Покрытосеменные растения отдел. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика, классификация. Цикл развития цветкового растения.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения 7 класс. Покрытосеменные растения отдел


«Отдел Покрытосеменные растения»

Урок – состязание

Цель урока: обобщить практические и теоретические знания учащихся по теме:

«Отдел - Покрытосеменные растения»

Задачи: - найти отличительные признаки растений, класса однодольных и двудольных растений;

- определить признаки семейств растений;

- определить вид растений.

В ходе подготовки к уроку учащиеся делятся на 5 групп (по 5 человек в группе). Каждая группа выбирает семейство растений, которое она изучает более подробно и глубоко. Например, 1 группа изучает семейство крестоцветные; 2 - розоцветные; 3 – пасленовые; 4 – злаковые; 5 – лилейные.

При проведении урока столы в классе ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка, оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.

Конкурс 1.

«Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»

На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке:

  1. Сетчатое;
  2. Мочковатая;
  3. Крестоцветные, розоцветные, пасленовые;
  4. Одна семядоля;
  5. Злаковые, лилейные;
  6. Две семядоли;
  7. Параллельное или дуговое;
  8. Стержневая.
Ученики имеют набор цифр от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система …, у двудольных - … . У двудольных зародыш семени имеет … , а у однодольных - … . У растений класса однодольных жилкование листьев …, а у класса двудольных - … . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся …, к классу однодольных - …».

Ответ: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5.

Конкурс 2.

«Найди ошибку»

Перед каждым участником лежит пронумерованный конверт, в котором находятся карточки со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако схемы эти имеют ошибки. Задача ребят – найти ошибки и нарисовать схему правильно. Приведем для примера одну такую схему и правильный€ ответ.

Схема:

Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные

Класс: Однодольные

Род: Шиповник

Семейство: Розоцветные

Вид: Шиповник коричный

Ответ:

Царство: Растения

Тип: Покрытосеменные

Класс: Двудольные

Семейство: Розоцветные

Род: Шиповник

Вид: Шиповник коричный

Конкурс 3.

«Знаете ли вы признаки семейств растений?»

Каждая группа учащихся получает карточку, расчерченную на пять клеток (в каждой из них написано название одного из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, злаковые, лилейные), и фишки с цифрами от 1 до 20. Учитель называет цифру и зачитывает признаки, а ребята совещаются и помещают фишку с цифрой в прямоугольник с соответствующим названием семейства.

  1. Плод – зерновка.
  2. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.
  3. В цветке – один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.
  4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.
  5. Плод – ягода или коробочка.
  6. Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
  7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
  8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.
  9. Плод – стручок или стручочек.
  10. Стебель – соломина с узлами.
  11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.
  12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.
  13. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.
  14. Соцветие – кисть.
  15. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.
  16. Мелкие цветки собраны в соцветия – колоски, которые, в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия.
  17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
  18. Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками.
  19. Околоцветник простой, состоит из шести листочков.
  20. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
Схема для проверки демонстрируется через графопроектор.

Конкурс 4.

«Четвертый лишний»

Каждый ученик получает по 4 гербарных листа, прикрепленных скрепками к листкам бумаги, на обратной стороне которых написаны буквы или знаки препинания. Необходимо сравнить растения и выделить среди них одно, которое по признакам отличается от трех остальных. После этого ребята берут в руки гербарные листы, оказавшиеся лишними, и поворачивают к жюри обратной стороной. Если все верно выполнили задание, то жюри может прочитать текст: «Ай да мы! Молодцы ребята! Ура!».

Конкурс 5.

«Узнай семейство»

Учащиеся каждой группы должны узнать растения, которые относятся к выбранному ими семейству. Перед каждым столом мелом нарисованы круги, обозначающие семейства. Учитель читает названия растений, а один из участников группы должен за 3 с. Забежать в круг, обозначающий нужное семейство. Кто ошибется или е успеет забежать в круг, принесет своей группе штрафное очко. Список растений : роза коричная; томат обыкновенный; хрен древесный; пшеница; тюльпан степной; белена черная; лилия кудрявая; манжетка обыкновенная; гусиный лук; гулявник лекарственный; физалис обыкновенный; сурепка обыкновенная; лапчатка прямостоячая; пырей ползучий; ячмень; пастушья сумка; табак душистый; рис; малина обыкновенная; гравилат речной; дурман обыкновенный; кукуруза; вороний глаз четырехлистный; чеснок; редька дикая.

Конкурс 6.

«Узнай название»

Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание – определить вид растения и написать порядок определения.

Конкурс 7.

«Кто больше!»

По одному ученику от каждой группы становится в круг. Им объявляется название семейства. Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть!

Ну-ка, думай, вспоминай

И растенья называй!

Затем останавливаются и называют растения предложенного семейства.

Кто промолчит более 3 с. Или допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется один участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений нельзя.

Конкурс 8.

«Во саду ли, в огороде…»

Для этого конкурса учитель использует кроссворд, состоящий из ответов на загадки. Он зачитывает загадки, а ребята вписывают ответы в клетки кроссворда. Оценивается правильность выполнения задания.

Конкурс 9.

«Ай, болит!»

Ребятам предлагается использовать полученные ими знания о растениях на практике. Представьте себе, говорит учитель, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

Возможные ответы:

1 группа – хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить ее надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды.

2 группа – при простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 мин, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

3 группа – рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

4 группа – в качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 корневищ, заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 ч.

5 группа – если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5-10 мин 3-4 раза в день.

Пока жюри подводит итоги работы групп, классу предлагается провести поэтическую пятиминутку, подготовить которую помогает учитель литературы.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения 7 класс

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения для учащихся 7 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть Б, часть В). В части А — 7 заданий, в части Б — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

Часть А

A1. Генеративным органом покрытосеменных является

1) корень2) стебель3) цветок4) лист

А2. Одна из сущностных особенностей покрытосеменных, которая присуща только этой группе растений, — это

1) наличие цветков2) размножение семенами3) почвенное питание4) осуществление фотосинтеза на свету

А3. Сосуды у цветковых растений образованы клетками ткани

1) покровной2) проводящей3) запасающей4) механической

А4. Видоизмененный побег цветкового растения — это

1) семя2) лист3) цветок4) стебель

А5. Семязачатки цветковых растений расположены в

1) чашелистике2) завязи пестика3) лепестке венчика4) пыльнике тычинки

А6. Из оплодотворенной яйцеклетки цветковых растений раз­вивается

1) тычиночная нить2) зародыш семени3) рыльце пестика4) спермий

А7. После двойного оплодотворения у цветковых растений из семяпочки развивается

1) семя2) плод3) цветок4) соцветие

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Корневая система цветковых растений включает глав­ный, боковые и придаточные корни.Б. Листья на тропических цветковых растениях сохраняются в течение всей жизни растения.

1) Верно только А2) Верно только Б3) Верны оба суждения4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки однодоль­ных растений

1) одна семядоля в семени2) параллельное жилкование листьев3) сетчатое жилкование листьев4) стержневая корневая система5) мочковатая корневая система6) цветок пятичленного типа

Б3. Установите соответствие между семейством цветковых растений и его принадлежностью к классу.

Семейство цветковых растений

А. ЗлаковыеБ. РозоцветныеВ. БобовыеГ. ЛилейныеД. Пасленовые

Класс

1. Однодольные2. Двудольные

Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений

1) Голосеменные2) Псилофиты (первые наземные растения)3) Водоросли4) Цветковые растения5) Папоротники

Часть В

B1. Задание на работу с рисунком.

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения 1 вариант

А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?

1) Злаковые2) Бобовые3) Лилейные4) Крестоцветные

Б. Особенность строения листьев этого растения

1) сетчатое жилкование2) параллельное жилкование3) сложный лист4) округлая форма

В. Характеристика генеративных органов этого растения

1) одиночные цветки2) наличие соцветия3) яркий венчик4) сочные плоды

2 вариант

Часть А

A1. Семяпочка покрытосеменных растений расположена

1) на обратной стороне листа2) под корой стебля3) в завязи пестика4) на верхушке побега

А2. Толщина ствола дерева у цветковых растений определяется функционированием

1) коры2) луба3) камбия4) сердцевины

А3. В результате деления клеток камбия в стебле происходит формирование

1) луба2) кожицы3) сердцевины4) годичных колец

А4. К главным частям цветка относят

1) пестик2) венчик3) чашечку4) цветоложе

А5. Цветок, который содержит пестик и тычинку, называют

1) пестичный2) тычиночный3) однополый4) обоеполый

А6. В оплодотворении цветковых растений принимают уча­стие спермии, которые формируются из

1) пыльцевого зерна2) рыльца пестика3) лепестка венчика4) тычиночной нити

А7. А 7. В семенах цветковых растений эндосперм представляет собой

1) зародыш2) покров3) запас воды4) запас питательных веществ

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Побег тополя состоит из стебля, листьев и почек.Б. Самоопыление происходит между двумя цветками растений одного вида.

1) Верно только А2) Верно только Б3) Верны оба суждения4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки двудольных растений

1) дуговое жилкование листьев2) сетчатое жилкование листьев3) две семядоли в семени4) мочковатая корневая система5) стержневая корневая система6) число частей цветка кратно трем

Б3. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому его относят.

Вид цветкового растения

А. Яблоня домашняяБ. КартофельВ. Рожь посевнаяГ. Лук порейД. Капуста белокочанная

Класс

1. Однодольные2. Двудольные

Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений.

1) Папоротники2) Многоклеточные водоросли3) Псилофиты (первые наземные растения)4) Цветковые растения5) Одноклеточные водоросли6) Голосеменные растения

Часть В

B1. Задание на работу с рисунком

Тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения 2 вариант

А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?

1) Злаковые2) Бобовые3) Розоцветные4) Сложноцветные

Б. Особенность строения листьев этого растения

1) дуговое жилкование2) параллельное жилкование3) сетчатое жилкование4) игольчатая форма

В. Характеристика генеративных органов этого растения

1) число частей цветка кратно трем2) число частей цветка кратно пяти3) простой околоцветник4) венчик отсутствует

Ответы на тест по биологии Отдел Покрытосеменные растения1 вариантА1. 3А2. 1А3. 2А4. 3А5. 2А6. 2А7. 1Б1. 1Б2. 125Б3. 12212Б4. 32514В1. 1222 вариантА1. 3А2. 3А3. 4А4. 1А5. 4А6. 1А7. 4Б1. 1Б2. 235Б3. 22112Б4. 523164В1. 332

testschool.ru

ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ИЛИ ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ. Тесты по биологии. 7 класс

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Отличительная особенность покрытосеменных – наличие ... и ...

Б. Все покрытосеменные подразделяются на классы: ... и ...

B. Покрытосеменные – это наиболее широко распространенная группа растений на Земле, так как ...

Г. В процессе эволюции покрытосеменные приобрели ряд важных признаков: ...

Д. Женский гаметофит у цветковых называется ...

Е. Мужской гаметофит у цветковых называется ...

2. Дополните схему «Двойное оплодотворение цветковых растений». Вместо вопросительных знаков напишите соответствующие по смыслу термины.

Выберите правильный ответ.

3. Проводящая система покрытосеменных обеспечивает:

A. Выведение вредных веществ из растительного организма

Б. Проведение воды и минеральных веществ от корней в другие органы растения

B. Быстрый отток органических веществ

Г. Быстрый приток воды и минеральных веществ от корней к листьям, почкам, цветкам и быстрый отток органических веществ

4. Для цветковых характерно:

A. Быстрый обмен веществ

Б. Быстрый рост

B. Быстрое накопление органических веществ в процессе фотосинтеза

Г. Приспособленность к самым различным экологическим условиям

5. Из древесных цветковых не образуют древесины:

A. Финиковая пальма

Б. Красное дерево

B. Пробковый дуб

Г. Ясень

6. Функция камбия:

А. Рост деревьев в толщину

Б. Рост деревьев в длину

В. Прочность древесины

Г. Проведение питательных веществ

7. Пробка дерева выполняет функцию:

А. Защитную

Б. Проводящую

В. Образовательную

Г. Запасающую

8. К листопадным относятся деревья:

А. Береза

Б. Дуб

В. Кокосовая пальма

Г. Фикус

9. К вечнозеленым относятся деревья:

А. Рябина

Б. Финиковая пальма

В. Тик

Г. Черное дерево

10. Ветром опыляются растения:

А. Береза

Б. Пшеница

В. Рожь

Г. Тополь

11. Самоопыление характерно для растений:

А. Ячмень

Б. Пшеница

В. Вишня

Г. Лук

12. Перекрестное опыление характерно для растений:

А. Клевер

Б. Орешник

В. Ольха

Г. Ива

13. Плод образуется из:

А. Стенок завязи

Б. Цветоложа

Г. Пестика

Д. Пестика, основания тычинок, лепестков и чашелистиков, цветоложа

14. Семя образуется:

A. Из семяпочки

Б. Из семяпочки после двойного оплодотворения

B. Из оплодотворенной яйцеклетки

Г. Из оплодотворенной центральной клетки

15. К однодольным относятся семейства:

А. Злаковые

Б. Крестоцветные

В. Бобовые

Г. Лилейные

16. К семейству Бобовых относятся:

А. Акация

Б. Дикая редька

В. Клевер

Г. Лук

17. К семейству Крестоцветных относятся:

A. Капуста и пастушья сумка

Б. Дикая редька и картофель

B. Томат и горох

Г. Одуванчик и горчица

18. Формула цветка Ч(5)ЧЛ(5)Т5П1 соответствует семейству:

А. Розоцветных

Б. Пасленовых

В. Крестоцветных

Г. Сложноцветных

19. Семейству Розоцветных соответствуют признаки:

A. Соцветие зонтик

Б. Плод ягода

B. Формула цветка Ч4Л4Т2+4П1

Г. Сетчатое жилкование листа

20. Для семейства Крестоцветных характерны плоды:

А. Стручок

Б. Коробочка

В. Стручочек

Г. Зерновка

21. К семейству Злаковых относятся:

А. Просо и кукуруза

Б. Рожь и пшеница

В. Пшено и горох

Г. Клевер и ячмень

22. Воронковидные цветки характерны для семейства:

А. Сложноцветных

Б. Бобовых

В. Злаковых

Г. Пасленовых

23. Язычковые цветки имеются у:

А. Василька

Б. Подсолнечника

В. Одуванчика

Г. Акации

24. Лук относится к семейству:

А. Злаковых

Б. Розоцветных

В. Пасленовых

Г. Лилейных

25. Отличительной особенностью семейства является:

А. Строение цветка

Б. Строение соцветия

В. Жилкование листа

Г. Вид плода

Найдите соответствие.

26. Из перечисленных терминов составьте логические пары:

I. Чашечка II. Венчик

III. Главные органы цветка

IV. Завязь

A. Лепестки

Б. Чашелистики

B. Плод

Г. Тычинка Д. Пестик

27. У каких из перечисленных растений цветки:

I. Обоеполые II. Пестичные III. Тычиночные

A. Вишня

Б. Ива

B. Огурец

Г. Яблоня

Д. Кукуруза

Е. Горох

28. Из перечисленных признаков выпишите характерные для: I – класса «Однодольные», II – класса «Двудольные».

A. Число лепестков и чашелистиков кратное четырем или пяти

Б. Мочковатая корневая система

B. Стержневая корневая система

Г. Число чашелистиков и лепестков кратное трем

Д. Дуговое или параллельное жилкование

Е. Сетчатое жилкование

Ж. Две семядоли

3. Одна семядоля

Выберите верное утверждение.

29. 1. Семяпочка у покрытосеменных защищена завязью.

2. Покрытосеменные – это самая распространенная группа растений на Земле и объединяет около 450 тыс. видов.

3. Отдел Цветковые включает 2 класса – Однодольные и Двудольные.

4. Цветковые произрастают во всех климатических поясах Земли.

5. Ткани покрытосеменных растений отличаются значительной степенью специализации.

6. Для покрытосеменных растений характерно быстрое накопление органического вещества в результате фотосинтеза, активный обмен веществ, образование различных биологически активных веществ, активный рост.

7. У цветковых растений развитие женского и мужского гаметофитов значительно сокращено.

Гаметофиты представлены: семезачатком и пыльцевой трубкой.

8. Спорофитные формы у цветковых растений представлены древесным и травянистым типом.

9. Древесные формы произошли от травянистой группы растений.

10. Побеговая часть цветковых растений представлена стеблем и почками.

11. Все деревья относятся к классу Двудольных.

12. Внешняя часть ствола деревьев образована камбием.

13. Пробка, покрывающая луб, является продуктом деления клеток особой ткани – пробкового камбия.

14. У вечнозеленых деревьев частичная замена листьев происходит каждые 6–7 лет.

15. Небольшие цветки у деревьев свидетельствуют о том, что они опыляются ветром.

16. Цветок – это видоизмененный побег.

17. Венчик цветка представлен ярко окрашенными лепестками.

18. Пестик цветка образован широкой завязью, тонким столбиком и рыльцем.

19. У всех покрытосеменных растений цветки обоеполые.

20. Плод является органом размножения, развивающийся из цветка, защищает семена и способствует их распространению.

21. Для однодольных растений характерно: мочковатая корневая система, простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием, число чашелистиков или лепестков кратно 4 или 5.

22. Цветковые растения произрастают только в природных зонах умеренного и тропического пояса.

23. Большинство растений покрытосеменных относятся к классу однодольных.

24. Двудольные – самые молодые в эволюции представители растительного царства.

25. Строение органов цветковых характеризуется высокой степенью специализации.

26. Травянистые растения произошли от древесных форм.

27. Травы, кустарники и деревья образуют многоярусные растительные сообщества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Отдел Покрытосеменные( Цветковые) растения — Мегаобучалка

Отдел Голосеменные.

Отдел современных голосеменных насчитывает более 700 видов. Несмотря на относительно малую численность видов, голосеменные завоевали почти весь земной шар. В умеренных широтах Северного полушария они на огромных пространствах образуют хвойные леса, называемые тайгой.

Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений не только по форме и размерам, но и по морфологии и анатомии. У большинства видов они игловидные (хвоя) или чешуевидные; у отдельных представителей они крупные (например, у вельвичии удивительной их длина достигает 2—3 м), перисторассеченные, двулопастные и др. Листья располагаются поодиночке, по два или несколько в пучках.

Водопроводящая система (ксилема) голосеменных состоит преимущественно из трахеид, и лишь у некоторых групп имеются настоящие сосуды.

Подавляющее большинство голосеменных — вечнозеленые, одно- или двудомные растения с хорошо развитыми стеблем и корневой системой, образованной главным и боковым корнями. Расселяются они семенами, которые формируются из семязачатков. Семязачатки голые (отсюда название отдела), расположены на мегаспорофиллах или на семенных чешуях, собранных в женские шишки.

В цикле развития голосеменных наблюдается последовательная смена двух поколений — спорофита и гаметофита с господством спорофита.

Голосеменные включают шесть классов, два из которых полностью исчезли, а остальные представлены ныне живущими растениями. Наиболее сохранившейся и самой многочисленной группой голосеменных является класс Хвойные, насчитывающий не менее 560 видов, образующих леса на обширных пространствах Северной Евразии и Северной Америки. Наибольшее число видов сосны, ели, лиственницы встречается у побережий Тихого океана.

Класс Хвойные. Все хвойные — вечнозеленые, реже листопадные (например, лиственница) деревья или кустарники с игольчатыми или чешуевидными {например, у кипариса) листьями. Игловидные листья (хвоя) плотные, кожистые и жесткие, покрыты толстым слоем кутикулы. Устьица погружены в углубления, заполненные воском. Все эти особенности строения листьев обеспечивают хорошее приспособление хвойных к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях.

У хвойных прямостоячие стволы, покрытые чешуйчатой корой. На поперечном разрезе стебля хорошо видны развитая древесина и менее развитые кора и сердцевина. Ксилема хвойных на 90—95% образована трахеидами. Шишки хвойных раздельнополые; растения — чаще однодомные, реже — двудомные.

Сосна обыкновенная — однодомное растение. В мае у основания молодых побегов сосны образуются пучки зеленовато-желтых мужских шишек длиной 4—6 мм и диаметром 3—4 мм. На оси такой шишки расположены многослойные чешуйчатые листочки, или микроспорофиллы. На нижней поверхности микроспорофиллов находятся два микроспорангия — пыльцевых мешка, в которых образуется пыльца. Каждое пыльцевое зерно снабжено двумя воздушными мешками, что облегчает перенос пыльцы ветром. В пыльцевом зерне имеются две клетки, одна из которых впоследствии, при попадании на семязачаток, формирует пыльцевую трубку, другая после деления образует два спермия.

Рис. 9.3. Цикл развития сосны обыкновенной: а — ветка с шишками; б— женская шишка в разрезе; в — семеннаячешуя с семязачатками; г — семязачаток в разрезе; д —мужская шишка в разрезе; е — пыльца; ж — семенная чешуя с семенами; 1 — мужская шишка; 2 — молодая женская шишка; 3 — шишка с семенами; 4 — шишка после высыпания семян; 5 — пыльцевход; 6 — покров; 7 — пыльцевая трубка со спермиями; 8 — архегоний с яйцеклеткой; 9 —эндосперм.

 

На других побегах того же растения образуются женские шишки красноватого цвета. На их главной оси располагаются мелкие прозрачные кроющие чешуйки, в пазухах которых сидят крупные толстые, впоследствии одревесневающие чешуи. На верхней стороне этих чешуй расположено по два семязачатка, в каждом из которых развивается женский гаметофит — эндосперм с двумя архегониями с крупной яйцеклеткой в каждом из них. На верхушке семязачатка, снаружи защищенного интегументом, имеется отверстие — пыльцевход, или микропиле.

Поздней весной или в начале лета созревшая пыльца разносится ветром и попадает на семязачаток. Через микропиле пыльца втягивается внутрь семязачатка, где и прорастает в пыльцевую трубку, которая проникает к архегониям. Образовавшиеся к этому времени два спермия по пыльцевой трубке попадают к архегониям. Затем один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) формируется зародыш семени, а семязачаток превращается в семя. Семена у сосны созревают на второй год, высыпаются из шишек и, подхваченные животными или ветром, переносятся на значительные расстояния.

По своему значению в биосфере и роли в хозяйственной деятельности человека хвойные занимают второе место после покрытосеменных, далеко превосходя все остальные группы высших растений.

Они помогают решать огромные водоохранные и ландшафтные задачи, служат важнейшим источником древесины, сырья для получения канифоли, скипидара, спирта, бальзамов, эфирных масел для парфюмерной промышленности, лекарственных и других ценных веществ. Некоторые хвойные культивируются как декоративные (пихты, туи, кипарисы, кедры и др.). Семена ряда сосен (сибирской, корейской, итальянской) употребляются в пищу, из них также получают масло.

 

Отдел Покрытосеменные.

Покрытосеменные образуют один из наиболее крупных отделов царства растений – в нем насчитывается более 240 000 видов. Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Покрытосеменные растения – это дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста, пальма, подорожник и др. Из покрытосеменных многие виды вошли в число культурных растений. Само название "покрытосеменные" указывает на то, что они образуют семена. В отличие от голосеменных их семена покрыты плодом, который образуется из завязи цветка. Это уникальное свойство покрытосеменных, из-за чего они получили и другое название –Цветковые.

 

Покрытосеменные (цветковые) растения чрезвычайно разнообразны по форме, по требованиям к условиям обитания, но всем им свойственны общие признаки строения, размножения и развития.

 

Покрытосеменные растения достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем все другие представители царства растений. Покрытосеменные смогли произрастать в самых разных условиях обитания. Они оказались способными заселять различные почвы (кислые, соленые, плодородные, неплодородные), жить на камнях, стволах других растений, на стенах домов, произрастать в разных климатических зонах – от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Произрастание в неодинаковых условиях способствовало образованию огромного разнообразия жизненных форм и экологических групп покрытосеменных растений. Среди них есть деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Среди трав имеются стержнекорневые, луковичные, корневищные, лианы, эпифиты, ползучие, клубнеобразующие и многие другие формы.

 

Есть покрытосеменные влаголюбивые и сухолюбивые, свето- и тенелюбивые. Преобладающее число цветковых – настоящие автотрофные растения. Но среди них есть питающиеся гетеротрофно, например растения-паразиты и растения-хищники (насекомоядные). Благодаря такому разнообразию цветковые заняли разные местообитания на Земле: от пустынь до болот и водоемов, от соленых морских побережий до высокогорных скал.

Способность приспосабливаться к различным условиям обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие и господствующее положение в растительном мире.

Покрытосеменные растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение. У многих видов цветковых растений в процессе эволюции сформировались специализированные органы для вегетативного размножения: клубни, луковицы, усы, столоны, выводковые почки и др.

Все растения отдела покрытосеменных подразделяются на два класса: Двудольные и Однодольные.

Покрытосеменные, или цветковые – наиболее высокоорганизованные представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена от семязачатка до зрелого состояния развиваются под защитой вначале цветка, потом плода. Это очень разнообразные растения по форме вегетативных и генеративных органов и по распространению. Покрытосеменные дали человечеству богатейшую группу культурных растений. Биологическое разнообразие покрытосеменных – ценнейшее достояние нашей планеты, которое людям необходимо сохранить.

 

 

Отдел Покрытосеменные( Цветковые) растения

Класс Двудольные

megaobuchalka.ru

Отдел покрытосеменные или цветковые растения — КиберПедия

Общая характеристика покрытосеменных. Покрытосеменные - победители в борьбе за существование. Прогрессивные изменения в репродуктивной (цветок, покрытосеменность, сопряженная эволюция с миром насекомых, двойное оплодотворение, плод) и вегетативной (усовершенствование проводящей системы) сферах. Многообразие жизненных форм, роль в формировании современной растительности. Представления о происхождении покрытосеменных. Обзор основных эволюционных систем покрытосеменных: системы А.Энглера, Ч.Бесси, А.Л.Тахтаджана и т.д. Критерии, лежащие в основе построения эволюционных систем. Эволюционно-морфологические ряды признаков.

Репродуктивные органы покрытосеменных: цветок и плод

Цветок - видоизмененный побег с совмещенными функциями полового и бесполого размножения. Строение цветка и его функции. Взаиморасположение частей цветка. Ациклические, циклические и гемициклические цветки. Понятие о кругах и членах цветка. Симметрия цветка. Цветки актиноморфные, зигоморфные и асимметричные. Раздельнополые и обоеполые цветки. Прицветники. Цветоножка и цветоложе. Стерильные части цветка. Околоцветник. Простой и двойной околоцветник. Чашечка, ее функции и происхождение. Венчик, его функции и происхождение. Раздельнолепестные, спайнолепестные и голые цветки. Махровые цветки.

Андроцей. Тычинка - структурная единица андроцея. Строение тычинки: тычиночная нить, связник и пыльник. Анатомическое строение пыльника. Значение эндотеция и тапетума. Микроспорогенез. Микроспоры. Микрогаметогенез. Пыльца, строение пыльцы.

Гинецей. Пестик - структурная единица гинецея. Основные части пестика: рыльце, столбик, завязь. Простой и сложный пестики. Происхождение пестика. Апокарпный, монокарпный, ценокарпный и псевдомонокарпный гинецей. Положение завязи в цветке. Верхняя, полунижняя и нижняя завязи. Анатомическое строение завязи. Плацента и основные типы плацентации.

Семязачаток (семяпочка) и его строение. Основные типы семязачатков. Мегаспорогенез. Мегаспоры. Мегагаметогенез. Зародышевый мешок.

Опыление. Сущность опыления. Самоопыление и перекрестное опыление. Типы перекрестного опыления: энтомофилия, анемофилия, гидрофилия и орнитофилия. Приспособления, предотвращающие самоопыление: двудомность, дихогамия, гетеростилия и др. Клейстогамия.

Двойное оплодотворение. Явление апомиксиса. Смена ядерных фаз и чередование поколений у покрытосеменных. Развитие зародыша и эндосперма. Типы эндосперма. Формирование семени. Семена с эндоспермом и без эндосперма. Перисперм. Основные теории происхождения цветка: эвантиевая, псевдантовая и теломная. Основные направления эволюции цветка. Различия цветков однодольных и двудольных.

Соцветия. Определение соцветия. Биологическая роль соцветия. Структурные элементы соцветий: главная и боковые оси, парциальные соцветия, терминальный цветок. Соцветия открытые и закрытые, простые и сложные. Классификация соцветий. Принципы современной классификации. Ботриоидные соцветия: сложные и простые. Цимоидные соцветия: тирсы и цимоиды.

Плоды. Определение плодов. Околоплодник, его строение. Участие различных частей цветка в образовании плодов. Классификация плодов, основанная на строении гинецея. Апокарпии, монокарпии, ценокарпии и псевдомонокарпии. Плоды дробные и членистые, сочные и сухие, односемянные и многосемянные, вскрывающиеся и невскрывающиеся. Соплодия. Способы распространения семян. Автохория и аллохория. Основные виды аллохории: анемохория, зоохория, гидрохория и т.д.

Систематический обзор семейств отдела покрытосеменных

Деление отдела покрытосеменных на классы. Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных.

Класс двудольные

Подкласс магнолииды. Порядок магнолиевые. Семейство магнолиевые. Порядок бадьяновые. Семейство лимонниковые. Порядок лавровые. Семейство лавровые. Порядок нимфейные. Семейство нимфейные.

Подкласс ранункулиды. Порядок лютиковые. Семейства барбарисовые, лютиковые. Порядок маковые. Семейство маковые.

Подкласс кариофиллиды. Порядок гвоздичные. Семейства гвоздичные, маревые. Порядок гречишные. Семейство гречишные.

Подкласс гамамелидиды. Порядок буковые. Семейства буковые, березовые.

Подкласс дилленииды. Порядок чайные. Семейства чайные, клузиевые. Порядок фиалковые. Семейства страстоцветные, фиалковые. Порядок тыквенные. Семейство тыквенные. Порядок каперсовые. Семейство крестоцветные (капустные).Порядок ивовые. Семейство ивовые. Порядок вересковые. Семейство вересковые. Порядок первоцветные. Семейство первоцветные. Порядок мальвовые. Семейство мальвовые. Порядок крапивные. Семейство крапивные. Порядок молочайные. Семейство молочайные.

Подкласс розиды. Порядок розовые или розоцветные. Семейство розоцветные. Порядок бобовые. Семейство бобовые. Порядок миртовые. Семейства миртовые и кипрейные. Порядок рутовые. Семейства рутовые, сумаховые. Порядок сапиндовые. Семейство конскокаштановые. Порядок льновые. Семейство льновые. Порядок крушиновые. Семейство крушиновые. Порядок лоховые. Семейство лоховые. Порядок аралиевые. Семейства аралиевые, зонтичные (сельдерейные). Порядок ворсянковые. Семейства жимолостные, валериановые.

Подкласс ламииды. Порядок горечавковые. Семейства логаниевые, мареновые, кутровые, ластовневые, горечавковые, вахтовые. Порядок пасленовые. Семейство пасленовые. Порядок синюховые. Семейство синюховые. Порядок бурачниковые. Семейство бурачниковые. Порядок норичниковые. Семейства норичниковые, подорожниковые. Порядок губоцветные. Семейство губоцветные (яснотковые).

Подкласс астериды. Порядок сложноцветные (астровые). Семейство сложноцветные (астровые).

Класс однодольные

Подкласс лилииды. Порядок лилейные. Семейство лилейные. Порядок амариллисовые. Семейства луковые, амариллисовые. Порядок спаржевые. Семейства спаржевые, ландышевые. Порядок диоскорейные. Семейство диоскорейные. Порядок орхидные. Семейство орхидные. Порядок осоковые. Семейство осоковые. Порядок злаки. Семейство злаки (мятликовые).

Подкласс арециды. Порядок пальмы. Семейство пальмы. Порядок аронниковые. Семейство аронниковые.

cyberpedia.su

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика, классификация. Цикл развития цветкового растения.

Покрытосеменные составляют наиболее совершенную и самую многочисленную группу высших растений, включающую примерно 250 тыс. видов, распространенных по всему земному шару, особенно во влажных тропиках.

В Беларуси насчитывается 112 семейств, 500 родов и более 1750 видов (без учета многочисленных видов, форм и сортов интродуцированных растений, адвентивных видов и других цветковых растений).

Предполагается, что покрытосеменные возникли в начале мелового периода мезозойской эры (около 125 млн. лет назад). К концу мелового периода покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире благодаря высокой экологической пластичности и многим преимуществам по сравнению с другимивысшими растениями.

Важнейший признак покрытосеменных —наличие цветка — видоизмененного и ограниченного в росте спороносного побега, приспособленного для размножения. Появление цветка сыграло исключительно важную роль в их эволюции.

Семязачатки у цветковых растений (в отличие от голосеменных) заключены в полость завязи пестика и тем самым защищены.

По сравнению с голосеменными пыльца цветковых попадает сначала не в пыльцевход семязачатка, а на рыльце пестика, предназначенного именно для улавливания пыльцы; это важная отличительная черта этой группы.

Гаметофиты (женский — зародышевый мешок, мужской — пыльцевое зерно) крайне упрощены и развиваются значительно быстрее, чем у голосеменных, в связи с чем они утратили гаме-тангии — антеридии и архегонии. Кроме того, гаметофиты полностью зависят от спорофита и всегда находятся под его защитой, в то время как у моховидных и у некоторых папоротников гамето-фит не защищен и легко высыхает.

Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение, в результате которого образуется зигота, дающая начало зародышу, и тришюидная клетка, из которой впоследствии формируется эндосперм. У голосеменных эндосперм образуется в семязачатке до оплодотворения независимо от того, формируется зародыш или нет, т. е. не имеет значения, возникает необходимость в наличии питательной ткани или нет. У покрытосеменных же одновременное развитие зародыша и эндосперма позволяет избежать ненужной траты пластических веществ и энергии в том случае, если зародыш не образуется.

Семена заключены в плод (отсюда и название «покрытосеменные») и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы,млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода и т. п.

Спорофит покрытосеменных устроен чрезвычайно разнообразно и представлен различными жизненными формами; деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, полукустарнички, лианы, одно- и многолетниетравы.

Покрытосеменные имеют высокоорганизованную проводящую систему: в состав ксилемы входят более совершенные проводящие элементы — настоящие сосуды, в то время как у голосеменных они представлены трахеидами. Помимо этого, в отличие от всех остальных высших растений, покрытосеменные имеют ситовидные трубки флоэмы с клетками-спутницами. Их появление повысило эффективность перемещения продуктов фотосинтеза от листьев к стеблю и корню, а по сосудам, которые значительно шире трахеид, осуществляется более быстрое передвижение воды и растворенных минеральных солей от корня к стеблю и листьям.

Первые семенные растения — голосеменные — опылялись пассивно. Их пыльца разносилась ветром и лишь случайно оказывалась около семязачатков. Эволюционный успех цветковых растений в значительной степени был обусловлен параллельным развитием их и различных животных. Они оказывали друг на друга селективное воздействие и во многом определили эволюцию свою и партнеров. Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар — свойства, присущие растениям, явились одновременно средствами для привлечения животных-опылителей. Адаптация цветка, как правило, была направлена на максимальное увеличение шансов для переноса пыльцы насекомыми. Этот процесс более надежен, чем опыление ветром. В частности, растениям, опыляемым насекомыми, не нужны такие большие количества пыльцы, как при опылении ветром.

Одним из факторов широкого распространения покрытосеменных и увеличения их разнообразия являетсябиохимическая коэволюция. В некоторых группах покрытосеменных выработалась способность образовывать вторичные метаболиты (алкалоиды, хиноны, эфирные масла, флавоноиды, кристаллы оксалата кальция и др.) — ядовитые вещества, защищающие их от растительноядных животных.

В результате возникновения разнообразных жизненных форм (деревьев, кустарников, трав и др.) покрытосеменные — единственная группа растений, образующая сложные многоярусные сообщества, илифитоценозы. Это способствовало более полному и интенсивному использованию ресурсов среды, успешному завоеванию новых территорий и освоению новых местообитаний.

Отдел Покрытосеменные делят на два класса: Двудольные и Однодольные. Представители этих классов различаются прежде всего строением семени: зародыш семени двудольных имеет две семядоли, однодольных —одну (отсюда и название классов). Другие различия между ними представлены в табл. 9.1.

Однако среди одно- и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными в табл. 9.1. Так, у вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа перистое, а у подорожника (класс Двудольные) — дуговидное и имеется мочковатая корневая система. В этой связи судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.

 

megalektsii.ru

Отдел Покрытосеменные растения

Общая характеристика Отдела Покрытосеменные

 

Количество видов     - 250 тыс.

Жизненные формы  - Деревья, кустарники, травы

Корень  - Корневые системы = стержневая и мочковатая, есть видоизменения корня  ( корнеплоды, корнеклубни, корни-присоски)

Стебель – травянистый и деревянистый; прямостоячие и ползучие, лианы; есть видоизменения ( клубни, луковицы, корневища), ксилема - широкие сосуды - трахеи

Лист - разнообразны по размерам, расположению, форме, жилкованию.

Органы размножения – Цветки

Способ размножения – Семенами

Плод – Семя покрыто околоплодником

Опыление - Ветром, насекомыми

Оплодотворение – Двойное

 

Почему покрытосеменные – господствующий на Земле отдел растений?

 

СЕМЕЙСТВА

Класс Двудольные

 

 

 

На корнях растений семейства бобовых поселяются клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

КЛУБЕНЬКОВЫЕ БАКТЕРИИ, аэробные азотфиксирующие бактерии рода ризобиум, живущие на корнях бобовых растений в образованных ими клубеньках. Это взаимовыгодный симбиоз бактерий и растений. Бактерии усваивают атмосферный азот и обеспечивают им растения в доступной форме, а растения взамен снабжают их питательными веществами. Клубеньковые бактерии имеются у 10 % растений, входящих в сем. бобовых. Они поглощают из воздуха от 100 до 400 кг азота в расчёте на 1 га, оставляя в почве 50–70 кг. Для увеличения численности клубеньковых бактерий в почву с семенами вносят бактериальный препарат нитрагин.

Lotus pedunculatus11 ies.jpg

 

 

 

Класс Однодольные

Семейство Злаки

 

Семейство Лилейные

        Семейство лилейные

Лилейных насчитывается около 2500 видов. Представители этого семейства встречаются по всему земному шару и особенно часто в районах с периодической засухой. Большинство лилейных — это травянистые многолетние растения с луковицами или корневищами. Из немногих древовидных растений можно назвать драцену и алоэ, или столетник, которые часто выращивают в комнате.

Многие растения семейства Лилейных — обитатели жарких сухих степей и пустынных районов. Цветут они большей частью рано весной, быстро отцветают и в жаркое время сохраняются в почве в виде луковиц или корневищ.

Лилейные

Цветки лилейных или одиночные, или собраны в соцветия: кисть – у лилий, ландышей, зонтик —у лука. Околоцветник состоит из 6 лепестковидных листочков, сросшихся или свободных: 3 наружных и чередующихся с ними 3 внутренних. В каждом цветке 6 тычинок, которые образуют 2 круга, и один пестик. Плод лилейных или трехстворчатая коробочка (тюльпан, лук, лилия), или ягода (ландыш, спаржа).

К лилейным относятся многие хорошо известные декоративные растения – это прежде всего различные виды лилий с пахучими белыми, розовыми, желтыми или красными цветками, душистые ландыши, тюльпаны и гиацинты. К этому же семейству относятся и такие ценные овощные растения, как репчатый лук и чеснок. Спаржу разводят как овощное и декоративное растение.

Особенности цветковых растений

А. Цветок картофеля имеет 6 лепестков?

Б. Цветки одуванчика собраны в соцветие колос?

           

В. Цветки яблони имеют 5 лепестков?

Г. Цветки пшеницы собраны в соцветие корзинка?

nafleshku.com.ua


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта