Труд в природе "Уход за комнатными растениями" в средней группе. Наблюдение за комнатными растениями средняя группа
Конспект занятия в средней группе "Уход за растениями"
Конспект занятия по исследовательской деятельности на
тему: «Уход за комнатными растениями» в средней группе № 6 «Теремок»
Воспитатель: Королёва Е.А
МБДОУ «Детский сад №82»
г.Н.Новгород
Цель: Создавать условия для формирования первичных умений ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и обобщить представления детей о правилах ухода за комнатными растениями. Формировать трудовые умения и навыки ухода за комнатными растениями.
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, речь детей.
Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к труду, желание помогать взрослым в уходе за комнатными растениями.
Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением). Наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях - отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация .
2. Вопросы и ответы.
3. Показ.
4. Объяснение.
5. Поощрение.
Оборудование: горшечные цветы(4шт.), лейки (4 шт.),опрыскиватель(4 шт.), салфетки(4шт), лопатки для рыхления земли (4 шт.), игрушка собачка, картинка цветовода, картинки цветов, картинки палочек, картинки лейки, тряпочек, опрыскивателя.
Ход занятия:
В отсутствие детей воспитатель создает игровую ситуацию: устраивает беспорядок (цветы беспорядочно расставляет на полу и стульях). Рядом на пол сажает собачку. Сообщает детям, что в их отсутствие в помещении произошло что-то странное - кто-то устроил беспорядок.
I.Организационный момент:
Воспитатель: Доброе утро, дети! Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Воспитатель: Меня зовут Елена Анатольевна, я воспитатель.(Обращается внимание на собаку).
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это?
Дети: Это собачка.
Воспитатель: Она случайно забежала к нам в детский сад и устроила беспорядок, она, наверное, не знает, что нельзя играть с комнатными растениями. Давайте посадим нашу гостью на стульчик и расскажем ей, какие комнатные растения есть в нашем саду, для чего они нужны и как за ними ухаживать.
Дети ставят комнатные растения на стол, становятся полукругом.
II. Основной этап:
Подготовительная беседа по теме:
Воспитатель: Ребята, и посмотрите на наши растения, какие они?
Дети: Высокие, низкие; цветущие, не цветущие; с узкими листьями, с широкими листьями; большие листья, маленькие листья.
Дети рассматривают растение, каждый раз уточняя его название: какие листочки по цвету, размеру, форме, величине, есть или нет цветы, какие они, есть ли стебель.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем собачке, для чего нам нужны комнатные растения.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, для красоты.
С растениями красиво и уютно.
А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
Воспитатель: Ребята, а еще растения очищают воздух.
Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями, стеблем).
Воспитатель: Кто в вашей группе ухаживает за цветами?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Как вы это делаете?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть профессии, которые связаны с выращиванием цветов. Как называется эта профессия?
Сейчас я вам о них расскажу.
Воспитатель сопровождает рассказ показом картинки цветовода.
Воспитатель: Цветовод - это специалист, занимающийся разведением и выращиванием цветочных культур. Это могут быть не только комнатные растения, но и цветы, которые высаживаются в парках, садах, на клумбах.
Воспитатель: А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и радовали нас красотой, что нужно для них делать?
Дети: ухаживать за ними.
Воспитатель:Правильно. Как нужно за растениями ухаживать? Ребята, если человек любит растения, ухаживает за ними, поливает их вовремя, как мы можем назвать такого человека?
Дети: трудолюбивый.
Воспитатель: правильно и цветы у него вот такие (картинка). Трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов, а тот человек, который не хочет следит за цветами …какой он, ребята?
Дети: ленивый.
Воспитатель:и цветы у него вот такие (картинка)
Ребятки, сейчас я предлагаю вам выбрать себе цветочек, за которым вы будете ухаживать. Хорошо, молодцы.
2.Пальчиковая гимнастика «Цветы»:
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, давайте порадуем наши комнатные растения игрой, которая называется «Цветы».
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети складывают ладони вместе вертикально и выполняют движение пальцев рук по тексту, имитируя лепестки цветов).
3.Проигрывание алгоритма ухаживания за растениями:
Воспитатель: Дети, потрогайте землю, попробуйте продавить ее пальчиком, какая она?
Дети: твердая, плотная.
Воспитатель: а должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлить нужно не глубоко, аккуратно, чтобы не повредить корни. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии.
Показ педагога.
Воспитатель: А теперь попробуйте свои цветы.
Молодцы, справились с заданием.
Посмотрите, какая земля в горшке?
Дети: Сухая.
Воспитатель: Правильно, земля сухая, её нужно полить, для того, чтобы растение было красивое, здоровое, чтобы оно не завяло. Поливать растения нужно теплой, отстоянной водой.
Посмотрите, как нужно правильно поливать растение. Лейку нужно держать около горшка, для того, чтобы вода лилась под корень растения. Много воды лить не нужно, чтобы цветок не захлебнулся.
А теперь, ребятки, попробуйте сами.
Дети: поливают свои цветы.
Воспитатель: Обратите внимание, я приготовила тряпочки, как вы думаете, для чего?
Дети: протирать листья.
Воспитатель:Да, нужно убрать пыль с листьев, чтобы растение хорошо дышало. Ребята, некоторые листья нужно протирать тряпочкой от пыли, а вот с фиалок смахивать кисточкой.
Посмотрите, как нужно протирать листья. Очень аккуратно, нежно мы поддерживаем листик снизу, а сверху влажной тряпочкой протираем. Ребята, попробуйте сами. Возьмите влажные тряпочки и протрите листики у своих цветов.
Дети: протирают листья.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились, всё сделали правильно.
Дети, а как называется вот этот предмет?(опрыскиватель)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно говорить - опрыскиватель. Для лучшего роста растения нужно их не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Опрыскивать растение нужно аккуратно. Давайте освежим наши цветочки, вот посмотрите как.
Воспитатель: показ действия (беру опрыскиватель и показываю, как им правильно пользоваться, а затем предлагаю деткам попробовать самим).
Вот какие вы молодцы.
Какие теперь у нас цветы?
Дети: у нас цветочки стали красивые.
4.Дидактическая игра «Назови ласково»:
Воспитатель:А чтобы наши цветы стали еще красивее, назовем их ласково.
Молодцы, ребята!
5. Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочек»:
Цель: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Педагог показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4-5 раз
III. Итог занятия, оценка работы детей:
Воспитатель: кто занимается разведением цветов
Дети: (цветовод)
Воспитатель: что цветовод делает с помощью полочек?
Дети:(рыхлит)
Воспитатель: что делает с помощью лейки, тряпочек, опрыскивателя?
Дети (поливает, протирает, опрыскивает)
Дети (да)
Воспитатель: в знак благодарности я дарю вам вот этот красивый цветочек, чтобы он вас каждый день радовал.
Как вы будете за ним ухаживать?
Дети: (поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать)
Запомните, пожалуйста, что после каждого труда необходимо мыть руки с мылом и мы с вами идем их мыть.
infourok.ru
Труд в природе "Уход за комнатными растениями" в средней группе
МДОУ «ЦРР-д/с №104»
Конспект
открытого занятия в средней группе
«Уход за комнатными растениями»
Составила: Витушкина И.С.
Воспитатель высшей категории
г. Магнитогорск, 2015
Тема: «Уход за комнатными растениями»
Программное содержание
Учить детей намечать последовательность трудовых действий с опорой на схемы, мотивируя способы выполнения, в зависимости от характера поверхности листьев, прочности, количества и величины. \ Например: лист большой, жесткий, гладкий, прочный, расположен редко-поэтому можно протирать тряпкой \
Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным признакам; Делать выводы и заключения на основе обследования объектов \посмотреть, потрогать, рассмотреть в лупу \
Закрепить представления детей о различных способах ухода за растениями. Развивать логическое мышление, воображение \ использование анимации \ память \ запоминать алгоритм трудовых действий по очистке любых растений от пыли в зависимости от характера листьев, используя схемы \
Закреплять умение работать с разными видами инструментов по уходу за растениями \ тряпка, опрыскиватель, кисть.
Воспитывать желание ухаживать за растениями. Стремление доводить начатое дело до конца \ оценка воспитателем объема и качества работы, поощрение воспитателя \.
Словарная работа: фикус, драцена, кактус, фиалка,
Предварительная работа:
1. Физкультминутка «Цветы»;
2. Беседа о комнатных растениях;
3. Чтение стихотворений и загадок о растениях;
Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, клеенка, горшки с цветами, лейки с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли; письмо с загадкой; лопатка, палочки для рыхления.
Ход занятия:
Стук в дверь: Почтальон принес письмо от Незнайки.
Дети: Хотите узнать, что в нем?
Дети: Да.
Загадка: «Воздух очищают, создают уют
На окнах зеленеют, и зимой цветут» (Ответ: цветы )
Слайд №1 комнатные растения
Воспитатель: В письме Незнайка просит помочь ему. Он говорит , что цветы его заболели и как им помочь он не знает. Поможем ему спасти его цветы?
Воспитатель :Для того чтобы приступить к спасению, давайте рассмотрим :Что есть у цветка? (Это стебель листья, бутон).
А что находится в земле? (В земле находится корень цветка).
Слайд №2 показ схемы растения
Воспитатель :Дети, а как вы думаете, сможет ли растение жить без корня?
Ответы детей: Не сможет
Воспитатель Почему?
Ответы детей: Растение упадет, не сможет есть - погибнет
Воспитатель: Действительно, корень – важная часть растения, он держит растение, питает его. Нет корня – нет растения! Ребята, а вы хотите посмотреть как растение пьет водичку?
\ показ опыта с корнем растения \.
Воспитатель: сейчас я вам предлагаю Вам превратиться в разные, красивые цветы.
Физкультминутка "На лугу растут цветы"
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изобр. ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны вп., опускаем руки.)
А потом опять встают , И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, чтобы растения всегда радовали нас своей пышной зеленью, ярким цветением?
Дети: Надо за ними ухаживать: поливать, протирать листочки, рыхлить землю.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, одинаковые растения у нас на столе?
Воспитатель Правильно, цветы отличаются друг от друга внешним видом, потому что у них разная форма листьев, стебля, окраска. Раз растения разные, то и уход за ними должен быть разным.А помогут нам узнать как ухаживать за цветами, семы ухода за цветами составленные вами . Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором разложены карточки с условными изображениями\ листья разные повели чине и конфигурации, орудия труда\ рядом стоит мольберт .
Воспитатель: Маша, покажи, пожалуйста ,нам Фикус, выбери карточки, которые подходятдля ухода за Фикусом.
Воспитатель : Егор, правильно Маша выбрала карточки?
Воспитатель Расскажи , как ухаживать за Фикусом по схеме составленной Машей.
Воспитатель :Если у Фикуса листья большие, гладкие , жесткие, то , значит каким способом нужно удалять пыль с листьев?
Ребенок: кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем, рыхлим землю, поливаем.
Воспитатель :А кто удаляет пыль с листьев? Человек. Значит, какой карточки не хватает в нашей схеме?
Воспитатель: Чтобы человек не запачкал свою одежду в процессе своего труда, что ему для этого нужно? \ схема фартука/
Слайд № 3 орудий труда по уходу за цветами
Слайд №4 схемы последовательности ухода за растениями
Воспитатель: Кто составит схему ухода за драценой?
Воспитатель Кто , расскажет по схеме, как ухаживать за драценой?
Воспитатель :Правильно, их надо опрыскивать, потому - что у него узкие листья ,а протирать тряпочкой трудно, прорыхлить землю, полить. Слайд №5 схемы последовательности ухода за растениями
Воспитатель: Ребята, кто помнит какие листья у Фиалки и как за ней надо ухаживать?
Дети: листья у Фиалки небольшие, хрупкие, пушистые.
Воспитатель : Можно их вытирать тряпочкой, как у фикуса?
Воспитатель Правильно, с листьев фиалки мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой,можем повредить волоски, и еще листья фиалки бояться воды. Слайд №6 схемы последовательности ухода за растениями
Воспитатель: Посмотрите ребята, а у этого цветка нет листьев, А только один ствол, и тот весь в колючках
.Что это за цветок? - кактус
Воспитатель : Кто составит схему ухода за кактусом.
Как узнать, необходим липолив этому растению?
Дети: необходимо потрогать рукой землю, если мокрая земля , поливать не надо.
Слайд №7 схемы последовательности ухода за растениями
Воспитатель: у кого желтые наклейки – тот идет ухаживать за драценой;
у кого синие наклейки – тот ухаживает за фиалкой;
у кого зеленые наклейки – тот ухаживает за Фикусом
Дети приступают к работе, предварительно надев фартуки.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете , что необходимо для жизни растения
Слайд № 8 схемы - почва, вода, тепло, свет
Воспитатель: Молодцы , ребята.
Почва есть у наших цветов? - да, мы ее взрыхлили, корни растения дышат; Растение мы на поили,.?
Света и тепла достаточно растению ?
Молодцы, ребята, хорошо потрудились! В ответ на вашу заботу растения всегда будут радовать вас сочными зелеными листьями, яркими цветами. Наполнят чистым воздухом комнату Незнайки. Я отправлю ему цветы и ваши схемы, чтобы он не забывал правильно ухаживать за цветами.
Воспитатель: Что мы сегодня делали? Для чего? Что нового вы узнали?
kopilkaurokov.ru
КАРТОТЕКА Наблюдение за комнатными растениями. Труд в средней группе
univerfiles.com
Наблюдения за комнатными растениями картотека
Игра «Что растениям нужно для роста?»
Какое из растений здесь лишнее? (одуванчик) Почему? /ответы детей/
Рождение цветка – это настоящее чудо! Вы со мной согласны?
Методические рекомендации «Уход за комнатными растениями» Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы - развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время длительные наблюдения за растениями, опыты, организацию труда по уходу за комнатными растениями; систему занятий. В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» Этапы организации труда в природе: 1. наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций; 2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре; 3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов. Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов: рассматривание внешних особенностей строения растений; наблюдение за способами их функционирования; знакомство с условиями внешней среды; выявление зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками, например: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фикус, фуксия гибридная, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема. Труд детей в уголке природы: мытье широких, кожистых листьев, полив. В средней группе к 3-4 видам имеющихся растений, добавляют 2-3 новых вида, с учетом следующих требований: Разнообразие: поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками), способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.) величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.), способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон) видов одного рода – герани, бегонии, фуксии. Выбор новых видов зависит от того, какие растения были в уголке природы младшей группы. Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков, ампельные растения (восковой плющ, клеродендрум). Структура проведения наблюдений за природными объектами: 1. Собрать детей и сконцентрировать их внимание. ( Н-р: «Послушаем, о чем говорят цветы»). 2. Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. ( Предлагаем посмотреть внимательно на объект и задаем вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дождавшись высказ
profhelp.net