Тема 3. Смысловой натюрморт с включением группы комнатных растений (природных форм). Тональное решение. Натюрморт с комнатным растением
Уроки 5–6 РИСОВАНИЕ НАТЮРМОРТА. КОМНАТНЫЙ ЦВЕТОК И ЯБЛОКО. КОРЗИНА С ОВОЩАМИ
Уроки 5–6Рисование натюрморта. комнатный цветоки яблоко. Корзина с овощами
Цели и задачи: расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников; развивать умения анализировать выразительные изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), форму сложных предметов, конструкции предметов; закрепить умения в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения; обучать рисовать с натуры доступными графическими средствами; уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; развивать зрительную память в передаче впечатлений.
Оборудование: акварель, гуашь, палитра, кисти, бумага (А4 – А3), банка для воды.
Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры натюрморта», работы учащихся, репродукции, слайды картин: И. Машков «Яблоки и груши», «Бегонии», «Натюрморт с камелией», В. Борисов-Мусатов «Агава», Ф. Толстой «Ветки сирени и канарейка», И. Крамской «Букет цветов. Флоксы», К. Коровин «Розы», А. Куприн «Натюрморт с синим подносом», Г. Теплов «Натюрморт», В. Серов «Девочка с персиками», З. Серебрякова «Завтрак», В. Стожаров «Натюрморт. Лен», К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», И. Грабарь «Хризантемы»; варианты натюрмортов (2–4 предмета):
1) комнатный цветок с крупными выразительными листьями в горшке, яблоко, драпировка;
2) корзина с овощами, драпировка, чайник, яблоко на мелкой тарелке; жостовский поднос, контрастный фон (для яблока, чайника и мелкой тарелки).
Ход урока 5
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного материала.
Устный опрос.
– Что такое конструкция предмета? (Строение, устройство.)
– Какую форму конструкции имеют предметы в натюрморте?
– Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
– Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения предметов, объектов в пространстве, приближение изображения к реальности.)
– С помощью каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (С помощью перспективы, светотени, штриха, пятна, а в живописи – мазка.)
– Чего достигает художник с помощью светотени? От чего зависит светотень? (От формы и источника света.)
– Какие градации светотени вы знаете? (Свет, тень, полутень, рефлекс, падающая тень, блик.)
– Какие бывают тени? (Собственные, падающие.)
– От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета.)
– Что такое блик? (Самые светлые места на поверхности предмета, те места, где лучи света падают на него вертикально и отражаются от поверхности.)
– Что такое рефлекс? (Отражение, отсвет от другого предмета.)
– Чем достигается мягкость перехода от тени к свету в законченном рисунке? (Градацией теней, разной их силой, разной силой штриховки, оттенками цвета.)
– Что общего у шара и яблока? Цилиндра и бидона? Призмы и коробки? (Исходная форма.)
– С чего начинаем рисунок? (Расположим лист вертикально или горизонтально – в зависимости от того, как мы видим натурную постановку со своей точки зрения. Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.)
III. Самостоятельная работа учащихся.
1. Предварительная работа.
Учитель. Сегодня вам предстоит выполнить трудное задание: рисовать с натуры группу предметов, а это требует передачи пространственных отношений между изображаемыми предметами. Кроме сравнения конструкции и светотени предметов, нужно провести анализ цвета предметов по тем вопросам, которые мы только что с вами повторили.
Может быть 2 варианта выполнение работы:
Вариант I – гризайль – одноцветная живопись (черно-серо-белая гамма, коричневые оттенки цвета) с разбором светотеневых и тональных соотношений;
Вариант II – живопись в цвете – этот подход сложнее, так как подразумевает не только светотеневую и тональную разработку, но и цветовую.
2. Последовательность выполнения работы.
Учитель напоминает, что работа над рисунком натюрморта представляет собой последовательную работу по этапам:
1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе – дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы видите ее насквозь, как будто она прозрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.
Этот этап – графическое решение, линейный рисунок.
2) Первоначальная передача светотеней, цвета.
Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени. Можно применять художественную линию (разный нажим) для передачи объема предмета и расположения его в пространстве (ближние, передние части предметов изображаются утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям (в соответствии с линейной перспективной).
Запрещается рисовать фигуру по контуру (силуэтом).
3) Начальная проработка цветом.
Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение способов работы «по сухому», «по сырому», «лессировки», работа с палитрой.
4) Завершение работы. Прорисовка деталей.
На 1-м уроке выполняются этапы 1, 2 и начало 3-го.
IV. Итог урока.
Ответы на вопросы:
– В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?
– Для кого из вас эта работа оказалась сложной? Кому в овладении этой техникой нужно еще потренироваться?
Ход урока 6
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа о жанре натюрморта; просмотр видеоряда.
Учитель. Продолжим дальнейшее знакомство с жанром натюрморта на примере русской живописи. Зарождение натюрморта как самостоятельного жанра наблюдается в первой половине XVIII в. Художников этого времени привлекала задача точного сходства, которая преобладала в натюрмортах такого типа (недаром их называли «обманками»). Они стремились достичь иллюзорной точности изображения. Наиболее показательны в этом отношении натюрморты Теплова (30-е гг. XVIII в.).
2-я половина XVIII в. почти не знает натюрморта, так как Российская академия художеств признавала натюрморт низким жанром, несамостоятельным, ведущим был мифологический, исторический. В этот период можно отметить лишь натюрморты И. Хруцкого «Цветы и плоды», Ф. Толстого «Ветка сирени и канарейка» и др.
2. Анализ натюрмортов этих художников с точки зрения художественного образа, созданного на картине, средств художественной выразительности.
Вопросы:
– Как художники передают в своих натюрмортах красоту обычных, привычных в быту предметов, цветов, плодов?
– Можно ли по предметам этих натюрмортов сказать что-то об их «хозяине»? Что? (Ответы детей.)
III. Практическое задание.
Окончание работы (3, 4-й этапы).
1. Индивидуальная работа детей под руководством учителя.
Задание. Выполните живописные упражнения с целью отработки приемов работы кистью, живописных мазков, а также для активизации внимания при смене одного вида творческой деятельности другим.
2. Повторение законов линейной и воздушной перспективы.
1) Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные – обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
2) Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удаленные – мягче.
3) На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притесняют, а темные – высветляют (особенно в пейзаже).
4) Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
IV. Итог урока.
1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.
– Кому удалось лучше передать сходство с натурой?
– Выберите лучшие рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой.
2. Уборка рабочих мест.
infourok.ru
Натюрморт с растениями - Изобразительная грамотность
Натюрморт с растениями
А теперь заключительное задание: скомпоновать натюрморт из растений, но также добавить несколько других предметов, чтобы уравновесить композицию. На подоконнике я заметил несколько растений в горшках на блюдцах, которые составили бы композицию интересной формы, - их я решил использовать в качестве основного фона рисунка. Затем взял букет осенних листьев в кувшине и поставил его так, чтобы он стал фокусной точкой. Чтобы придать переднему плану немного разнообразия, я положил около кувшина большой кабачок и пару яблок. Теперь у меня была композиция, состоящая в основном из растений, хотя в данном случае в ней не участвовали цветы. Один листик из букета в кувшине оторвался и приземлился рядом на стол - отличная случайная деталь. Свет падал по большей части слева и немного сзади.
Последовательность та же, что и раньше: сначала схематично набрасываем контуры всех предметов в группе, без каких-либо деталей. Это позволит правильно нарисовать форму композиции в целом, прежде чем приступить к прорисовыванию отдельных растений.
Нарисуйте четкую линию контура, которая определит форму каждого листика и стебля, а также горшков и фруктов. Именно на этих двух этапах нужно стирать все помарки - при прорисовке деталей и фактуры это будет гораздо труднее сделать.
Когда рисунок вас полностью устроит, начинайте заполнять его тоном, стараясь, чтобы цвет был одинаковым на всех тех участках, которые в тени. Это создаст ощущение четкости и глубины.
Теперь начинайте делать тон более насыщенным, пока не образуется целая гамма оттенков, отражающих то, как на самом деле выглядит композиция. Время от времени отходите от картины, чтобы убедиться, достаточно ли аккуратно вы смогли передать баланс цвета. Заканчивайте, когда наиболее темные тона получится сделать соответствующе темными - иначе картина будет выглядеть недостаточно ярко. Уделите внимание разнице фактур листвы, более твердой поверхности горшков и фруктов.
Мастер-классы по рисованию
Творческая студия Ирины Коновой "Изостудия" - Галерея
"Натюрморт"
Золкина Катя, 14 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Масленникова Аня, 9 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Бышик Женя, 20 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Бышик Женя, 20 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрмрт"
Никонова Маша, 13 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт с комнатным растением"
Фоменко Саша, 13 лет2011-2012 учебный год.
"Осенний натюрморт"
Фоменко Саша, 13 лет2011-2012 учебный год.
"Гипс"
Беляева Лера, 15 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Беляева Лера, 15 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Решетникова Рада, 15 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Крапивина Кристина, 15 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Рагулина Аня, 15 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Папкова Катя, 14 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт с мандаринами"
Папкова Катя, 14 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Грязнова Катя, 15 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Наумова Даша, 10 лет2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Чумакова Настя, 16 лет2011-2012 учебный год.
"ракушки мастихином"
Бобкова Наталья, 53 года2011-2012 учебный год.
"Натюрморт"
Грязнова Катя, 14 лет2010-2011 учебный год.
"тематические натюрморты"
Шмакова Катя, 12 лет2010-2011 учебный год.
www.izostudiya.ru
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности учащихся | Полученные знания и умения |
1 | Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами. | ||||
1.1 | Тема: Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне. Цель: Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами простой формы на светлом фоне. Задачи: -Ознакомление уч-ся с особенностями перспективных явлений при рисовании с натуры растительных форм. -Формирование навыка выразительной передачи образа, формы и строения растения. -Воспитание бережного отношения к природе. | 9 | Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений | Повторение правил правильной посадки за мольбертом, организации рабочего места. Повторение правил приёмов работы с карандашом, постановка руки. Знания об особенностях перспективных явлений при рисовании с натуры растительных форм. Умения передавать выразительный образ растения. | |
1 урок Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне. | 3 | 6.09. | Практическая работа: Закомпоновать изображение в листе, разобраться в конструкции предметов, построить их с учетом перспективных сокращений, передать их пропорции. | ||
2 урок Светотеневая моделировка предметов. | 3 | 13.09. | Практическая работа: Передать общие тональные отношения в натюрморте. Передать объем предметов с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, падающей тени). | ||
3 урок Выразительная передача образов | 3 | 20.09. | Практическая работа: Выявить объем предметов и положение в пространстве. Анализировать изображаемые предметы, выявляя при этом конструктивное строение, пространственное положение, локальный тон. Сравнивать рисунок с изображаемыми предметами. | ||
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень | |||||
2.1 | Общая тема: Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе Цель: Линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Задачи: - Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе. - Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). -Воспитание усидчивости. | 6 | Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | Знания о перспективном сокращении с одной и двумя точками схода, о приеме построения окружности в перспективе. Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). | |
1 урок Линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода | 3 | 27.09 | Практическая работа: Выполнение линейного рисунка прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода | ||
2 урок Линейный рисунок круга в горизонтальном положении. | 3 | 4.10 | Практическая работа: Выполнение линейного рисунка круга в горизонтальном положении | ||
2.2 | Общая тема: Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе Цель: Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма, параллелепипед). Задачи: - Повторение правил перспективы. - Ознакомление с правилами грамотного построения предметов в соответствии с их различным расположением к уровню зрения. - Совершенствование техники работы штрихом. -Воспитание бережного отношения к учебным материалам. | 6 | Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | Совершенствование техники работы штрихом. Грамотная компоновка на формате листа. | |
1 урок Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма) | 3 | 11.10 | Практическая работа: Выполнение линейного рисунка каркасных геометрических тел (куб, призма) | ||
2 урок Линейный рисунок каркасных геометрических тел (параллепипед) | 3 | 18.10 | Практическая работа: Выполнение линейного рисунка каркасного параллепипеда | ||
2.3 | Общая тема: Рисунок гипсового геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар) Цель: Сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле. Задачи: - Формировать умения и навыки грамотного построения с учетом законов перспективы. - Развивать умение анализировать конструктивную форму тел вращения. - Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость. -Воспитать эстетически- художественный вкус, точность, внимательность, усидчивость. | 9 | Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | Умение анализировать конструктивную форму тел вращения. | |
1 урок Рисунок гипсового геометрического тела вращения (цилиндр) | 3 | 25.10 | Практическая работа: Выполнение конструктивной формы и тонального рисунка цилиндра. | Получение знаний выработки штриха при выполнении цилиндра. | |
2 урок Рисунок гипсового геометрического тела вращения (конус) | 3 | 8.11 | Практическая работа: Выполнение конструктивной формы и тонального рисунка конуса. | Получение знаний выработки штриха при выполнении конуса. | |
3 урок Рисунок гипсового геометрического тела вращения (шар) | 3 | 15.11 | Практическая работа: Выполнение конструктивной формы и тонального рисунка шара. | Получение знаний выработки штриха при выполнении шара. | |
2.4 | Общая тема: Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти Цель: Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Задачи: -. Закрепить навыки передача светотеневых форм предметов. - Развитие зрительной памяти. - Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах | 6 | 22.11 | Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | Умения применять свои знания, полученные на предыдущих занятиях. |
1 урок Зарисовки предметов, подобных телам вращения с натуры | 3 | 29.11 | Практическая работа: Выполнение зарисовок предметов, подобных телам вращения с натуры. | ||
2 урок Зарисовки предметов, подобных телам вращения по памяти | 3 | 6.12 | Практическая работа: Выполнение зарисовок предметов, подобных телам вращения по памяти. | ||
2.5 | Общая тема: Рисунок гипсового куба Цель: Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Задачи: - Закрепление правил перспективы. - Развитие композиционно-пространственное мышления. - Воспитание ответственности, самостоятельности мышления, трудолюбия, точности, аккуратности. | 6 | Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы. | ||
1 урок Рисунок гипсового куба | 3 | 13.12. | Практическая работа: Выполнение рисунка гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. | ||
2 урок Светотеневое решение гипсового куба | 3 | 20.12 | Практическая работа: Выполнение светотеневого решения гипсового куба. | ||
2.6 | Общая тема: Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры и по памяти Цель: Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии. Задачи: - Закрепить знания о перспективе и построении геометрических фигур. - Сформировать привычку анализировать и концентрировать внимание. -Воспитание способности к творческой работе. | 6 | Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы. | ||
1 урок Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры | 3 | 27.12 | Практическая работа: Выполнение зарисовок предметов быта имеющих призматическую форму с натуры | ||
2 урок Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму по памяти | 3 | 10.01 | Практическая работа: Выполнение зарисовок предметов быта имеющих призматическую форму по памяти | ||
Раздел 3. Линейный рисунок | |||||
3.1 | Наброски фигуры человека Цель: Рисование сидящей фигуры человека. Задачи: -Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. - Развитие выразительности линейного наброска при минимальном количестве графических средств. - Воспитать чуткость к восприятию натуры и самостоятельность в работе. | 3 | 17.01. | Практическая работа: Выполнение набросков сидящей фигуры человека Самостоятельная работа: наброски фигуры человека. | Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка. Усвоение понятия «точка опоры». Получение знаний о применении линий различного характера для выразительности рисунка фигуры человека. |
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность | |||||
4.1 | Общая тема: Зарисовки чучела птицы Цель: Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Задачи: - Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. - Развитие умения передачи материальности оперения. - Воспитание чувства бережного отношения к птицам и окружающей среде. | 6 | Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти. | ||
1 урок Зарисовка чучела вороны или поползня на выбор | 3 | 24.01 | Практическая работа: Выполнение живописного рисунка чучела птицы на выбор с учетом пропорций, выразительностью силуэта и передачей материальности оперения. Материал для исполнения рисунка - уголь, сангина. | Закрепление навыка передачи пропорций построения птицы. Закрепление навыков работы с углем и сангиной. | |
2 урок Зарисовка чучела тетерева | 3 | 31.01 | Практическая работа: Выполнение зарисовки чучела тетерева. Материал для исполнения рисунка - уголь, сангина. | ||
4.2 | Общая тема: Зарисовки предметов, различных по материалу Цель: Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Задачи: - Ознакомление с особенностями моделирования светотенью формы предметов разных фактур. - Развитие наблюдательности. - Воспитать умение анализировать увиденное с помощью полученных ранее знаний. | 6 | Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов различной материальности. | ||
1 урок Зарисовки предметов различных по материальности (дерево, стекло, металл) | 3 | 7.02 | Практическая работа: Выполнение зарисовок предметов различных по материальности (дерево, стекло, металл). | ||
2 урок Светотеневой рисунок предметов различных по материальности (дерево, стекло, металл) | 3 | 14.02 | Практическая работа: Выполнение светотеневого рисунка предметов различных по материальности (дерево, стекло, металл) | Получение знаний об особенностях моделирования светотенью формы предметов разных фактур. | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | |||||
5.1 | Общая тема: Натюрморт из двух предметов быта призматической формы Цель: Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Задачи: - Закрепление навыков композиционного размещения, прорисовки конструкций, уточнений пропорций и перспективного построения. - Развитие изобразительных навыков. - Воспитание усидчивости при выполнении долгосрочных рисунков. | 12 | Самостоятельная работа: композиционные наброски. | Закрепление знаний о композиционном размещении. | |
1урок Рисунок натюрморта из предметов призматической формы. Композиционное размещение, прорисовка конструкции. | 3 | 21.02 | Практическая работа: Выполнение композиционного размещения рисунка натюрморта из предметов призматической формы, прорисовка конструкции | ||
2 урок Уточнение пропорций и перспективного построения. | 3 | 28.02 | Практическая работа: Уточнение пропорций и перспективного построения. | ||
3 урок Тональная проработка формы предметов. | 3 | 7.03 | Тональная проработка формы предметов. | ||
4 урок Обобщение тональных отношений. | 3 | 14.03 | Практическая работа: Обобщение тональных отношений. | ||
5.2 | Общая тема: Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы Цель: Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Задачи: - Закрепить знания о законах композиции и перспективы и повторить приемы светотеневой передачи объёма предметов. - Развить умение переноса знаний в новые ситуации (на новый натюрморт). - Воспитание усидчивости при выполнении долгосрочных рисунков. | 12 | Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани. | ||
1 урок Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне драпировки с крупным рисунком | 3 | 21.03 | Практическая работа: Выполнение композиционного рисунка натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. | Приобретение навыка работы над длительном рисунком. | |
2 урок Выразительность силуэта группы предметов | 3 | 4.04 | Практическая работа: Выполнение выразительности силуэта группы предметов | ||
3 урок Тональная проработка формы предметов. | 3 | 11.04 | Практическая работа: Тональная проработка формы предметов. | ||
4 урок Обобщение тональных отношений. | 3 | 18.04 | Практическая работа: Обобщение тональных отношений. | ||
5.3 | Общая тема: Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу Цель: Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Задачи: - Грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом пропорций и перспективных сокращений, выявить большие тональные отношения, передать объемы предметов и пространство натюрморта. - Развитие умения композиционного размещения изображения на плоскости листа бумаги. - Побуждать учащихся к размышлениям, самоконтролю и самоанализу. - Воспитать чувство уверенности в своих силах и чувство успешности от достигнутых результатов | 11 | |||
1 урок Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода. Композиционное размещение, прорисовка конструкции. | 3 | 25.04 | Практическая работа: Выполнение композиционного размещения рисунка натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода. Выявить особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения, тоновое решение, передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. | ||
2 урок уточнение пропорций и перспективного построения | 3 | 16.05 | Практическая работа: Уточнение пропорций и перспективного построения | ||
3 урок Тональная проработка формы предметов. | 23.05 | Практическая работа: Тональная проработка формы предметов. | |||
4 урок Обобщение тональных отношений. | 2 | 30.05 | Практическая работа: Обобщение тональных отношений. Завершение работы. | ||
5.4 | Контрольный урок | 1 | 30.05 | Практическая работа: Анализировать изображаемые предметы, выявляя при этом конструктивное строение, пространственное положение, локальный тон. Сравнивать рисунок с изображаемыми предметами. | Приобретение знаний анализа изображаемых предметов, выявляя при этом конструктивное строение, пространственное положение, локальный тон. |
multiurok.ru
Натюрморты с комнатными растениями
Вещь на подоконнике, в ничейном пространстве, на границе, сжатая, расплющенная взаимным напором внутренней и внешней среды, - мотив, часто возникающий в полотнах художников XX века.xxix Почти во всех натюрмортах Дмитрия Бабина с комнатными растениями цветы стоят на подоконнике. Они словно хотят вырваться на свободу в натюрмортах «Амариллис»xxx, 2001 и «Выскочка»xxxi, 2001. В «Выскочке» растение, словно большая колючка, взъерошилось, а его листья, направленные в разные стороны, будто выстрелят сейчас мощной генерирующей силой. В «Амариллисе» листья напротив прямые и красивые, более мягкие и даже нежные. За окном в этих натюрмортах изображен пейзаж в пространство, которого пытаются «вырваться» комнатные растения.
Тема одиночества, сопровождавшая художника на протяжении всего творческого пути аппелирует к более ранним натюрмортам. Эта тематика прослеживается в «Натюрморте с розой»xxxii, 1997?. Акварельный лист - прозрачный и светлый, кажется, что сквозь него можно посмотреть на окружающий мир. Из большого зеленого горшка к окну тянется ветка с красным цветком. Она словно живет мечтой оказаться по ту сторону окна. А там – крыши домов и светлое небо…
Натюрморт «Трещина в стекле»xxxiii, 2004, написанный в год смерти художника особенен тем, что в нем художник изобразил два растения. Они стоят на балконе, на фоне храма Александра Невского в г. Красноуфимске. На все это зритель смотрит сквозь окно с трещиной. Я думаю, что художник хотел сказать этим, что мы смотрим на жизнь сквозь такое же окно и чтобы разобраться в ней, нужно обратиться к религии. Окно, помимо всех описанных ранее значений, по Библии является выходом в мир смерти и символом одиночестваxxxiv…. Все на картине изображено за окном, то есть художник оставляет земные радости (цветы), стремление к духовности (храм), свою жизнь в мире, где ему уже нет места….
Натюрморты с комнатными растениями объединяет тема одиночества. Цветы стоят рядом с окном на подоконнике. Это островок их существования – они уже не принадлежат миру дома, но ежё не обрели желанную свободу. Они тянутся наружу, туда, где их настоящий дом, природа. Окно – вход в новый мир. Но для них этот вход закрыт. Цветы стоят в неволе, они не ощущают дуновений ветра, холодные капли дождя не бьют по их листьям, корни упираются в дно горшка. Только в самом позднем натюрморте растения приобретают свободу, но, к сожалению, через трещину в стекле, через крушение надежд и выход в этот желанный мир свободы трагическим путём. Символика натюрмортов с комнатными растениями разнообразна, однако в центре её прочтения чувство одиночества художника, а также разговор о том, как быстро проходит наша жизнь, и главное в ней – искусство и вера в Бога.
Натюрморты с плодами
Среди натюрмортов с плодами основное место занимают натюрморты с яблоками. Яблоко трактуется через разнообразную символику – это и символ жизни, жизненного пути, и надежды, и точности, символ земли и власти. В то же время яблоко открыто всевозможным воздействиям извне: оно беззащитно перед черными магическими силами, в образе которых выступают как потусторонние силы, так и силы природы и общественные противоречия.xxxv
Натюрморты «Хурма - отвали!»xxxvi, 2000 и «Яблоки»xxxvii, 2000 несут в себе идею лишнего элемента, несовместимости, раскрывают тематику тленности всего живого. Солнце только начинает просыпаться, и темнота почти спряталась в самых дальних углах, но ее рассеянный след еще не полностью растворился в солнечном потоке. Все, что лежит на подоконнике в натюрморте «Хурма – отвали!», 2000, залито ярким утренним светом. На подоконнике лежат четыре яблока и хурма, которая наполовину закатилась за пространство полотна. Мы видим диспропорциональность первой пары яблок: одно слишком большое, другое – маленькое, но все же они вместе, хотя и не на блюдечке. Два других яблока одинаковы по размерам, они «поддерживают» друг друга, находясь на защищённой плоскости блюдечка. Хурма не такая как яблоки, поэтому она оказалась вне их общества, к тому же у неё нет пары. Возможно, это несет в себе темы социальной несправедливости и, как всегда, одиночества.
Одним из центральных в творчестве Дмитрия Бабина, наполненный глубокими философскими раздумьями является еще один фруктовый натюрморт - «Яблоки», 2000. Три зеленых яблока собрались вместе, а одно красное крупнее лежит в стороне. Красный фрукт на картине подобно «белой вороне», он здесь лишний. Ситуацию с яблоками, символизирующую земные желания и потворство им, в данном натюрморте можно с легкостью перенести на человеческое общество. Каждый может чувствовать себя одиноким в толпе людей, так же как и красное яблоко на полотне. Однако данный натюрморт, возможно, прочитать и в более высоком философском ключе. Фрукты на картине налиты спелым соком и прямо светятся изнутри. Им противопоставлены коричневые полосы на подоконнике – места, где слезла краска, обозначающие разрушение и смерть. Яблоки – жизнь, трещины – смерть… Всё здесь пока залито ярким солнечным светом, но в эту кажущуюся безмятежность уже вкрались тёмные борозды смерти и разрушения… К сожалению, всё в этом мире тленно!
Противопоставление большого и маленького, группы и одинокого плода мы можем наблюдать и в 2002 году. В натюрмортах «Небрежные складки»xxxviii, 2002 и «Небрежно прикрытая поверхность»xxxix, 2002 изображены яблоки, лежащие на столах, покрытых скатертью. Художник не изображает скатерть, ровно лежащую на столе. Она то не полностью закрывает поверхность, то покрыта складками. То есть художник изображает реальность, не приукрашивая ее. Яблоко на этих рисунках ещё пытается держаться за противопоставленные ему предметы, но уже стремительно движется к краю… В натюрморте «Лимон»xl, 2001 ярко-желтый фрукт взобрался на груду газет. Лимон как будто впитал в себя всю энергию и сам освещает комнату. Он выше и красивее всех, но он одинок и находится у самого края…
Таким образом, натюрморты с фруктами, также как и натюрморты с комнатными растениями, объединяет тема одиночества и неравенства общества. Художник показывает, как порой человек одинок среди суеты и огромного количества людей. Вокруг так много знакомых, но нет родного человека. Фрукт или растение, изображенный в натюрморте, символизирует человека, которого отвергает общество лишь потому, что он не такой, как все, особенный, хотя все мы люди. В натюрмортах с яблоками с каждым годом художник изображает все меньшее количество яблок. Возможно, это говорит о круге его близких людей, который все сужается и сужается. Время стремительно движется вперёд и вещи во многих поздних натюрмортах художника находятся у самого края…
Заключение
По мере развития натюрморта роль вещи менялась. Натюрморты 17 в. наполнены смыслом, рассуждением о жизни и смерти, вечности и бытии. В 18 в. вещь освобождается от смысловой и образной многомерности, философских и религиозных раздумий. В первой половине 19 в. натюрморт вообще отходит на второй план. А в творчестве Дмитрия Бабина вещь является выражением внутреннего «Я» художника. Она – автопортрет художника, но не собственный «портрет». Вещь – посредник между художником и зрителем. Её цель – передать чувства, размышления, переживания художника. Именно вещи Д. Бабин уделяет главное внимание в своих натюрмортах. Вещь приближена к зрителю и занимает центральное место в натюрморте. Уменьшить дистанцию между предметом и зрителем – вот задача художника. В некоторых картинах Дмитрий Иванович смотрит на неё немного сверху, ещё больше фокусируясь на предмете. Фон в натюрмортах не играет ключевой роли. Он объединяет все предметы, иногда он помогает раскрыть символику вещи.
В основном, вещи, изображенные на картинах, непритязательные, простые, в жизни, не заслуживающие большого внимания. Это яблоки, комнатные растения, цветы. Но именно эти простые вещи, а точнее их особенности помогают художнику передать смысл натюрморта. Мы рассмотрели в данном исследовании символику растений, плодов, вина, рыбы, свечи, окна и др. и выявили, что в натюрмортах Дмитрия Бабина каждая вещь имеет свой смысл. Его натюрморты обладают сложной символикой и философским подтекстом. Смысловое поле его полотен широко, темы волнующие его разнообразны. Натюрморт был «отдушиной» для художника, он стал способом выражения лирических переживаний о себе, своем жизненном пространстве, о надеждах на счастливое существование в браке и криком о пронзительном одиночестве. Через натюрморт художник философски рассуждает о быстротечности времени - тленности всего живого и конечности человеческой жизни (Vanitas). Вместе с тем его интересует и место творца в этом мире и судьба произведений, созданных им. Жизнь быстротечна, искусство – вечно! И, возможно, главное - его религиозные искания с тематикой жертвенности, мученичества, прохождения жизненного пути, с поисками Бога…
Расширяющим понимание смыслового поля натюрмортов Дмитрия Бабина может быть исследование символики цвета и числа в картинах художника. Эта тематика может стать основой для продолжения работы в данном направлении.
В работе проанализированы практически все известные натюрморты из творческого наследия Дмитрия Бабина. Многие из них не экспонировались на художественных выставках. Проект выполнен на впервые введённом в научный оборот искусствоведческом материале. Предложенная нами методика позволяет через интерпретацию символики вещей в натюрмортах художника, приблизиться к пониманию смыслового поля его работ, а также даёт представление о личности художника, так как многие символы вводят нас в глубины его сознания и подсознания. Проект имеет практическую направленность, способствует изучению и популяризации творчества талантливого художника, вносит лепту в изучение художественной культуры Урала.
Список литературы
1. Балашов М. удивительная судьба: Бабин Дмитрий – художник России: Реферат по истории искусств / Красноуфимская детская школа искусств.– Красноуфимск, 2001. – 31 с.
2.Бархатова Л. Архетипические мотивы в творчестве Дмитрия Бабина: Исследовательский проект / Красноуфимская детская школа искусств. – Красноуфимск, 2008. – 31 с.
3.Гадамер Г. Г. Онемение картины. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. –С.177-187. [Электронный ресурс]. - Электронный документ (1 файл) http://akarelova.narod.ru/gadamer.html
4. Григорьева Е. (Тарту). Образование смысла в натюрморте. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://www.sguez.com/cgi-bin/ceilidh/art?C31894289bQ10-5187-1363-00.htm
4. Данилова И. Натюрморт 18-19 в. // Юный художник. -2000. -№ 8. -С. 8-12; ил.
5. Данилова И. Натюрморт 20 в. // Юный художник. -2000. -№ 11. -С. 20-22; ил.
6.Зеркало мечты. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://zerkalomechty.boom.ru/rastenie.htm#яблоня1
7.Колодец в мифах. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://kolodez-music.narod.ru/other/kolodez/kolodez_yandex.htm
8.Лернер П. О композиции в натюрморте. // Юный художник. – 2006. - №8. – С. 36-40; ил.
9. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»).– СПб.: Академический проект, 2002. –C. 340–348. Впервые: Вещь в искусстве: (Материалы науч. конф. (1984)). – М., 1986. – С. 6–14.– ([Випперовские чтения – 84]; Вып. 17). [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://philologos.narod.ru/lotman/still-life.htm
10. Маркова Н. Истоки жанра. Натюрморт в Голландии 17 в. Сквозь призму иносказаний. Последователи. // Искусство.-2006.-№ 16.-С. 1-10; ил.
11. Маркова Н. О символике цветов в классическом искусстве. // Искусство.-2006.-№ 2.-С. 21-23; ил.
12. Медкова Е. Одушевленный феномен. // Искусство.-2006.-№ 16.-С. 18-23; ил.
13. Мельник М. Устрица – символ борделя? Как читать натюрморт. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7605/
14. Музыка В. Русский цветочный натюрморт. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://www.prodigest.ru/articles/muzyka/russkiy_cvetochnyy_naturmort.html
15. Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/pohl/index.php
16. Середнякова Е. Перекличка веков в двух натюрмортах. // Юный художник. – 2002. - №12. – С. 16-18; ил.
17. Символы и знаки: энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://sigils.ru/symbols/ogon.html
18. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 494, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил. [Электронный ресурс]. – Электронный документ (1 файл) http://slovari.yandex.ru/dict/encsym
19. Трегуб Н. Тихая жизнь, увиденная Серебряковой. // Искусство.-2002.-№ 21.-С. 1, 22-24; ил.
20. Ярославцева Е. Каталог художественных работ Бабина Дмитрия Ивановича (избранное): Исследовательский проект / Красноуфимская детская школа искусств.– Красноуфимск, 2008. – 70 с.
Приложение 1
Натюрморт с разрезанным яблоком. 1992Картон, масло. Размеры неизвестныМестонахождение неизвестно
Ужин в одиночестве. 1996Картон, масло. 30х41,5Из коллекции Бабина Г. И. (г. Красноуфимск)
Натюрморт с апельсинами. 1996Холст, масло. 42х30 Из коллекции Миковой З.П. (г. Красноуфимск)
Натюрморт с корочкой апельсина. 1996Картон, масло. 30х41,5Из коллекции Бабина Г. И. (г. Красноуфимск)
Копчёная селёдка. 1997ДВП, масло. Размеры неизвестны Местонахождение неизвестно
Приложение 2
Оттаявшее окно. 1997Бумага, акварель. 30x22Из коллекции Бабина Г. И. (г. Красноуфимск)
Поздние астры. 1998ДВП, масло. 35x27Из коллекции Бабина Г. И. (г. Красноуфимск)
Гладиолусы. 2001Бумага, пастель. 32x24Из коллекции Бабина Г. И. (г. Красноуфимск)
Яблоневый цвет. 2002Картон, масло. 30х41,5Из коллекции Бабина Г. И. (г. Красноуфимск)
Приложение 3
Ромашки. 2001Бумага, пастель. 23x30Собственность семьи автора
Мысленно скомпонованный букет. 2001Бумага, пастель. 32x24Собственность семьи автора
Приложение 4
Натюрморт с розой. 1997?Бумага, пастель. 32x24Собственность семьи автора
Амариллис. 2001ДВП, масло. 30x40Собственность семьи автора
Выскочка. 2001ДВП, масло. 30x35,5Собственность семьи автора
Трещина в стекле. 2004Холст на ДВП, масло. 35x27Собственность семьи автора
Приложение 5
Хурма – отвали! 2000Холст, масло. 30x40Собственность семьи автора
Яблоки. 2000Холст, масло. 30x40Собственность семьи автора
Лимон. 2001Наждачная бумага, пастель. 22x17Собственность семьи автора
Небрежно прикрытая поверхность. 2002Наждачная бумага, пастель. 17x30Собственность семьи автора
Небрежные складки. 2002Наждачная бумага, пастель. 18x30Собственность семьи автора
studlib.info
Тема 3. Смысловой натюрморт с включением группы комнатных растений (природных форм). Тональное решение.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по КОМПОЗИЦИИ
На 3 семестр
Практическое задание.Композиция сложного тематического натюрморта в интерьере: «ВРЕМЕНА ГОДА» (букет цветов в интерьере) или «Моё увлечение», «Профессия».
Содержание: (на листе А-1 уместить поиски-эскизы графические и цветовые 6 штук)
1. Выполнение эскизов композиции сложного тематического натюрморта в интерьере, эскизы по натурным материалам, показать пространственные планы. Изучить материал, проанализировать литературу по данной теме.
2. Определить сюжетно - композиционный центр, равновесие «светлого и тёмного» в формате.
3.Композиционные основы натюрморта в интерьере: мотив, образ, точка зрения, уровень зрения, пространственные планы, формат, перспектива, ритм, колорит, свет, рефлексы, композиционный центр, выбор ракурса, найти точку схода и точку отдаления как масштаб глубины, передать разные уровни горизонта, выполнить построение согласно законам перспективы.
4. Зарисовки композиций части помещения с небольшим количеством мебели (работа с натуры), выделение композиционного центра. Графические зарисовки– 3 рис.
5.Изобразительно-выразительные средства и приемы в композиции, колористические поиски (техника изображения), поиск цветового ритма композиции.Этюды в цвете – 3 рис.
7. Выход – натюрморт в интерьере «ВРЕМЕНА ГОДА» (букет цветов в интерьере) или «Моё увлечение», «Профессия». Формат А-2, материал акварель, гуашь, акрил. Оформить в паспарту.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАДАНИЕ по ЖИВОПИСИ на 3 семестр
1. Натюрморт с металлическими предметами (самовар, чайник, столовые предметы, инструменты, ведро, тазы).
Формат – А-2, Материал – акварель, гуашь.
2. Натюрморт с гипсовым орнаментом в холодной гамме.
Формат – А-2, Материал – акварель, гуашь.
3. Натюрморт «Дары осени» (овощи, фрукты, ветки рябины, цветы) колорит тёплый.
Формат – А-2, Материал – акварель, гуашь.
4. Натюрморт «Цветы в вазе»
Формат – А-2, (20 часов). Материал – акварель, гуашь
5. Пейзаж. Кратковременные этюды на передачу состояния.
Формат – А-4, (20 часов). Материал – акварель, гуашь.
Количество –4 шт.
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАДАНИЕ по РИСУНКУ на 3 семестр
Объемно-конструктивное решение в рисунке группы предметов. Пластическая характеристика изображаемых предметов.
Тема 1. Линейно - конструктивное сквозное построение объекта предметно-пространственное изображение (тумбочка, журнальный стол, стул, табурет).
Проволочный рисунок с учётом линейной перспективы, композиционное размещение в формате листа.Формат А-2– 1 рис., материал: карандаш, ретушь, кисть, сангина, тушь.
Тема 2. Пространство в рисунке. Пластическая характеристика изображаемых предметов. Бытовой натюрморт из 5-х предметов (с драпировкой со складками).
Пространство в рисунке, тональное изображение. Пластическая характеристика изображаемых предметов, конструктивное изображение предметов. Изучение пространства, соразмерности и пропорциональных отношений в листе при рисовании.Формат А-2– 1 рис., материал: карандаш, ретушь, кисть, сангина, тушь.
Тема 3. Смысловой натюрморт с включением группы комнатных растений (природных форм). Тональное решение.
Передача структуры и фактуры изображаемого материала в смысловом натюрморте. Включение группы комнатных растений (природных форм). Плановость. Тональная моделировка. Творческий подход к учебному натюрморту. Материальность. Фактура.
Формат А-2– 1 рис., материал: карандаш, ретушь, кисть, сангина, тушь.
Изученные вопросы по темам, выполненные на 1 курсе:
1.Линейная и воздушная перспектива. Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов. Линейно - конструктивное построение рисунка двух-трех гипсовых геометрических тел (куб, шар, цилиндр и пирамида).
Содержание: Линейная и воздушная перспектива. Перспектива как наука, изучающая кажущиеся изменения очертаний и размеров предметов. Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов. Понятия точка схода уровень горизонта.
2.Теория теней и отражений. Рисунок с натуры натюрморта из двух-трех гипсовых геометрических тел.Светораздел, собственная, падающая тень, полутень, рефлекс, блик: линейно - конструктивное построениепростых по форме бытовых предметов (бидон, ведро, коробка) имеющих в своей форме геометрическую основу (цилиндр, куб, конус).
3. Кратковременный рисунок драпировки со складками. Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов. Понятие собственного тона и фактуры. Тональные «пороги». Линейно - конструктивное построениекомпозиции натурной постановки сложных по форме бытовых предметов (крынка, сахарница, чайник) имеющих в своей форме геометрическую основу (цилиндр, куб, конус, шар).
4. Объемно-конструктивное решение в рисунке сложных объектов. Пластическая характеристика изображаемых предметов.
5. Законы изображения пространства. Световоздушная среда. Типы освещения: Фронтальное, контражур, рассеянное направленное. Линейно - конструктивное сквозное построениеобъекта предметно-пространственной среды (тумбочка, журнальный стол, стул).
poisk-ru.ru
Натюрморт
Слово «натюрморт» имеет французское происхождение и означает буквально «мёртвая природа». В живописи этим словом обозначают изображение различных неодушевлённых предметов.
Ссылки
В пятнадцатых-шестнадцатых веках натюрморт был всего лишь частью композиции на холсте. Например, гирлянды из цветов вокруг фигур Христа и Богоматери, росписи оборотных сторон алтарных образов или просто черепа в руках людей, изображённых на портретах.
В семнадцатом веке натюрморт становится самостоятельным жанром живописи, чему немало способствовали работы мастеров фламандской и голландской школ. Предметы, изображённые на картинах того времени часто скрывают в себе некую философскую аллегорию – неизбежность смерти и быстротечность всего земного, или же более широкие смыслы религиозных сюжетов. Но большую популярность приобретает и цветочный натюрморт – это напрямую связано с традициями Голландии: собственные сады, загородные виллы, просто комнатные растения, любовь к цветоводству вообще присуща этой стране. Пример голландского цветочного натюрморта – это роскошные композиции, автором которых был живописец Ян Давидс де Хем.
При написании натюрморта необходимо выбрать достойный объект для изображения. Свежие овощи подойдут как нельзя кстати. Их яркие цвета поднимут вам настроение, когда вы будете любоваться на картину.
Натюрморт – это почти всегда группа вещей, связанная общим смыслом. В эту группу могут входить и объекты из живой природы, но изолированные от своей естественной среды, превращённые в вещь: рыба на столе, ваза с цветами или фруктами, и так далее. Иногда в композицию натюрморта входит изображение и живых элементов: птиц, животных, насекомых, людей, но они лишь дополняют основную мысль картины. Натюрморт выделяет предметы из общего контекста быта, привлекает повышенное внимание к мельчайшим деталям и структуре поверхностей, заставляет удивиться красоте обычных вещей и природных форм, которые чаще всего человек не даёт себе труда рассмотреть, скользя по ним поверхностным взглядом.
Декоративный натюрморт — основные закономерности графического решения
Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с натурой, приводящее к ничем не оправданному её искажению, поскольку незнание закономерностей работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, так же как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение перевести изображаемую натуру из видимого трехмерного в двухмерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, т. к. их работы призваны украшать множество интерьеров.
Все мы знаем, что «декоративный» от слова «декор» — украшать, украшение. Слово имеет два значения:
- метод, направленный на создание выразительного силуэта, имеющего повышенную художественность по сравнению с объектами окружающего мира;
- специфика плоскостных произведений искусства.
Если мы посмотрим на историю изобразительного искусства, то заметим, что все виды изобразительной деятельности, которые можно отнести к живописи, с древнейших времен до эпохи Возрождения, носят декоративный характер. От пещерных наскальных росписей, древнеегипетского, древнегреческого, всего искусства народов Востока и Азии до фресок Джотто — художник не «разрушал» изобразительную поверхность, создавая иллюзию пространства, а органично соединял поверхность изображения, независимо от того, была ли она плоской или объёмной, с самим изображением.
В прошлом веке знаменитый исследователь народного и декоративно-прикладного искусства, одно время живший и работавший в Гжели, А. Б. Салтыков говорил о том, что плоская, поверхностная и силуэтная роспись, конечно же, максимально способна подчеркнуть и выразить форму.
Начиная с эпохи Возрождения, живописцы стали ставить перед собой несколько иные задачи, касающиеся передачи глубины, пространства и воздуха в создаваемых ими произведениях.
Возврат к декоративности в живописи произошел в эпоху модерна, незадолго до окончательного формирования стиля в XIX в. В большой степени это было связано с открытием японского искусства, сохранившего, ввиду обособленности своего развития, декоративную основу. Чуткое и внимательное наблюдение натуры, точное и достоверное видение, легкость и недосказанность, в то же время выразительность и продуманность силуэтного решения в гравюрах японских художников рождали неповторимые и незабываемые образы. Широкую известность получили ксилографы Кутагава Утамаро и Кацусико Хокусай. На безукоризненной пластике и соразмерной композиции японской гравюры воспитывалось не одно поколение художников.
Конец XIX — начало XX вв. — время интереснейших творческих поисков и находок. При работе над натюрмортом следует ориентироваться именно на этот период в истории живописи. Искусство лучших мастеров того времени сочетает удивительную силуэтную выразительность, отточенность, композиционный лаконизм и завершенность в соединении с богатейшим опытом художников последних столетий в отношении создания созвучных, многообразных и сложных колористических построений. Поэтому при работе над декоративным натюрмортом рекомендуется обратить внимание на творчество известных русских художников того времени – Александра Головина, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Михаила Врубеля, Александра Лансере, Константина Сомова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Юона, Игоря Грабаря, а также европейских живописцев — Анри Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна, Камиля Писсаро, Густава Климта и др.
Процесс работы над натюрмортом начинается с выбора точки зрения на натуру. И если в реалистическом изображении сложные ракурсы и боковой свет явятся самым удачным выбором, как наиболее передающие глубину пространства и объёмность формы, то в декоративном, напротив, прямой свет и точка зрения «в фас» будут лучшими вариантами, позволяющими легче решить поставленную задачу.
Существуют несколько известных приемов, позволяющих усилить впечатление декоративности:
- введение цветного или ахроматического контура, объединяющего разно удалённые предметы на одной плоскости;
- насыщение орнаментом;
- перекрывание одного предмета другим оверлеппинг;
- задний вид просвечивается сквозь передний.
Линии могут быть как прямыми, таки кривыми, они могут создавать свой несложный рисунок либо усиливать диагональ или же привносить ритмические горизонтальные или вертикальные повторы, возможно, это будет нечто совершенно необычное и новое, но главное, что любое введение в работу сетки, модуля, дробление изображения усиливает декоративный эффект, т. к. объединяет планы и превращает всю работу в ритмически организованный узор, а ритмические повторения, в свою очередь, усиливают декоративность живописи.
Качество, которое является главным условием живописного изображения — выразительность композиции, которая напрямую зависит от грамотно найденного контраста, придающего ей декоративную мощь. Но бывают структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер художественного образа. В связи с этим надо постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, мешающие цельному восприятию плоскости.
Рассмотрим основные закономерности, по которым выстраивается работа над декоративным натюрмортом. Существует мнение, что декоративная живопись резко отличается от академической живописи, что это две вещи разного порядка. Внимательно посмотрим, в чем же различие и что общего у академической и декоративной живописи. В основе того и другого лежат одни и те же законы — цветовой гармонии, созвучного колорита, композиционной выразительности, ритмической организации элементов произведения, образного решения. Необходимо отметить и различие — в декоративной живописи двухмерное пространство, в отличие от трёхмерного академической, следовательно, надо максимально исключить линейную и воздушную перспективу, также здесь отсутствует иллюзорная передача объемной формы, но важнейшую роль играет ритмическая организация, т. к. ритм помогает усилить декоративную основу живописного произведения. Здесь имеет место более произвольное отношение к натурному материалу и его большая творческая интерпретация с целью усиления выразительности композиции и подачи образа.
Графическая сторона работы очень важна, без отточенной, выверенной, выразительной знаковой композиции с простой и ясной основой и сложным и многообразным развитием не может быть достойного произведения.
Но важнейшая характеристика живописи — цвет. Именно поэтому создание восхитительной цветовой мозаики с её контрастами и нюансами цвета и тона, с громкими цветовыми аккордами и тончайшими оттенками — первейшая задача студента. Без этого живописная работа суха и скучна. Передать настроение, состояние, создать запоминающийся образ всеми средствами живописи – цветом, композицией, рисунком — вот главная задача, стоящая перед студентами. Натура представляет богатейший и разнообразнейший материал для творчества, необходимо лишь умение увидеть художественно и переложить на подходящий к каждому отдельному случаю изобразительный язык. Воспитание неравнодушного, не поверхностного, а внимательного, чуткого и тонкого взгляда на натуру, развитие навыков переложения натурного изображения на язык декора — есть цель данного задания.
Много можно говорить об эмоциональном воздействии цвета, об усилении его декоративности, о различной степени условности декоративного натюрморта — от наиболее приближенных к натуре в плане разработки колорита и с допущением небольшого объёма, подобно низкому рельефу в скульптурном изображении — до плаката и знака как крайней степени декоративности. Но надо подвести итог и сказать, что в целом работа над декоративным натюрмортом не является изменением натуры по произвольному принципу, она основана, так же, как и работа над академическим произведением живописи, на определённых законах, знание которых, конечно же, необходимо при его выполнении.
Создание натюрморта
Выполнение натюрмортов с изображением букетов цветов и трав, применение при их выполнении современных художественных технологий и методик и включение их в интерьер в качестве цветового акцента и доминанты, гармонично сочетающегося с образным решением и имиджем художественного решения интерьера является важной задачей в работе над поиском новых творческих решений в дизайне интерьера современных художников.
История появления и распространения изображения букетов цветов и трав в искусстве живописи и художественном решении интерьера интересна и многогранна. Живописный букет всегда служил активным цветовым пятном в интерьере. При включении его в интерьер очень важно выдержать стилистическое единство всего интерьера, выдержать его характерные особенности, не нарушить при этом образный строй и художественное решение всего интерьера. Поэтому неслучайно многие художники разных времен постоянно возвращались к изображению цветов в своих работах.
Букеты цветов, в различном исполнении, в различных видах искусства, наряду с другими распространенными мотивами, являются одним из основных мотивов в оформлении интерьера. Символическое значение цветов в искусстве имеет богатые традиции. Полевые травы символизируют безнадежность, цветочная гирлянда напоминает символ вечности. Многие цветы и растения являются символами времен года: лимоны — это зима, цветы — весна, фрукты — лето, виноград — осень.
Главную роль в выполнении натюрмортов играет изучение последовательности и технологии выполнения натюрмортов в цветах, изучение шедевров мирового художественного искусства в этой области, знакомство с новыми художественными технологиями и материалами, которые возможно применить в работе над выполнением натюрморта с букетом.
Выполнение натюрмортов с букетами цветов и трав обычно вызывает большие сложности, т. к. работа над изображением формы отдельного цветка и букета в целом, а также выявления связи букета и натюрморта является сложной задачей и требует особенного подхода к методике и технологии выполнения натюрморта.
При создании натюрморта важно соблюдение методической последовательности. На первом этапе необходимо определиться с общим цветовым и тоновым содержание постановки, основными цветовыми отношениями, необходимо правильно найти композицию работы, правильное пропорциональное соотношение предметов, определить место для всех предметов и определить размер букета. Центр композиции можно выделить с помощью контрастного решения цветы и формы.
Почти во всех натюрмортах с цветами букет является центром композиции, служит цветовым и композиционным акцентом, и выполнение его в цвете является наиболее сложной задачей в работе над таким натюрмортом. После выполнения эскиза необходимо правильно и наиболее точно перенести его на большой формат и как можно точно определить место букета в композиции натюрморта. Затем можно переходить ко второму этапу работы — выполнению натюрморта с букетом в цвете. Нельзя начинать работу с детальной проработки букета, не нужно выписывать каждый цветок и листик отдельно, необходимо понять, какое место занимает букет в натюрморте, как он сочетается с фоном и окружающими его предметами, необходимо выявить характер букета и основные особенности составляющих его цветов и листьев.
При выполнении натюрморта с букетами цветов и трав можно обогащать и усложнять изображение, добиваясь дополнительных эффектов за счет применения новых красок (объемных, флоурисцентных, фактурных), различных эффектов из других видов искусства, (например, из ручной росписи по ткани — соль), возможно, использование некоторых профессиональных приемов художника-дизайнера в изображении и передаче различных фактур, применение приемов и возможностей коллажа и др.
Создание натюрморта с гипсовой головой
Большое значение в развитии навыков владения академической живописью имеет постоянная работа над постановками с гипсовыми слепками, начиная от простых, состоящих всего лишь из небольшого количества предметов натюрмортов, и заканчивая сложными тематическими постановками, включающими в себя фигуру и интерьер, а также многоуровневые сложнокомпозиционные натюрморты. Важность выполнения постановок с гипсовой головой обусловлена тем, что рисование и изображение в цвете гипсовых слепков облегчает в дальнейшем изучение законов натюрморта. Гипсовая форма лишена окраски, в отличие от живой модели, поэтому даёт возможность яснее понять форму и передать цвет белого через влияние на него окружающей среды и характера освещения. Работа над натюрмортом с гипсовой головой способствует сосредоточению внимания на форме, даёт возможность более полно изучить эту форму, характер и пропорции гипсовой модели, так как в ней отсутствует движение и выявлены только самые характерные детали.
В разные исторические эпохи и во всех национальных школах живописи существовал интерес к изображению гипсовых античных слепков и фрагментов скульптуры Древней Греции и Древнего Рима. Главным предметом изображения в таких натюрмортах была именно гипсовая голова, гипсовый слепок, которые подчиняли себе все окружавшие его предметы и драпировки.
Натюрморты с гипсом — это совершенно особая тема искусства натюрморта, в которых зашифрованы естественнонаучные, религиозно-нравственные воззрения человека. В истории изобразительного искусства существует немало примеров натюрмортов с гипсовой головой, которые являются образцом высокого мастерства. Большое внимание уделяли работе над натюрмортом с гипсом выдающиеся русские художники Левицкий, К. Брюллов, А. Иванов, которые не уступали по технике рисунка и живописи величайшим мастерам Запада. Наиболее известная работа западных мастеров — это «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена, написанный в 1760-х гг.
Главное условие успешного выполнения натюрморта с гипсовой головой — последовательный и планомерный ход работы. При постановке натюрморта необходимо определить колористическое и тематическое содержание работы. Выполнение натюрморта с гипсовой головой в различных цветовых гаммах помогает решить задачу формирования навыков наиболее точного воспроизведения цветовых отношений.
Существенную роль при выполнении натюрморта будет играть композиционный замысел. Необходимо продумать компоновку всех предметов, составляющих натюрморт, найти их силуэт, определить количество светлого и темного, цветовые акценты, особенности передачи цвета белого гипса.
Перед выполнением работы необходимо сделать несколько цветовых эскизов или этюдов. Цель такой работы — изучение законов живописи, поиск цветового и композиционного решения работы. Этюд выполняется учащимися для того, чтобы определить и передать наиболее характерные линейно-пластические черты натуры, основные цветовые и тоновые отношения натюрморта.
Художникам при работе над гипсом в цвете следует обратить большое внимание на тонкие тональные переходы. Значение тона в живописи имеет большое значение. Неправильно взятый тон какого-либо цвета в работе над живописной работой отрицательно сказывается на качестве работы. При работе над натюрмортом с гипсовой головой, а также при работе над любым живописным произведением необходимо помнить, что рядом находящиеся предметы имеют разный тон, и правильно определять эту тоновую разницу.
Текст: Смирнов Вячеслав Фёдорович
gallerix.ru