Оплодотворение у цветковых растений конспект урока. План-конспект урока «Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов». Фио (полностью) Михеева Марина Валерьевна

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» 6 класс. Оплодотворение у цветковых растений конспект урока


Конспект урока «Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов». Фио (полностью)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов».

ФИО (полностью)

Михеева Марина Валерьевна

Место работы

МОУ Самотовинская СОШ

Должность

учитель биологии

Предмет

биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

урок №14 «Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов».

Базовый учебник

«Биология» В.В.Пасечник

  1. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

9. Задачи:

- обучающие: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений;

- развивающие: отметить значение оплодотворения цветковых растений для образования плодов и семян;

- воспитательные: показать роль размножения цветковых растений в природе

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Формы работы учащихся

  3. Необходимое техническое оборудование:

разборные модели цветка, компьютер, проектор, набор плодов и семян.

  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Проверка знаний

1.Контроль. Внешнее строение цветковых растений. Вегетативные органы. Часть 1 из 2 (детализированное представление)

(актуализация имеющихся знаний)

Предлагает задания на установление соответствия между объектами с возможностью самопроверки

Выполняет задания, устанавливает соответствие между объектами; самопроверка

10

2

Изучение нового материала

2.Цветок: образование спор и гамет, опыление и оплодотворение (углубленное изучение)

(изложение нового материала) 3.Размножение и оплодотворение у растений

(изложение нового материала)

Объясняет новый материал, используя материалы ресурса как основу для презентации

Воспринимает информацию, предлагаемую учителем

23

3

Закрепление изученного

Размножение и оплодотворение у растений

(закрепление материала)

Определяет практические ресурсы, предъявляет их в виде презентации

Выполняет задания с возможностью самопроверки

10

4

Домашнее задание

§44, стр.191-198, вопросы стр.199

Предлагает учащимся записать домашнее задание

Записывает домашнее задание в дневник

2

Приложение к плану-конспекту урока

«Размножение и оплодотворение цветковых растений»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Контроль. Внешнее строение цветковых растений. Вегетативные органы. Часть 1 из 2 (детализированное представление)

(актуализация имеющихся знаний)

установление соответствия между элементами множеств

решение задач с возможностью самопроверки

презентация

/card/13116/kontrol-vneshnee-stroenie-cvetkovyh-rasteniy-vegetativnye-organy-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-preds.html

2

Цветок: образование спор и гамет, опыление и оплодотворение (углубленное изучение)

(изложение нового материала)

просмотр, прослушивание; работа с видеофрагментами

объяснение учителя в режиме презентации;

/card/22561/cvetok-obrazovanie-spor-i-gamet-opylenie-i-oplodotvorenie-uglublennoe-izuchenie.html

3

Размножение и оплодотворение у растений

(изложение нового материала)

просмотр, прослушивание; работа с видеофрагментами

объяснение учителя в режиме презентации;

/card/12618/razmnozhenie-i-oplodotvorenie-u-rasteniy.html

4

Размножение и оплодотворение у растений

(закрепление материала)

решение задач с возможностью самопроверки,

перенос элементов в нужную ячейку;

презентация

/card/13292/razmnozhenie-i-oplodotvorenie-u-rasteniy.html

gigabaza.ru

Урок – путешествие. Тема: « Оплодотворение у цветковых растений». - Биология - В помощь учителю - Учительские университеты

Биология Е.Журсумбаев 6 класс ГУ “СОШ № 30” г.Семей

Урок – путешествие. Тема: « Оплодотворение у цветковых растений».

Цель урока: Изучить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений. Сформулировать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению.

Задачи: Образовательные: Дать понятие о взаимосвязи строения органа и его функции на примере приспособления главных частей цветка к процессу оплодотворения. Воспитательные: Формировать материальное мировоззрение на примере рассмотре-ния пестиков и тычинок на клеточном уровне. Развивающие: Развивать познавательный интерес к уроку биологии, используя эле-менты сказочно-литературного жанра при изложении материала. Развивать зритель-ную память, используя динамические пособия и наглядность при изложении материа-ла.

Метод: Рассказ с элементами беседы.

Оборудование: Таблица: «Оплодотворение у цветковых растений», Динамическое пособие «Оплодотворение у цветковых растений», строение пыльцы и пыльцевых зе-рен у растений.

Структура урока 1. Организационный момент 1 мин. 2. Изучение нового материала 30 мин. 3. Обобщение 2 мин. 4. Закрепление 10 мин. 5. Домашнее задание 2 мин.

Х о д у р о к а

1. Приветствую учащихся, проверяю готовность класса и классной доски к уро-ку. 2. Тема сегодняшнего урока « Оплодотворение у цветковых растений». Сегодня мы попутешествуем за пыльцой дальше и узнаем, что же с ней происходит после того, как она попала на рыльце пестика. Также на уроке нам предстоит узнать какое строение имеет цветочная пылинка и семяпочка.

SOS- сигнал бедствия. А теперь, давайте себе представим, что это вовсе не пыльцевое зерно попало на рыльце пестика, а совершил перелет космический корабль с таинственным названием «Пылинка», посланный с планеты «Тычинка» на планету «Пестик» и приземлился он на космодроме, который называется «Рыльце». Видимо здесь ждали этого корабля и подготовили специальный космодром. Но нам, наверное, очень хочется узнать, что же представляет этот космический корабль? Давайте его рассмотрим.

Строение пыльцевого зерна.

1. наружная оболочка 2. внутренняя оболочка 3. спермии 4. Корпус корабля имеет шарообразную форму. Заглянув во внутрь, видим экипаж корабля. Это 2 клетки Имеющие крупные ядра, ядра как бы являются мозговым центром, где содержится вся информация, и если погибнет клетка, то корабль не выполнит своего назначения. А именно у членов экипажа - одинаковые это спер-мии. Давайте запишем, что Спермии – это мужские гаметы. Гаметы – половые клетки. Теперь, когда мы познакомились с членами экипажа, можно обследовать весь корабль, кроме ос-новного Шарообразного корпуса, то есть внутренней оболочки, имеет еще одну – внешнюю, которая покрыта Различными шипиками, бугорками, крючочками. Работа с книгой. Давайте откроем учебник на стр.75 и рассмотрим рис. 38 Какие приспособления имеет пыльца разных растений. Как вы думаете – для че-го все это?

Обобщаю ответы: Эти приспособления помогают «Пылинке» удержаться на те-ле насекомого опылителя и на «Рыльце». На поверхности космодрома «Рыльце» тоже предпринято все, чтобы корабль смог приземлиться и закрепиться. Здесь тоже имеются различные сосочки, волоски (вспомните рыльце ржи ) и кроме того Специальное устройство постоянно выделяет на «Рыльце» липкую жидкость. Итак: как мы видим, все предусмотрено для посадки корабля. Корабль приземлился, и наши кос-монавты готовятся к выполнению задания. Для этого они должны с космодрома «Рыльце» попасть в го-род «Завязь», который находится в центре планеты «Пестик» и найти там «Дом правительства», который называется «Семязачаток». Но как же добраться спермиям до места назначения? Для этого на корабле тоже есть приспособление. Дно корабля вытягивается и образуется что-то наподобие «Эс-калатора». Это приспособление называется «Пыльцевой трубкой» спермии находятся постоянно близ растущего кончика трубки. «Эскалатор» движется сначала между клетками рыльца, затем между клетками столбика, и, наконец, наши герои достигают полости завязи. Теперь им нужно отправится в семязачаток. Число семязачатоков в завязи раз-ных растений различно. У пшеницы, ржи, ячменя, вишни завязь содержит только один семязачаток. У хлопчатника их несколько десятков, а у мака их число достигает несколько тысяч. Но в данном случае у нас семязачаток один. Подъезжая к семязачатку, спермии обратили внимание, что со всех сторон семязачаток окружен несколькими рядами высоких, прочных стен и только в одном месте они увидели ворота, которые назы-вались «Пыльцевходом», так как через них прибывали только гости с корабля «Пылинка» который при-летал с планеты «Тычинка». Так как ворота были открыты, космонавты поняли, что их уже ждут и по-спешили во внутрь, но, попав туда, они сначала растерялись, оказавшись среди множества маленьких кле-точек, но их внимание быстро привлекли две большие клетки. Одна из них стояла недалеко у входа в со-провождении двух телохранителей. Явно она была самой главной, так как выделялась размерами и своим важным видом. Это была «Яйцеклетка», давайте запишем: Яйцеклетка – это женская гамета. Но, несмотря на всю важность яйцеклетки, не уступала ей в размерах, стоящая в центре внимания центральная крупная клетка. И для выполнения задания спермиям пришлось разделиться. Первый спер-мии подошел к яйцеклетки, которая сообщила, что тот материал, который доставил спермий им очень необходим для образования семени, потому что планета на грани гибели и нужно создать базу то есть банк данных для ее возрождения. И спермий ни минуты не раздумывая отдал всю свою информацию, то есть ядра и цитоплазма этих двух клеток объединились. Он не пожалел даже жизни, что бы помочь друзьям. Такое же слияние гамет в единое целое называют оплодотворением. Давайте запишем: Оплодотворение - это процесс слияния половых клеток или гамет. Второй спермий тоже отдал свою информацию центральной крупной клетке, та-ким образом, в семязачатке произошло одновременно два оплодотворения. Это явле-ние называют двойным оплодотворением. Данный процесс открыл в 1898 году русский ботаник, академик Сергей Гаврило-вич Навашин. 3. Таким образом, мы с вами познакомились с оплодотворением у цветко-вых растений. 4. Закрепление. Итак: давайте ребята подведем итог урока. Что нового мы узна-ли сегодня на уроке и узнаем, как мы справились с поставленными задачами: 1. Что предшествует процессу оплодотворения? 2. Что такое опыление? 3. Какие приспособления имеют пыльцевые зерна и рыльца пестика к опылению? 4. Что называют оплодотворением? 5. Каково строение пыльцевого зерна? 6. Какие клетки участвуют в оплодотворении? 7. Где находиться яйцеклетка? 8. Как происходит двойное оплодотворение у цветковых растений? 5. А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание параграф № 23 от-ветить на вопросы устно в конце параграфа. На следующем уроке мы узнаем, что же происходит в семязачатке после опло-дотворения? I. Запись в тетради должна быть 1. Наружная оболочка 2. Внутренняя оболочка 3. Спермии.

