Презентация по биологии Роль испарения воды в жизни растений 5 класс. Роль испарения воды в жизни растений
Каково значение испарения воды в жизни растения?
Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Молекулы этих веществ, растворенные в клеточном соке, оказывают давление на цитоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных в воде веществ на цитоплазму называется осмотическим давлением. Вода, поглощенная растворенными в клеточном соке веществами, также оказывает давление на цитоплазму и растягивает до известного предела эластичную оболочку клетки. Клеточный сок с растворенными в нем веществами постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение (тургор) в растении исчезает. Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, как оболочка спадается, находящийся в клетке клеточный сок становится более концентрированным и начинает насасывать воду в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесится осмотическое давление. Чем больше воды потеряло растение, тем с большей силой вода поступает в клетки. Сила, с которой растение всасывает воду, - сосущая сила - представляет собой разность между осмотическим и тургорным давлением. Растение непрерывно испаряет воду через устьица. Этим создается возможность нового притока воды к листьям. Присасывающее действие испарения играет большую роль в передвижении воды по растению. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости от этого испарение воды то идет интенсивно, то сильно сокращается. Часть воды все время испаряется через кутикулу, однако это испарение идет гораздо слабее, чем через устьица. Если срезать стебель растения около самого корня, из пенька начина
Презентация по биологии Роль испарения воды в жизни растений 5 класс
Конпект урока "Роль воды в жизни растений".
Тема урока: Роль воды в жизни растений.
1 час
Цель: Раскрыть значение воды в жизнедеятельности растений, познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.
Задачи:
сформировать знания о различных способах приспособления к среде обитания; создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений.
развивать познавательный интерес к многообразию растительного мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
воспитывать культуру поведения, любовь к окружающему миру, Родине; бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: вербально-информационный (учебник, рабочая тетрадь, презентация).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
1. Как дышат растения?
2. Когда процесс дыхания ускоряется, а когда замедляется?
3. Какие вещества загрязняют воздух?
3. Изучение нового материала:
Вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое. Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока волы зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где - то её больше, где - то меньше.
Учащиеся записывают в тетради.
-вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;
-вода - главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;
-от притока воды зависит жизнь растения;
-в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.
Значение испарения воды растением. Растительный организм на 70–95% состоит из воды. Все его жизненно важные процессы происходят при ее участии. Корни растений в теплое время года постоянно поглощают из почвы воду, а вместе с ней необходимые минеральные вещества. Одновременно происходит испарение воды листьями. Растение при этом удаляет из организма излишнюю воду и таким образом освобождает место для поступления с помощью всасывания корнями воды с растворенными в ней минеральными веществами. Кроме того, испаряясь, вода защищает листья от перегрева солнечными лучами.
Большая часть воды, поступающей в растение из почвы (около 95%), испаряется листьями . Например, одно растение капусты в день поглощает до 1000 г воды, а испаряет до 950 г. Дуб средней величины испаряет в сутки около 50 л воды, а береза — больше 60 л.
Водяной пар образуется на поверхности клеток мякоти листьев, скапливается в межклетниках и выходит через устьичные щели (рис) . Открывая или закрывая устьичные щели, растение увеличивает или уменьшает скорость испарения воды.
Условия, влияющие на испарение воды. На интенсивность испарения воды влияют условия, в которых находится растение: температура воздуха, освещенность, влажность почвы и воздуха, сила ветра. При высокой температуре, ярком солнце, небольшой влажности воздуха, сильном ветре испарение идет сильнее, чем в тихую пасмурную погоду.
Растения, обитающие в условиях недостатка влаги, выработали различные приспособления к ее излишней потере: утолщенные наружные стенки клеток кожицы листьев, восковой налет, густые волоски. Эти приспособления не только препятствуют испарению, но и способствуют отражению солнечных лучей. Кроме того, растения, постоянно испытывающие недостаток влаги, имеют небольшие листовые пластинки. Закрепление:
1. Каково значение испарения воды в жизни растения?
2. Какие органы растения играют основную роль в испарении воды?
3. Где у растений образуется и накапливается водяной пар?
4. Каким образом растение регулирует испарение воды?
5. При каких условиях внешней среды испарение воды усиливается или ослабляется?
5. Домашнее задание: § 28 чит, пер.
!!! Опишите опыт, доказывающий испарение воды листьями.
2
kopilkaurokov.ru
каково значение испарения воды в жизни растений, обществознание
28 нояб. 2013 г., 7:07:40 (4 года назад)
ИСПАРЕНИЕ И ПИТАНИЕ
Очень часто представляют себе, будто без испарения невозможно было бы питание растения. Растения, говорят, всасывают корнями пищу из почвы, а для того, чтобы всасывать ее, они должны испарять воду с другого конца. Но эти рассуждения грешат с двоякой точки зрения: во-первых, испарение и вызываемое им движение воды – не единственный нам известный механизм, доставляющий растению минеральные вещества из почвы; а во-вторых, для снабжения растения необходимым количеством минеральных веществ нет надобности в таких громадных количествах воды как те, которые испаряются растением.
Воззрение на испарение, как на процесс, обеспечивающий растение питательными веществами, было возможно, когда полагали, что растение всасывает питательные вещества, приблизительно как светильня масло. Но несостоятельность такого элементарного представления была доказана в начале столетия Соссюром, а позднее, благодаря успехам физики в исследовании явлений так называемого осмоса* и диффузии** стало возможно и более удовлетворительное понимание процесса принятия питательных веществ.
*Осмос: если два разных раствора разделены полупроницаемой перегородкой, более насыщенный раствор давит на ненасыщенный, растворённое вещество под давлением просачивается сквозь перегородку, чтобы сравнять концентрации. **Диффузия – проникновение одного раствора в другой, смешивание без механического воздействия.
Всякое вещество, растворенное в воде, стремится равномерно рассеяться, диффундировать во всей массе доступной ему воды.
…Таким образом растение, приходящее своими корнями в прикосновение с почвенной жидкостью, должно проникаться, насыщаться растворенными в жидкости веществами, даже если бы самая жидкость не всасывалась. Конечно, это движение очень медленно, но мы могли бы его ускорить, слегка взбалтывая раствор от времени до времени. Такое взбалтывание, как справедливо указал голландский ученый де Фриз, действительно происходит в живых клетках вследствие движущейся в них протоплазмы. Следовательно, в явлении диффузии, в связи с движением протоплазмы мы имеем уже механизм для доставления питательных веществ из почвы.
Но этого мало. Корни растений, помимо всякого испарения, способны всасывать воду из почвы и гнать ее в стебли и листья. По примеру немецких ботаников мы называем это явление корневым давлением или напором корня. Вот как обнаруживается это явление. Срежем стебель какого-нибудь растения почти вровень с почвой и на оставшийся отрезок стебля надвинем стеклянную трубочку, наполнив ее предварительно водой. Скоро мы заметим, что из трубочки начнет вытекать вода, и убедимся, что вытечет воды значительно более того, что могло заключаться в обрубке стебля и корня. Значит, эта вода не выжимается только из корня, а всасывается им из почвы и гонится в стебель. Мы можем измерить силу этого напора воды через корень. В крапиве, например, этого напора было бы достаточно, чтобы поднять воду на высоту более 4 метров.
По классическим определениям Тельза, в виноградной лозе этот напор вытекающего сока мог бы поднять воду более чем на 12 метров. Нет даже надобности калечить растение для того, чтобы обнаружить это явление. Стоит любое растение, например молодые всходы овса или кукурузы, накрыть колпаком, и через несколько времени на верхушке былинок появятся капельки, которые будут скатываться и вновь появляться, указывая на выталкивание воды из тканей.
Итак, ионы солей могут проникать сквозь клеточные стенки корневых волосков осмотически* (с помощью осмоса). Для транспортировки их по всему организму используется движение воды по проводящим тканям. Давление для этого создают, опять-таки, сами корни.
Следовательно, растения и без испарения могли бы быть обеспечены притоком воды из почвы. Таким образом, вполне допустимо, что растение во многих случаях могло бы покры
obsestvoznanie.neznaka.ru
каково значение испарения воды в жизни растений, другой
28 нояб. 2013 г., 7:07:40 (4 года назад)
ИСПАРЕНИЕ И ПИТАНИЕ
Очень часто представляют себе, будто без испарения невозможно было бы питание растения. Растения, говорят, всасывают корнями пищу из почвы, а для того, чтобы всасывать ее, они должны испарять воду с другого конца. Но эти рассуждения грешат с двоякой точки зрения: во-первых, испарение и вызываемое им движение воды – не единственный нам известный механизм, доставляющий растению минеральные вещества из почвы; а во-вторых, для снабжения растения необходимым количеством минеральных веществ нет надобности в таких громадных количествах воды как те, которые испаряются растением.
Воззрение на испарение, как на процесс, обеспечивающий растение питательными веществами, было возможно, когда полагали, что растение всасывает питательные вещества, приблизительно как светильня масло. Но несостоятельность такого элементарного представления была доказана в начале столетия Соссюром, а позднее, благодаря успехам физики в исследовании явлений так называемого осмоса* и диффузии** стало возможно и более удовлетворительное понимание процесса принятия питательных веществ.
*Осмос: если два разных раствора разделены полупроницаемой перегородкой, более насыщенный раствор давит на ненасыщенный, растворённое вещество под давлением просачивается сквозь перегородку, чтобы сравнять концентрации. **Диффузия – проникновение одного раствора в другой, смешивание без механического воздействия.
Всякое вещество, растворенное в воде, стремится равномерно рассеяться, диффундировать во всей массе доступной ему воды.
…Таким образом растение, приходящее своими корнями в прикосновение с почвенной жидкостью, должно проникаться, насыщаться растворенными в жидкости веществами, даже если бы самая жидкость не всасывалась. Конечно, это движение очень медленно, но мы могли бы его ускорить, слегка взбалтывая раствор от времени до времени. Такое взбалтывание, как справедливо указал голландский ученый де Фриз, действительно происходит в живых клетках вследствие движущейся в них протоплазмы. Следовательно, в явлении диффузии, в связи с движением протоплазмы мы имеем уже механизм для доставления питательных веществ из почвы.
Но этого мало. Корни растений, помимо всякого испарения, способны всасывать воду из почвы и гнать ее в стебли и листья. По примеру немецких ботаников мы называем это явление корневым давлением или напором корня. Вот как обнаруживается это явление. Срежем стебель какого-нибудь растения почти вровень с почвой и на оставшийся отрезок стебля надвинем стеклянную трубочку, наполнив ее предварительно водой. Скоро мы заметим, что из трубочки начнет вытекать вода, и убедимся, что вытечет воды значительно более того, что могло заключаться в обрубке стебля и корня. Значит, эта вода не выжимается только из корня, а всасывается им из почвы и гонится в стебель. Мы можем измерить силу этого напора воды через корень. В крапиве, например, этого напора было бы достаточно, чтобы поднять воду на высоту более 4 метров.
По классическим определениям Тельза, в виноградной лозе этот напор вытекающего сока мог бы поднять воду более чем на 12 метров. Нет даже надобности калечить растение для того, чтобы обнаружить это явление. Стоит любое растение, например молодые всходы овса или кукурузы, накрыть колпаком, и через несколько времени на верхушке былинок появятся капельки, которые будут скатываться и вновь появляться, указывая на выталкивание воды из тканей.
Итак, ионы солей могут проникать сквозь клеточные стенки корневых волосков осмотически* (с помощью осмоса). Для транспортировки их по всему организму используется движение воды по проводящим тканям. Давление для этого создают, опять-таки, сами корни.
Следовательно, растения и без испарения могли бы быть обеспечены притоком воды из почвы. Таким образом, вполне допустимо, что растение во многих случаях могло бы покрыть свою потребность в воде для питания без содействия испарения.
Но не имеем ли мы более убедительных, прямых указаний на это?..
Устранить полностью испарение невозможно; но можно в значительной степени ослабить этот процесс и посмотреть, будет ли растение, несмотря на это, обеспечено необходимыми питательными веществами из почвы.
Вполне определенный ответ на этот вопрос дают опыты Шлессинга над табаком. Этот ученый воспитывал три экземпляра табака на открытом воздухе и два под стеклянным колпаком. Каждое из растений на воздухе испарило втрое более воды, чем растение под колпаком, но образовало при этом меньше органических веществ.
Растения, более испарявшие, были почти в полтора раза богаче золой (минеральными веществами): в растении под колпаком их было 13%, на воздухе - 21%. Но это только доказывает, что растения при сильном испарении получаютненужный для них избыток минеральных веществ. Опыты Жордена также показывают, что можно получать в нескольких поколениях нормальные растения с половинным (от нормального) содержанием фосфорной кислоты.
drugoi.neznaka.ru
Каково значение испарения воды в жизни растения?
Каково значение испарения воды в жизни растения?
Ответы:
Значение воды в жизни растения Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. В вакуолях растительных клеток растворены различные вещества. Молекулы этих веществ, растворенные в клеточном соке, оказывают давление на цитоплазму, которая хорошо пропускает воду, но препятствует прохождению через нее растворенных в воде частиц. Давление растворенных в воде веществ на цитоплазму называется осмотическим давлением. Вода, поглощенная растворенными в клеточном соке веществами, также оказывает давление на цитоплазму и растягивает до известного предела эластичную оболочку клетки. Клеточный сок с растворенными в нем веществами постоянно поддерживает растительную ткань в напряженном состоянии, и лишь при большой потере воды, при завядании, это напряжение (тургор) в растении исчезает. Когда осмотическое давление уравновешено растянувшейся оболочкой, вода не может поступать в клетку. Но стоит клетке потерять часть воды, как оболочка спадается, находящийся в клетке клеточный сок становится более концентрированным и начинает насасывать воду в клетку, пока оболочка снова не растянется и не уравновесится осмотическое давление. Чем больше воды потеряло растение, тем с большей силой вода поступает в клетки. Сила, с которой растение всасывает воду, — сосущая сила — представляет собой разность между осмотическим и тургорным давлением. Растение непрерывно испаряет воду через устьица. Этим создается возможность нового притока воды к листьям. Присасывающее действие испарения играет большую роль в передвижении воды по растению. Устьица могут раскрываться и закрываться, образовывать то широкую, то узкую щель. На свету устьица раскрываются, а в темноте и при слишком большой потере воды закрываются. В зависимости от этого испарение воды то идет интенсивно, то сильно сокращается. Часть воды все время испаряется через кутикулу, однако это испарение идет гораздо слабее, чем через устьица. Если срезать стебель растения около самого корня, из пенька начинает сочиться сок. Это показывает, что корень и сам нагнетает воду в стебель. Следовательно, поступление воды в растение зависит не только от испарения воды через листья, но и от корневого давления. Оно перегоняет воду из живых клеток корня в полые трубки омертвевших сосудов. Так как в клетках этих сосудов нет цитоплазмы, вода беспрепятственно движется по ним к листьям, где испаряется через устьица. Испарение очень важно для растения. С передвигающейся водой разносятся по растению поглощенные корнем минеральные вещества. Испарение снижает температуру растения и тем самым предохраняет его от перегрева. Из каждой тысячи частей поглощенной из почвы воды растение усваивает лишь 2—3 части, а остальные 997—998 частей испаряются. Чтобы образовать 1 г сухого вещества, растение в нашем климате испаряет от 300 г до 1 кг воды. Пока в почве есть влага, растение растет и развивается нормально. Но вот перестали выпадать дожди, наступает засуха, и растение испытывает недостаток воды и растворимых в ней минеральных веществ; в нем перестает образовываться новое вещество, рост и развитие прекращаются. Кроме того, растение начинает повреждаться от перегрева: на листьях и стебле появляются пятна ожогов. Особенно сильно повреждается растение от ожогов при суховее — сухом горячем ветре. Растение увядает и, если погода не изменится к лучшему, гибнет. Глубокая вспашка, сохранение влаги в почве, своевременное уничтожение сорняков, севообороты, применение минеральных удобрений и другие агротехнические мероприятия помогают бороться с засухой. Не менее важны правильное семеноводство и создание более устойчивых к засухе сортов, а также использование засухоустойчивых культур. Но основная мера борьбы с засухой (там, где это возможно) — орошение полей.
Вода превращается в пар, идёт в облако, пойдёт дождь, растения попьют водички.
cwetochki.ru
Презентация по биологии "Роль испарения воды в жизни растений" 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Роль испарения воды в жизни растений» Автор: Бабарыкин Максим обучающийся 5 «б» класса Муниципального автономного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №1 Научный руководитель: Кузьмёнко Мария Владимировна учитель биологии Муниципального автономного учреждения Абатская средняя общеобразовательная школа №1
2 слайд Описание слайда:«Аннотация» Цель работы: исследование процесса испарения Задачи исследовательской работы: 1.Познакомиться с научной литературой по выбранной теме; 2. Опытным путем доказать, как происходит процесс испарения 3. Выявить причины, влияющие на процесс испарения
3 слайд Описание слайда:Объект темы: Процесс испарения веществ Предмет темы: Жидкости и пары Оборудования: Растения, колбы, блюдце, вода (холодная, горячая), штатив, вата, Проблема темы: Какой орган растения испаряет воду? Как и при помощи чего происходит испарение?
4 слайд Описание слайда:Гипотеза: 1. Предположим, что испарение-это действие тайных сил природы 2. Допустим, что молекулы распадаются от горячего воздуха и выходят из вещества в виде испарения 3. Возможно, что испарение происходит, когда молекулы вещества умирают Актуальность темы: В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Она в виде пара поднимается высоко вверх. Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега.
5 слайд Описание слайда:Методы исследования: Изучение литературы; Наблюдение; Опыты.
6 слайд Описание слайда:«Краткая аннотация» Работа посвящена исследованию причин, факторов влияющих на процесс испарения
7 слайд Описание слайда:Каким образом испаряется вода с листьев растений? Какие клетки листа принимают участие в транспирации?
8 слайд Описание слайда:Внутри листа водяной пар по межклетникам проникает к устьицам и испаряется через них.
9 слайд Описание слайда:Испарение воды является важным процессом в жизни растений. Происходит оно в основном в листьях. Чем больше пластинка листа, тем больше испаряется влаги. В испарении воды растением можно убедиться, поставив несколько опытов.
10 слайд Описание слайда:Опыт №1 «Зависимость испарения от площади испаряемой поверхности, если температура жидкости одинаковая» Чем больше поверхность испаряющийся жидкости, тем быстрее происходит испарение, так как количество испаряющихся молекул будет больше на большей площади.
11 слайд Описание слайда:Опыт №2 «Зависимость испарения от температуры» Чем выше температура, тем больше скорость испарения.
12 слайд Описание слайда:Опыт №3 «Зависимость испарения от рода вещества» Я думаю,что разные жидкости имеют разную скорость испарения.
13 слайд Описание слайда:Опыт №4 показывающий испарение воды растениями. Доступ воздуха был закрыт ватой, но внутри колбы был помещен лист, а на нижней поверхности листа находятся устьица, через которое и происходит процесс испарения, поэтому на стенках колбы видны капельки воды.
14 слайд Описание слайда:Опыт №5 показывающий испарение воды растениями. В первой пробирке часть воды испарилась, во второй — испарению воды помешало масло, в третьей — воды стало меньше( шел процесс испарения воды листьями)
15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:Выводы: Процесс испарения – это очень интересное явление, его интересно наблюдать и отмечать, как оно часто встречается в нашей жизни. Я думаю, что наука еще не раз использует процесс испарения для пользы человека и нашей планеты. Итак, работая над темой «Испарение», я нашел ответы на свои вопросы. Скорость испарения жидкости зависит от площади свободной поверхности жидкости. Чем больше площадь испарения, тем быстрее происходит испарение. Скорость испарения зависит от температуры жидкости. Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение. Скорость испарения зависит от движения воздуха над свободной поверхностью жидкости. Скорость испарения зависит от рода взятой жидкости.
17 слайд Описание слайда:Заключение Работая над темой испарение, я нашел ответы на свои вопросы. Я узнал, как происходит испарение, что скорость испарения веществ различна. В природе этот процесс происходит вне зависимости от деятельности человека и задача людей – не нарушать этот процесс. Для этого необходимо любить природу и любить нашу Землю! Опыты, которые я провел, были очень интересными, и я думаю, что можно провести еще много других опытов по этой теме. Сейчас я всегда обращаю внимание на испарение, происходящее в природе или в жизни человека, и я рад, что уже так много знаю о нем!
18 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-307388
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru