Растение живое. Конспект урока окружающего мира на тему "Растение - живое существо" (1 класс ОС Школа2 100)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект «Растение – живой организм». Растение живое


Растение — живой организм | Биология

Растение — живая система

Все произрастающие на Земле растения — живые организмы. Как организмы они способны питаться, дышать, осуществлять обмен веществ, удалять ненужные вещества, размножаться, расти, развиваться, взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на изменения среды.

Эти процессы в организме осуществляются благодаря функционированию (от лат. функция - "работа") соответствующих органов. Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа органов системы обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы — биосистемы (от греч. биос - "жизнь").

Нарушение работы одного из органов организма может привести к нарушению деятельности остальных его органов. Если корни не будут обеспечивать поглощение из почвы воды с растворенными в ней минеральными веществами, то все растение завянет. Если зеленые листья побега не смогут образовывать достаточного количества питательных веществ, то растение не зацветет, не образует плодов и семян. У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно связаны между собой.

Процессы жизнедеятельности растения

Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования, называются жизнедеятельностью. Жизнедеятельность организма обеспечивается работой и взаимодействием систем его органов.

В процессе питания организм поглощает из внешней среды необходимые ему вещества, усваивает их, благодаря чему живет и увеличивается в размерах. Растения в процессе питания поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества, а из воздуха — углекислый газ, из которых с помощью энергии света образуют органические вещества и используют их для построения своего тела, роста и развития.

В процессе дыхания растительный организм осуществляет газообмен: потребляет кислород. При этом выделяется углекислый газ и пары воды.

Каждому организму свойствен обмен веществ. При этом превращения веществ (поступивших в процессе питания и дыхания), протекающие в организме, обеспечивают его жизнедеятельность и постоянную связь с окружающей средой. Образовавшиеся в этом процессе ненужные вещества удаляются в окружающую среду, т. е. выделяются.

Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т. е. увеличивать количество особей. Размножение присуще всем живым организмам, но оно реализуется только в благоприятных для жизни условиях.

Растение в течение всей жизни увеличивается в размерах, т. е. растет, и приобретает новые свойства — развивается.

У разных растений развитие протекает с разной скоростью. У однолетников оно совершается достаточно быстро. Например, посеянные в апреле астры зацветают в августе, через 90 дней после посева. Тюльпаны, нарциссы, крокусы, дикорастущие луки, лилии при выращивании из семян разовьют цветоносные побеги не менее чем через 5-6 лет. Еще более длительный срок (10-30 лет) для этого требуется древесным и кустарниковым растениям.

Цветущие растенияЦветущие растения: 1 — нарциссы; 2 — кандык сибирский; 3 — пролески; 4 - тюльпаны

Рост и развитие растений, так же как и питание, дыхание, обмен веществ, размножение, зависят от условий окружающей среды. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет, а при благоприятных развивается и растет быстро. Это свидетельствует о том, что растение, как все организмы, реагирует на изменения условий окружающей среды и его жизнедеятельность, зависит от них.

Организм — живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие.

blgy.ru

Конспект «Растение – живой организм»

Познание мира.

2 класс

«Растение – живой организм»

Цели:

О. – познакомить с видами растений, их строением, значением, условиями, необходимыми для жизни и роста растений; учить анализировать, делать выводы, сравнивать.

Р. – развивать речь, мышление, внимание, воображение, память.

В. – воспитывать бережное отношение к природе, понимания роли растений в природе и жизни человека.

1.Орг. момент.

Физминутка

Мы ребята смелые, ловкие, умелые.

Раз – присели, два – поднялись, покачались.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть за парту тихо сесть.

Проверка готовности к уроку.

2.Тема урока.

- На прошлом уроке мы закончили раздел «Природа». А сегодня мы начинаем новый раздел – «Жизнь растений», который будем изучать в течение нескольких уроков.

Мы с вами – путешественники. Мы отправляемся в мир растений. Тема нашего урока записана на доске. Давайте, её прочтём. Сегодня вы узнаете на какие виды делятся растения, рассмотрим их строение, значение, условия, необходимые для жизни и роста растений.

Загадки.

1.Его весной и летом вы видели одетым

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

2.Две сестры: летом зелёные,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина красная и чёрная).(Кустарник)

3.Что не сеяно родится? (Трава)

Работа с учебником. С. 53. Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено?

У: Какие деревья, растущие в нашей области вы знаете?

Д: берёза, осина, тополь, клён, сосна и т.д.

У: Какие кустарники вы встречали?

Д: шиповник, рябина, смородина, барбарис, сирень.

У: перечислите виды трав.

Д: ромашка, клевер, полынь, пшеница, овёс.

У: Обратите внимание на таблицу. Что на ней изображено?

Д: Деревья, кустарники, трава.

У: Что общего мы можем отметить?

Д: Корень, листья.

У: Чем отличаются деревья, кустарники, травы?

Д: У дерева один ствол, он толстый, у кустарника – несколько и тонкие. А у травянистых вместо ствола – стебель.

Дерево - высокое, кустарник – ниже, самая низкая – трава.

У: А как вы думаете, растения относятся к живой или неживой природе? (Ответы детей, приходим к выводу, что всё живое движется, дышит, питается, размножается).

ВЫВОД: РАСТЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

У: Как растения движутся? (Ответы детей)

У: Рост растения – это движение. А ещё подсолнух, например, поворачивает головку за солнцем. Комнатные растения стараются расположить свои веточки так, чтобы получить максимальное количество света.

Как растения дышат? Через специальные очень маленькие отверстия на листьях. Более подробно об этом вы узнаете сегодня, но чуть позже.

Откуда берут питание растения?

Д: Из почвы, с поливом.

У: Как размножаются растения?

Д: Отводки, отростки, черенки, луковицы и т.д.

У: Что любят растения?

Д: Свет, тепло.

У: Что необходимо для роста растений?

Д: Пища, воздух, свет, тепло, вода.

У: Ребята, из всего сказанного какой можно сделать вывод? Растения это живой или неживой организм? И к какой природе они относятся?

Д: РАСТЕНИЕ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, ОНО ОТНОСИТСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

Физминутка. Игра на внимание. Учитель говорит название растения, а дети определяют к чему оно относится. Если это дерево – руки вверх, если кустарник – руки перед собой, если трава – хлопок. (Груша, ромашка, василёк, смородина, яблоня, крыжовник, пшеница, сирень, дуб, лён, вишня).

Стихотворение Леонида Квитко «Чудо».

Вопросы к стихотворению.

1.Что посадили весной?

2.Что случилось с зёрнышком дальше? (проросло)

3.Что появилось потом? (листок)

4.Что выросло из зёрнышка? (морковь)

5.О каком чуде говорится в стихотворении?

Работа с учебником.

О периодах в жизни растений мы узнаем из учебника. С.55 2 абзац.

У: Какие периоды проходят растения?

Д: Появление всходов, созревание (Цветение, образование цветов (плодов),

Старение, отмирание, смерть (увядание всех органов).

Физминутка. (коррекция правильного дыхания)

Встали. Давайте представим, что мы маленькое семечко. Прижмём руки к груди. Сядем на корточки и медленно, поднимаясь, как-будто растём, медленно набирая воздух. Тянем руки вверх – это наши веточки. Выдох – руки опустить. Ещё раз, поднимаем через стороны – глубоко вдыхаем, выдох резкий – руки опустить. И ещё раз. Молодцы, садитесь.

У: Мир растений разнообразен и велик. Есть такая наука – ботаника, она изучает растения. И сегодня к нам в гости пришли ботаники (выходят дети). Они расскажут нам на какие группы делятся растения (мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения) – наглядность.

У: На какие группы делятся растения?

- У какого растения нет корня? (мох)

- У каких растений нет цветков, плодов, семян? (мох, папоротник)

- У какого растения вместо плодов шишки? (хвойное)

О значении зелёных растений в природе и жизни человека вы узнаете из хрестоматии с.29 начиная со второго абзаца.

У: - Какое значение в жизни человека имеет растение?

- Что образуют остатки растений, которые находятся под землёй?

У: Растения оказывают нам ещё одну неоценимую услугу – очищают воздух. Как это происходит, мы узнаем из отрывка из фильма. Вы услышите фамилию Темерязьев – это учёный-биолог, который занимался исследованием жизни растений. (Небольшой отрывок фильма)

Смотрите внимательно, по окончании вы должны будете ответить на вопросы.

1.Из чего состоят листья и всё живое? (из клетки)

2.Что расположено на обратной стороне листа? (ротики) Для чего они нужны? (дыхание листьев)

3.В какой цвет окрашивает лист хролофилл?(зелёный)

4.Что происходит с листьями с первыми лучами солнца?

5.В какие газы превращает хролофилл воду?(кислород, водород)

6.С помощью хролофилла на какие газы делится воздух?(углерод, кислород)

7.Какой полезный газ выделяют листья?(кислород)

3.Итог урока.

- Какую тему мы сегодня изучали?

- К какой природе живой или неживой относятся растения?

- Какие виды растений вы узнали?

- Чем отличаются?

-Что необходимо растениям для нормального развития, роста?

- Значение растений в жизни человека.

Выставление оценок.

4.Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира на тему "Растение

Конспект урока окружающего мира в 11 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК « Школа 2100 »

учителя начальных классов

БОУ «Средняя общеобразовательная школа №38

с углубленным изучением отдельных предметов»

Юрьевой Нины Ивановны

Тема: Растение-живое существо

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: деятельностная.

Планируемые результаты:

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Метапредметные:

РУУД: 1) учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2) принимать и сохранять учебную задачу;

ПУУД: 1)проводить сравнение по заданным критериям;

2) строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

3) устанавливать аналогии;

КУУД: 1) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2) задавать вопросы;

3) контролировать действия партнера;

Предметные:

1)выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам;

2) доказывать, что растение-это живое существо.

Цель: - познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо;

с условиями , необходимыми для жизни растений.

Основные понятия: природа живая, неживая, признаки живой природы: растет, дышит, питается, размножается.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Ресурсы: Книгопечатная продукция: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский «Окружающий мир», Рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Технические средства обучения: компьютер, доска Smart/

Экранно-звуковые пособия: презентация «Растение-живое существо»

Место урока в разделе: 3урок в разделе «Живые обитатели планеты».

Оборудование: иллюстрации, рабочие листы, фломастеры, презентация.

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсаль

ные учебные действия

1. Организационный момент

Создание ситуации готовности к уроку.

Управление готовности к уроку.

- Молодцы все, кто ожидает начала урока, не отвлекается, сидит правильно, рабочее место аккуратное.

Оценивают готовность к уроку по алгоритму:

1.Сяду правильно.

2.Проверю, все ли принадлежности на своих местах.

3. Готов ли слушать учителя.

Готовность к работе на уроке. Оценка готовности.

2. Актуализация знаний

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.

Отгадайте загадки:

Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке.Но совсем не горячи солнца белые лучи.(Ромашка.)

На зеленом шнурочкеБелые звоночки.(Ландыш.)

Весной вырастают,Осенью опадают.(Листья.)

Нет грибов дружней, чем эти, -Знают взрослые и дети, -На пеньках растут в лесу,Как веснушки на носу.(Опята.)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза.)

Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель.)

Ах, не трогайте меня!Обожгу и без огня.(Крапива.)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.(Дерево.)

Читают ключевое слово: растение.

Актуализация знаний, необходимых для понимания темы: «Растение-живое существо»

3. Постановка цели урока

Посмотрите на ромашку. Вы согласны с этим высказыванием.? Обоснуйте свою позицию.

Как же все-таки доказать, что растение- живое существо?

Изучить особенности растений и выявить такие свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам, т. е. Доказать, что растение-это живое существо.

На доске располагаю изображение ромашки. В центре надпись: «Растение-живое существо» . На лепестках - знак вопроса. Количество лепестков соответствует количеству признаков, характеризующих растение как живое существо.

Ответы детей располагаю рядом с лепестками.

«Может быть, но недостаточно»

- Кристаллы тоже растут.

- Звезды рождаются и умирают.

Вы правильно говорите, но остались лепестки со знаком вопроса, а ваши доказательства вызывают сомнения и их явно недостаточно.

Выслушиваю ответы детей и записываю цель исследования

Что нам нужно доказать на уроке?

Что мы должны изучить на уроке?

В ходе изучения, что мы должны выявить у растений?

Растение растет.

Растение размножается.

Растение умирает.

