Значит, что необходимо для жизни животных? (Тепло)
ТЕПЛО
– Рассмотрите рисунок (стр.53)
Выводы: все животные передвигаются, летают, бегают, прыгают, плавают.
– Что же необходимо животным для жизни?
ТЕПЛО ПИЩА ВОДА
– В чём ещё нуждается каждое живое существо?
ВОЗДУХ СВЕТ
ЖИВОТНЫЕ
ПИЩА ВОДА ТЕПЛО
ВОЗДУХ СВЕТ
– Что необходимо для жизни живых? (Дети делают выводы)
Физминутка (синица)
VI. Закрепление
– Как ухаживать за собакой и кошкой? (стр. 54, 55) – Все ли животные самостоятельно могут добывать себе пищу и строить себе жилище? – У кого из вас есть домашнее животное? – Работаем по учебнику (стр. 54, 55) – Рассмотрите рисунок. Расскажите как нужно ухаживать за кошкой, за собакой? (Работа в парах)
Вывод: Домашнее животное нуждается в заботе. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
– Как помочь птицам зимой?
Работа по учебнику (стр. 56)
– Кто и когда нуждается в заботе? – Как можно помочь птицам? – Кто прилетел на кормушку? – У кого дома есть кормушки для птиц? – Какие птицы к вам прилетают? – Каких птиц вы видите? (стр. 56) – Это природная столовая. Почему?
Рассмотреть кормушки. Кормушка. Ребус.
VII. Итог урока
– Что необходимо для жизни растений? животных? – Какие животные нуждаются в заботе? – Как помочь птицам зимой?
3.01.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку окружающего мира "Как живут растения"

«Как живут растения» 1 класс
Учитель: Матушкина К.А.
МБОУ КСОШ № 1, г. Катайска

1.
2.
3.
4 .
5.
6 .
7.
8.
9 .





Тема урока:
Как живут растения?

ЧТО ОБЩЕГО У ВСЕХ РАСТЕНИЙ?
Цветок ,
листья
плод
стебель
корень

Жёлуди — плоды дуба. В каждом желуде — одно крупное семя. Жизнь дуба начинается с желудя.
В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.


РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ:
РАСТУТ, РАЗМНОЖАЮТСЯ,
УМИРАЮТ
РАСТЕНИЯМ НЕОБХОДИМО
ДЛЯ ЖИЗНИ
ВОДА, ВОЗДУХ, СВЕТ И ТЕПЛО.


videouroki.net
- Как живут растения презентация 1 класс школа россии
- К однолетним растениям относят крапиву картофель капусту одуванчик
- Крахмал полисахарид накапливающийся в клетках растений какую функцию
- Чем грибы отличаются от растений 3 класс презентация
- Сообщение об одном из растений или животных тундры
- Почему зимой не погибают растения и хладнокровные животные
- Что является движущими силами эволюции культурных форм растений
- Актара инструкция по применению для комнатных растений жидкая
- Конспект урока комнатные растения в интерьере 6 класс
- Клетки животных и растений имеют цитоплазму и ядро
- Лунный календарь для пересадки комнатных растений на октябрь