Растения для японского сада в россии. Кусочек Страны восходящего солнца. Создаем садик в японском стиле

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Структура, компоненты и растения для японского сада. Растения для японского сада в россии


Кусочек Страны восходящего солнца. Создаем садик в японском стиле | Стройка и дизайн | Дача

Путешествие в Японию

Знакомиться с классическими японскими садами лучше всего, разумеется, в самой Стране восходящего солнца. Давайте для начала рассмотрим пару характерных примеров, выполненных пусть в различные эпохи, но в традиционных для Японии стилях.

Фото: Фото автора

Классический образец

Сад камней храма Реандзи, расположенный на территории монастыря в городе Киото, — один из самых удивительных и загадочных образцов японского садовод­ства. Считается, что он был создан в XV веке извест­ным в то время мастером — дзен-буддистом Соами. Это место для медитации, предназначенное создавать у человека особый внутренний настрой. Сад выполнен в так называемой технике сухого ландшафта (каресансуи) и представляет собой прямоугольную площадку размером примерно 23 на 9 м, засыпанную белым гравием. На ней расположены 15 камней, образующих пять самостоятельных групп. По форме каждая из них больше всего похожа на разносторонний треугольник. В основу концепции сада легли идеи дзен-буддизма, главным образом ваби (аскетизм, отсутствие излишеств). Здесь царит атмосфера ненавязчивой простоты и покоя, полная таинственной недосказанности, лежащей в глубине всех вещей и позволяющей каждому найти в ней что-то свое.

И по сей день дзен-буддисты приходят в этот храм для медитации. Сад созерцают только с террасы дома настоятеля — спуститься вниз нельзя. Ходить по гравию дозволено только монаху, который регулярно подновляет граблями полоски на гравии и убирает занесенные сюда листья деревьев. Созерцание камней помогает сосредоточиться, обрести спокойст­вие и углубиться в себя, а их очертания рождают у каждого собственные ассоциации.

Фото: Фото автора

Источник вдохновения

Cады буддийского храмового комплекса Тофуку-дзи в Киото по японским меркам неприлично молоды: они созданы в 1939 г. выдающимся японским садовым дизайнером Мирэи Сигэмори (1896–1975 гг.).

Прежде чем стать садовым дизайнером, Сигэмори погрузился в историю японских садов, провел тщательные обмеры и сделал планы более 500 из них, а затем опубликовал результаты своих исследований в виде 26-томного труда. Он считал, что истинный путь – не слепое копирование идеальных образцов, не повторение того, что было сделано прежде великими мастерами, а создание собственного стиля. Для японцев – это необычайное новаторство, просто революция.

Четыре разных сада предстают перед зрителем один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный — состоит из четырех каменных групп, символизирующих острова блаженства, расположенных в море из гравия. Камни разных размеров — лежащие на боку, плоские и установленные вертикально в виде острых пиков — создают ощущение застывшего на миг движения. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзенские монастыри Киото. Они словно земля обетованная в суровом море житейских бурь, обещание покоя в черно-белой реальности повседневного бытия. Причем весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает, он словно пульсирует энергией.

Восточный сад — семь цилиндрических камней серого цвета разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных блоков в различных постройках храма.

Западный сад представляет собой стриженные в виде прямоугольных параллелепипедов кусты азалий, размещенные на гравийной отсыпке. Квадраты живой зелени и гравия чередуются, как клетки на шахматной доске.

Но особенно хорош Северный сад. Это прямоугольная площадка, на которой все в том же шахматном порядке перемежаются мох и каменные плитки, а по краям высажены невысокие подстриженные полусферами кустарники мелколистной азалии. Границы каменных квадратов постепенно расплываются во мху, который все плотнее смыкается и постепенно поглощает их.

Минимализм садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый их элемент проникнут глубокой символикой и философией, но даже для абсолютно далекого от всего этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто — и так выразительно!

Принципы

Если японские сады интересны вам настолько, что вы даже задумываетесь о создании собственного японского уголка на садовом участке, то нужно ознакомиться с основными идеями и принципами, которыми руководствуются мастера Страны восходящего солнца.

Фото: Фото автора

Мировосприятие японцев уникально: для жителей этой страны характерно умение наслаждаться изменчивостью природы и неизменностью мира. Широко известны японские сезонные традиции: любование первым снегом, считающимся не только символом холодного времени года, но и предчувствием новой жизни, луной, символизирующей вечность мира, цветами в их нескончаемом преображении — сакурами, азалиями, японскими ирисами, пионами, хризантемами.

В японских садах не бывает «окатышей» и валунов! Камни должны быть неровными, иметь «рваные» грани. Особенно ценны старые замшелые экземпляры.

Именно поэтому японский сад — понятие неоднозначное, собирательное, объединяющее различные стили и философские направления. Наиболее известны, пожалуй, три из них — сад для чайной церемонии, для медитации и для прогулок. Они существенно отличаются и по размерам: бывают как крошечными, так и раскинувшимися на площади в десятки гектаров. А, значит, приняв решение создать японский уголок, всегда можно подобрать вариант, идеально подходящий именно для вашего участка.

Как правило, японский сад содержит следующие основные элементы: это камень, вода и растения.

Фото: Фото автора

Один из классических японских садов с водоемом носит собственное название — «сад холма и пруда». Он может быть как большим, так и маленьким, но в центре его всегда пруд с островом, связанным с сушей мостиком.

Растений в японском саду обычно бывает немного (а иногда их и вовсе нет). Они должны гармонично вписываться в композицию, а, кроме того, могут служить естественным разделителем между японским уголком и его окружением. С этой целью можно высадить крупные растения по периметру или за оградой.

Фото: Фото автора

В больших садах для прогулок (каюсики-тейен) тщательно продумывались не только пешие маршруты, но и водные: катаясь на лодке, можно было наслаждаться красотой пейзажей, озаренных лунным светом, а для созерцания водной глади и изменчивых отражений строились помосты простой формы, чаще всего квадратной или прямоугольной.

Уголок Японии в вашем саду

Жаркие дискуссии о том, уместен ли сад в японском стиле за пределами исторической родины, периодически разгораются и в среде профессионалов, и среди садоводов‑любителей. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от категорического отрицания этой затеи до столь же яростного ее продвижения. Как правило, поколебать позицию сторонников создания таких садов не могут никакие аргументы. Кроме, пожалуй, здравого смысла.

При создании сада японцы опираются на три основополагающих понятия, постичь глубинный смысл которых представителю западной культуры удается далеко не всегда и не сразу. Ма, или «промежуток», – это расстояние между объек­тами. Оно не только разделяет элементы, но и связывает их воедино. У обозначающего его иер­оглифа есть и более философское значение – длительность паузы.
Оку, что означает «глубина», – относительное понятие. Оно определяется не единицами измерения, а скорее особым состоянием, ощущением чего-то невидимого, воображаемого. Чу-чо обозначается двумя иероглифами, которые можно перевести как «быть собранными вместе». Это понятие подразумевает сложную структуру пространства – так называемую многослойность. Человек, рассматривающий японский сад через призму этих понятий, словно оказывается вовлеченным в процесс его создания, хотя в действительности это происходило без его участия.

Противопоказания

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.

Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.

Фото: Фото автора

Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.

Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.

Показания

Вам хочется иметь собственный японский сад, импонирует такая стилистика, понятен язык символов и близка философия, лежащая в его основе? Вы (да и другие члены вашей семьи тоже) не ленивы и при этом предпочитаете неспешное медитативное времяпрепровождение, любите наблюдать за природой и не стремитесь окружить себя пышными цветами всех мыслимых и немыслимых оттенков? Возможно, японский сад — именно то, что вам нужно.

Фото: Фото автора

Если вы твердо решили, что японский уголок вам просто необходим, сначала определитесь с его расположением на участке. Наверняка, ваш дом, хозяйственные постройки и забор выполнены совсем в другом стиле, поэтому японский садик должен представлять собой отдельную композицию. Не стоит отводить ему всю территорию садового участка – пусть это будет особая зеленая комната, которая не бросается в глаза и откуда, в свою очередь, не видны строения. При этом не подходящий по стилю забор можно задекорировать лианами (виноградом, девичьим или амурским, гортензией черешковой, древогубцем, аристолохией) либо закрыть готовыми бамбуковыми ширмами.

Ассортимент растений

Фото: Фото автора

В силу климатических различий традиционно используемые в японских садах растения не всегда хорошо чувствуют себя в условиях средней полосы России.

В первую очередь это касается знаменитых японских кленов. Завораживающие осенние пейзажи тамошних садов во многом обязаны своим великолепием именно им. Они отличаются эффектной ажурной кроной и изящными листьями разнообразной формы и окраски. Самый популярный из них — клен дланевидный, или веерный (Acer palmatum). К сожалению, в нашей климатической зоне ему некомфортно: он подмерзает, плохо растет и требует тщательного выбора места посадки и ухода.

К счастью, в качестве альтернативы можно выбрать схожие по декоративным качествам, но неприхотливые и устойчивые в средней полосе России виды — клены маньчжурский (A. mandschuricum) и ложнозибольдов (A. pseudosieboldianum). Они представляют собой небольшие деревца или крупные кустарники с резными мелкими листьями, которые осенью окрашиваются в оранжевые или пурпурные тона.

Весну в японском саду невозможно представить себе без сакуры, которая, к сожалению, тоже плохо чувствует себя даже в Подмосковье, не говоря уж о более северных районах. Ее тоже можно заменить, например, вишней сахалинской, курильской или обыкновенной. В конце концов подойдут даже декоративные или плодовые яблони и сливы, а также боярышники. Любое пышное цветение, пусть и не­аутентичное, будет гораздо интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур. Кроме того, в Японии часто сажают устойчивую у нас спирею серую. Ее обильное цветение весной — фантастическое зрелище.

Среди классических «обитателей» японского сада и мелколистные азалии, стриженные в форме полусфер. У нас проще и гораздо дешевле заменить их спиреями Бумальда и японской.

Из цветущих травянистых многолетников можно использовать пионы, японские ирисы и хризантемы. При этом, подбирая сорта, следует иметь в виду, что сами японцы предпочитают цветки простой изящной формы, без излюбленной европейцами показной роскоши. Кроме того, цветущих растений в японском саду должно быть совсем немного, в идеале – единичные экземпляры.

В японских садах часто встречается бамбук, который быстро разрастается, образуя сплошные заросли. Он необычайно выразителен, но выживет далеко не на каждом российском участке. В качестве альтернативного варианта у нас можно высадить гречиху сахалинскую. Оборвав нижние листья, вы добьетесь нужной иллюзии. Надо лишь учесть, что она быстро разрастается: впоследствии ее придется жестко контролировать.

Нужны ли в японском садике каменные фонари и пагоды? Это совсем необязательно, а чересчур увлекаться ими и вовсе противопоказано. Но если уж вы непременно захотите их «завести», то не приобретайте дешевую имитацию. Вульгарная подделка не придаст «японистости» вашему творению, но легко разрушит спокойно-созерцательную атмосферу сада.

Планируя свой собственный японский сад, постарайтесь подобно настоящим творцам не копировать готовые образцы, созданные признанными мастерами, а рассматривать их как источник вдохновения, используя только особо понравившиеся элементы, а также применяя на практике принципы размещения камней и растений в композициях.

Если, осознав все трудности, вы только укрепились в своем желании создать на своих немногих сот­ках простоту и гармонию, умноженные на совершенство, ни за что не отказывайтесь от своей мечты. И пусть вам сопутствует удача!

Вариации на тему

Сады в японском стиле есть во многих странах мира.

Одним из самых известных в Европе считается Водный сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни. Хотя живописец никогда не был в Японии, он много читал о традициях этой страны, ее искусстве и философии, а увлечение японскими эстампами продлилось всю его жизнь. Ощущение Востока в его саду создают только растения и вода. Здесь нет характерных мостиков и каменных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. Моне выписывал из Японии редкие сорта ирисов и нимфей, по берегам водоема посажены ивы. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — писал сам художник. Японских садов немало в Великобритании, например Сад Киото. Он занимает отдельную часть Холланд-парка, расположенного в центре Лондона, и был создан командой профессиональных японских ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Это настоящий шедевр с водоемами и водопадом, привлекающий множество посетителей своей неповторимой волшебной атмосферой.

Фото: Фото автора

Один из удачных вариантов японского сада можно увидеть в Голландии: и забор подходящим образом оформили, и место вдали от остального сада определили. Это отдельная зеленая комната со своим входом, большую часть которой занимает водоем с карпами кои.

Москвичи же и гости нашей столицы могут посетить японский уголок в Главном ботаническом саду. Он был создан профессионалами из Страны восходящего солнца и ничем не уступает лучшим европейским образцам.

Свой первый японский сад я увидела в Литве, и он поразил меня до глубины души. История его создания – лучший пример того, как красота спасает мир. В годы советской власти будущего владельца этого сада призвали в армию. Во время войны в Афганистане ему приходилось убивать, и это надломило его психику. После демобилизации он долго пытался выздороветь, но ничего не помогало. Приехав на лечение в очередной санаторий, он увидел на столике у входа журнал с фотографиями японского сада, забрал его, повернулся и… уехал домой, где вместо картофельного поля разбил свой японский сад, который и вылечил его. Наш герой женился, у него родились дети, но он не оставил свое увлечение и занялся искусством бонсай. Свой сад он назвал Садом утренней росы.

www.aif.ru

Японский сад камней своими руками

Создание японского сада в русских широтах не такое простое дело как может показаться, так как многие растения с японских островов очень теплолюбивы и плохо приживаются в нашем климате.

Однако все же главное в создании японского сада – не подбор оригинальных растений, а создание атмосферы, соблюдение композиционной целостности и осознание философии сада.

Отсюда вывод, что воссоздать японский сад можно используя растения из любой части света, главное придерживаться основной идеи.

Японский сад

Главное правило, которому следует подчиняться при подборе растений для вашего «восточного уголка» – гармоничность пропорций. Суть его в том, что чем меньше площадь сада, тем компактнее должны быть растения.

Основой японского сада являются вечнозеленые растения. Для этих целей в России можно использовать различные виды сосен.

Однако нужно помнить о том, что в японской садовой культуре принято использовать деревья, имеющие изогнутые стволы, узловатые ветви, то есть имитирующие сложные природные условия. Дерево такой формы может стать центральным объектом композиции. Сосна обыкновенная как раз хорошо поддается формированию.

Кроме сосен, можно обратить внимание на медленнорастущие или низкорослые хвойники (кедровая, горная сосны), которые отлично подходят для формирования в стиле бонсай.

Хорошо впишутся в пейзаж японского сада корейская пихта, японская лиственница, различные туи, можжевельники, тисы.

Дополнить композицию можно маленькими деревцами-бонсаями, которые выращиваются в горшках.

Традиционным растением для японских садов являются так же бамбуковые рощицы, однако в наших условиях бамбук не зимует. Вместо его можно использовать карликовый бамбук, многоветочник или другие вечнозеленые древесно-кустарниковые растения.

Из мелких растений для японских садов характерны различные виды ирисов, в качестве ярких акцентов можно использовать астильбу.

Хорошо будет смотреться лилейник с его изящной листвой. Говоря о подборе растений для японского сада, без сомнения нужно упомянуть о традиционной японской вишне – сакуре. Из подобных ей древесных кустарников также можно использовать магнолии, войлочную вишню, японскую айву.

При создании уголка Японии важно не просто подобрать правильные растения, но и принять философию сада, прочувствовать гармоничность смены времен года и разглядеть тонкую символичность в элементах, которые используются в композициях японских садов.

Как только вы достигнете этого, будет уже не так важно, использовали ли вы растения родом из Японии или обошлись традиционными для среднерусских широт кустарниками и цветами.

fruittree.ru

Японский сад в России

Этот участок трудно перепутать с каким-то другим. Вместо калитки у него красные «японские» ворота с бамбуковыми «ветерками». В таком же стиле выдержаны и другие малые садовые формы. Сухое русло реки, камень как равноправный элемент растительных композиций, округлые линии клумб и дорожек...

Все это сразу раскрывает эстетические предпочтения хозяев: пейзажный сад с дальневосточным «акцентом». В нем Татьяна Михайловна и Виктор Иванович Савины проводят почти полгода, с апреля по октябрь.

Площадь участка всего четыре с половиной сотки, к тому же около трети его занимают добротный дом, баня, хозблок и небольшая тепличка. И при всем этом этот сад совсем не кажется маленьким или скучным. Скорее, камерным, уютным, располагающим к релаксации. Он разделен на несколько разных зон с помощью самых разных растений, которые образуют кулисы, задерживают на себе внимание.

Деревья и кустарники здесь в основном невысокие, в композициях много карликовых хвойников - шаровидных, гнездовидных, стелющихся. Из больших деревьев - только яблони с высоко поднятыми шаровидными кронами: места на участке все-таки мало и хозяевам пришлось заниматься их обрезкой.

Деревья и кустарники здесь в основном невысокие.

В этом саду минимум мощения: дорожка от калитки до крылечка да площадка в хозяйственной зоне. Да еще округлый изгиб шаговой дорожки на газоне - она ведет от дома к беседке-барбекю, бане и тепличке. Беседка в том же восточном стиле построена хозяйскими руками. Точнее, строил хозяин, красила хозяйка.

Традиционный для японского сада камень - крупный и мелкий, округлый и угловатый - использован здесь очень широко. Он и обрамление растительных композиций, и составная часть их, и отдельная «садовая скульптура», и русло сухой реки.

- Камни собираем повсюду, - говорит Татьяна Михайловна, - иногда кто-то дарит, бывает, даже сами дарим друг другу. Встречается больше гранит, но есть и бутовый камень. Кстати, он очень быстро обрастает мхом.

Миксбордер из травянистых многолетников обрамляет ухоженный газон, на котором расположились две небольшие группы из хвойников и «цветного» барбариса. По другую сторону - большая спиральная композиция, с хвойниками засыпанными щебнем дорожками, а в центре - камень, обращенный вершиной к небу. Правда, растения уже так разрослись, что теперь «прочитать« эту спираль можно только из окна второго этажа. Зато остался второй плюс, практический: удобство прополки.

- Эту спираль я сначала нарисовала, потом сделала: разметила, начертила на земле, выложила камнем, - продолжает хозяйка. - Все композиции я придумываю сама. По китайским канонам нигде не должно быть острых углов, поскольку в углах скапливается негативная энергия. И я все закруглила, все у меня плавно. (Вообще, я склонна к китайскому стилю, среди моих вышивок много картин с иероглифами. Вышивание - мое любимое занятие в свободное время.)

Прямая у нас только центральная дорожка. Она как бы разделяет участок: с одной стороны царство цветов, с другой - пространство газона. Когда-то на его месте был огород, а потом я его ликвидировала. Конечно, мне хотелось бы больше простора, хотелось бы сделать горбатый мостик в китайском стиле. Но уже негде. Как-то приезжал к нам один гость, и я ему говорю: вот у меня японский сад. А он: Татьяна Михайловна, ведь в японском саду мало растений. А я говорю: у меня японский сад на русский лад.

В самом деле, в отличие от минимализма японских садов здесь настоящее русское буйство красок. В этом саду постоянно что-то цветет: розы, лилии, спиреи, ирисы, клематисы, астильбы, пионы, лилейники, гортензии, флоксы, бузульники, хризантемы... Плюс декоративнолистные самых разных окрасок и оттенков, от дерена, пузыреплодника, барбарисов до почвопокровных живучек, гейхер, очитков.

- Покупали все растения маленькими саженцами, - рассказывает хозяйка.- Тогда все это стоило совсем недорого. Впрочем, и сейчас покупаю, хотя места для посадки уже маловато. Обычно я беру саженцы в магазинах ранней весной, когда их только завезли. Выбираю хороший саженец, который уже начал прорастать (значит, живой). И дома высаживаю его в горшочек, ставлю на окно до переселения в сад. Ведь в магазинах зачастую условия для растений не самые лучшие.

Не скрою, хосты у меня самые любимые растения, самые лучшие. Хотя никакого специального ухода за собой не требуют. Тень им не помеха, хотя и солнце временами заглядывает. Оно им тоже бывает нужно. Вот эти огромные, «дальневосточных размеров«, куплены уже давно. Сейчас я таких крупнолистных хост уже не встречаю в продаже.

Традиционный   для   японского сада камень - крупный и мелкий, округлый и угловатый использован здесь очень широко.

Очень хорошо в этом году цвели клематисы, их у меня несколько видов и сортов. А роз было просто изобилие, целое море цветов! Вот эту плетистую розу я еще 25 лет назад привезла из Прибалтики. Черенковала, раздавала... в общем, расползлась она по всем окрестным садам. От чайно-гибридных роз я отказалась, и в основном сажаю кустарниковые, парковые. Сейчас множество красивых сортов. Самая любимая - Скарлет, цветет обильно все лето, до самой осени. А еще хороша она тем, что сама очищается - сбрасывает отцветшие лепестки. В отличие от плетистых роз, на которых после отцветания остаются некрасивые бурые "комки", которые приходится убирать вручную.

В тени очень хорошо растут бузульники, их у меня два вида - бузульник Пржевальского и зубчатый Отелло. Астильб много, различных видов и сортов. Гортензии - метельчатая и древовидная. Стефанандра двух сортов. Лапчатки кустарниковые - желтая и розовая. Флоксы разнообразных сортов, их тоже очень люблю. Но их надо каждые четыре года делить, ежегодно подсыпать к ним землю. Один год они у меня вымерзли, пришлось заново покупать. Кстати, гейхера после зимы вылезает из земли и ей тоже каждый раз надо подсыпать почву.

Конечно, у всякого растения свои требования и надо их учитывать. Мне всегда хотелось иметь белую акацию, но она не для нашего климата. Посадила. Но не цветет, подмерзает, как и скумпия. Но она со своими пурпурными листьями и без того хороша. Керрия цвела обильно весной, сейчас зацвела повторно. Но зимой она подмерзает немного, поэтому приходится укрывать.

В этом саду минимум мощения.

Впрочем, в зимнем укрытии нуждаются многие растения. Получается, что приходится укрывать чуть ли не пол-участка.

В этом году я обрезала кустарники вдоль забора. Давно читала, что обрезка - это хорошо, но что-то все боялась. А тут обрезала - и они такие сразу вымахали! Некоторые елочки тоже обрезаю, чтобы держать нужную форму и размер.

Газонов у нас два. Первому уже около 20 лет, он занимает площадку, зарезервированную под автомобиль. Это английский партерный газон - травка узколистная, тоненькая, насыщенно-зеленого цвета. Выглядит как настоящий зеленый ковер. Но его надо обязательно еженедельно косить, кормить, поливать и аэрировать. Кстати, для этой цели муж купил специальные сандалии-аэраторы -так проще, чем ходить и прокалывать его вилами.

Одним словом, хлопот хватает, но мне не в тягость работа по саду. Каждое растение за заботу одаривает меня своей красотой.

Подготовила Л.ДУБИНИНА. Фото Д.МАРКОВА.

lovedacha.ru

Японский сад: стили, элементы, растения

Философия восточного сада не всегда понятна европейцу, привыкшему чувствовать себя царем природы, покорять и переделывать ее. Восточное садово-парковое искусство формировалось несколько тысячелетий и основано на совершенно иных принципах – уважении и преклонении перед могуществом и красотой природы. Японские сады создавались отчасти под влиянием китайской культуры, но имеют и свои характерные особенности. Многие парки мира, ботанические и частные сады включают в свои экспозиции уголки, оформленные в японском стиле.

 

Стили японских садов

Чтобы создать японский сад, точнее сад в японском стиле, нужно использовать пять основных элементов: духовный, выражающий общую идею или концепцию сада, и четыре материальных – воду, камни, архитектурные формы и растения. Все они важны и абсолютно необходимы, то есть должны присутствовать в той или иной форме в японском саду для передачи неповторимости, гармонии и красоты.

Все виды японских садов можно условно разделить на две части. К первой относятся сады, где присутствует вода в ее обычном виде – есть большие или малые пруды, ручьи. Ко второй относятся сады, где вода есть только в символической форме – сухие пруды и ручьи из гравия.

В древности в Японии создавались сады в стиле природного пейзажа с большими водными пространствами, на берегу которых размещались прекрасные храмы, высаживалось множество сформированных деревьев (сосен, кленов). Часто на озере имелся декоративный остров с посаженными деревьями. Такой сад символизировал как постоянство и вечность природы (вода, камни, растения), так и ее изменчивость – смену времен года за счет весеннего цветения сливы, вишни, осенней окраски кленов. Позднее создавались сады с небольшими прудами, но идея и оформление оставались прежними, хотя имели более современное выражение.

 

Купить саженцы декоративных деревьев>>

Сухой сад включает в себя несколько разновидностей. Одна из них – это небольшой по площади символический сад, обычно прямоугольной формы, где почти отсутствуют растения (только мхи), но их символизируют крупные, вертикально и горизонтально установленные камни, а также «причесанный» специальными граблями мелкий гравий, изображающий море и волны. Другой вариант – это чайный сад с обязательным павильоном для чайной церемонии, к которому ведет шаговая дорожка из плоских камней. Сад с сухим пейзажем обязательно имеет большие «водные пространства» из белого гравия и «ручьи», через которые могут быть перекинуты мостики.

Наконец, столь популярный в Японии малый сад, который является продолжением дома и служит только для созерцания, также включает воду в символической форме. Такой сад насыщен разнообразными элементами (малыми архитектурными формами), растения в нем используются в виде бонсаи, он является миниатюрной копией природного ландшафта, облагороженной человеком.

 

Материальные элементы

В японских и европейских садах, созданных в японском стиле, в первую очередь обращают на себя внимание его основные атрибуты: камни, гравийные покрытия, входные ворота, каменные фонари, цукубаи, бамбуковые ограждения, мостики, пагоды. Каждый из этих элементов имеет свой смысл и устанавливается в строго определенном месте.

 

Вход в сад принято обозначать прямоугольными воротами, чаще всего достаточно скромными, изготовленными из бамбука, иногда в них имеется полупрозрачная калитка. Пышные, богато украшенные ворота характерны для старинных садов-парков и храмовых комплексов. Японский сад обязательно имеет внешние (более высокие) границы (из камня или из бамбука) и внутренние, обычно низкие и легкие ограждения (высотой около метра).

Важнейший элемент японского сада – это камни. Они достаточно крупные, часто устанавливаются вертикально, объединяются в группы по 2, 3, 5, 7 штук. Их размещают так, чтобы их вершины образовывали треугольник. Самые подходящие камни – необработанные, покрытые мхом, старые. Обычно большой камень обозначает гору или дерево, а камни поменьше – водопад, горный поток. Белый гравий всегда символизирует воду. Шаговые дорожки, мощение, плоские мостики через ручьи делаются только из натурального камня.

 

Купить декоративный камень>>

 

Японские фонари используются в садах с глубокой древности. В настоящее время они изготавливаются из натурального камня, бетона, пемзы. Фонари имеют несколько разновидностей, определенные названия и каждый – свое предназначение. Все фонари состоят из плоского основания, основной части, где раньше размещался источник света, и круглой или прямоугольной крыши сверху. Устанавливают их на берегу водоема или ручья, у мостов, вблизи тропинок или рядом с группой камней.

 

Японский фонарь

Иногда используются в японских садах высокие пагоды – каменные башни (от 1 до 3 м высотой), которые всегда выступают в качестве главного акцента и являются центром композиции. Обычно они имеют нечетное количество квадратных ярусов – 3-5-7-9, а также плоское основание и навершие (крышу), круглое в сечении. Пагоды всегда выше фонарей.

 

Пагода

 

Цукубаи – невысокая каменная чаша с проточной водой (подводится водопровод, и под чашей делается дренаж для стока воды). Она бывает округлой, кубической формы или в виде лодки. В такой чаше не моют руки, а используют для этого бамбуковый ковшик, зачерпывая воду из чаши. Рядом с чашей размещают композицию из растений. Цукубаи является непременным элементом чайной церемонии.

Цукубаи

 

Через водные пространства и ручьи часто прокладываются мостики, которые бывают нескольких видов. Это шаговые тропинки из камня, укрепленные под водой и выступающие над ее поверхностью. Через маленькие водные пространства (ручьи) перекидывают плоские каменные мостики, часто имеющие низкое ограждение из бамбука. Через большие водные пространства (пруды) прокладывают зигзагообразные мосты с перилами. Круглые мосты (изогнутые дугой) чаще встречаются в китайских садах.

 

Мостик через ручей

Растения

Важная роль в японском саду отводится древесным растениям, хотя их ассортимент не так уж велик. Это обычно вечнозеленые хвойные – сосны, кипарисовики, а также азалии, рододендроны, магонии, древовидные пионы, кизильники, барбарисы, спиреи, форзиции, вишни, сливы, магнолии, камелии, разнообразные клены.

 

Спиреи: сорта, посадка, уход>>

 

Практически все деревья формируются в стиле бонсай, при этом понижается их высота и уменьшаются размеры. Растения приобретают более компактный и аккуратный вид. Кустарники также стригутся, большинство из них имеет полушаровидную форму. Особое место отводится бамбуку, символизирующему стойкость.

 

Сформированный кипарисовик

Поскольку деревья и кустарники занимают главное место в японском саду, именно они символизируют движение времени и смену времен года. С весны до осени они по очереди создают цветовые акценты. Так, ранней весной цветут сливы, вишни, магнолии, а также форзиции и пионы. Немного позднее распускаются азалии и рододендроны. Лето – время спирей и гортензий, а осень окрашивает пронзительными красками знаменитые японские клены.

 

Ошибки при выборе рододендронов>>

 

Композиция, включающая клен, магнолии, азалии, кипарисовик, сосны

Из травянистых растений используются некоторые почвопокровные растения, японские ирисы, цветущие в июне, разнообразные хосты, для многих из которых Япония – родина, анемоны, астильбы, примулы. Вместо газонного покрытия в садах и парках используется множество видов мхов, которые покрывают изумрудным ковром почву под деревьями.

 

Гортензия: правильно сажаем и ухаживаем>>

 

Цветущие азалии

 

Текст: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер Фото предоставлены автором и компанией «Архиленд»

 

lki-nn.ru

Сад в японском стиле. Философия Востока в вашем саду

Сад в японском стиле

Мода на различные направления в ландшафтном дизайне так же, как и мода в одежде, постоянно меняется. Одни стили уходят в прошлое и забываются, другие почти забываются и встречаются очень и очень редко, но японский стиль для сада вот уже несколько столетий не выходит из ландшафтной моды.

Данный стиль, как и следует из названия, появился в Японии сразу же, когда японцы занялись садоводством. Поэтому, этот стиль является, если уж не самым древним, то одним из древнейших.

Японский стиль является отражением самобытной культуры страны восходящего солнца. Он опирается на древнюю философию Востока, согласно которой, каждый предмет должен располагаться на подходящем для него месте, а все предметы обязательно находится в гармонии. Японцы очень озабочены природой, поэтому в таком саду человек обязательно должен ощущать связь с ней. Такая атмосфера вызывает чувство спокойствия, умиротворяет, настраивает на философские размышления о вечных вопросах мироздания и жизни.

Основные принципы планировки сада в японском стиле

Отличительной особенностью данного стиля является его разделение на зоны. Их две.

Первая зона является главной. Именно на ней концентрируется внимание. В первой зоне высаживаются растения, располагаются различные элементы декора: светильники, ручьи и водопады, статуэтки (Будда и др.) и, конечно же, камни, которые являются главным символом японского стиля.

Вторая зона – это контраст первой. Она остается пустой.

Это зона предназначается для размышлений. Ещё одна особенность, создающая целостный пейзаж и служащая для раскрытия философского образа – это визуальная отдалённость:

Прекрасный японский сад

На первом плане высаживаются растения крупных размеров и расставляются камни.

На втором высаживаются растения средних размеров

И третий план служит для расположения мелких камней и низкорослых растений, которые чаще всего почвопокровные.

Такая система визуальной отдалённости позволяет создать эффект естественной природы, нетронутой человеком.

Акценты следует делать на:

  • плавности линий, поэтому никаких острых углов
  • все элементы должны располагаться ассиметрично
  • дизайн должен быть простым, невычурным, чтобы складывалось полное впечатление естественности
  • зелёный, красный, жёлтый, оранжевый, фиолетовый оттенки должны преобладать в саду
  • в саду должен витать нежный аромат, источаемый цветами

Символы, которые обязательно должны быть в Японском саду

Вид на японский сад

Как уже писалось выше, обязательным атрибутом сада в этом стиле является камень, он должен быть обязательно натуральным. Именно грамотно расположенные камни создают основу, своеобразный костяк сада. Сами по себе камни символизируют стойкость и силу, неопознанность и бесконечность Вселенной.

Следующий компонент – вода. Кончено, лучше всего, чтобы она находилась в движении (водопад, ручей, фонтан), но и пруд также уместен. Она символизирует жизнь, жизненную энергию, которой наполняется всё вокруг.

Растения должны иметь отношение к Востоку. Это могут быть можжевельники, кипарисы, спиреи и другие. Цветущие растения должны иметь приятный тонкий аромат.

Камни для японского сада

Камни для японского сада

Камней в Японском саду должно быть нечётное число. Их нужно располагать так, чтобы они небыли видны все, то есть, некоторые были спрятаны от глаз за другими камнями и были видны только с другого ракурса. Желательно использовать камни одного цвета или создавать группы из одинаковых камней. Обрабатывать камни нельзя, так как в Японии ценится естественность, должно возникать ощущение, что сама мать природа создала эту красоту у вас на участке.

Очень хорошо и естественно смотрятся камни, которые обросли мхом. Иногда, чтобы камни быстрее покрылись тем самым мхом, их обмазывают специальной смесью.  Дорожки так же могут быть вымощены камнями. Плавные изгибы дорожек символизируют жизненный путь, а гладкие камни, которыми выложены дорожки – лёгкость его прохождения.

Очень хорошо смотрится один большой валун в самом центре сада.

Вода в японском саду

Можжевельник возле водоёма

Японский стиль просто немыслим без воды. Это может быть замечательный невысокий водопад, длинный ручей, пруд, фонтан и, даже большая чаша, до краёв наполненная чистой и прохладной водой. Такая чаша получила название – Цукубаи.

Но если у вас нет возможности разместить в своём саду объект с настоящей водой, подойдёт сухой ручей, который не так трудно сделать. Сухой ручей – это русло ручья, выложенное камнями и обсаженное по краям растениями водной среды – за счёт этого создаётся эффект, что он совсем недавно пересох.

Растения для японского сада

Растениям так же уделяется большое внимание. Каждое растения что-то символизирует, поэтому, прежде чем высадить какие-то растения, посмотрите их значение, согласно японской философии.

Наверное, все слышала про «бонсай». Сам по себе «бонсай» — это небольшое деревце (обязательно хвойное), растущее в горшочке дома. Но и для сада существует свой – его назвали «нивака».

При высадке растений учитывайте тот аспект, что ваш сад должен круглый год радовать ваши глаза. Обязательно используйте растения из разных групп: однолетние и многолетние цветущие растения, кустарники, злаковые, крупные и средние лиственные деревья и, конечно же, хвойные.

Сакура – настоящий символ Японии. Она обязательно должна быть в саду в японском стиле. Но не все могут позволить себе такое удовольствие, поэтому её можно легко заменить обычной вишней. Так же недавно появилась сакура, которая очень хорошо растёт и в Сибири, ещё её называют декоративной вишней.

Бамбук – ещё один символ. Его так же, как и сакуру, трудно вырастить в России, но тем ни менее, есть специальный бамбук, который растёт очень легко и в нашем климате.

Хризантема – основное растение Японии, символ Императорской семьи. Раньше выращивать его могли только в императорском дворе, а к цветам прикасаться только император и его семья.

Все хвойные будут смотреться отлично, тем более их можно выбрать любой высоты. Для горизонтального озеленения подойдут можжевельники. Из невысоких деревьев – различные низкорослые сорта пихты, ели, сосна горная. Из высоких – ель, сосна, кедр и другие.

Мост в японском стиле

Если вы сделали ручей или пруд, то обязательно должен быть мост. Лучше всего, если он будет изготовлен из дерева ценных пород. Он не должен быть громоздким (хотя, его размер выбирается с учётом размера участка и преграды, через которую он и перекинут).

Рельеф японского сада

Рельефу сада так же стоит уделить внимание. Он может быть плоским, а может быть и с наклоном, что создаст эффект гор. Поиграйте с рельефом, найдите лучший способ его использования.

Элементы декора в японском саду

Декор в японском саду

Статуя Будды – очень хорошо впишется в сад. Она закончит образ, наполнит сад настоящим духом Востока. Отлично будут смотреться бамбуковые изгороди.

Они будут приносить не только эстетическое удовольствие, ведь они отлично закроют какие-то неприглядные стены или создадут уединённый уголок для медитаций.

На территории сада можно разбить альпинарий или рокарий.

Освещение японского сада

Светильник в японском стиле

Освещение освежит ваш сад. Даже ночью вы сможете гулять по нему, наслаждаться тишиной и ароматом растений. Светильники должны быть выполнены в японском стиле. Их высота выбирается с учётом места расположения и размера сада.

Очень хорошо будут смотреться светильники, расположенные по периметру водоёма. Они будут отражаться в воде, создавая романтическую обстановку.

Японский стиль – настоящая находка. Сад, созданный в этом стиле, будет выглядеть очень красиво, он заставит вас задуматься о смысле жизни, заняться медитациями. С учётом современного ритма жизни, этот сад идеальный выбор, ведь он позволит вам отдохнуть не только физически, а что самое главное, и духовно, расслабиться, забыть о проблемах.

Оформите свой сад в японском стиле и вы поймёте: насколько это прекрасно.

Отлично(6)Плохо(0)

ogorodland.ru

Полезные статьи, японские сады - цветочный портал Ваш Сад!

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года - в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью. В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду. Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений, присущих не только природе Азии, но и России, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада. Основным понятием здесь следует признать: «Природа – это идеал, к которому мы должны стремиться». Вы можете идеализировать природу, выражать ее через символы, но нельзя создавать того, чего Вы никогда не встретите в Природе.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или «суми». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза «Меньше – значит лучше» впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета. Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года. Используйте контраст. Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник, привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник, размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай. Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство. Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта «пустота» - ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство, или «ма», определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами «инь» и «ян». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия «ваби» и «саби». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то «единственное в своем роде», или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как «налет времени». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» - взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа «миегакуре», или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка, иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты сада Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни. Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природы, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Если Вы делаете дорожку из камней, не забывайте, что камни должны размещаться на 2-6 см выше уровня земли. Их можно устанавливать по прямой линии – один для левой ноги, другой для правой, или группами по два, три, четыре, пять и т.д.

Тропинки в саду символизируют путешествие по жизни, поэтому каждый камень здесь может иметь особое значение. Широкий камень поперек тропинки призывает нас поставить на него обе ноги и остановиться, осмотревшись вокруг. Есть также множество других камней, специально размещенных на тропинках, но их слишком много, чтобы упомянуть все в этой статье. Нам достаточно просто соблюдать несколько основных принципов, чтобы сохранить истинный дух японского сада.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох. Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода. Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад, но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу. Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами. Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения. Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

Включение внешних элементов в дизайн сада. Такой прием не является обязательным, но иногда в дизайн сада могут включаться некоторые элементы окружающего пейзажа. Считается высокопрофессиональным приемом включить в дизайн сада находящуюся на расстоянии гору, обрамив ее элементами садового дизайна и растениями сада. Казалось бы такой прием вступает в противоречие с принципом закрытости, но это еще одно напоминание нам о взаимосвязи всего в этом мире.

Скульптуры в саду. Со вкусом расставленные по саду скульптуры помогут Вам воссоздать атмосферу японского сада, и, возможно, ни одна из них не превзойдет по популярности японские каменные фонарики. Однажды использованные для освещения свечами сада для чайной церемонии, бетонные варианты этих фонариков сейчас можно купить во многих садовых центрах.

Японский сад – это очень тонкая и противоречивая философия. Правило здесь возводится в ранг догмы и тут же рушится до основания другим правилом, давая нам понять, что никогда нельзя слепо и бездумно следовать установленным образцам.

Напоследок несколько советов, которые позволят Вам не совершить слишком много ошибок и не уйти слишком далеко от истины, создавая свой сад.

Первое: дизайн сада должен соответствовать месту, а не наоборот.

Второе: сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Третье: следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

И последнее. Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, - это создать сад в японском стиле.

Дата публикации:  11 сентября 2008г.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии:
Полезные статьи

www.vashsad.ua


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта