Урок изучение нового материала Тема: «Высшие споровые растения. Мхи». Мхи высшие споровые растения
«Высшие споровые растения. Мхи»
Тема: «Высшие споровые растения. Мхи»
Продолжительность: 1 урок - 45 минут
Класс: 7 класс
Технологии: презентация
Аннотация:
- Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок).
- Актуализация прежних знаний (комбинированный опрос по теме «Водоросли»):
- конкурс «Ответь на вопросы»,
- конкурс «Слова-перевертыши»,
- конкурс «Кроссворд Водоросли»,
- конкурс «Эрудитов».
- фронтальная беседа «Значение водорослей»
- Изучение нового материала:
- знакомство учащихся с целями, задачами урока.
-строение мхов,
- размножение мхов,
- значение мхов.
- Закрепление (фронтальная беседа, тест, биологические задачи, биологическое лото).
- Домашнее задание.
Раздаточный материал: листы знаний (для каждого ученика), гербарий (кукушкин лен, сфагнум (на каждого ученика)
I Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок.
II Актуализация прежних знаний:
Итак, сегодня мы должны обобщить материал о водорослях, а также в ходе изучения новой темы проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с растениями отдела водоросли.Фронтальный опрос:- Какое царство живых организмов мы начали изучать на прошлом уроке? (Водоросли)
- Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?
- Почему низшие споровые так названы?
- Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?Итак, сегодня мы повторяем весь изученный материал о низших споровых, а именно водорослях. И в ходе опроса должны подтвердить отсутствие у последних тканей и органов, а также их тягу к воде и размножение спорами.
Цель: обобщить знания учащихся о водорослях, роли и значении их в природе и жизни человека
Ответы в заданиях даны курсивом.
Задание 1: «Ответь на вопросы» Слайд 1
1. Низшие растения | 7. Одноклеточные водоросли | ||
2. Автотрофы | 8. Зооспоры | ||
3. Таллом | 9. Гаметы | ||
4. Хроматофоры | 10. Зеленые водоросли | ||
5. Бурые водоросли | 11. Зигота | ||
6. Ризоиды | 12. Спорофит |
1. Как называются водоросли, тело которых представлено единственной клеткой?
2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?
3. По способу питания водоросли относятся к какой группе?
4. К какой группе водорослей относится ламинария?
5. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?
6. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?
7. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс, хлорелла?
8. С помощью каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?
9. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?
10. Как называется клетка, покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?
11. Какие растения не имеют органы?
12. Орган, в котором формируются споры?
Ответы: Слайд 2
11 | 1. Низшие растения | 1 | 7. Одноклеточные водоросли |
3 | 2. Автотрофы | 6 | 8. Зооспоры |
5 | 3. Таллом | 8 | 9. Гаметы |
2 | 4. Хроматофоры | 7 | 10. Зеленые водоросли |
4 | 5. Бурые водоросли | 10 | 11. Зигота |
9 | 6. Ризоиды | 12 | 12. Спорофит |
Составьте названия известных вам терминов из слогов и объяснить, что обозначают термины?
1. сло-ще-е-ви
2. ме-га-ты
3. зо-ды-и-ри
4. ос-зо-о-ры-по
5. го-та-зи
Ответы: Слайд 4
1. слоевище |
2. гаметы |
3. ризоиды |
4. зооспоры |
5. зигота |
III конкурс Кроссворд “Водоросли” Слайд 5
Решить кроссворд: учитель задает вопросы, ребята поднимают руку, отвечают и на экране появляется правильное слово. В выделенной строке в конце получается слово «отлично». Именно так учитель оценивает работу ребят в этом задании.
1 | з | и | г | о | т | а | ||||||||||||
2 | г | а | м | е | т | а | ||||||||||||
3 | в | о | д | о | р | о | с | л | и | |||||||||
4 | с | п | и | р | о | г | и | р | а | |||||||||
5 | о | д | н | о | к | л | е | т | о | ч | н | ы | Е | |||||
6 | л | а | м | и | н | а | р | и | Я | |||||||||
7 | а | в | т | о | т | р | о | ф | ы |
- Оплодотворенная клетка.
- Половая клетка.
- Самые древние растения на нашей планете.
- Многоклеточная нитчатая зеленая водоросль.
- Водоросли, тело которых состоит из одной клетки.
- Морская капуста.
- Способ питания водорослей.
- Зигота
- Гамета
- Водоросли
- Спирогира
- Одноклеточные
- Ламинария
- Автотрофы
Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, набирая очки , за каждый правильный ответ.
1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
2. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = + 4 °C они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли.
3. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?
4. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?
5. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?
6. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Но если зачерпнуть этой воды, то она окажется прозрачной. Почему?
Ответы
1. Глубоководные водоросли поглощают коротковолновую (сине-фиолетовую) часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную или коричневую окраски.
2. На снегу водоросли живут колониями. На темные пятна падает солнечный свет, и они нагреваются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, затянутые ледяным стеклышком, получается парничок с постоянной температурой.
3. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.
4. В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей.
5. Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды.
6. “Биологически активная” вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде. Они видны только в микроскоп.
Фронтальная беседа «Значение водорослей»
Вопросы:
- значение одноклеточных водорослей в природе и жизни человека;
- значение зеленых водорослей;
- значение бурых водорослей;
- значение красных водорослей.
Ответы
Значение одноклеточных водорослей:
- Очистка водоемов,
- Корм для животных.
- Обогащение воды кислородом,
- Питание для рыб.
- Корм для скота,
- Удобрение для почвы,
- Получение йода,
- Использование в кондитерской промышленности, Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей,
- Морская капуста, ламинария, употребляется в пищу как диетический продукт,
- Грязелечение – сапропель.
- Используются в пищевой промышленности – агар-агар,
- Получение йода, биодобавка, чтобы хлеб не быстро черствел.
III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.
Слайд 9 (Отдел Моховидные)
Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи - к низшим или высшим растения?
(к высшим) Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.
Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? (Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле), но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.
Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.
Наука, изучающая мхи, называется бриология.
Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.
Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль.
Цель урока: Слайд 10
- изучить отдел Моховидные, их среду обитания, питание, размножение, значение;
- познакомить с особенностями строения;
- сравнить между собой отдел Моховидные и Водоросли.
Задачи
Обучающие:
- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,
- рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями;
Развивающие:
- продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,
- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;
- развивать навыки работы с компьютером, тестами, умение составлять схемы;
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе,
- воспитывать чувство взаимовыручки.
Мхи - одеяло тундры, хранители вечной мерзлоты и почвенной влаги. Сохраняя холод, мхи мешают деревьям укореняться и являются как бы сторожами, не пускающими с юга лесную растительность. Мхи берегут поверхность тундры от разрушений под действием тепла, препятствуют образованию и разрастанию оврагов. Оголенные участки тундры после тяжёлых гусениц тракторов и длительного выпаса оленей зарастают именно мхами. Постепенно нарастая, мхи образуют толстую мягкую дернину, которая, отмирая снизу, постепенно превращается в торф и захватывается подступающей мерзлотой. В моховой толще обитает множество всяких беспозвоночных животных: черви, клещи, пауки, насекомые. В толще дернины мха прогрызают свои ходы и устраивают свои гнёзда лемминги и полёвки. Здесь находят хорошие условия для произрастания разные травы, кустарники и кустарнички.
Задание 1
- Используя гербарии, живые экземпляры, текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.
- Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему.
Слайд 11 (Классификация мхов)
МХИ
Печеночники Листостебельные мхи
Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи.
Слайд 12
У печеночников тело представлено разветвленным зеленым плоским слоевищем. Одни из распространенных видов печеночников – маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) и риччия. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения.
Слайд 13
Кукушкин лен часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-15 см в длину), имеют коричневые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями, растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре. Появление на почве кукушкина льна – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться мох-сфагнум, который в отличие от кукушкина льна иногда называют в народе белым мхом.
Слайд14
На болотах встречается другой мох — сфагнум, который называют торфяным мхом. Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум не имеет ризоидов. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов. Различие клеток хорошо заметно под микроскопом.
Задание 2: провести опыт
Методика постановки опыта:
– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.
– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.
– Вынуть мох и дать стечь воде.
– Взвесить мох на весах.
Пока мох насыщается водой, необходимо выполнить лабораторную работу:
1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.
2.Капнуть каплю воды.
3.Закрыть покровным стеклом.
4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком в учебнике, сделать вывод.
Рассказать, о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.
Слайд 15 (Клеточное строение сфагнума)
Одни из этих клеток зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия. Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы).
В теле есть основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.
Задание 3
Используя карту и текст учебника, выяснить, где можно встретить мхи, какие условия нужны для их произрастания?
Учащимся показать на карте районы произрастания мха. Рассказать об условиях, необходимых для произрастания мха.
Слайд 16 (Многообразие мхов)
Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже. Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.
На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.
К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).Задание 4
1. Найти в параграфе материал об образование торфа.
2.. Рассмотреть внимательно коллекцию применения торфа.
3. Закончить оформление схемы.
Слайд 18 (Торфяные болота)
Слайд 19 (Продукты переработки торфа)
ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ
ТОРФА
Топливо древесный спирт
Удобрение сырье для промышленности
Рассказать, где и как образуется торф? В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф? Демонстрация схемы.
Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды.
Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира. На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо. Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.
Задание 5
- Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся труппы животных.
- О чём могут рассказать останки растений и животных, найденные в толще старых торфяниках?
В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.
При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей. Слово учителя (рассказ с элементами беседы):
Мхи размножаются бесполым и половым способом.
Слайд 20 (Размножение мхов) показ видео
Вопросы к классу:
- что такое бесполое размножение?
- что такое половое размножение?
Бесполое размножение осуществляется вегетативным путем и спорами, поэтому мхи относят к споровым растениям.
Для полового размножения у мхов развиваются специальные органы, в которых образуются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. В водной среде с помощью жгутиков сперматозоиды продвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Без воды сперматозоиды не могут достигнуть яйцеклетки. После оплодотворения из появившейся зиготы развивается особый орган – коробочка, или спорофит, т.е. «выращивающий споры» (от греч. спора – «семя», а фитон – «растение»). В коробочке формируются споры, которыми размножаются и расселяются моховидные растения. Их споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема, на ней вскоре из почек появляются зеленые облиственные побеги.
Зеленое растение, развивающееся из споры, у моховидных называют гаметофитом, потому что на нем в верхушечной части, в особых органах, образуются гаметы. На одном зеленом гаметофите образуются мужские гаметы (сперматозоиды), а на другом - женские гаметы (яйцеклетки).
Вопросы к классу:
- давайте вспомним, как называются растения, у которых женские и мужские гаметы формируются на разных особях? (двудомными).
- а как называются растения, у которых они формируются на одной особи? (однодомными).
Именно гаметофитная двудомная форма мхов встречается в лесах, на болотах, лугах, например, мох, сфагнум. Вопрос к классу: на что влияет длина ножки коробочки? (чем она длиньше, тем дальше рассыпаются споры).
Слайд 21
Значение мохообразных (положительное)
Слайд 22
Значение мохообразных (отрицательное)
В наше время, когда человек наконец понял все значение поддержания разнообразия окружающей нас природы, необходимо сохранять и изучать не только экзотические и редкие виды фауны и флоры, но и более обычные, часто даже не сразу заметные глазом.
Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.
IV Закрепление:
Слайд 23
Тест:
1.Кукушкин лен – это:
а) многолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) однолетнее растение.
Слайд 24
2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?
а) есть ризоиды;
б) есть хлорофилл;
в) есть органы растения;
г) по всем указанным признакам.
Слайд 25
3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что:
а) в торфяном пласте много кислорода;
б) в торфяном пласте нет бактерий;
в) в торфяном пласте мало кислорода;
г) в торфяном пласте много бактерий.
Слайд 26
4.Сфагнум отличается от кукушкина льна:
а) отсутствием листьев;
б) отсутствием стебля;
в) отсутствием ризоидов.
Слайд 27
5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
а) фотосинтезирует;
б) проводит питательные вещества;
в) впитывает воду;
г) вегетативно размножается.
Слайд 28
6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:
а) есть ризоиды;
б) есть фотосинтезирующие клетки;
в) есть спорангии;
г) образует гаметы.
Вопросы для фронтальной беседы:
1. На какие группы делятся мхи? (печёночные, листостебельные)
2. Каково строение мха кукушкин лён? (коричневые стебельки, покрыты тёмно-зелёными листиками; мужское и женское растение).
3. Почему сфагнум называют болотным мхом и каково строение клеток мха сфагнума?
4. Значение мхов в природе и жизни человека?
(сплошной ковёр – затрудняет поступление воздуха; образование торфа, который человек использует как топливо, удобрение и сырьё и т.д.)
5. Какое значение для жизни кукушкина льна имеет то, что он растёт густыми дернинками? (покрывая почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи)
6. Высушенный мох, особенно сфагнум, широко применяется в сельской местности, при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен и потолков. Почему мох нашёл такое применение? (гигроскопичность мха: как изолирующий материал при постройке сельского жилья; влагоемкая подстилка изо мхов выполняет организацию «промокашки»).
7. В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).
Послушаем стихотворение, посвященное мхам В.Рождественского «Мох».
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке мох без ножки
Куда не глянь, растет.
Он снизу беловатый.
Повыше он зеленый.
Коль нужно будет ваты-
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Вопрос к классу
- Почему мхи называют внешними споровыми растениями? (тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами, построены из различных тканей)
9. Сегодня я предлагаю вам подумать и создать проект по нашей теме:
Методический паспорт учебного проекта.
Название проекта – Сказка – помощник при изучении биологии мхов.
Проблемная ситуация – На школьной клумбе растёт множество цветущих растений. Во время занятий биологического кружка семиклассница Саша восхищалась низкорослыми цветущими растениями, называя их мхами. Восьмиклассница Даша, которая уже изучала моховидные в седьмом классе, поправила её, сказав, что мох цвести не может. Саша очень удивилась. А Даша, которая в то время увлекалась биологическими сказками, предложила написать сказку о мхах и цветковых растениях
- Проблема проекта – Как рассказать языком сказки о мхах и цветковых растениях?
- Цель – Написать сказку о мхах и цветковых растениях
- Задачи – 1) Создание сценария сказки с биологическим содержанием.
- Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?
- У мха-сфагнума, в отличие от мха - кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем это связано?
- В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?
- Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах. Как можно объяснить сохранность этих и других находок?
- Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?
К какому классу относится маршанция? | К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? | Как называется орган, в котором формируются споры? |
Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? | Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? | К какому отделу относится кукушкин лен и сфагнум? |
Зеленое растение, развившееся из споры? | Способы размножения мхов? | Растения, тело которых состоит из органов? |
Слайд 29 Биологическое лото
Моховидные | Гаметофит | Высшие |
Коробочка (или спорофит) | Печеночники | Бесполый и половой |
Листостебельные мхи | Протонема | Сфагнум |
Вопросы:
- К какому классу относится маршанция? (Печеночники)
- К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? (Листостебельные мхи)
- Как называется особый орган, в котором формируются споры? (Коробочка или спорофит)
- Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? (Протонема)
- Кого иногда в народе называют белым мхом? (Сфагнум)
- К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? (Моховидные)
- Зеленое растение, развившееся из споры? (Гаметофит)
- Способы размножения мхов? (Бесполый и половой)
- Растения, тело которых состоит из органов? (Высшие)
Слайд 30
Домашнее задание
п. 40 пересказ.Слайд 31 (Спасибо за внимание)
netnado.ru
Разработка урока по биологии на тему "« Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение »
Тема: « Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение »
Цель урока: Раскрыть особенности строения мхов как высших споровых растений и выяснить их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с особенностями организации моховидных, как высших споровых растений. Понять роль мхов в природе и в жизни человека.
Развивающие
Развивать умение работать в заданном темпе, находить черты сходства и отличия в строении мхов, внимательно слушать, выделять главное, работать в парах, развивать навыки практической деятельности, логического мышления при выполнении познавательных заданий.
Воспитательные
Воспитание биологической культуры, любви и бережного отношения к природе родного края.
Оборудование и материалы : гербарные материалы: мхи – кукушкин лен, сфагнум;
таблицы:» Кукушкин лен», «Сфагнум», видеофильм “Сфагнум» , компьютер, компьютерные слайды, проектор, экран, лабораторные весы, микроскоп
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока : компьютерный
Форма проведения: урок - практикум.
План урока
I.Организационный момент. Введение в тему.
II.Объяснение нового материала
1). Место мхов в систематике растений.
2). Мхи – высшие споровые растения.
3). Лабораторная работа «Строение мхов»
4).Значение мхов в природе и в жизни человека
III.Закрепление изученного материала
1). Найдите ошибки
IV. Итог урока
V. Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель.Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения мхов, их значением для человека и ролью в природе ( 1 слайд). На уроке вы будите работать в группах.
II.Изучение нового материала с элементами повторения
Учитель. Ребята , перед вами небольшое растение (демонстрация гербария сфагнума), которое вы, конечно же, встречали .Это мох сфагнум (2 слайд). Где вы могли видеть это растение?
Учитель.На болоте, там он образует сплошной покров, любит влажные места (3 слайд). Поэтому главного героя нашего урока я предлагаю поместить в привычные для него условия (в стакан с водой) (4 слайд). Обычно все мхи очень влаголюбивые и их жизнь непосредственно связана с водой, они в основном предпочитают умеренный холодный климат, поселяются во льдах Антарктиды, но встречаются и такие виды, устойчивые к длительному пересыханию, а другие могут жить в темных пещерах.
- Давайте теперь определим место мхов в систематике растений.
1. Наш главный герой мох сфагнум это представитель:
отдела – (моховидные),
подцарства – (высшие споровые растения).
2.В таблицу на столах запишите недостающие названия отделов высших споровых растений:
Споровые растенияСеменные растения
Плауновидные
Голосеменные
Рассмотрите выданные гербарные материалы. Распределите их по отделам растений. Запишите их названия в соответствующие столбцы.
Гербарные материалы: плаун булавовидный, папоротник – орляк, хвощ полевой, мох сфагнум, сосна обыкновенная, клевер полевой. (5слайд).
-Учитель. Перед нами сейчас стоит главный вопрос. Наличие каких признаков доказывает, что мхи относятся к высшим споровым растениям. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поделиться на группы (2 группы по 4 – 5 учащихся), вспомнить главные признаки высших растений и сообщить ваши предположения (1 мин.):
infourok.ru
Урок на тему: Мхи - высшие споровые растения.
ФИО Успанова А.И.
ПредметБиология
Класс
6
Тема урока
Мхи – высшие споровые растения.
Цели урока:
Содержательная:
Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная:
Создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
Задачи урока
Образовательная: обеспечить усвоение знаний о местообитании мхов, выявить особенности строения, размножения, отметить общие признаки, свойственные мхам, характеризующие их принадлежность к высшим споровым растениям, показать значение мхов в природе.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Основное содержание темы, термины и понятия
Особенности строения: ризоиды, хлорофиллоносные и водоносные клетки. Жизненный цикл, спорофит, гаметофит, сперматозоид, яйцеклетка, оплодотворение, зигота.
Межпредметные связи (указать предметы)
Экология, география.
Формы работы
Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.
Методы и методические приемы
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами, гербарием), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации).
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные этапы организации учебной деятельностиЦель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент.
Мотивация
1 мин.
Выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.
Проверяет готовность к уроку.
Проверяют наличие источников информации, необходимого оборудования для урока. Управляют поведением и деятельностью.
Р: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.
К: Сотрудничество в парах, использование речевых средств общения.
Актуализация и пробная учебная деятельность
2 мин устно
10 мин письменно
12-14 мин.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
-
Фронтальный опрос: Давайте вспомним с каким отделом растений мы познакомились на прошлых уроках? Почему водоросли относят к низшим растениям? Перечислите признаки характерные для водорослей.
-
А теперь повторим какие существуют способы размножения водорослей.
Отвечают на вопросы, закрепляют ранее полученные знания, решают тестовое задание, обсуждают в ходе проверки заданий, осуществляют взаимоконтроль, подсчитывают полученные баллы.
-
Работа с тестом. (Взаимопроверка ответов по ключам.)
-
Индивидуальная работа с заданиями (схема с перетаскиванием объектов стр. 60 учебника) у доски. Комментирует!
infourok.ru
Урок изучение нового материала Тема: «Высшие споровые растения. Мхи»
Тема: «Высшие споровые растения. Мхи»
Продолжительность: 1 урок - 45 минут
Класс: 7 класс
Технологии: презентация
Аннотация:
- Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок).
- Актуализация прежних знаний (комбинированный опрос по теме «Водоросли»):
- конкурс «Ответь на вопросы»,
- конкурс «Слова-перевертыши»,
- конкурс «Кроссворд Водоросли»,
- конкурс «Эрудитов».
- фронтальная беседа «Значение водорослей»
- Изучение нового материала:
- знакомство учащихся с целями, задачами урока.
-строение мхов,
- размножение мхов,
- значение мхов.
- Закрепление (фронтальная беседа, тест, биологические задачи, биологическое лото).
- Домашнее задание.
^ листы знаний (для каждого ученика), гербарий (кукушкин лен, сфагнум (на каждого ученика)
I Организационный момент
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих установочная беседа, психологический настрой на урок.
^
Итак, сегодня мы должны обобщить материал о водорослях, а также в ходе изучения новой темы проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с растениями отдела водоросли.^ - Какое царство живых организмов мы начали изучать на прошлом уроке? (Водоросли)
- Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?
- Почему низшие споровые так названы?
- Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?Итак, сегодня мы повторяем весь изученный материал о низших споровых, а именно водорослях. И в ходе опроса должны подтвердить отсутствие у последних тканей и органов, а также их тягу к воде и размножение спорами.
Цель: обобщить знания учащихся о водорослях, роли и значении их в природе и жизни человека
^
Задание 1: «Ответь на вопросы» Слайд 1
1. Низшие растения | 7. Одноклеточные водоросли | ||
2. Автотрофы | 8. Зооспоры | ||
3. Таллом | 9. Гаметы | ||
4. Хроматофоры | 10. Зеленые водоросли | ||
5. Бурые водоросли | 11. Зигота | ||
6. Ризоиды | 12. Спорофит |
1. Как называются водоросли, тело которых представлено единственной клеткой?
2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?
3. По способу питания водоросли относятся к какой группе?
4. К какой группе водорослей относится ламинария?
5. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?
6. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?
7. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс, хлорелла?
8. С помощью каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?
9. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?
10. Как называется клетка, покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?
11. Какие растения не имеют органы?
12. Орган, в котором формируются споры?
Ответы: Слайд 2
11 | 1. Низшие растения | 1 | 7. Одноклеточные водоросли |
3 | 2. Автотрофы | 6 | 8. Зооспоры |
5 | 3. Таллом | 8 | 9. Гаметы |
2 | 4. Хроматофоры | 7 | 10. Зеленые водоросли |
4 | 5. Бурые водоросли | 10 | 11. Зигота |
9 | 6. Ризоиды | 12 | 12. Спорофит |
Составьте названия известных вам терминов из слогов и объяснить, что обозначают термины?
1. сло-ще-е-ви
2. ме-га-ты
3. зо-ды-и-ри
4. ос-зо-о-ры-по
5. го-та-зи
Ответы: Слайд 4
1. слоевище |
2. гаметы |
3. ризоиды |
4. зооспоры |
5. зигота |
III конкурс Кроссворд “Водоросли” Слайд 5
Решить кроссворд: учитель задает вопросы, ребята поднимают руку, отвечают и на экране появляется правильное слово. В выделенной строке в конце получается слово «отлично». Именно так учитель оценивает работу ребят в этом задании.
1 | з | и | г | о | т | а | ||||||||||||
2 | г | а | м | е | т | а | ||||||||||||
3 | в | о | д | о | р | о | с | л | и | |||||||||
4 | с | п | и | р | о | г | и | р | а | |||||||||
5 | о | д | н | о | к | л | е | т | о | ч | н | ы | Е | |||||
6 | л | а | м | и | н | а | р | и | Я | |||||||||
7 | а | в | т | о | т | р | о | ф | ы |
- Оплодотворенная клетка.
- Половая клетка.
- Самые древние растения на нашей планете.
- Многоклеточная нитчатая зеленая водоросль.
- Водоросли, тело которых состоит из одной клетки.
- Морская капуста.
- Способ питания водорослей.
- Зигота
- Гамета
- Водоросли
- Спирогира
- Одноклеточные
- Ламинария
- Автотрофы
Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, набирая очки , за каждый правильный ответ.
1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
2. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = + 4 °C они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли.
3. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?
4. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?
5. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?
6. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Но если зачерпнуть этой воды, то она окажется прозрачной. Почему?
Ответы
1. Глубоководные водоросли поглощают коротковолновую (сине-фиолетовую) часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную или коричневую окраски.
2. На снегу водоросли живут колониями. На темные пятна падает солнечный свет, и они нагреваются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, затянутые ледяным стеклышком, получается парничок с постоянной температурой.
3. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.
4. В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей.
5. Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды.
6. “Биологически активная” вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде. Они видны только в микроскоп.
^
Вопросы:
- значение одноклеточных водорослей в природе и жизни человека;
- значение зеленых водорослей;
- значение бурых водорослей;
- значение красных водорослей.
Ответы
Значение одноклеточных водорослей:
- Очистка водоемов,
- Корм для животных.
- Обогащение воды кислородом,
- Питание для рыб.
- Корм для скота,
- Удобрение для почвы,
- Получение йода,
- Использование в кондитерской промышленности, Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей,
- Морская капуста, ламинария, употребляется в пищу как диетический продукт,
- Грязелечение – сапропель.
- Используются в пищевой промышленности – агар-агар,
- Получение йода, биодобавка, чтобы хлеб не быстро черствел.
III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.
^
Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи - к низшим или высшим растения?
(к высшим) Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.
Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? (^ земле), но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.
Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.
Наука, изучающая мхи, называется бриология.
Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.
Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль.
Цель урока: Слайд 10
- изучить отдел Моховидные, их среду обитания, питание, размножение, значение;
- познакомить с особенностями строения;
- сравнить между собой отдел Моховидные и Водоросли.
^
Обучающие:
- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,
- рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями;
Развивающие:
- продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,
- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;
- развивать навыки работы с компьютером, тестами, умение составлять схемы;
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе,
- воспитывать чувство взаимовыручки.
Мхи - одеяло тундры, хранители вечной мерзлоты и почвенной влаги. Сохраняя холод, мхи мешают деревьям укореняться и являются как бы сторожами, не пускающими с юга лесную растительность. Мхи берегут поверхность тундры от разрушений под действием тепла, препятствуют образованию и разрастанию оврагов. Оголенные участки тундры после тяжёлых гусениц тракторов и длительного выпаса оленей зарастают именно мхами. Постепенно нарастая, мхи образуют толстую мягкую дернину, которая, отмирая снизу, постепенно превращается в торф и захватывается подступающей мерзлотой. В моховой толще обитает множество всяких беспозвоночных животных: черви, клещи, пауки, насекомые. В толще дернины мха прогрызают свои ходы и устраивают свои гнёзда лемминги и полёвки. Здесь находят хорошие условия для произрастания разные травы, кустарники и кустарнички.
Задание 1
- Используя гербарии, живые экземпляры, текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.
- Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему.
^
МХИ
Печеночники Листостебельные мхи
Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи.
Слайд 12
У печеночников тело представлено разветвленным зеленым плоским слоевищем. Одни из распространенных видов печеночников – маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) и риччия. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения.
Слайд 13
Кукушкин лен часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-15 см в длину), имеют коричневые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями, растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре. Появление на почве кукушкина льна – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться мох-сфагнум, который в отличие от кукушкина льна иногда называют в народе белым мхом.
Слайд14
На болотах встречается другой мох — сфагнум, который называют торфяным мхом. Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум не имеет ризоидов. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов. Различие клеток хорошо заметно под микроскопом.
^
Методика постановки опыта:
– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.
– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.
– Вынуть мох и дать стечь воде.
– Взвесить мох на весах.
Пока мох насыщается водой, необходимо выполнить лабораторную работу:
1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.
2.Капнуть каплю воды.
3.Закрыть покровным стеклом.
4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком в учебнике, сделать вывод.
Рассказать, о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.
^
Одни из этих клеток зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия. Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы).
В теле есть основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.
Задание 3
Используя карту и текст учебника, выяснить, где можно встретить мхи, какие условия нужны для их произрастания?
Учащимся показать на карте районы произрастания мха. Рассказать об условиях, необходимых для произрастания мха.
^
Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже. Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.
На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.
К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).Задание 4
1. Найти в параграфе материал об образование торфа.
2.. Рассмотреть внимательно коллекцию применения торфа.
3. Закончить оформление схемы.
Слайд 18 (Торфяные болота)
Слайд 19 (Продукты переработки торфа)
^
ТОРФА
Топливо древесный спирт
Удобрение сырье для промышленности
Рассказать, где и как образуется торф? В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф? Демонстрация схемы.
Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды.
Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира. На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо. Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.
Задание 5
- Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся труппы животных.
- О чём могут рассказать останки растений и животных, найденные в толще старых торфяниках?
В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.
При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей. Слово учителя (рассказ с элементами беседы):
Мхи размножаются бесполым и половым способом.
^
Вопросы к классу:
- что такое бесполое размножение?
- что такое половое размножение?
Бесполое размножение осуществляется вегетативным путем и спорами, поэтому мхи относят к споровым растениям.
Для полового размножения у мхов развиваются специальные органы, в которых образуются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. В водной среде с помощью жгутиков сперматозоиды продвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Без воды сперматозоиды не могут достигнуть яйцеклетки. После оплодотворения из появившейся зиготы развивается особый орган – коробочка, или спорофит, т.е. «выращивающий споры» (от греч. спора – «семя», а фитон – «растение»). В коробочке формируются споры, которыми размножаются и расселяются моховидные растения. Их споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема, на ней вскоре из почек появляются зеленые облиственные побеги.
Зеленое растение, развивающееся из споры, у моховидных называют гаметофитом, потому что на нем в верхушечной части, в особых органах, образуются гаметы. На одном зеленом гаметофите образуются мужские гаметы (сперматозоиды), а на другом - женские гаметы (яйцеклетки).
^ :
- давайте вспомним, как называются растения, у которых женские и мужские гаметы формируются на разных особях? (двудомными).
- а как называются растения, у которых они формируются на одной особи? (однодомными).
Именно гаметофитная двудомная форма мхов встречается в лесах, на болотах, лугах, например, мох, сфагнум. ^ : на что влияет длина ножки коробочки? (чем она длиньше, тем дальше рассыпаются споры).
Слайд 21
Значение мохообразных (положительное)
Слайд 22
Значение мохообразных (отрицательное)
В наше время, когда человек наконец понял все значение поддержания разнообразия окружающей нас природы, необходимо сохранять и изучать не только экзотические и редкие виды фауны и флоры, но и более обычные, часто даже не сразу заметные глазом.
Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.
^
Слайд 23
Тест:
1.Кукушкин лен – это:
а) многолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) однолетнее растение.
Слайд 24
2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?
а) есть ризоиды;
б) есть хлорофилл;
в) есть органы растения;
г) по всем указанным признакам.
Слайд 25
3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что:
а) в торфяном пласте много кислорода;
б) в торфяном пласте нет бактерий;
в) в торфяном пласте мало кислорода;
г) в торфяном пласте много бактерий.
Слайд 26
4.Сфагнум отличается от кукушкина льна:
а) отсутствием листьев;
б) отсутствием стебля;
в) отсутствием ризоидов.
Слайд 27
5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
а) фотосинтезирует;
б) проводит питательные вещества;
в) впитывает воду;
г) вегетативно размножается.
Слайд 28
6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:
а) есть ризоиды;
б) есть фотосинтезирующие клетки;
в) есть спорангии;
г) образует гаметы.
Вопросы для фронтальной беседы:
1. На какие группы делятся мхи? (печёночные, листостебельные)
2. Каково строение мха кукушкин лён? (коричневые стебельки, покрыты тёмно-зелёными листиками; мужское и женское растение).
3. Почему сфагнум называют болотным мхом и каково строение клеток мха сфагнума?
4. Значение мхов в природе и жизни человека?
(сплошной ковёр – затрудняет поступление воздуха; образование торфа, который человек использует как топливо, удобрение и сырьё и т.д.)
5. Какое значение для жизни кукушкина льна имеет то, что он растёт густыми дернинками? (покрывая почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи)
6. Высушенный мох, особенно сфагнум, широко применяется в сельской местности, при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен и потолков. Почему мох нашёл такое применение? (гигроскопичность мха: как изолирующий материал при постройке сельского жилья; влагоемкая подстилка изо мхов выполняет организацию «промокашки»).
7. В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).
Послушаем стихотворение, посвященное мхам В.Рождественского «Мох».
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке мох без ножки
Куда не глянь, растет.
Он снизу беловатый.
Повыше он зеленый.
Коль нужно будет ваты-
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Вопрос к классу
- Почему мхи называют внешними споровыми растениями? (тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами, построены из различных тканей)
^
Методический паспорт учебного проекта.
Название проекта – Сказка – помощник при изучении биологии мхов.
Проблемная ситуация – На школьной клумбе растёт множество цветущих растений. Во время занятий биологического кружка семиклассница Саша восхищалась низкорослыми цветущими растениями, называя их мхами. Восьмиклассница Даша, которая уже изучала моховидные в седьмом классе, поправила её, сказав, что мох цвести не может. Саша очень удивилась. А Даша, которая в то время увлекалась биологическими сказками, предложила написать сказку о мхах и цветковых растениях
- Проблема проекта – Как рассказать языком сказки о мхах и цветковых растениях?
- Цель – Написать сказку о мхах и цветковых растениях
- Задачи – 1) Создание сценария сказки с биологическим содержанием.
- Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?
- У мха-сфагнума, в отличие от мха - кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем это связано?
- В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?
- Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах. Как можно объяснить сохранность этих и других находок?
- Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?
К какому классу относится маршанция? | К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? | Как называется орган, в котором формируются споры? |
Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? | Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? | К какому отделу относится кукушкин лен и сфагнум? |
Зеленое растение, развившееся из споры? | Способы размножения мхов? | Растения, тело которых состоит из органов? |
^
Моховидные | Гаметофит | Высшие |
Коробочка (или спорофит) | Печеночники | Бесполый и половой |
Листостебельные мхи | Протонема | Сфагнум |
Вопросы:
- К какому классу относится маршанция? (Печеночники)
- К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? (Листостебельные мхи)
- Как называется особый орган, в котором формируются споры? (Коробочка или спорофит)
- Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры? (Протонема)
- Кого иногда в народе называют белым мхом? (Сфагнум)
- К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? (Моховидные)
- Зеленое растение, развившееся из споры? (Гаметофит)
- Способы размножения мхов? (Бесполый и половой)
- Растения, тело которых состоит из органов? (Высшие)
Слайд 30
Домашнее задание
п. 40 пересказ.Слайд 31 (Спасибо за внимание)
litcey.ru