Органы цветковых растений 6 класс конспект. Конспект урока биологии в 6 классе с применением структур сингапурской методики "Органы цветковых растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Органы цветкового растения. Цветок". Органы цветковых растений 6 класс конспект


Конспект урока биологии в 6 классе с применением структур сингапурской методики "Органы цветковых растений"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МОУ средняя общеобразовательная школа № 120» Московского муниципального района г. Казани Республики Татарстан

Конспект урока по биологии в 6 классе

с использованием структур

Сингапурской системы обучения.

«Обобщающее повторение по теме «Органы цветкового растения».

подготовила

учитель биологии

школы №120

Тарасова Вера

Михайловна

г.Казань, 2015

Тема: Органы цветковых растений

Учитель: Тарасова Вера Михайловна

Класс:6 класс

УМК: Пасечник В.В., Биология: Многообразие покрытосеменных

растений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений».

Задачи:

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений в занимательной игровой форме, проверить теоретические знания учащихся и  их практические навыки.

  • Развивающая – продолжить формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.

  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения:  частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.

Универсальные учебные действия

Личностные: осознавать алгоритм своего действия.

Регулятивные: осваивать способы классификации слов по группам: слова – названия предметов, слова-признаки, слова-действия.

Познавательные: осваивать умение ставить вопросы к словам.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Оборудование: таблички «МЭНЭДЖ МЭТ», Таблички (органы растений), номера столов, презентация, карточки-задания, картинки, оценочные фишки (зелёный лист, жёлтый лист, цветок, яблоко).

Применяемые технологии: классно-урочная деятельность с использованием структур Сингапурской системы обучения.

Ход урока:

I. Организационный момент. ( сигнал тишины и привлечения внимания)

-На столах лежат каточки «МЭНЭДЖ МЭТ», определите своё место. Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу. Дайте «пять».

II. Обобщение и повторение.

Задание 1: Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? (стебель, корень, цветок, лист) приложение 1 КОНЕРС

Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке, которые находятся в углах класса и в парах объясняют свой выбор (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА), дают определения органам.

Задание 2:Используем структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН ( подумай-запиши-обсуди команда выполняет письменную работу, по окончании обсуждают друг с другом )

Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и заполните таблицу (приложение 2,3)

Название растения

Простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

1.Фикус

Простые

Черешковые

Очередное

Сетчатое

2.Шиповник

Сложные

Черешковые

Очередное

Сетчатое

3.Вороний глаз

Простые

Сидячие

Мутовчатое

Сетчатое

4.Кукуруза

Простые

Сидячие

Очередное

Параллельное

Партнеры по плечу 1 и 2 работают с фикусом и шиповником, 3 и 4-вороний глаз и кукуруза, а затем передают листочки партнерам по лицу, обсуждают свои ответы в команде.

Учитель спрашивает ответы учеников № 1 каждого стола по очереди.

Задание 3: Ребята смешиваются под музыку, образуют пару, когда прекращается музыка.

Учитель:

1.Какие типы корневых систем вы знаете?- отвечает тот, кто выше

Ответ (стержневая и мочковатая).(РЕЛЛИ РОБИН)

Играет музыка

Учитель:

2.Какие функции выполняет корень?- отвечает тот, у кого светлее волосы.

Ответ – 1.удерживает в почве; 2.всасывание воды и минеральных веществ;3. Запасание питательных веществ.(ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места.

Задание 4: Приложение 4.Используем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (Каждый ученик выполняет письменно одно задание на отдельных листочках, по окончании передают друг другу по кругу ).

Учитель: заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.

1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.

Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.

Задание 5:Приложение 5. Используется структура РАУНД ТЭЙБЛ – учащиеся выполняют одну работу на одном листе. По очереди записать названия частей цветка, используя рисунок на слайде презентации. Проверка выполнения задания (партнеры по лицу 2-3 зачитывают ответы по очереди)

Задание 6:Приложение 6.

III. Рефлексия: «Дерево творчества»

     (Демонстрация слайдов , музыкальное сопровождение «Как прекрасен этот мир»)

   

Учитель. Спасибо вам за работу на уроке. Вы такие молодцы, мне было очень приятно с вами работать. А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Дереве творчества» цветы, плоды, листья.

  • Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.

  • Цветок – урок хороший.

  • Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.

  • Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен.

.

Приложение 2,3

Название растения

Простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

1.Фикус

2.Шиповник

3.Вороний глаз

4.Кукуруза

Название растения

Простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

1.Фикус

2.Шиповник

3.Вороний глаз

4.Кукуруза

Название растения

Простые или сложные

Черешковые или сидячие

Листораспо-

ложение

Жилкование листьев

1.Фикус

2.Шиповник

3.Вороний глаз

4.Кукуруза

Приложение 4

Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.

1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.

Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.

Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.

1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.

Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.

Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины.

1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.

Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.

Приложение 5

8

7

6

5

4

3

1

2

8

7

6

5

4

3

2

1

Приложение 6

kopilkaurokov.ru

Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Органы цветкового растения. Цветок"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока биологии для 6 класса на тему "Органы цветкового растения. Цветок" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о строении цветка, о роли его в жизни растений.

  2. Формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений.

  3. Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Оборудование: таблицы; гербарий покрытосеменных растений; модель цветка яблони.

Основные понятия и термины урока: цветок, околоцветник, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, пестик, тычинка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Устный опрос.

1. Перечислите функции листа.

2. Как располагаются листья на стебле?

3. Дайте классификацию листьям (простые и сложные; черешковые и бесчерешковые).

4. Расскажите о внешнем строении листа.

5. Что называют жилкованием? Назовите типы жилкования.

III. Изучение нового материала.

Цветок - это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. 

- Цветок выполняет огромную роль в жизни растения.

Записи в тетради:

Функции цветка:

  1. Размножение

  2. Привлечение насекомых для опыления, оплодотворения

  3. Формирование семян и плодов

- Цветки очень разнообразны по своей форме, окраске и размерам.

- Давайте рассмотрим строение какого-нибудь цветка.

Схему строения цветка зарисовать в тетрадь.

Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем.

- По строению околоцветник бывает простой и двойной.

Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным. Такой околоцветник у ромашки, розы.

Схему записываем в тетрадь:

Околоцветник, в котором нельзя различить ни чашечку и ни венчик, называется простым.

- В чем особенность околоцветника ветроопыляемых растений?

- Главные части цветка: пестик и тычинка.

ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ

ПЕСТИК

ТЫЧИНКА

Завязь - в семязачатках созревают яйцеклетки, из стенок завязи образуются плодовые оболочки (околоплодник)

Тычиночная нить - выносит пыльник из околоцветника

Столбик - выносит рыльце из околоцветника

Пыльник - созревание пыльцы со спермиями

Рыльце - улавливает пыльцу

Цветок, имеющий либо пестик, либо тычинки, называется однополым или раздельнополым. Большинство цветков являются обоеполыми, т.е. имеющими в своем строении пестик и тычинку.

Раздельнополые цветки у кукурузы, огурца, клена, облепихи, крапивы. Мужские (тычиночные) цветки обозначаются знаком, который называется «копье и щит Марса», а женские (пестичные) цветки - знаком, который называется «зеркало Венеры».

Растения, на которых располагаются только женские или только мужские цветки, называются двудомные. Это тополь, ива. Если раздельнополые цветки располагаются на одном растении, то это растение называется однодомным, например тыква, огурец, кабачок, кукуруза.

- В зависимости от способа опыления цветки отличаются по определенным признакам.

Признаки насекомоопыляемых растений:

  1. нектар

  2. обоеполые цветки

  3. пыльца клейкая

  4. пыльца имеет выросты

  5. запах

  6. крупные цветы

  7. соцветия

  8. яркий околоцветник

Признаки ветроопыляемых растений:

  1. цветки не яркие

  2. не пахучи

  3. не образуют нектар

  4. лепестки мелкие или вообще отсутствуют

  5. часто раздельнополые

  6. двудомные

  7. растут густыми массивами

  8. цветут ранней весной

  9. тычинки сильно высовываются наружу

  10. пыльцевые зерна обычно гладкие и мелкие, не слипаются

  11. крупные рыльца разветвлены или имеют перистые выросты

  12. в завязи одна семяпочка

- После цветения на месте цветка формируется плод с одним семенем или множеством семян. Цветок - орган семенного размножения.

IV. Закрепление знаний.

1. Тест.

  1. Цветок - это:А) яркий венчик; Б) околоцветник; В) видоизмененный побег;Г) часть стебля.

  2. Главные части цветка:А) лепестки и чашелистики; Б) пестик и тычинки; В) цветоножка и цветоложе;Г) столбик и рыльце.

  3. Часто ярко окрашены:А) чашелистики; Б) тычинки; В) лепестки венчика;Г) пестик.

  4. Раздельнополые цветки, у которых:А) есть тычинки и пестик; Б) есть лепестки и чашелистики; В) есть только тычинки;Г) есть только пестик.

Ответ: 1 - В; 2 - Б; 3 - В; 4 - В, Г.

2. Загадки.

  1. Синенький звонок висит, Никогда он не звенит. (Колокольчик)

  2. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка)

  3. Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

  4. Стоит дуб полон круп, Шапкой накрыт, Гвоздиком прибит. (Мак)

  5. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

V. Домашнее задание. Стр. 40- 43(читать). Найдите легенды и мифы о цветах. С какими биологическими особенностями растений они связаны?

docbase.org

Конспект урока в 6 классе по теме Органы цветковых растений. Корень

Конспект урока биологии в 6 классе (учебник Н. И. Сонин)ТЕМА: Органы цветкового растения. Корень.

ЦЕЛЬ: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растений, о развитии корня, о типах корневых систем, особенностях их строения и образования; дать представление о функциях корня.ТИП УРОКА: изучение и первичного закрепление знаний;

ОБОРУДОВАНИЕ: комнатные растения, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы «Органы цветковых растений», «Виды корней», «Типы корневых систем», модель «Зоны корня»

ХОД УРОКА:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

1.? Какие Вы уже знаете уровни организации живого?Клетка-ткань-орган- организм

- приведите пример для каждого уровня у растений

- давайте приведём пример к схеме, в соответствии с темой урока

- клеточный - тканевый - органный - организменный

клетка кожицы листапокровная тканьлистрастение (пастушья сумка)

Организм растениеОрган корень__Ткань проводящаяКлетка сосуды

2. Итак, мы сегодня рассматриваем тему «Органы цветковых растений. Корень.»

-Все многоклеточные организмы состоят из органов, в том числе и растения. ОРГАН -

- Но на Земле огромное разнообразие растений, и органы, из которых они состоят, отличаются др.от др. не только степенью своей сложности, но и отсутствием их у некоторых растений.- Так в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появлялись у растений стебли, листья, корни, цветки, плоды.- Происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.

(от греч. «органон» - орудие, инструмент) ОРГАН - это часть тела, имеющая определённую форму и строение, выполняющая какую-либо функцию и занимающая определённое местоположение в организме.

(схема усложнен.органов раст.в ходе эволюции)-Стебли- листья- корни - цветок

3. У современных властелинов суши из мира растений, то есть у покрытосеменных или цветковых, есть все перечисленные органы. Они делятся на

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(для поддержания жизни) (размножение и распростран)

корень побег цветок семя

стебель лист плод

почки

4- Остановимся на роли корня как одного из вегетативных органов в жизни растений, его особенностях его строения и функционирования

Функции корня:- закрепляет растение в почве;- растение получает воду и минеральные ве-ва.;- в них откладываются и накапливаются питательные ве-ва.

- различают три вида корней

-корни одного растения образуют корневую систему13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415При прораст.из обр-ся на стеблях, Отходят от зародыш.кореш листьях главного

корневая система

стержневая мочковатая(главный корень) придаточные.+боковые(гл. недоразв.или отмирает)

Морковь, щавель, фасоль, чеснок, лук, рис, горох, лопух, свекла, пшеница, все злаки, одуванчик, василёк, тюльпан, нарцисс деревья, кустарники

Откройте рабочие тетради на стр.20

Лабораторная работа.«Корневые системы»ЦЕЛЬ: определить типы корневых систем.

Ход работы.Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?Зарисуйте корневые системы и подпишите части.

***У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м., а у репчатого лука- на 60-70 см. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15-18 см. от поверхности почвы. Корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения.

Видоизменения корней

примеры

КорнеплодыСвекла, репа, брюква, редис

Корневые клубниГеоргин

Дыхательные корниИва ломкая, тропические мангровые деревья

Прицепки (сла

schoolfiles.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта