Организм растения. Секреты успеха растений, или Растительный организм как единое целое

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по теме "Организм растения - единое целое". Организм растения


Растительный организм как единое целое

Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии,  что обуславливает их дальнейший рост и развитие.

Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.

Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.

Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.

Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт. Нарушение строения и жизнедеятельности одного орга­на отражается на других.

Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.

Растение не только растёт, увели­чивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение  в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и  плоды, и в конечном итоге отмирает.

Выделяют четыре периода развития покрытосемен­ных растений.

·        Зародышевый  —  от образования зародыша до его прорастания.

·        Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.

·        Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.

·        Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.

Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.

У большинства растений обычно выделяют следующие фа­зы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.

Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.

Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.

Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.

Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются кустарничками (черника, клюква, брусника).

Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.

Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).

Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).

Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (одуванчик, тюльпан, ирис). 

videouroki.net

Организм как живая система

Органы растений и животных

Живые организмы состоят из органов.

Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

У животных есть такие системы органов:

  • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
  • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
  • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
  • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
  • половая — отвечает за размножение организмов;
  • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

Свойства живых организмов. Рост и развитие

В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и вода, дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным .

Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку. На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями. Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

Питание и его типы

Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом . Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима энергия солнечного света. Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными. Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные : они употребляют и растительную, и животную пищу.

Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным .

Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная . Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

У растений нет специальных органов дыхания, поэтому воздух попадает в растительного организма через специальные отверстия-устьица, размещенные на стебле и листьях. Дышат растения все время в течение суток, но используют гораздо меньше кислорода, чем выделяют в ходе фотосинтеза. Именно поэтому растения называют «зелеными легкими» нашей планеты.

Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу. Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм. Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования. Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии. Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется. Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света. Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются. Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения). Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений. При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную температуру тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

Виды размножения животных и растений

Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое .

При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки. Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток. Из них образуется одна клетка — зигота , из которой развивается новый организм.

У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием. Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми. Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры , которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

Поведение животных и растений

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца. Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части. Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция. Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

Значение приспособления организмов к условиям существования

Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды. Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

И наоборот, окраска и поведение животных могут быть очень заметными. Так, ярко окрашенные ядовитые (колорадский жук, божья коровка) или жалоносные (осы, пчелы) насекомые «извещают» об опасности встречи с ними. А угрожающие позы различных змей и хищников отпугивают врагов. Также яркую окраску и специфическое поведение вызывает, например, встреча особей разных полов.

Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Урок по теме "Организм растения

Разделы: Биология

Цели:

  1. Сформировать представления о растительном организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
  2. Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  3. Развивать познавательный интерес к биологии.
  4. Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
  5. Заботиться о сохранении здоровья детей.

Тип урока: урок обобщения.

Методы обучения:

  • частично – поисковый;
  • проблемный;
  • эвристический.

Оборудование:

  • инструктивные индивидуальные карты урока;
  • сообщения учащихся;
  • комнатные растения;
  • CD – диск с презентацией урока по данной теме.

Ход урока

Приветствие (Здравствуйте гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)

1. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. (Слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. (см. Приложение 1)

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)

2. Уровни организации живого. Их усложнение в ходе эволюции.

Проблемный вопрос.

- Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. (Слайд №2)

- Можно ли клетку назвать биологической системой?

- Вспомните, из каких частей состоит клетка? (Слайд №3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка).
  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).
  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган).
  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).
  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом). (Слайд №4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. (Слайд №5)

Продолжите запись понятия « организм». (Слайд №6)

3. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

(Дети продолжают запись в индивидуальную карту.)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

  • Строение растительного организма.

- Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) (Слайд №7)

- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Слайд №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Между органами растения идет спор. Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». « Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..». Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (карточка №1).

  • Функции органов растения.

Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Слайд №9)

Карточка №1.

термины

определения

1. корень

2. стебель

3. лист

4. цветок

5. орган

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд №10)

Ответы:

  • 1 – В
  • 2 – Б
  • 3 – А
  • 4 – Г
  • 5 – Д

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. (Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультурная минутка.

  1. Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише; деревцо всё ниже, ниже. (Слайд №11)
  2. Мы становимся все выше, достаем руками крыши. На два счета поднялись, три – четыре руки вниз. (Слайд №12)

Предлагаю вам решение новых биологических задач:

Задача №1. (Слайд №13)

И.А.Крылов написал замечательные строки:

«Чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам, Погружаться в искусства, науки, предаваться страстям и мечтам».

- О каких органах растения он написал? (Лист и корень.)

Узелки на память. (Слайд №14)

  • Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
  • Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

Задача №2.

- Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. (Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы - дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса - защитную функцию, а усики гороха - опорную функцию.) (Слайд №15)

- От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение.)

Узелки на память. (Слайд №16)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

- Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. (Где нет листьев, там нет и фруктов.) (Слайд №17)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Задача №3.

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.)

- Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм, а это значит (Слайд №18):

  1. Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
  2. Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
  3. А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

Домашнее задание. (Слайд №19)

  1. На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
  2. Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию.

Рассказ об этом приготовила Наташа.

Бамбук – древовидная трава. (Слайд №20)

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, являющегося «древовидной травой» с ботанической точки зрения. За одни сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на один метр. Стебель бамбука полый, как соломина, в нём различают узлы и междоузлия. Но стебель этот очень прочный. Итак, бамбук – это злак, достигающий часто гигантских размеров. Есть стебли бамбука, достигающие в толщину 10 – 30 см. А высота бамбука достигает на его родине, на Севере, 20 – 50 м. Вот это злак! Молодой бамбук всходит так же, как и пшеница и рожь. Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение. Прирост стебля бамбука в зависимости от вида и условий жизни может доходить до 50 – 90 см в сутки. Зато ростовой период продолжается всего около сорока дней. А затем начинается созревание стебля и его одревеснение, которое длится несколько лет. В бамбуковых рощах в тёплое влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растёт бамбук очень быстро, и из – за возникающего трения появляются эти звуки.

4. Подведение итогов.

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Растительные организмы - это... Что такое Растительные организмы?

Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения.

Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа — учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой. Как выразился сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке Джоэл Кракрафт (англ. Joel Cracraft), «мы выполнили великолепную работу по классификации организмов размером с муху и крупнее, однако более мелкие формы до сих пор остаются малоизученными»[1]. Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287  655 различных видов растений, среди них около 258  650 цветковых, 16  000 мхов, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей (см. таблицу ниже).

Растения являются объектом исследования ботаники.

Определение

История

Вопрос о том, что же называть растением, выглядит не столь однозначным, как это кажется на первый взгляд. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, неспособные самостоятельно передвигаться (в противоположность животным)[2]. Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений[3].

Современность

Определяющие признаки

Появление и эволюция

Разнообразие

Предполагают, что в целом на Земле распространено более 350 тыс. видов растений. К 2004 году учёным удалось классифицировать 287 655 видов, среди них 258 650 цветковых, 16 000 мохообразных, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей.

Строение растений

Жизненный цикл растений

Размножение

Для растений характерны два вида размножения: половое и бесполое. Для высших сосудистых растений единственной формой полового процесса является оогамия. Из форм бесполого размножении широко распространено вегетативное размножение.

Происхождение

Трудами многих поколений ботаников выявлены основные вехи становления и развития отдельных структур, органов и растений в целом, начиная от одноклеточных микроскопических водорослей и кончая высокоразвитыми цветковыми растениями, у которых физиолого-биохимические процессы и морфологические образования достигли высокого уровня развития. В основе понимания развития мира растений в целом, как во времени, так и в пространстве, лежит современное эволюционное учение. Его данными, в частности, твёрдо установлена сопряжённая эволюция мира растений и животных (особенно насекомых, птиц и млекопитающих).

Значение

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы CO2 и выделяют O2. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая O2, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Пищевая промышленность

Одомашнивание растений

Человеком одомашнено свыше 200 видов растений, относящихся к более чем 100 ботаническим родам. Их широкий таксономический спектр отражает разнообразие мест, где они были одомашнены. Основные продовольственные растения, используемые в культуре в настоящее время были одомашнены в странах юго-западной Азии. В настоящее время это территории Ирака, Ирана, Иордании, Израиля и Палестины. Вероятно, древним земледельцам было известны преимущества вегетативного размножения (клонирования) и близкородственного скрещивания (инбридинга). Примеры растений, репродуцируемых клонированием: картофель, фруктовые деревья. Почти все питательные вещества получаемые людьми с пищей в этих странах поступали от высоко углеводных злаков с довольно высоким содержанием белка (пшеница, ячмень). Тем не менее, белки злаков не полностью сбалансированы по аминокислотному составу (низкое содержание лизина и метионина). Эти злаки древние земледельцы дополнили бобовыми растениями — горох, чечевица, вика. Единственный культурный злак — рожь возник гораздо позже, чем пшеница и другие культурные растения. Самоопылитель лён имеет семена богатые жиром, что дополнило пищевую триаду ранних земледельцев (жиры, белки, углеводы). Ранние земледельцы составили набор одомашненных растений, которые удовлетворяют основным потребностям человека в пище и сегодня. В дальнейшем имело место постепенное распространение культурных растений из очага их возникновения в новые районы. В итоге, одни и те же растения стали пищевыми для населения всего мира. Часть культурных растений прошли одомашнивание в странах юго-восточной Азии. Сюда относятся такие самоопылители как хлопок, рис, сорго, арахис.

Современные культуры растений

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные и главным образом цветковые (покрытосеменные) растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Современное общество трудно представить без тонизирующих растений — чая, кофе, какао, равно как без винограда — основы виноделия, или без табака.

Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

Лёгкая промышленность

Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Деревообрабатывающая промышленность

Ежегодно потребляется огромное количество леса — в качестве строительного материала, источника получения целлюлозы и др.

Энергетика

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

Медицина и химия

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

Экология

Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным источником энергии и органического материала почти для всех экосистем. Фотосинтез радикально изменил состав ранней земной атмосферы, которая содержит в настоящее время около 21 % кислорода. Животные и многие другие аэробные организмы нуждаются в кислороде, анаэробные формы относительно редки. Во многих экосистемах растения являются основой пищевых цепей.

Наземные растения являются ключевыми компонентами водного и других биохимических циклов. Некоторые растения эволюционировали совместно с азотфиксирующими бактериями и включены в кругооборот азота. Корни растений играют существенную роль в развитии почвы и предотвращении её эрозии.

Распределение

Наземные растения дают приют многочисленным насекомым и животным и создают обстановку, благоприятную для жизни всех

Экологические взаимосвязи

Многие животные эволюционировали совместно с растениями. Многие насекомые опыляют цветки в обмен на пищу в форме пыльцы или нектара. Животные едят фрукты и распространяют семена с фекалиями. Большинство видов растений выработали симбиоз с различными видами грибов (микориза). Грибы помогают растению извлекать воду и минеральные вещества из почвы, а растение снабжает грибы углеводородами, произведёнными в результате фотосинтеза. Существуют также симбиотические грибы — эндофиты, которые живут внутри растений и способствуют росту организма-хозяина.

Паразитизм
Хищные растения

Существует более 500 видов хищных растений. Произрастают хищные растения обычно на почвах, бедных питательными веществами и минеральными солями. «Хищность» растений обусловлена недостатком азота в почвах, именно поэтому растения-хищники приспособились получать азот из насекомых, которых они ловят с помощью разнообразных хитроумных ловушек.

Самым известным хищным растением лесов России является Росянка круглолистная (Drosera rotundifolia). Это растение выделяет по краям листьев липкую жидкость, похожую на росу, — кислый пищеварительный сок. Насекомое садится на капельку «росы», приклеивается и становится жертвой росянки.

Другие известные растения-хищники — венерина мухоловка, дарлингтония, жирянка, росолист.

Классификация

Эволюция систем классификации

См. также

Примечания

В Викисловаре есть статья «растение»

dic.academic.ru

Секреты успеха растений, или Растительный организм как единое целое

Разделы: Биология

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Планируемые результаты обучения:

  • Учащиеся должны знать:
    • о необходимости функционирования всех органов растения для нормальной жизнедеятельности организма;
    • о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ.
  • Учащиеся должны уметь:
    • сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Основное содержание:

1. Актуализация знаний учащихся:

  • На какие две группы делят органы растения? Назовите органы растения.
  • Какие процессы жизнедеятельности характерны для растительного организма?

2. Обобщение и систематизация знаний:

2.1. Органы цветкового растения, взаимосвязи между ними в процессе жизнедеятельности:

2.1.1. Функции корней. 2.1.2. Функции стеблей. 2.1.3. Функции листьев. 2.1.4. Функции цветков. 2.1.5. Функции плодов. 2.1.6. Функции семян.

2.2. Значение процессов жизнедеятельности растительного организма:

2.2.1. Значение минерального питания. 2.2.2. Значение фотосинтеза. 2.2.3. Значение дыхания. 2.2.4. Значение испарения воды. 2.2.5. Значение размножения.

3. Обмен веществ – основной признак живого организма.

4. Растение – целостный организм. Влияние повреждения какого-либо органа на жизнедеятельность растительного организма.

5. Формулирование выводов. Подведение итогов урока.

Краткое содержание материала:

Функции органов растения.

Функции корней:

  • Поглощение воды с растворенными минеральными веществами.
  • Удерживание растения в почве.
  • Запасание питательных веществ.

Функции стеблей.

  • Передвижение веществ.
  • Удерживание органов.

Функции листьев:

  • Фотосинтез.
  • Испарение воды.

Функции цветков:

Функции плодов:

Функции семян:

Значение процессов жизнедеятельности растительного организма.

Значение минерального питания:

  • Поглощение воды.
  • Поглощение минеральных солей (калий, азот, фосфор).

Значение фотосинтеза:

  • Образование кислорода.
  • Образование глюкозы.
  • Уменьшение концентрации углекислого газа в воздухе.

Значение дыхания:

  • Газообмен (кислород ––> углекислый газ).

Значение испарения воды:

  • Способствует поглощению воды корнем.
  • Защита от перегрева.

Значение роста:

  • Увеличение размеров.

Значение развития:

  • Качественные и количественные изменения растений в определенные этапы жизни.

Значение размножения:

  • Увеличение числа особей.

Выводы:

  • Обмен веществ – основной признак живого организма. Обмен веществ обусловливает дальнейший рост и развитие растения.
  • Все органы взаимосвязаны.
  • Растение – целостный организм.

Дополнительный материал:

  • Между ростом и развитием растения имеется очень глубокая связь. Обычно многолетние растения зацветают не в первый год жизни, а лишь через несколько лет (иногда несколько десятков лет). Так, выращивая шиповник при круглосуточном освещении, удалось заставить его цвести на первом году жизни, а не на 3-4-м, как он обычно цветет. Таким образом, ускоряя рост растения, можно вызвать и более раннее его цветение.
  • Ростом и развитием всех органов растения человек научился управлять путем применения приемов агротехники, подкормки и своевременных посевов и посадок.
  • Обмен веществ и энергии в клетках растений происходит постоянно. Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растение накапливает энергию в процессе фотосинтеза и освобождает её при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности.
  • Биологи нашли способы разведения растений без почвы. Гидропоника (от греч. «гидро» – вода и «по'нос» – работа) – земледелие без почвы. Это система, позволяющая искусственно выращивать овощные и другие культуры в особых минеральных субстратах (от лат. substratum – подстилка, основа) вроде крупного песка. Все необходимые неорганические вещества в точно отмеренных количествах растения получают из специально приготовленных растворов, которыми поливают такой «огород». При этом они не зависят от почвенных условий. Гидропоника стала давать продукцию овощей в промышленных масштабах. Одно время даже надеялись, что благодаря ей удастся обеспечить продовольствием всё население Земли. Но, увы, оказалось, что некоторые культуры экономически выгоднее выращивать традиционным способом: слишком дороги растворы и автоматизированные устройства для полива. С применением гидропоники удаётся получить высокие и дешёвые урожаи некоторых культур (например, помидоров). Однако их безвкусные плоды лишены многих ценных веществ, которые есть в обычных грунтовых растениях.
  • Древние римляне ежегодно весной устраивали веселый праздник, посвященный Флоре (лат. flora – цветок) – богине цветения колосьев, садов и цветов, дарующих обильный урожай. Позднее в её честь стали называть флорой весь растительный мир. (Рембрант. Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.)
  • Секвойя за свой долгий век вырастает до 100 м и более, диаметр ствола которых достигает 20 м. В США во время одной из выставок на пне подобного дерева разместился ансамбль танцоров со всем оркестром.

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Аванта+, 2001.
  2. В.В. Пасечник Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2006.
  3. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Биология: тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2000.
  4. Н.И. Галушкова Биология: поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2005.
  5. В.И. Кузнецова Уроки биологии 6-7 класс. М.: Просвещение, 1991.

Приложение

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Растительный организм как единое целое

Разделы: Биология

Цель урока: создать условия для формирования представления о целостности растительного организма, формирования умений выделять особенности строения органов растений, их функции, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с учебной информацией.

Учебные задачи:

1) образовательная -

  • систематизировать знания о взаимосвязи всех органов в растительном организме и взаимосвязи растений со средой обитания;
  • способствовать усвоению понятий "обмен веществ" и "обмен энергии", их значение для растительного организма; о взаимосвязи между органами растений; о взаимосвязи строения органов и их функций; "биологическая система",
  • 2) развивающая -

  • развивать представление о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; об обмене веществ как главном признаке живого организма;
  • совершенствовать умения анализировать, конкретизировать учебную информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие логического и системного мышления, мировоззрение: представление о целостности организма, о взаимосвязи его органов и жизненных функций;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, таблицами, схемами, натуральными объектами, наблюдать; развивать исследовательские умения и навыки;
  • 3) воспитательная -

    • воспитывать активность, дисциплинированность обучающихся; культуру умственного труда, коммуникативных навыков: умение слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; совершенствовать эстетическое восприятие, продолжить формирование научного мировоззрения на примере взаимосвязи строения и функций; познаваемости и единства живого организма.

    Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

    Методы обучения. Словесные, наглядные, практические; прблемно - поисковый, исследовательский, работа с учебным текстом, работа в группах, диалог.

    Образовательные технологии: элементы личностно ориентированной технологии, проблемного обучения, учебно - исследовательской деятельности.

    Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Оборудование. Таблица "Строение клетки", магнитная аппликация "Строение клетки", коллекции, гербарии, компьютер, проектор, презентация "Растение - целостный организм"; УМК: авторская линия В.В. Пасечника: В.В. Пасечник "Биология. Растения. Бактерии. Грибы" 6 класс, М., "Дрофа", 2010 год. "Рабочая тетрадь по биологии". К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 6 класс", М.,

    Формирование и развитие УУД

    1) личностные -

    • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания, доказательства сходства строения клеток растительного организма; единства и целостности растительного организма; взаимосвязи органов растения;
    • самооценка на основе критерия успешности;
    • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ;

    регулятивные -

    • самостоятельно формулировать учебную цель, тему урока;
    • составлять план решения вопросов; работать по плану; сверять свои действия с целью;
    • совершенствовать самостоятельность в работе;

    познавательные -

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; выделять основную и второстепенную информацию;
    • умение осознанно строить речевое высказывание;
    • умение сжато и выборочно передавать содержание текста, выделять главное;
    • способность анализировать, выделять существенные признаки, строить логические цепочки, рассуждать и доказывать;
    • структурирование знаний;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

    4) коммуникативные -

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
  • разрешение конфликтов.
  • Ход урока

    1. Организация класса на работу. /1- 2 мин/

    2. Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: "Вы - талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению". Скоро вы убедитесь в справедливости этих слов, вас ждёт открытый урок. Скажите каждый себе: " Я знаю всё!" и мы начинаем работать. Я желаю вам удачи.

    3. Актуализация знаний.

    1) Какие Царства живой природы мы изучили?

    2) Назовите Отделы Царства Растения.

    3) Укажите основной признак покрытосеменных растений.

    4) Назовите организмы и укажите царства, к которым они относятся. /учитель демонстрирует гербарии растений, муляжи плодовых тел шляпочных грибов, грибов - трутовиков, шишки голосеменных растений, лишайники, побеги каштана, рябины, клубни картофеля, луковица/

    Когда я готовила сегодняшний урок, то решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать. Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на более точную формулировку темы урока.

    Скажите, как называется самая малая структурная часть любого живого организма?

    Что такое клетка?

    Из имеющихся составных компонентов смоделируйте клетку. (делают аппликацию)

    Клетка - это ...(целостный живой организм).

    Когда она будет работать как целостный живой организм? (Когда все части клетки будут взаимосвязаны и будут функционировать как единое целое).

    Постройте модель клетки на магнитной доске. /учащиеся работают моделью клетки/.

    Какие ассоциации у вас возникают на слово растение?

    4. Составьте схему - кластер.

    Дополнить схему в конце урока. (показать взаимосвязь между органами)

    Из чего состоят все органы растений? (Из тканей, а ткани объединяются в органы.).

    Назовите ткани растений. (работа с обобщающей таблицей).

    Составьте схему взаимосвязи: клетки ткани органы.

    Вывод:

    Взаимосвязь клеток и тканей обеспечивает целостность растительного организма.

    Каждый орган растений содержит почти все виды тканей.

    Сходство клеток растений свидетельствует о единстве строения растения.

    Учитель читает басню И.А. Крылова "Листы и корни" (текст басни на столах обучающихся) Анализ басни по вопросам. Кто является героями басни? Чем являются корень и листья у растений? О чём спорят листья с корнем? Что, на ваш взгляд, является главной мыслью басни? (работа с текстом басни)

    На основе прочитанной басни сформулируйте проблему и поставьте проблемный вопрос. Какой проблемный вопрос вы могли бы поставить, проанализировав басню?

    Как можно решить проблему?

    Что мы должны доказать в ходе урока, т.е. что является целью нашего урока?

    Организация работы в группах. Приложение № 1.

    "Корень" (задание) "Стебель" (задание) "Лист" (задание) "Цветок и плод". / Работа с текстом учебника, рис, таблицами/.

    Задание. Систематизируйте и обобщите изученный материал, выделите главное в строении и функциях органов. Докажите взаимосвязь строения и функций органов. Докажите важность данного органа и ответьте на вопрос:

    "Можно ли выделить у растения какой-то один главный орган или нет? Дополните схему.

    Анализ экспериментов: / Работа с текстом учебника, рис, таблицами/.

    1) Как можно доказать дыхание корней и листьев?

    2) Как экспериментально доказать, что в листьях на свету образуется крахмал?

    3) Как экспериментально доказать, что в листья испаряют воду?

    4) Как экспериментально доказать, что стебель проводит воду и минеральные соли?

    Отчёт групп. Заслушиваются ответы учеников.

    Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою важную функцию.

    5. Спрогнозируйте, что произойдёт с растением, если...

    Предположим, произошло нарушение работы одного из органов. Отразится ли это на работе организма в целом? Будем решать эту проблему в группах.

    Растение - уникальный организм, который является единым целым, но между тем, между органами есть противоречия.

    Как объясните противоречие между корнем и листьями? (по выполняемым функциям)

    Предлагаю проблему: листу и растению постоянно нужна вода, а он её всё время теряет. Корень имеет воду в избытке и не прочь от неё избавиться. /Заслушиваются ответы учащихся/

    Решение проблемы: надо перекачать избыток воды из корня в листья. Роль водопровода берёт на себя стебель. Он доставляет воду к листьям.

    Как объясните противоречие между корнем и листьями? (по отношению к органическим веществам). / Заслушиваются ответы учащихся/

    Пример батарейки (антиподы). Учитель демонстрирует батарейки.

    Задание. Сопоставьте и найдите "противоположные" органы у растения. (Один орган производит, другой - потребляет.) / Заслушиваются ответы учащихся/

    Вывод: листья создают ОВ, а корни - потребляют. Корень - нижний "насос", листья - верхний "насос".

    Составьте схему взаимосвязи между органами растений.

    Вывод: растения - живые биологические системы, которые функционируют как единое целое.

    Вывод: итак, мы определили, что каждый орган отвечает за определённую функцию: /ответы учащихся/

    • корень - минеральное питание, опора, запас питательных веществ;
    • стебель - транспорт веществ, защита, опора, вынос листьев к свету;
    • лист - фотосинтез, испарение воды;
    • всё растение - дыхание;
    • цветки, плоды, семена - размножение.

    1. Все органы у растения имеют клеточное строение и взаимосвязаны между собой.

    2. Растение - целостный живой организм.

    Сформулируйте тему урока ... /обучающиеся формулируют тему урока/

    Какие задачи мы решили? /формулируют задачи урока/

    Очень важно, чтобы разные органы и ткани действовали слаженно, так, как действуют музыканты в оркестре, исполняя то или иное музыкальное произведение. В нашем случае произведение - это растение с его главным итогом: жизнью.

    Как вы считаете, почему органы и ткани растений действуют слаженно? Предположите:.

    Работа с текстом. /работа в парах/.

    Учёные установили, что в организме растений, как и в организме животных, образуются биологически активные вещества, которые называются гормоны. В настоящее время их известно очень много.

    Они регулируют процессы роста, цветения, развития, клубнеобразования, прорастание семян растений. Они определяют общее строение надземной и корневой части растений; влияют на урожай и устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Гормоны действуют не изолированно, а образуют единую, сложную систему регуляции растительного организма.

    Знания основ гормональной регуляции у растений поможет человеку управлять ростом и развитием растений. /Фрагмент статьи С.С. Медведев, Г.А. Романов "Фитогормоны: почему органы растений действуют согласовано". Ж. "Биология в школе" № 10 2012, стр.3/

    Ответ обучающихся на вопрос.

    Итоговый вывод.

    6. Задание. Составьте синквейн для слова растения, используя названные биологические понятия.

    Например:

    • Растения.
    • Живые, разнообразные.
    • Фотосинтезируют, поглощают, выделяют.
    • Целостный живой организм.
    • Биологическая система.
    • Дополните кластер.

    Д/З : параграф 39 стр. 172-175. Творческое задание. Проведите наблюдение за развитием семени фасоли, выделите основные периоды развития покрытосеменных растений, свои наблюдения запишите в тетрадь /2 мин/.

    Интерактивный тест. Приложение № 2. Проверка по эталону.

    Работа с тестом. Проверка.

    Задание на соответствие. Приложение № 3.

    Итоговый вывод.

    7. Рефлексивный экран.

    1. Сегодня на уроке я узнал (а), что ...

    2. Я понял, что ...

    3. Было интересно ..

    4. Я научился ...

    5. Теперь я могу ...

    6. Урок дал мне для жизни ...

    7. Мне захотелось ...

    8. Комфортно ли вам было на уроке?

    Литература:

    1. В.В. Пасечник "Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения", М., "Дрофа", 2009. Рабочей тетрадь на печатной основе В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко "Биология: бактерии, грибы, растения"
    2. Т.С. Сухова "Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 класс. Методическое пособие. М., "Дрофа", 1996 г.
    3. С.С. Медведев, Г.А. Романов "Фитогормоны: почему органы растений действуют согласовано". Ж. "Биология в школе" № 10 2012 , стр.3
    4. Научно - популярный журнал "Биология для школьников", М., "Школьная Пресса".
    5. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.
    6. Энциклопедия для детей. Биология. (под редакцией М.Д. Аксёнова), М., "Аванта +), 1998 г.
    7. Коллекция единых цифровых образовательных ресурсов.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Растительный организм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

    Растительный организм

    Cтраница 1

    Растительные организмы, в основном, состоят из отмерших клеток, лишенных протоплазмы и ядра. Стенки этих клеток содержат целлюлозу, гемицеллюлозу, лигнин с некоторым включением смол, восков, жиров и других веществ. Структура целлюлозы и гемицел-люлоз достаточно хорошо изучена. Структура лигнина изучена менее полно, однако известно, что ядро его сложной молекулы включает в себя бензольные кольца. Элементарный состав лигнина колеблется в широких пределах: углерод 62 - 69 %, водород 4 5 - 6 6 %; остальную часть составляет в основном кислород.  [1]

    Растительный организм состоит из микроскопических компонентов, называемых клетками, которые хотя и близки по существу, но структурно и функционально могут значительно различаться. Массы клеток в разных сочетаниях и расположениях создают разнообразные морфологические структуры растения.  [2]

    Растительный организм на разных этапах своего роста и развития претерпевает различные физиолого-биохимические изменения. В результате этого содержание веществ в организме, в частности биологически активных, не остается постоянным и обычно подвержено значительным колебаниям.  [3]

    Растительные организмы - водоросли и высшие растения - используются в разной степени почти всеми животными.  [4]

    Растительные организмы при своей жизнедеятельности выделяют кислород и углекислый газ.  [5]

    Растительные организмы создают углеводы благодаря фотосинтетической деятельности листьев. Синтез углеводов может быть сильно ослаблен, если листья слабо развиты по причине плохого минерального питания или водоснабжения, а также повреждения их болезнями или вредителями. Слабая освещенность листьев из-за излишне густого стояния деревьев в саду или загущения веток внутри кроны ведет к уменьшению энергии фотосинтеза, ухудшению углеводного питания затененных ветвей, вследствие чего они часто совсем не образуют цветочных почек, а если и образуют, то развитие их приостанавливается на фазе цветения, так как завязь сбрасывается.  [6]

    Растительный организм может усваивать минеральные вещества из почвы только в виде водных растворов с очень низкой концентрацией. Следовательно, источником минерального питания растений является п о ч - I. Он образуется в результате соприкосновения минеральных солей почвы с почвенной жидкостью.  [7]

    Разнообразные растительные организмы - от крупных растений до мхов, - как накопившиеся на месте, так и наносные, начинали перегнивать; опускаясь под воду и будучи лишены доступа кислорода воздуха, они продолжали гнить, подвергаясь постепенному химическому изменению.  [8]

    Внутри растительного организма природные ингибиторы находятся в тесном взаимодействии с фитогорионами. Одним из первых этапов взаимодействия является взаимовлияние на уровне их образования. Ранее нами было показано, что некоторые феноль-ные ингибиторы роста способны тормозить биосинтез индольных ауксинов. Недавно были получены первые данные и об обратных эффектах: о способности фитогормонов регулировать образование фенольных ингибиторов.  [9]

    Не только растительные организмы являются источником красящих веществ. У нас в стране не так давно разрешен красный краситель, выделенный из криля, представляющий собой смесь каротиноидов. Этот краситель предназначен для окраски рыбных изделий и искусственной икры.  [10]

    Бактерии бесхлорофильные, одноклеточные растительные организмы, живущие подобно грибам за счет готового органического вещества растений и животных. Среди них имеются сапрофиты и паразиты - возбудители болезней человека, животных и растений. Бактерии, вызывающие болезни растений, имеют палочковидную форму. Размножаются бактерии простым делением клетки. На искусственной питательной среде образуют мелкие, слизистые колонии округлой формы с ровными краями. Цвет колоний белый, серо-белый или желтоватый.  [11]

    В растительном организме каротиноиды выполняют важнейшую функцию. При этом роль каротиноидов состоит в защите фотосинтетического аппарата от разрушения синглетным кислородом, возникающим как побочный продукт фотосинтетических реакций. Как уже говорилось, фотосинтез - это процесс создания органического вещества из атмосферного диоксида углерода и воды, в результате которого образовалось и постоянно образуется все современное органическое вещество Земли.  [12]

    В растительных организмах также имеются вещества, которые обладают сильным физиологическим действием в местах, отдаленных от места их образования, и называются фитогормонами.  [13]

    В растительных организмах в большом количестве встречаются полисахариды - клетчатка и крахмал. Многие растительные ткани состоят почти на 60 % из клетчатки.  [14]

    В растительных организмах аналогично глутамину синтезируется и аспарагин.  [15]

    Страницы:      1    2    3    4

    www.ngpedia.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта