Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений деревья, кустарники, кустарнички, травы. Культурные и дикорастущие растения 6 класс
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений деревья, кустарники, кустарнички, травы
Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.
Растительный мир планеты разнообразен.
Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?
(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».
Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:
1 группа:
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.
(Для роста и развития необходимы определенные условия:
- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),
- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Дорогие ребята!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».
- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?
Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!
2 группа:
Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?
(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.
- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.
- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.
- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.
3 группа:
Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.
Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.
Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
Жизненные формы растений.
В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.
Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?
(Деревья, кустарники, травы).
Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
В ходе экскурсии объясняю школьникам:
•причины изменения окраски листьев, листопада;
• чем вызвано многообразие плодов;
• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...»
2. Классификация растений по продолжительности жизни:
kopilkaurokov.ru
Конспект : "Культурные и дикорастущие растения"
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Галина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Прежде чем мы нажнем работу по теме урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение.
Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса. (слайд1)
-Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования.
Например: Дружат ели и клесты.
-Почему дружат ели и клесты?
-Почему дружат пчёлка и цветок?
-Молодцы! Чтобы узнать какова же тема нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Мультфильм «Смешарики- Некультурный»
-Что выращивает Копатыч на огороде?
-Какие растения он удаляет с грядки? (Сорняки, дикорастущие)
- Значит, какие растения остались на грядке? (Культурные)
-Где вы встречаетесь в жизни со словом «культурный»?
-Культурный человек-это человек вежливый, воспитанный.
-Так и у растений, они бывают культурные, которые выращивают специально и за которыми ухаживают люди. (слайд2)
-А есть растения некультурные за которыми, человек не ухаживает их называют - дикорастущие. (слайд 3)
-Как выдумаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить? Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?
-Тема нашего урока «Дикорастущие и культурные растения» (слайд 4)
-Откройте, учебник на с. 68, кто прочитает тему и задачи урока?
-Как вы думаете, какое значение имеют растения для человека?
-питание человека и домашних животных.
-одевают (хлопок, лен)
-лечат (календула, подорожник)
-строительство
-Человек очень тесно связан с растительным миром.
-Как вы думаете почему?
-Потому что ребята, человек отдельно сам сажает и ухаживает за растениями.
-Кто помнит, как называются растения, за которыми ухаживает человек? (Культурные)
-Сейчас мы с вами обратимся к схеме учебника на с.69, и выясним, какие растения относятся к культурным, и назовём их. (Работа со схемой стр.69)
-Ребята, есть растения, которые растут без ухода человека. Кто помнит, как они называются? (Дикорастущие)
-Приведите примеры дикорастущих растений.
-Молодцы! Сейчас мы попробуем сравнить растения и сказать что между ними общего. Все внимание на слайд. (слайд 5)
-Как вы думаете, что общего между крыжовником и можжевельником?
(Кустарники)
-В чем различие?
(крыжовник – культурное растение, можжевельник - дикорастущее)
- Что общего между помидором и мать – и - мачехой? (слайд 6)
(Травянистые)
-В чем различие?
(помидор – культурное растение, мать - и - мачеха - дикорастущее)
-На какие две группы разделяются растения?
(Культурные и дикорастущие)
-Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
-На доске представлены карточки с названиями растений. Я выбираю 1 карточку с названием растения, а вы должны выбрать карточку, которая составит пару моему растению.
(На доске– карточки: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.)
-Итак начнем.
-Рожь. Какое из растений на доске может составить пару ржи?
Почему?
(Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.)
-Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
- Следующее растение Груша. Какое из растений на доске может составить пару груше?
Почему?
(Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.)
Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.
Например такие как - Смородина, малина, земляника.
-Продолжим. Лук.
- Какое из растений на доске может составить пару луку?
Почему?
(Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.)
Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений.
-Лен. Какое из растений на доске может составить пару луку?
Почему?
(Лен и хлопок. Из них делают ткань.)
Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок.
-Пион. Какое из растений на доске может составить пару пиону?
Почему?
(Пион и нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.)
Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. Флокс, тюльпан, гладиолус.
-Ребята, давай повторим на какие группы разделили культурные растения. Называем. (Зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные)
-Также ребята, во все времена люди складывали легенды о многих растениях.
-А кто-нибудь знает, что такое легенда?
-Легенда – это поэтическое придание, о каком- либо историческом событии.
-Сейчас я прочитаю вам легенды, а вы должны сказать, о каком растении идёт речь и какой группе оно относятся, к дикорастущим или культурным.-Ребята а вы знаете как называется растение которое в старину называли – ноготки? (Календула. Слайд 7)
-К какой группе относится календула? (Культурное растение)
- Названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.(Слайд 8)
-Название этого цветка - Василек. Как вы думаете, к какой группе он относится? (Дикорастущее)
-С какими растениями мы сегодня познакомились?
-Какое растение называют культурным? Дикорастущим?
-На какие группы разделяют культурные растения?
(Слайд 9)
-Посмотрите на слайд. Перед вами 2 растения красный и желтый. Если вам понравился урок, вы поднимаете желтый карандаш, если же вам не понравился урок, есть затруднения или было скучно на уроке то поднимаете красный карандаш. На счет 3!
- Урок окончен! Спасибо за работу.
kopilkaurokov.ru
деревья, кустарники, кустарнички, травы" (6 класс).
Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____
Урок биологии
Учитель
Тема урока Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1.
Тип урока комбинированный.
Цель урока организовать деятельность учащихся по усвоению знаний о растениях на территории учебно- опытного участка школы, указывая видовое название, ознакомить с осенними явлениями в жизни растений.
Задачи:
Образовательные: развивать у школьников понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии; Развивающие – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей; Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения на пришкольном участке.
ХОД УРОКА
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг
момент
I нт.
II. Зна
II. Проверка д/з:
Во
Ш. Введение в тему:
IV. Изучение н/м:
V. Физминутка
VI. ТБ
VII. Задания учащимся на экскурсии.
VIII. Закрепление:
IX. Отчет об экскурсии
XI. Д/З:
XII.. Рефлексия.
Сегодня на уроке-экскурсии вы познакомитесь с растениями, произрастающими на территории школы. Проверьте, пожалуйста, наличие блокнотов и ручек. Во время экскурсии будьте осторожны, не толкайтесь, далеко от учителя не отходите. Будьте внимательны, записывайте аккуратно названия растений, делайте схематичные рисунки внешнего вида растений или формы листьев, отличительные особенности коры древесных пород. Не отвлекайтесь. По окончании экскурсии вам будут предложены вопросы.
А). Фронтальный опрос:
1.Откуда растения получают питательные вещества?
2. Как отличить растение от других живых организмов?
3. Какова роль растений в природе?
4. Как называют растения, которые выращивает человек?
5. Какова роль растений в жизни человека?
6. Почему растения считают источником здоровья?
7. Как называют растения, растущие без участия человека?
Знаете ли вы, что такое Красная книга? Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?
Какие части растений употребляют в пищу? – задание на слайде.
Б). Рассказать:
1.Почему наука о растениях называется ботаникой?
Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить те из них, с которыми человек соприкасается.
2. Какое значение имеют растения в жизни человека?
3. Какое значение имеют растения в природе?
В ходе экскурсии знакомимся с новой темой (экскурсия – рассказ учителя с элементами беседы).
Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина «Листопад»:
« Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...»
Ребята, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
Почему вы так решили?
“Осень — время подготовки и перехода растений к зимнему покою, ухода на зимовку всех холоднокровных животных, отлета перелетных птиц на юг. И основные наблюдения над осенней жизнью природы и заключаются в изучении тех изменений в жизни растений и животных, которые происходят в связи с приближением зимы, и тех приспособлений, которые вырабатываются у животных и растений в особых условиях предзимнего периода. Как и весной, осенью особенно ярко проявляются взаимосвязи растений и животных, зависимость всего живого от условий окружающей среды.
1. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.
Растительный мир планеты разнообразен.
Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?
(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».
Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:
1 группа:
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.
(Для роста и развития необходимы определенные условия:
- культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),
- дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Дорогие ребята!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».
- Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?
Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!
2 группа:
Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?
(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.
- Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.
- Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.
- Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.
3 группа:
Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.
Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.
Большинство декоративных растений выращивают ради их цветения (петуния, роза, астра, цинния и др.).
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
Жизненные формы растений.
В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.
Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?
(Деревья, кустарники, травы).
Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
В ходе экскурсии объясняю школьникам:
•причины изменения окраски листьев, листопада;
• чем вызвано многообразие плодов;
• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...»
Перед выполнением заданий провожу инструктаж.
Задания предусматривают выполнение двух видов работ:
Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.
Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.
1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.
* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.
* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.
* Как распространяются плоды и семена кустарников.
2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.
3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу
Название растения
Жизненная форма
По продолжительности жизни
При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5. Какие плоды преобладают у кустарников?
6. Как они распространяются?
7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?
8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?
9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?
10.Как зимуют многолетние травы?
В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят: «Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»;
«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».
Отгадайте: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).
«Многорук, а нога одна» (дерево).
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)
«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист).
«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)
В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.
Делаю вывод, придав материалу целостность.
Напоминаю о сроках письменного ответа.
Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
конспект, отчет об экскурсии
составление мини – альбома «Растения из школьного двора»
характеристика растения - на рекомендательную карточку:
название растения
рисунок или фотография растения
жизненная форма
Ваши впечатления об экскурсии.
Д
Р
Р
Р
ИП
НО
ПП
РИП
ЧП
НО
ПП
НО
ИП
НО
ПП
Р
Р
ЧП
Р
Р
Р
Р
Коллективная
Фронтальная
Индивидуальный
Коллективная
Коллективная
Работа в группах
Индивидуальная
Коллективная
Коллективная
Работа в группах
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
infourok.ru
Презентация по биологии на тему: Дикорастущие, культурные и сорные растения (6 класс, ФГОС)
weburok.com