II. Половые клетки – Гаметы (термин биологический)

мужские женские

спермии яйцеклетка

III. Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток или гамет.

IV. Спермий № 1. + Яйцеклетка Двойным оплодотворением Спермий № 2 + Центральная крупная клетка

V. 1898 г. С.Г.Навашин. VI. Вывод: Так как у цветковых растений происходит слияние двух спермиев с двумя клетками оплодотворение называют двойным. VII Домашнее задание S 25, 91-92

г. Семей, ВКО, 2010 г.

collegy.ucoz.ru

"Оплодотворение и опыление у покрытосеменных"

Урок биологии по теме:

«Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»

Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.

Задачи:

образовательные:

• познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; с процессом оплодотворения;

• обобщить знания о цветке, как органе семенного.

развивающие:

• учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

• воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

• осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы проведем с вами вместе.

  1. Актуализация знаний.

У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?

Ответ детей

Давайте же выясним, правы вы или нет.

У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?

(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик: рыльце, столбик, завязь, семязачатки).

Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).

У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.

У: Открываем тетради, записываем число и тему: «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (слайд 1)

У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.

  1. Изучение нового материала.

У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется - опыление.

(слайд 2)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)

У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.) (слайд 3 )

Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения. 

Самоопыление - пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.

У: Верно. У самоопыляющихся  растений пестики и тычинки созревают одновременно, тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце. Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)

У: Каким образом происходит перекрестное опыление?

“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?

Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие растения называются насекомоопыляемые.

А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.

У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения).

У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика? (слайд 7)

Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.

Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.

У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета – это будет яйцеклетка. А красного цвета - центральная клетка.

Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их. Что получилось? Образовалась новая клетка.

Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.

А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные вещества.

У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)

Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток - гамет. (слайд 8 )

У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )

Физкультминутка (слайд 10)

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Тихо засыпают.

  1. Закрепление изученного материала.

У: Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока - «Для кого или для чего красота цветов?»

А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили материал.

Контрольный тест по теме. (слайд 11)

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.. Б. Слияния спермия с центральной клеткойВ. Прорастание пыльцевых зеренГ. Слияние половых клеток

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. ВетраБ. Человека В. ВодыГ. Животных

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. ВетромБ. НасекомымиВ. Путем самоопыленияГ. Искусственно

4. Самоопыление происходит у:

А. Березы, орешникаБ. Картофеля, гороха

В. Вишни клевераГ. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:

А. 2 яйцеклетки

Б. 2 спермия

В. Центральная клетка зародышевого мешка

Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка

6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся

А. В тычинке

Б. В завязи пестика

В. В пыльнике

Г. На рыльце пестика

7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:

А. Навашин

Б. Менделеев

В. Докучаев

Г. Вернадский

Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.

  1. Инструктаж домашнего здания.

(слайд 12)

Параграф 44

infourok.ru

Конспект урока «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» 6 класс

Урок биологии по теме:

«Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян»

Цели урока: сформировать у обучающихся представление об опылении и его видах, а также сформировать знания о процессе оплодотворения и его особенностях у растений.

Задачи:

образовательные:

• познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; с процессом оплодотворения;

• обобщить знания о цветке, как органе семенного.

развивающие:

• учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

• Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательные:

• воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

• осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: Учебник биологии для 6 класса по программе В.В. Пасечника, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. И сегодняшний урок мы проведем с вами вместе.

  1. Актуализация знаний.

У: Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

У: Как вы думаете, для кого или для чего красота цветов?

Ответ детей

Давайте же выясним, правы вы или нет.

У: Для начала вспомним, какое строение имеет цветок?

(Последовательно снизу вверх на макете: цветоножка, цветоложе, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; тычинка: тычиночная нить, пыльник, пестик: рыльце, столбик, завязь, семязачатки).

Каковы главные части цветка? (пестик, тычинки).

У: Молодцы! Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень важных для цветковых растений процессах, которые тесно взаимосвязаны между собой и без которых было бы невозможно продолжение рода у растений – о оплодотворении и опылении.

У: Открываем тетради, записываем число и тему: «Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян» (слайд 1)

У: Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить опыление и его виды, а так же познакомиться с процессом оплодотворения и его особенностями у растений.

  1. Изучение нового материала.

У: Итак, для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика. Этот процесс называется - опыление.

(слайд 2)

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запись в тетрадь)

У: Существует перекрестное опыление и самоопыление. Что это за виды? Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.) (слайд 3 )

Перекрестное опыление происходит при переносе пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения. 

Самоопыление - пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка.

У: Верно. У самоопыляющихся  растений пестики и тычинки созревают одновременно, тычинки обычно длиннее пестиков, что облегчает попадание пыльцы на рыльце. Пшеница, рис, горох, овес, картофель. (слайд 4)

У: Каким образом происходит перекрестное опыление?

“Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

Проблемный вопрос: Почему шмели и вообще насекомые прилетают на цветки?

Посмотрите на эти цветки, какие они? (слайд 5) (Яркие, большие, ароматные, богатые нектаром, привлекательные). Полетят на эти цветы насекомые? (да, полетят). Такие растения называются насекомоопыляемые.

А эти цветы? (слайд 6) (мелкие, невзрачные, пыльца сухая мелкая, легкая). На эти цветы насекомые полетят? (нет). Эти растения ветроопыляемые. Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей.

У: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

(при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения).

У: Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление - опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

У: А что же происходит дальше, после того, как пыльца попала на рыльце пестика? (слайд 7)

Пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Одна клетка прорастая, образует пыльцевую трубку, которая растет и продвигается к завязи. В завязи находится семязачаток, внутри которого расположен зародышевый мешок с центральной клеткой и яйцеклеткой.

Из другой клетки в пыльцевой трубке образуется два спермия.

У вас на столе лежат шарики из пластилина. Синего цвета –2 спермия, желтого цвета – это будет яйцеклетка. А красного цвета - центральная клетка.

Первый спермий сливается с яйцеклеткой, как это происходит и что при этом образуется? Возьмите слепленные из пластилина спермий и яйцеклетку и соедините их. Что получилось? Образовалась новая клетка.

Она называется зигота, из нее потом будет развиваться зародыш растения.

А теперь возьмите второй спермий и центральную клетку, соедините их. В этом случае образовавшаяся клетка называется эндосперм, в нем будут накапливаться питательные вещества.

У: Таким образом, у цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Так что же такое оплодотворение? (запись в тетрадь)

Оплодотворением называют процесс слияния двух половых клеток - гамет. (слайд 8 )

У: После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. (слайд 9 )

Физкультминутка (слайд 10)

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (качание руками влево-вправо)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (присели, спрятались)

Головой качают, (движения головой влево-вправо)

Тихо засыпают.

  1. Закрепление изученного материала.

У: Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока - «Для кого или для чего красота цветов?»

А теперь ребята, давайте вместе с вами выполним тест, и проверим, как вы усвоили материал.

Контрольный тест по теме. (слайд 11)

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.. Б. Слияния спермия с центральной клеткойВ. Прорастание пыльцевых зеренГ. Слияние половых клеток

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. ВетраБ. Человека В. ВодыГ. Животных

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. ВетромБ. НасекомымиВ. Путем самоопыленияГ. Искусственно

4. Самоопыление происходит у:

А. Березы, орешникаБ. Картофеля, гороха

В. Вишни клевераГ. Ржи, кукурузы.

5. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в нем участвуют:

А. 2 яйцеклетки

Б. 2 спермия

В. Центральная клетка зародышевого мешка

Г. 2 центральные клетки зародышевого мешка

6. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся

А. В тычинке

Б. В завязи пестика

В. В пыльнике

Г. На рыльце пестика

7. Биолог, который открыл процесс двойного оплодотворения:

А. Навашин

Б. Менделеев

В. Докучаев

Г. Вернадский

Если на лице появилась улыбка, значит, вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.

  1. Инструктаж домашнего здания.

(слайд 12)

Параграф 44

multiurok.ru

Конспект урока по биологии на тему "Оплодотворение у цветковых растениях" (7 класс)

Автор материала: Золотова Татьяна Григорьевна

Открытый урок в 7 «а» классе

Тема урока: «ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ».

ЦЕЛЬ: Объяснить материал о процессе оплодотворения, активизировать познавательный интерес в ходе самостоятельной работы.

Образовательные задачи:

.контроль степени усвоения материала

.развитие познавательной активности учащихся

.развитие умственных способностей, логического мышления, умения

.творчески применять полученные знания для решения познавательных

.и практических задач.

.коррекционно – развивающие:

.развитие умения работать по устной и словесной инструкции

.развитие связной устной и письменной речи

.развитие словесно – логического мышления

.развитие наглядно – образного мышления

.обогащение и активизация словарного запаса

.развитие слухового восприятия, внимания в режиме речевого

.треугольника

.воспитательные:

.стимулировать интерес к изучению родной природы

.воспитание речевой активности, уверенности

.воспитание сознательного отношения к природным богатствам.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки – схемы строение цветка, карточки-схемы способы опыления, карточки-схемы оплодотворение цветковых растений; таблицы опыление цветковых растений; таблицы оплодотворение цветковых растений; муляж цветка.

Оформление доски: тема урока, число, классная работа, словарь, таблицы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1.Приветствие

- Добрый день.

Приветствие класса.

-Здравствуйте! Каждого ученика.

2.Проверка работы ЗУА

- Как слышишь?

- Я слышу хорошо.

Слуховая зарядка (за экраном).

- Кто сегодня дежурный?

- Сегодня дежурный.

- Слушаем тебя, …

Рапорт дежурного.

- Спроси ребят о погоде.

- Какая сегодня погода?

- Сегодня погода морозная, дует ветер….

Речевая зарядка.

- Александр спроси у ребят, какой сегодня дежурный звук по школе?

- Какой дежурный звук?

- Дежурный звук с – з

- Говорим хорошо звуки С-З, СА-ЗА, СУ-ЗУ.

Групповое считывание опорных слов с доски.

- Прочитайте словарь на доске, читаем внятно, хорошо проговариваем звуки с-з.

- Найдите слова со звуком «С», прочитайте.

- Найдите слова со звуком «З», прочитайте.

Молодцы, хорошо.

Проверка и закрепление домашнего задания (за экраном).

- Сережа скажи, какое домашнее задание было задано?

- Учить запись в тетради на тему «Опыление».

- Света повтори.

Хорошо.

- Будем отвечать на вопросы письменно и устно.

- Сережа напиши ответ на доске.

- Что такое искусственное опыление? (1 ученик)

- Напишите на карточках способы опыления (2 ученика).

Оценка домашнего задания.

- Молодцы, с домашним заданием справились хорошо.

I ЧАСТЬ ПОВТОРЕНИЕ.

Работа над темой урока.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня будем изучать новую тему.

- Илья прочитай тему на доске.

Хорошо.

- Будем повторять строение цветка.

- Будем изучать процесс оплодотворения цветка.

Слуховая зарядка.

- Откройте учебник на стр.108. найдите тему, записанную на доске, прочитайте.

- Откройте тетрадь и запишите число, классная работа, тему урока.

Раздать карточки 1,2,3.

Фронтальная работа.

- Вспомним строение цветка.

- Будьте внимательными.

Возьмите карточку №1, вставьте в квадратики цифры обозначающие части цветка.

- Теперь проверим сами себя.

Предложить учащимся рассмотреть муляж цветка.

- Назовите части цветка

Молодцы.

Рассмотрение и изучение таблицы «Оплодотворения цветковых растений».

Посмотрите на таблицу.

- Что это такое?

- Пыльник.

- Что находится в пыльнике?

- Пыльца.

- А как сказать по другому?

- Пыльцевые зерна.

- Это что?

- Завязь.

- Что развивается в завязи?

- Плод.

- Хорошо, молодцы.

II ЧАСТЬ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Возьмите карточку № 2

Я буду рассказывать процесс оплодотворения цветка, и говорить новые части цветка.

Вы будете внимательно слушать, хорошо говорить и следить за моим рассказом, отмечая цифрами в кружочках новые части цветка.

Чтобы завязался плод, и развивались семена должно произойти оплодотворение.

Хорошо.

Индивидуальная работа в тетрадях.

Прочитайте в учебнике и запишите в тетрадях, что такое оплодотворение.

Найдите в учебнике, какие две клетки (гаметы) имеются у цветковых растений?

Прочитайте, запишите в тетрадь.

Молодцы.

Ознакомление с процессом оплодотворения (демонстрация таблицы).

Посмотрите на таблицу. Что вы видите?

- Пестик, рыльце, столбик, завязь, пыльцевое зерно.

При опылении пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика.

Тычинка прорастает через рыльце, затем через столбик и врастает в полость завязи.

В полости находятся семязачатки, где расположены женские клетки (яйцеклетки).

В пыльцевой трубке находятся мужские клетки (спермии).

Пыльцевая трубка врастает в семя зачаток через пыльцевход.

У пыльцевхода находится яйцеклетка, она сливается с спермием. Происходит оплодотворение цветка.

Две клетки сливаются, образуя одну клетку, которая делится во много раз и развивается.

В завязи развивается плод.

Плод созревает и в нем созревает семя.

Из семени вырастает побег.

Возьмите карточку № 3 рассмотрите и подпишите цикл развития растения.

Молодцы, хорошо.

Слуховая зарядка.

Слушайте внимательно, говорите хорошо.

- Какую тему сегодня мы изучали?

- Оплодотворение цветковых растений.

Итог урока.

- Мы сегодня узнали, как происходит оплодотворение цветковых растений.

Закрепление знаний.

Слушайте внимательно, говорите правильно, отвечайте на вопросы.

- Что происходит с пыльцой на рыльце пестика?

- Пыльца прорастает.

- Что такое оплодотворение?

- Слияние двух клеток (женских и мужских).

- Что развивается из завязи?

- Плод.

Молодцы.

Оценка работы учащихся.

Вы работали на уроке хорошо, и ставлю в журнал всем оценку «5».

Домашнее задание.

Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Читать параграф 45, стр.108-110, отвечать на вопросы письменно.

- Задание понятно?

Окончание урока.

Дежурный отпусти ребят на перемену.

- Урок окончен, можно идти на перемену.

КОНСПЕКТ – УРОКА ПО Б

vseuroki.pro

образование семян и плодов». Фио (полностью) Михеева Марина Валерьевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов».

ФИО (полностью) Михеева Марина Валерьевна
Место работы МОУ Самотовинская СОШ
Должность учитель биологии
Предмет биология
Класс 6
Тема и номер урока в теме урок №14 «Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов».
Базовый учебник «Биология» В.В.Пасечник
  1. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.
9. Задачи:

- обучающие: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений;

- развивающие: отметить значение оплодотворения цветковых растений для образования плодов и семян;

- воспитательные: показать роль размножения цветковых растений в природе

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Формы работы учащихся
  3. Необходимое техническое оборудование:
разборные модели цветка, компьютер, проектор, набор плодов и семян.
  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Приложение к плану-конспекту урока

«Размножение и оплодотворение цветковых растений»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Контроль. Внешнее строение цветковых растений. Вегетативные органы. Часть 1 из 2 (детализированное представление)

(актуализация имеющихся знаний)

установление соответствия между элементами множеств

решение задач с возможностью самопроверки

презентация http://www.fcior.edu.ru/card/13116/kontrol-vneshnee-stroenie-cvetkovyh-rasteniy-vegetativnye-organy-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-preds.html
2 Цветок: образование спор и гамет, опыление и оплодотворение (углубленное изучение)

(изложение нового материала)

просмотр, прослушивание; работа с видеофрагментами объяснение учителя в режиме презентации; http://www.fcior.edu.ru/card/22561/cvetok-obrazovanie-spor-i-gamet-opylenie-i-oplodotvorenie-uglublennoe-izuchenie.html

3

Размножение и оплодотворение у растений

(изложение нового материала)

просмотр, прослушивание; работа с видеофрагментами объяснение учителя в режиме презентации; http://www.fcior.edu.ru/card/12618/razmnozhenie-i-oplodotvorenie-u-rasteniy.html

4

Размножение и оплодотворение у растений

(закрепление материала)

решение задач с возможностью самопроверки,

перенос элементов в нужную ячейку;

презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/13292/razmnozhenie-i-oplodotvorenie-u-rasteniy.html

kurs.znate.ru

Конспект урока на тему "Размножение и оплодотворение у растений"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Размножение и оплодотворение у растений" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Размножение и оплодотворение у растений.

Цель: сформировать представления о бесполом и половом размножении растений, сущности процессов опыления и оплодотворения у семенных растений; совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения; продолжить формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать и объяснять, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная установка, кодоскоп, фолии, рисунки растений разных экологических групп, технологические карты урока, проект «Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её цветы! Они будут радовать многих людей, которые придут после вас».

Основные понятия темы: размножение, опыление, оплодотворение, спермии, сперматозоиды, яйцеклетка, гаметы, зигота, вегетативное размножение, половое размножение, бесполое размножение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение теста. 5 МИНУТ

2. Задание на соответствие. Даны название экологических групп растений по отношению к воде и рисунки растений распределить растения по группам.

Самопроверка. ответы на мультимедия. НА ДОСКЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

III. Изучение новой темы.

Загадка. О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (РАЗМНОЖЕНИЕ)

Тема нашего урока РАЗМНОЖЕНИЕ И ОПЛОДОТВОРЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

Мы сегодня познакомимся с различными типами и способами размножения, узнаем, как происходит оплодотворение у цветковых растений.

Работать вы будите в технологических картах, где уже заготовлены схемы, вам нужно будет только заполнять их по ходу объяснения. За каждый правильный ответ на дополнительный вопрос в графе оценка деятельности ставьте себе +, в конце урока самым активным будет выставлена дополнительная оценка.

В ходе моего объяснения у нас должна выстроиться опорная схема. У меня на доске, у вас в вашей карте. Для того чтобы приступить, к работе нам нужно вспомнить ранее изученные понятия.

Что такое спора?

Какие растения размножаются спорами?

Какое размножение называется вегетативным?

Какие органы называются вегетативными?

Что такое опыление?

Размножение — основное биологическое свойство всех живых организмов, связанное с увеличением числа особей.

У растений различают 2 типа размножения: половое и бесполое.

Оба типа размножения свойственны и высшим и низшим растениям.

Бесполое размножение – участвует один родитель, оно осуществляется либо одной клеткой, либо частью растительного организма.

К размножению одной клеткой относится размножение делением клетки и

образование спор у мхов, папоротников, водорослей.

Спора имеют цитоплазму, ядро, покрыты оболочкой, способны длительное время переносить неблагоприятные условия. При благоприятных условиях споры прорастают и образуют новые дочерние организмы.

Размножение частями растительного организма называется вегетативным.

При вегетативном размножении новый дочерний организм является точной копией родительского.

Типы размножения

БЕСПОЛОЕ ПОЛОВОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

ОДНОЙ ЧАСТЬЮ

КЛЕТКОЙ ТЕЛА

ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЯЙЦЕКЛЕТОК СПЕРМИЕВ ОБРАЗОВА

НИЕ СПОР ВЕГЕТА

ТИВНОЕ

РАЗМНО ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

ЖЕНИЕ

ДЕЛЕНИЕ ОПЫЛЕНИЕ

КЛЕТОК

ЗИГОТА

ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЯН

ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЯН И

РАЗВИТИЕ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗМОВ

Половое размножение – способ размножения, при котором появляются качественно новые дочерние организмы.

Половое размножение связано с развитием половых клеток – гамет. Половые клетки развиваются у двух родительских организмов. В женских половых органах – образуются яйцеклетки, в мужских половых органах (например, тычинках) образуются мужские половые клетки – спермии (у семенных растений) и сперматозоиды (у споровых растений). Сперматозоиды – подвижные половые клетки, образуются у водорослей, моховидных папоротникообразных. Участвовать в оплодотворении они могут только при наличии воды.

У цветковых и хвойных растений образуются спермии. Это неподвижные мужские половые клетки. Вода для участия их в оплодотворении не нужна, так как спермии доставляются к яйцеклетке прорастающей клеткой пыльцы.

Перед оплодотворением происходит опыление.

Следующий этап полового размножения – оплодотворение.

Оплодотворением называется процесс слияния половых клеток, в результате образуется зигота, содержащая в себе свойства двух разных организмов одного и того же вида. Поэтому в половом процессе возникает что-то новое, до того не встречающееся в природе, хотя и очень похожее на его родителей

Из зиготы образуется зародыш семени, из которого развивается дочерний организм.

Как вы думаете, какой процесс размножения более сложный?

---- половое размножение.

Докажите!

-- участвуют 2 организма

-- возникают новые признаки

--- При бесполом размножении этого не происходит, так как дочерние организмы развиваются от одного родителя.

-----Организмы, полученные от обоих родителей, оказываются более приспособленными, более стойкими к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.

Вы обратили внимание, что у нас появились новые термины. Это гаметы, оплодотворение и зигота

У вас в картах имеются определения этих терминов. Найдите какое определение соответствует какому термину и внесите их в карты.

Рассмотрим на примере цветковых растений, как осуществляется половой процесс.

Если вы внимательно посмотрите фрагмент вам легко будет ответить на мои вопросы. Кто будет самым внимательным, получит дополнительный бал.

Мультимедиа фрагмент.

Физ. Минутка.

? после фрагмента. Слайд

  1. Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?

  1. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

  1. Что развивается из зиготы?

  1. Что развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка?

III.Закрепление.

Давайте сравним два типа размножения, найдем их сходства и различия.

Работаем в технологических картах. Для облегчения заполнения в таблице имеются вопросы на которые вы должны будите ответить. При выполнении этого задания пользуйтесь учебником. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения.

Бесполое размножение

Половое размножение

1. Одна родительская особь

2. Гаметы не образуются

3. Потомки идентичны родительской особи

4. Приводит к быстрому увеличению числа особей

1. Обычно две родительские особи

2. Образуются гаметы, ядра которых сливаются, образуется зигота, которая несет признаки обоих родителей.

3. Потомки не являются точными копиями родительских особей.

4. Происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды.

Проверка задания, обсуждение. ОЦЕНКИ + В карту.

IV. Итог урока. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Ручеек». Вам нужно составить вопрос по изученной теме и задать его своему товарищу., но постарайтесь составить его так, чтобы он был понятен вашему другу. После ответа этот ученик задает свой вопрос и спрашивает следующего.

Мы сегодня особое внимание обратили размножению покрытосеменных растений. У нас на Кубани произрастает______ видов цветковых растений. К сожалению, постепенно происходит сокращение численности растении, и все больше становится редких и исчезающих видов?

В Красную книгу Краснодарского края занесены такие виды как: цикламен колхидский, морозник кавказский, анемоны, крокусы и многие др.

Как вы думаете, почему сокращается число видов растений?

--- Сбор цветов весной. Не дают плодов с семенами, нарушается процесс размножения.

Д/З :Я вам предлагая дома подготовить проекты листовок обращений к населению нашего поселка внести посильный вклад в сохранение этих видов. Это могут быть рисунки, высказывания, фотографии с призывом сохранить исчезающие виды растений. Проекты листовок мы можем обсудить на гр. занятии по экологии и доработать к следующему уроку.

Я вам представляю свой проект.

$ 33, термины.

VI. Оценки.

У кого 5 и больше балов за работу на уроке Оценка 5

4 бала оценка 4

Ну, а у кого нет балов или меньше 4-х дома подготовитесь и на следующем уроке обязательно получите хорошую оценку.

Урок окончен. Спасибо.

docbase.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта