Схемы и таблицы (1-3 лекции) Основные биологические науки. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение
Схемы и таблицы (1-3 лекции) Основные биологические науки
| По объекту изучения |
|
| По изучаемым свойствам |
|
| По уровню организации живой материи |
|
Эволюционное учение занимается изучением закономерностей возникновения и развития жизни на Земле



Основные уровни организации живой материи


Вопросы для контрольной работы (Часть с)
С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?
С2. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?
С3. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?
С4. Что общего между всеми уровнями организации жизни?
С5. Докажите, что клетка является целостной системой.
С6. В чем заключается различие между такими свойствами жизни, как самовоспроизведение и развитие?
studfiles.net
Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
1) ископаемые остатки и отпечатки;
2) ископаемые переходные формы;
3) филогенетические ряды.
55.Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?
1) появление лёгочного дыхания;
2) формирование расчлененных конечностей;
3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.
56. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
1) внутренний осевой скелет;
2) нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3) щели в пищеварительной трубке.
57.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
1) возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения;
2) появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
58.Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
1) ископаемые остатки и отпечатки
2) переходные формы
3) филогенетические ряды
59,Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.
1) Особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, крылья, быстрое переваривание пищи и т. п.;
2) Особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ: Сердце, органы дыхания, быстрое переваривание пищи и др.
3) Развитие ЦНС, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве)
60. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.
61. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?
1) Фотосинтезирующие организмы создают питание для гетеротрофов, это способствовало эволюции животных.
2) Накопление в атмосфере кислорода привело к возникновению кислородного дыхания – самого выгодного способа энергетического обмена.
3) Возникновение озонового экрана уменьшило поток солнечной радиации, падающей на землю, и позволило организмам выйти из океана на сушу.
62. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?
Запах, окраска, наличие нектара, соответствие формы тела насекомых строению опыляемых цветков.
Как отличить цианобактерии от одноклеточных водорослей? Ответ поясните.
1) они не имеют оформленного ядра;
2) они не имеют хлоропластов;
3) имеют одну кольцевую хромосому.
64.Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?
Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке и через мембрану путем осмоса
65. Какую информацию может извлечь цитогенетик из хромосомного набора организма животного при его микроскопическом исследовании?
| 1. При исследовании хромосомного набора можно определить вид животного. 2. По хромосомному набору можно определить пол животного. 3. Если известны наследственные заболевания животного, то можно определить их характер |
66. Что общего между митохондриями, хлоропластами и эндоплазматической сетью? Каков биологический смысл сходного устройства этих органоидов?
| Перечисленные органоиды образуют складки из мембран 2) Эти складки увеличивают рабочую поверхность органоида |
67. Кета вымётывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.
| 1. Не все рыбы достигают мест нереста (погибают, уничтожаются хищниками). При движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга. 2. Не все икринки оплодотворяются. Примеры межвидовой борьбы за существование. 3. Икра кеты – поедается другими рыбами |
Объясните причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды
Биомасса каждого из последующих трофических уровней уменьшается
Примерно в 10 раз.
1) Пищи должно быть больше, чем ее потребителей
2) Биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается
последующими: (волк усваивает только часть съеденного им зайца)
3) Часть полученной энергии расходуется на удовлетворение физиологических
потребностей организма – дыхание, передвижение, размножение.
Персональный сайт - Часть С 2012 биология
ЗАДАНИЕ НА 09.02.15
1.В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?
ОТВЕТ: Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок или стручочек. Сходства: боб и стручок (стручочек) – сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
2.В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?
ОТВЕТ: Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
3.Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
ОТВЕТ: Цветок Мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток – парус, парные – весла и сросшиеся – лодочка. Корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу Двудольных. Плод боб, а не стручок.
4.Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
ОТВЕТ: Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
5.Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?
ОТВЕТ: Костянка - односемянный плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
6.Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?
ОТВЕТ: трубчатые и язычковые- для образования семян (располагаются в центре), воронковидные и ложноязычовые - для привлечения насекомых-опылителей (располагаются по краям).
7.По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
ОТВЕТ: Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.
Задания части С на 26.01.15
1.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?
Ответ: 1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений; 2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений; 3)плоды растений — пища для животных.
2. Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения; 2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
3.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ: 1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Ответ: 1)луковица; 2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 4)3 – почка, обеспечивает рост побега.
5.Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
Ответ: 1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; 2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; 3)от корневища отходят придаточные корни; 4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
6.Какие признаки характерны для Царства Растений?
ОТВЕТ: Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком, фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.
7.Какие признаки характерны для мхов?
ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля , листьев и ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.
8.Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?
ОТВЕТ: Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.
9.Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?
ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.
10.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.
11.Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
ОТВЕТ: При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.
12.Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
ОТВЕТ: При замораживании разрушаются клетки, и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.
13.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.
14.Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
15.Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?
ОТВЕТ: Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.
Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
Вариант 999 :http://yadi.sk/d/7xUGM0sBNUndF
Вариант 101:http://yadi.sk/d/Q30S0taCNUouU
Вариант 102:http://yadi.sk/d/Ua9PejtYNUpPT
Вариант 103:http://yadi.sk/d/D4F-LzN6Nz2ju
Вариант 104:http://yadi.sk/d/76W30mbxNz2kS
Вариант 105: http://yadi.sk/d/nMcsfHehNz2kt
enprophil.ucoz.ru










