Конспект урока биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика царства Растения". Общая характеристика царства растения 7 класс
Открытие нового знания. (12 мин) | Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,... Осень. А.С. Пушкин Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет? Где можно в растениях встретить красный , желтый или оранжевый цвет? (слайд №8) Пластиды в растения делятся на три группы 1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем?2. каротиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет. (Показывает муляжи овощей и фруктов)3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений; Где они встречаются? (Показывает разрезанный картофель) Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала. ФИЗМИНУТКА (1 мин)Работа в группах На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их. Чем мы воспользуемся для этой работы?
Посмотрите на экран. На слайде №9 две картинки. Что на них изображено? (водоросль и цветковое растение). Видно, что они разные. В чем их отличия? (на одном рисунке есть стебель, листья и корень, а на другом нет) Какой вывод можно сделать из этих картинок? (Слайд №10 с надписью Подцарство Высшие растения и Подцарство Низшие растения с теми же картинками) Какие растения будут относиться к подцарству высших, а какие к подцарству низших растений? | Предлагают версии. Красно-желтый пигмент. Перечисляют: овощи, фрукты, плоды, осенние листья и т.п. Рассматривают предложенные объекты, предлагают версии на поставленные учителем вопросы. ! Вопрос о каротиноидах переносят в столбик «знаем». Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника стр 43-44. Работают группами для заполнения таблица. Комментируют ответы. ! Вопросы о клеточном соке, фитогормонах и клеточная стенке переносятся в столбик «знаем». Рассматривают, сравнивают, анализируют и делают вывод, что у одного растения есть корень, стебель, лист у другого нет. Выдвигают версии. Делают вывод, что есть растения тело, которых не разделено на ткани и органы. Определяют, что Царство растений разделяется на подцарство Высшие и Низшие. !Вопрос переносят в столбик «знаем». |
www.prodlenka.org
|
www.openclass.ru
Конспект по биологии по теме ""Общая характеристика царства Растения "
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку;
Мобилизуют себя на работу
Актуализация знаний
Ребята мы являемся с вами частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам. Какая самая большая группа (таксон) организмов в живом мире?
Учащиеся дают ответ (царство)
Проверка знаний учащихся по теме:
Давайте вспомним, какие царства мы изучили?
На экране (слайд 1) вы видите несколько представителей живых организмов. Распределите их по царствам
На прошлом уроке мы познакомились с группой Лишайники,
Я бы хотела чтобы вы немножко про них вспомнили и предлагаю вам небольшой тест, рассчитанный на 7-10мин (Приложение №1)
Молодцы ребята, поменяйтесь, пожалуйста, работами между собой и по ключу и критерии оценок я попрошу вас оценить работу вашего соседа по парте.
(Слайд 2)
Справились, молодцы. Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого положительная оценка, молодцы, спасибо и сдайте мне все работы.
Предполагаемые ответы учащихся:Мы изучили Царство «Прокариоты» и Царство «Грибы».
Распределяют организмы по царствам.
Выполняют тестовую работу
После выполнения работы обучающиеся меняются работами между собой, проверяют правильность заполнения, вносят изменения,
оценивают выполненное задание и выставляют оценку
Объяснение нового материала
Сегодня мы переходим к изучению нового царства – Царство «Растения». Итак, ребята, запишите число, тему урока «Царство Растения. Общая характеристика».
В современном мире насчитывают более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95 % от массы всех населяющих ее живых организмов. С экологической точки зрения (в зависимости от их условий обитания) растения делятся на несколько групп.
На какие группы вы бы их разделили?
Давайте посмотрим на слайды и узнаем, насколько вы правы.
Вы были правы ребята, с экологической точки зрения растения подразделяются на следующие группы:
светолюбивые,
тенелюбивые,
теневыносливые,
наземные,
водные и околоводные.
(Слайд 3)
Ученики записывают число, тему урока «Царство Растения. Общая характеристика».
Учащиеся высказывают свои мнения
Просмотр и анализ слайдов.
Учащиеся записывают группы растений в тетрадь
На сегодняшний день обитают растительные организмы разного строения.
Поэтому ученые делят растения на два большие подцарства. Как они называются, и что послужило такому разделению вы сейчас выясните сами.
Но сначала давайте вспомним, что изучает ботаника?
Откройте, пожалуйста, учебники (стр. 37) внимательно прочитайте раздел параграфа выполните задание:
Заполните схему (Слайд 4):
(Проверка схемы и дополнение учителя)
К низшим растениям относятся группа отделов водорослей. Например:
Отдел Зеленые водоросли
Отдел Диатомовые водоросли
Отдел Красные водоросли
Отдел Бурые водоросли
А высшие растения делятся ещё на две группы: Споровые и Семенные растения.
Как вы думаете, по какой причине их разделили на группы?
Правильно ребята споровые растения размножаются и распространяются с помощью спор, а семенные- с помощью семян.
К высшим споровым растениям относятся:
Отдел Мохообразные
Отдел Плаунообразные
Отдел Хвощеобразные
Отдел папоротнокообразные ,
А семенные высшие группы включают:
Отдел Голосеменные
Отдел Покрытосеменные
или Цветковые
Молодцы ребята, вы справились с заданиями, но я хочу дополнить схему. Посмотрите на слайд и скажите, чем еще отличаются низшие растения от высших?
Правильно, молодцы! У низших – тело не разделено на ткани и органы, а у высших – разделено.
(Слайд 5)
Учащиеся отвечают (растения)
Учащиеся работают с текстом учебника и заполняют схему
Учащиеся высказывают свои мнения
Учащиеся отвечают (строением)
Физкультминутка
Устали ребята, а теперь я вам предлагаю отдохнуть - гимнастику для глаз
(Слайд 6)
Учащиеся выполняют упражнения для глаз
Отдохнули? А теперь продолжим. Однако, при всем многообразии растительные организмы имеют общие черты, которые отличают их от представителей других царств природы.
С некоторыми особенностями вы уже знакомы
Рассмотрим эти особенности:
1.Все растения автотрофы - способны к фотосинтезу
Вспомните ребята, что такое фотосинтез и где он протекает?
Правильно, это – образованию органических веществ (крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) за счет энергии света
(учитель показывает процесс фотосинтеза на слайде 7).
Благодаря этому у растений в процессах обмена преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ.В результате растения образуют ту биомассу, которой питаются животные.
2. Скажите, пожалуйста, почему растения имеют зеленый цвет?
Правильно. Обратимся к следующему слайду (Слайд 8).
У растений имеются специфические органоиды-пластиды, содержащие пигменты.
Какие вы знаете пластиды?
Например:
1. Хлоропласты содержат хлорофилл- пигмент зеленого цвета. 2. Хромопласты, ребята, содержат каратиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет.
(Показывает муляжи овощей и фруктов)3. Лейкопласты - бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;
(Слайд 9)
3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны
(Слайд 10).
Их взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях.
4. Четвертой важной особенностью растений является наличие в их клетках толстой клеточной стенки лежащей к наружи от цитоплазмы.
Чем образована клеточная оболочка у растений? Правильно целлюлозой. Обратимся к экрану (Слайд 11).
Такая клеточная стенка специфичная особенность растений – у животных ее нет. Наличие у каждой клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений.
5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок (Слайд 12).
Клеточный сок - это раствор разнообразных органических веществ – аминокислот, белков, углеводов, неорганических солей, с подробностями вы столкнитесь в курсе изучения «Химии». Накапливаясь в вакуолях цитоплазмы клеточный сок, вызывает напряжение клеточной стенки – в результате ткани растений приобретают высокую прочность. Для наглядного представления обратите внимание на этот воздушный шарик (учитель надувает шарик). Воздух в шарике давит на стенки и поэтому он такой упругий.
6.Растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей жизни (слайд 13).
Учащиеся слушают и конспектируют особенности растений
Ученики вспоминают материал предыдущих уроков. Фотосинтез,– это образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света.
Протекает он в зеленых клетках растений
Растения имеют зеленый цвет, потому что у них имеются пластиды, содержащие пигменты
Учащихся предлагают ответы
Клеточная оболочка у растений образована целлюлозой
IV. Закрепление
Итак, ребята, вы получили на уроке много новой информации. Сейчас мы выполним задания и узнаем, насколько хорошо мы усвоили новый материал
Вопросы (устно)
1. На какие подцарства делят растения?
2. В чем особенность низших растений?
3. В чем особенность высших растений?
Выберите правильный ответ:
(Слайд 14)
Учащиеся обсуждают, дают ответы на поставленные вопросы.
Учащиеся выбирают правильные ответы
Рефлексия
Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.
Итак, вопрос:
Что я узнал нового?
Чему научился на уроке.
Что мне не понятно?
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Задание на дом
1. С. 37-39, читать отвечать на вопросы
2. Заполнить таблицу:
Отрицательная роль растений
infourok.ru
Конспект урока на тему "Общая характеристика царства Растения" в 7 классе.
Автор материала: Рыжова Анастасия Сергеевна
Конспект урока.
Тема урока: «Общая характеристика царства Растения».
Место урока в системе уроков: первый урок в разделе «Растения».
Тип урока: изучение нового материала.
Время реализации занятия: 40 минут.
Цели урока:
образовательные – повторение и обобщение раннее полученных знаний о растениях; изучение новых характеристик и признаков растений.воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающей среде.развивающие – развитие логического мышления, внимания, памяти.Ход урока.
Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих.Объяснение нового материала.Одним из царств империи Клеточные является царство Растения. Это эукариотические организмы, которые широко распространены по всему земному шару. Масса растений составляет приблизительно 95% от всей биомассы планеты (массы всех населяющих ее живых организмов). Их насчитывают более 550 тысяч видов и постоянно открывают новые.
Также важной характеристикой растений считается то, что они основные производители органического вещества на Земле (продуценты).
Растения
Низшие
Высшие
Водоросли
Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники, Голосеменные и покрытосеменные.
Тело не разделено на ткани и органы.
Разделение на ткани и органы
С экологической точки зрения растения делят на светолюбивые и тенелюбивые.
Также растения определяют структуру биомов – совокупностей живых организмов (тундра, широколиственные лес).
Несмотря на все многообразие растения имеют общие черты, из-за которых их отнесли в отдельное царство.
Скажите, чем растения отличаются от остальных организмов?
Ученики называют признаки, изученные раннее: неподвижность, зеленый цвет, фотосинтез, неограниченный рост и т.д.
Сегодня мы объединим все признаки в одну систему и докажем, что растения действительно являются самостоятельной систематической группой
Признаки растений:
Большинство растений автотрофы, то есть организмы, самостоятельно образующие органические вещества из неорганических за счет энергии света в ходе процесса фотосинтеза.Наличие особых пигментов: хлорофилл (зеленый), каратиноиды (красно-желтые) и другие.Фитогормоны – вещества, обеспечивающие регуляцию процессов в организме. К ним относятся ауксины (ускоряют рост растения), этилен ( накапливается в старых растениях).Наличие в клетке толстой клеточной стенки из целлюлозы.Малая подвижность, отсутствие активного передвижения.Сильно выраженная расчлененность тела – ветвление корней и побегов.Хорошо развитые вакуоли – пузырьки с клеточным соком. Он является резервом питательных веществ и обеспечивает внутриклеточное давление – тургор.Неограниченный рост.Закрепление материала.Вопросы для закрепления:
Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему?Приведите примеры биомов.Какие признаки растений можно назвать абсолютными, а какие – относительными? Почему?Итог урока.Задание на дом: страницы 38-39, записи в тетради.vseuroki.pro
Конспект урока на тему «Общая характеристика царства Растения» в 7 классе.
Конспект урока.
Тема урока: «Общая характеристика царства Растения».
Место урока в системе уроков: первый урок в разделе «Растения».
Тип урока: изучение нового материала.
Время реализации занятия: 40 минут.
Цели урока:
образовательные – повторение и обобщение раннее полученных знаний о растениях; изучение новых характеристик и признаков растений.
воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающей среде.
развивающие – развитие логического мышления, внимания, памяти.
Ход урока.
Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих.
Объяснение нового материала.
Одним из царств империи Клеточные является царство Растения. Это эукариотические организмы, которые широко распространены по всему земному шару. Масса растений составляет приблизительно 95% от всей биомассы планеты (массы всех населяющих ее живых организмов). Их насчитывают более 550 тысяч видов и постоянно открывают новые.
Также важной характеристикой растений считается то, что они основные производители органического вещества на Земле (продуценты).
Растения
Низшие
Высшие
Водоросли
Мхи, Плауны, Хвощи, Папоротники, Голосеменные и покрытосеменные.
Тело не разделено на ткани и органы.
Разделение на ткани и органы
С экологической точки зрения растения делят на светолюбивые и тенелюбивые.
Также растения определяют структуру биомов – совокупностей живых организмов (тундра, широколиственные лес).
Несмотря на все многообразие растения имеют общие черты, из-за которых их отнесли в отдельное царство.
Скажите, чем растения отличаются от остальных организмов?
Ученики называют признаки, изученные раннее: неподвижность, зеленый цвет, фотосинтез, неограниченный рост и т.д.
Сегодня мы объединим все признаки в одну систему и докажем, что растения действительно являются самостоятельной систематической группой
Признаки растений:
Большинство растений автотрофы, то есть организмы, самостоятельно образующие органические вещества из неорганических за счет энергии света в ходе процесса фотосинтеза.
Наличие особых пигментов: хлорофилл (зеленый), каратиноиды (красно-желтые) и другие.
Фитогормоны – вещества, обеспечивающие регуляцию процессов в организме. К ним относятся ауксины (ускоряют рост растения), этилен ( накапливается в старых растениях).
Наличие в клетке толстой клеточной стенки из целлюлозы.
Малая подвижность, отсутствие активного передвижения.
Сильно выраженная расчлененность тела – ветвление корней и побегов.
Хорошо развитые вакуоли – пузырьки с клеточным соком. Он является резервом питательных веществ и обеспечивает внутриклеточное давление – тургор.
Неограниченный рост.
Закрепление материала.
Вопросы для закрепления:
Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему?
Приведите примеры биомов.
Какие признаки растений можно назвать абсолютными, а какие – относительными? Почему?
Итог урока.
Задание на дом: страницы 38-39, записи в тетради.
best-4info.ru
Презентация к уроку Общая характеристика Царства Растения (7 класс)
univerfiles.com
Технологическая карта урока по биологии 7 класс на тему: Общая характеристика Царства Растения
univerfiles.com