Передвижение веществ в растениях обеспечивает. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ в растениях обеспечивает


Передвижение питательных веществ по растению

Передвижение минеральных и органических веществ по растению имеет очень большое значение, так как это процесс, с помощью которого осуществляется фи­зиологическая взаимосвязь отдельных органов. Между органами, поставляющими питательные вещества, и органами, потребляющими их, создаются так называе­мые донорно-акцепторные связи. Донором минеральных питательных веществ служит корень, донором органических веществ — лист. В этой связи в растениях существуют два основных тока питательных веществ — восходящий и нисходящий. Большую роль в изучении путей передвижения отдельных питательных веществ сыграл прием кольцевания растений. Этот прием заключается в наложении коль­цевых вырезок на стебель растения; при этом кора (флоэма) удаляется, а древесина (ксилема) остается неповрежденной. С помощью этого приема еще в конце XVII в. итальянским исследователем М. Малышги было показано, что восходящий ток воды с минеральными веществами идет по ксилеме, нисходящий ток органических ве­ществ из листьев — по элементам флоэмы. Вывод этот был сделан М. Малышги на основании того, что над кольцевой вырезкой листья оставались тургесцентными, несмотря на удаление коры, в них продолжала поступать вода. Ток органических веществ приостанавливался, и это приводило к образованию над вырезкой утол­щении (наплывов). Ряд уточнений в вопрос о путях и направлении передвижения веществ по растению внесли исследования с применением меченых атомов. В настоящее время ученые считают, что система транспорта у растений вклю­чает внутриклеточный, ближний и дальний транспорт. Ближний транспорт — передвижение веществ между клетками внутри органа по неспециализирован­ным тканям, например по апопласту или симпласту. Дальний транспорт — это перемещение веществ между органами по специализированным тканям — про­водящим пучкам, т. е. по ксилеме и флоэме. Вместе ксилема и флоэма образуют проводящую систему, которая пронизывает все органы растения и обеспечивает непрерывную циркуляцию воды и веществ.

В этом разделе:

 

Передвижение элементов минерального питания (восходящий ток)

Круговорот минеральных веществ в растении. Реутилизация

Передвижение веществ по флоэме - флоэмный транспорт

fizrast.ru

Параграф 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении



1. Какие типы проводящих тканей в стебле вы знаете?

Древесина, луб.

2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?

Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.

Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.

Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.

Сосуды — характерные проводящие элементы древесины покрытосеменных. Они представляют собой очень длинные трубки, образовавшиеся в результате слияния ряда клеток, соединившихся «конец в конец».

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Окрасилась древесина.

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворённые в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды — типичные водопроводящие элементы только лиственных пород представляют собой длинные тонкостенные трубки, образовавшиеся из длинного вертикального ряда коротких клеток, называемых члениками сосудов, путем растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

Вопросы

1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Проводящие ткани объединяются в сосудистые пучки, часто окружённые прочными волокнами механической ткани. Поэтому такие пучки называют сосудисто-волокнистыми. Они проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.

2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

У побега, поставленного в воду с чернилами, окрасилась только древесина.

3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению вода поступает через корни по стеблю в листья. Поднимается вода в листья и силой корневого давления.

4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой. Вы помните, что стебель дерева или кустарника состоит из кожицы, пробки, первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины. Ситовидные трубки, по которым передвигаются органические вещества из листьев в другие органы растения, расположены в лубе. Окольцевав ветку, мы перерезали эти трубки, поэтому органические вещества, оттекающие из листьев, дойдут до кольцевой вырезки и будут там накапливаться.

На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни.

Итак, органические вещества передвигаются по лубу. Причём они могут перемещаться как вверх, так и вниз.

5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

Часть веществ откладывается про запас в клетках плодов и семян у однолетних растений, а у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней, стеблей и их видоизменений.

Корнеплоды моркови, свёклы, репы и некоторых других растений — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.

У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине.

Подумайте

Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удалённых побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.

Задания

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения, и вывод запишите.

Семена проросли только во втором стакане. В остальных случаях не соблюдалось одно из условий для прорастания семян — это наличие воды, воздуха и тепла.

В первом случае необходима вода, т.к. зародыш может потреблять питательные вещества только в виде раствора. Поэтому семена остались в состоянии покоя.

В третьем стакане не было растворенного кислорода, нечем было дышать зародышу семени, после его гибели семя просто загнивало в воде.

В четвертом стакане семена не проросли из-за отсутствия тепла (может прорости только пшеница, т.к. является холодостойкой).

Задания для любознательных

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

resheba.com

Передвижение веществ в растении

Урок 31 Тема: ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Задачи:

Образовательная: сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении; дать понятие о соответствии строения органов растения выполняемым функциям;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные, задачи, делать схемы и рисунки.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

3. Закрепление. Подведение итогов урока.

Оборудование: побеги пеларгонии или бальзамина, либо

других комнатных растений в баночках с водой, подкрашенной чернилами, таблицы «Корень и его зоны», диафильм «Корень», рисунки учебника.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. - В начале урока послушаем ваши сообщения по изученной ранее теме «Дыхание живот-ных».

- А теперь небольшая проверочная работа. Соотнесите типы дыхания и органы дыхания

с представителями животных.

1. Амеба обыкновенная.

2. Паук-крестовик.

3. Майский жук.

4. Озерная лягушка.

5. Прыткая ящерица.

6. Сизый голубь.

7. Омар.

8. Бурый медведь.

9. Осетр русский.

10. Лиса обыкновенная.

А - кожа.

Б — легкие.

В - жабры наружные.

Г - трахеи.

Д — легочные мешки.

Б - жабры внутренние.

Ж - клеточное дыхание.

- Рассматривая при изучении темы «Дыхание» вопрос эволюции дыхательной системы у животных, мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание - это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности — углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Вопросы транспорта веществ в организме -наша сегодняшняя тема. Начнем мы ее рассматривать на примере растений.

2. - Рассмотрим передвижение веществ на примере уже изученного нами процесса фотосинтеза.

—Вы помните, где происходит этот процесс?

- Что необходимо для нормального протекания процесса фотосинтеза?

- А теперь подойдем к самому главному: доставке или транспортировке необходимых для фотосинтеза веществ.

- Каким путем доставляется к клеткам листа углекислый газ?

- Вспомним, как они устроены?-Межклеточные пространства, или межклетники, пронизывают всю толщину листа, соединяясь между собой. Ведь устьица в основном расположены на верхней стороне кожицы листа, а фотосинтез идет в клетках более глубоко расположенных тканей. Вот эта система межклетников и помогает углекислому газу добраться к зеленым клеткам, чтобы быть использованным для создания в ходе фотосинтеза органических веществ.

- Помимо углекислого газа в зеленые листья поступает и вода. Забирает ее растение из почвы. Вспомним, что об этом вы уже знаете?

- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Что за сила заставляет ее двигаться так высоко по стеблю?

- Сила эта называется силой корневого давления. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

- Куда же девается вся эта вода?

- Совершенно верно.

- Два этих процесса, испарение воды и всасывание ее корнем, очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

- Испаряясь с поверхности листьев, вода защищает лист от перегрева.

- Кроме того, транспорт веществ в растении обеспечивает доставку минеральных веществ к клеткам стебля, листьев, плодов и семян.

Выступают с подготовленными сообщениями. Задают друг другу вопросы.

Демонстрируют использованную в работе дополнительную литературу.

Выполняют тестовое задание.

Ответы:

А-4

Б-5, 6, 8, 10

В-4

Г-3

Д-2

Е-7, 9

Ж-1

Слушают учителя. Вспоминают изученный ранее материал, понятия: обмен веществ, газообмен, клеточное дыхание.Записывают тему в тетради.

- В зеленых клетках растения, в основном, в листьях.

- Наличие солнечного света, углекислого газа и воды.

- Через специальные образования, устьица.- Это две клетки, устьичная щель между ними, которая ведет в межклеточное пространство.

Работают с рисунками учебника (с. 59, с. 69) и таблицами. Слушают учителя.

Вспоминают, что в корне растения есть особая так называемая зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они проникают между частицами почвы, всасывают воду и передают ее дальше в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям.

Высказывают предположения на основе прочитанного ранее в учебнике или дополнительной литературе.- Испаряется

Находят в тексте учебника подтверждение взаимосвязи этих двух процессов (с. 77). Работают с рисунками на с. 75 учебника.

Составляют и заполняют таблицу совместно с учителем на доске и в тетрадях

5. - В качестве закрепления знаний по данной теме выполните задания на с. 78-79 учебника.

— Сможете ли вы теперь ответить на проблемный вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 78.

Выполняют задания № 7,8 из рубрики «Какие утверждения верны?».

Отвечают на вопросы задания, работая в парах, группах, самостоятельно или обращаясь за помощью к учителю.

Домашнее задание. Прочитайте текст из раздела 12 «Транспорт веществ в организме» на с. 74, 77.

Урок 32. Тема: ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Задачи:

Образовательная: сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении; дать понятие о соответствии строения органов растения выполняемым функциям;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные, задачи, делать схемы и рисунки.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Соответствие строения сосудов древесины и ситовидных трубок луба выполняемым функциям в процессе транспортировки веществ.

3. Закрепление. Подведение итогов урока.

Оборудование: таблицы «Корень и его зоны», рисунки учебника.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организационный момент

2. Основной этап.

- Выполним работу в виде таблицы, которая покажет соответствие строения транспортной системы растения выполняемым функциям.

Находят в тексте учебника подтверждение взаимосвязи этих двух процессов (с. 77). Работают с рисунками на с. 75 учебника.

Составляют и заполняют таблицу совместно с учителем на доске и в тетрадях

Название проводящих образований Особенности строения Соответствие

строения функциям

Сосуды древесины Различной толщины трубки, состоящие из члеников, каждый членик - это клетка, вытянутая и лишенная живого содержимого. Толстые стенки защищают их от смятия под напором соседних клеток; отсутствие живого содержимого не препятствует продвижению воды и минеральных веществ.
Ситовидные трубки луба Трубки имеют стенки, состоящие из целлюлозы и слегка одревесневшие; построены из смежных клеток, разделенных поперечными перегородками, пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито; через эти отверстия цитоплазмы соседних клеток соединяются; в этих клетках нет ядер и многих органоидов Утолщенные стенки защищают от напора соседние клетки.

Пронизанные отверстиями поперечные перегородки помогают соседним клеткам сообщаться между собой. Отсутствие ядра и многих органоидов не мешает передвижению органических веществ вниз по стеблю

3. - В качестве закрепления знаний по данной теме выполните задания на с. 78-79 учебника.

— Сможете ли вы теперь ответить на проблемный вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 78.

Выполняют задания № 7,8 из рубрики «Какие утверждения верны?».

Выполняют задания № 6, 8 рубрики «Проверьте свои знания».

Отвечают на вопросы задания, работая в парах, группах, самостоятельно или обращаясь за помощью к учителю.

Домашнее задание. Прочитайте текст из раздела 12 «Транспорт веществ в организме» на с. 74, 77. Составьте план рассказа о передвижении веществ в организме растения. Подготовьте интересную информацию о процессах всасывания воды растениями и процессах испарения.

Урок 33.Тема: ПЕРЕНОС ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Задачи:

Образовательная: познакомиться с особенностями переноса веществ в организме беспозвоночных животных; рассмотреть значение этого процесса в жизни животных;

Развивающая: продолжить формирование практических умений и навыков работы с источниками информации.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Перенос веществ в организм животных - важный процесс жизнедеятельности.
  3. Особенности переноса веществ у одноклеточных животных.
  4. Особенности переноса веществ в организме беспозвоночных животных. Роль гемолимфы.
  1. Закрепление. Подведение итогов.
Оборудование: таблицы «Тип простейшие», «Тип кольчатые черви. Дождевой червь», «Тип членистоногие. Класс Насекомые», рисунки учебника,

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1 2
1.— Итак, транспорт веществ происходит во всех живых организмах. Как переносятся в растениях органические и неорганические вещества, мы рассматривали на прошлом уроке.Вспомнить изученное нам поможет биологический диктант.

2. - Как вы уже знаете, для всех живых организмов характерен такой признак, как движение, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточногоорганоида - это перемещение веществ.

Слушают учителя.

Выполняют биологический диктант.

Фотосинтез, испарение, всасывание, корневое давление, сосудисто-волокнистый пучок, устьица, чечевички, межклетник, ситовидные трубки, сосуды, луб, древесина, кожица (работу выполняют в тетрадях для контрольных работ, по окончании работы тетради сдают). Слушают учителя. Составляют таблицу.

Уровни организации Примеры
1. Клетка - инфузория-туфелька

2. Ткань - кровеносная

Движение цитоплазы, ресничек. Перенос кислорода и питательных веществ.
3. Орган - желудок

4. Организм - птица

Сокращение мышц, способствующее перемешиванию пищи; работа желез и выделение секретов для расщепления белков. Взаимосвязь дыхательной, кровеносной, пищеварительной систем, обеспечивающих транспорт веществ
Таким образом, перенос веществ в организме - это важный процесс жизнедеятельности.

3. - Рассмотрим, как происходит перенос веществ у одноклеточных животных. - Найдите в тексте учебника описание процесса. Выделите опорные слова для составления рассказа.

4.-Совершенствуясь в ходе эволюции, организмы через колониальные формы вышли кболее сложной организации - многоклеточным. Рассмотрим процесс переноса веществ напримере беспозвоночных.

- Найдите в тексте учебника ответ на вопрос «Что усложнилось у организмов в ходе эволюции?».

- Какая из систем органов имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

—Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей беспозвоночных кольчатых червей и насекомых.

Записывают положение в тетрадь.Работают с текстом учебника.

Находят и называют опорные слова для составления рассказа. Амеба - цитоплазма - перетекание - перемешивание. Инфузория-туфелька - постоянная форма - пищеварительный пузырек - распределение веществ - круговое движение цитоплазмы.

Слушают учителя.

Работают с учебником, отвечают на поставленный вопрос: «Появились особые системы органов».- Кровеносная

Работают с текстом учебника и под руководством учителя составляют таблицу.

Черты сравнения Дождевой червь Насекомые
1. Тип кровеносной системы Замкнутая Незамкнутая
2. Строение кровеносной Сосуды Сосуды и сердце
3. Циркулирующая жидкость Кровь, жидкость красного цвета Гемолимфа, жидкость бесцветная
1 2
8. - Для закрепления изученной сегодня темы поработайте с вопросами учебника из рубрики «Проверьте свои знания» на с. 79.

- Выберите те вопросы, на которые вы сразу можете дать ответ, а также вопросы, на которые надо отвечать, предварительно поработав с текстом учебника, и вопросы, которые вызывают у вас затруднения.

Работают с вопросами, проводят их градацию по степени трудности.

Наиболее трудные вопросы разбирают в группах или прибегают к помощи учителя.

Домашнее задание. Изучить раздел 12. Ответить на вопросы в конце раздела.

Урок 34 Тема: ПЕРЕНОС ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Задачи:

Образовательная: познакомиться с особенностями переноса веществ в организме позвоночных животных; рассмотреть значение этого процесса в жизни животных;

Развивающая: продолжить формирование практических умений и навыков работы с источниками информации.

Воспитательная: воспитывать любовь к предметуТип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Кровеносная система позвоночных животных и ее роль в переносе веществ.
  4. Усложнение кровеносных систем позвоночных в ходе эволюции.
  5. Закрепление. Подведение итогов.
Оборудование: рисунки учебника, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Схемы кровообращения позвоночных животных»,

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос по вопросам учебника

3.Основной этап

- Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных.

В чем произошло усложнение?

У всех позвоночных кровеносная система устроена по единому плану. Попробуем показать это на схеме.

Каждый из органов, образующих систему, выполняет свои функции. Это тоже можно отразить в виде таблицы. Составьте ее у себя в тетради, работая с текстом учебника.

Отвечают на вопросыЗаписывают тему урокаРаботают с текстом учебника. Отвечают на поставленный вопрос.

—И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов.

-Появилось хорошо развитое сердце

Кровеносная системаСердце СосудыПредсердия артерии вены

Желудочки капилляры

Органы кровеносной системы Выполняемые функции
1. Предсердия 1. Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек.
2. Желудочки 2. Принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ее в артерии.
3. Артерии 3. Несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.
4. Вены 4. Несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
5. Капилляры 5. Мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
- Особенности строения кровеносной системы мы рассмотрели, поговорим теперь о составе крови позвоночных животных.

- Для этого поработайте с текстом учебника.

— Каждому из составляющих компонентов крови характерна своя функция. Назовите ее.

Рассказывает о функциях плазмы и тромбоцитов.

- Осталось рассмотреть, каким образом кровь переносит вещества в организме позвоночных.

- Кровь может переносить газы (кислород и углекислый газ) и органические вещества.

- С какими системами должна для этого «сотрудничать» кровеносная система?

6. - Несмотря на единый план строения кровеносной системы у позвоночных, имеются и отличия. Возникли они в ходе эволюции, по мере усовершенствования организмов, освоения новых сред обитания и усложнения организации.

На с. 76, 77 в тексте найдите пункты, по которым можно было бы показать усложнение кровеносной системы в ходе эволюции.

Работают с учебником.

Составляют схему.

КровьПлазма Тромбоциты

(пластинки)Клетки кровиэритроциты

(красные клетки) лейкоциты

(белые клетки)

Работают с текстом. Называют функции эритроцитов и лейкоцитов.

Слушают учителя.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- С дыхательной и пищеварительной.Слушают учителя. Работают с текстом. Составляют схему

Записывают вывод. «Кровь птиц и млекопитающих несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ». 7. Выполняют лабораторную работу.

Лабораторная работа «Строение клеток крови лягушки и человека»

  1. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при большом и малом увеличении.
  2. Рассмотрите микропрепарат крови человека при большом и малом увеличении.
  3. Опишите клетки крови лягушки и человека: форма строения, размеры. Сравните их размеры между собой.
  4. Нарисуйте эритроциты человека и лягушки в одном масштабе.
  5. Сделайте предположение о том, почему клетки крови лягушки и человека отличаются по своему количеству, строению, размерам. Как связано это с обменом веществ?
1 2
4. - Для закрепления изученной сегодня темы поработайте с вопросами учебника из рубрики «Проверьте свои знания» на с. 79.

- Выберите те вопросы, на которые вы сразу можете дать ответ, а также вопросы, на которые надо отвечать, предварительно поработав с текстом учебника, и вопросы, которые вызывают у вас затруднения.

Работают с вопросами, проводят их градацию по степени трудности.

Наиболее трудные вопросы разбирают в группах или прибегают к помощи учителя.

Домашнее задание. Изучить раздел 12 до конца. Ответить на вопросы в конце раздела. Дооформить лабораторную работу. Подготовить дополнительную информацию о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

Урок 35-36

Тема: ВЫДЕЛЕНИЕ. ВЫДЕЛЕНИЕ У РАСТЕНИЙ И ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Цели: изучить процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов; познакомиться со способами удаления продуктов распада растений и животных; показать роль процесса выделения в жизни организмов; продолжить

publekc.ru

Передвижение воды и питательных веществ в растении

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Вопрос 1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?Проводящие ткани вместе с механической тканью формируют особые структуры — сосудисто-волокнистые или проводящие пучки. Эти пучки проходят через все органы растения и образуют единую проводящую систему. Пучки называются закрытыми, если между лубом и древесиной нет камбия, и они не способны ко вторичному утолщению за счет его деятельности. Пучки называются открытыми, если в них между лубом и древесиной имеется камбий. Деление клеток камбия обеспечивает вторичное утолщение пучков, что в конечном итоге приводит к утолщению всего стебля. Одна часть проводящего пучка (ксилема, или древесина) обеспечивает восходящий ток воды и минеральных солей, другая - флоэма, служит для проведения (нисходящий ток) продуктов фотосинтеза к местам их использования или отложения в запас (подземные органы, созревающие плоды и семена и др.).

Вопрос 2. Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?Показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины, можно следующим опытом. Поставить в воду, подкрашенную красными или синими чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через трое-четверо суток вынуть побег из воды, смыть с него чернила и отрезать кусочек нижней части. На срезе будет видно, что у побега окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить веточки бальзамина или цветки подснежника, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья и лепестки, окрашивая их жилки в цвет чернил.

Вопрос 3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?Вода непрерывно поднимается по сосудам стебля вверх за счет корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.

Вопрос 4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?Убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба, можно, поставив следующий опыт. На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно делают кольцевой надрез. Удаляют с поверхности стебля кольцо коры и обнажают древесину. На стебле укрепляют стеклянный цилиндр с водой. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом, так как мы удалили ту часть стебля, по которой органические вещества должны передвигаться вниз. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых — почки.

Вопрос 5. Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?У однолетних растений вещества откладываются про запас в клетках плодов и семян, а у двухлетних и многолетних растений, кроме того, — в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корневищах, клубнях, луковицах, корнеплодах).

buzani.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта