Особенности взаимодействий растений и животных со средой доклад и примеры. Особенности взаимодействий растений и животных со средой
Презентация по экологии для 6 класса на тему "Особенности взаимодействия растений и животных"
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Вопросы Среда обитания Условия существования Экология растений Примеры растительных сообществ
2 слайд Описание слайда:Особенности взаимодействия растений и животных со средой (урок 2)
3 слайд Описание слайда:Вспомните понятие экология? Рассмотрим основные отличия растений от животных и их связи со средой, чтобы понять особенности их взаимодействия; есть много сходного, но есть и существенные отличия
4 слайд Описание слайда:1. Способ питания и обмен веществ РАСТЕНИЯ Поглощают из ОС минеральные вещества – воду, минеральные соли, углекислый газ, кислород. Из органических веществ растения строят своё тело СО2 + Н2О органические вещества Необходимые для их питания вещества (мин.соли и углекислый газ), поглощаются в виде водных растворов В ОС выделяют кислород, углекислый газ, пары воды, органические вещества, отмершие части (листья, корни), семена и плоды
1. Способ питания и обмен веществ ЖИВОТНЫЕ Питаются органическими веществами растений или других животных, потребляют воду Способны питаться твердой пищей В ОС выделяют углекислый газ, пары воды, мочу экскременты, а так же сбрасывают перья, шерсть, рога, покровы насекомых, змей
6 слайд Описание слайда:2. Степень подвижности РАСТЕНИЯ Укореняются в почве и живут постоянно на одном месте. Они ведут прикрепленный образ жизни. На новые участки «переползают» с помощью усов, корневищ (вегетативное размножение) ЖИВОТНЫЕ Могут активно перемещаться в пространстве (кроме коралл, губок)
7 слайд Описание слайда:3. Длительность роста РАСТЕНИЯ Растут всю жизнь, рост прекращается лишь с их гибелью ЖИВОТНЫЕ Их рост ограничен. Большинство животных перестает расти, достигнув зрелого возраста
4. Количество органов и способы их образования РАСТЕНИЯ Имеют множество одинаковых органов: листьев, корней, побегов, цветков, плодов В процессе роста образуются новые органы, а старые отмирают Органы растений постоянно обновляются ЖИВОТНЫЕ Число органов ограничено и постоянно (2 глаза) Органы формируются только один раз и функционируют в течение всей жизни, без замены Есть ли исключения?
9 слайд Описание слайда:5. Реакция на внешние воздействия РАСТЕНИЯ Усиленно растут и образует большое число плодов и семян при обилии света, тепла, влаги и хорошем питании. Их размеры могут увеличиться в десятки и сотни раз (сосна 30 см – 30 м) Вынуждены приспосабливаться ко всему разнообразию условий среды. При крайне неблагоприятных условиях переходят к состоянию вынужденного или глубокого покоя
10 слайд Описание слайда:5. Реакция на внешние воздействия ЖИВОТНЫЕ При плохом питании худеют, а при хорошем – толстеют и приносят больше потомства. Но не могут изменяться так сильно в размерах Если им не хватает корма, они совершают длительные переходы в поисках лучших условий Птицы на зиму улетают в теплые края Некоторые животные, как и растения, переживают неблагоприятные условия в состоянии покоя
6. Способы защиты РАСТЕНИЯ Должны защищаться от неблагоприятных условий и от поедания животными В них образуются ядовитые (у лютиков) или сильно пахучие (у лаванды) вещества, из – за которых они становятся несъедобными. Колючки так же защищают от животных Некоторые растения выделяют летучие вещества (черемуха, эвкалипт) – фитонциды, убивающие бактерий
12 слайд Описание слайда:6. Способы защиты ЖИВОТНЫЕ Прячутся или убегают от врагов, а иногда затаиваются Благодаря приспособительной окраске, они становятся незаметными (заяц - беляк) Иногда очень яркая и пестрая окраска предупреждает о том, что оно ядовито (божья коровка) У животных есть защита в виде игл или колючек (дикобразы)
Домашнее задание Повторить основные отличия растений от животных и их связи со средой
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист по охране труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-061641
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Особенности взаимодействий растений и животных со средой ... -reshimne.ru
Экология растений– наука, изучающая взаимоотношения растений с окружающей средой и друг с другом в растительных сообществах.Растения, как и всё живое - ϶ᴛᴏ открытые системы, т.к. они постоянно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. Но так как растения автотрофы и ведут прикреплённый образ жизни, то для них характерен ряд особенностей:1) огромная наружная поверхность - замечена ещё древними.Аристотель: ʼʼРастение - ϶ᴛᴏ вывернутое наизнанку животноеʼʼ.Огромная наружная поверхность необходима, так как растения автотрофы-фотосинтетики, все процессы фотосинтеза идут в наружных слоях растения.Вместе с тем, вода и м/соли поглощаются из почвы корневыми волосками, пограничными клетками очень разветвлённой корневой системы. Такая громадная надземная и подземная наружная поверхности обеспечивает нормальную жизнедеятельность растения.Но, чем больше площадь соприкосновения, тем сильнее влияние среды на организм.У животных усвоение пищи идёт во внутренних полостях, в связи с этим растения более зависимы от среды и более к ней чувствительны, чем животные.2) растения имеют более ограниченные возможности создавать внутреннюю среду.Животные, особенно теплокровные, имеют в данном отношении большие преимущества. Растения могу создавать внутреннюю среду, но в более ограниченной степени: t0 воздуха и t0 внутри растения мало различается.Но, к примеру, в бутонах и цветках ряда растений тундры t0 на 5-60 выше. Благодаря этому, насекомые залетают в цветки погреться и опыляют их. То же – у водных растений, к примеру, цветки виктории-регии. Внутри межклетников растений также поддерживается определённая оптимальная влажность, но тем не менее, при засухе растения часто гибнут.Растения сильно зависят от окружающей среды.3) у всех растений есть меристемы, сохраняющиеся в течение всей жизни.Это является следствием крайне важно сти образовывать наружную поверхность и прикреплённого образа жизни.Меристемы очень чутко реагируют на изменение условий среды (камбий весной активно делится, зимой деление нет).4) самые важные структуры очень хорошо защищены.К примеру: а) проводящие ткани в стебле находятся внутри, защищены покровными тканями, корой, а снаружи прикрыты механическими тканями;б) мужской гаметофит находится в пыльце, пыльца в пыльнике, пыльник защищен эпидермой;в) яйцеклетка находится в зародышевом мешке, зар. Размещено на реф.рфМешок – в семяпочке, семяпочка – в завязи, завязь защищена основаниями тычинок. Лепестков, чашелистиков.5) так как растения ведут прикреплённый образ жизни, то неблагоприятные условия они приспособились переносить в состоянии покоя. (все процессы жизнедеятельности заторможены: спящие почки, семена, клубни, корневища и т.д.)
Особенности взаимоотношения растений со средой.
Количество просмотров публикации Особенности взаимоотношения растений со средой. - 230
Лекция
ʼʼРастение и средаʼʼ.
План.
1. Особенности взаимоотношения растений со средой
2. Экологические группы растений.
3. Жизненные формы (биоморфы) растений.
Экология растений– наука, изучающая взаимоотношения растений с окружающей средой и друг с другом в растительных сообществах.
Растения, как и всё живое - ϶ᴛᴏ открытые системы, т.к. они постоянно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. Но так как растения автотрофы и ведут прикреплённый образ жизни, то для них характерен ряд особенностей:
1) огромная наружная поверхность - замечена ещё древними.
Аристотель: ʼʼРастение - ϶ᴛᴏ вывернутое наизнанку животноеʼʼ.
Огромная наружная поверхность необходима, так как растения автотрофы-фотосинтетики, все процессы фотосинтеза идут в наружных слоях растения.
Вместе с тем, вода и м/соли поглощаются из почвы корневыми волосками, пограничными клетками очень разветвлённой корневой системы. Такая громадная надземная и подземная наружная поверхности обеспечивает нормальную жизнедеятельность растения.
Но, чем больше площадь соприкосновения, тем сильнее влияние среды на организм.
У животных усвоение пищи идёт во внутренних полостях, в связи с этим растения более зависимы от среды и более к ней чувствительны, чем животные.
2) растения имеют более ограниченные возможности создавать внутреннюю среду.
Животные, особенно теплокровные, имеют в данном отношении большие преимущества. Растения могу создавать внутреннюю среду, но в более ограниченной степени: t0 воздуха и t0 внутри растения мало различается.
Но, к примеру, в бутонах и цветках ряда растений тундры t0 на 5-60 выше. Благодаря этому, насекомые залетают в цветки погреться и опыляют их. То же – у водных растений, к примеру, цветки виктории-регии.
Внутри межклетников растений также поддерживается определённая оптимальная влажность, но тем не менее, при засухе растения часто гибнут.
Растения сильно зависят от окружающей среды.
3) у всех растений есть меристемы, сохраняющиеся в течение всей жизни.
Это является следствием крайне важно сти образовывать наружную поверхность и прикреплённого образа жизни.Меристемы очень чутко реагируют на изменение условий среды (камбий весной активно делится, зимой деление нет).
4) самые важные структуры очень хорошо защищены.
К примеру: а) проводящие ткани в стебле находятся внутри, защищены покровными тканями, корой, а снаружи прикрыты механическими тканями;
б) мужской гаметофит находится в пыльце, пыльца в пыльнике, пыльник защищен эпидермой;
в) яйцеклетка находится в зародышевом мешке, зар. Размещено на реф.рфМешок – в семяпочке, семяпочка – в завязи, завязь защищена основаниями тычинок. Лепестков, чашелистиков.
5) так как растения ведут прикреплённый образ жизни, то неблагоприятные условия они приспособились переносить в состоянии покоя. (все процессы жизнедеятельности заторможены: спящие почки, семена, клубни, корневища и т.д.)
referatwork.ru
Особенности взаимодействий растений и животных со средой доклад и примеры
Экология растений– наука, изучающая взаимоотношения растений с окружающей средой и друг с другом в растительных сообществах.
Растения, как и всё живое - ϶ᴛᴏ открытые системы, т.к. они постоянно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. Но так как растения автотрофы и ведут прикреплённый образ жизни, то для них характерен ряд особенностей:
1) огромная наружная поверхность - замечена ещё древними.
Аристотель: ʼʼРастение - ϶ᴛᴏ вывернутое наизнанку животноеʼʼ.
Огромная наружная поверхность необходима, так как растения автотрофы-фотосинтетики, все процессы фотосинтеза идут в наружных слоях растения.
Вместе с тем, вода и м/соли поглощаются из почвы корневыми волосками, пограничными клетками очень разветвлённой корневой системы. Такая громадная надземная и подземная наружная поверхности обеспечивает нормальную жизнедеятельность растения.
Но, чем больше площадь соприкосновения, тем сильнее влияние среды на организм.
У животных усвоение пищи идёт во внутренних полостях, в связи с этим растения более зависимы от среды и более к ней чувствительны, чем животные.
2) растения имеют более ограниченные возможности создавать внутреннюю среду.
Животные, особенно теплокровные, имеют в данном отношении большие преимущества. Растения могу создавать внутреннюю среду, но в более ограниченной степени: t0 воздуха и t0 внутри растения мало различается.
Но, к примеру, в бутонах и цветках ряда растений тундры t0 на 5-60 выше. Благодаря этому, насекомые залетают в цветки погреться и опыляют их. То же – у водных растений, к примеру, цветки виктории-регии.
Внутри межклетников растений также поддерживается определённая оптимальная влажность, но тем не менее, при засухе растения часто гибнут.
Растения сильно зависят от окружающей среды.
3) у всех растений есть меристемы, сохраняющиеся в течение всей жизни.
Это является следствием крайне важно сти образовывать наружную поверхность и прикреплённого образа жизни.Меристемы очень чутко реагируют на изменение условий среды (камбий весной активно делится, зимой деление нет).
4) самые важные структуры очень хорошо защищены.
К примеру: а) проводящие ткани в стебле находятся внутри, защищены покровными тканями, корой, а снаружи прикрыты механическими тканями;
б) мужской гаметофит находится в пыльце, пыльца в пыльнике, пыльник защищен эпидермой;
в) яйцеклетка находится в зародышевом мешке, зар. Размещено на реф.рфМешок – в семяпочке, семяпочка – в завязи, завязь защищена основаниями тычинок. Лепестков, чашелистиков.
5) так как растения ведут прикреплённый образ жизни, то неблагоприятные условия они приспособились переносить в состоянии покоя. (все процессы жизнедеятельности заторможены: спящие почки, семена, клубни, корневища и т.д.)
otvetytut.com
Особенности взаимодействия растений и животных со средой обитания
Учащиеся должны знать: способы питания и обмен веществ, длительность роста, степень подвижности, реакция на внешние воздействие, способы защиты.
1.Организационный.2.Проверка д/з.На прошлом уроке мы с вами познакомили с разделом экологии-экология растений:Дайте определение что изучает эк. Раст.Какие среды обитания вы знаете и что необходимо для жизни растений(какие условия среды, как их еще называют)Рассказать о условиях существования.(разичные-выс и низк темп. Засушливые и увлажн районы, богатые и бедные почвы.)Что такое взаимосвязи орг-в со ср обит.
Вы помните что растения не живут изолированно а что образуют?. Как можно назвать общим словом леса луга болота? Но также мы мы знаем что в раст сообществах живут животные то какие мы можем сказать взаимосвязи создаються с растениями и кем?
3.На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями взаимодействий растений и животных со средой. В чем их отличие и что есть сходного.Записываем в тетради тему урока.Будем заполнять с вами таблицу.РастенияЖивотные
1.Способ питания и обмен веществ.
Из окр.ср раст поглощают.Минеральные вещества-вода, мин.соли, СО2, О2. все это в виде водных растворов.Из угл газа и кислорода в процессе фотосинтеза образ орг вещества-из них растений строит свое тело. А в окр среду выделяют кислород, угл газ орг вещ летучие(пары)и раствор в воде, так же в окр среду попадают отмершие части растений)листья корни кора, семена и плоды. Питаються готовыми органич. Веществами растений или других животных, вода.то есть животные способны заглатывать твердую пищу.В окр среду выделяеться СО2 и другие газы(не кислород!) пары воды, моча, экскременты, с непереварен. Остатками пищи. Также животн сбрасывают перья, волосы рога, кожа(змей , насекомых) и др.
2.Степень подвижности
Укореняються и живут постоянно. Прикрепленный образ жизни.могут перемещаться на небольшие расстояния (ввысь и вширь) за счет разрастанияусы, корни.Ветром могут перене
univerfiles.com
Взаимодействие организмов со средой
Любое живое существо является организмом, отличающимся от неживой природы совокупностью определенных свойств, присущих только живой материи, — клеточной организацией и обменом веществ. С современных позиций организм представляет собой самоорганизующуюся энергоинформационную систему, преодолевающую энтропию за счет поддержания состояния неустойчивого равновесия.Изучение взаимосвязи и взаимодействия в системе «организм — среда», привели к пониманию того, что живые организмы, населяющие нашу планету, существуют не сами по себе. Они всецело зависят от окружающей среды и постоянно испытывают на себе ее воздействие. Каждый организм успешно выживает и размножается в конкретной среде обитания, характеризующейся относительно узким диапазоном температур, количеством осадков, почвенными условиями и т.д.
Следовательно, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие, является их средой обитания. Из нее организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ. Среда обитания каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Условия жизни, или условия существования, — совокупность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.
Гомеостаз — самовозобновление и поддержание постоянства внутренней среды организма.
Живым организмам присуще движение, реактивность, рост, развитие, размножение и наследственность, а также адаптация. При обмене веществ, или метаболизме, в организме протекает ряд химических реакций (например, при дыхании или фотосинтезе).
Такие организмы, как бактерии, споеобны создавать органические соединения за счет неорганических компонентов — соединений азота или серы. Такой процесс называется хемосинтезом.
Обмен веществ в организме происходит только при участии особых макромолекулярных белковых веществ — ферментов, выполняющих роль катализаторов. В регулировке процесса метаболизма в организме ферментам помогают витамины и гормоны. Вместе они осуществляют общую химическую координацию процесса метаболизма. Метаболические процессы протекают на всем пути индивидуального развития организма — онтогенеза.
Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом за весь период жизни.
Среда обитания организма — совокупность постоянно меняющихся условий его жизни. Земная биота освоила три основные среды обитания: водную, наземно-воздушную и почвенную вместе с горными породами приповерхностной части литосферы.
jbio.ru
Общая экология Взаимоотношения организма со средой
Общие закономерности влияния абиотических факторов среды на живые организмы. Закон лимитирующих факторов. Закон толерантности. Понятие об оптимуме, пессимуме. Экологическая валентность. Модифицирующее действие факторов. Взаимодействие факторов. Среды жизни. Основные адаптации организмов к водной и воздушно-наземной средам обитания в связи со спецификой условий в них. Общее понятие об экологических факторах. Биологический оптимум. Экологическая валентность и экологические спектры видов. Принципы адаптации живых организмов к условиям среды. Гомеостаз. Принципы и примеры экологических классификаций живых организмов. Основные экологические переменные (факториальная экология). Экологические факторы и ресурсы. Лимитирующие факторы и взаимодействие факторов. Экологические факторы и ресурсы. Лимитирующие факторы и взаимодействие факторов. Специфика теплообмена у экто- и эндотермных животных. Пойкилотермия, гомойотермия и гетеротермия. Химическая, физическая и поведенческая терморегуляция. Экологические преимущества пойкило- и гомойотермии.
Влажность. Роль влажности в жизни наземных организмов. Пути поступления и расхода влаги у растений и животных. Адаптации пойкилогидрических и гомойогидрических растений. Экологические группы растений по водному балансу. Способы регуляции водного баланса у животных. Экологические группы растений и животных по водному балансу. Водно-солевой обмен у животных.
Солнечное излучение как ресурс среды. Действие различных частей спектра солнечного излучения на живые организмы. Роль света в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свету и их адаптивные особенности. Фотопериодизм. Свет как фактор зрительной ориентации животных. Различные способы визуальной ориентации животных. Основные типы органов зрения в зависимости от уровня эволюционного развития и экологии вида. Ориентация по астрономическим объектам при миграциях. Совместное действие температуры и влажности на живые организмы.
Климатические факторы. Типы климата и сезонные циклы у растений и животных. Географическое распространение наземных организмов. Правила зональной смены местообитаний (В. В.Алехин, Г. Я. Бей-Биенко, М. С. Гиляров).
Среды жизни. Основные адаптации организмов к водной и наземно-воздушной средам обитания в связи со спецификой условий в них. Наземно-воздушная среда и ее особенности. Основные экологические факторы наземно-воздушной среды и их особенности. Адаптации к специфическим условиям обитания у наземных растений и животных.
Водная среда и ее специфика. Основные адаптации гидробионтов, обусловленные физическими свойствами воды. Газовый режим и пути приспособления к дефициту кислорода у растений и животных. Специфика водно-соляного обмена у пойкило- и гомойоосмотических организмов. Температурные условия в водной среде. Световой режим и адаптации у растений и животных к разным условиям освещенности. Специфические способы ориентации. у первичных и вторичных гидробионтов. Особенности питания в водной среде и экологическая роль биофильтраторов. Основные экологические зоны океана и пресных водоемов. Основные экологические группы гидробионтов и адаптации в них.
Почва как среда обитания. Специфика почвы как трехфазной системы. Особенности газового, водного и температурного режима почвы. Экологические группы почвенных организмов по степени связанности с почвой. Специфика адаптации у представителей микро-, мезо-, макро- и мегафауны почвы. Почва как пример биокосной системы.
Живые организмы как среда обитания. Степень раз«игия эндобиоза в природе. Специфика условий обитания эндобионтов: постоянство химизма среды, обилие пищи, условия дыхания, опосредованность температурных воздействий среды через организм хозяина. Основные экологические адаптации эндо- и эктобионтов.
Формы взаимоотношений организмов в природе. Трофические, топические, генеративные взаимоотношения. Экологическая и эволюционная роль конкурентных отношений.
Общие понятия и классификация основных биотических факторов. Специфика проявления биотических связей в межвидовых и внутривидовых взаимоотношениях. Пища как важнейший экологический фактор. Хищничество и паразитизм. Математические модели Лотки-Вольтерра. Динамика популяций хищника и жертвы. Модели в системах "хищник - жертва" и "растение - растительноядное животное". Популяционная динамика паразитизма. Внутривидовая и межвидовая конкуренция. Опыты Г.Ф. Гаузе и др. Правило конкурентного исключения. Мутуализм как форма симбиотического взаимоотношения. Мутуализм и поведенческие взаимосвязи. Значение мутуалистических взаимоотношений в жизни видов.
studfiles.net