Живое растение. Конспект ООД по теме "Растение как живое существо"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Живое растение


Растение живое существо

Обладают ли растения свойствами, которые животные отличаются от неживой природы. Если растения также питаются, дышат, размножаются и растут, чувствуют и двигаются, тогда, следовательно – они живые существа.

Мы знаем, что растения питаются. На черноземной, плодородной почве растения растут хорошо, потому что в ней много пищи для них. Напротив, на плохой почве (глинистой, песчаной), в которой мало питательных веществ, растения растут плохо. Такую почву обыкновенно удобряют, прибавляя к ней навоз, чернозем.

Растения размножаются и растут. Они цветут, приносят семена, а если семена попадают в землю, из них вырастают новые растения. Причем растут представители флоры точно так же, как и фауны, то есть принимают пищу и перерабатывают в собственное тело – стебли, листья, цветы, плоды. Наконец, мы знаем, что растения умирают, увядают.

Остается доказать, что растения дышат, могут чувствовать и производить движения.

Способность к дыханию легко доказывается на опыте. Вспомним, что происходит при дыхании? Легкими поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Так, вот, чтобы доказать способность растений к дыханию, возьмем бутылку с широким горлышком, положим в нее молодых веточек с листочками, нальем немного воды, чтобы веточки не завяли, потом заткнем бутылку пробкой и поставим в темное место. Часов через 5-6 откроем бутылку и опустим в нее горящую лучинку, которая немедленно погаснет. Ясно, что в бутылке нет кислорода: его забрали веточки.

Но получился ли углекислый газ? Чтобы убедиться в этом, заткнем бутылку пробкой с двумя отверстиями; в одно отверстие вставим воронку, в другое – изогнутую стеклянную трубочку с надетой на нее резиновой трубкой. Резиновую трубку опустим в стакан с известковой водой и будем наливать воду в бутылку через воронку. Воздух из бутылки выйдет по резиновой трубке через известковую воду, и вода помутнеет. Значит, в бутылке вместо кислорода образовался углекислый газ. Таким образом мы видим, что растения также дышат: поглощают из воздуха кислород и выделяют углекислый газ.

Способность чувствовать

С первого взгляда мы не замечаем у растений ни чувствительности, ни произвольных движений. Всю жизнь они бывают прикреплены к одному месту корнями и не могут свободно перемещаться. Но ведь не все животные могут это делать. Вспомним, например, полипы или кораллы, которые образуют коралловые острова. Они тоже не способны переходить в другое место, но все же они чувствуют и производят движения частями своего тела. Нет ли аналогичной чувствительности у растений? Оказывается, есть!

В Южной Америке растет небольшое растеньице – стыдливая мимоза. Если слегка прикоснуться к ее листочкам, то они сейчас же начинают быстро попарно складываться и прижиматься друг к другу. Спустя некоторое время листочки снова раскрываются. Если ударить по листу мимозы сильнее, то он весь опускается и как бы прижимается к стеблю. При сотрясении всего растения, все листья складываются и опускаются вниз. Мимоза чувствует прикосновение и своеобразно прячется от удара. Стоит пойти дождю, как мимоза сейчас же складывает листочки, и дождь не может повредить их. Совершенно одинаково мимоза чувствительна к свету: на закате листочки сворачиваются, а с восходом солнца вновь разворачиваются.

В Северной Америке растет другое небольшое растеньице – мухоловка, у которого наблюдается аналогичная чувствительность. Листья мухоловки оканчиваются небольшой круглой пластинкой, состоящих из двух половинок. По краям пластинка усажена тонкими и острыми зубчиками,...

и на каждой половинке находится по три тоненьких щетинки. Стоит только прикоснуться к одной из этих щетинок, как обе половинки листа быстро захлопываются. Листья служат мухоловкам для ловли насекомых, которыми она питается.

Аналогичное растение произрастает в северной части России и называется росянкой. Встречается росянка довольно часто. Красноватые листочки имеют вид плоских блюдечек и покрыты красными волосками, более длинными по краям и короткими посередине. Каждый волосок оканчивается небольшой головкой, которая выделяет клейкий прозрачный сок. Сок блестит на солнце, как роса, за что росянка и получила свое название.

Насекомые, привлекаемые капельками сока, опускаются на листочки росянки, и как только какое-нибудь прикоснется к головке волоска, покрытой соком, как тотчас же прилипает к ней. И тогда волоски медленно начинают выпрямляться и нагибаться к пойманному насекомому. Скоро они покрывают его своими головками, а затем и весь лист сжимается в кулак, закрывая собой насекомое. Через 2-3 дня листочки снова раскрывается, но на них уже нет насекомого; остаются только крылышки, ножки, твердые чешуйки.

Интересно, что лист росянки чувствует пищу. Если, например, положить на листок песчинку, то волоски закроют ее, но через 20-30 минут раскроются и медленными движениями столкнут песчинку с листа.

Способность совершать движения

В предыдущей заметке мы говорили, что растения способны совершать движения. Самые яркие примеры – мухоловка, росянка и мимоза. Но имеют ли чувствительность и могут ли производить движения обыкновенные растения?

Возьмем молодых проростков кресс-салата и поставим их в коробку, которую сверху закроем книгой. Сбоку коробки прорежем небольшое отверстие и поставим ее ан окно отверстием к свету. Примерно через час мы увидим, что все веточки кресс-салата изогнутся и повернутся к свету. Следовательно, они чувствуют свет и тянутся к нему.

Совершенно также чувствуют свет и все другие растения. Посмотрите на комнатные цветы: их листья обращены у свету, к окну. Поверните цветок так, чтобы его листья обратились в комнату, и через 2-3 дня листья опять повернутся к свету.

Многие растения чувствуют холод. Обратим в этой связи на листья клевера (кашки) днем и вечером, когда зайдет солнце и воздух станет холодным. Днем тройные веточки клевера широко раскрыты; вечером же они закрываются: две из них прижимаются друг к другу, а третий прикрывает их как бы крышечкой. Делают это листки клевера затем, чтобы отдавать меньше теплоты. Такое складывание листочков клевера называют “сном клевера”.

Засыпают на ночь и листья белой акации, фасоли и некоторых других растений.

Еще большей чувствительностью обладают цветы многих растений. Белая перелеска, лесная ветреница, некоторые колокольчики, морковь и многие другие, на ночь, а также в ненастную погоду, опускают свои цветочки. Одуванчик, маргаритки, мать и мачеха, шафран, колокольчик, закрывают цветки при наступлении ночи. Подсолнечник, анютины глазки в продолжении всего дня поворачивают цветки вслед за солнцем. Понаблюдайте сами, как закрываются на ночь и в ненастную погоду цветы одуванчика, маргаритки, а также обратите внимание, как анютины глазки поворачиваются к солнцу.

Таким образом, мы видим, что и наши обыкновенные растения способны чувствовать и производить простейшие движения.

Теперь нам ясно, что растения имеют совершенно аналогичные отличительные признаки от неживой природы, что и животные. Растения питаются, дышат, размножаются, растут, чувствуют, двигаются и умирают. Следовательно, растения являются такими же живыми существами, как и животные.

schoolessay.ru

Живое растение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Живое растение

Cтраница 1

Живые растения, служащие местом поселения и источником питания грибов и других микроорганизмов, - расте-ния-хозяины. Организмы, живущие за счет растения-хозяина, - паразиты. Растения, растительные остатки и другой неживой материал, на котором поселяются и которым питаются грибы, называются субстратом.  [2]

Живые растения, их мертвые остатки, а также различные прижизненные выделения являются источником пищи для микроорганизмов. Как поверхностные, так и внутренние структуры растения могут служить средой обитания микроорганизмов, предоставляя им пространство для роста, возможность перемещения и распространения вместе с частями растения, а в ряде случаев и защиту от внешних воздействий. Показано, что растения могут оказывать направленное влияние на окружающую его микробную ассоциацию, выделяя вещества-аттрактанты или репелленты.  [3]

Как растительноядные животные, потребляющие живые растения, так и бактерии, грибы и детритофаги, потребляющие отмершие растения, используют пищевой ресурс, изобилующий углеродом, но бедный белком.  [4]

Фумигация живых растений с карантинной целью ставит особые требования к селективности препаратов. Растения должны быть в фазе покоя, поддерживаемой пониженными ( но не минусовыми) температурами, и в сухом состоянии, достаточном для их выживания. Для обеспечения максимального доступа фумиганта к вредителям удаляют избыток почвы с корневой системы. Обработку таких объектов проводят в основном синильной кислотой или метилбромидом. В первом случае растения после фумигации обмывают водой, во втором они требуют высушивания и хорошего проветривания.  [5]

Листья живых растений ( и многие плоды) гидрофобны - вода с них стекает, не смачивая.  [6]

У живых растений как естественные выделения ( бальзамы), так и патологические ( например, живица) всегда почти жидкие. Естественное отвердевание смолы происходит на воздухе частью из-за испарения летучих веществ ( терпены, эфирные масла), частью вследствие самоокисления первичных или летучих веществ.  [7]

В живом растении или животном процентное содержание радиоактивного углерода по сравнению с обычным остается постоянным во времени, так как потери углерода восполняются питанием. Таким образом можно определить время, протекшее с момента гибели организма, или время жизни предмета, сделанного из органического материала.  [8]

В живых растениях эти ферментные системы находятся в малоактивном состоянии. Не исключена возможность, что при резком усилении азотного питания в поздние стадии развития растений нарушается обмен их веществ, в результате чего происходит активирование ферментных азот-фиксирующих систем и растения приобретают способность фиксации атмосферного азота.  [9]

В живом растении калий находится главным образом в форме солей различных минеральных и органических кислот.  [10]

В живых растениях постоянно происходят самые разнообразные химические реакции. При фотосинтезе, дыхании, усвоении питательных веществ, в процессах синтеза и распада белков, жиров, углеводов, витаминов и других соединений мы постоянно встречаемся с многими Сложнейшими реакциями, лишь с трудом воспроизводимыми вне организма, а значительное количество из них вне организма пока еще воспроизвести невозможно. Между тем в растениях эти реакции протекают очень легко и с большой скоростью. Большое различие в скоростях реакций внутри и вне живых организмов и сама возможность прохождения многих реакций внутри организмов объясняется тем, что в любой живой клетке находятся многочисленные биологические катализаторы, называемые ферментами или энзимами, которые способны в тысячи и даже в миллионы раз ускорять течение химических реакций.  [11]

В живых растениях, наоборот, целлюлоза более устойчива, нежели лигнин, по отношению к грибкам.  [12]

Поскольку в живое растение или организм животного постоянно вводятся соединения углерода, в нем поддерживается такое же отношение углерода-14 к углероду-12, как и в атмосфере. Однако после смерти организм уже не получает соединений углерода, которые бы поддерживали постоянный уровень содержания углерода-14, падающий в результате радиоактивного распада. Отношение углерода-14 к углероду-12 в отмершем организме постепенно уменьшается. Если это отношение снижается вдвое по сравнению с атмосферой, можно заключить, что данный объект имеет возраст, равный периоду полураспада углерода-14, т.е. 5700 лет. Описанный метод нельзя использовать для датировки объектов, возраст которых превышает 20000 - 50000 лет. Радиоактивность столь древних объектов слишком низка, чтобы ее можно было измерить достаточно точно. Метод датировки событий при помощи радиоуглерода был проверен путем сравнения возраста деревьев, определенного путем подсчета колец на срезе, с данными радиоизотопного анализа. У растущего дерева каждый год прибавляется одно кольцо. В старых кольцах запас радиоуглерода не возобновляется. Углерод-14 постепенно распадается, тогда как содержание углерода-12 остается постоянным.  [13]

Отношение объема живых растений к объему охватываемого ими пространства, выраженное в процентах, называется удельным объемом растений. Этот показатель характеризует полноту использования растениями среды местообитания надземными органами агрофитоценозов.  [14]

Целлюлоза в живом растении очень устойчива и по отношению к биологическим агентам. Но в отмерших растениях она легко подвергается действию микроорганизмов ( бактерий и грибков), которые в процессе своей жизнедеятельности превращают ее в углекислоту, метан, воду и простейшие растворимые в воде органические кислоты. Плесневые грибки разрушают целлюлозу до углекислоты и воды, так же как и аэробные бактерии. Метановыми бактериями целлюлоза разлагается на метан и углекислоту с образованием некоторых количеств жирных кислот главным образом уксусной и масляной.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Конспект ООД по теме "Растение как живое существо" / Мастерклассы Блоги

Конспект ООД в старшей группе по теме «Растение как живое существо»

Конспект ООД (организованной образовательной деятельности) в старшей группе по познавательному развитию: ознакомление с миром природы.

 Автор: Чирова Полина Сергеевна, воспитатель МБДОУ №79 «МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ», г. Северодвинск

         Данная работа полезна для воспитателей. Конспект предназначен для детей старшей группы (5-6 лет). Конспект может быть использован как основное занятие, а также в качестве кружкового занятия.

         Тема: Растение как живое существо

Программное содержание:

1) Сформировать у детей представление о том, что растение – это живое существо, так как оно растет, дышит, питается, размножается, двигается;

2) Закрепить знания о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода;

3) Закрепить знания о необходимости ухода за растениями;

4) Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам;

5) Продолжать воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.

Предварительная работа: беседа о живой природе; опыты: может ли растение дышать, установление способности  растения к поиску света.

Материал: растения: щучий хвост, бегония, отросток бальзамина; подкрашенная вода; модели « признаки живого» по Кондратьевой Н. Н. и « потребности растения»; письмо; искусственный цветок.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стулья. Сядьте, пожалуйста, красиво.

-Дети, нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет нам, что не знает какие растения можно считать живыми. Вместе с письмом прислал вот этот цветок (показ искусственного цветка), и считает, что оно живое растение, так как у него есть стебель, листья и цветок.

-А как вы, дети, считаете, живой ли этот цветок? Почему?

-Правильно, это неживой цветок.

-Дети, поможем Незнайке разобраться, какие растения считаются живыми и почему?  

-Давайте с вами докажем почему растение относится к живой природе.

Вы сказали что растение может дышать. Как мы в этом убедились?

-Правильно, значит растение дышит. Вот такой карточкой обозначаем что растение дышит (вывешивание модели).

-Дети, мы с вами наблюдали, что растения могут поворачиваться к  свету. Какой цветок нам в этом помог? Расскажите, как листики поворачивались к свету. Молодцы, значит растение может реагировать на свет, поворачиваться. Мы это обозначим вот такой картинкой (вывешивание модели).

-Дети, вы сказали что растение питается. А как это проверить я сейчас вам покажу. Я проведу опыт. Отросток какого растения находится в стаканчике? Кто запомнил название? (бальзамин) Посмотрите, у меня в стакане есть подкрашенная вода, но это растению не повредит. Я опускаю отросток бальзамина в  подкрашенную воду. Нам немного нужно подождать.

А пока мы немного отдохнём.

Физкультминутка: Представьте, что вы все – цветочки.

                Спал цветок и вдруг проснулся, (Приседание, затем встают.)

                Больше спать не захотел, (Туловище вправо, влево.)

                Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

                Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

                Солнце утром лишь проснется,

                Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

- Присядьте, пожалуйста.

Давайте посмотрим на отросток бальзамина. Что мы видим?

Правильно, вода поднимается по стеблю отростка. И точно также через корешки в земле вода поднимается по стебелькам к листьям и цветкам. Так растение питается. Вот такой карточкой у нас обозначается что растение питается (вывешивание модели).

-Дети, какой признак живого я покажу сейчас?

Правильно, здесь нарисовано о том, что растение может расти.

-Дети, посмотрите на эти растения. Как они называются? (щучий хвост)

Скажите, пожалуйста, чем они отличаются?

Правильно, они отличаются по высоте.

Давайте попробуем угадать какой щучий хвост посадили раньше? Как вы догадались? А какое посадили позже? Как вы догадались?

Значит растение растёт – вот такой карточкой мы обозначаем это (вывешивание модели).

Дети, как называется это растение?  (бегония)

А что находится в стакане? (отросток)

Какого растения отросток? (бегонии)

Зачем его аккуратно отрезали от бегонии?

Посмотрите внимательно, что есть у отростка?

Что с этим отростком сделаем дальше?

Правильно, мы его посадим и будет расти новое растение. Так растения размножаются. Вот такой карточкой мы обозначаем что растения размножаются.

Теперь давайте посмотрим, удалось ли нам доказать что растение – живое существо и почему. Я начну, а вы помогайте. Растение - живое существо, так как …(питается, дышит, поворачивается, размножается, растет). (Использование моделей).

- Дети, что еще необходимо для хорошего роста растений, чтобы они у нас были привлекательными, зелеными, цветущими?

Правильно, для хорошего роста растениям необходимо свет, тепло – это обозначим солнцем (вывешивание модели на фланелег раф).

Правильно, растениям необходима вода – это обозначим капелькой (вывешивание модели).

А за растениями необходим уход человека?

Правильно, за некоторыми растениями человек должен ухаживать, обозначим это рукой (вывешивание модели).

Как нужно ухаживать за растениями?

Молодцы, мы с вами сегодня доказали, что растения – это живые существа.

Давайте отправим Незнайке картинки, которыми мы обозначали признаки живого, чтобы он мог различать живую и неживую природу.

Анализ: Дети, что мы с вами сегодня делали? Вам понравилось занятие? Дети, а кто очень внимательно слушал? А кто был самым наблюдательным? Все сегодня молодцы! И я вам подарю значки юных экологов.

blogs.masterclassy.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта