Почва, ее состав и свойства. 3-й класс. Модель что растения получают из почвы 3 класс
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва"
Разделы: Начальная школа
Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.
Задачи:
- В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
- Развивать у учащихся умение работать в парах.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Штатив.
- Сухое горючее.
- Спички.
- Банка с водой ( для учителя и учеников).
- Лупа (для учителя и учеников).
- Фильтр.
- Салфетки.
- Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
- Стекло.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Текст-загадка (читает учитель).
Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая..........Земля.
– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)
(Приложение, слайд 1)
– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс - это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.
– Вы готовы приступить к работе?
– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).
3. Новый материал.
– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)
Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)
Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.
Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)
Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)
Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)
Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)
4. Итог.
– Ребята, что мы обнаружили в почве?
– Какой состав имеет почва?
– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)
Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.
5. Физкультминутка.
6. Обобщение изученного.
Слайд 9. Круговорот веществ
– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? ... (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? ... (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.
Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:
– К какой природе отнесете почву? (...)
– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.
Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)
Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (...) (Слайд 11)
Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.
(Слайд 12. Карта почв Пермского края)
– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.
7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)
8. Итог урока.
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)
9. Домашнее задание на выбор.
29.06.2010
Что такое почва, из чего она состоит | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Раздел:
Почвоведение (Агрономия)
Что такое почва? Вспомните, как вода, ветер, изменение температуры и жизнедеятельность живых организмов разрушают горные породы, превращая их в почву. Наличие почвы — необходимое условие существования большинства растений, многих животных и других живых организмов.
Как известно, почва — это верхний рыхлый плодородный слои земли, где растут растения, обитают животные и другие организмы. Ее толщина неодинакова в разных уголках нашей планеты — от нескольких сантиметров до двух метров.
Схема. Состав почвы |
Из чего состоит почва? Составными частями почвы являются песок, глина, вода и растворенные в ней неорганические вещества; органические вещества — так называемый перегнои, или гумус, который придает почве темную окраску; воздух (см. схему).
В разных почвах содержится разное количество неорганических и органических веществ. Поэтому почвы подразделяются на черноземы, песчаные, глинистые, подзолистые, серые лесные, каштановые, солончаковые и другие. Самые ценные почвы – черноземы. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Почва — верхний плодородный слой Земли, обеспечивающий растения водой, необходимыми питательными веществами и воздухом.
Органическая составляющая почвы — гумус, или перегной.
Неорганическая составляющая почвы — песок, глина, воздух, вода, некоторые соли.
На этой странице материал по темам:Реферат на тему состав почвы краткий
Из чего состоит почва
Из чего состаит почва
Состав земли
Реферат на тему почва 3 класс
Что такое почва, как она образуется и какова её роль в живой природе.
Из чего состоит почва?
worldofschool.ru
Почва, ее состав и свойства. 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Образовательные:
- формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
- Развивающие:
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
- Воспитательные:
- прививать интерес к учебному предмету;
- воспитывать организованность;
- прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».
Литература:
1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель» 2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель» 3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»
ХОД УРОКА
Приложение 1, слайд 2
1. Организационный момент
– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
2. Проверка домашнего задания
Приложение 1, слайд 3
– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».
К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану (Приложение 3)
План:
1. Название. 2. Свойства. 3. Способ добычи. 4. Значение, применение. 5. Добывается ли в нашем крае.
3. Объявление темы урока. Введение в тему
Приложение 1, слайд 4
1) – Посмотрите внимательно и скажите: – Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем) – Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)Приложение 1, слайд 5 2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!” – О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)Приложение 1, слайд 6 3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)Приложение 1, слайд 7 4) – Вспомните сказку “Репка” – Где выросла репка? (В земле) – Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное. – Земля, на которой растут растения, называется – почва. – Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека. – Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы) – А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)Приложение 1, слайд 8 Тема урока: Почва. Её состав и свойства. – Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Приложение 1, слайд 9 – В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. – Это объекты какой природы? (неживой природы)Приложение 1, слайд 10 – Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. – Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы? – Сделайте вывод: – Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы. – Но что такое почва? Из чего состоит?
4. Изучение нового материала
Приложение 1, слайд 11
– Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.
– Что такое почва? – Найдите определение в тексте. (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.) – Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения) – Что такое перегной? (Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.) – Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)Приложение 1, слайд 12 – Из каких слов оно состоит? – Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы. – Почему же почва плодородна? (Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)Приложение 1, слайд 13
5. Практическая работа
– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы? – Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями. – Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства) – Что же мы будем исследовать? – Задача сегодняшнего урока:“Исследование почвы”
Приложение 1, слайд 14
– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. – Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.) – Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.
Лист наблюдений (Приложение 2)
1. Названия предмета исследования … 2. Цвет … 3. Слой земли … 4. Состав …
почва | ||
5. Свойство …
– Заполните 1 строку листа наблюденийПриложение 1, слайд 15 – Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.) – Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты. – Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва? – Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)Приложение 1, слайд 16 – Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву) – Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы? – Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)Приложение 1, слайд 17
Опыт 1.
– Выполняем по очереди! – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку) – Что вы видите? (из почвы идут пузырьки). – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)Приложение 1, слайд 18 – Запишите в таблице (воздух) Приложение 1, слайд 19 – Воздух помогает корням растений дышать. – Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе) – Что осталось на салфетке? (Влажное пятно) – Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве) – Сделайте вывод. (В почве есть вода) Приложение 1, слайд 20 – Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений) Приложение 1, слайд 21
Опыт 3.
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. – Какая стала вода? (Мутная). – Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых) – Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина) – Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)Приложение 1, слайд 22 – Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. – Глина хорошо удерживает воду. Приложение 1, слайд 23
Опыт 4.
– Следующий опыт вам продемонстрирую я. – Нагреем немного почвы над огнем. – Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах). – Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. – Чем больше перегноя, тем плодородней почва. – Что доказал этот опыт? – Итак, что еще содержится в почве? (Перегной). Вывод: в почве содержится перегной.Приложение 1, слайд 24 – Запишите в таблицу.Приложение 1, слайд 25Круговорот веществ Приложение 1, слайд 26 – Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.
Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем? – Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы). Приложение 1, слайд 27 – Запишите в таблицу. слайд 28
Физминутка (под музыку – Приложение 5)
(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)
Приложение 1, слайд 29
- Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.
- Весной солнышко согрело землю.
- Семя отогрелось (распрямиться)
- Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
- И оно начало расти (подняли руки)
- Появились корешки у семени (потопали ножками)
- Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
- Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
- Появлялись всё новые и новые листочки.
- И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
- И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
- Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.
- Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
- Но вот наступила осень.
- На месте цветка образовались семена
- Растение сбросило их в почву.
- Теперь они будут ждать новой весны.
Вариант 2
Игра на внимание
– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны. – Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)
– Докажем, что в почве есть минеральные соли.
Опыт 5.
– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её. – Поместим несколько капель воды на стекло. – Подержим над огнем стекло. Вода исчезла. – Как называется этот процесс? (испарение) – Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет) – Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? – Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям. – Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите. Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.Приложение 1, слайд 30Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы). Приложение 1, слайд 31
6. Сообщение о Докучаеве
Приложение 1, слайд 32
– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. – Докучаев говорил, что почва дороже золота. – Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет) – Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)
7. Закрепление. Кроссворд (Приложение 4)
1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной) 2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина) 3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок) 4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода) 5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух) 6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы) 7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)
– Какое слово у нас образовалось? – Да, плодородие. Запишите. – Это главное свойство почвы.
8. Итог урока
– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли) – Из чего состоит почва? – Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.Приложение 1, слайд 33 – Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. – Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Оценки за урок.
9. Домашнее задание
Приложение 1, слайд 34
Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69
Приложение 1, слайд 35. Список электронных ресурсов.
17.12.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai