Урок кубановедения 2 класс лекарственные растения. У рок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по кубановедению 2 класс на тему Ядовитые растения Краснодарского края. Урок кубановедения 2 класс лекарственные растения


Конспект урока кубановедения во 2 классе

Урок кубановедения во 2 классе

Тема: Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Лекарственные растения.

Цели:

образовательные - познакомить с разнообразием растительного мира Краснодарского края, лекарственными растениями; учить различать лекарственные растения; установить, какими свойствами обладают лекарственные растения, и как эти свойства использует человек в жизни; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о лекарственных растениях;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к растениям и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

познакомить с разнообразием растительного мира Краснодарского края, лекарственными растениями.

Ход урока:

1 .Организационный момент.

2.Сообщение темы. Введение в тему.

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у Доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить самим себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»; изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились справочники о лекарственных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Наш сегодняшний урок посвящен лекарственным растениям Краснодарского края и проходит под девизом:

ВСЕ ТРОПЫ ИСХОЖЕНЫ, ВСЕ ТАЙНЫ ПРИРОДЫ РАСКРЫТЫ.

3.Знакомство с лекарственными растениями (звучит фонограмма звуков леса, выходят ведущие).

1В.Когда ты приходишь в лес, на луг и поле,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно нам дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

2В.Лес, луг и поле, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

И в каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Но а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить растения,

Что пригодны для лечения!

1В.С некоторыми из них мы познакомим.

Стоит в лесу и в поле

Кудряшка- новая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (Под музыку появляется ромашка).

Ромашка.

Это я, ромашка. Моя родина - далекая Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм парохода, затем ехала по железной дороге. В вагонах были щели, мои мелкие семена рассеялись вдоль железного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Я прижилась в России.

2В.Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка. Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

1В.Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки

На Земле лежат листки-Маленькие лапушки.

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Под музыку появляется подорожник).

Подорожник. Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали 2 змеи на дороге, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненной листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

2В.С названием простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок- подорожник

Растет у Российский дорог.

Дороги спешат за Курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли

Невзрачный цветок подорожник-

Да как же растешь ты в пыли?

1В. Дорогой Подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце колит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

2В. Жжется, а не огонь, злая, а людей лечит. Кто это? (Под музыку появляется Крапива).

Крапива: Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что я заменяю семерых врачей. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с медом колики лечит надежно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях».

Ведущие (вместе). Вы кто? (Под музыку появляются Шиповник, Тысячелистник, Мята, Мать- и-мачеха). Зачем вы к нам пришли?

Растения (вместе). Мы пришли к свои друзья! Потому что мы - лекарственные растения.

Ведущие. Давайте все вместе проведем физминутку.

Спал цветок и вдруг проснулся - (туловище вправо, влево).

Больше спать не захотел. (Вперед, назад).

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, влево, вправо).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружиться).

Шиповник: Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

1В. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник: Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете.

Мать -и-мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

2В. Знаем, ты Мать -и-мачеха!

Мать -и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружись со мной скорее и, обещаю, все пройдет.

Мята. Со мной ты часто встречаешься по утрам и вечерам, если не ленишься и чистишь зубы.

1В.Ты мята перечная! А как ты помогаешь людям?

Мята. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится во мне. Он есть и в мятных пряниках, и в конфетах.

2В. А чем ты можешь помочь нам, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и Подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Ромашка. Как хорошо, что все мы вместе собрались на этой полянке. Давайте танцевать.

4.Закрепление изученного. (Танец растений, после танца звучит фонограмма звуков леса, на поляну выходит мальчик, гуляет по поляне, не замечая, что топчет растения).

1В.Стой! Посмотри, что ты делаешь!

Мальчик. Я? Гуляю! А что?

2В.Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик. Ну и что. Они все равно не красивые, да и кому они нужны! (Мальчик хочет уйти с поляны, но тут с ним начинают происходит разные неприятности: он натер ногу, порезал руку, начал чихать и кашлять, у него заболела голова и поднялась температура. Лекарственные растения приходят к нему на помощь: Подорожник лечит натертую ногу, Тысячелистник- порезанную руку, Ромашка, Мята, Мать -и мачеха помогают победить кашель, Шиповник спасает от температуры).

Мальчик. Большое Вам спасибо! А можно я вас с собой возьму?

Растения (хором). Конечно.

5.Игра «Узнай растения».

Учитель. Ребята, давайте посмотрим какие растения заготовил наш герой (достает заранее приготовленный гербарий. Дети должны узнать растения).

Игра «Кто вперед» (участвует несколько человек. Условия игры: участник делает шаг вперед и называет лекарственное растение, затем - следующий участник и т.д. Не сумевший назвать, пропускает ход. Выиграет тот, кто уйдет дальше).

Учитель. Молодцы, ребята. Мы сегодня вам много рассказали и поиграли.

б.Итог урока.

Учитель. Растения хотят дать наказ, который Вы должны запомнить, и тогда природа вам будет благодарна.

Ромашка.

Увидел молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Мята. Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Шиповник.

Ты пришел за помощью к природе!

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Подорожник.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

Учитель. Мы рассказали только о некоторых лечебных растениях, а всего их на Кубани более 160 видов. В библиотеке есть много книг и справочников о целебных травах, которые растут в лесах и на полях Краснодарского края. Библиотекарь школы поможет вам подобрать необходимую литературу, порекомендовать н

infourok.ru

Конспект урока по кубановедению (2 класс) - Кубановеденье - Предметы - Каталог статей

                                          Конспект урока по кубановедению (2 класс)

Тема: Лекарственные растения. Правила сбора и  использование  лекарственных растений.

Автор: Колесникова Ирина  Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№ 11, с.Белая Глина Белоглинского района

Описание материала: предлагаю вам конспект урока по кубановедению (2 класс) по теме : «Лекарственные растения. Правила сбора и  использование  лекарственных растений».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, материал занятия  интересен для  данных возрастных групп детей, так как в начальной школе дети изучают  лекарственные растения в курсе  «Человек и мир», а в 6 классе  начинается изучение курса биологии. Кроме этого, знания о лекарственных растениях имеют большое прикладное значение, т.к. дети сталкиваются в жизни   с использованием  лекарственных растений.

Цель: закреплять знание правил сбора и использования лекарственных растений; продолжить знакомство с разнообразным миром лекарственных растений; развивать экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • рассказать о лечебных свойствах растений;

  • формировать представление о многообразии растений;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать растения своей местности, выделять лекарственные, узнают их название, область применения; научатся использовать дополнительные средства информации (справочники, словари, энциклопедии, сеть Интернет).

Метапредметные: Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, раздаточный материал). Познавательные: добывать новые знании: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация, рассказ учителя и одноклассников). Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения; работать в группе, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке. Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность знаний о лекарственных растениях.

Оборудование: 1. Фотографии, рисунки лекарственных  растений.

2. Конверты с карточками для работы в группах.

3. Рецепты приготовления фито чая и витаминного чая.

5. Компьютер, интерактивная доска, презентация «Лекарственные растения»

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

I.Этап мотивации.

1.Психологический настрой.Ты улыбкой, как солнышком брызни,Заходя в этот класс на урок.Голосистою птицей весёлой Заливается школьный звонок.Разве любы нам хмурые лица,Или чья-то сердитая речь?Поделитесь, ребята, улыбкой,Чтоб ответную искру зажечь.Проверьте, дети, всё ль в порядке:учебник, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь,С усердием трудитесь.

Подготовка к работе.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

2

 

3

II.Этап актуализации.

 

III. Постановка учебной задачи.

 

IV Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

1. Проверка домашнего задания. Дети демонстрируют гербарии, рассказывают о них.

2. Работа в группах. Сейчас поработаем в группах(4 человека). Всего 6 групп. Вам будут даны задания. Их тоже 6. Ответ на задание группа должна написать ниже. Задания будут ходить по кругу, то есть когда команда выполнила- передает другой. И до тех пор, пока им не вернется 1 задание. На выполнение одного задания дается 1 минута.

 

Задания:

  1. У Пети есть огромное желание укрепить свой иммунитет, чтобы не болеть. Чай с какими травами вы ему посоветуете пить?

  2. Саша часто болеет простудными заболеваниями. Чай с какими травами вы ему посоветуете пить, чтобы не болеть?

  3. Катя заболела ангиной. Настоем каких трав надо Кате полоскать горло?

  4. Витя упал с велосипеда и поранился. Лист какой травы ему поможет?

  5. Коля заболел, и у него начался кашель. Сироп с какими травами вы ему посоветуете пить, чтобы кашель прошел?

  6. У Лены часто пропадает аппетит, что тревожит её родителей. Настойка  с какой травой поможет улучшить аппетит?

 

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил , когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: « Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной» Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны».

Кто знает значение слова «целительная»?- 

Если в травах и цветах есть целительная сила, как мы их ещё называем?- лекарственные растения

Назовите тему сегодняшнего урока-

 

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? - Какие цели поставим?-

Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.

 

Представитель каждой команды рассказывает, какие травы они использовали, откуда они это знают.

 

Дети высказывают предположения.

 

Целительный - 1. Способствующий исцелению, полезный для здоровья; целебный. 

«Лекарственные растения» или «Растения в домашней аптечке»

какие растения относятся к лекарственным

 

4

 

V. Решение учебной задачи.

 

VI. Первичное закрепление знаний.

 

VII. Самостоятельная работа.

 

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

 

IX. Итог урока.

 

X. Рефлексия.

 

XI. Домашнее задание.

– Среди растений, которые вы видите на доске, есть ли известные вам как лекарственные? Какие? Что вы о них знаете? Как вы о них узнали? Где ещё можно найти информацию о лекарственных растениях?

 

– Если мы точно знаем, что растение лекарственное, можно ли самостоятельно им лечиться? Почему?

 

 

1. Работа в группах. У учащихся на столе конверты с фотографиями одинаковых лекарственных растений и кратким описанием внешнего вида и области применения.

Соотнести фото и описание растения. 1 группа – травы, 2 группа – кустарники, 3 группа – лиственные деревья, 4 группа – хвойные деревья.

 

 

 

 

 

 

 

– Где можно приобрести лекарственные растения?

– Какие части растений используются?

– Какие правила сбора лекарственных растений необходимо соблюдать? Почему?

– Постарайтесь в своей группе составить правила сбора лекарственных растений.

– Сравните с эталоном в учебнике стр. 22.

 

Работа с учебником. «Кто быстрее». Найдите и обведите названия лекарственных растений, которые здесь спрятаны.

 

 

 

 

Учащиеся отгадывают ребусы и рассказывают о целебных свойствах растений.

 

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите лекарственные растения нашего края.

– Как правильно собирать лекарственные растения?

Учитель благодарит за работу на уроке и раздаёт ученикам рецепты фиточая «От простуды», «Витаминный»

2. «Волшебный мешочек»Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке» Спасибо за урок.

стр.21 (Познакомиться с рецептами народной медицины, описанными на стр. 23. заполнить карточку на обратной стороне и нарисовать растение).

книжка-малышка «Береги лекарственные растения».

 

(Справочники, травники, сеть Интернет, энциклопедии и пр.)

Ученики рассказывают об известных лекарственных растениях, учитель при необходимости дополняет, демонстрирует растение на слайдах.

 

нет

 

Работа в парах, работа у доски

Представитель каждой группы вывешивает фото растения на магнитной доске и делает сообщение. Учитель при необходимости, дополняет, комментирует ответы детей, демонстрирует выбранные детьми растения на слайдах. Учащиеся проверяют правильность выполненного задания.

 

 

Дети работают по учебнику

 

 

 

kolesnikova.my1.ru

Урок кубановедения по теме "Лекарственные растения"

Урок кубановедени 2 класс

Тема: «Лекарственные растения».

Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о лекарственных растениях

Задачи урока: 1) : ; образовательные узнать правила сбора лекарственных растений 2) : , развивающие уметь выделять и сравнивать делать выводы на основании рассуждений; 3) : ; воспита тельные воспитывать бережное отношение к природе учиться замечать и ценить красоту мира растений . Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

. Метапредметные результаты:

1) Познавательные УУД: узнать способы применения человеком лекарственных растений умение выделять их основные существенные признаки освоение ;способов решения проблем исследовательского харак тера и основ познавательной рефлексии.

2) : , Регулятивные УУД уметь выделять и сравнивать делать выводы на основании рассуждений умения самостоятельно находить пути решения проблемы ;понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .

3) : , Коммуникативные УУД совершенствовать умение работа ть в группе в ; , паре го товность слушать собеседника и вести диалог излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения умение договариваться о распределении ; функций и ролей в совместной деятельности .

Оборудование: гербарий растений, лист ватмана, восковые мелки, мультимедийная презентация «Зелёная аптека», рисунки, учебник, памятки по сбору лекарственных растений.

Тип урока - урок открытия новых знаний « » 1

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Доскажи словечко и узнай, какую тему мы продолжаем изучать.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг (природа)

К нам в класс пришло письмо.

Здравствуйте, дорогие второклассники! Давайте знакомится. Меня зовут Краснодарский край.

Я – место, где вы живёте, растёте, проказничаете. Я родился в 1937

году, 13 сентября, и мне уже 78 лет. Давайте поиграем! Я расскажу

вам о себе много, много всего. И сегодня вы будете знать и уметь

немного больше, чем сейчас, а больше знать – сильнее стать, так

говорит русская пословица. Итак, начнём.

Работа с интерактивной доской (карта Краснодарского края)

-Покажите на карте район , в котором мы живём.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли художников.

Перед ними лист ватмана. В руках восковые мелки зелёного и салатового цветов.Нарисуйте мелками на ватмане.( Под музыку, двигаясь вокруг парт, ребята оставляют следы мела, совершая движения снизу вверх.)

- Ребята, что представляется вам, когда рисуете этими мелками на ватмане? (высказывания ребят): -природа; - поле; - луг;

Продолжить предложения: На лугу растут…….( растения). Растения – это … (часть живой природы, которая имеет корень, стебель, листья, цветы, плоды).

Сегодня мы продолжим изучать природу родного края. А что именно, вы узнаете, отгадав загадку:

Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

-Как вы понимаете слово целительная?

Работа со словарём.

Сформулируйте тему нашего урока.

Откройте тетрадь по кубановедению. Найдите страницу по которой мы будем работать (с.20). Прочтите ещё раз тему урока.

Как вы думаете, можем ли мы сейчас рассказать все о лекарственных растениях?

Где мы находимся на лесенке знаний?

На какую ступеньку мы себя поставим?

Почему? А где бы вы хотели оказаться в конце урока?

А что для этого необходимо?

III. Изучение новой темы (решение учебной задачи)

-Что бы вы хотели узнать о лекарственных растениях? Составим план изучения темы. А с какого вопроса надо начать изучение? ( К доске прикрепляется план изучения темы).

Что это за лекарственное растение?

Где встречается?

Польза.

Использование человеком.

Все знания мы соберём и составим книгу.Я назначаю составителей книги.

И так, ответьте мне на вопрос «Что же такое лекарственные растения?» (Предположения детей: лекарства из растений). Люди, которые собирали лекарственные растения, называли «травниками». Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех уголках России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

Ребята, а как  вы думаете, как  человек узнал, о  лекарственных свойствах  растений?

_ Найдите первый абзац и прочтите.

Учитель: Верно, люди наблюдали  за  животными  и видели, что  больные  животные ели определённые растения. Вспомните  своих  домашних  животных:  кошку, собаку. Если наблюдали  за ними, то видели, что  они  часто  едят  или  кусают  какие-то  травки. Если  же  кошка  содержится  в комнатных  условиях, то  она  часто пытается обкусывать  или съедает комнатные  растения. Такое   поведение животных  показывает, что у всех живых организмов   есть потребность в  растениях.

Презентация лекарственные растения

-Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей). А сейчас сами растения расскажут вам о своих свойствах. Определите данные лекарственные растения. Среди предложенной коллекции растений, выбираем лекарственные растения.

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле.

Применяют меня при кашле, бронхите, ангине При ожогах, укусах насекомых, А так же для лучшего аппетита. (Мать-и-мачеха)

2. Если ты порезал руку или ногу сбил, Он тебе залечит рану и прибавит сил. Заживляет раны, останавливает кровь. А ещё его отвары лечат кашель и бронхит (Подорожник)

С этим растением вы все знакомы: Тонкий стебель у дорожки, На конце его сережки. На земле лежат листки — Маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг, Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

3. Я очень удивительное растение, Неосторожно дотронешься до меня- Долго потом будет рука «гореть».В этом растении содержится много витаминов. (Крапива).

4. А если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Её листья обладают противоспалительными свойствами. (Ромашка)

Лопух как лекарственное растение известно с глубокой древности.Это растение достигает размеров до 2 м.Лекарственным сырьём служит корни и лстья.Корень лопуха используют для изготовления репейного масла, которое используется для укрепления волос.

5.Одуванчик.Молодые листья одуванчиков ранней весной практическилишены горести и содержат много полезных для организма веществ.их используют для приготовления первых блюд и салатов.

6.Календула. Отвар календулы используется как противоспалительное средство при простудных заболеваниях.

7.Тысячелистник ( внести в презентацию)Его листочки разделены на множество мелких листиков.Отсюда и название – тысячелистник.Отвар травы обладает противоспалительным свойством. Применяется в качесте кровоостанавливающего средства.А во время войны раненые наши солдаты искали эту траву и и прикладывали к ранам.

V.Физминутка (Ветер дует нам в лицо)

Инсценировка (учащиеся в роли травницы и  прохожего)

Звучит  музыка (звуки  леса, пение птиц). Травница  собирает  растения,  кладёт  их в  корзину. Прохожий: ( удивлённо) Что  делает  эта   девочка? Подойду  поближе…. Хорошая  погода  сегодня, не  правда ли? Травница:  Да,  хорошая  для  того, чтобы  травы собирать.

Прохожий: Травы  собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в  дождь  это  делать  нельзя. Собранные во  время ненастья  травы  теряют  свою  целительную  силу. Прохожий: А что  за  траву вы  собираете и как  её  используете?

Травница: (подойдя  к доске, показывает   иллюстрации лекарственных растений). Корни  валерианы  от  болезней  сердца. Трава крапивы  для  блеска  волос. Листья ноготков для  улучшения структуры  ногтей.       Плоды  шиповника  от  гриппа.       

VI. Мини-проекты. Отправляемся на поиск этих лекарственных растений, работать будем в группах по 4 человека. 5 2. Самостоятельное исследование. Одна из групп работает с лекарственным растением «Подорожник», другая - «Крапива», Работа ведётся по правилам работы в группе, пользуются дети статьёй из учебника (с.20-21).

План проекта.

Где можно встретить лекарственные растения? (В лесу, на лугу, в саду). Что нам может помочь на лугу найти лекарственные растения и собрать их? Продумать памятку сбора, сушки и хранения лекарственных растений. Высказывания руководителей групп: (Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.) 6 3. Защита мини-проектов.

Инсценировка (учащиеся в роли травницы и  прохожего)

Слайд №2 Звучит  музыка (звуки  леса, пение птиц). Травница  собирает  растения,  кладёт  их в  корзину. Прохожий: ( удивлённо) Что  делает  эта   девочка? Подойду  поближе…. Хорошая  погода  сегодня, не  правда ли? Травница:  Да,  хорошая  для  того, чтобы  травы собирать.

Прохожий: Травы  собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в  дождь  это  делать  нельзя. Собранные во  время ненастья  травы  теряют  свою  целительную  силу. Прохожий: А что  за  траву вы  собираете и как  её  используете?

Травница: (подойдя  к доске, показывает   иллюстрации лекарственных растений). Корни  валерианы  от  болезней  сердца. Трава крапивы  для  блеска  волос. Листья ноготков для  улучшения структуры  ногтей.       Плоды  шиповника  от  гриппа.       

Учитель:  И действительно ребята, слушая эти высказывания, вспоминается  такое выражение «Подобное  лечится  подобным». И  это  выражение   справедливо  в буквальном  смысле. Ведь на самом деле ломкие  ногти  полезно  подержать в  отваре из  ноготков, а грецкий  орех,  так  похожий на  головной  мозг, улучшает  его  работу.   Ребята, а как  вы думаете, как  человек узнал, о  лекарственных свойствах  растений?

Дети:  Наблюдал, наверное, за животными.

Учитель: Верно, люди наблюдали  за  животными  и видели, что  больные  животные ели, определённые растения. Вспомните  своих  домашних  животных:  кошку, собаку. Если наблюдали  за ними, то видели, что  они  часто  едят  или  кусают  какие-то  травки. Если  же  кошка  содержится  в комнатных  условиях, то  она  часто пытается обкусывать  или съедает комнатные  растения. Такое   поведение животных  показывает, что у всех живых организмов   есть потребность в  растениях. Растений в природе  огромное количество, и  мы, живя  в  Краснодарском крае,  можем  пользоваться   растениями, которые растут вокруг  нас. Кроме того, учёные  давно  заметили, что  человеку полезнее те  растения,  которые его  окружают. Поэтому нам  полезнее  использовать  растения, которые растут  у нас в крае.

Сценка .Практическая работа.

Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома.

Рассказ учащихся о комнатных лекарственных растениях.

Учитель:  Хотелось  бы сказать ребята о том, что  узнав о   целебных  свойствах лекарственных растений, не  надо  сразу  спешить  в  лес  и  собирать  эти  растения. Увидев   в  лесу  медуницу, венерин  башмачок, ландыши, колокольчики и другие  растения, не  надо их  срывать. Эти  растения,  как  и  другие, находятся  под  охраной  человека. Лучше всего   воспользоваться теми  растениями и сборами,  которые  есть в  аптеках.

Работа в парах. Найди и обведи лекарственные растения.

Кроссворд

Работа в парах. Найди и обведи лекарственные растения.

VII. Рефлексия. Итог урока. Вспомните тему нашего урока. Мы с вами ответили на все вопросы, которые мы ставили перед собой в начале урока? Что вы сейчас можете сказать о лекарственных растениях? Игра «Задай вопрос однокласснику» (Учащиеся задают вопрос, сами дополняют ответ. Учитель тоже может задать вопрос «Что такое лекарственные растения? Кто такие «травники»?). Самооценка. Ребята, как выдумаете, поднялись ли мы по лестнице знаний? (Перемещают человечка на доске). Почему вы поместили себя не на самый верх лесенки? Ребята, может у вас возникли еще вопросы по теме нашего урока? А как вы сможете применить знания, полученные сегодня, использовать в жизни? Не забывайте правила, о которых мы узнали сегодня. Но не только на улице можно встретить лекарственные растения. Растут они и у вас дома. Задумаемся: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Рефлексия учебной деятельности Продолжите предложение Теперь я знаю, что … Теперь я знаю, как … Я сегодня узнал, что… Меня удивило то, что … Домашнее задание: Узнать о лекарственных растениях, растущих на подоконниках ваших домов. Подготовить рассказ об этих растениях, сделать зарисовки.

infourok.ru

Урок по кубановедению Тема : «Лекарственные растения Краснодарского края»

Урок по кубановедениюТема: «Лекарственные растения Краснодарского края»

Цель урока: познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о растительном мире Краснодарского
края;

2. Охрана растений. Правила поведения в природе. Красная книга Кубани.

3. Научить учащихся находить лекарственные растения и использовать.

Оборудование: слайды, плакаты, рисунки.1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

  • Правила поведения в лесу.
Сегодня мы совершим интересное и полезное путешествие. Куда? Догадайтесь! Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек. - Это лес. Учитель: Молодцы! Верно, мы сегодня пойдем в лес. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем. Но прежде чем отправиться в лес мы должны помнить, что мы идем в гости. В лесу, в поле и на лугу мы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. А в гостях надо вести себя вежливо, необходимо соблюдать определенные правила поведения. Давайте вспомним их.

1. Не оставляй после себя мусор.

2.Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

3.Помни: бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более двух

лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200

лет, а стекло – 1000 лет.

4.Не ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.

5.Не повреждай кору деревьев.

6.Не разоряй муравейники и птичьи гнезда.

7. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

8.Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

9. Не рви цветов в природе для букетов.

Учитель: Внимание! Экологическая задача.

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук?

А если бы не 5, а 10 штук?

Какой вывод из этого можно сделать? ( Ответы детей) Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы сорвем цветы - Опустеют все поляны - И не будет красоты. Учитель: Не разжигайте костры, берегите лес от пожара.

Помните: из 1 дерева можно сделать 1 млн. спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу. Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу, и умножать ее богатства. И, конечно, необходимо учить этим правилам других.

Ну, а теперь добро пожаловать в лес. Дети читают стихи под фонограмму музыки П.И.Чайковского «Времена года». Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь мы свои! Учитель: Почему мы с лесом дружим, для чего он нужен? - Лес – это наше богатство!

- Лес – это наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

- Лес – это дом для птиц и зверей.

- Лес – это наш друг и помощник.

- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

Учитель: Вот мы и добрались. Лес. Он полон прекрасных чудес. Мы на лесной полянке. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут дети на экскурсию или в лес за грибами – и вдруг кто–нибудь натрет ногу или поранит. Что делать? Вперед идти тяжело, а домой не дойти. И аптеки нет по- близости. Как быть? Как вы, ребята, думаете? ( Ответы детей).

Учитель: А вот Лесовичок – хозяин леса нам подсказывает: в лесу, в поле и даже на дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

  • Знакомство с лекарственными растениями. Учитель: Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях на территории Краснодарского края. И помогать нам будет, конечно же, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей. Много трав растет полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Учитель: Ребята, кто из вас знает, какое растение нам поможет в путешествии, если вы поранили или растерли ногу или руку? ( Ответы детей). Путника друг подорожник, Скромный невзрачный листок. Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лег. Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут же на тропке у ног. Слайд 1 Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге: свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. В медицине подорожник применяют и при других болезнях.
Вырастает подорожник, Лишь приходит срок, На земле сухой и твердой Около дорог. Говорят о нем в народе Добрые слова. Если ты порезал руку Или ногу сбил,

Он тебе залечит раны

И прибавит сил. Учитель: Ребята, а почему это лекарственное растение так назвали? Ответы детей. Лесовичок: В народной медицине издавна знали о целебных свойствах этого растения. Соком подорожника лечат болезни желудка, им смазывают раны и порезы. Свежие листья подорожника прикладывают к фурункулам: листья способствуют уменьшению гнойного воспаления. В медицине препараты, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ЛИСТЬЕВ ПОДОРОЖНИКА, ПРИМЕНЯЮТ КАК ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ, ПРОТИВОМИКРОБНОЕ, СНОТВОРНОЕ СРЕДСТВО. Ими лечат и аллергию.

А еще, какое лекарственное растение нам поможет?

Конечно же, лопух.

В народной медицине используют как цветы, так и листья, и корни лопуха.

Слайд 2

Как хорош сегодня наш лопух! Он вчера был тусклым, запыленным, Дождь его промыл, он весь набух, Стал тугим, блестящим и зеленым. Свежие литья лопуха прикладывают к ранам, чтобы те быстрее заживали, их используют и при ревматизме, накладывая их на больные суставы. Отваром лопухов лечат заболевания кожи, из лопухов готовят репейное масло. Если его втирать в кожу головы, то волосы перестают выпадать, становятся гуще и пышнее. А только что сорванные листья этой травы способны снизить высокую температуру.

Учитель: Ребята, а если вы простыли, то чем лечиться, какую лекарственную траву необходимо взять?

И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, подымится жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый отвар. Знакомые с детства, родные ромашки, Вот легкий поповник у нашей реки. Как белые звезды средь розовой кашки В букете сияют его лепестки. Он любит – не любит ответить нам может. И глянет приветливо желтым глазком. Вот эта ромашка знакома нам тоже, Ее мы лекарственным другом зовем. Слайд 3 Учитель: Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. А при ангине используют календулу.

Лесовичок: Люди давно заметили: «Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год». В ароматных кисло- сладких ягодах земляники много полезного витамина С. Издавна люди знают о целебных свойствах «царицы ягод» - земляники. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени и желчного пузыря. Земляничное варенье, наверное, самое вкусное, но полезней свежие, только что собранные ягодки! Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод.

Слайд 4

Учитель: Ребята, а какое растение может заменить вату?

Вы пошли в лес, а вату забыли? Это мох сфагнум.

Меж клюквы и морошки - Жилец лесных болот. На кочке мох без ножки, Куда ни глянь растет. Он снизу седоватый, Повыше – зеленей. Нужна коль будет вата, Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовался как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны лучше заживают. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша, который в большом количестве произрастает на Кубани.

Учитель: А чем вылечить бородавки и наросты на коже? Это чистотел. Ну а если у вас пропал аппетит?

Вам поможет корень одуванчика.

Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице. Пышное, воздушное, ветерку послушное. Он заметный, золотой, постарел – и стал седой. А как только поседел, вместе с ветром улетел. Слайд 5

Ребята, как вы думаете, почему так назвали этот цветок? А еще вам поможет корень цикория.

Он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. От усталости и хвори Помогает нам цикорий. Если кто-то захандрит, Чай с цикорием взбодрит. Стебель, лист, цветы и корень Даром дарит нам цикорий, Дарит, словно шубу с плеч.

И поэтому, ребята, Надо нам его беречь. Без потребности не резать, Не топтать, не рвать, не жечь. Слайд 6

Учитель: А от болезней желудка нам поможет тысячелистник. Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько? Тут легко со счета сбиться.

У кого желание есть Дольки снова перечесть? Слайд 7 Учитель: А если болит сердце? При болезнях сердца нам помогают капли ландыша.

Родился ландыш в майский день, И лес его хранит. Мне кажется его задень - И этот звон услышат луг, И птицы, и цветы вокруг. Слайд 8 Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. Цветы используют для изготовления духов, одеколонов, мыла. Растение это занесено в Красную книгу. Значит, рвать его нельзя. Обратите внимание, плоды ландыша и все растение ядовиты. Из 100 граммов сухой травы ландыша изготавливают 1 литр настойки для страдающих болезнями сердца.

Учитель: Угадайте, что это за растение. Руку может вам обжечь Волосками жгучими, Острыми, колючими. Прячет каждый волосок Едкий и кусачий сок! Слайд 9 Правильно, это крапива. Внимание! Из 1 килограмма высушенной крапивы можно получить лекарство для 30 больных. Люди издавна использовали крапиву как целебное растение. Парились в банях с крапивными вениками, чтобы излечить боли в суставах и простуду. В современной медицине также используют лекарства, приготовленные на основе крапивы. Они останавливают кровь, лечат язвы, заживляют раны. Из крапивы готовят настои, отвары, чаи. Например, в состав витаминного чая входят ягоды рябины, шиповника, брусники, смородины и листья крапивы. В листьях крапивы содержится много витаминов. Поэтому весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат. Лесовичок: Ребята, рядом с лесом раскинулся прелестный луг.

А какие луговые лекарственные растения вы знаете? Луг раскинул пестрый веер Около реки. Кисти иван-чая, клевер, Будто огоньки. Шмель из норки вылетает, Весело гудит. Запах клевера вдыхает И к цветам летит. Слайд 10 Клевер – очень полезное растение. Среди цветущего лугового разнотравья клевер – великолепный медонос. Все лето потчует он неутомимых пчелок и шмелей. А настои и отвары, приготовленные из головок клевера и верхних листьев, применяют при кашле, болях в суставах, отеках. Припарки и отвары листьев прикладывают к ушибам, ранам и опухолям.3.Физкультминутка.4.Закрепление изученного материала.Викторина.

Учитель: Ребята, мы с Лесовичком рассказали вам много интересного и полезного о лекарственных растениях, а теперь послушаем вас.

Отгадайте загадки и расскажите, при каких заболеваниях используют эти растения.

1.Он шипы свои выставил колко,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. - Это шиповник.

2.Витаминное средство.

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай. - Душица, чабрец. 3. Бусы красные висят,

Из куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. - Это малина.

Она помогает при простуде.

4. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягода? - Это рябина или калина – витаминное средство, используется при простуде и кашле. 5.Жгусь, а не огонь,

С листочками, а не дерево.

Что это?

- Это крапива.

6.Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни града, ни туч.

Я кормлю свиней и белок. - Это дуб и его плод – желудь. Полезно полоскать горло при ангине, при заболеваниях десен.

А какое дерево цветет в начале лета? - Это липа. Она помогает при простудеЕще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет и ветер унесет легкие плоды с летучками из волосиков, начинают разворачиваться крупные листья. - Это мать-и-мачеха. Полена при кашле.

А почему так названо? У этого растения листочки с одной стороны мягкие, как руки матери, а с другой – жесткие, как руки мачехи.

Учитель: Молодцы! Все загадки отгадали и дали верные ответы. Да, все это лекарственные растения. С их помощью человек может лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но нужно собирать их так, чтобы не нанести вред природе, да и человеку. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Растения собирают в сухую погоду, когда исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было ни пыли, ни грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растения накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают автомобили.

А сейчас мы подведем итог урока и проведем небольшую викторину.

Она называется «Лесная аптека».

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

-Нужно приложить лист подорожника или лопуха. Учитель: Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых?

- Листья подорожника, лопуха, липы. Учитель: Какое растение заменяет вату? - Мох сфагнум или белая сердцевина камыша. Учитель: Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? - Плоды черной смородины, шиповника, калины. Учитель: Какими лечебными свойствами обладает мать - и - мачеха? - Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля. Учитель: Участники экспедиции порезали руку. Чем можно остановить кровь?

- Белой сердцевиной камыша, приложить лист подорожника, мох сфагнум.5. Итог урока.Учитель: Когда нужно собирать лекарственные растения? Как нужно себя вести в природе, чтобы не причинить вред? Что делают у нас в стране для охраны растений?

Ребята, каждый килограмм лекарственных растений – это здоровье, возвращенное десяткам и сотням людей, это труд на благо нашей Родины. Помните об этом!

Викторина по кубановедению для учащихся 3-4 классовЦель: Расширять знания и развивать интерес к родному краю.

Задачи: 1. Расширить знания о краснодарском крае.

2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

3. Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: карта Краснодарского края, таблицы, слайды, рисунки.Ты был на Кубани? А ты побывай: Отличные люди, прославленный край. Там вечер просторный и песня простая, У клуба парнишек и девушек стая. Там примут тебя, как хорошего друга, Покажут как землю ворочают плугом, Как хлеб убирают, как стол накрывают, Как в горнице гостя у нас угощают. Кубанцы на зависть умеют трудиться! Там где-то саманный курень мой дымится… Люблю тебя, край мой, простор краснодарский. 1тур: Конкурс «Из истории Кубани». Вопросы: 1.Кто населял Кубань до казаков? 2.Кто подарил казакам эти земли? 3. Для чего царица Екатерина подарила земли казакам? 4. Из чего строили казаки хаты-курени? 5. Где была заложена крепость казаками? 6. Как назвали крепость-город? 7. Как назвали главную улицу? Почему? 8. Чем освещали раньше улицы города? 9. Какой общественный транспорт появился первым в городе? 10. Как называли на Кубани полотенце? 11. Как называли летнюю печь? 12. Что такое брыль? 13. Что такое макшира? 14. Для чего при строительстве дома в фундамент закладывали шерсть, зерно и монету?

2тур: Конкурс « Все о Кубани». Вопросы:

1. Назовите моря Краснодарского края. 2. Назовите реки Краснодарского края. 3. Какие города Краснодарского края вы знаете? 4. Назовите заповедники Краснодарского края. 5. Назовите столицу Краснодарского края. 6. Где берет начало река Кубань? А где заканчивает течение? 7. Какие цвета присутствуют на флаге Кубани? Почему? 8. Какие народности живут на Кубани? 9. Какие ремесла развиты на Кубани? 10.Что выращивают на Кубани? 3тур: Конкурс «Поговорим о природе». Вопросы:

1. Выберите из названий животных тех, которые обитают на Кубани:

волк, медведь, лиса, заяц, шакал, белый медведь, косуля, верблюд, кабан, енотовидная собака, тур, рысь, зубр, барсук, еж, тушканчик.

2. Выбери из названий деревьев те, которые растут на Кубани:

дуб, граб, платан, липа, верба, клен, сосна, ель, лиственница, береза, тополь, каштан, кедр, вяз.

3. Назовите водные растения. 4. Как по- научному называется кувшинка? Что вы знаете об этом растении? 5. Догадайтесь, о какой траве я говорю: Лекарственная трава растет вблизи водоемов и имеет приятный запах? Растут в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички? Есть один такой цветок, не вплести его в венок! На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка. Его все топчут, а ему все нипочем! Так же он упруг на вид, на листе роса горит. Руку может нам обжечь волосками жгучими, острыми, колючими. Прячет каждый волосок едкий и кусачий сок! 6. Самое крупное животное нашей страны, обитающее на Кубани? 7. Собери из букв названия животных: аадртно – ондатра,

медведь - вьедедм

4тур: Конкурс «Из бабушкиного сундука»

Отгадай загадки: 1. Крепка, звонка да отточена,

Кого поцелует, тот с ног долой. Сабля. 2. Летит птица крылатая

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет. Стрела. 3. Мал мужичок – костяная рука. Нож. 4. На чужой спине едет, на своей - груз везет. Седло. 5. Шесть ног, две головы, один хвост. Всадник на коне. 6. Какая обувь изготавливается и с ног не снимается. Подковы. 7.Погоны желтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы. Казаки. 8. Никого не родила, а все матушкой зовут. Земля. 9. Сто один брат – все в один ряд, вместе связаны стоят. Сноп. 10. На горе-горушке стоит старушка, руками машет,

хлеба просит, даешь ей хлеба – назад отдает. Мельница. Подведение итогов и награждение.

5-bal.ru

У рок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

СпорышЯ травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

dopoln.ru

Урок кубановедения. 2 класс. Растения моей местности

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин.) 1 Орг. момент Слайд 1 Слайд 2 Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг … (природа) Настрой на работу. 1 мин 2 Актуализация знаний учащихся. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5

Что же такое природа? Какая бывает природа? Какие группы мы выделяем в живой природе? С какой группой мы с вами сегодня ближе познакомимся, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд на стр. 17 Как звучит тема нашего урока? Почему растения относятся к живой природе? А скажите, какой урок у нас сейчас? Кто догадается, о каких растениях пойдёт сегодня речь на уроке кубановедения? Верно, сегодня мы на уроке кубановедения будем говорить о растениях именно нашей местности, той местности, где мы живём. Посмотрите в кроссворд. Растут ли эти растения в наших местах? Чем похожи эти растения? А чем отличаются эти растения? Как отличить дерево от травы? Как отличить дерево от куста? Отлично, давайте поиграем. Если я называю дерево, то вы показываете один ствол- поднимаете 1 руку вверх и тянетесь на носочки. Если я называю куст, то вы показываете несколько стволов – две руки и на носочки уже вставать не надо. А если я называю травянистое растение, то вы садитесь на корточки и руки не поднимаете, почему? Умницы. Теперь я уверена, что к следующему уроку вы сможете выполнить следующее задание на стр. 17. Природа – это то, что не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая. Живая природа это мир животных, мир растений и человек. Дети заполняют кроссворд. Тема нашего урока растения. Растения дышат, растут, питаются, размножаются, умирают. Урок «Кубановедения». Мы будем говорить о растениях Кубани. Да. Все эти растения растут в наших местах. Все они имеют корень, стебель, листья, цветы, семена. Здесь есть деревья, кустарники и травы. У дерева одревесневший ствол, а у травы стебель, который отмирает на зиму. У дерева один одревесневший ствол, а у куста несколько одревесневших стволов. Наступает осень и стебли у травянистых растений отмирают. Игра. 13-15 мин 3 Открытие учащимися новых знаний. Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Как вы думаете, а зачем нам надо знать растения своей местности? И только для потребления нам нужны растения? Всё это сейчас наука может получить из искусственных синтетических материалов. А что ещё растения дарят нам своим внешним видом? Посмотрите на эти растения: они не дают нам пищу, питьё, лекарство. И кислорода выделяют не так уж много. А зачем нам они нужны? (Фиалки) Вы правы. Переверните страничку. Ребята у нас на Кубани живёт замечательный поэт Виталий Бакалдин. Послушай строки из его стихотворения. Я не рос среди берез,Я не рос под елями, Мне не пел седой морозВьюгами – метелями…На Кубани вырос я,Мне родней, понятнееНаши южные края:Степи необъятные,Горы хлеба до небес,Ветки вишен алые,Если лес – так южный лесПеред перевалами…Я запомнил у крыльцаТополя зеленые,Черномазого скворца,Песни немудреные… Как вы думаете, почему автор говорит: «Я не рос среди берёз, я не рос под елями… Я запомнил у крыльца топол

profhelp.net

Урок по кубановедению 2 класс на тему Ядовитые растения Краснодарского края

Урок кубановеденияво 2 классе

Краснодарский крайГулькевичский районМБОУ СОШ №12Учительначальных классовНизова ВалентинаАлександровна

Урок кубановедения.

Тема урока: «Ядовитые растения.»Цель урока: 1. познакомить детей с ядовитыми растениями Краснодарского края, симптомами отравления этими растениями;2. формировать навыки групповой работы;3. выработать правила безопасного поведения в природе;

Ход урока.Организационный момент.Повторение пройденного материала.а) Как называется край в котором мы живём?б) Как ещё называют наш край? Почему?в)Покажите на карте реку Кубань.г)Как называется столица Краснодарского края? д)Покажите на карте город Краснодар.е) Как называется место, где мы живём?ё) Покажите город Гулькевичи на карте.- Сегодня к нам на урок снова пришёл доктор Айболит. (слайд 2). Он просит вас вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке. (слайд 3).Назовите растения (слайд 4).(Ромашка, зверобой, цикорий, крапива, ландыш, зверобой).Что вы можете сказать об этих растениях? (Это лекарственные растения.)

Сообщение темы урока.- Плод какого из этих растений ядовит? (ландыш) (слайд 5)Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. Плод круглая оранжево красная ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.Съеденные ягоды вызывают тяжелое отравление, тошноту, головокружение, пульс становится редким, пострадавший жалуется на головную боль и шум в ушах, выступает холодный пот.Наряду с травами лекарственными, полезными для здоровья, в природе встречаются ядовитые растения, обладающие ядовитыми свойствами. По мнению ученых, на Земле более 10000 ядовитых растений. Многие из этих растений являются сильными лекарствами, но необходимо знать дозировку. Парацельс, выдающийся врач прошлого, мудро заявил: "Только доза делает вещество ядом или лекарством".- Сегодня мы поговорим о ядовитых растениях, которые можно встретить в Краснодарском крае.

4.Изучение темы урока.а)Рассказ подготовленных учащихся о ядовитых растениях.Дурман обыкновенный. (слайд 6)На русском языке растение имеет множество названий, распространённых в большей и меньшей степени в разных регионах России: Дурман вонючий, дивдерево, дуропьян, дурье зелье, одурь-трава, шальная трава, колючие яблоки, бадура, бодяк, дурнишник.Произрастает возле жилья, на замусоренных местах вдоль дорог. Предпочитает сырые места.Это однолетнее травянистое растение с вильчато-ветвистым прямостоячим стеблем высотой до 1,5 м. Сверху листья темно-зеленого цвета, снизу светло-зеленые. Цветки белые, крупныеЦветет дурман в июне-августе, плодоносит в сентябре. От растения исходит неприятный одурманивающий запах.Южный гость, привезен из теплых стран. Черные зерна похожие на фасоль, в колючей семенной коробочке. Ядовиты как зерна, так и само растение. Дурман имеет неприятный запах, поэтому вероятность, что кто-то решит отведать его листья или цветы, невысока. Применяется в медицине. Лекарственным сырьём являются листья, собранные во время цветения, верхушки и семена.Всё растение сильно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], особенно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Волчье лыко (волчьи ягоды). (слайд 7)Это прямостоячий кустарник, цветет в мае-апреле душистыми розовыми трубчатыми цветками. Плоды ярко-красные. Ядовито все растение. Кора растения настолько ядовита, что при соприкосновении с влажной корой

weburok.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта