Материалы для проведения олимпиады школьников по экологии. 5–8-й классы. Наступление осенне зимнего периода животные и растения определяют
Всероссийская олимпиада школьников по экологии Школьный этап
2015/2016 учебный год
(Продолжительность олимпиады – 60 мин.)
Задание 1. | ||||||||
Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных | ||||||||
(правильный ответ – 1 балл) | ||||||||
1. «Экология» в переводе с греческого означает: | ||||||||
а) «тепло и свет»; | в) «наука о доме, жилище»; | |||||||
б) «растения и животные»; | г) «охрана природы». |
2. Часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует, – это:
а) ареал; в ) среда обитания;
б) экологическая ниша; г) экологический фактор.3. Среду обитания составляют:а) хищники, влияющие на организмы; б) свет, влияющий на организмы;
в) влага, влияющая на организмы;
г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.4. Рыхлый тонкий слой поверхности суши, контактирующий с воздушной средой, характеризующийся
плодородием – это: | |||
а) литосфера; | в) земная кора; | ||
б) материнская горная порода; | г) почва. | ||
5. Птицы активно помечают свои территории: | |||
а) экскрементами; | б) звуками; | в) перьями; | г) гнездами. |
6. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:
а) неживой природы; в) деятельности человека;
б) живой природы; г) социального.7. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют: а) по установившимся низким ночным температурам;
б) по установившимся низким дневным температурам;
в) по сокращению длины светового дня;
г) по увеличению длины светового дня.
8. Паразитом является: | |||
а) жук-навозник; | б) вошь; | в) мышь серая; | г) саранча. |
9. Из нижеперечисленных видов, в хвойном лесу преобладают: | |||
а) березы; | б) осины; | в) ивы; | г) лиственницы. |
10. Профессия человека, работающего с животными в заповедниках: | |||
а) егерь; | б) лесник; | в) браконьер; | г) инспектор. |
11. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха
являются: | |||
а) самолеты; | б) автомобили; | в) поезда; | г) пешеходы. |
12. Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они: | |||
а) используются как места отдыха людей; | в) используются для водопоя скота; | ||
б) служат для получения питьевой воды; | г) используются для орошения полей. |
13. Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они: а) производят крахмал и целлюлозу;
б) поглощают крахмал и целлюлозу;в) поглощают кислород и производят углекислый газ; г) поглощают углекислый газ и производят кислород.
14. Кислотные дожди образуются: | |||||
в) в земной коре; | |||||
б) в реках, морях и океанах; | г) в почве. | ||||
15. После пикника в лесу следует: | |||||
а) весь мусор сжечь; | в) органику закопать, пластик сжечь; | ||||
б) органику сжечь, пластик закопать; | г) органику закопать, пластик унести. | ||||
16. Гибель хвойных деревьев вокруг некоторых городов вызывается: | |||||
а) перевыпасом скота; | в) недостатком влаги; | ||||
б) массовым туризмом; | г) загрязнением воздуха и почвы. | ||||
17. Особо охраняемые уникальные либо эталонные природные объекты, обычно занимающие небольшую площадь, называются: а) заповедниками; в) памятниками природы; б) заказниками; г) природными парками. | |||||
18. Производят органические вещества из неорганических: | |||||
а) вирусы; | б) растения; | в) грибы; | г) животные. |
19. Среди перечисленных экосистем естественной является: | |||||
а) сад; | б) болото; | в) аквариум; | г) парк. |
Задание 2.Определи правильность представленного ниже утверждения («да» или «нет») и письменно обоснуй свой выбор
(правильный выбор ответа – 1 балл, обоснование от 0 до 2баллов, максимальное кол-во баллов за
задание – 3).
20. Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.Да - Нет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Выбери один правильный вариант ответа из четырёх возможных и письменно обоснуй свой выбор(правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов, максимальное кол-во баллов за задание – 4).21. Озерная лягушка – одна из распространенных амфибий нашей страны. Во времена «борьбы с природой» это животное считали вредным по той причине, что:а) кожные покровы (как и у всех бесхвостых амфибий) выделяют секрет фринолизин, вызывающий у человека кожные заболевания; б) поедание ядовитой лягушки вызывает гибель промысловых рыб и птиц;в) личинки (головастики) конкурируют из-за пищи с мальками рыб; г) личинки (головастики) подрывают кормовую базу промысловых птиц.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Школьный этап
2015/16 уч. год
7 классОТВЕТЫ
1 | в | 16 | г |
2 | в | 17 | в |
3 | г | 18 | б |
4 | г | 19 | б |
5 | б | ||
6 | б | ||
7 | в | ||
8 | б | ||
9 | г | ||
10 | а | ||
11 | б | ||
12 | а | ||
13 | г | ||
14 | а | ||
15 | г | ||
20 | Правильный ответ "да", потому что: если бы лёд тонул, то реки, озёра, приполярные моря и океаны промерзли бы до самого дна, и все живые организмы в них погибли бы. Но когда на поверхности воды образуется лёд, то он, находясь между холодным воздухом и водой, препятствует дальнейшему охлаждению и промерзанию водоёмов. Правда, если зима очень продолжительная и суровая, то многие не слишком глубокие водоёмы могут промёрзнуть до дна. Но в наших широтах это наблюдается крайне редко. Промерзанию воды до дна препятствует и сам лёд: он плохо проводит тепло и защищает собой нижние слои воды от охлаждения. | ||
21 | Ответ в) является верным. Личинки лягушек (головастики), питаясь водорослями, могут конкурировать с мальками промысловых рыб из-за пищи. |
задание 1 за каждый правильный ответ - 1 балл. Всего 19 баллов
задание 2 за каждый правильный ответ - 2 балла. Всего 4 балла
Максимальное количество баллов – 23.
d.120-bal.ru
Методическая разработка «Тестовые задания по экологии»
Методическая разработка «Тестовые задания по экологии»
Исполнитель: Олейник Ольга Игоревна
Учитель экологии
МАОУ СОШ №5
Инструкция к выполнению: Задания из части А требуют ответа да или нет; задания из части Б требуют выбор одного правильного ответа; задание части С требует обоснование ответа.
6 класс
Часть А. Определите правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет») (правильный ответ – 1 балл) |
Плесень, пыль и шерсть животных, могут способствовать развитию аллергических реакций у людей. Да - Нет |
В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно. Да - Нет |
Организм-паразит зависит от организма-хозяина, но не влияет на него. Да - Нет |
Москву называют мегаполисом, потому что она является столицей Российской Федерации. Да - Нет |
Часть Б. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных (правильный ответ – 1 балл) |
1. «Экология» в переводе с греческого означает: а) «тепло и свет»; б) «растения и животные»; в) «наука о доме, жилище»; г) «охрана природы». |
2. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора: а) неживой природы; б) живой природы; в) деятельности человека; г) социального. |
3. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют: а) по установившимся низким ночным температурам; б) по установившимся низким дневным температурам; в) по сокращению длины светового дня; г) по увеличению длины светового дня. |
4. Причиной суточных ритмов является: а) вращение Земли вокруг Солнца; б) вращение Земли вокруг своей оси; в) вращение Луны вокруг Земли г) вращение Луны вокруг своей оси. |
5. Среду обитания составляют: а) хищники, влияющие на организмы; б) свет, влияющий на организмы; в) влага, влияющая на организмы; г) живая и неживая природа, влияющие на организмы. |
6. Из метеорологических явлений наиболее сильное влияние на распространение лесных пожаров оказывают: а) суховей б) наводнения в) град г) радуга |
7. Особь – это: а) биологический вид; б) отдельно взятый живой организм; в) сообщество животных; г) семья живых организмов. |
8. Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они: а) производят крахмал и целлюлозу; б) поглощают крахмал и целлюлозу; в) поглощают кислород и производят углекислый газ; г) поглощают углекислый газ и производят кислород. |
9. Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они: а) используются как места отдыха людей; б) служат для получения питьевой воды; в) используются для водопоя скота; г) используются для орошения полей. |
10. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются: а) самолеты; б) автомобили; в) поезда; г) пешеходы. |
11.Профессия человека, работающего с животными в заповедниках: а) егерь; б) лесник; в) браконьер; г) инспектор. |
12. Грамотным суждением является: а) «в Москве плохая экология»; б) «экологию необходимо охранять»; в) «в нашем регионе вся экология испорчена»; г) «экология – основа рационального природопользования». |
13. В целях организации физкультурно-оздоровительной работы на особо охраняемых природных территориях городов обустраиваются: а) урны; б) контейнеры для раздельного сбора мусора; в) модули для беспроводного доступа к Интернет; г) велодорожки. |
Часть С.
Письменно обоснуйте свой ответ
Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.
Ответы:
Часть А
Да
Да
Нет
Нет
Часть Б
В
Б
В
Б
Г
А
Б
Г
А
Б
А
Б
Г
Часть С
Правильный ответ "да", потому что: Если бы лёд тонул, то реки, озёра, приполярные моря и океаны промерзли бы до самого дна, и все живые организмы в них погибли бы. Но когда на поверхности воды образуется лёд, то он, находясь между холодным воздухом и водой, препятствует дальнейшему охлаждению и промерзанию водоёмов.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Осенни и зимние явления в жизнии растений
Сезонность в природе
В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей стра ны Щ . Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев. Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые. В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи. Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.
Состояние зимнего покоя
Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца. Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.
Причины биологических ритмов. Фотопериодизм
У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида. Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.
Источник: http://www.gymn415.spb.ru/works/manuals/...
otvet.mail.ru
Задание 1. Определите правильность представленных ниже утверждений (ответ «да» или «нет») (правильный ответ – 1 балл) |
Да - Нет |
Да - Нет |
Да - Нет |
Да - Нет |
Задание 2. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных (правильный ответ – 1 балл) |
1. «Экология» в переводе с греческого означает: а) «тепло и свет»; б) «растения и животные»; в) «наука о доме, жилище»; г) «охрана природы». |
2. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора: а) неживой природы; б) живой природы; в) деятельности человека; г) социального. |
3. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют: а) по установившимся низким ночным температурам; б) по установившимся низким дневным температурам; в) по сокращению длины светового дня; г) по увеличению длины светового дня. |
4. Причиной суточных ритмов является: а) вращение Земли вокруг Солнца; б) вращение Земли вокруг своей оси; в) вращение Луны вокруг Земли г) вращение Луны вокруг своей оси. |
5. Среду обитания составляют: а) хищники, влияющие на организмы; б) свет, влияющий на организмы; в) влага, влияющая на организмы; г) живая и неживая природа, влияющие на организмы. |
6. Из метеорологических явлений наиболее сильное влияние на распространение лесных пожаров оказывают: а) суховей б) наводнения в) град г) радуга |
7. Особь – это: а) биологический вид; б) отдельно взятый живой организм; в) сообщество животных; г) семья живых организмов. |
8. Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они: а) производят крахмал и целлюлозу; б) поглощают крахмал и целлюлозу; в) поглощают кислород и производят углекислый газ; г) поглощают углекислый газ и производят кислород. |
9. Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они: а) используются как места отдыха людей; б) служат для получения питьевой воды; в) используются для водопоя скота; г) используются для орошения полей. |
10. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются: а) самолеты; б) автомобили; в) поезда; г) пешеходы. |
11.Профессия человека, работающего с животными в заповедниках: а) егерь; б) лесник; в) браконьер; г) инспектор. |
12. Грамотным суждением является: а) «в Москве плохая экология»; б) «экологию необходимо охранять»; в) «в нашем регионе вся экология испорчена»; г) «экология – основа рационального природопользования». |
13. В целях организации физкультурно-оздоровительной работы на особо охраняемых природных территориях городов обустраиваются: а) урны; б) контейнеры для раздельного сбора мусора; в) модули для беспроводного доступа к Интернет; г) велодорожки. |
studfiles.net
Методическая разработка «Тестовые задания по экологии»
Методическая разработка «Тестовые задания по экологии»
Исполнитель: Олейник Ольга Игоревна
Учитель экологии
МАОУ СОШ №5
Инструкция к выполнению: Задания из части А требуют ответа да или нет; задания из части Б требуют выбор одного правильного ответа; задание части С требует обоснование ответа.
6 класс
Часть А.Определите правильность представленных ниже утверждений
(ответ «да» или «нет»)
(правильный ответ – 1 балл)
Плесень, пыль и шерсть животных, могут способствовать развитию аллергических реакций у людей.
Да - Нет
В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.
Да - Нет
Организм-паразит зависит от организма-хозяина, но не влияет на него.
Да - Нет
Москву называют мегаполисом, потому что она является столицей Российской Федерации.
Да - Нет
Часть Б.
Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных
(правильный ответ – 1 балл)
1. «Экология» в переводе с греческого означает:
а) «тепло и свет»;
б) «растения и животные»;
в) «наука о доме, жилище»;
г) «охрана природы».
2. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:
а) неживой природы;
б) живой природы;
в) деятельности человека;
г) социального.
3. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют:
а) по установившимся низким ночным температурам;
б) по установившимся низким дневным температурам;
в) по сокращению длины светового дня;
г) по увеличению длины светового дня.
4. Причиной суточных ритмов является:
а) вращение Земли вокруг Солнца;
б) вращение Земли вокруг своей оси;
в) вращение Луны вокруг Земли
г) вращение Луны вокруг своей оси.
5. Среду обитания составляют:
а) хищники, влияющие на организмы;
б) свет, влияющий на организмы;
в) влага, влияющая на организмы;
г) живая и неживая природа, влияющие на организмы.
6. Из метеорологических явлений наиболее сильное влияние на распространение лесных пожаров оказывают:
а) суховей
б) наводнения
в) град
г) радуга
7. Особь – это:
а) биологический вид;
б) отдельно взятый живой организм;
в) сообщество животных;
г) семья живых организмов.
8. Зелёные растения называют «легкими планеты», потому что они:
а) производят крахмал и целлюлозу;
б) поглощают крахмал и целлюлозу;
в) поглощают кислород и производят углекислый газ;
г) поглощают углекислый газ и производят кислород.
9. Рекреационное значение водоёмов заключается в том, что они:
а) используются как места отдыха людей;
б) служат для получения питьевой воды;
в) используются для водопоя скота;
г) используются для орошения полей.
10. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются:
а) самолеты;
б) автомобили;
в) поезда;
г) пешеходы.
11.Профессия человека, работающего с животными в заповедниках:
а) егерь;
б) лесник;
в) браконьер;
г) инспектор.
12. Грамотным суждением является:
а) «в Москве плохая экология»;
б) «экологию необходимо охранять»;
в) «в нашем регионе вся экология испорчена»;
г) «экология – основа рационального природопользования».
13. В целях организации физкультурно-оздоровительной работы на особо охраняемых природных территориях городов обустраиваются:
а) урны;
б) контейнеры для раздельного сбора мусора;
в) модули для беспроводного доступа к Интернет;
г) велодорожки.
Часть С.
Письменно обоснуйте свой ответ
(обоснование от 0 до 5 баллов, максимальное кол-во баллов за тест - 5)
Зимой на водоёмах лёд находится на поверхности воды, а не опускается на дно, что важно для сохранения жизни на Земле.
Ответы:
Часть А
Да
Да
Нет
Нет
Часть Б
В
Б
В
Б
Г
А
Б
Г
А
Б
А
Б
Г
Часть С
Правильный ответ "да", потому что: Если бы лёд тонул, то реки, озёра, приполярные моря и океаны промерзли бы до самого дна, и все живые организмы в них погибли бы. Но когда на поверхности воды образуется лёд, то он, находясь между холодным воздухом и водой, препятствует дальнейшему охлаждению и промерзанию водоёмов.
infourok.ru
Всероссийская олимпиада школьников по экологии Школьный этап г. Москва 2013/14 уч. год
- Естественные науки
- Биология
- Экология
Related documents
Всероссийская олимпиада школьников по экологии Школьный этап г. Москва 2013/14 уч. год
БАЛЛИРОВКА, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ, ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Задания по экологии 11 класс - cdo
Всероссийская олимпиада школьников по экологии Школьный этап г. Москва 2013/14 уч. год
Ответы на задания очного тура корпоративной олимпиады школьников и... молодежи по биологии. 8 класс.
Задание
РАБОТА 3 (ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2016) Уважаемые школьники и абитуриенты!
РАБОТА 2 (НОЯБРЬ-ЛЕКАБРЬ 2015) Уважаемые школьники и абитуриенты!
РАБОТА 1 (СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2013) Уважаемые абитуриенты!
Задания по обществознанию для 8
otvet 7-8
studydoc.ru
Материалы для проведения олимпиады школьников по экологии. 5–8-й классы
Разделы: Экология
В настоящее время во многих регионах в базисный учебный план введен предмет экология. В Томской области учащиеся изучают экологию в 6-7 классах. Обучаясь в старшей школе, учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Для учеников средней школы такой возможности нет. Данные материалы могут использоваться преподавателями школ для проведения олимпиады среди учеников средней школы.
Олимпиада включает в себя 4 тура заданий, сложность которых повышается на каждом последующем. По усмотрению учителя олимпиаду можно проводить по турам, а можно дать как одно целое.
1 тур
Из предложенных вариантов ответов выберите один верный. Максимальное количество баллов – 15.
1. Самые крупные и тяжелые животные обитают:
а) в водной среде жизни; б) в наземно-воздушной среде жизни; в) почвенной среде жизни; г) биотической среде жизни.
2. Температура относится к факторам:
а) биотическим; б) эвристическим; в) антропогенным; г) абиотическим.
3. Биогеоценоз – это совокупность:
а) популяций разных видов; б) видов животных, растений, грибов и микроорганизмов; в) растительных и животных организмов; г) организмов и окружающей их неживой природы.
4. Биотические взаимоотношения, при которых одни организмы живут за счет особей другого вида, называют:
а) паразитизмом; б) мутуализмом; в) симбиозом; г) хищничеством.
5. Наступление осенне-зимнего периода животные и растения определяют:
а) по установившимся низким ночным температурам; б) по установившимся низким дневным температурам; в) по сокращению длины светового дня; г) по увеличению длины светового дня.
6. Не могут встречаться в одном сообществе следующие пары растений:
а) Подорожник средний – лютик едкий; б) черника – голубика; в) клюква – багульник; г) сныть – сфагнум.
7. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это явление?
а) антропогенный; б) биотические; в) абиотические; г) верные все ответы.
8. Выберите правильное суждение:
а) в нашем городе плохая экология; б) экологию необходимо охранять; в) экология в нашем регионе испорчена; г) экология – основа природопользования.
9. Видовое разнообразие растений увеличивается (возрастает) в направлении:
а) с севера к югу; б) от подножья горы к ее вершине; в) от поверхности океана к его глубинам; г) от береговой линии к центральным областям океана.
10. Какие меры по очистке жилой зоны от бытового мусора вы бы применили:
а) сжигание мусора; б) вывоз на свалки; в) создание производств по вторичной переработке мусора; г) захоронение мусора.
11. Танкер вылил в море нефть. К какому типу экологических проблем относится эта?
а) истощение природных ресурсов; б) загрязнение природной среды; в) уничтожение живых организмов; г) образование нового хранилища нефти.
12. Плодовитость резко снижена у тех видов животных, которые
а) ведут хищный образ жизни; б) имеют короткую продолжительность жизни; в) заботятся о потомстве; г) живут в неблагоприятных условиях среды.
13. К неисчерпаемым ресурсам относят:
а) нефть, каменный уголь, различные руды; б) почву, растительность, минеральные соли; в) водные и климатические ресурсы; г) животный и растительный мир.
14. К проявлениям абиотических факторов нельзя отнести:
а) расселение одуванчика лекарственного; б) растрескивание коробочки мака; в) распространение желудей дуба; г) перенос пыльцы мятликов.
15. “Чумой XX века” в научно-популярной литературе называют:
а) сердечнососудистые заболевания; б) синдром приобретенного иммунодефицита; в) онкологические (раковые) заболевания; г) тропическую лихорадку Эбола.
2 тур
Из предложенных вариантов ответов выберите один верный. Максимальное количество баллов – 30.
1. В настоящее время государственных природных заповедников в нашей стране насчитывается (укажите наиболее близкое число):
а) 100; б) 50; в) 30; г) 20.
2. Растения, обитающие в жарких сухих местах, избегают перегрева благодаря:
а) увеличению синтеза белка; б) уменьшению нагреваемой поверхности; в) увеличению фотосинтеза; г) уменьшению количества хлоропластов.
3. Растения, надземные органы которых промерзают, но при этом сохраняют жизнеспособность, относят к экологической группе:
а) нехолодостойких; б) морозоустойчивых; в) жароустойчивых; г) неморозостойких.
4. К редуцентам относятся:
а) муравьи; б) лисы; в) зайцы; г) тараканы.
5. Функции продуцентов в водных экосистемах могут выполнять некоторые виды:
а) грибов; б) моллюсков; в) бактерий; г) рыб.
6. Основные районы добычи угля в России и связанные с ними экологические проблемы, сосредоточены:
а) на Урале; б) в Сибири; в) в Европейской части; г) на Дальнем Востоке.
7. К экологической группе мезофиллов, т.е. животных, которые предпочитают среднее увлажнение воздуха и почвы, относят:
а) майского хруща; б) стрекозу четырехпятнистую; в) водяного скорпиона; г) ручейника.
8. К экологической группе растений-петрофитов, т.е. произрастающих на каменистых почвах, относят:
а) боярышник колючий; б) альпийский мак; в) клюкву болотную; г) сфагнум дубравный.
9. Исчезающий или уничтожаемый крупный вид живого в рамках одного уровня экологической пирамиды заменяется:
а) более крупным видом; б) более мелким видом; в) таким же крупным видом; г) не заменяется.
10. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:
а) дефицитом влаги; б) низкой плотностью воздуха; в) солнечной радиацией; г) колебаниями температуры.
11. Экологическую нишу растения можно установить по:
а) жизненной форме; б) величине; в) числу побегов; г) местообитанию.
12. Пахотные земли на нашей планете сосредоточены в основном:
а) в лесостепной и степной зонах; б) в зоне влажных тропических лесов; в) в субтропической и тропической зонах; г) в зоне бореальных лесов.
13. В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счёт того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип:
а) “всё связано со всем”; б) “природа знает лучше”; в) “все должно куда-то деваться”; г) “платит тот, кто загрязняет”;
14. Избыток ионов, какого элемента в питьевой воде вызывает повреждение эмали зубов?
а) Ca – кальций; б) S – сера; в) P – фосфор; г) F – фтор.
15. Перенос семян, спор, плодов растений животными, называется:
а) зоохорией; б) зоофагией; в) трансплантацией; г) переселением.
3 тур
Решите экологические задачи. Максимальное количество баллов – 19 баллов. За задания 1-3 максимальное количество баллов – 9 (по 3 за каждое задание). За задания 4-5 максимальное количество баллов – 10 (по 5 за каждое задание).
Задача 1.
Как кукушонок “искупает вину” пред приемными родителями за выброшенные из гнезда яйца или птенцов?
Задача 2.
В наших прудах есть растение водокрас. Почка водокраса зимует на дне пруда, а летом “выскакивает” на поверхность водоема – и растение начинает активную жизнь. Как удается почкам водокраса подняться на поверхность?
Задача 3
Назовите типы биотических взаимодействий, существующих между грибами и насекомыми. Приведите конкретные примеры.
Задача 4.
Выберите правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.
В чем проявляется участие функциональных групп организмов в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.
а) растения, животные, грибы и бактерии формируют состав биосферы; б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы; в) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере.
Задача 5.
Выберите правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.
Первый государственный природный заповедник в России был создан:
а) по примеру Йеллоустонского национального парка в 1898 году; б) с целью прекращения охоты и восполнения численности черного баргузинского соболя в 1916 году; в) после Октябрьской революции в 1919 году для сохранения редких видов растений дельты реки Волги; г) в 1927 году для охраны популяции бобров, обнаруженных в бассейне реки Воронеж.
4 тур
Решите экологическую задачу. Максимальное количество баллов – 10.
С детства нам известно высказывание “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В нем каждое слово начинается с первой буквы названия цвета радуги. Какие цвета и почему человеческий глаз воспринимает как “холодные” и “теплые”? Какое действие оказывает каждый цвет на психофизическое состояние человека?
24.03.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai