Описание вида растений по морфологическому критерию. «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». Цель: составить морфологическую характеристику растений разных видов, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различия.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вывод на тему описание особей вида по морфологическому критерию. Описание вида растений по морфологическому критерию


Вывод на тему описание особей вида по морфологическому критерию

Класс Двудольные - Dycotyledoneae, Семейство Бобовые - Leguminosae (Fabaceae), Род Клевер - Trifolium L. 

Клевер луговой — Trifolium pratense L. 

Двулетнее или многолетнее растение высотой 15-55 см с разветвленным корневищем и ветвистыми побегами. Стебель прямостоячий или восходящий, опушенный прижатыми волосками. Листья тройчатые (1) с широкими прилистниками, суженными в ость, наполовину сросшимися с черешком (2), листочки эллиптические, почти цельнокрайние, обычно с белым рисунком в виде треугольника (3). Цветки собраны в шаровидные головки (4). Венчик мотыльковый, лилово-красный (реже бледно-лиловый или белый), чашечка с 10 жилками, опушенная. Цветет с конца мая до осени. Плод — боб. 

Растет на лугах, опушках, полянах. Тепло- и светолюбивое растение, нетребовательное к почвам. 

Распространен в Европе в областях с умеренно влажным климатом. 

В средней полосе обычны также два схожих вида — клевер средний (Trifolium medium L.), отличающийся голой чашечкой и более узкими листочками без белого рисунка, и клевер альпийский (Trifolium alpestre L.), у которого чашечка с 20 жилками, головки более яркие и листочки также более узкие без рисунка. 

Род Тополь — Populus L. 

Тополя — листопадные, ветроопыляемые деревья. Листья очередные. Почки с несколькими почечными чешуями, часто клейкие. Растения двудомные, очень редко однодомные. Соцветия — сережки, часто повислые. Цветут одновременно с распусканием листьев. Прицветные чешуйки пальчато-рассеченные. Цветоложе цветков имеет вид расширенного диска. Мужские цветки с несколькими (до 5) тычинками. Завязь с 2 рыльцами. Плод — коробочка со многими мелкими семенами, снабженными пучком тонких шелковистых волосков. 

Виды тополей имеют ряд общих биологических особенностей. Плодоношение у них начинается в возрасте 10-12 лет. Цветение происходит в мае, семена созревают приблизительно через 40 дней. Свежие семена, опавшие на землю, начинают прорастать через несколько дней. Однако их жизнеспособность сохраняется недолго: через 3 месяца она составляет лишь 10-20%. Тополя растут очень быстро в первый период жизни (до 5 лет), а затем размеры годичных приростов снижаются. Они в среднем доживают до 80-90 лет, но в отдельных случаях до 120-140 лет. Древесина поражается грибами, и поэтому стволы легко ломаются при сильных порывах ветра. Большинство видов тополей характеризуются светолюбием. 

Род содержит около 50 видов, из них 16 произрастает на территории России, и свыше 15 видов интродуцировано. В определитель включены наиболее распространенные в средней полосе виды: тополь дрожащий, или осина, тополь чёрный, или осокорь и тополь белый, или серебристый. 

Тополя устойчивы к дыму и копоти, переносят перегрев стволов и, поэтому часто используются в озеленении промышленных городов. Последняя особенность тополей и отражена, вероятно, в латинском названии вида. Оно происходит от латинского слова "populus" (народ) и означает дерево, разводимое вокруг площадей и других многолюдных мест. После вырубки у тополей образуется обильная пневая поросль, которая хорошо переносит декоративную стрижку. У тополей образуются корневые отпрыски. Для озеленения населенных пунктов высаживают мужские экземпляры, которые не образуют "пух" из многочисленных опавших семян. Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленых лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т.к. теплотворность дров тополя в 1,5 раза меньше теплотворности, например, березовых дров.В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота. 

anapa-dol.ru

Описание Особей Вида По Морфологическому Критерию Растения

Вид и его критерии. Качественным этапом процесса эволюции является вид. Buд — это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал. Каждый вид живых организмов можно описать исходя из совокупности характерных черт, свойств, которые называются признаками. Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого, называются критериями вида. Наиболее часто используют шесть общих критериев вида: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический и биохимический. Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида.

По внешнему виду, размерам и окраске оперения можно, например, легко отличить большого пестрого дятла от зеленого, малого пестрого дятла от желны, большую синицу от хохлатой, длиннохвостой, голубой и от гаички. По внешнему виду побегов и соцветий, размерам и расположению листьев легко различают виды клевера: луговой, ползучий, люпиновый, горный.

Вывод: Чем объясняются сходные признаки у растений разных видов? Decoder Was Not Found For This Format на этой странице. Как объяснить различия у растений разных видов одного рода? Лабораторная работа 'Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию'.11 класс. Цель:Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида. На Земле существует около 2 млн. Морфологический критерий - описание внешних (морфологических) признаков и внутреннего (анатомического) строения особей, входящих в.

Морфологический критерий самый удобный и поэтому широко используется в систематике. Однако этот критерий недостаточен для различения видов, которые имеют значительное морфологическое сходство. К настоящему времени накоплены факты, свидетельствующие о существовании видов- двойников, не имеющих заметных морфологических различий, но в природе не скрещивающихся из- за наличия разных хромосомных наборов. Так, под названием «крыса черная» различают два вида- двойника: крыс, имеющих в кариотипе 3. Европы, Африки, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Азии к западу от Индии, и крыс, имеющих 4. Азию к востоку от Бирмы.

Изучение морфологического критерия вида Цель: 1. Научиться выявлять морфологические признаки растения; 2. В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида. По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых. Применить к описанию вида растения морфологический критерий – это значит .

Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных). Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных. 1 Экология и распространение; 2 Ботаническое описание; 3 Химический состав, значение, применение; 4 Таксономическое положение . Документ - 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. Критерии и структура вида. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропре- паратах и Описание особей вида по морфологическому критерию.

Установлено также, что под названием «малярийный комар» существует 1. Физиологический критерий заключается в сходстве жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства.

Между разными видами существует физиологическая изоляция. Например, у многих видов дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов. В то же время между некоторыми видами живых организмов скрещивание возможно; при этом могут образовываться плодовитые гибриды (зяблики, канарейки, вороны, зайцы, тополя, ивы и др.)Географический критерий (географическая определенность вида) основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию. Иными словами, каждый вид характеризуется определенным географическим ареалом. Многие виды занимают разные ареалы.

Но огромное число видов имеет совпадающие (накладывающиеся) или перекрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды- космополиты, обитающие на огромных пространствах суши или океана. Космополитами являются некоторые обитатели внутренних водоемов — рек и пресноводных озер (виды рдестов, ряски, тростник). Обширный набор космополитов имеется среди сорных и мусорных растений, синантропных животных (виды, обитающие рядом с человеком или его жилищем) — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха, а также одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пастушья сумка и др. Существуют также виды, которые имеют разорванный ареал.

Так, например, липа растет в Европе, встречается в Кузнецком Алатау и Красноярском крае. Голубая сорока имеет две части ареала — западноевропейскую и восточносибирскую. В силу этих обстоятельств географический критерий, как и другие, не является абсолютным. Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя соответствующую функцию в определенном биогеоценозе. Иными словами, каждый вид занимает определенную экологическую нишу. Например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах.

Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологичекой приуроченности. Во- первых, это синантропные виды.

Во- вторых, это виды, которые находятся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные. Генетический (цитоморфологический) критерий основан на различии видов по кариотипам, т. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип. Однако и этот критерий не является универсальным.

Во- первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Так, многие виды из семейства бобовых имеют 2. Во- вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций. Например, ива козья имеет диплоидное (3. У серебристого карася встречаются популяции с набором хромосом 1. Таким образом, в случае возникновения полиплоидных или анеушюидных (отсутствие одной хромосомы или появление лишней в геноме) форм на основе генетического критерия нельзя достоверно определить принадлежность особей к конкретному виду. Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ).

Известно, что синтез определенных высокомолекулярных веществ присущ лишь отдельным группам видов. Например, по способности образовывать и накапливать алкалоиды различаются виды растений в пределах семейств пасленовых, сложноцветных, лилейных, орхидных.

Или, к примеру, для двух видов бабочек из рода амата диагностическим признаком является наличие двух ферментов — фосфоглюкомутазы и эстеразы- 5. Однако этот критерий не находит широкого применения — он трудоемкий и далеко не универсальный.

Существует значительная внутривидовая изменчивость практически всех биохимических показателей вплоть до последовательности аминокислот в молекулах белков и нуклеотидов в отдельных участках ДНК. Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности. Источник : Н. А. Лемеза Л.

lockjobs.netlify.com

«Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию». Цель: составить морфологическую характеристику растений разных видов, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различия.

Лабораторная работа «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию» Цель: составить морфологическую характеристику растений разных видов, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различия. Ход работы Теоретическая часть. Качественным этапом процесса эволюции является вид. Buд — это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал. Каждый вид живых организмов можно описать исходя из совокупности характерных черт, свойств, которые называются признаками. Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого, называются критериями вида. Наиболее часто используют шесть общих критериев вида: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический и биохимический. Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида. Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается определить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между собой. Это виды-двойники. Практическая часть. Заполните таблицу по плану морфологического описания растения: морфологические признаки Объект №1 (видовое название растения) Объект №2 (видовое название растения)  Жизненная форма: дерево, кустарник, травянистое растение. Тип корневой системы: мочковатый, стержневой. Побег: прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листья: а) черешковые или сидячие; в) простые или сложные. Жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное. Цветок: Околоцветник (двойной, простой) Цвет венчика Соцветие: простой колос, зонтик, кисть, головка, корзинка, метелка, сложный колос, сложный зонтик.     Вывод: Какова суть морфологического критерия? Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются различия и сходства растений разного видов? 399097527622500-9525027622500Фиалка полевая Однолетнее или двулетнеерастение с тонким буроватым корнем. Стебли надземные, ветвистые, прямостоячие или приподнимающиеся высотой 5—20 (35) см. Листья очерёдные, простые, городчатые.. Нижние —черешковые округло-овальные, верхние — почти сидячие (на верхушке стебля) продолговато-ланцетные. Прилистники крупные, перистораздельные, лировидные с ланцетовидной верхней долей. Цветки одиночные, неправильные, 6—10 мм в диаметре. Околоцветник двойной, чашелистиков и лепестков по 5, не сросшихся между собой.  Венчик раздельнолепестный, воронковидный, светло-жёлтый, с почти белыми верхними лепестками. Лепестки короче чашелистиков или едв

unlimitdocs.net

Лабораторная работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа № 1

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Лабораторная работа № 2

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 3

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

Название

вида

Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.
  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.
  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 5

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
  2. Заполнить таблицу:
Теории и гипотезы Сущность теории или гипотезы Доказательства
3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при­держиваются последователи почти всех наиболее распро­страненных религиозных учений. Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна­ют, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще­ствуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп­цию божественного сотворения за рамки научного иссле­дования. Наука занимается только теми явлениями, кото­рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда. Современные методы датирования дают все более вы­сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни­кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вы­мирание. Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер­ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен­ности его популяции или перемещением в места, благо­приятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига­ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века. Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч­но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про­стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз­мов, заброшенных из космоса. Для обоснования этой теории используются многократ­ные появления НЛО, наскальные изображения предме­тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб­щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине­ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав­ших на голую Землю. Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев­ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

• универсальности генетического кода;

• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей­час на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз­никла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание корен­ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским. Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще­ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания. В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще­ства, которое больше не повторилось. Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове­ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

• У истоков истории химических гипотез стояли воззре­ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей­ствием химических и физических причин появились со­единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи­лась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред­ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель­ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше­нном загадки возникновения жизни.

• Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно воз­никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи­мическая жизнь без организмов, осуществляющая са­мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ­ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

• В качестве последней химической гипотезы возникнове­ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе­реносится в космическое пространство. В специфичес­ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме­теоритах — углеводы, углеводороды, азотистые осно­вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис­ключено, что в космических просторах могли образо­ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин­стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо­дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще­ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Лабораторная работа № 6

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.

2.Заполнить таблицу:

Ф.И.О. ученого или философа Годы жизни Представления о происхождении человека
Анаксимандр
Аристотель
К.Линней
И.Кант
А.Н.Радищев
А.Каверзнев
Ж.Б.Робине
Ж.Б.Ламарк.
Ч.Дарвин.

3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Лабораторная работа № 7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель:

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
  2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа № 8

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

    1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
    2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
    3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.
    4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
  • падают прямые солнечные лучи;
  • в аквариуме обитает большое количество рыб.
5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа № 9

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения
Способы регуляции
Видовое разнообразие
Плотность видовых популяций
Источники энергии и их использование
Продуктивность
Круговорот веществ и энергии
Способность выдерживать изменения среды
3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Лабораторная работа № 10

«Решение экологических задач»

Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

Ход работы.

    1. Решение задач.
Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Лабораторная работа № 11

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы.

  1. Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы.
  2. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.
  3. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.
Рис.1 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок после 1977 года.

Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и

Холок до 1977 года.

Лабораторная работа № 12

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357.
  2. Заполнить таблицу:
Экологические проблемы Причины Пути решения экологических проблем
3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

bigpo.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта