Окружающая среда для растений 3 класс. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А.Плешаков)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Окружающий мир 3 класс "Как сохранить разнообразие растений на Земле". Окружающая среда для растений 3 класс


Что такое экология. Что такое окружающая среда



Что же изучает наука экология

С.27.

1. Вопрос: назовите группы экологических связей, которые представлены схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своем ответе учтите направления стрелок.

1. Экологические связи: абиотические, биотические и антропогенные.

1) Абиотические – влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха и воды, почвы, тепла.

2) Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву деревьев.

3) Антропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит её сохранность и красота.

2. Вопрос: С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды.

Все, что оказывает влияние на живой организм называют окружающей средой. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек.

Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек.

Для человека – солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности.

Проверь себя:

1.Вопрос: что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображенных на схеме.

Ответ: окружающая среда — природные условия местности и ее экологическое состояние. Окружающая среда включает объекты живой и неживой природы.

2. Вопрос: что изучает наука Экология?

Ответ: экология изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.

3. Вопрос: какое значения для людей имеет экология?

Ответ: экология занимается исследованием закономерностей организации живой природы и потому она позволяет:

- создать научную основу использования биологических ресурсов.

- прогнозировать изменения природы под влиянием деятельности человека и управлять процессами, протекающими в биосфере.

- сохранить среду обитания человека, восстановить нарушенные природные системы. Сохранить заповедные участки биосферы.

4.Вопрос: как можно показать экологические связи с помощью модели?

Ответ: Модели могут быть различными. Связи – абиотические и биотические.

Задание для домашней работы:

Задание 2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Ответ: История развития Экологии как науки.

Термин «Экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 г. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин «Экология» связывают с охраной и сохранением природы.

Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности животных и растений;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, химией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются природные сообщества.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866г.

2-й этап: 1866 – 1936гг.

3-й этап: 1936 – 1976гг.

4-й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе в сочинениях Аристотеля имеется описание м особенностей строения животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как было велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе большое значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.

На следующем уроке

С.28

1. Вопрос: какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?

Ответ: памятка «Правила поведения на природе»

1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

2. Не оставляй костёр непотушенным.

3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор - в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

6. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

7. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.

8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

9. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.

10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

11. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

13. Не ешь незнакомые ягоды и плоды, не собирай неизвестные грибы, они могут оказаться ядовитыми и можно получить отравление.

14. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители.

15. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

2.Вопрос: какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

Ответ: бытовой мусор из нашей квартиры, мы помещаем в разные контейнеры, которые расположены во дворе нашего дома на специальной площадке; осенью мы развешиваем кормушки для птиц и сыпем туда семечки и зерно для того, чтобы птицы могли лучше пережить холодное время года; во дворе нашего дома высажены молодые деревца, мы их поливаем, чтобы они быстрее прижились; когда выезжаем в лес, то не оставляем после себя бытовой мусор.

resheba.com

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экология"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Дать понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.
  • Расширить представления учащихся о необходимости охраны окружающей среды.
  • На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
  • Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Оборудование:

Выставка рисунков учащихся, выставка книг, кроссворд, иллюстрации, индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой.

    На доске:

    Рисунок 1

    - Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Здесь есть голубое, бледно-голубое и серо-голубое.

    - Какое облачко вам больше нравится?

    - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и у нас очень хорошее настроение.

    - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

    Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И, было так до тех пор, пока не появился большой, сверкающий, голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается…. Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно.

  3. Проверка домашнего задания.

- Что подразумевается под всем живым?

(Всё, что нас окружает, учёные называют окружающей средой. И люди по-прежнему связаны с ней множеством невидимых нитей и цепочек).

- Расскажите о том, как, уничтожив одно звено цепочки, человек может сильно пострадать. (“Ситуация с комарами и кошками” - текст параграфа, который был задан на дом)

Рисунок 2

- Какой вывод можно сделать?

(В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей большой вред.)

Учитель продолжает:

Аналогичная ситуация произошла в Китае, где решили избавиться от воробьев, но не учли, что эта птица в разные периоды может приносить и пользу, и вред человеку. Черногрудые воробьи в течение весны и начала лета добросовестно уничтожают на полях большую часть насекомых: жука долгоносика, гусениц и т.д. Но они же после вывода птенцов собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая немалую часть урожая пшеницы, ячменя, проса, овса. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьёв произошло катастрофическое размножение насекомых – вредителей, которые стали наносить ещё больший ущерб урожаю зерновых.

- Кто пострадал больше всех?

- Как вы думаете, подходит ли данная пословица к этим ситуациям?

На доске: Как аукнется, так и откликнется (высказывания учащихся).

- Избежать этой неприятной ситуации людям помогает наука, название которой вы узнаете, отгадав кроссворд.

Рисунок 3

  1. Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит.
  2. Сладкий цветочный сок, который так любят бабочки.
  3. Звезда, благодаря которой на земле существует жизнь.
  4. Этот предмет ставят в очистные сооружения, чтобы он задерживал вредные примеси, а чистую воду пропускал.
  5. Вещество, которое есть на нашей планете в трёх состояниях.
  6. Наука о животных.
  7. Место, Где животные находятся под особой охраной.
  8. Лесной санитар.
  1. Объяснение нового материала

Тема нашего урока “Наука экология”. В переводе с греческого экология обозначает “изучение дома”.

- Как вы думаете, какой дом изучает эта наука? (ответы учащихся)

- Наука экология изучает наш дом – нашу землю. Эта наука исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Например, экология изучает, как животные связаны с воздухом, водой, растениями, животными и, конечно, с человеком. Экология изучает и то, как люди связаны с окружающей их природой. Мы с вами знаем, что всё в природе взаимосвязано. А изучает эти связи наука экология.

Сообщение – презентация “Наука экология” заранее подготовленного учащегося.

- Итак, мы с вами живём на планете Земля. Значит, эта планета наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на неё из космоса, не такая она и большая. Всего за полтора часа можно облететь на космическом корабле. Так что нам надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живём. А поможет нам в этом наука экология.

- А теперь давайте немного помечтаем. Представьте себе, что вы юные экологи и вам предложили построить свой Экоград.

- Каким вы его себе представляете?

- В каждом городе есть своя Конституция, в которой описываются права и обязанности граждан. Я предлагаю вам, юным экологам, жителям Экограда составить экологический кодекс жителей этого города.

(Работа в парах: два ученика составляют обязанности граждан, ещё два – права жителей Экограда)

- А у нас с вами рекламная пауза.

Вы хотите всё узнать о флоре и фауне, о животных и растениях? Конечно! Журнал “Юный натуралист” поможет вам. Читайте! И вы откроете для себя таинственный мир, много интересного и загадочного.

Физкультурная минутка.

Давай с тобой обнимемся (обхватывают себя руками)

И над землёй поднимемся. (тянутся на носочках вверх)

Сердца теплом соединим (прижимают руки к левой стороне груди и протягивают вперёд)

И станем солнышком одним. (круговые движения руками)

- Давайте послушаем, какие права и обязанности предложат нам наши ребята. (Выступают первая и вторая группы учащихся)

- Кто за то, чтобы включить данные предложения в экологический кодекс, поднимите зелёную карточку, кто против – красную. (Голосование)

- Вы составили кодекс для своего города, но, чтобы носить звание достойного жителя Экограда, вам нужно пройти несколько испытаний.

Испытание I.

- К нам поступили жалобы от обитателей лесов, садов и огородов. Я зачитаю вам телеграмму, а вы должны назвать того, кто написал эту жалобу и рассказать, что вам известно об этом животном.

Жалоба I

Ох, и не любят меня люди! Голос, видите – ли, им мой не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я сидели бы многие без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня?

(Высказывания учащихся)

- Ребята, с 1963 года в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые могут уничтожить тонну зерна.

- Как вы думаете, где можно увидеть редкие, исчезающие виды сов?

Рисунок 4

(В Красной книге. В эту книгу помещены исчезающие виды растений и животных, которые требуют заботы и охраны.)

Жалоба II.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Да ещё с вампирами нас сравнивают. Но мы же друзья человека, а не враги. (Летучие мыши)

Жалоба III.

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в стороны, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Да ещё говорят. Что бородавки из-за меня появляются. Вот так. Не всем же красивыми быть. А польза от меня людям большая.

Рисунок 5

(Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.)

- Молодцы! Вы неплохо выступили в защиту животных. А теперь посмотрим, как вы знаете растительный мир.

Испытание II.

- Что за растение вы видите? (ландыш)

- Что вы можете рассказать о нём? (высказывания учащихся)

- Давайте поиграем.

I ряд будут “Потребители”. Они говорят, чем хорош этот цветок.

II ряд – “Юные защитники природы”. Выступают в защиту растения.

Я буду “Экспертом” и подведу итог.

На доске даны опорные слова, каждый должен употребить одно слово в своём предложении.

“Потребители”

“Юные защитники природы”

Букет

Плохо

Подарить

Завянут

Пахнут

Выбросят

Уют

Исчезнут

Рисунок 6

 - Ландыш – частичка природы, как и мы с вами. Чтобы он зацвёл должно пройти 10 лет, с того времени, как его семечко упало в землю. А чтобы украсить свою комнату, можно посадить комнатное растение и любоваться им.

Испытание III.

В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной природы. Не зря с давних времён поэты и писатели воспевали эту красоту.

- Прочитайте экологический рассказ. В него намеренно включены ошибки на экологическую тему. Ваша задача – найти эти ошибки во время чтения и объяснить, почему так делать нельзя.

(Работа с сигнальными картами. По ходу чтения учащиеся обнаруживают ошибки и сигнализируют красной карточкой.)

IV. Домашнее задание

- Молодцы! Вы неплохо прошли все испытания. Я думаю, что вас можно назвать достойными жителями Экограда. Осталось только построить сам город. Дома вы нарисуете город, в котором вам бы хотелось бы жить. А на следующем уроке мы устроим выставку ваших проектов, и каждый из вас расскажет о своём городе Экограде.

V. Итог урока

- В заключении я решила показать вам снимок вот этого, только что родившегося оленёнка. Он ещё слаб, едва держится на ногах.

Наша планета также беззащитна и ранима, как этот маленький оленёнок, и от нас с вами зависит, устоит ли он на ногах и превратится ли в красавца оленя.

Любите родную природу – Озёра, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились Живём мы с тобою на неё Так будем же люди все вместе Мы к ней относится добрей.

Рисунок 7

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А.Плешаков)

Разделы: Начальная школа

Цели и задачи урока:

- Расширить знания о жизни растений;

- Дать учащимся представление о способах распространения семян растений;

- Познакомить со стадиями их роста и развития из семени;

- Учить наблюдательности, работе в группах;

- Развивать творческое мышление, умение точно и грамотно высказывать свои мысли;

Предварительная подготовка

За 4 недели до проведения урока класс был разбит на 4 группы, которые проращивали семена фасоли, а затем выращивали фасоль в разных условиях. На уроке дети тоже работают в группах.

Ход урока

I. Орг. момент

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.

II. Постановка целей

- Сегодня урок у нас необычный. Вы и сидите необычно. Сегодня наша научная лаборатория поведает всем о научных открытиях, сделанных  её сотрудниками. В течение нескольких недель велись наблюдения за объектами. Что или кто будет главным на уроке мы узнаем, разгадав кроссворд.

III. Проверка домашнего задания

Слайд 1

- Молодцы! Дополните слово по горизонтали.(растения)

Слайд 2

-А теперь прочитайте слова английского учёного Дэвида Берни и объясните их. (Растения для себя пищу вырабатывают сами из углекислого газа и воды на свету и щедро делятся этой пищей с нами. Кроме этого, растения выделяют в воздух кислород, кот.необходим для нашего дыхания)

IV. Работа по теме урока

-  Итак, объектом нашего исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов…

Аудиозапись

- Что услышали? (Жужжание пчёл, шмелей)

-  Почему их так много? (питаются цветочным соком - нектаром)

- Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей ни одной. Как вы думаете, почему так произошло?

- Оказывается, что насекомые не только кормятся, но и выполняют важную работу- ОПЫЛЕНИЕ. Происходит это так.

Слайд 3

Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда насекомое посещает цветок, на какую-нибудь часть его тела – на спинку, крылья или брюшко – прилипает пыльца. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения и пыльца попадает на него. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. Если опыления не произойдёт, плодов, а значит и семян не будет. Такой цветок называют пустоцвет. Т.о. пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.

Слайд 4

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри.

Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микро птички и переносится ей с цветка на цветок.

- После опыления из цветов появляются плоды, а в них семена. В нашу научную лабораторию попали семена  нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить: как же путешествуют, т.е. распространяются эти семена? Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать!

1гр. – КЛЁН

2гр – ЧЕРЕДА

3гр. – ОДУВАНЧИК

4гр. – РЕПЕЙНИК

Слайд 5

- Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе.

- Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений.

Готовят учащиеся

Сообщение о бешеном огурце (Слайд 6).

Сообщение о  перекати-поле (Слайд 7).

Слайд 8

- А вот обычные кокосовые орехи далеко уплывают от родного берега, уносимые морскими течениями. Длительность их путешествия может достигать двух месяцев, а дальность – 2000 км, прежде, чем им встретится земля. Особые волокна на скорлупе удерживают орех на плаву.

-  Вот таким чудесным образом могут расселяться семена растений, совершая далёкие путешествия при помощи ветра, водных потоков, животных, людей.

- А почему они путешествуют? Зачем семена так приспособились к путешествиям на дальние расстояния? Могли бы высыпаться рядом с растением!? (Не смогут вырасти взрослые растения. Им не хватит места.)

- Итак, в результате путешествия, семена растений попадают в разные условия, в разные места. Что же происходит дальше? (прорастают)

- Вот и к нам попали семена фасоли, над которыми в нашей научной лаборатории был поставлен эксперимент. Каждая группа наблюдала за проращиванием семян. О результатах наблюдений узнаем от старших научных сотрудников.

Выступления детей.

1 группа(прохладное сухое место)

 - Предположите, почему ничего не произошло?

2 группа(тёплое сухое место) 

- Предположите, почему ничего не произошло?

3 группа(прохладное сырое место)

 - Предположите, почему так произошло?

4 группа (тёплое сырое место)

 - Предположите, почему так произошло?

- Сделайте вывод. Что же оказалось самым важным для прорастания семян?(вода, тепло, свет)

- Итак, для прорастания растения оказались важны:

Слайд 9 (левая часть)

ВОЗДУХ

СВЕТ

ВОДА

ТЕПЛО

- Пророщенные семена были посажены в один день, но опять же попали в разные условия:

Выступления детей.

1 группа(почва + тёплое  место + полив)

- Предположите, почему так произошло?

2 группа(почва + прохладное место + полив)

-   Предположите, почему не появилось ростков?

3 группа(почва + тёплое место без полива)

- Предположите, почему некоторые семена засохли?

4 группа(без почвы + вода + тёплое место)

- Предположите, вырастет ли взрослое растение?

 - Сделайте вывод! Что же необходимо для роста и развития растения? (свет, вода, тепло, почва!)

- Таким образом, для развития и роста растений необходимы:

Слайд 9 (правая часть)

ВОЗДУХ

СВЕТ

ТЕПЛО

ПОЧВА

- Почему для роста и развития растений так важна почва? (Вода растворяет минеральные вещества, кот. нужны растениям)

-А теперь давайте рассмотрим стадии (этапы) развития растений.

- Каждой группе я предлагаю рассмотреть предложенный рисунок и рассказать о том, как развивается растение из семени. Может быть на ваших рисунках чего-то не хватает?

Высказывания детей.

Слайд 10

- Да, действительно. Весной, когда почва сырая и тёплая, семя набухает, раскрывается и выпускает корень, затем появляется росток. Зелёный росток устремляется сквозь почву к свету. Появляется первая пара листочков, затем вторая. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу. Появляются цветы. А на их месте плоды с семенами.

На ваших рисунках действительно не хватает стадии плодов и семян.

V. Закрепление

- Но у каждого ли растения есть эта стадия  образования плодов и семян ?

( только при условии опыления цветка)

- Кто же помогает цветкам опыляться? (насекомые, животные, человек, птички-колибри)

- Какие же условия необходимы для прорастания семян растений? ( воздух, вода, тепло, свет)

- А для развития и роста растений? ( ещё и почва, т.к.именно из неё растение получает минеральные соли)

- А теперь каждому из вас я предлагаю выполнить задание, в котором нужно цифрами обозначить последовательность стадий развития растений.

Индивид.карточки.

 

Семя

 

Взрослое растение с плодами и семенами

 

Проросток-корешок

 

Взрослое растение с цветками

 

Зелёный росток со стеблем и парой листьев

- Проверим, правильность выполнения задания.

Слайд 11

- А что происходит после пятой стадии? (опять семя…)

- Какой процесс в природе напоминает процесс роста и развития растений? (круговорот, цикл)

- А теперь для подтверждения того, что все сотрудники нашей лаборатории усвоили сегодняшний урок, выполним задание в Рабочей тетради на стр. 36 задание 7. Сначала всей группой обсуждаете правильное выполнение, а потом записываете.

- Старшие научные сотрудники, сообщите мне о правильности выполнения задания вашей группой.

VI. Резерв

- А теперь для повторения поиграем в игру, которая называется « Третий лишний». Из 3 слов, появляющихся на строке, вам нужно исключить лишнее и объяснить почему?

Слайд 12

VII. Итог урока

- Молодцы! А  теперь каждая группа подводит итоги своей работы при помощи уже знакомых нам слов:

ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ…

ТЕПЕРЬ Я УМЕЮ…

Слайд 13

К уроку прилагается презентация.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Экология Доклад 3 класс Окружающий мир / Школьная домашка

Экология Доклад 3 класс Окружающий мир

Наша планета, Земля — наш общий дом, в нём есть место для всех: людей, животных, растений. Над Землёй — небо — общая для всех крыша. Все мы ходим по общему полу — поверхности Земли. А Солнце — это замечательный источник тепла и света, тоже общий для всех. А ещё есть общий источник воды: мировой океан, с морями, реками, озёрами. Всем обитателям земли необходимы воздух, еда, вода. Всем нужно жить и растить детишек.

За многомиллионную историю существования жизни на нашей планете, разные животные и растения адаптировались к окружающей их природе и друг к другу. Установилось равновесие в природе. Оно состоит в том, что животных всегда меньше чем растений, потому что животные питаются растениями и дышат кислородом, который вырабатывают растения. Хищников всегда меньше, чем травоядных, которыми питаются хищники. При этом пищи достаточно для всех. А разные животные и растения живут на Земле и размножаются. Но, если в этой цепи нарушится какое-то звено, например, станет меньше растений, то равновесие нарушается и рассыпается вся цепочка. Возможны природные катастрофы.

Люди, ничего не зная про это, долгое время безжалостно рубили леса, распахивали степи, осушали болота. Так бездумно нарушались все законы природы. Только недавно люди поняли, что чтобы выжить, нам нужно сохранить природу, а для этого нужно соблюдать её законы. Сейчас люди, наконец, серьезно занялись изучением законов живой природы. Таким образом, появилась целая наука — ЭКОЛОГИЯ. Её название состоит из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — «наука». То есть экология — это наука о нашем общем доме (Земле) и о законах, по которым мы должны в нем жить.

akwin.ru

Условия жизни на Земле. Солнечный свет и тепло. Значение воды



Задание 15

Отметь правильное высказывание. Объясни свой ответ.

- Солнечный свет и тепло – необходимые условия для жизни на Земле.

Источники энергии такие как нефть и каменный уголь, относятся к не возобновляемым природным ресурсам и со временем закончатся на Земле, а выработка электричества без них невозможна. Солнце - пока единственный неисчерпаемый запас света и тепла. Солнечный свет приносит на Землю небольшую порцию ультрафиолета, без которого в нашем организме не будет вырабатываться витамин Д, что пагубно скажется на здоровье человека, без тепла и света не будут развиваться растения, и тогда не станет основного компонента воздуха – Кислорода, которым мы дышим. Без растений не будет и животных.

Жизнь на Земле невозможна без солнечного света и тепла.

Задание 16

Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.

Спячка животных, листопад, замерзание водоемов, осадки в виде снега.

Задание 17

Рассмотри рисунки. Объясни, от чего зависит окраска листьев у этих растений. В каких условиях они развивались.

Ответ:

Интенсивность окраски листьев зависит от многих факторов, в данном случае рассмотрим такой фактор как солнечный свет.

Растение слева получало достаточно солнечного цвета, листья имеют насыщенную зеленую окраску, потому что пигмент зеленого цвета – хлорофилл, образуется только на свету. Растение справа получало недостаточно солнечного света, поэтому окраска листьев светлая, ненасыщенная.

С.9

Домашнее задание

Сравни различные вещества, результаты запиши в таблицу.

Задание 18

Отметь правильные высказывания.

- Вода прозрачна и бесцветна.

- Вода может быть жидкой и твердой, газообразной.

Задание 19

Заполни таблицу (поставь «+» или «-»).

Задание 20

Выскажите предположение: какое значение для жизни человека, животных и растений имеет свойство воды растворять другие вещества.

Ответ:

Вода, растворяя минеральные вещества, дает возможность растениям получать из почвы питательные вещества. Вода основной компонент живой клетки, кровь представляет собой водный раствор кровяных телец. Вода, которую мы или животные пьем, также представляет собой раствор минеральных веществ. Без воды, жидкостей не было бы.

Мы бы не смогли выпить сладкого чая, или посолить суп, если бы сахар или соль в воде не растворялись.

С.10

Задание 21

Реши задачу.

Из неплотно закрытого крана за 10 минут вытекает 1литр воды. Сколько воды напрасно вытечет из крана за 1 час? За сутки?

Ответ:

Если за 10 минут вытекает 1 литр, то за час вытечет 6 литров. За сутки, за 24 часа, вытечет – 144 литра.

Задание 22

Объясни следующие высказывания.

- Вода – «сама жизнь, ты самое большое богатство на свете» (А. Сент-Экзюпери).

Что может быть воды полезней?

Без воды – грязь

Без воды – болезни. (В.В. Маяковский).

Ответ:

Все живое на Земле без воды жить не может, потому что вода - основная составляющая всех живых организмов.

Основа любого живого существа – это образование под названием «Клетка», которая на 90% состоит из воды. Без воды невозможен обмен веществ ни в организме, ни в природе. Отсутствие воды приводит к гибели организма. Если не мыть рук, есть грязные овощи и фрукты, можно заболеть разными опасными болезнями.

Способность воды растворять различные грязевые отложения, дает возможность стирать вещи и не носить грязной одежды. Вода обеспечивает человеку гигиеническую чистоту тела и дома.

*** Задание 23

Подчеркни только те слова, которые обозначают свойства водяного пара.

Белый, газообразный, непрозрачный, летучий. (Свойства водяного пара указаны для большого объема пара)

Задание 24

Установи зависимость между качеством воды и условиями протекания реки по той или иной местности. (соедини линиями соответствующие утверждения).

С.11

Задание 25

Рассмотри рисунок-схему. Сравни длину разных рек России. Отметь самую длинную реку России. Какая из этих рек самая короткая?

- Волга – 3531 км.

- Обь с её притоком Иртышом – 5410 км.

- Енисей – 4102 км.

- Амур – 4440 км.

- Лена – 4400 км.

Ответ:

- самая короткая река России – Волга -3531км.,

- самая длинная река России – Обь с её притоком Иртышом – 5410 км.

Задание 26

Подчеркни названия растений и животных, для которых вода – среда обитания.

Щука, камыш, крокодил, ряска, дельфин.

Задание-наблюдение

Проверь, какого цвета станут растворы в стаканах, если для их получения использовать:

1. Кристаллик марганцовки (марганцовокислового калия)

2. Несколько капель зеленки (бриллиантовой зелени)

3. Морковный сок

4. Несколько капель синих чернил

5. Кристаллики пищевой соли

Сделай иллюстрацию к опыту.

Задание 27

Подготовьте план рассказа на тему «Значение воды в жизни человека».

Ответ:

1. Что такое вода.

2. Свойства воды.

3. Зачем человеку вода.

4. Зачем беречь воду.

С.12

Задание 28

Дополни схему.

Задание

Используя рисунок, подготовь рассказ на тему «Как человек использует ветер (движение воздуха)».

Ответ:

Ветер – это направленное движение воздушных масс в атмосфере. Человек научился использовать силу ветра, и даже можно сказать приручил ветер. Силой ветра вращаются крылья мельницы, паруса надуваемые ветром несут корабль по волнам, воздушный шар, поднимаясь в небо, летит в ту сторону, куда ветер дует. Но такой ветер неуправляемый, и это для человека неудобно, а иногда и опасно. Поэтому человек придумал управляемый ветер: поток воздуха, направляемый вентилятором. Лопасти вентилятора вращаясь, создают воздушный поток, ветер, направление и силу которого, можно изменить.

Домашнее задание

Опусти в стакан с водой кусочек глины. Понаблюдай: появились ли в воде пузырьки? Откуда они взялись? Что это такое? Зарисуй наблюдаемое явление.

При опускании кусочка глины в стакан с водой, он осядет на дно под собственной тяжестью, через некоторое время из кусочка глины будут выделяться пузырьки – это воздух. Данный опыт демонстрирует наличие воздуха в твердых веществах.

resheba.com

Урок по познанию мира в 3 классе «Береги растения»

Урок по познанию мира в 3 классе «Береги растения»

Цель урока: обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека и на этой основе формирование элементарных знаний об охране растительного мира.

- познакомить со способами защиты растений, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой по­ведения в природе;

Солнце, что сияет мне.

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если отгадайте загадку и крос­сворд:

Загадка: дышит, растёт, а ходить не может. Что это? (Растение.)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о растениях. А теперь отгадаем кроссворд.

1) Растение с красивыми желтыми цветами, которые чуть поднимаются над поверхностью воды. (Кубышка)

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

1. Значение растений.

- Посмотрите на дерево. Загрустило дерево, уронило свои листочки, Мы должны их вернуть. Возвращая листочек, мы должны сказать о том, какое значение имеют растения. В этом нам по­могут представители разных профессий.

Одновременно составляется кластер.

- Давайте послушаем врача. (Лес, в первую очередь, это здоровье человека. Зоны отдыха и санатории часто располагаются вблизи лесов. В лесу — чистый, оздоравливающий человека воздух. Растения дают нам кислород).

2. Причины исчезновения растений.

- От чего же погибают растения? Посмотрите на рисунки и попробуйте ответить на этот вопрос.

3. Охрана растений государством.

- Какие меры принимаются в нашей стране, чтобы сберечь растения?

Контролируется вырубка лесов государ­ствам.

Все, что есть в лесу, тесно связано друг с дру­гом. Уничтожишь одно, погибнет другое, за ним третье, и пойдет цепочка, пока не погибнет весь лес. Пришли как-то в один лес люди. Решили вы­ рубить там все кустики. Зачем они здесь? Ведь лес-это деревья! Вырубили. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросилисьна деревья насекомые-вредители. Погибли дере­вья, погиб и весь лес.

На вырубленных участках сажают новые леса.

Ученые подсчитали, что для каждого человека в течение жизни нужно не менее 200 деревьев на жилище, мебель, газеты, журналы, карандаши и другие предметы для жизни. Что же произойдет, если мы только будем рубить деревья?

Озеленение городов и сел.

Вдоль улиц сажают деревья, на клумбах выса­живают цветы.

Создаются заповедники.

Для чего создают заповедники?

Вес объекты заповедников - растения, живот­ные, почва, вода - находятся под защитой госу­дарства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения, охотиться на животных. В Республике Казахстан 10 заповедников и национальных пар­ков. На территории нашей области находится часть национального парка «Кокшетау».

Красная книга

- Что это за книга? Почему она красного цве­та?

Многие растения охраняются особо: их на зем­ле осталось очень мало. Эти растения занесены в Красную книгу. Красный цвет - цвет опасности. Красная книга - книга особенная. Она предупре­ждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим рас­тения, попавшие в Красную книгу, они погибнут.

4. Сообщения детей о редких и исчезающих растениях.

- Вы дома приготовили выступления о расте­ниях, занесенных в Красную книгу.

Выступления учащихся.

- Мы все листочки подошьем, и у нас получит­ся своя Красная книга.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

-Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Имитация движений.

5. Выработка «Правил друзей природы».Работа в парах.

На каждой парте рисунок.

- Рассмотрите рисунок. Какой вред наносят люди природе?

Ответы учащихся и составление правил.

Правила друзей природы:

Не ломай ветки деревьев и кустарников »

Не повреждай кору деревьев.

Не разводи костры в лесу.

Не рви цветы.

Не вытаптывай растения и почву.

Нельзя оставлять после себя мусор!

Мультфильм «Лесной пожар»

6. Экологическая сказка.

- Мы с вами выработали шесть правил. Пос­лушайте экологическую сказку и попробуйте на­звать еще одно правило друзей природы.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось, чтобы все ребята увидели эту поляну. Рассказал он ребятам о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже за­хотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов оста­лась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал.

Почему лось заплакал? (Лось был огорчён тем, что поляна опустела, цветов не было, любовать­ся было нечем.)

- Какой вывод можем сделать? Какое правило можем составить? (Не вытаптывай растения и почву.)

- Для закрепления правил мы посмотрим презентацию. (слайды).

Ученик читает стихотворение:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

7. Работа в группах.

- Вы будете работать в группах, у вас есть рисунки. Каждая гpyппa к своему рисунку нарисует запрещающий знак. А затем по 1 человеку от каждой группы представите свои знаки.

8. Игра «Экологический светофор».

- Поиграем в игру «Экологический светофор», чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

«Экологический светофор» поможет нам пра­вильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: «Красный свет - природе вред!»; «Жёлтый - осторожно!»; «Свет зеленый - так поступай!». Я буду зачиты­вать текст, а вы по команде «Внимание, раз!» должны «зажигать сигналы светофора», де­монстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1 ситуация. Аня хотела научиться плести вен­ки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ниче­го не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом - ещё. Одуванчики быстро вяли и станови­лись некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, де­вочек позвали домой. Они бросили цветы и пош­ли обедать.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

2 ситуация. Валера опаздывал в школу. Чтобы сократить путь, он решил пойти через сад. Ока­залось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пус­тился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс - раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

3 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. «Как же быть? - задумались они, - можно ли здесь катать­ся?»

Учащиеся показывают жёлтый сигнал све­тофора и дают объяснения.

4 ситуация. Каждую осень Галя и Маша со­бирали семена цветов: календулы, бархоток...Весной девочки проращивали рассаду на подо­конниках, а когда наступали тёплые дни. высажи­вали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах.

Учащиеся показывают зелёный сигнал свето­фора и дают объяснения.

5 ситуация. Летом ребята поехали в лагерь. По субботам и воскресеньям в лагерь приезжают папы и мамы. Дети рады приезду родителей. Они решили встретить их с букетами цветов, собран­ных на ближайшем лугу.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

6 ситуация. На лугу ребята нашли заросли земляники. Ягод было много, а посуды с собой не было. Ребята стали собирать земляничные буке­тики.

Учащиеся показывают красный сигнал свето­фора и дают объяснения.

Учитель: -В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Замечательный писатель Михаил Пришвин, всей душой любивший природу, сказал: «Охранять природу - значит охранять Родину».

4. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, вот и заканчивается наш урок. Давайте подведем итоги. О чем мы говорили на уроке? Что вы на уроке узнали нового и что полезного усвоили? (ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ)

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. И мне хотелось бы закончить наш урок вот этим стихотворением:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все объединимся.

Давайте нашу землю вместе сохраним,

Тогда и сами на земле мы сохранимся!

5. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Охрана природы».

www.metod-kopilka.ru

Окружающий мир 3 класс "Как сохранить разнообразие растений на Земле"

Здесь Вы можете скачать Окружающий мир 3 класс "Как сохранить разнообразие растений на Земле" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Окружающий мир

3 класс

Автор разработки:

учитель начальных классов: Синельщикова Л.И.

2012г.

Тема:

Как сохранить разнообразие растений на Земле.

Цели урока:

  1. Расширить, уточнить, обобщить представления о разнообразии на Земле представителей флоры и их сохранение.

  2. Привлечь учащихся к экологическим проблемам. Воспитывать в детях бережное отношение к природе.

  3. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

  4. Учиться сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.

  5. Развивать исследовательские, оценочные, презентационные умения.

Оборудование:

  1. компьютерная презентация к уроку «Что я знаю о растениях».

  2. учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой. (УМК 21 век)

  3. оценочные листы.

Оргмомент Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Дорогие друзья! Наш сегодняшний урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся каждый день, но многого о них не знаем, топчем их, а порой вытираем о них ноги. Вся наша жизнь связана с ними, зависит от них, но мы их не ценим и очень обижаем.

Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно! Что без них вообще невозможно жить!!! Кто же они???

Вы сможете дать правильный ответ, отгадав загадки. Слайд 2.

Это наши друзья – РАСТЕНИЯ. Слайд 3.

II. Актуализация опорных знаний о растениях.

1.Мозговой штурм. Верно ли, что…..

Лист – удивительный «повар».

У простого листа на одном черешке одна листовая пластинка, а у сложного - две.

Листья не способны испарять воду.

Растения для себя вырабатывают пищу сами и щедро делятся этой пищей с нами.

Растения дышат углекислым газом.

Растения прекрасные и совсем не опасные.

По стеблю передвигаются вода и питательные вещества от корня к листьям и от листьев к корням, к цветкам, плодам.

Стебель служит растению опорой и связывает все части растения.

Мир растений делится на 6 групп.

Мхи имеют стебель, лист и корень.

Хвойные растения – самая многочисленная на Земле группа растений.

Цветковые растения имеют красивые цветы и приятный аромат, чтобы радовать человека.

2. Заполнить схемы

Учитель: Молодцы. А теперь обобщим полученные знания о растениях. Работать будете в парах, ответы на заданные вопросы будете заносить в оценочные листы. После проверки оцениваете свои знания знаком «+» или «-«. Затем вы подсчитываете количество правильных ответов – оценка ваших знаний по изученной теме.

Презентация «Что я знаю о растениях» сопровождается сообщениями учащихся.

Слайд 4.

Давайте послушаем правильный ответ, который нам даст Всезнайка

Всезнайка: Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвященный Флоре- богине цветов, колосьев, садов, дарующей богатый урожай. Позднее в её честь стали называть Флорой весь растительный мир

А теперь послушаем госпожу Флору, она расскажет вам о значении растений на Земле.

(выступление ученицы)

Как хорошо, что на Земле есть растения. Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища.

Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения лекарственные. Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей. Не могут люди обойтись и без древесины.

Вывод: Возможна ли жизнь на Земле без растений?

а) растение – источник пищи для человека и животного;

б) растения улучшают природную среду;

в) растения – материал для деятельности людей.

Слайд 5.

Ответ-обобщение: Цветковые растения - это те, которые цветут хотя бы раз в жизни. Из перечисленных растений это роза, липа, одуванчик, репейник. Липа – дерево, цветущее последним из всех деревьев.

Слайд 6.

Ответ- обобщение: От названия этого дерева происходит и современное слово «лауреат».

Слайд 7.

Ответ-обобщение: Самые мелкие из них - величиной с крупного шмеля. Не садясь на растение, птичка на лету высасывает нектар из цветка язычком.

Слайд 8.

Итог: теперь подсчитайте количество правильных ответов, это ваша отметка по изученной теме.

  1. Физкультминутка.

Учитель называет различные растения из ранее пройденной темы (например: дуб, осина, ромашка, сирень, подорожник, боярышник, береза, шиповник, полынь, одуванчик, ель, крапива, черная и красная смородина, сосна). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед - кустарники, стоят в полный рост – дерево.

III. Постановка темы и задач урока..

Растения существуют на Земле с давних времен, они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время существует большое количество видов различных растений. Но с развитием человеческого общества количество растений на Земле очень быстро снижается. Поэтому возникает вопрос о том, как сохранить все разнообразие растений на планете.

Исходя из темы урока, попробуем сформулировать его цель.

Цель: Выяснить в чем причины исчезновения и сокращения численности растений, познакомиться с мерами по их охране и редкими, охраняемыми растениями области. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны растений. Познакомиться с правилами поведения в природе.

IV. Работа по теме урока. Стадия осмысления.

  1. Беседа о влиянии хозяйственной деятельности человека на растения.

Учитель: В течение 2-3 последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности людей. Человечество никогда не перестанет нуждаться в жилье, мебели, топливе, пище. Другое дело, что, добывая все это из леса, нужно разумней относиться к его богатству. Надо жить, думая о будущем.

Хороший хозяин бережет свой дом, делает его уютнее и красивее, а Земля – наш общий дом. Давайте о ней заботиться все.

  1. Влияние туристического отдыха на природу.

Учитель: Итак, мы поняли, что очень много растений погибает при хозяйственной деятельности человека. А сколько растений губят туристы?

(Сценка «Туристы на природе»)

Туристы на природе.

Ах, до чего ж за городом приятно и красиво!

От свежего воздуха кружиться голова.

В одной авоське колбаса, в другой авоське чипсы.

Вокруг растут березы и прочие дрова.

Васек, иди-ка дерево спили, да на поленья поруби.

Сейчас костерчик разведем, да картошки напечем.

Вруби-ка, Серый, громче маг, ты, Птаха, отступи на шаг

Соорудим здесь костерок. Все окей, все будет спок!

Забудьте все – то был мираж! Продолжается кураж!

И пошла у них работа: Там березу рубит кто-то,

Кто-то хворост собирает, да в костер его таскает.

Девочки цветы срывают, да букеты составляют.

Ну, а музыка орет – всех зверей испуг берет.

Вот на этот шум и гам Леший к ним явился сам.

Это что за тарарам? На вас глядеть-то, стыд и срам!

Захламили всю елань, бардак кругом, ты только глянь.

Все- то вы здесь истоптали, растений сколько изломали.

Вас разве в школе не учили? И дома вам не говорили?

Природу нужно уважать, беречь, любить и охранять.

В лесу у нас свои законы. А вам, друзья, они знакомы?

Учитель обобщает вместе с детьми плохие поступки туристов, работая над рисунком на стр.84 (окр. мир. 3 класс, Н.Ф. Виноградова), ведет беседу о неправильном поведении человека на природе .

Если мы не изменим своего отношения к окружающей нас среде, то вскоре они могут совсем исчезнуть. Поэтому необходимо еще раз вспомнить, как нужно вести себя в природе.

Слайд 10. Правила друзей природы.
  • Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их можно. Часть растений обязательно оставим в природе.

  • В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

  • Важно оберегать земные насаждения в городах и поселках, больше деревьев, кустарников сажать возле домов и школы, в скверах и парках.

  • Основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе.

  1. Беседа о растениях, занесенных в Красную книгу.

Ученица: Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они долго бы радовали нас.

И вот эти нежные растения становятся редкими и их заносят в Красную книгу. Человек создал эту Красную книгу, чтобы охранять растения от самого себя.

Я расскажу вам о редких растениях Волгоградской области.

Презентация «Редкие и охраняемые растения Волгоградской области»

  1. Беседа о заповедниках, национальных парках…

Учитель: Важным шагом на пути спасения растений является выделение территорий, где охраняется их неприкосновенность. Это создание заповедников, национальных парков, ботанических садов. В них запрещена любая хозяйственная деятельность (рубка, сбор ягод, грибов), массовый отдых людей, туризм.

V. Закрепление знаний. Стадия рефлексии.Учитель: Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе, но звезды далеко, а растения у наших ног . Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?

--Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.

Отметьте, пожалуйста, на обратной стороне своих листов достигли ли мы с вами целей урока.

(на обратной стороне оценочного листа)

Сегодня на уроке :

  • Было интересно работать в парах.

  • Мы поняли, что Земля – наш общий дом. Надо жить, думая о будущем.

  • Нам показалось важным знать правила друзей природы.

  • Мы осознали, что основные экологические правила должны стать для каждого человека нормой поведения в природе.

  • Мы поняли, что без растений нет жизни на Земле, их надо охранять.

VI. Итог урока.

Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

Вот видите, как важно сохранить растения на Земле.

Ученик:

Чтоб могли леса цвести и сады, и реки.

Все живое береги ты на этом свете.

Ты природу полюби, каждую травинку.

С птицами давай дружи, береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй в лесу на полянке.

Реки ты не засоряй, бой объявим склянке.

Выставка рисунков на тему «Берегите ЗЕМЛЮ».

Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

На этой хорошей ноте мы заканчиваем свой урок. Сдайте, пожалуйста, свои оценочные листы.

VI. Домашнее задание.

Учебник: стр.84. Подготовить графическую информацию (нарисовать запрещающие знаки) о том, что нельзя делать, отдыхая на природе.

 

Наши успехи на уроке

Фамилия, имя

 

Мир растений

Группа цветковые

Что это за растение

Крошечная птичка

Дополните ответ

 1.

2.

3.

4.

Общее число правильных ответов:

docbase.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта