Проект растения нашего края. Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Учебно-исследовательский проект "Дикорастущие плодовые растения Чукотки". Проект растения нашего края


Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Растения нашего края»

с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области.

Задачи:

-обобщить и систематизировать представления детей о флоре нашего региона, ее разнообразии и пользе;

-повысить интерес детей к изучению природы родного края, к составлению различных экологических коллекций;

-расширить представления детей об охране природы, бережном и заботливом отношении к ней;

-способствовать развитию познавательной активности, аналитико-синтетической деятельности, комуникативных навыков;

-развивать эмоциональную сферу, творческие способности, опыт взаимодействия и сотрудничества детей.

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Продолжительность: 3 месяца (август-октябрь).

Планируемый результат:

-осознание детьми и взрослыми значимости изучения природы Самарской области;

-расширение представлений детей об экосистеме в целом;

-привитие детям трепетного и заботливого отношения к родной природе;

-развитие любознательности, наблюдательности; связной и диалогической речи; процессов мышления и восприятия;

-накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

I этап — Организационный

-подбор иллюстраций, картин, плакатов, слайдов;

-подготовка дидактических игр, игровых пособий, природных материалов, атрибутов к театрализованной деятельности;

-выбор познавательной и художественной литературы, материалов для бесед;

-наблюдения с детьми за объектами живой и неживой природы, опытническая и экспериментальная деятельность на участке детского сада и в групповой комнате;

-выбор саженца для посадки на участке;

-беседы с детьми «Значение природы в жизни каждого человека», «Мой родной город Сызрань»;

-обсуждение с детьми тем экологической направленности и совместный выбор объектов для последующего изучения;

-консультации для родителей «Разнообразие растительного мира Самарской области», «Юные краеведы».

Проблемно-тематический план проекта, разработанный совместно с детьми и родителями: «Какие бывают растения и где они растут?», «Как они распространяются?», «Почему нужно охранять природу?», «Что такое экологические сказки?», «Как правильно изготовить гербарий?».

II этап - Реализация проекта:

«РАСТЕНИЯ»

-заготовка листьев для гербария: сбор, мытье, сушка, складывание в конверты

-игровая ситуация «Найди листок»

-беседа «Строение дерева»

-проблемная ситуация «Почему дерево не выросло?»

-изготовление экологических паспортов деревьев (фото, название, место произрастания, крона, листья, семена, плоды)

-составление описательных рассказов «Расскажи о дереве» по предложенной мнемотаблице

-игровые задания и упражнения по изучению формы листьев деревьев: «Выбери и зарисуй», «Раскрась и вырежи», «Сосчитай листья», «Найди лишний предмет»

-изготовление мини-гербариев из сухих зеленых листьев деревьев

-аппликации из сухих зеленых листьев «Птичка», «Кошка», «Рыбка», «Бабочка»

-игра-беседа «Что растет в моем саду»

-дидактическая игра «Вырастим сливу» (этапы развития растения)

infourok.ru

Проект : "Лекарственные растения нашего края"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

КГУ «ШКОЛА - ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 19»

Секция: Биология

Тема проекта: Лекарственные растения нашего края

Работу выполнил: Скобелкин Арсений

ученик 4 «М» класса

КГУ «Школа-центр дополнительного

образования №19»

Руководитель: Московченко Н.М.

учитель начальных классов

КГУ «Школа-центр дополнительного

образования №19»

г. Усть-Каменогорск,2018

Отзыв

В ходе работы над проектом ученик 4 «М» Скобелкин Арсений изучил богатство лекарственных растений нашего края, обогатился знаниями и опытом общения с природой, расширил кругозор. Укрепил физическое и духовное здоровье.

В результате участия в проекте Арсений овладел навыком безопасного поведения на лугу, в лесу. Усвоил виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе, внес посильный вклад в сохранение природы, научились видеть красоту окружающего природного мира.

В результате приобщения к проектной деятельности у Скобелкина А. развиваются гуманитарные способности: красноречие, любовь к чтению, умение выразительно читать, богатый словарный запас, склонность к творчеству. Арсений самостоятельно находит интересующий его материал через посещение библиотеки и интернет-ресерсы: он работает с энциклопедией, справочной литературой, старается найти такую информацию, о которой никто не слышал, самостоятельно изучает материалы журналов и газет, учится понимать, как важно охранять природу.

Проектная деятельность позволяет Арсению сохранять познавательную активность и любознательность, дает возможность открывать заложенные в ребенке способности, проявление которых не свойственно для детей 10-12 лет, также у учащегося повышается самооценка .

Оглавление.

1.Абстракт

2.Введение.

3.План проекта – исследования.

4. Исследовательская часть.

Анкетирование

а) Сбор информации о лекарственных растениях.

б) «Знакомые незнакомцы»

в) Интересные факты.

5.Практическая часть

6.Анкетирование.

Вывод.

7. Заключение.

8.Литература

Абстракт

Проект поможет детям оказать первую помощь себе и своим близким. Ребята расширяют свои знания о лекарственных растениях (из обзора литературы, справочников, беседы с родителями, учителем, бабушками). В ходе реализации проекта выполняется презентация, выпускается буклет, который можно использовать на занятиях в 1-4 классах и ведется дневник наблюдений. В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов.

Правильное применение лекарственных трав содействует излечению многих болезней. Для лечения отдельных болезней лучше применять натуральные растительные средства, поскольку таблетки вызывают побочные эффекты. Людям необходимо знать о применении лекарственных трав, особенно растений, произрастающих в их местности.

Содержание проекта:

  1. Первый этап «Знакомые незнакомцы…»

- сбор материала о лекарственных травах (поиск загадок, стихотворений, составление кроссвордов на заданную тематику).

- ознакомление с нужной литературой (справочники, календари, журналы, газеты, энциклопедии).

  1. Основной этап «Лекарственная копилка»

- Изготовление буклета «Фито – аптека»

- Анкетирование учащихся и родителей «Что я знаю о лекарственных растениях».

  1. Подведение итогов.

- презентация проекта.

Новизна

Метод новизны мотивируется интересом к конечному результату и возможностью выступления перед аудиторией.

Ожидаемый результат

  1. Учащийся приобретет:

- первичные самостоятельные умения работы с литературой по теме;

- знания о дикорастущих лекарственных растениях;

- первые шаги перед аудиторией.

  1. Повысится познавательный интерес, творческая активность.

Области практического использования результата.

- Предложить использовать способы сбора лекарственных растений .

- Составить буклеты с изображением лекарственных растений с их названием, использовать как наглядное пособие для младших школьников.

1.Введение.

 Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярких представителей природы являются лекарственные растения.

Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней. Опыт народной медицины широко использовали в Индии, Китае, Тибете. Лечение травами было известно в Казахстане с давних времен.

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Все просто: если человек заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты весьма сложного химического состава.

Актуальность.

 На сегодняшний день эта тема актуальна, лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, создать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов.

 Очень важно, чтобы мы, подрастающее поколение бережно относились к растениям, которые имеют огромное значение для естественного оздоровления человека.

Актуальность проекта «Лекарственные растения» заключается в приобщении людей к проверенным временем народным способам лечения с применением натуральных природных средств.

Наша семья живёт в частном доме. Возле дома есть лужайка.Мама показала мне растения, о которых я ничего не знал. Это полынь,ромашка и крапива. Как оказалось, в нашем краю есть растения, которые могут помочь людям от разных болезней - множество, надо только значить их название, применение и уметь отличать от других. Мне стало очень интересно. Мы собрали виды некоторых растений, принесли домой и засушили.

Практическая значимость проекта «Лекарственные растения нашего края»: выбор темы обуславливается актуальностью проблемы сохранения здоровья людей. Интересно узнать, как и чем лечились наши предки. Я рассчитываю узнать о растениях, произрастающих в нашей местности, хочу научиться заготовке и применению их на практике.

2.План проект -исследования

Я поставил перед собой цель: изучить растения, произрастающие возле моего дома, выяснить, какие из этих растений являются лекарственными и какими лечебными свойствами они обладают.

Задачи, которые предстоит решить:

1. Познакомиться с различными видами лекарственных растений.

2. Изучить места обитания этих растений.

3.Узнать какими лекарственными качествами они обладают, где найти им применение.

4. Воспитать в себе и у моих знакомых такое качество, как бережное отношение к природе.

Объектом исследования стали: лекарственные растения.

Предмет исследования: лечебные свойства лекарственных растений

Гипотеза: если жители нашего региона узнают о лекарственных свойствах растений, то смогут использовать их для медицинских целей.

Проблемный вопрос:

Могут ли растения заменить лекарства?

Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:

3. Исследовательская часть:

Социальный опрос

Анкетирование.

Вопросы

1.Какие лекарственные растения вы знаете?

2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?

3.При заболеваниях используете растения?

4.Известны ли вам какие-либо рецепты приготовления трав?

Выводы по соцопросу.

Вопросы

Дети опрошенные

Взрослые опрошенные

Да

Нет

1

25 детей

6 взрослых

0т 3-5 растений назвали 12 детей,8 детей назвали от 1-3 растений и 6 взрослых назвали более

6 растений

 

2

25 детей

6 взрослых

10 детей и 3 взрослых

15 детей- 75% и 3 взрослых-50%

3

25 детей

6 взрослых

От 2-3 растений назвали 13детей,6 взрослых 5 и более растений.

12 детей не знают.60%

4

25 детей

6 взрослых

12 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили аналогично.

14 детей не знают рецепты-70%

Взрослые 80%

Дети очень мало знают о лекарственных травах. Практически ничего не знают о способах приготовления трав. Единицы знают, при каких заболеваниях можно употреблять травы. Ребята считают, таблетки лучший способ вылечиться.

Данный опрос подтвердил правильность выбора мной проектной темы!

Чтобы помочь моим близким и одноклассникам более подробно узнать о лекарственных свойствах растений нашего региона я запланировал работу по проблемной теме в несколько этапов:

Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и «дом», и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в производстве лекарств и на достижения в лечение антибиотиками, около 70 % препаратов изготавливаются из растений. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: натер ногу в пути, приложи лист подорожника, при простудных заболеваниях завари чай из чабреца, плоды укропа снижают артериальное давление.

В наш век научно-технического прогресса человечество, как ни странно, все чаще обращается к своему прошлому, как неисчерпаемому источнику мудрости, возрождает старые традиции, использует опыт своих предков для решения насущных проблем. Это происходит и в области медицины. Сегодня мы понимаем, насколько велика целительная сила природы, растений, насколько эффективны и безопасны, казалось бы, простые «бабушкины рецепты», и с успехом пользуемся ими, тем более что приготовление таких лекарственных средств не составляет особого труда. Сейчас в наших аптеках имеется большой выбор различных лекарственных растений .Но, если вы решили собирать их самостоятельно, помните, что для этого необходимо обладать знаниями и опытом. Сборщик должен знать время сбора, и само растение, когда оно обладает наибольшей лечебной силой. Вот листья ландыша собранные за 2-3 недели до начала цветения, в 2раза богаче гликозидами, чем собранные во время цветения. Согласно народным приметам, именно с 29 июня по 7 июля травы набирают наибольшую целебную силу. Самое время съездить на природу, побродить, погулять по лугам, подышать свежим, здоровым воздухом – и заодно собрать свои любимые лекарственные травы. К этому времени набирает полную силу и практически заканчивает рост зелёная масса всех растений, включая листья на деревьях и лечебные травы, и в скором времени, неизменно последует постепенное увядание и самой зелени, и её полезных качеств. Поэтому сбор зелёных частей лекарственных растений рекомендуется именно в это время – в самый пик развития и расцвета. А иногда лекарство, приготовленное из сырья, собранного в неподходящие сроки, может нанести вред здоровью человека. При сборе и заготовке лекарственных растений необходимо соблюдать определённые правила:

- Собирать лекарственные растения, особенно травы, вдали от предприятий, дорог;

- Нельзя «рубить растение под корень», нужно собирать те части, которые необходимы. При заготовке цветков и соцветий следует оставлять несколько нетронутых растений, чтобы на следующий год появились новые;

- Корни, клубни и луковицы выкапывают выборочно и только после созревания и осыпания семян;

- Надземные части растения собирай только после схода росы в солнечный день.

Лучшее время сбора трав – перед периодом цветения или в начале его;

Сбор корней – осенью, реже весной;

Сбор коры – ранней весной, до распускания почек;

А листья – перед периодом цветения или во время цветения;

Почки деревьев – до их распускания;

Цветки – в начале распускания;

Семена и плоды – после полного созревания.

Собранные растения долго нельзя хранить в таре (3-4 часа), так как оно слеживается самосогревается и портится. Разные виды растений требуют различных режимов сушки:

- В специальных сушильных шкафах при температуре – 40-60ºС;

- В хорошо закрытых проветриваемых помещениях и только некоторые виды растений на солнце.

Высушенные растения хранят в сухом месте, не более двух лет, в бумажных пакетах, деревянных коробках и самое лучшее хранение в стеклянных банках.

А если травы «устарели», то их всегда можно использовать для принятия ванн.

Нельзя хранить растения в пластмассовых упаковках, так как эфирные масла вступают с ними в опасные для здоровья соединения.

Лекарственные растения применяют внутрь и наружно в виде настоев, отваров, настоек, экстрактов, порошков, примочек, мазей и ванн. Чаще всего из растительного лекарственного сырья получают настои, отвары и настойки. Настои обычно готовят из листьев, почек, цветков, стеблей, а отвары – из корней, корневищ, коры и клубней, они требуют длительной термической обработки. Отвары и настои на 1-2 дня, хранят в прохладном месте.

Настойки – жидкие лекарственные формы, в которых применяют 40-70% спирт. Хранят настойки плотно закупоренными, они могут храниться несколько лет.

Мази – наружные средства, получаемые путем смешивания порошков растений с мазевыми основами в соотношении 1:4, то есть одна часть растения и четыре части основы. В качестве мазевых основ используют нутряной жир, свежее сливочное масло, вазелин, растительные масла.

Сборы (чай) – сборами называют смесь из нескольких видов лекарственных трав. Обычно в сбор входят 10 и более компонентов.

Лечебные ванны – заливают 40-60 граммов травы 2-5 литрами кипятка, настаивать 20 минут или кипятят 10 минут на малом огне, процеживают и выливают в ванну, наполненную водой (36-40ºС).

Порошки – для приготовления порошка хорошо высушенное сырье измельчают в ступке или кофемолке. Порошок чаще всего используют для приема внутрь, для присыпки ран, язв и приготовления мазей.

Анализ и систематизация собранного материала.

    1. Таблица 1.

Наиболее эффективные травы, применяемые в лечении различных заболеваний.

Растение

Фармакологическое действие

Показания к применению

Форма применения

Полынь горькая

Возбуждает аппетит, стимулирует деятельность желудка.

Гастрит, желудочные боли, при спазмах желудка.

Настой:

2 ч.л. травы залить 1 ст. кипятка, настаивать на водяной бане 15 мин; процедить, остудить, пить до еды 1/4 ст. 3 раза в день.

Тимьян ползучий (чабрец, чабор, богородская травка)

Отхаркивающее, успокаивающее, болеутоляющее и дезинфицирующее.

Бронхит, воспаление легких, радикулит, заболевание органов пищеварения и почек.

Порошок сухой травы. Присыпать им раны, язвы, дать понюхать при обмороке.

Мята перечная

Потогонное, слабительное, желчегонное, успокаивающее.

Гипертоническое заболевание, при невралгии.

Настой:

1 ч.л. травы залить 200 мл крутого кипятка, настаивать 30 мин., пить 3 раза в день.

Ноготки лекарственные (календула)

Противовоспалительное, бактерицидное

Слизистая оболочка рта, ангина.

Полоскание настоем:

10 г. цветков на 1 ст. кипятка.

Тысячелистник обыкновенный

Кровеостанавливающее, противовоспалительное, бактерицидное.

Различные кровотечения.

Настой:

½ ст. 2 раза в день до еды.

Подорожник большой

Противовоспалительное, бактерицидное, заживляющее.

Бронхит, усталость, раны, ожог, цыпки на руках.

Приложить лист подорожника к ранке.

Одуванчик лекарственный

Потогонное, жаропонижающее средство, как легкое слабительное и желчегонное.

Гепатит, простуда, отсутствие аппетита, усталость.

Настой из корней одуванчика (1 ч.л. на стакан кипятка) применяют как горечь для возбуждения аппетита.

Описание некоторых лекарственных растений, часто

применяемых в быту.

Ноготки лекарственные

Первое упоминание о лекарственном значении ноготков встречается у Авиценны в «Каноне врачебной науки». Многим они известны под названием календула. В диком виде ноготки не встречаются. Ноготки – светло-зеленое однолетнее травянистое растение со стержневым разветвленным корнем и прямостоячим, от основания ветвящимся стеблем высотой 75 см. Цветки крупные, диаметром до 8 см, желтой и оранжевой окраски. Цветки ноготков впитали в себя многие ценные для человека биологические активные вещества: каротин, яблочную кислоту, алкалоиды, эфирное масло. Лекарственные формы ноготков рекомендуется применять при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при заболеваниях печени и желчных путей, гастритах, нарушениях сердечного ритма, гипертонии.

Ромашка аптечная

О ромашке аптечной и о ее лекарственных свойствах можно говорить очень долго, потому что им нет конца. Ромашка известна своими лекарственными свойствами, и на самом деле является очень полезной для нашего организма. Её можно использовать как для наружного, так и для внутреннего применения. Для лекарственных целей используют цветки ромашки. Собирать их нужно в то время, когда белые язычковые цветки находятся горизонтально. Ромашка аптечная обладает противовоспалительными, кровеостанавливающими, антисептическими, дезинфицирующими, вяжущими, болеутоляющими и потогонными свойствами.

    1. Лекарственные растения помогают людям в лечении, но и сами они нуждаются в помощи.

Мы часто являемся свидетелями того как девчонки ради красивого венка на голову, срывали одуванчики в больших количествах. Быстро увядающие цветки, не приносили больше огромной радости и удовлетворения, и были выброшены в мусорное ведро. А ведь нельзя собирать такие большие букеты, ведь одуванчики являются лекарственными растениями, целебные свойства, которого издавна используют люди. У природы нельзя брать лишнего, она этого не прощает. С каждым годом в «Красную книгу» все больше заносится исчезающих видов растений. Современному человеку надо подумать о будущем своих потомков.

 1 этап. Сбор информации о лекарственных растениях.

На I этапе проекта, который назвал «Сбор информации о лекарственных растениях», читал медицинский справочник, рассказы, стихотворения, загадки о лекарственных растениях, спрашивал у взрослых, искал информацию в энциклопедиях, в библиотеке, в интернете.

 2 этап. «Знакомые незнакомцы»

Для проверки гипотезы:

По атласу- определителю растений, узнал, как называются растения.

(Крапива, подорожник, хвощ, чистотел, одуванчик, лопух, полынь обыкновенная)

Определил, какие из них являются лекарственными, изучил их лечебные свойства.

Лечебные свойства растений:

- подорожник, хвощ - залечивают раны, останавливают кровотечения;

- чистотел помогает избавиться от бородавок и мозолей, пигментных пятен и чесотки;

- крапива, одуванчик - богаты витаминами, повышают иммунитет;

- полынь обыкновенную рекомендуют как средство, повышающее аппетит и улучшающее пищеварение.

- лопух, крапива, подорожник, используются для укрепления волос.

3этап.

Нашел интересные факты .

1.Чистотел – ещё и ядовитое растение.

2.В Италии блюдо из одуванчиков в ресторане – это деликатес и стоит очень дорого

3.Рецепты:Чай из черники: 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.Настой из листьев крапивы: Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.

Отвар из брусники: Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай.

4этап: Практическая часть

Мы решили, после выполненной работы рассказать детям о пользе трав которые нас окружают.

  1. На первом уроке «Познания мира» рассказал одноклассникам о пользе лекарственных растений, а на втором уроке попросил одноклассников, работая в группе ,составить постер о пользе лекарственных растений. Результаты были только положительные!

  1. Дома близким рассказал, какой вред приносят таблетки. При каких болезнях используют травы, и как правильно их нужно употреблять.

  1. Провел эксперимент: во время эпидемии гриппа, моя семья пила настойки и чаи из лекарственных трав и нам удалось избежать вирусного заболевания .

4.Провели вновь анкетирование.

Анкетирование.

Вопросы

1.Какие лекарственные растения вы знаете?

2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?

3.При заболеваниях какие используете растения?

4.Известны ли вам какие-либо рецепты приготовления трав?

Выводы по соцопросу.

Вопросы

Дети опрошенные

Взрослые опрошенные

Да

Нет

1 вопрос

25 детей

6 взрослых

0т 5-8 растений назвали 18 детей,

7 детей назвали 3 -4растения

6 взрослых назвали более

10 растений

 

2 вопрос

25 детей

6 взрослых

22 ребенка и 6 взрослых

3 детей- 12% и 3 взрослых-100%

3 вопрос

25 детей

6 взрослых

От 2-5 растений назвали 16 детей,

6 взрослых5 и более растений.

9 детей не знают -36%

4 вопрос

25детей

6 взрослых

15 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили все правильно.

10 детей не знают рецепты-40%

Взрослые 100%

5.Заключение

 Проведя такую работу, узнав столько интересного, считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя лекарства «Зелёной аптеки», которые дешевле, а порой и полезнее химических препаратов.

Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!

 Я предлагаю продолжить работу по изучению лекарственных растений, чтобы расширить свой кругозор, получить как можно больше знаний в области использования лекарственных трав.

Где я могу использовать собранный материал?

 Использовать свой собранный материал могу на уроках «Познания мира » и классных часах, в жизни.

Вывод: в ходе работы над проектом в 2016-2017 учебном году я узнал, как могут растения помочь здоровью человека, пополнил запас знаний о лекарственных растениях, где растут, чем полезны.

Продолжая работу над проектом в 2017-2018 учебном году:

- получил новую информацию о свойствах и способах применения лекарственных растений для профилактики различных недугов.

- проявил интерес к правилам по сбору и хранению лекарственных трав.

-использование материалов проекта поможет моим одноклассникам научиться бережному отношению к редким и охраняемым растениям нашего края

-составленные в процессе работы над проектом буклет и дневник можно использовать на уроках познания мира.

- результаты проведенного анкетирования доказывают, что родители и ученики считают полезными полученные сведения о лекарственных растениях и используют их на практике.

Список литературы:

  1. Интернет.

  2.   Справочник по лекарственным растениям/ А.М.Задорожный, А.Г.Кошкин, С.Я.Соколов и др. – М.:Лесн.пром-сть, 1988.

  3. Травник: лекарственные растения и их применение 

  4. Мазнев Н.И. Лекарственные растения. Справочник. – М.: “Мартин”, 1999. 479с.

  5. Газета «ЗОЖ»

  6. Травник (золотые рецепты народной медицины). Москва 2007 г. 917 стр., А. Макарова.

  7. Растительный мир Казахстана. 2004, изд. Алматыкітап.

  8. Книга юного натуралиста. А. Шабаршов, издат. Москва, 2001 г.

  9. Все о лекарственных растениях. Мамонтова М.Ф. 1999 г., 186 стр.

  10. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. Пастушенков А.Л., Пастушенков В. Л., 2003г., 384 стр.

  11. Познание мира. Учебник 2009-2011 г., Атамұра.

  12. Журнал Юный натуралист № 1, 2004г.

mir-olymp.ru

Проект "Лекарственные растения нашего края"

МКОУ «Перво-Эртильская СОШ»

hello_html_23bc5271.jpg

Проект

«Лекарственные растения нашего края»

Автор проекта:

Бельских Анна Александровна

Руководитель проекта:

Учитель биологии: Новикова Антонина Анатольевна

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация……………………………………………………………………3Введение ………………………………………………………………… 4-5 стр.

История применения лекарственных растений………………………….6-9 стр

Изучение видового состава лекарственных растений нашего края…10-13 стр

Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений……….14-20 стр

Социологический опрос ………………………………………………...21-22 стр

Заключение ………………………………….. ………………………….23 стр.

Список литературы

Аннотация.

Наш мир не идеален. Вокруг нас очень много проблем, одной из которых является проблема здоровья человека. Люди всегда болели, всегда искали лечение и лекарства. Многие века, до появления современной медицины, спасение было только в дарах природы, травах, деревьях, кустарниках.

В своей работе я постаралась выяснить какие лекарственные травы и растения распространены на нашей территории, знают ли о их свойствах ученики нашей школы и их родители, применяют ли они их в повседневной жизни.

Выяснила когда и как правильно собирать и хранить лекарственные растения, как готовить целебные отвары из некоторых растений для лечения в домашних условиях.

Работая над проектом, я пришла к твердому убеждению, что врача заменить нельзя. Увлекаться самолечением не просто глупо, а иногда и опасно. Но использовать дары природы для профилактики простудных заболеваний, улучшения общего самочувствия, при порезах, ушибах, ожогах не просто можно, но и нужно. Старые люди не зря говорят «От каждой хвори своя травка есть»

Введение

Цель исследования (слайд 2)

Изучить лекарственные растения, растущие в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний

Задачи исследования: (слайд 3)

1. Выяснить какие растения относятся к лекарственным.

2.Есть ли в нашей местности лекарственные растения?

3.Какими лечебными свойствами они обладают?

4. Правила сбора и использования.

5.Выявить влияние лекарственных растений на здоровье человека. (слайд)

Гипотеза исследования: (слайд 4)

Большинство растений нашего края являются лекарственными.

Объект исследования.

  1. Лекарственные растения.

Актуальность, значение проекта (слайд 5)

Сколько существует человечество, столько его сопровождают болезни.

Сегодня для лечения любого заболевания разработаны современные медицинские препараты, которые свободно продаются в аптеках. Но так было не всегда. До становления медицинской науки болезни были, но люди лечились, а лечение находили в травах.

Несмотря на обилие и доступность лекарств, мы и сегодня так же часто пользуемся травами, как и раньше, при простудах, порезах, ушибах.

Моя бабушка большой любитель природы, она знает многие растения, которые относятся к лекарственным. Она всегда говорит «Каждой хвори своя травка». Некоторые из них она применяет при лечении разных болезней. При кашле или когда у меня болит горло, она готовит мне отвар из трав. Мне захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, так возникла тема моей исследовательской работы.

infourok.ru

Проект: Лекарственные растения нашего края"

Проект

«Лекарственные травы родного края»

Выполнили обучающиеся 4 –х классов

Руководитель: Сотникова А.Ф.

Цели проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Воронежской области, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

1.Уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.

3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Проблемные вопросы:

  • Какую пользу приносят лекарственные растения?

  • Может ли измениться жизнь человека с исчезновением лекарственных растений?

  • Что необходимо предпринять, чтобы остановить процесс исчезновения растений?

  • Какую роль играют растения в природе и жизни людей?

  • Какую пользу приносят лекарственные растения?

  • Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Прогнозируемый результат:

  1. Знать какие лекарственные растения растут в нашем крае.

  2. Где используются лекарственные растения.

Актуальность

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов.

Сохранились исторические сведения о том, что лекарственные свойства растений использовались еще три тысячи лет назад в Китае и Египте.

В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять!

2. Мир лекарственных растений Воронежской области

- Наш край богат лекарственными растениями. Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм.

- С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

Ромашка лекарственная

Русское название ромашка появилось в 18 в.

В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице.

Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

Одуванчик

В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков.

В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром» используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице.

Подорожник

Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому на Руси подорожник называют «поранником», или «чирьевой травой».

Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги.

Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях.

Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.

Клевер

Клевер – это всем известное луговое растение.

О нем часто упоминают в сказках и байках.

Клевер красиво цветет — яркими, малиновыми шишечками. Но этот небольшой милый цветок обладает колоссальной силой и пользой. Об этом знали еще сотни лет тому назад, и по сей день клевер входит в состав многих лечебных травяных сборов. Клевер даже сравнивают с женьшенем, настолько хорошо он помогает.

Красный клевер — это древнейшее лекарство против онкологических заболеваний. Для лечения применяют стебли, листья, корни и цветки. 

Крапива двудомная

Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки, также крапива хорошо останавливает кровь.

Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С, К, каротин.

В народной медицине настои из крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, используются как средство укрепления волос.

Мать и мачеха

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Целебные свойства

мать-и-мачехи ценились еще в народной медицине Древней Греции.

В переводе с латинского языка её родовое название читается как «прогоняющая кашель». И действительно, наибольшую популярность во все времена завоевали рецепты с применением растения для лечения всех видов кашля, начиная от хронического бронхита курильщика и заканчивая простудой. Особенное распространение мать-и-мачеха нашла в грудных сборах.

Чистотел

В народной медицине чистотел, как лекарственную траву применяют как внутренне, так и наружно. На основе чистотела готовят отвары, настои, мази, настойки.

Чистотел обладает противовоспалительным свойством.

Чистотел обладает мочегонными и желчегонными свойствами.

Обладает чистотел болеутоляющим лечебным свойством.

Трава чистотел излечивает чесотку, заживляет раны, ушибы, чистотел применяют для  удаления мозолей.

Чистотел обладает антибактериальными, противогрибковыми,  противовирусными свойствами.

Тысячелистник

Растение хорошо известно народным целителям своими лекарственными свойствами. Тысячелистник – цветок неприхотливый, он является прародителем многих декоративных сортов для сада, отличающихся яркими красками и выносливостью.

Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Растение оказывает положительное действие на внутренние органы человека.

Тысячелистник применяют в качестве ранозаживляющего, бактерицидного и антиаллергического средства.

Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Кроме того, растение способно сделать реже частоту сердечных сокращений.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

Памятка по сбору лекарственных трав:

  1. Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.

  2. Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.

  3. Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.

  4. Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.

  5. Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

  • Нельзя срывать растения для букетов.

  • Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.

  • Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.

  • Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.

  • Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно хранить, соблюдая все условия и сроки. Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.

Правила хранения лекарственных трав:

  • Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.

  • Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.

  • Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.

  • Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

  • Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

Вывод:

В ходе работы над проектом научились различать, узнавать растения по внешним признакам, познакомились с их лекарственным значением, правилами сбора и хранения, выявили меры по сохранению лекарственных растений в природе.

Работа помогла понять, что растения являются частью природы и люди должны бережно относиться к ней.

Берегите природу! Будте здоровы!

multiurok.ru

«Исследовательский проект по теме «Лекарственные растения нашего края»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениелицей №1 г. Пролетарска

Конкурс исследовательских работобучающихся начальных школы Пролетарского района «Я – исследователь».Тема работы: Лекарственные растения родного края.

Выполнили: Чалова ТатьянаЖелезова Полинаученики 4 «Б» классаРуководитель: Серова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМБОУ лицей №1 г. Пролетарска2015-16 уч. год

Оглавление1.Введение- Актуальность темы- Тема проекта- Цель проекта- Задачи проекта- Гипотеза исследования2. Основная часть-История применения лекарственных растений- Лекарственные растения нашего края- Анкетирование одноклассников- Создание книги «Бабушкиных рецептов»- Опрос жителей города- Правила сбора лекарственных растений- Создание коллекции лекарственных растений 3. Заключение4. Список используемой литературы5. Приложение

ВведениеВ прошлом году на весенних каникулах я ездила к бабушке. Пока гостила – заболела простудой. Бабушка сказала, что у неё есть средство, которое сможет вылечить меня за два дня. Это был чай из лекарственных трав. И действительно, буквально через два дня у меня прошла моя простуда. Мне захотелось побольше узнать об этих дарах природы. По возвращению в город я предложила одноклассникам исследовать мир лекарственных растений. Мы представляем Вам результат своей работы.Тема: Лекарственные растения нашего края.Цель: Познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края и своей местности. Задачи: -Узнать, какие лекарственные растения растут в нашей местности.-Выяснить значение лекарственных растений для человека.-Узнать, как производится сбор и хранение лекарственных растений.-Собрать гербарий лекарственных растений нашего края. - Призвать детей и подростков бережно относиться к лекарственным растениямГипотеза исследования: Людям необходимо изучать мир лекарственных растений.Объект исследования: лекарственные растения.Основная частьБогат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений.История применения лекарственных растений.Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик. Лекарственные растения нашего края.Природные растительные ресурсы Ростовской области богаты и разнообразны. Мы выяснили, что в Ростовской области свыше 90 видов лекарственных растений. Исследовательский проект проводился в несколько этапов.Анкетирование одноклассников.Был проведён опрос одноклассников, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.Вопросы для анкеты.1. Какие лекарственные растения ты знаешь?2. Где они растут?3. Какую пользу они приносят?4. Что нужно

schoolfiles.net

Исследовательский проект. "Лекарственные растения нашего края"

hello_html_4151334a.png

Отдел образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сухо-Березовская средняя школа

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ НАШЕГО КРАЯ.»

ВЫПОЛНИЛА :КАЦУБА .И.И.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

С. Сухая -Берёзовка.

Оглавление

Введение

1.Содержание проекта

1.1.Письмо лекарственному растению.

1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.

1.3.Именная книга.

1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.

1.5. Команда юных экологов.

1.6.Ознакомление с художественной литературой.

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.

1.9. Слушание музыки.

1.10. Экологические викторины.

2.Вывод.

3.Список использованной литературы.

Справка о деятельности коллектива

Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке , который предусматривает исследование на экологической тропе зоны лекарственных трав.

Проект создавали и принимали участие: дети первого класса .

Введение

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель исследования:

Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,

Задачи:

1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории школы и парка, уметь их различать и называть.

2.Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

3.Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.

4.Воспитывать экологическую культуру у учащихся во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и школы .

5.Включить родителей в процесс экологического воспитания школьников.

Обоснование

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, оно относится к образовательной области «Познание» , направлено на познавательно- речевое развитие . Экологическое воспитание это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории школы,.парка в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на школьном огороде.

Методы исследования:

  • исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

  • ароматерапия;

  • слушание музыки.

1.Содержание проекта

1.1.Письмо лекарственному растению (по выбору учащихся) на тему: «Давай дружить». (Приложение №1)

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

1.2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

1.3. Именная книга (Приложение№2 )

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

- включение родителей в процесс экологического воспитания своих детей, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

1.4. Открытие лесной аптеки на школьном огороде.

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав. (Приложение №5)

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

1.5. «Команда юных экологов». (Приложение №3)

Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

1.6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.

  2. В. Бианки “О травах”

  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”

  4. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”

1.7. Игры и беседы, загадки по экологии. (Приложение№4):

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

  1. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.

Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.

-Игра «Съедобное - несъедобное».

Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.

- «Секретный разговор»

Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — в процессе общения с природой.

1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

  1. “На участке ищем полезные растения”

  2. “Где лучше посадить растения?”

  3. “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)

  4. “Высадка мяты ”

1.9. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

  2. В.Моцарт “Цветы”

  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”

  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”

  5. М. Протасов “Одуванчики”

1.10. Экологические викторины: (Подведение итогов)

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”

  2. “Лекарственное растение нашего региона”

  3. “Планета целебных растений”

  4. “Растения- помощники человека”

Достигнутый результат.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собираем материал о лекарственных растениях растущих у нас в школе и в парке. . «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Будем продолжать и во втором классе

Список использованной литературы

  1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

  2. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

  3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

  4. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

  5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

  6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

  7. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

  8. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

  9. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

  10. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006

  11. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

  12. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.

Приложение№1

Письма лекарственным растениям.

«Ты очень красивый цветок и полезный –мать имачиха. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать».

Р. Яна.

«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет»

Т. Алина.

«Ты очень жгучая - крапива, наверно у тебя мало друзей. А вот если мы будем с тобой дружить, ты перестанешь «кусаться»

Л. Миша

«Давай дружить с тобой – сирень. Ты такая разноцветная, красивая и нарядная, а еще ты пахуч Я никогда не буду ломать твои ветки, и ты не будешь плакать» К.Анита.

« Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».

Л. Антон.

«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с тобой дружить».

К Кира.

«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».

П.Артём.

hello_html_6a2090b3.jpg

Приложение №2

Именная книга.

Мать-и-мачеха

Народные названия: подбел, камчужная трава.

Применение в медицине

Листья мать-и-мачехи, содержащие слизь, горький гликозид туссилягин, танин и дубильные вещества, входят в состав грудного сбора; в народной медицине это растение употребляется от очень многих болезней.

Мать-и-мачеха — ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом, пневмокониозом и эмфиземой лёгких.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для диабетиков!) подсластить мёдом.

Загадки
  • И матушка родная, и мачеха злаяБок о бок живут — через стеночку.

  • На откосе, на лугу, Босиком на снегу,Первые цветочки — Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

Материал собран семьей Р. Яна

hello_html_m500884b8.jpg

Подорожник.

Применение в медицине

Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.

Загадки о подорожнике
  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

  • Его бьют сапогами, его мнут колесом,Ему все нипочем.

  • У дороги вырос лекарь,Вдоль тропинки луговой;Он для нас с тобой аптекарь.Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

Материал собран семьей Л.Антон.

hello_html_7f92d03c.jpgМята

МЯТА,Название рода происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде, возлюбленной бога подземного царства Гадеса. Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту

Применение

Растение широко используется: в пищевых продуктах, в косметике — мята японская и мята перечная ;в фитотерапии и ароматерапии — мята перечная, мята водяная ,мята болотная ;в фармакологии — преимущественно мята перечная.

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса 

Материал собран семьей К .Анитой.

hello_html_m2166b10f.jpg

Пастушья сумка

Пасту́шья су́мка, или Су́мочник— род травянистых растений из семейства Капустные .

Латинское научное название дано по форме плода: лат.  — ящичек, ларчик.

Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.

Наиболее известный вид — Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, однолетнее или двулетнее растение, широко распространённое в европейской части России. На окультуренных территориях является обычным сорняком.

Применение в народной медицине.

Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной медицине, в том числе в качестве кровоостанавливающего средства в гинекологической практике.

Листья пригодны в пищу.

Материал собран семьей Л.Антон.

Сирень

Научное название сирени происходит от греческого «syrinx», что означает «трубка», «дудочка». Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга

Применение в народной медицине. Сирень — хорошо известное в народной медицине лекарственное средство. В лечебных целях используют ее кору, почки, листья и цветки. В химическом отношении сирень изучена недостаточно. Известно, что различные ее части содержат горький гликозид синигрин, эфирное масло, сиригнопикрин и фарнезол.

Материал собран семьей Р. Яна

Ландыш

Ландыш майский — широко известное лекарственное растение, входящее в фармакопеи многих стран.

Название:  дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша —лилия долин.

hello_html_m3114a469.jpgИз истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов. 

По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти. 

Материал собран семьей П.Артём.

hello_html_28b86533.jpg Чистотел

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10—15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3—4 раза в день.

    Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.

Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?

Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.

Рецепты народной медицины:

- Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.

Ромашка

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при пhello_html_64edbdde.jpgростудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Как же я люблю лето! А ромашки… Вы любите ромашки? Считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А ее название происходит от латинского слова солнца Ра. А еще говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.

Если вы увидели ромашки во сне, то знак это благоприятный, сбор ромашек в поле символизирует благополучие, а если вам приснился букет ромашек, то вас ждет счастье.

На ромашке гадали, наверное, во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать «да», «нет», «сбудется», «не сбудется», пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом, а если вам приснился букет ромашек, то вас ждет счастье.

Загадки о ромашке
  • Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?

  • Шел я лугом, по тропинке,Видел солнце на травинке. Но совсем не горячиСолнца жгучие лучи.

  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька — Солнышко и облака. Белая корзинка, золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —Белая рубашка,Сердечко золотое,Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,Ромашки выходят гулять на полянах.У каждой ромашки расшита рубашкаС зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Материал собран семьей П.Артём.

Одуванчик.

hello_html_444514b.jpgОдуванчик лекарственный, род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся  ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.

Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине.

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике
  • Я шариком пушистымБелею в поле чистом.А дунет ветерок — Остался стебелек.

  • Над лугом парашютики Качаются на прутике.

* * *

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

Материал собран семьей Т.Алина.

Приложение №5

Правила сбора лекарственных растений

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

infourok.ru

Учебно-исследовательский проект "Дикорастущие плодовые растения Чукотки"

Чукотский автономный округ

Чаунский район

Районный конкурс проектов школьников

«Я люблю свою Землю»

Номинация

«Зелёный мир глазами детей»

(учебно-исследовательский проект)

Название проекта

«Дикорастущие плодовые растения Чукотки»

Авторы проекта: члены Клуба «Узнаём сами» 1 Б класса МБОУ «Центр образования г.Певек»

Руководитель:

Домнина Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ «Центр образования г.Певек»

г.Певек

2016г.

Оглавление

1. Введение (актуальность, проблема, цель проекта, задачи, практическое значение, план (содержание) работы ………………………………………………………..............…..3

2. Описание проектной работы и её результаты ………………………..…………...4

3. Рефлексия деятельности ………………………………….……..……………….....5

4. Использованные ресурсы …………………………….…….…….………….……..6

1. Введение

В каком лесу грибы бывают выше леса? Ну, конечно, в нашем тундровом лесу, где карликовые берёзки стелются буквально по земле. Холодные сильные ветры не сломили эти удивительные деревца. Но тундровый лес – это не только деревья. Кустарники, травы, ягодники, цветы также входят в зелёный пояс земли и так же необходимы человеку. Дикорастущие плодовые растения нашего края имеют большое значение для населения. Чукотка богата запасами брусники, голубики, морошки, шиповника, водяники (шикши). Встречаются заросли жимолости, чёрной и красной смородины, княженики, рябины. Можно найти малину и клюкву мелкоплодную. Заготовка ягод – явление массовое. Чтобы лучше сохранить ягодные растения, следует знать, какие из них содержат большое количество необходимых для человека веществ, какие растения особенно уязвимы.

Актуальность.

Тему для исследования мы выбрали не случайно. Она актуальна для всех северян. По результатам опроса некоторые наши одноклассники не смогли назвать ни одного плодового дикороса, кроме шикши или брусники. А о полезности произрастающих на территории округа плодовых растений никто ничего не знает.

Цель проекта:

  • популяризация знаний об окружающем нас мире, об особенностях родного края среди младших школьников.

  • интеллектуальное воспитание школьников;

  • ознакомление с разнообразием плодовых дикоросов на территории Чукотского автономного округа;

  • информирование детей о многообразии плодовых растений, об их распространении на территории округа и ценности;

  • приобщение детей к экологической культуре. Воспитание потребности детей к самостоятельным занятиям интеллектуальной деятельностью.

Задачи:

  • создать условия для реализации творческого потенциала и лидерских качеств каждого члена объединения, формирование всесторонне развитой личности и активной жизненной позиции учащихся.

  • вовлечение в активный образ жизни молодое поколение;

  • приобщение школьников к идеалам и ценностям интеллектуальной личности;

  • инициировать домашнее (семейное) обсуждение важности для человека знаний о родном крае;

  • развивать умения самостоятельно и при помощи взрослых работать с различными источниками при получении необходимых знаний;

  • развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать детские учебные взаимодействия.

Задачи, поставленные детьми:

  • Поделиться найденным со сверстниками, учителями, родителями, желающими помочь детям узнать больше о родном крае через оформление информационной книжки - раскладушки.

Практическое значение.

По результатам работы информацию оформили в книжку - раскладушку. Собранная нами информация может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира, при реализации национально-регионального компонента, учащимися начальной школы, родителями, которые хотят помочь своим детям в учебе.

План (содержание) работы

  1. Провести опрос возрастной группы учащихся 1-2 классов.

  2. Обработать результаты анкетирования и сделать выводы о необходимости исследования данного вопроса.

  3. Составить план изучения материалов.

  4. Оформить свои наблюдения в книжку - расскладушку.

2.Описание проектной работы и её результаты

Мониторинг результатов анкетирования.

Мы решили обратиться к ребятам 1-х и 2–х классов с вопросами. Совместно с учителем составили анкету, результаты анкетирования обработали.

Вот результаты:

1.Знаешь ли ты дикорастущие плодовые растения нашего края?

По результатам опроса знания ограничиваются двумя дикоросами – шикша, брусника.

2. Какие из них произрастают в нашем Чаунском районе?

В ответах на этот вопрос также были указаны шикша, брусника?

3.Какова польза дикорастущих плодовых растений Чукотки?

На этот вопрос не смог ответить никто. Трое ребят ответили «Вкусно».

4.Знаешь ли ты, где и как можно узнать об этих растениях?

Большинство ребят не смогли ответить на этот вопрос, лишь пятеро детей ответили: «В библиотеке, в интернете», один ребёнок ответил: «Спросить у родителей».

Выводы:

  1. Большинство детей младшего школьного возраста не владеют знаниями о разнообразии и богатстве родного края.

  2. Большинство не владеют способами получения информации.

Обработав результаты анкетирования, мы поняли, что было бы полезно найти информацию о дикоросах Чукотки и познакомить с ней своих одноклассников и товарищей. Мы с помощью учителя подробно изучили раздел «Растения тундры» книги Александры Васильевны Самойлович «Чукотка – тёплая земля». Узнали сами, какие есть на Чукотке плодовые растения и составили план изучения:

  • Спросить у взрослых, знают ли они о дикоросах Чукотки. Если да, то подробно расспросить их об этом.

  • Поискать с помощью взрослых информацию в различных источниках.

  • Найденную информацию оформить в книжку – раскладушку.

Вот что у нас получилось:

Брусника

Высокоурожайное растение, распространённое во всех районах Чукотки. Ягоды брусники отличаются высокими вкусовыми качествами, содержат органические кислоты и вещества, оказывают благоприятное влияние на человека при авитаминозах. Листья брусники содержат многие лекарственные вещества.

Водяника (шикша)

Стелющийся кустарничек с вечнозелеными листьями, напоминающий хвойничек. Ягоды круглые, блестящие, чёрные. Очень хорошо распространена по всей территории округа. Растёт на моховых болотах. Живет до 100 лет.

В состав входят витамин С, кислоты, каротин, смолы. Коренные жители Севера широко используют шикшу против цинги и как общеукрепляющее средство. Свойства этой ягоды предупреждают эпилептические припадки. Настои используют при головных болях, общем переутомлении, для улучшения обмена веществ и общих заболеваниях центральной нервной системы.

Морошка

Это низкий кустарничек. Плоды по виду напоминают малину. Содержит в большом количестве витамин С. Свежие ягоды способствуют очищению крови. Так же хорошо известны антибактериальные свойства морошки. Ягодный сироп употребляют при лихорадочных состояниях, авитаминозах. Растет по всей территории округа.

Голубика

Широко распространенное растение, растет и в северных и в южных районах округа. Ягоды голубики нежные, сочные, содержат сахар, глюкозу, кислоты, каротин, дубильные и пектиновые вещества. Голубика – противодизентерийное и противоцинготное средство. Отвар веток с листьями применяют при болезнях сердца. Сок ягод – хорошее укрепляющее средство.

Шиповник

Это очень ценный плодонос. В его ягодах много витаминов. Например, витамина С, который повышает сопротивляемость организма к болезням, в ягодах шиповника в 10 раз больше, чем в чёрной смородине, и в 100 раз – чем в лимонах. Плоды шиповника широко применяются в медицине при лечении ран, ожогов, язв и инфекционных заболеваний.

В округе произрастает два вида шиповника – иглистый и американский. Его заросли встречаются в долинах рек на юге округа.

Смородина

Растет на южных склонах сопок, обильно плодоносит. На Чукотке растет смородина двух видов: смородина печальная и смородина-дикуша. Плоды содержат кислоты и полезные вещества. Сок и плоды используют в народной медицине для снижения температуры и лечения кишечника. Сок смородины улучшает аппетит, обладает противовоспалительными свойствами. Из ягод можно готовить витаминный экстракт.

Стланик кедровый

На Чукотке это единственное орехоплодное растение. Оно является родственником кедровой сосне – кедру сибирскому. Стланик хорошо приспособился к суровому арктическому климату. Шишки стланика небольшие, когда созреют, имеют бурый цвет. Орехи мелкие с тонкой скорлупой. В них содержится кедровое масло, много белков, витамины. Северянами стланик ценится не только за вкусные и питательные орешки, но и за то, что эти хвойные веточки спасли многих людей от цинги и заболеваний десен.

Выводы: Плоды ягодных растений и стланика имеют значение для человека не только как источник витаминов и других полезных веществ, но они являются основным кормом многих ценных промысловых птиц и зверей.

Спасибо, тундра, я опять,

приду как дочь –

всплакнуть иль рассмеяться,

приду опять полынь твою размять,

всё передумать,

всю тебя обнять

и в сотый раз

в любви к тебе

признаться.

Татьяна Ачиргина

  1. Рефлексия деятельности

Работа над проектом позволила нам расширить знания о родном крае. Нас удивило многообразие плодовых дикоросов Чукотки, порадовал полученный нами результат. Работать было интересно, несмотря на затруднения, которые порой встречались. За время проекта, мы учились работать вместе, проводить опросы и обрабатывать результаты, наблюдать и делать выводы.

Работа, как нам кажется, удалась. Думаем, что она может быть полезной и интересной для многих.

В итоге мы поняли насколько интересной и плодотворной может быть совместная работа. Большинство из участников проекта признались, что в одиночку, да и с помощью родителей, никогда бы не смогли раскрыть столько тайн своего края. Большинство из нас хотели бы заниматься такими наблюдениями и дальше.

4. Использованные ресурсы:

Кудрин Г.А. «Край наш северный», Изд. Магадан, 1987.

Пастушенкова Л.В. «Лекарственные растения». «Человек», 1993.

Самойлович А.В. «Чукотка – тёплая земля».Спб, 2011.

Сборник стихов поэтов народностей Крайнего Северо-востока «Пою тебя, Чукотка» Магадан, 1983.

liveinternet.ru\ photo\.

Reserver Naturelle/

10

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта