Схемы и таблицы (1-3 лекции) Основные биологические науки. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение
Схемы и таблицы (1-3 лекции) Основные биологические науки
По объекту изучения |
|
По изучаемым свойствам |
|
По уровню организации живой материи |
|
Эволюционное учение занимается изучением закономерностей возникновения и развития жизни на Земле
Основные уровни организации живой материи
Вопросы для контрольной работы (Часть с)
С1. Французский ученый Луи Пастер прославился как «спаситель человечества», благодаря созданию вакцин против инфекционных заболеваний, в том числе таких как, бешенство, сибирская язва и др. Предложите гипотезы, которые он мог выдвинуть. Каким из методов исследования он доказывал свою правоту?
С2. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?
С3. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?
С4. Что общего между всеми уровнями организации жизни?
С5. Докажите, что клетка является целостной системой.
С6. В чем заключается различие между такими свойствами жизни, как самовоспроизведение и развитие?
studfiles.net
Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
1) ископаемые остатки и отпечатки;
2) ископаемые переходные формы;
3) филогенетические ряды.
55.Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу?
1) появление лёгочного дыхания;
2) формирование расчлененных конечностей;
3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.
56. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
1) внутренний осевой скелет;
2) нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3) щели в пищеварительной трубке.
57.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
1) возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения;
2) появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
58.Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
1) ископаемые остатки и отпечатки
2) переходные формы
3) филогенетические ряды
59,Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.
1) Особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, крылья, быстрое переваривание пищи и т. п.;
2) Особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ: Сердце, органы дыхания, быстрое переваривание пищи и др.
3) Развитие ЦНС, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве)
60. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.
61. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?
1) Фотосинтезирующие организмы создают питание для гетеротрофов, это способствовало эволюции животных.
2) Накопление в атмосфере кислорода привело к возникновению кислородного дыхания – самого выгодного способа энергетического обмена.
3) Возникновение озонового экрана уменьшило поток солнечной радиации, падающей на землю, и позволило организмам выйти из океана на сушу.
62. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение?
Запах, окраска, наличие нектара, соответствие формы тела насекомых строению опыляемых цветков.
Как отличить цианобактерии от одноклеточных водорослей? Ответ поясните.
1) они не имеют оформленного ядра;
2) они не имеют хлоропластов;
3) имеют одну кольцевую хромосому.
64.Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?
Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке и через мембрану путем осмоса
65. Какую информацию может извлечь цитогенетик из хромосомного набора организма животного при его микроскопическом исследовании?
1. При исследовании хромосомного набора можно определить вид животного. 2. По хромосомному набору можно определить пол животного. 3. Если известны наследственные заболевания животного, то можно определить их характер |
66. Что общего между митохондриями, хлоропластами и эндоплазматической сетью? Каков биологический смысл сходного устройства этих органоидов?
Перечисленные органоиды образуют складки из мембран 2) Эти складки увеличивают рабочую поверхность органоида |
67. Кета вымётывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.
1. Не все рыбы достигают мест нереста (погибают, уничтожаются хищниками). При движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга. 2. Не все икринки оплодотворяются. Примеры межвидовой борьбы за существование. 3. Икра кеты – поедается другими рыбами |
Объясните причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды
Биомасса каждого из последующих трофических уровней уменьшается
Примерно в 10 раз.
1) Пищи должно быть больше, чем ее потребителей
2) Биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается
последующими: (волк усваивает только часть съеденного им зайца)
3) Часть полученной энергии расходуется на удовлетворение физиологических
потребностей организма – дыхание, передвижение, размножение.
Персональный сайт - Часть С 2012 биология
ЗАДАНИЕ НА 09.02.15
1.В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?
ОТВЕТ: Мотыльковые имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок или стручочек. Сходства: боб и стручок (стручочек) – сухие многосемянные вскрывающиеся плоды. Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
2.В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?
ОТВЕТ: Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
3.Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
ОТВЕТ: Цветок Мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток – парус, парные – весла и сросшиеся – лодочка. Корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу Двудольных. Плод боб, а не стручок.
4.Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
ОТВЕТ: Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
5.Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей растений семейства Розоцветные?
ОТВЕТ: Костянка - односемянный плод с яркоокрашенной сочной мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
6.Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?
ОТВЕТ: трубчатые и язычковые- для образования семян (располагаются в центре), воронковидные и ложноязычовые - для привлечения насекомых-опылителей (располагаются по краям).
7.По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
ОТВЕТ: Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.
Задания части С на 26.01.15
1.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?
Ответ: 1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений; 2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений; 3)плоды растений — пища для животных.
2. Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения; 2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.
3.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ: 1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Ответ: 1)луковица; 2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 4)3 – почка, обеспечивает рост побега.
5.Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.
Ответ: 1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; 2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; 3)от корневища отходят придаточные корни; 4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
6.Какие признаки характерны для Царства Растений?
ОТВЕТ: Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком, фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.
7.Какие признаки характерны для мхов?
ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля , листьев и ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.
8.Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?
ОТВЕТ: Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.
9.Какое преимущество имеют голосеменные растения по сравнению с папоротникообразными?
ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.
10.Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.
11.Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
ОТВЕТ: При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.
12.Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
ОТВЕТ: При замораживании разрушаются клетки, и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.
13.Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.
14.Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
15.Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?
ОТВЕТ: Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности, приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.
Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
Вариант 999 :http://yadi.sk/d/7xUGM0sBNUndF
Вариант 101:http://yadi.sk/d/Q30S0taCNUouU
Вариант 102:http://yadi.sk/d/Ua9PejtYNUpPT
Вариант 103:http://yadi.sk/d/D4F-LzN6Nz2ju
Вариант 104:http://yadi.sk/d/76W30mbxNz2kS
Вариант 105: http://yadi.sk/d/nMcsfHehNz2kt
enprophil.ucoz.ru