Конспект урока по биологии в 10 классе. Практическая работа № 2. Строение растительных и животных клеток. Практическая работа сравнение строения клеток растений и животных
Конспект урока по биологии в 10 классе. Практическая работа № 2. Строение растительных и животных клеток.
Конспект урока биологии в 10 классе
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Наблюдение клеток растений и животных.
Цели урока: Изучить особенности клеток растений и животных, их многообразие, продолжить развитие практических навыков работы с микроскопом и микропрепаратами, умения анализировать специфические черты органоидов клеток во взаимосвязи строения и функций, воспитывать наблюдательность и учить умениям сопоставлять и сравнивать исследуемые объекты и выделять черты сходства и отличия, воспитывать аккуратность при выполнении действий работы с микроскопом и при оформлении результатов в тетрадях.
Основные понятия: Растительная клетка, животная клетка, органоиды,
Оборудование: микроскопы , наборы готовых микропрепаратов, временные микропрепараты, рисунки учебника
ХОД УРОКА:
Организационный моиент. Инструктаж по правилам работы с микроскопом и по технике безопасности.
Выполнение заданий для практической работы.
Запишите номер работы и тему.
Подготовьте к работе микроскоп.
Задания для изучения растительных клеток и их многообразия:
- клетки кожицы листа традесканции
- клетки поперечного среза стебля ветки липы
- клетки продольного среза корня проростка фасоли
Рассмотрите микропрепараты и определите органоиды у различных растительных клеток.
Какие органоиды клеток четче просматривается под микроскопом?
Выполните рисунок и обозначьте основные органоиды.
Сделать вывод по заданию: В чем проявляется многообразие ластительных клеток?
Задания для изучения жрвотных клеток и их многообразия:
- клетки крови
- клетки эпителия
- клетки гладких мышц и др.
Рассмотрите микропрепараты и определите органоиды у различных клеток.
Какие органоиды клеток четче просматривается под микроскопом?
Выполните рисунок и обозначьте основные органоиды клеток.
Сделать вывод по заданию: В чем проявляется многообразие животных клеток?
Общий вывод по работе: В чем проявляется общность строения клеток растений и животных?
Чем растительные клетки отличаются от жмвотных?
Задание на дом: Повторить термины § 18 и § 19 учебника. Выучить термины «плазмолиз» и «деплазмолиз»
Растительная клетка | Животная клетка | |
Структура клетки | Функции | |
1. Клеточная оболочка, или стенка | - Опорная, придаёт прочность (содержит целлюлозу) - Защитная - Транспорт веществ (через поры) | отсутствует |
2. Плазматическая мембрана | - Защитная; - Разделительная; - Транспорт веществ | |
3. Цитоплазма | - Связь всех частей клеток; - Транспорт веществ; - Опорная; - Среда, в которой протекают все биохимические процессы | |
4. Ядро | Хранение и передача наследственной информации; Регуляция процессов жизнедеятельности клетки | |
5. Вакуоль | Крупные, заполнены клеточным соком - Запас питательных веществ - Обеспечивают тургор и осмотическое давление | отсутствуют Встречаются у одноклеточных животных – пищеварительные и сократительные вакуоли |
6. Пластиды | 1. Хлоропласты (зелёный пигмент – хлорофилл), функция – фотосинтез. 2. Хромопласты (цветные), окраска частей растений. 3. Лейкопласты (бесцветные) – накопление крахмала. | отсутствуют |
7. Митохондрии | Синтез АТФ («энергетические станции» клетки) | |
8. Аппарат Гольджи | Накопление веществ (белков, жиров) Образование лизосом | |
9. Лизосомы | Внутриклеточное переваривание молекул Уничтожение старых клеток | |
10. Эндоплазматическая сеть (ЭПС) | Транспорт веществ, связь органоидов клетки Синтез белков и жиров | |
11. Включения | Запасающая функция |
multiurok.ru
Урок-практическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"
Разделы: Биология
Задачи урока:
Познавательные задачи
- Обобщить, углубить и систематизировать знания о живой клетке.
- Актуализировать и углубить знания об основных царствах живой природы.
- Закрепить знания о технике и правилах работы с микроскопом.
Развивающие задачи
- Развить интерес к исследовательской деятельности.
- Развить интерес к активному познанию и осмыслению окружающей действительности.
- Развить умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы.
- Развить самостоятельность.
Воспитательные задачи
- Продолжить формирование и развитие коммуникативных навыков общения с людьми при работе в паре и последующем изложении изученного материала в группе.
- Продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации.
- Способствовать воспитанию культуры общения.
Ход урока.
Класс делится на группы по 4 человека (две пары). Каждая пара имеет один микроскоп и получает часть текста, описывающего особенности какого-либо царства живой природы.
Работая в парах, учащиеся знакомятся с текстом, изучают микропрепараты, заносят данные в таблицу. Каждая пара в группе изучает особенности двух царств.
Организационный этап. Активизация познавательной деятельности (Вызов).
На сегодняшнем уроке вы рассмотрите клетки различных представителей основных царств живой природы. Назовите эти царства. В чем их сходство? Вспомните первое положение клеточной теории. Задачей сегодняшнего урока будет установить сходства и особенности строения клеток организмов разных царств.
Изучение нового материала (Осмысление).
Подготовительный этап. (Приложение 1) В тетрадях оформите практическую работу с инструкционных листов. Запишите в тетради тему работы, цели, начертите таблицу.
Работа в парах. Изучение материала.
Внимательно прочитайте текст, описывающий особенности царства. Рассмотрите микропрепарат с клетками представителя данного царства под микроскопом. Выявите особенности строения. Зарисуйте клетку, подпишите видимые части клетки.
Закрепление знаний.
Обсуждение материала. Учащиеся экспертных групп обсуждают, как лучше изложить исследованный материал.
Возвращение в исходную группу. Эксперты рассказывают об изученных ими царствах, особенностях клеток их представителей. Другие члены группы под их руководством изучают клетки под микроскопом, записывают особенности строения.
Обобщение материала.
Каждая группа делает свой общий вывод. Пользуясь текстом, своими наблюдениями и рисунками выявите сходства и различия клеток представителей различных царств живой природы. Вспомните положения клеточной теории. Сделайте общий вывод. Представители каждой группы зачитывают свои выводы.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам показалось интересным?
Домашнее задание.
Написать пятистрочие про каждое царство живой природы.
Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5 - на эти приложения ссылки из Приложения 1
15.03.2009
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сравнение строения растительной и животной клетки по готовым микропрепаратам
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение клеток, выяснить различие растительных и животных клеток
Оборудование и материалы: микроскопы, предметные стекла, раствор йода, чистая ложечка или стеклянная лопаточка, салфетки, вода, пипетка, луковица, элодея, готовые микропрепараты.
Ход работы:
1.Под микроскопом рассмотреть растительные и животные клетки.
2. Сопоставить увиденное с изображением объектов в учебнике. Зарисуйте клетки в таблицу.
3. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток.
Критерий | Клетка | |
Растительная | Животная | |
Рисунок | ||
Сходства | ||
Различия |
Вывод:1.Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Попытайтесь объяснить: как шла эволюция бактерий, грибов, растений, животных._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неклеточные формы жизни (вирусы)
Вирусы – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бактериофаг – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Заполните таблицу.
Название вирусов | Пути проникновения | Профилактика |
ВИЧ | ||
Грипп |
· Ответьте на вопросы теста, выбрав один правильный ответ:
1.Вирусы – это… 3. Наука, изучающая вирусы называется:
А) неклеточные формы жизни А) цитология
Б) древнейшие эукариоты Б) эпидемиология
В) примитивные бактерии В) вирусология
2. Вирусы размножаются: 4. Синтез вирусного белка осуществляется:
А) только в клетке хозяина А) на собственных рибосомах вируса
Б) самостоятельно вне клетки хозяина Б) на рибосомах клетки-хозяина
В) вариант А и Б верны В) на лизосомах клетки хозяина
Жизненный цикл клетки. Митоз
1.Клеточный цикл – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Зарисуйте «Жизненный цикл клетки» и поясните основные этапы.
Деление клетки (митоз)
Митоз - это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Укажите правильную последовательность фаз митоза: ________________________
А) метофаза; Б) интерфаза; В) профаза; Г) телофаза; Д) анафаза
2.Заполните схему, определив хромосомный набор клеток и число молекул ДНК в начале деления и при его окончании. Поставьте после знака ? их числоЧисло хромосом – 2n Число нитей ДНК – 2c |
3.Заполните таблицу (сделайте рисунок в первой колонке и опишите процессы, происходящие во время фазы).
Фазы митоза | Процессы |
Профаза | |
Метафаза | |
Анафаза | |
Телофаза |
4.В чем заключается биологическое значение митоза?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бесполое и половое размножение
Размножение– это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Какое значение имеет этот процесс?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу
Признаки | Типы размножения | |
Бесполое | Половое | |
Число родительских особей | ||
Степень сходства новых организмов с родительскими | ||
Примеры организмов, которым свойственен данный тип размножения | ||
Клетки из которых развивается организм |
3.Составьте схему «Виды размножения», используя материал учебника
Размножение
Бесполое Половое
1.____________________ 1. _____________________
2.____________________ 2. _____________________
3.____________________ 3. _____________________
4 .Объясните сущность понятий.
· Зигота - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Оплодотворение - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Гамета - ______________________________________________________________
5.Заполните таблицу (сделайте рисунок фазы и опишите процессы, происходящие в данной фазе)
Фаза | Процессы | Фаза | Процессы |
Профаза 1 | Профаза 2 | ||
Метафаза 1 | Метафаза 2 | ||
Анафаза 1 | Анафаза 2 | ||
Телофаза 1 | Телофаза 2 |
6.В чем заключается биологическое значение мейоза?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дайте определения следующим понятиям:
· Сперматогенез – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Овогенез – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие организмов
1.Сформулируйте определения следующих понятий.
Онтогенез - _____________________________________________________________________________
Эмбриональный период - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постэмбриональный период - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №2
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
Оборудование и материалы: «Общая биология» учебник для 10-11 кл. под редакцией Ю.И.Полянского.
Ход работы.
1. Прочитать текст учебника «Доказательства эволюции. Эмбриология.
2. Выполнить задания:
1. Задание. Исходя из плана строения зародыша, предложенного на рисунке 1 и 2, перечислите основные черты сходства человека и других позвоночных животных.
Рисунок 1 Рисунок 2
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Задание. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей на разных этапах развития?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Задание.Сделать вывод.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмбриогенез
1.Задание. Изобразите схематически и охарактеризуйте события эмбрионального периода по тексту учебника.
Стадия развития зародыша | Основные события этой стадии |
2.Заполните таблицу
Зародышевый листок | Ткани, образующиеся из листка |
Энтодерма | |
Эктодерма | |
Мезодерма |
3.Заполните схему
Постэмбриональное развитие
Основы генетики и селекции
stydopedia.ru
Практическая часть программы лабораторные работы
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
в 10 классе проводится 8 лабораторных работ:
лабораторная работа №1»Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи»
лабораторная работа №2 «Строение растительной, животной и грибной клеток»
лабораторная работа № 3 «Сравнение строения клеток животных и растений»
лабораторная работа № 1 «Составление простейших схем скрещивания»
лабораторная работа № 5 «Решение элементарных генетических задач»
лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач»
лабораторная работа № 1«Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений»
лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов,
содержащихся в клетках листа элодеи»
Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках; закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работа.
Вариант 1
Оборудование: 3% раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, 96% - ный спирт, ледяная уксусная кислота, спиртовка, лист элодеи.
Инструктивная карточка
1. Разрезать лист элодеи скальпелем или безопасной бритвой и поместить каждую часть в отдельную пробирку. В одну из них прилить чистой воды, во вторую 96% - ный спирт, в третью – ледяной уксусной кислоты, в четвертую – воды, доведенной до кипения на пламени спиртовки.
2. После такой предварительной обработки каждый кусочек листа элодеи пинцетом перенести на отдельное предметное стекло, с помощью пипетки нанести на каждый из них по несколько капель пероксида водорода и наблюдать, что произойдет с кусочками элодеи.
Наблюдения записать в таблицу.
Наблюдаемое явление | Варианты опыта | |||
Без обработки | Спирт 96% | Уксусная кислота | Кипячение | |
3. Сделать вывод по опыту. Опыты позволят наглядно убедиться, что в живых клетках растений под воздействием пероксида водорода выделяются пузырьки кислорода, так как в них под действием фермента белка пероксидазы происходит расщепление пероксида водорода. В мертвых тканях, убитых спиртом, уксусной кислотой или нагреванием, в которых произошла денатурация белка и разрушен фермент, разложение пероксида водорода не происходит и кислород не выделяется.
Аналогичные опыты можно выполнять используя листья традесканции или пеларгонии. В этом случае одна группа школьников выполняет опыт с листьями элодеи, другая с листьями традесканции, третья с листьями пеларгонии. И результаты опыта станут еще более убедительными и обоснованными.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения. Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.
Инструктивная карточка 1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.7. Сделайте вывод о проделанной работе.Таблица 1Сходства и отличия растительной и животной клетки
Сходства | Отличия |
Таблица 2Сравнительная характеристика растительной и животной клетки
Рассматриваемый объект | Особенности | Черты | Выводы | |||
Строения | Функции | Сходства | Различия | О взаимосвязи строения и функций | О едином плане строения | |
1. Ядро 2. Цитоплазма 3. Оболочка 4. Пластиды 5. Вакуоль |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме:
«Сравнение строения растительной и животной клеток "
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой
Оборудование:
микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой
лук репчатый
микропрепараты клеток многоклеточных животных
Инструктивная карточка
приготовьте микропрепараты кожицы лука, рассмотрите их под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма
сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах
Оформление результатов:
Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды
Сделайте вывод, сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция животных, растений.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Составление простейших схем скрещивания»
Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.Оборудование: учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, тетрадь, условия задач, ручка.
Инструктивная карточка 1. Вспомнить основные законы наследования признаков.2. Коллективный разбор задач на моногибридное скрещивание.3. Самостоятельное решение задач на моногибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.4. Сделать вывод.
Задачи на моногибридное скрещивание
Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в го¬мозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания (см. с. 120).Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.1. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?2. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.Задача № 4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?Задача № 6. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5,6
по теме: «Решение элементарных генетических задач»
Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.Оборудование: учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, тетрадь, условия задач, ручка.
Инструктивная карточка
1. Вспомнить основные законы наследования признаков.2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.4. Коллективное обсуждение решения задач между студентами и преподавателем.5. Сделать вывод.
Задачи на дигибридное скрещивание
Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс. Разбе¬рем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов — пары А — в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель — с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены — ABC, или же рецессивные — abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС. Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N — число типов гамет, а n — количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на приме¬рах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. Дигетерозигота АаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парампризнаков быка и корову?2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?Задача № 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?
Задача 5. У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?Задача62. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?Задача 7. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминанта или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.Задача84. Среди 143 жеребят, родившихся от скрещивания 124 кобыл с жеребцом бельгийской породы Годваном, обнаружилось 65 особей с полным отсутствием радужной оболочки глаз (аниридия). Годван сам страдал аниридией, но его отец и мать были нормальными. Как объяснить появление этого редкого дефекта у 65 жеребят? У Годвана? Как наследуется аниридия? Не будет ли ошибкой использовать нормальное потомство Годвана в селекции?В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать полученные знания в опытнической работе; использовать навыки генетической терминологии.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
по теме: «Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений»
Цель работы: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.
Оборудование: 2-3 растения одного вида, рода, семейства, представители разных семейств.
Инструктивная карточка – описание
Растение…………(травянистое, кустарниковое, древесное, однолетнее, многолетнее, корневищное, клубеньковое)
Корни …….(главный, боковые, придаточные; корневая система – стержневая, мочковатая).
Стебель……..(простой или ветвистый, облиственный или безлиственный, прямостоячий, ползучий, лежачий, лазающий, вьющийся).
Листья…………(форма листовой пластинки, край листа, расположение на стебле, простые или сложные, черешковые или сидячие, жилкование, опушенность, видоизменения листьев – колючки, усики).
Цветок………..(цветки обоеполые, однополые; околоцветник простой или двойной; чашечка раздельнолистная или спайнолистная; число чашелистиков, их форма и окраска; венчик спайнолепестной или раздельнолепестной. Число лепестков, их форма и окраска; тычинки, их число; спайность или раздельность; пестик, число, спайность или раздельность; завязь верхняя или нижняя, число столбиков; рыльце цельное, лопастное; растение одно или двудомное).
Соцветия……………(кисть, метелка, колос, корзинка, головка и так далее).
Плод………….(размеры, околоплодник, сухой, сочный, вскрывающийся, невскрывающийся, семя одно или много, название плода).
Семя………..(величина, форма, цвет, поверхность)
Укажите признаки, которые являются постоянными и изменяющимися (вариабельными).
Учитель может по своему усмотрению зачитать описание двух трех растений, имеющихся в картотеке биологического кабинета, к составлению которых полезно привлекать самих учащихся.
Например:
Бегония всегда цветущая. Семейство Бегоневых. Родина – Бразилия. Многолетнее вечнозеленое декоративное растение. Стебли травянистые, гладкие, прямостоячие, высотой 20-40см. листья яйцевидные, закругленные у основания, опушенные по краям, бледно-зеленые глянцевые. Цветки белые, розовые, многочисленные. При хорошем уходе цветут круглый год. Размножаются семенами или стеблевыми черенками. Светолюбива. Полив умеренный.
Вывод:
Все культурные растения отбираются человеком с учетом повышения продуктивности, улучшения стойкости к вредителям, приспособленности к технологии возделывания культуры, почвенно – климатическим условиям среды.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
по теме:
«Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции»
Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака
Оборудование: каждому из 5 вариантов
Инструктивная карточка
по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)
карточка с заданием
рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры
Оформление результатов:
полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже – частоты их встречаемости - p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко
отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике
вычислите среднюю величину признака:
Σ (v p)
M = ------------,
n
где M – средняя величина признака
n - общее число вариант
Сделайте вывод о том,
какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Задания на карточках:
Вариант 1.
Измерили рост учеников в 3 классе, значение (в см) получились следующие
110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.
Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.
Вариант 2.
Определили массу учеников в 3 классе, значение (в см) получились следующие
25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.
Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ
включает в себя
4 проверочных работ и 1 итоговое тестирование:
Проверочная работа по теме «Происхождение жизни на Земле»
Часть А Выпишите номера вопросов, рядом с ними запишите буквы правильных ответов.
1. Живое отличается от неживого:
а) составом неорганических соединений; б) наличием катализаторов;в) взаимодействием молекул друг с другом; г) обменными процессами.
2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:
а) анаэробные гетеротрофы; б) аэробные гетеротрофы;в) автотрофы; г) организмы-симбионты.
3. Сущность теории абиогенеза состоит в:
а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого;в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса.
4. Опыты Луи Пастера доказали не возможность:
а) самозарождения жизни; б) появления живого только из живого; в) занесения «семян жизни» из Космоса;г) биохимической эволюции.
5. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:
а) радиоактивность; б) наличие жидкой воды; в) наличие газообразного кислорода; г) масса планеты.
6. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он:
а) является самым распространенным на Земле элементом;б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой;в) имеет небольшой атомный вес;г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями.
7. Сущность креационизма состоит в:
а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого;в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса.
8. Когда началась геологическая история Земли: а) свыше 6 млрд.; б) 6 млн.; в) 3,5 млрд. лет тому назад?
9. Где возникли первые неорганические соединения: а) в недрах Земли; б) в первичном океане; в) в первичной атмосфере?
10. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана: а) охлаждение атмосферы; б) опускание суши; в) появление подземных источников?
11. Какие первые органические вещества возникли в водах океана: а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты?
12. Какими свойствами обладали концерванты: а) рост; б) обмен веществ; в) размножение?
13. Какие свойства присущи пробионту: а) обмен веществ; б) рост; в) размножение?
14. Какой способ питания был у первых живых организмов: а) автотрофный; б) гетеротрофный?
15. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих растений: а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) нуклеиновые кислоты?
gigabaza.ru
Практическая работа №1
«Сравнение строения растительной, животной и бактериальной клеток по схемам»
Цель: сравнить строение растительной, бактериальной и животной клетки, выявить сходства и различия.
Вопросы входного контроля:
1. Что такое органоиды клетки? Для чего в клетке органоиды? Приведите примеры.
2. Какими особенностями строения характеризуются прокариоты?
3. Каким образом болезнетворные микроорганизмы влияют на состояние макроорганизма (хозяина)?
Общие сведения:
Прокариотическая клетка.
Строение типичной клетки прокариот: капсула, клеточная стенка, плазмалемма, цитоплазма, рибосомы, плазмида, жгутик, нуклеоид. Прокариоты (от лат. pro — перед, до и греч. κάρῠον — ядро, орех) — организмы, не обладающие, в отличие от эукариот, оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Единственная крупная кольцевая (у некоторых видов — линейная) двухцепочечная молекула ДНК, в которой содержится основная часть генетического материала клетки (так называемый нуклеоид) не образует комплекса с белками-гистонами (так называемого хроматина). К прокариотам относятся бактерии, в том числе цианобактерии (сине-зелёные водоросли), и археи. Потомками прокариотических клеток являются органеллы эукариотических клеток — митохондрии и пластиды.
Эукариотическая клетка
Эукариоты (эвкариоты) (от греч. ευ — хорошо, полностью и κάρῠον — ядро, орех) — организмы, обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, отграниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой. Генетический материал заключён в нескольких линейных двухцепочных молекулах ДНК (в зависимости от вида организмов их число на ядро может колебаться от двух до нескольких сотен), прикреплённых изнутри к мембране клеточного ядра и образующих у подавляющего большинства (кроме динофлагеллят) комплекс с белками-гистонами, называемый хроматином. В клетках эукариот имеется система внутренних мембран, образующих, помимо ядра, ряд других органоидов (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи и др.). Кроме того, у подавляющего большинства имеются постоянные внутриклеточные симбионты-прокариоты — митохондрии, а у водорослей и растений — также и пластиды.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной, животной, бактериальной клеток, таблицы о строении растительной, бактериальной животной клеток, учебник, рабочая тетерадь.
Методические указания:
- Рассмотрите рисунки растительной, бактериальной и животных клеток.
- Зарисуйте по одной растительной, бактериальной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
- Сравните строение растительной, бактериальной и животной клеток. Результат зафиксируйте в таблице.
Сравнительный критерий | Бактериальная клетка | Растительная клетка | Животная клетка |
- Ответьте на вопросы:
- О чем свидетельствует сходство клеток растений, бактерий и животных?
- О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
- Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Напишите отчет:
-указать номер практической работы, тему, цели, оборудование
- выполните задания методических указаний
- ответьте на вопросы
- сформулируйте и запишите вывод
Рис. 1 Чешуя кожицы лука под микроскопом.
Рис. 2 Эпителиальные ткани человека под микроскопом
Рис.3 Вид дрожжей под микроскопом
Рис.4 Формы растительных клеток
Рис. 5 Растительная клетка под микроскопом
Рис.6 Амеба под микроскопом
а) б)
Рис.7 Микропрепараты тканей животных а) кровь; б) мышечная ткань
Рис. 8 Растительная и животная клетка
3-net.ru
Сравнение развития половых клеток у растений и животных.
Практическая работа (профиль 10 класс)
Тема: Сравнение развития половых клеток у растений и животных.
Цель: Рассмотреть развитие половых клеток у растений и животных и процессы оплодотворения.
Оборудование: Плакаты, таблицы
Ход работы:
1. Изучить теоретический материал по теме
2. Заполнить таблицу
3. Сделать вывод
Краткие теоретические сведения
Гаметогенез — это процесс образования зрелых половых клеток.
I Развитие половых клеток у растений.
Образованием мужских половых клеток — микрогаметогенезом (от греч. микрос — маленький)
2.Развитие женских половых клеток у растений называется мегагаметогенезом (от греч. мегас — большой).
II Развитие половых клеток у животных.
У животных различают два процесса образования половых клеток —
1.Сперматогенез — это процесс образования зрелых мужских половых клеток — сперматозоидов.
2.Овогенез — это процесс образования зрелых женских половых клеток — яйцеклеток.
Результатом сперматогенеза является образование сперматозоидов.
Сперматозоиды — очень мелкие подвижные мужские половые клетки, имеющие головку, шейку и хвостик (рис. 2.58).
В головке, кроме ядра (3), находится акросома (4) — видоизмененный комплекс Гольджи, обеспечивающий растворение оболочек яйцеклетки в процессе оплодотворения. В шейке находятся центриоли клеточного центра (2), а основу хвостика образуют микротрубочки (1), непосредственно обеспечивающие движение сперматозоида. В нем также расположены митохондрии, обеспечивающие сперматозоид энергией АТФ для движения.
Результатом овогенеза является образование яйцеклетки. Яйцеклетка — крупная женская половая клетка, которая несет не только гаплоидный набор хромосом, но и значительный запас питательных веществ для последующего развития зародыша (рис. 2.59).
Схема гаметогенеза
Оплодотворение у растений.
Рассмотрим на примере цветковых растений.
Этот процесс получил название двойного оплодотворения и был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
Оплодотворение у животных.
Типы оплодотворения:
Внешнее (низшие)
Внутреннее (высшие)
Процесс оплодотворения у животных можно разделить на следующие фазы:
а) Фаза сближения. В основе этой фазы лежит выделение половыми клетками специальных веществ. Одни из этих веществ активизируют движение сперматозоидов, другие – наоборот способствует их склеиванию, а также растворению оболочки яйцеклетки, что в целом сказывается на регулировании проникновения сперматозоида в яйцеклетку.
б) Фаза активации. Эта фаза начинается с того, что сперматозоид либо прикрепляется к любой точке поверхности яйца, либо проникает в нее.
в) Фаза проникновения в яйцо одного или нескольких сперматозоидов (полиспермия). Проникший сперматозоид «готовится» к слиянию с женским ядром, а затем сливается с ним.
Практическая работа (профиль 10 класс)
Тема: Сравнение развития половых клеток у растений и животных.
Цель: Рассмотреть развитие половых клеток у растений и животных и процессы оплодотворения.
Оборудование: Плакаты, таблицы
Ход работы:
1. Изучить теоретический материал по теме
2. Заполнить таблицу
3. Сделать вывод
Сравнение гаметогенеза у растений и животных
1. Где протекает гаметогенез?2. Из каких стадий состоит?
3. В результате каких процессов образуются гаметы?
4. Какой набор хромосом имеют гаметы?
5. Как называются женские гаметы? мужские?
6. Особенности строения мужских гамет.
7. Особенности строения женских гамет
8. Сколько полноценных женских гамет образуется?
9. Сколько мужских гамет участвует затем в оплодотворении?
Сделать вывод о значении гаметогенеза для организмов:
infourok.ru