Разработка урока биологии "Организм растения - единое целое". Организм растения единое целое
Растительный организм как единое целое
"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник
Вопрос 1. Как можно доказать, что растение — это целостный организм?Чтобы доказать, что растение — это целостный организм, в котором все процессы взаимосвязаны, нужно понаблюдать за растением, у которого поврежден один из органов. Например, повреждение корневой системы приводит к нарушению минерального питания. В результате все остальные органы недополучают воды, начинается иссушение растения. Кроме того, нарушается процесс фотосинтеза, для которого вода является сырьем. А это, в свою очередь, приводит к недостатку органического питания всех органов растения.Таким образом, мы видим, что нарушение жизнедеятельности какого-то одного органа сказывается на состоянии всего растения, т.е. все органы взаимосвязаны, растение — целостный организм.
Вопрос 2. Приведите примеры обмена веществ в организме растений.Например, при дыхании растение поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ. При фотосинтезе растение поглощает из окружающей среды воду и углекислый газ, в результате их преобразований накапливает получившиеся органические вещества и выделяет в окружающую среду кислород.
Вопрос 3. Как происходит рост растения?Благодаря делению клеток образовательной ткани и их росту происходит рост растения. Например, верхушечные образовательные ткани — расположенные на верхушке стебля (верхушечная почка имеет конус нарастания) и кончике корня (зона роста), обеспечивают рост данных органов в длину; боковые — камбий, перицикл — обеспечивают рост стеблей и корней в толщину; вставочные — располагаются в основании междоузлий стебля и молодых листьев - обеспечивают рост соломины и листьев.
Вопрос 4. Что такое фазы развития растения?Внешние изменения растений, признаки развития, отмечаемые при наблюдениях, называют фазами. В своем развитии любое растение проходит несколько фаз: прорастание семян (всходы), появление листьев, образование боковых побегов, цветение, образование плодов, созревание семян.
Разработка урока биологии "Организм растения - единое целое"
Урок «Организм растения –единое целое»
Задачи урока: Образовательные: закрепить знания об органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания. Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.
Форма организации познавательной деятельности: групповая. Использование обучающих структур Сингапурской системы «ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН»,«КОНЭРС», «ДЖОТ ТОТС»
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Приветствие (Здравствуйте уважаемые гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)
Знакомство гостей с детьми проводим используя обучающую структуру
ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН «встать-сесть» (Ученики встают и проговаривают свое имя, )
1. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.
Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.
(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)
Проблемный вопрос.
- Как вы понимаете выражение биологическая система?
Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство.
- Можно ли клетку назвать биологической системой?
- Вспомните, из каких частей состоит клетка?
Назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)
Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.
Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, впишите его в предложение.
- Наименьшая часть любого живого организма – это... (клетка).
- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует... (ткань).
- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это... (орган).
- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют... (систему органов).
- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться... (организмом).
Учитель: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. Продолжите запись понятия « организм».
Организм –единая, целостная, открытая биологическая система.
Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.
(Дети продолжают запись в тетрадях.)
Учитель: А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.
Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
Учитель: Ребята, если бы у вас была возможность перевоплотиться и стать растением, то какой из органов вы бы выбрали? Корень, цветок, побег, плод. ( используя обучающую структуру «КОНЕРС»
Пожалуйста подумайте.
Подойдите к тому, углу какой вы выбрали.
Найдите партнера из другой команды.
Обсудите в парах причину вашего выбора, начинают те у кого длиннее волосы.
Выбираю несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились ответами своих партнеров.
Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.
термины
определения
Корень
Стебель
1. корень
2. стебель
3. лист
4. цветок
5. орган
А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.
Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.
В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.
Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.
Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Д.
- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте.(Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)
Узелки на память.
1. Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
2. Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.
3. Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
Используя обучающую структуру «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»
Лист А4 сгибаем пополам, далее еще раз пополам, угол отгибаем, получившиеся на листе линии прочерчиваем карандашом. В ромбике записываем основное понятие Растение. В левой верхней части записываем обязательные характеристики, в левой верхней части записываем необязательные характеристики, в левой нижней части записываем примеры, а в правой нижней части противоположные примеры. Работаем в группах в течение 5 минут.
Учитель А сейчас мы составим общую таблицу. (каждая группа проговаривает свои ответы, учитель записывает в общую таблицу)
Растение – это целостный организм, а это значит:
- Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
- Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
- А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.
Домашнее задание.
- На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
- Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».
Просмотр содержимого документа «Разработка урока биологии "Организм растения - единое целое" »
Урок «Организм растения –единое целое»
Задачи урока:Образовательные: закрепить знания об органах цветкового растения, обобщить и систематизировать знания о взаимосвязях органов цветкового растения, создать условия для осознанного применения знаний.
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к растениям.
Форма организации познавательной деятельности: групповая. Использование обучающих структур Сингапурской системы «ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН»,«КОНЭРС», «ДЖОТ ТОТС»Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Приветствие (Здравствуйте уважаемые гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)
Знакомство гостей с детьми проводим используя обучающую структуру
ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН «встать-сесть» (Ученики встают и проговаривают свое имя, )
1. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.
Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами. Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.
(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока.)
Проблемный вопрос.
- Как вы понимаете выражение биологическая система?
Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство.
- Можно ли клетку назвать биологической системой?
- Вспомните, из каких частей состоит клетка?
Назовите составные части клетки. (Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)
Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №1.
Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, впишите его в предложение.
Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка).
Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).
Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган).
Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).
Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).
Учитель: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. Продолжите запись понятия « организм».
Организм –единая, целостная, открытая биологическая система.
Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.
(Дети продолжают запись в тетрадях.)
Учитель: А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.
Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
Учитель: Ребята, если бы у вас была возможность перевоплотиться и стать растением, то какой из органов вы бы выбрали? Корень, цветок, побег, плод. ( используя обучающую структуру «КОНЕРС»
Пожалуйста подумайте.
Подойдите к тому, углу какой вы выбрали.
Найдите партнера из другой команды.
Обсудите в парах причину вашего выбора, начинают те у кого длиннее волосы.
Выбираю несколько учеников из каждого угла, чтобы они поделились ответами своих партнеров.
Задача. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.
термины | определения |
Корень | |
Стебель | |
1. корень 2. стебель 3. лист 4. цветок 5. орган | А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения. Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки. В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве. Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами. Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме. |
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Д.
- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте.(Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)
Узелки на память.
1. Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
2. Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.
3. Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
Используя обучающую структуру «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»
Лист А4 сгибаем пополам, далее еще раз пополам, угол отгибаем , получившиеся на листе линии прочерчиваем карандашом. В ромбике записываем основное понятие Растение. В левой верхней части записываем обязательные характеристики, в левой верхней части записываем необязательные характеристики, в левой нижней части записываем примеры, а в правой нижней части противоположные примеры. Работаем в группах в течение 5 минут.
Учитель А сейчас мы составим общую таблицу. (каждая группа проговаривает свои ответы, учитель записывает в общую таблицу)
Растение – это целостный организм, а это значит:
Строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций.
Все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.
А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена веществ и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения.
Домашнее задание.
На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.
Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий».
kopilkaurokov.ru
6 класс. Биология. Растительный организм как единое целое - Растительный организм как единое целое
Комментарии преподавателя
Растение – целостный организм, все его органы имеют клеточное строение и связаны между собой. Любое нарушение жизнедеятельности одного органа сказывается на других. Сильное нарушение какого-либо органа сказывается на нарушении роста и развития всего растения и может привести к его гибели.
Из углекислого газа и воды в ходе фотосинтеза образуются органические вещества. Из мелких молекул органических веществ могут образовываться более крупные. В ходе дыхания молекулы органических веществ распадаются до углекислого газа и воды с выделением энергии. Таким образом, в ходе дыхания растение освобождает энергию, запасенную в ходе фотосинтеза.
При нормальном функционировании органов и активном обмене веществ происходит рост растений. Части растения увеличиваются в размере. Оно обеспечивается делением и ростом клеток образовательной ткани.
Делящиеся клетки камбия (см. Рис. 1) образуют новые слои коры и ксилема.
Рис. 1. Камбий (выделен желтым)
Конусы нарастания дают новые побеги, а клетки зоны деления корня приводят к его росту.
Со временем строение растительного организма видоизменяется – происходит его развитие.
Периоды развития покрытосеменных растений
- Зародышевый период. От образования зародыша растения до прорастания семени.
- Период молодости. От прорастания семени до первого цветения растения.
- Период зрелости. Период цветения и плодоношения растения.
- Период старости. Растение перестает цвести, плодоносить, постепенно отмирает.
Фазы – заметные по внешним признакам, при наблюдении, стадии развития растения.
Фазы развития покрытосеменных:
- Прорастание семян
- Появление листьев
- Образование боковых побегов
- Цветение
- Образование плодов
- Созревание семян
Однолетние растения – растения, проходящие все фазы развития за 1 год (астра, томат).
Эфемеры – однолетние растения, заканчивающие цикл развития менее, чем за 1 сезон. Распространены в пустынях, полупустынях.
Двулетние растения – растения, в первый год жизни накапливающие питательные вещества и образующие семена на 2-й год (капуста (см. Рис. 2), морковь, свекла).
Рис. 2. Капуста (первый год жизни)
Многолетние растения – растения, надземные органы которых после цветения и плодоношения отмирают, а сохраняются только подземные органы – корни, корневища, луковицы, клубни (клевер, пырей).
Эфемероиды – многолетние травянистые растения с маленьким вегетативным периодом (крокус (см. Рис. 3), ветреница дубравная, хохлатка). После образования семян не отмирают, а переходят в период покоя.
Рис. 3. Крокус
Корни и ветви растений одного вида и разных особей могут срастаться между собой. Так, целая поляна может быть заполнена одним растением ландыша с длинным корневищем и многими надземными побегами.
Проведите наблюдение за полным жизненным циклом однолетнего растения на ваш выбор. Для эфемера время наблюдения значительно сократится. Свои выводы о фазах развития растения запишите в тетрадь.
Монокарпические растения – растения, которые живут много лет, но цветут и плодоносят 1 раз в жизни (агава, банан (см. рис. 4), черный бамбук).
Рис. 4. Банан
Клонирование – получение нескольких генетически идентичных особей. Так, если взять и укоренить черенок растения, то новое и старое растения будут обладать одинаковой генетической информацией – они будут клонами.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/rastitelnyy-organizm-kak-edinoe-tseloe
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JEyCOa3OlPM
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=WXgu4m_D_Cw
источник презентации - http://5klass.net/zip/biologija/Organizm-kak-edinoe-tseloe.zip
www.kursoteka.ru
Растительный организм как единое целое.
Тема : Растительный организм как единое целое.
6класс.
Цель урока: дать общую характеристику растительному организму , продолжить знакомить учащихся с разнообразием растительного мира и взаимосвязи его частей.
Задачи :систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение целостный организм, в котором все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Оборудование : гербарий , таблицы.
Тип урока : комбинированный.
Методы обучения : беседа, словесный.
Формы: индивидуальная , фронтальная.
План урока.
1. Организация класса. (1 – 2 мин)
2. Контроль знаний по пройденным темам. (5 – 7 мин).
Какие условия необходимы для прорастания семян ?
Почему могут долго храниться сухие семена ?
В чем нужно хранить семена ?
Причины гибели семян ?
Приведите примеры теплолюбивых растений .
Приведите примеры холодостойких растений .
Какого результата можно ожидать от посева семян
А. Редиса , гороха, томата на глубину 2 см, при t =2оС;
Б. Огурцов, фасоли, дыни на глубину 3 см, при t=12 оС
В. Фасоли ,кукурузы, лука на глубину 1 см, при t=15 оС, на песчаных почвах.
Какой орган растения появляется первым при прорастании?
Какие органы цветкового растения вы знаете?
Ответы учащихся выносятся на доску.
Изучение нового материала:
Проблема :
Внимательно посмотрите на доску , как вы думаете какой орган растения самый важный ?
Выслушать ответы детей , сделать вывод :
Может ли корень прожить без стебля, а стебель с листьями без корня , а продолжается жизнь растения без плодов с семенами и цветов. Конечно нет , все органы нужны , все органы важны .
Вместе формулируем тему урока и учащиеся записывают ее в тетрадь .
Из чего состоят все органы растения ? Из клеток .
В клетках постоянно происходит обмен веществ . Одни вещества используются растениями , другие выделяются в окружающую среду . Обратите внимание на рисунок 138 стр.173.Какие процессы изображены на рисунке. Правильно : фотосинтез и дыхание.
Если в растении все процессы происходят активно, если органы функционируют нормально , то растение растет .
Записываем – рост –это увеличение объема и массы растения.
За счет чего происходит рост частей растения ?
За счет чего растет корень (зона деления и зона роста или растяжения).
За счет какого слоя стебель растет в толщину ( правильно за счет клеток камбия).
Образовательная ткань на верхушке побегов способствует росту растений вверх.
Но растение не только растет увеличивая массу корней, стеблей и листьев , но и развивается. Это появление новых признаков . На стр 173 прочитайте 5 этапов развития.
Внешние изменения растений называются фазами. (записать в тетрадь).
Рассмотрим рисунок 139, стр 174.
Когда мы с вами говорили о многообразии покрытосеменных , мы говорили о продолжительности жизни растений.
Вспомните на какие группы по продолжительности жизни можно разделить растения.
Однолетние , за какое время проходят цикл развития. Правильно за 1 год.
Двулетние – за 2 года. Что с этими растениями происходит в первый год.(формируют корень, стебель, и накапливают питательные вещества).
Где накапливаются питательные вещества у травянистых растений (в корне).
Где накапливаются питательные вещества у древесных растений(в сердцевине).
А теперь проверим ваши знания и внимательность .
Тест по теме : «Растительный организм как единое целое»
Вода с минеральными веществами передвигается по :
а. ситовидным трубкам; б. сосудам древесины; в. по клеткам сердцевины.
2. Органические вещества из листьев оттекают по :
а. ситовидным трубкам; б. сосудам древесины; в. по клеткам сердцевины.
3. У деревьев и кустарников запас питательных веществ откладывается в:
а .лубе; б. древесине , в. сердцевине.
4. Для прорастания семян необязательно наличие :
а . воды; б . света, в . тепла.
5. Прорастающие семена требуют большого количества :
А . кислорода, б .углекислого газа , в . водорода .
6. Самой высокой температурой для прорастания требуют семена :
а .гороха и редиса, б . дыни и тыквы, в . ржи и пшеницы.
7. Первое время после прорастания зародыш питается веществами :
а. запасенными в стебле , б. образующимися в результате фотосинтеза,
в. готовыми из почвы.
8. Глубина заделки семян не зависит от :
а. величины семян, б. времени посадки , в. структуры почвы.
9. Двулетними растениями являются :
а. капуста, свекла, петрушка, б. пшеница , томат, огурец,
в. пырей, ландыш, хрен.
10. Береза цветет:
а. один раз в жизни, б. один раз в два года, в. каждый год.
Проводим взаимопроверку.
Если осталось время , ответить на вопросы :
Как отразиться на урожае свеклы сильное повреждение ее листьев гусеницами свекловичной моли?
Можно ли срезать перья зеленого лука , если вы собираетесь вырастить луковицу?
Почему зимой погибли деревца окольцованные зайцами?
Получили ли вы новые знания на сегодняшнем уроке ?
Выставление оценок , запись домашнего задания.
intolimp.org
Конспект урока + презентация по теме "Организм растения
Тема урока: «Организм растения - единое целое»
Цели урока: Сформировать представления о растении как о целостном организме на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях его клеток, тканей, органов; продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью; продолжить формирование экологического мышления; развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Тип урока: обобщение
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный
Структура урока:
Организационный момент
Цель урока
Актуализация знаний
А. Организм – единая целостная открытая биологическая система
Проблемный вопрос
Самостоятельная работа с учебником и тетрадью
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный моментII. Цель урока
Сегодня на уроке «Организм растения – единое целое» мы должны сформировать представление о растении как целостном организме, на основе обобщения знания о клетке, тканях и их многообразии, о взаимодействии органов растения.
III. Актуализация опорных знаний
(работа с презентацией)
- Обладая всеми признаками живых организмов, растения могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции растения, изменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они остаются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. Об этом наш сегодняшний разговор.
Вопросы (на экране интерактивной доски)
Что такое клетка?
Что образуют клетки в многоклеточном организме?
Что такое ткани?
Какими тканями образован растительный организм и какие функции они выполняют?
Что такое орган?
Какими органами образован растительный организм?
А. Организм – единая целостная открытая биологическая система
(Учитель предлагает учащимся побыть в роли артистов и разыграть спор между органами растений)
V. Проблемный вопрос.
- Кто же из них главный?
- На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке, для этого нам необходимо вспомнить внутреннее строение корня, стебля, листа. Найти сходства и различия, выяснить функции.
Учитель читает строки стихотворения Жака, а учащиеся должны определить о каком органе идет речь:
«Мы в букет собрали маки жаркие
Много незабудок голубых
А потом цветов нам стало жалко
Снова в землю закопали их.
Только ничего не получается,
От любого ветерка качаются
Почему осыпались и вянут?
На экране интерактивной доски схема «Зоны корня»
Учащимся предлагается игра «Смотри, слушай, не зевай!»
(Каждый учащийся получает табличку с названием ткани или ее функции)
Учитель указывает на зону корня
После того как все зоны корня обозначены, делается вывод:
Какова же функция корня?
Продолжение игры «Смотри, слушай, не зевай» на экране интерактивной доски клеточное строение стебля.
Вывод.
Какова же функция стебля?
Продолжение игры «Смотри, слушай, не зевай» на экране интерактивной доски клеточное строение листа.
Вывод.
Какова функция листа?
Учитель просит проанализировать строение и функции органов и ответить на проблемный вопрос:
Кто же главный?
VI. Самостоятельная работа с учебником и тетрадью
Растение это не просто целостный организм – это открытая биологическая система, которая существует во взаимосвязи с окружающей средой.
Как влияют экологические факторы на жизнь растения?
Какое значение имеют растения в природе и жизни человека?
VII. Закрепление изученного материала
Тестовое задание
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
XI. Домашнее задание.
Составить экологическую сказку на тему: «Воздействие на растение неблагоприятных факторов среды».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь
Учащиеся вспоминают признаки живых организмов
Учащиеся вспоминают уровни организации живого
Ответы учеников
- Клетка – структурная единица всех живых организмов.
- Ткани.
- Совокупность клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию.
- Покровная, основная, образовательная, механическая, проводящая, запасающая.
- Часть организма имеющая определенную форму размеры выполняющая определенную функцию.
- Корень, стебель, лист, цветок и плод.
(Учащиеся получают слова и символические изображения органов растений)
Стебель: Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветы, плоды к свету, к теплу , к солнцу.
Лист: А мы тоже бываем очень большими. Например у монстеры только листовая пластинка достигает более 1 метра длиной. Кроме того мы образуем органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняем.
Корень: А мы даже у маленьких растений бываем очень большими. Вот у свеклы, где тебя стебель не сыщешь, я достегаю двух метров в длину и хожу по воду.
Цветок: Нет ничего лучше полезнее меня, ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем.
Плод: А я, а я, а я …………
Каждый учащийся высказывает свою точку зрения.
Дети отвечают
Без корней расти они не станут.
Учащиеся, у которого карточка с названием этой зоны и функции, выходит к интерактивной доске и подписывает название ткани и ее функцию.
Ученики делают вывод и записывают в тетрадь
Минеральное питание растений, проведение воды и минеральных солей в стебель и листья.
Учащиеся также выходят к доске и подписывают ткани и их функции
Ученики делают вывод и записывают в тетрадь
Основная функция стебля проводить минеральные и органические вещества
Учащиеся выходят к доске и подписывают ткани и их функции
Ученики делают вывод и записывают в тетрадь
Лист образует питательные вещества.
Учащиеся сравнивают органы и такни, которыми они образованы и делают вывод:
Выполняя различные функции все органы, обеспечивают деятельность организма как единого целого. Значит: все органы главные!
Ученики рассматриваю рисунки, и делают пояснения в рабочей тетради.
Дети приводят примеры влияния абиотических, биотических и антропогенных факторов. (Используя знания экологии)
Питание, одежда, жилище, тепло, кислород и т.д.
Учащиеся отвечают на вопросы теста, затем меняются работами и проверяют друг друга, выставляют оценки.
infourok.ru
Урок по биологии "Организм растения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
муниципального образования города Братска
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Правилова Ирина Сергеевна,
учитель биологии
I квалификационная категория
Братск, 2012г.
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий ; обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах цветкового растения о их взаимосвязи и процессах жизнедеятельности.
Результаты обучения:
Предметные:
Критический: называть органы растения и их функции, уметь распознавать их на рисунках и иллюстрациях.
Достаточный: знать и описывать органы растения, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями, называть признаки взаимосвязи органов растения.
Творческий: знать особенности строения органов растения (в.т.ч. клеточного) в связи с выполняемыми функциями, доказывать, что организм растения – единое целое.
Коммуникативные УУД:Критический уровень: Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму.Достаточный уровень: Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.Творческий уровень: Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.
Регулятивные УУД:
Критический уровень: Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.
Достаточный уровень: Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.Творческий уровень: Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
Познавательные УУД:
Критический уровень: Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию.Достаточный уровень: Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения.Творческий уровень: Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, СД- диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.,
Этапы урока.
I.Исходная мотивация. Погружение в проблему.
У: Отгадайте загадку: 1 слайд – учащиеся анализируют данную загадку
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
У: О каких друзьях идет речь?
у: о органах растения, - о корне, листе.
– Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь? (стебель)
У: Почему они друзья?
у: потому, что они взаимосвязаны друг с другом
У: Можно сказать что, эти органы связаны друг с другом?
у:да, они образуют единый организм.
У: А может ли растение обходиться без одного из этих органов?
у: нет, не может
Вывод :Все органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.
У: Значит организм растения единое целое?
Итак, тема нашего урока Организм растения – единое целое? 2 слайд.
У: А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.
Следовательно, чтобы это доказать что мы должны вспомнить (знать) о этих органах?
у: их строение и функции.
У: Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
у: будем работать самостоятельно и в группе, находить информацию в учебниках, энциклопедиях, электронном учебнике.
II. Организация деятельности
1.Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.
1 группа – обучающимся предлагается загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
(корни)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о корне
2 группа – обучающимся предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.
(стебель)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о стебле
3 группа – обучающимся предлагается загадка : Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
( листья)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о листе
2.Группы получают листы- задания.
3.Работают с различными источниками информации.
III. Осуществление деятельности.
Первая группа – лаборатория «Корень»
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
Функции органа
Особенности строения органа
Значение органа, связь с другими органами.
Корень
опорная
минеральное питание
вегетативное размножение
боковые корни, корневые волоски
Всасывает воду и минеральные соли для всех органов
Стебель
Лист
Цветок
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Напишите синквейн по теме: «Организм растения – единое целое».
Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
Функции органа
Особенности строения органа
Значение органа, связь с другими органами.
Корень
Стебель
проводящая
опорная
запасающая
фотосинтезирующая ( для зеленых)
луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещ-ва;
сосуды древесины-минер. вещ-ва;
сердцевина -запас пит.вещ-в
а) проводит питательные вещ-ва ко всем органам.
.
Лист
Цветок
половое размножение
образование плода и семян
пестик – женский орган размножения;
тычинки – мужские органы.
плоды, семенное разножение
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Используя таблицу, составьте кластер «Организм растения – единое целое».
Третья группа – лаборатория «Изучения листа».
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения
Функции органа
Особенности строения органа
Значение органа, связь с другими органами.
Корень
Стебель
Лист
фотосинтез
газообмен
испарение воды
устьицамежклетники
столбчатая ткань – много хлоропластов
участвует в жизненноважных процессах:
фотосинтезе,
дыхании,
испарении воды
Цветок
Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.
Задание 3. Поставьте сценку «Спор органов растения». Для этого распределите роли и слова:
Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и несу листья, цветки, плоды к свету, теплу, солнцу».
Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими и маленькими. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».
Корень: «А мы, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе, стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину».
Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня. – говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»
А плод говорит: « А я… а я»…
Словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
IV.Защита результатов деятельности.
1. Защита 1 и 2 заданий.
Представители от каждой группы по очереди выходят к таблице и представляют результаты (1 ученик – особенности строения органа, 2 ученик – функции органа, 3 ученик – взаимосвязь). Обучающиеся дополняют и корректируют ответы. Учитель проверяет правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.
1 группа – лаборатория «Корень». Строение, функции и значение корня. (слайд3 –строение корня)
Вывод У: Почему растение погибнет, если у него поврежден корень?
у: в растение не будут поступать вода и минеральные вещества.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду № 4)
2 группа – лаборатория «Стебель». Строение, функции и значение стебля. (слайд 5,6)
Вывод: У: Каким путём вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения? Какой опыт мы ставили на прошлом уроке? На основании наблюдений какой вывод мы сделали?
Демонстрация опытов: Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? (проверка по слайду7)
3 группа – лаборатория «Лист». Строение, функции и значение листа.
( слайд 8,9,10)
Головоломка: Где нет листьев, там нет и фруктов. (слайд 11)
У: Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, вы сможете прочитать пословицу. - Как вы понимаете эту пословицу?
у: В листьях идет процесс фотосинтеза ( образуются питательные, органические вещества, которые и откладываются в запас в плодах, раз не будет листьев, значит не будет идти фотосинтез, и органические вещества откладываться в запас не будут, значит не будет плодов.)
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду12)
У: Ребята, а все ли органы растения мы повторили? Ничего не забыли?
у: забыли цветок
У: Группа учащихся (2-3 чел) заранее по моей просьбе для вас подготовила небольшую презентацию (4 слайда) по строению цветка, и сейчас они вам её представят.
Домашнее задание: Презентация «Строение цветка» на 3 минуты.
Вопросы учеников подготовивших презентацию к классу :
У: Из каких частей состоит цветок?
у: пестик, тычинки, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник.
У: назовите главные части цветка.
у: пестик, тычинка.
У: Почему они главные ?
у: они участвуют в размножении.
У: Какие функции выполняет цветок?
у: образуется плод с семенами
У: Какое значение имеет цветок?
2. Защита задания 3.
1 группа – лаборатория «Корень» представляет синквейн.
2 группа – лаборатория «Стебель» - представляет кластер.
3 группа – лаборатория «Лист» - представляет постановку сценки «Спор органов растения»
У: А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему?
у: все органы растения – важны, они взаимосвязаны.
(Слайд 13)
Общий вывод: В работе организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.
У:О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое? (слайд 14)
Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?
Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.
Молодцы! Вы сумели это доказать.
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание. ξ 32- ξ39
infourok.ru
Урок по теме "Организм растения- единое целое" страница 2
3. ОРГАНИЗМ – ЕДИНАЯ, ЦЕЛОСТНАЯ, ОТКРЫТАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое ( дети продолжают запись в индивидуальную карту)
А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.
* СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА:
– Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (ответы детей: растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами). (Сл. № 7)
- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.
Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Сл. №8) Закончили работу?
Тогда я открою вам один секрет.
Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.
Инсценирование
У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Разыгрывается задача следующего содержания:
Между органами растения идет спор. Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».
А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». « Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..».
Словом тоже стал утверждать своё превосходство.
Большое спасибо, ребята, садитесь.
Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (КАРТОЧКА №1)
* ФУНКЦИИ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ:
ЗАДАЧА: Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. ( Сл. № 9)
КАРТОЧКА №1
12…стебель
3… лист
4 цветок
5 орган
А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения
Б–осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки
В–осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве
Г-орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами
Д-часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение
в организме
Проверьте правильность выполнения задания. ( Сл. № 10)
Ответы:
1-В 2-Б 3-А 4-Г 5 –Д
Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.
А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. ( Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)
infourok.ru