Нам нужно доказать, что растение – живое существо

Изучить особенности растений.

Выявить свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам.

Называют знакомые им признаки.

4.Исследование в малых группах.

Для того, чтобы доказать, что растение — это живое существо проведем исследования в группах.

Работая в группах рассмотрите рисунок и прочитайте текст. Выделите и запишите в рабочем листке одну из особенностей растений, которая характеризует его как живое существо.

(Приложение.

Карточки с заданиями.)

Каждой группе предлагаю «помощник ответа»:

1.Мы прочитали о___________

2. Оказывается,________

3.У некоторых растений

___________, а у других ______.

4. Мы сделали заключение:

Доказывают, что растение – живое существо.

Каждая группа выделяет и записывает одну из особенностей растений, которая характеризует, что растение- это живое существо.

5Физминутка

А сейчас мы немного поиграем и отдохнем.

Развиваем внимание ребят.

Каждому из вас я раздала картинки и буду задавать вопросы. Встать должны те чья картинка будет подходить под ответ на мой вопрос по всем признакам. Давайте попробуем.

- Живая природа. (Заяц,комар, береза, роза,птица.)

-Неживая природа. (камни,вода,звезда,кристаллы,горы)

А сейчас усложним задачу. Живая природа, летает. ( Гуси, утки, комары, пчелы. )

Неживая природа, течет, льется. (Вода,капли дождя)

Живая природа, передвигается на двух конечностях.

Неживая природа, освещает.

Живая природа,обитает в лесу.

И еще раз повторим. Встают те ребята , у которых на карточках слова такие как на шарах.

Встают ребята, у которых картинки с живой природой

Встают ребята, у которых картинки с неживой природой.

Встают дети с картинками птиц, летающих насекомых.

(Вода, капли дождя.)

(Люди и животные.)

(Солнце, луна, звезды.)

(Животные, насекомые.)

6.Обмен информа

цией и ее организа

ция

Спланировать представления результатов каждой группы.

Рабочие листы с ответами располагаю вокруг лепестков ромашки.

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.

7.Связывание информации, обобщение.

Давайте сравним свойства растений, выделенные вами , с тем, что записано на лепестках.

Все ли вы факты обнаружили?

Соедините лепестки со свойствами.

Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению

8.Применение.

Мы доказали, что растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению.

Тогда возникает следующий вопрос: а что же ему необходимо для жизни?

Растение – живое существо. Оно растет, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью к восстановлению

.

9. Самостоятельное применение новых знаний.

Сравнить собственные выводы с выводом в учебнике.

Учебник стр. 46-48

Рабочая тетрадь стр. 58 №2

Неживые предметы- это камни, реки, горы, озера, автомобили, самолеты….

Живые организмы – это цветок, собака, гриб и стрекоза.

Вывод:

Растение живое существо, так как оно растет, питается, дышит, размножается, двигается, умирает.

10. Рефлексия

На доске появляется изображение дерева. Мы доказали, что растение- живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: а что же ему необходимо для жизни?

Свет, вода, тепло, воздух, почва.

Для жизни растениям необходимо:

свет, вода, тепло, воздух, почва.

И бережное отношение со стороны человека.

Приложение:

«Помощник ответа»

  1. Мы прочитали о ________________________________

  1. Оказывается, ___________________________________

  1. У некоторых растений ___________________________,

а у других

  1. Мы сделали заключение:_________________________

Рабочий лист № 1

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.

_____________________________________________________

Растение не может путешествовать, но оно может двигаться. Растение поворачивается к солнцу, чтобы улавливать свет (подсолнух) А лепестки многих цветков могут раскрываться и закрываться в течении суток

hello_html_113cd909.png

Рабочий лист № 2

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.

________________________________________________

В процессе роста растение развивается.

Сначала появляется корень, затем стебель, далее появляются |листья, потом цветок и плод с семенами.

В процессе развития растения можно наблюдать появление всех его частей.

hello_html_m1059ed61.png

Рабочий лист № 3

Посмотрите на картинку и напишите, что делает растение.

Листья и стебли растений имеют крошечные, невидимые глазу

отверствия.|

Эти отверстия называют устьицами.

С их помощью растения совершают вдохи и выдохи.

hello_html_m6065a2c9.png

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта