Проект "Мир Растений" для детей старшего возраста. Жизнь растений для детей
Изучаем жизнь растения
Как прорастить ростки на губке? Изучаем жизнь растения — тема нашего сегодняшнего занятия. Мы с вами рассмотрим простой и очень увлекательный эксперимент «Как прорастить ростки на губке?»
Бережное отношение к природе детей не возникнет из ниоткуда, его нужно воспитывать как собственным примером, так и предоставляя детям возможность пообщаться с растениями и животными.
Обучение детей в детском саду обязательно должно включать в себя ознакомление детей с природой, ее удивительным, полным загадок, миром. Преобладание практической деятельности над заучиванием абстрактных для малышей понятий.
ростки на губке
Согласно этой теории, живая природа для детей станет интересна, близка и понятна только тогда, когда:
- маленькие биологи смогут изучать ее
- наблюдать
Интересный для детей опыт по изучению живой природы можно провести, используя посудную или массажную губку и семена быстрорастущих растений (к примеру, зелени).
Изучаем жизнь растения
Вместе с ребенком разложите смоченные водой и хорошо отжатые губки в непромокаемой емкости. Для интереса, им при помощи ножниц можно придать различную форму: например, листочков или цветков. Посыпьте губки семенами, поставьте емкость с ними в солнечное место. Обсудите с маленькими биологами, какие факторы теперь будут влиять на рост семян (тепло, солнечный свет, влага).
Изучаем жизнь растения 1
Регулярно увлажняйте губки, следите, чтобы они не пересыхали. Можно провести небольшой эксперимент: накрыть губки стеклянной или пластиковой посудой. Спустя некоторое время на стенках этого колпака появятся капельки воды. Так детям можно наглядно продемонстрировать, как испаряется влага.
Изучаем жизнь растения 2
После того, как семена начнут прорастать, можно наблюдать за ростками, сравнивать, какие появились раньше, какие – позже; следить за внешним видом росточков, зарисовывать или фотографировать их.
Изучаем жизнь растения 3
Такое протяженное по времени занятие обеспечивает познавательное развитие детей, учит их наблюдать и ухаживать за растениями. Также этот опыт наглядно демонстрирует, что в каждом семечке есть запас питательных веществ, благодаря которому росток развивается внутри оболочки семени и под землей, до момента образования у него корешка. С детьми постарше можно порассуждать о различной глубине посадки семян, в зависимости от их размеров. Такие обсуждения развивают мышление малышей, учат всему находить логическое объяснение.
montessoriself.ru
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Комнатные растения — спутники жизни»
В НОД «Комнатные растения — спутники жизни» раскрыты вопросы развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Разнообразие видов деятельности в процессе НОД обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы, обеспечивает занятость всех дошкольников, стимулирует исследовательскую деятельность детей (выявление причины потребности растения в рыхлении почвы, продумать место для комнатного растения), а также позволяет продуктивно использовать время, развивать познавательный интерес, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста основывается на потребности в новых впечатлениях и любопытстве, как первичной форме познавательного интереса. Любопытство переходит в любознательность, а затем у дошкольника возникает потребность убедиться в истине.
Т. А. Куликова считает, что применительно к детям дошкольного возраста познавательный интерес — это стремление узнавать новое, выяснять непонятное в предметах и явлениях действительности. Л. М. Маневцова подчеркивает желание дошкольника вникнуть в сущность предметов, явлений, в имеющиеся между ними связи и отношения. Она определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании. [1, с. 5].
Н. Г. Морозова разработала структуру деятельности, наиболее успешно влияющую на формирование познавательных интересов. Для этой специфически организованной деятельности характерны следующие особенности:
− возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;
− постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельности или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;
− организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;
− решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым. [1, с. 6]
Свою задачу видим в том, чтобы не разучить детей удивляться, предоставить им право выбирать, экспериментировать, проверять свои выводы. Работа в данном направлении побуждает детей размышлять: «Кто я?», «Кто и что меня окружает?», «Страны мира», «Земля — планета», «Человек — разумная частичка природы».
Тема: «Комнатные растения— спутники жизни».
Задачи:
− Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях.
− Познакомить детей с новым растением — хлорофитум; отметить характерные особенности его внешнего вида, необходимых условиях жизни.
− Закрепить знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло, вода.
− Развивать умение узнавать растения по описанию и по внешнему виду, называть их.
− Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы.
− Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, развивать познавательный интерес к природному окружению.
Предварительная работа: экскурсии в зимний сад, беседы о комнатных растениях, знакомство с картой мира и материками, чтение стихотворений о цветах, загадки, дидактические игры «Где спряталась Капелька?», «Угадай-ка», труд в зимнем саду.
Оборудование: физическая карта мира, изображение на карточках комнатных растений, модели леек с водой, шапочки цветов, магнитофон, палочки для рыхления, лейки с водой, баночки с водой, тарелки с землей, салфетки.
Ход занятия.
- Сюрпризный момент.
Дети заходят в зимний сад. Их встречает цветочница Анюта.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я — цветочница Анюта. Весь год вас радует красота моих цветов. Летом — прекрасные, восхитительные цветы на клумбах, а зимой — комнатные растения.
Я хочу пригласить вас на бал цветов. Вы хотите побывать на этом балу?
- Беседа орастениях.
Тогда давайте поговорим о комнатных растениях. У вас в зимнем саду их много, какие они красивые, ухоженные. А для чего вы их посадили?
Ответы детей:
− Комнатные растения нужны для того, чтобы было красиво и уютно.
− Комнатные растения сажают для того, чтобы воздух был чище.
− Комнатные растения отпугивают вредных насекомых, например моль.
− Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.
− Растения лечат людей.
− Комнатные растения поддерживают влажность воздуха.
− Комнатные растения выделяют кислород, которым мы дышим.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Сколько интересного вы рассказали мне о комнатных растениях.
Дети, проходят годы, меняется мода на платья, мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозелёным комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов холодного ветра, наш глаз радуют нежные зелёные веточки или цветок, распустившийся в комнате.
На балу цветов вам придётся встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия.
Назовите и покажите, какие растения растут у вас в зимнем саду?
Дети: Герань, традесканция, бегония Рекс, бегония крапчатая, папоротник, хлорофитум, фиалка, фикус, бегония лотосовидная, сансевьера (дети показывают и называют знакомое растение).
- Дидактическая игра «Узнай по описанию». Моделирование.
Воспитатель: Вы много назвали комнатных растений, а сможете ли вы узнать свои любимые растения по описанию. Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию».Один из вас будет описывать комнатное растение, а остальные отгадывать его название. [2, с. 200]
1 ребёнок.
«Родом из Африки. У него красивые розовые цветки, похожие на розочки, нежные, овальные листочки. Долго цветёт, любит много воды, это растение светолюбивое».
Дети. Бальзамин. (Кто отгадал, берет карточку с изображением бальзамина и прикрепляет ее на карте там, откуда родом это растение).
2 ребёнок.
«Похожа на травку. У неё пушистые листочки, цветочки маленькие, махровые. Цветёт почти круглый год. Ее родина — Австралия».
Дети. Фиалка (прикрепляют карточку с ее изображением на карту).
3 ребёнок.
«Её родина — Южная Африка. У неё крупные, круглые листья по краям волнистые. Цветы очень красивые: розовые, красные».
Дети. Герань (прикрепляют карточку на карту).
4 ребёнок.
«Царственная, королевская. Родина — тропические леса Азии. Растение с красивыми, яркоокрашенными, крупными листьями. Растение не любит прямых солнечных лучей».
Дети. Бегония Рекс (прикрепляют карточку на карту).
Воспитатель: Молодцы, дети. Благодаря вам все, кто будет у вас в гостях в зимнем саду, будут знать, откуда родом эти замечательные растения. Я вижу, вы любите их и знаете много комнатных растений, поэтому хочу вам подарить вот это комнатное растение.
- Рассказ воспитателя.
Называется оно— ХЛОРОФИТУМ.
Родина этого растения — Южная Африка. Растение с длинными ярко-зелёными, линейными листьями, собранными в пучки, на листьях есть по краям белые полоски.
Из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие стрелки, на которых появляются мелкие белые цветы, а затем детки — розетки с воздушными корнями.
Хлорофитум хорошо растёт в прохладных помещениях и в комнатах с высокой температурой воздуха. Переносит затемнение. Летом растение обильно поливают. Размножается отводками и молодыми листовыми розетками.
Воспитатель. Скажите, что вы узнали про это растение?
Дети отвечают, затем прикрепляют карточку с этим растением на карту.
- Постановка проблемных вопросов. Работа скарточками- моделями.
Воспитатель. Мне интересно, куда вы поставите хлорофитум в зимнем саду?
Дети. Хлорофитум нужно поставить на пенек, потому что там не очень светло и есть небольшое затенение.
Воспитатель. Асейчас предлагаю вам выбрать карточку-модель, показывающую потребность хлорофитума в воде.
(Предлагается три модели: 1 — с полной лейкой для влаголюбивых растений; 2 — с неполной лейкой для растений, требующих умеренной поливки; 3 — с небольшим количеством воды для сухоустойчивых растений).
Дети. Ядумаю, что для хлорофитума подходит 1модель, потому что он влаголюбивое растение. Ребенок ставит модель возле растения.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы все запомнили про новое растение, поэтому с уверенностью могу сказать, что ему у вас будет комфортно, и оно долго будет радовать вас своей красотой.
- Жалобная книга природы.
Воспитатель: Ребята, по пути к вам мне встретились герань, бегония крапчатая и фиалка. Они были такие печальные и послушайте, что они мне сказали.
Воспитатель включает запись на магнитофоне (1-ая жалоба).
«Ах, бедная я, фиалка! Как же мне плохо! Я так старалась, росла, на солнышке жарилась, а оказалась никому не нужна. Никто не пришел, не полил меня. Хорошо садовым растениям: они под открытым небом растут, дождь пойдёт, вот и попьют они водички».
Воспитатель: Какая беда случилась с фиалкой? Как помочь растению?
Дети: Надо полить.
Воспитатель: Как надо поливать фиалку?
Дети: Поливать нужно в край горшка так, чтобы носик лейки лежал на горшке. Поливают.
Воспитатель: Какие вы умнички! Как вы быстро догадались и помогли бедной фиалке. Посмотрите, ребята, фиалка сразу повеселела, листики оживают. Теперь она с радостью будет украшать ваш зимний сад.
Воспитатель включает следующую запись с жалобой бегонии крапчатой. (2-ая жалоба).
«Что же это делается, совсем пропадаю, ведь я люблю свет, а меня поставили в тень, мне страшно, мои листочки осыпаются!»
Воспитатель: Что же случилось с бегонией крапчатой?
Дети: Её поставили в тень, бегония крапчатая светолюбивое растение, в тени листочки засыхают, их надо убрать, чтобы растение могло дышать.
Воспитатель: Куда мы поставим бегонию крапчатую?
Дети: На окно, там много света, ведь бегония светолюбивое растение. Ставят.
Воспитатель: Теперь, бегония, тебе не придётся жаловаться.
Воспитатель: Давайте послушаем жалобу герани. Включает запись.
3-я жалоба
«С одной стороны мне грех жаловаться, хозяйка обо мне всё время заботилась: поливала, рыхлила, подкармливала. Спасибо ей! Но она уехала и попросила соседей за мной ухаживать. Поливать-то они поливали, но землю, ни разу не порыхлили и корни мои задыхаются. Одна надежда осталась на детей детского сада «Солнышко». Только они смогут спасти меня».
Воспитатель: Как помочь герани?
Дети: Надо порыхлить землю.
Воспитатель: Зачем рыхлят землю?
Дети: Рыхлить землю необходимо для того, чтобы корням растения легко дышалось.
Воспитатель: Как вы думаете, в какой земле растению дышится легко в плотной или рыхленной? А это мы сейчас проверим.
- Опыт.
Воспитатель: Пройдите к столам. Возьмите рыхлую почву и плотную. Погрузите их в баночки с водой и посмотрите, где больше выделяется пузырьков воздуха: из рыхлой земли или из плотной.
Самостоятельная деятельность детей.
Вопросы:
- Из какой земли выделяется больше пузырьков воздуха?
- В какой земле растению дышится легко?
Вывод:
В банке с плотной землёй мало и медленно выделяются пузырьки воздуха, потому что земля твёрдая, плотная, хуже проходит вода, а в банке с рыхлой землёй пузырьков воздуха очень много. Вот поэтому необходимо рыхлить землю в горшках, чтобы растению легко дышалось.
Воспитатель: Кто хочет помочь фиалке? Расскажите, как вы это будите делать.
Дети: Рыхлить надо осторожно, неглубоко, чтобы не повредить корни. Рыхлят.
Воспитатель: Посмотрите, как растения сразу ожили, повеселели. Я думаю, они никогда не будут жаловаться, потому что за ними будите ухаживать вы. Ведь не случайно у вас в зимнем саду очень красивые растения.
- Экологическая викторина.
Воспитатель: Хотите попасть на бал цветов? Тогда приглашаю вас на викторину, где за правильный ответ даю приз — шапочки — цветы. Это будет приглашением на бал цветов.
Вопросы:
- Кому из растений нужно больше воды?
Ответ: Бальзамину, хлорофитуму, розе.
- Какие условия необходимы для хорошего роста растений?
Ответ: Тепло, свет, вода, удобрения
- Какую пользу приносят комнатные растения?
Ответ: Лечат людей, отпугивают вредных насекомых, очищают воздух, поддерживают влажность воздуха.
- Какую работу проводите осенью с растениями.
Ответ: Осенью поливаем реже.
- Что будите делать весной?
Ответ: Весной комнатные растения пересаживают.
- Как ухаживаете за комнатными растениями?
Ответ: Поливаем, рыхлим почву, убираем сухие листья, протираем листочки.
- Вкакое время года поливают цветы каждый день?
Ответ: Весной и летом.
- Как размножаются комнатные растения?
Ответ: Черенками, листьями, клубнями, розетками.
Воспитатель. Яочень рада, что все дети смогли получить приглашение на бал. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс Цветов». Мальчики приглашают девочек на вальс.
- Танец «Вальс цветов».
- Рефлексия.
Воспитатель: Спасибо, ребята, что вы пришли ко мне в гости. Мне понравилось, что вы знаете названия комнатных растений, любите их и бережно, заботливо относитесь к ним. Скажите, что нового и интересного вы узнали?
А вам понравилось у меня в гостях?
Если вам понравилось — возьмите красный цветок и положите на полянку, а если не понравилось — жёлтый.
Пришло время расставаться, до свиданья. Приходите ещё ко мне в гости.
Литература:- Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. (Библиотека Воспитателя) (8).
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы. — М.: ВАКО, 2010. — 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Основные термины (генерируются автоматически): растение, ребенок, воспитатель, зимний сад, познавательный интерес, бал цветов, какая земля, комнатное растение, бегония, земля.
moluch.ru
Познавательно-информационный проект «Как меняется жизнь растений осенью» для детей младшего дошкольного возраста - Публикации - Педагогика 21 век
Автор:Мастерова Любовь Владимировна воспитатель, БДОУ "Нефтяник", г.Тара Омская область
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Нефтяник» г. Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Познавательно-информационный проект
«Как меняется жизнь растений осенью»
для детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Мастерова
Любовь Владимировна
Тара – 2016 год
Актуальность. Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во второй младшей группе на основе парциальной программы «Добро пожаловать в экологию» Н.Н.Кондратьевой был проведен мониторинг раздела О.О. «Познание» (развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе) который показал, что дети не устанавливают зависимость жизни растений от сезонных изменений. Для решения возникшей проблемы, был разработан среднесрочный проект «Как меняется жизнь растений осенью». Для реализации проекта были использованы объекты ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются наиболее часто. В частности, растения фитоогорода, лиственные деревья уголка леса, рябиновая аллея экологической тропы детского сада.
Цель: расширение и усложнение представлений о природе младшими дошкольниками.
Задачи:
1.Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению сезонных изменений в природе.
2. Обогащать имеющийся у детей читательский опыт (опыт слушания).
3. Развивать у младших дошкольников интерес, целенаправленность восприятия.
4. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе.
Вид проекта:
Познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность:
Среднесрочный (с 01.10.2015 по 31.10.2015 гг.)
Участники:
Воспитатель, дети второй младшей группы, родители воспитанников.
Продукт проектной деятельности:
Альбом рисунков «Осенняя фантазия», презентация проекта.
Предполагаемые результаты:
получение детьми конкретных познавательных навыков, повышение уровня познавательного развития; уменьшение числа дошкольников, имевших низкий уровень (до реализации проекта 45 процентов таких детей). Формирование следующих компетенций у младших дошкольников: любознательность, активность, заинтересованное участие в образовательной деятельности.
Предварительная работа:
• подбор иллюстративного материала по теме;
• подбор литературы по теме;
• подбор дидактических игр по экологии;
• оформление центра «Мир природы» в группе;
• наблюдения на прогулках;
• изготовление дидактической игры «Деревья осенью»
Сотрудничество с семьёй:
• Анкетирование родителей по теме.
• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
• Изготовление памяток для родителей «Игры на прогулке», «Учимся наблюдать».
• Совместное творчество родителей с детьми.
Методы работы с дошкольниками:
наглядные, словесные, практические, игровые.
План реализации проекта:
Содержание деятельности | сроки | цель |
1 | 2 | 3 |
1. Тематическая прогулка «Деревья» | 1 неделя (01.10 – 04.10.) | Формирование знаний о деревьях, обратить внимание на сезонные изменения. |
2. Художественное творчество: аппликация «Выкладывание для осени зеленого и желтого шарфика» | 1 неделя (01.10 – 04.10). | Создание творческого продукта, развитие фантазии. |
3. Экскурсия «Путешествие по экологической тропе». | 2 неделя (07.10 – 11.10.) | Воспитание интереса и бережного отношения к природе, показ многообразия растений и красок золотой осени. |
4. Художественное творчество: рисование (по контуру) «Какое это время года?». | 2 неделя (07.10 – 11.10). | Создание творческого продукта, уточнение знаний об осенних явлениях в природе. |
5. Коллекционирование природного материала | 2 неделя (07.10 – 11.10). | Формирование желания изучать объекты живой природы |
6. НОД «Золотая осень» | 3 неделя (14.10 – 18.10). | Составление описатель- ных рассказов о явлениях природы по личным впечатлениям. |
7. Художественное творчество: рисование «Дорисуй веточку» | 3 неделя (14.10 – 18.10). | Создание творческого продукта изобразительной деятельности |
8. Настольные игры: «Времена года», «Четыре сезона», «Деревья, плоды, листья», «Цветы». | В течение месяца (01.10 – 31.10) | Развитие коммуникативных навыков, уточнение приспособлений растений к сезону. |
9. Подвижные игры: «Беги к дереву», «Листопад», «Мы осенние листочки», «Найди свой домик», | В течение месяца (01.10 – 31.10.) | Закрепление знаний о растениях, цвете, величине осенних листьев. |
10. Домашнее задание для детей и родителей – Рисование с использованием листьев «Осенняя фантазия». | 4 неделя (21.10 – 25.10) | Содействие сотрудничеству детей и взрослых |
11. Дидактические игры по экологии «Найди такую же картинку», «Где спряталась матрешка?», «Найди дерево по описанию», «Загадайте, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось?», «Найди листок, какой покажу», «Что сначала, что потом», «Найди в букете такой же листочек». | В течение месяца (01.10 – 31.10) | Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста |
12. Беседы: «Осень – это хорошо или плохо» | 1 неделя (01.10 – 04.10.) | Закрепление знаний об окружающем мире |
«Правила поведения на участке детского сада во время прогулки». | 2 неделя (07.10 – 11.10.) | Формирование ценностного отношения к природе. |
13.Ситуативный разговор «О чем думал листик, когда летел с дерева?». | 3 неделя (14. 10 –18.10.) | Развитие связной речи, наблюдательности, любознательности. |
14. Импровизация «Мы – осенние листики». | 5 неделя (28.10 – 31.10.) | Развитие чувственности, фантазии, активности. |
15. Разучивание стихов: «Осень» А. Плещеев, «Осень» К. Бальмонт, чтение рассказа М. Пришвина «Листопад». | В течение месяца. (01.10 – 31.10) | Развитие памяти, эмоциональной отзывчивости. |
16. Экспериментирование «Почему цветы осенью вянут?» | 5 неделя (28.10. – 31.10.) | Установление зависимости роста растений от температуры и поступаемой влаги. |
Проект реализован через следующие формы деятельности:
экскурсии по экологической тропинке детского сада; наблюдения «Волшебные превращения листьев», «Свойства листьев»; коллекционирование природного материала; украшение природного центра осенними листьями, растениями и цветами; экологические игры; подвижные игры; выставку рисунков «Осенняя фантазия» с привлечением родителей; ситуативные разговоры «О чем думал листик, когда летел с дерева», «Мы – осенние листья»; беседу «Осень это хорошо или плохо ; разучивание стихов А.Плещеева «Осень», К.Бальмонта «Осень»; чтение рассказа М.Пришвина «Листопад»; экспериментирование «Почему цветы осенью вянут?»; импровизацию; продуктивную деятельность – рисование «Дорисуй веточку», «Нарисуй пейзаж», аппликацию «Выкладывание для осени желтого и зеленого шарфика».
Результат:
Повышение уровня экологических знаний (после реализации проекта уменьшение числа дошкольников, имевших низкий уровень развития с 45 процентов до 5 процентов), познавательной и творческой активности детей младшего дошкольного возраста. Ведь только в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Список литературы:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. 2011 год.
2.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
3.Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2008.
4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
5.Киселева Л.С «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».М., 2004.
6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.
7.Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения: детская энциклопедия. М.:ТЦ Сфера,2004.
8.Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей – СПб, 2006.
Приложение №1.
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие – листопад.
Материал: осенние листья.
Ход игры:
Взрослый рассказывает: «листья легкие, они медленно летят по воздуху». Вы будете листочками, выберите себе листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький.
Дети показывают и называют, какие листы они выбрали по цвету и величине.
(Дети бегают, взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)
Покружились и уселись все на землю (все приседают). Сели! Уселись и замерли (не шевелятся) .
Прилетел легкий ветерок, подул (дует сам, за ним дети).
Взрослый продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке). Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят».
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад»
По желанию детей игра повторяется 2 – 3 раза.
«Беги к дереву»
Цель: закрепление названий деревьев, развитие умений бегать «стайкой», слушать взрослого.
Ход игры:
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет.
Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три к березе (тополю, вишни) – беги! Дети стайкой бегут к деревьям. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть.
«Мы – осенние листочки»
Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:
Мы – листочки, мы – листочки,
(Дети стоят кружком с листочками в руках)
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
(Дети разбегаются.)
Мы летали, мы летали,
(Дети бегают, помахивая листочками)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок -
(Дети приседают на корточки, поднимая листочки)
Мы присели все в кружок,
Ветер снова вдруг подул,( Дети снова разбегаются, помахивая листочками)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
(Дети подбрасывают листочки вверх и следят куда они упадут)
И на землю тихо сели.
«Найди листок, какой покажу»
Задачи: - найти предметы по сходству;
- развивать двигательную активность детей;
- воспитание бережного отношения к природе.
Ход игры.
Во время прогулки, воспитатель показывает детям какой – либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет детям по одному листу с разных деревьев. Затем педагог поднимает, например, берёзы и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья берёзы, кружатся, и по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
«Кто быстрее найдёт берёзу, сосну, рябину»
Цель: развитие умений находить предмет по описанию.
Ход.
Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдёт берёзу? Раз, два, три – к берёзе беги! » Дети должны найти дерево и подбежать к любой берёзе, растущей на участке, где проводится игра.
«Все по домам!»
Воспитатель раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам! » Дети по этому сигналу бегут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист.
Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенка предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подбежал
Приложение№2.
Дидактические игры:
«Найди такую же картинку»
Воспитатель на несколько минут показывает детям 8 картинок с осенним пейзажем. Затем убирает одну так, чтобы дети не видели, и спрашивает, какого пейзажа не хватает.
«Что сначала, что потом»
Ребёнку предлагается 4 картинки по теме «Осень», связанные одним сюжетом. Ребёнок выкладывает картинки в сюжетной последовательности и составляет по ним рассказ.
«Найди в букете такой же листочек»
Воспитатель раздаёт детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой – нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи! »
Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
«Найди листок»
Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве.
«А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог.
- Раз, два, три – ищи! Кто нашёл, неси ко мне».
Дети находят лист и несут воспитателю.
«Найди дерево по описанию»
Воспитатель описывает знакомые детям деревья.
Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Что бы ребятам было интересно искать по описанию, около дерева можно что-нибудь спрятать (например, матрешку).
«Загадайте, я отгадаю»
Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку – описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (высокий, толстый). Какого он цвета? » затем интересуется формой, окраской листьев, есть ли плоды, семена. По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.
«Найди, о чем расскажу»
Д/задача: найти растение по перечисленным признакам.
Игровое действие: угадывание растения по описанию признаков.
«Найди пару»
Д/задача: найти предмет по сходству.
Игровое действие: поиски похожего предмета. (Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.)
«Когда это бывает?»
Д/задача: определение и называние времени года по признакам.
Игровое действие: нахождение картинки с соответствующим временем года (по загадкам).
«Что изменилось?»
Д/задача: заметить в пейзаже изменения.
Игровое действие: дети на время закрывают глаза, воспитатель в это время меняет что-то в пейзаже. Надо назвать, что изменилось.
Приложение №3.
Экспериментирование.
«Почему цветы осенью вянут?»
Цель: помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
Материал: горшок со взрослым растением.
Оборудование: изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 мм, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
Ход экспериментирования.
1.Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (вода теплая), полить оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за стеканием воды из стеклянной трубки.
2. Прогнозирование результата.
Воспитатель. Что произойдет, если воду охладить?
3. Выполнение эксперимента.
Охлаждаем воду с помощью снега, измеряем температуру (стала холоднее), поливаем, но вода в трубку не поступает.
Вывод. Осенью цветы вянут, хотя воды много, потому что корешки не переносят холодной воды.
Рисунки «Осенняя фантазия»
pedagogcentr.ru
Дети — цветы нашей жизни
Дети — цветы нашей жизни
Цветы для детской комнаты
В середине прошлого века российский академик Николай Холодный, который более 30 лет посвятил изучению летучих выделений растений, пришел к выводу, что больных можно лечить запахами растений. Такие запахи улучшают настроение и укрепляют иммунитет, положительно воздействуют на нервную систему и органы чувств. Он предложил их называть атмосферными витаминами, так как они нужны в малых количествах и действуют подобно витаминам. Чем больше вдыхает человек этих самых витаминов, тем лучше для здоровья. Какие «воздушные витамины» полезно вдыхать детям?
Папоротник (нефролепсис). Растение с сильнейшей энергетикой. Он тонизирует нервную систему и подходит школьникам, на которых обрушился поток информации, и они от этого испытывают стресс. Папоротник помогает, не разбрасывая силы, сконцентрироваться на главном.
Церопегия Вуда. Растение с мягкой энергетикой. Улучшает настроение, излучает покой и надежность. Чем чаще это растение разделяют и дарят близким людям, тем больше радости и любви оно приносит.
Цикламен. Очень полезно иметь в доме, где есть капризные дети. Под тонким влиянием цикламена капризные дети становятся более спокойными. Дети придумывают себе игры, занятия и меньше требуют внимания взрослых. Цикламен развивает также творческие способности. Это растение полезно иметь тогда, когда люди в доме часто делают что-то вместе.
Гиппеаструм. Это растение придает бодрость, а его летучие вещества обладают антибактериальной и антивирусной активностью. Содержит алкалоиды, положительно влияющие на нервную систему. Свежая энергия гиппеаструма помогает сохранить душевное равновесие и принять правильное решение.
Солейролия. Обладает защитными свойствами от смога, очень полезно ставить в детские комнаты. Растение помогает снять депрессивные состояния. Энергия особенно сильна, если рядом находится много этих растений (визуально это ещё и очень красиво!). Солейролия является отличным средством подавления сексуальной агрессии у подростков, обладая защитными свойствами от смога.
Узамбарская фиалка. Фиалки с белыми цветами хороши для любых комнат, но особенно для тех, в которых живут дети. Белый цвет — это как белый лист, начало. Они избавляют пространство от энергий нечистых мыслей и скверных чувств. Если в доме много белых фиалок, воздух там будет как будто звенеть. Растение приносит хорошее настроение и позитивный общий настрой.
Адиантум (Венерин волос). Его энергия обладает успокаивающим воздействием, влияет преимущественно на нервную систему. Пугливые дети получают импульс «собраться» и освобождаются от страха. Поставив какое-либо из этих растений над изголовьем кровати, вы улучшаете энергетику ребенка во время сна. Если вы ставите горшочек с адиантумом (Венериным волосом) в комнату ребенка, обязательно следите, чтобы в открытом доступе не лежали ножницы. Если вашему ребенку не дает покоя карьера Сергея Зверева, купите ему лучше кактус…
Толмия. В разных странах толмию называют по-разному: «молодость в старости», «тысяча матерей», «наседка с цыплятами» и др. Это оптимистическое растение, один только взгляд на которое поднимет настроение. Очень действенно при монотонном образе жизни. Дает новые импульсы и энергетические толчки.
Зантедеския (калла). Хорошо иметь в комнате, где живут дети-спорщики, болезненно реагирующие на непонимание их родителями. Калла бережет от преждевременных разочарований. Действует позитивно, активизирует все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, помогает при нарушениях слуха — особенно при шуме в ушах и глухоте. Она не столько способствует излечению организма, сколько оберегает его от появления новых заболеваний, от развития уже возникших.
Толстянка. Растение вообще полезно иметь в доме, а в детской — в частности. С толстянкой сама атмосфера внушает ребенку спокойное, раскованное настроение. Плюс толстянка развивает в человеке трудолюбие. Толстянка — незаменимое растение в комнатах девочек, мечтающих стать фотомоделями! Измученные анорексией подростки, глядя на мясистые полные жизни листочки, повышают свой аппетит и вскоре возвращаются к нормальной полноценной жизни.
Циссус. В просторечии — берёзка. Берёзка выступает в роли строгого воспитателя, внушая детям серьезное настроение, желание всерьез заняться учебой. Берёзку хорошо иметь, если школьники относятся к учебе легкомысленно, продолжают играть в детские игры. Циссус неплохо справляется с вредными веществами. Циссус или берёзка, очень хорошо растет в средней полосе России. Бобруйским растениеводам известны целые рощи циссусов. Циссусы очень любят плаксивые и сентиментальные дети. Получив плохую оценку они горько плачут, обнимая стебли циссусов, тем самым избавляясь от отрицательных эмоций.
Хлорофитум – незаменимое растение в детской комнате. Кроме того, что хлорофитум рекордсмен по очистке воздуха, он еще и благотворно влияет на детей, успокаивая их и снимая напряжение. Особенно в этом преуспел хлорофитум хохлатый.
Особенно полезные цветы: Китайская роза стимулирует мышление, дети меньше утомляются, в комнате создается творческое настроение. Розмарин хорош для тех, кто страдает от хронического бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы. Сантолин кипарисовый непременно надо поставить в детской, если ребенок страдает подростковой гипертонией или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пеларгония душистая (герань) — хорошее лекарство при заболеваниях нервной системы. Еще в детской комнате просто необходимо найти место для драцены, фикуса, цветущей бегонии, спатифиллума и зебрины (полосатой традесканции). Самые известные душистые растения из тех, что полезно содержать в детской: Апельсиновое или лимонное дерево, Жасмин, Герани, листья которых обладают запахом, Гардения, Стефанотис, или мадагаскарский жасмин.
Опасные для детей цветы
Выбирая цветы в детскую комнату, стоит учесть, что некоторые из них могут быть опасными для малыша, поэтому с ними нужно соблюдать повышенную осторожность или вовсе отказаться от их покупки. Так, при надламывании листьев или стебля молочайных (в том числе и пуансеттии, которую больше знают под именем «Рождественская звезда»), выделяется ядовитое «молочко». Попав на кожу, в рот, в глаза, оно вызывает сильное раздражение, вплоть до ожогов, а при проглатывании — отравление. Лучше стараться не контактировать и с соком филодендрона, пахистахиса, очитка, красуллы (она же Толстянка или Денежное дерево), пахиподиума (Мадагаскарская пальма). У декоративных пасленов после цветения появляются ягоды, которые по мере созревания меняют окраску с желтой на красную. Ягоды привлекательны и очень похожи на крохотные помидорки, которыми может соблазниться малыш, но на самом деле эти плоды несъедобны и могут вызвать отравление. Так же как и съеденные ребенком цветы и/или листья гортензии, азалии, белладонны, диффенбахии, луковицы и сок амариллиса. Вообще с осторожностью стоит приобретать цветущие и сильнопахнущие растения. Если малыш страдает аллергией, то от цветов лучше вообще отказаться, так как не только цветущие растения могут вызывать аллергические реакции, но и споры плесневых грибов, находящихся в почве. В зависимости от индивидуальной непереносимости, комнатные цветы могут вызвать у ребенка насморк, слезотечение, головные боли, ухудшить сон. Поэтому к покупке растений нужно подходить очень внимательно, а о понравившемся цветке желательно собрать побольше информации, проконсультировавшись с продавцами и почитав соответствующую литературу.
Чтобы избежать проявлений аллергии у ребенка, избегайте цветущих растений, имеющих тяжелый запах. Это орхидеи, гардении, лилии, хойи и другие. Из кактусов опасными для ребенка могут быть те, которые имеют мелкие колючки, при малейшем прикосновении к ним эти колючки впиваются в нежную кожу ребенка и от них очень трудно избавиться. Некоторые растения, о которых уже упоминалось, ядовиты. Это диффенбахии, молочаи, фикусы, олеандры, монстеры и адениумы. Отравиться ими ребенок может только в случае, если часть от растения попадет внутрь. Зачастую опасным является их сок. Нельзя допускать, чтобы ребенок съел растение, или же избавиться от таких цветов, пока малыш не вырастет. Луковицы гипераструмов и амариллисов, стебли гортензии, листья кротона и ягоды аспарагуса могут вызывать расстройство желудка, если ребенок их съест. Эхмея, неорегелия и юкка имеют очень тяжелую энергетику и их тоже не рекомендуется держать в детской комнате. Например, паслен и ардизия городчатая могут привлечь ребенка красивыми, но ядовитыми ягодами. Диффенбахия и плющ обыкновенный могут обжечь своим соком. Их листья на разломе выделяют белый сок. Как правило, растения с белым соком ядовиты. Опасным может быть даже сок фикуса. Юкка опасна своими острыми шипами. Ребенок может ими уколоться, серьезно повредить глаза. Пальмовые растения также не желательны. У них жесткие листья, способные оставить глубокий порез. Восковой плющ и сенсевиерия могут вызвать аллергические реакции. Во время цветения они опасны и для астматиков. Примула во время цветения выделяет эфирные масла. У альпийской фиалки ядовитый сок, а у каштаноспермума ядовиты даже семена.
При выборе цветочного горшка обратите внимание на то, чтобы рисунок на нем был интересным, но неброским. Вы можете сделать декор цветочных горшков вместе с ребенком, или же понравившийся вам цветочный горшок купить в магазине. Мало развести цветы, важно правильно их разместить и ухаживать за ними. Ставьте цветы там, где светло и нет сквозняков, чтобы ими не выветривались полезные эфирные масла. И не забывайте своевременно кормить своих зелёных питомцев! Пока ребенок маленький и не умеет передвигаться, он только наблюдает за цветами. Но приходит и время, когда малыш начинает ползать, ходить, вставать, дотягиваться до подоконника или тумбочек, подставок, столиков, где могут стоять вазоны с цветами. В этот период времени малышу интересно подергать за листики и цветочки, оторвать и взять в рот, толкнуть вазон или потянуть его на себя. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате, где легко доступны вазоны с цветами. Поменяйте временно тяжелые керамические горшки на подоконниках на пластиковые, чтобы избежать травмирования в случае, если ребенок потянул вазон на себя. Напольные вазоны лучше выбирать потяжелее, чтобы ребенку трудно было его перевернуть.
Малыш и его цветок
Цветы в комнате — это всегда красиво. А если малыш уже вступил в возраст «почемучек», то ему наверняка будет интересно понаблюдать за тем, как растет цветок, а уже с 3-4 лет он может и сам попробовать его посадить. Комнатными растениями занимаются круглый год — и летом, и зимой, а значит приступать к работе можно в любое время, и тем более весной. Проще всего подключить малыша к процессу выращивания растений и уходу за ними, если мама сама большая любительница цветов. Тогда достаточно будет отщипнуть у уже имеющихся в доме растений несколько черенков, поставить их в воду, дождаться появления корешков, после чего посадить отростки в горшок. Хорошо черенкуются вьюны, плющ, пеларгония (герань), традесканция и др. Но так как не все комнатные растения допускают размножение черенкованием или взять черенок просто негде, за новым цветочком, скорее всего, придется отправиться в специализированный магазин, где маме и малышу предложат на выбор семена или уже готовый горшечный цветок.
Ассортимент семян комнатных растений очень широк. Можно выбрать цветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, ампельные, а также суккуленты и кактусы. Однако вырастить из семечка цветок под силу далеко не всем, тем более, если цветовод и сам еще крошка. Так как неудача вообще может отбить у малыша желание заниматься цветоводством, лучше для начала выбрать самые неприхотливые растения. Например, бальзамин (в народе его называют Ванька Мокрый и Огонек), колеус (Домашняя крапивка с очень интересной окраской листьев), абутилон (Комнатный клен с крупными колоколообразными цветками различной окраски), мимоза стыдливая. Особенность мимозы в том, что когда дотрагиваются до ее листьев, похожих на папоротник, они тут же складываются, прижавшись к черешку, и наклоняются вниз. Если растение не трогать, то спустя некоторое время листочки-недотроги постепенно принимают свой обычный вид. Еще один вариант — купить малышу готовое растение. Выбирая «детский» цветок, предпочтение отдайте самым выносливым и не слишком требовательным в уходе растениям. Например, каланхое, фиалка, хойя (Восковой плющ), сансевиерия (Щучий хвост или Тещин язык), кактусы, суккуленты. Стоит иметь в виду, что купленные в магазине горшечные цветы (в первую очередь импортные) требуют пересадки, так как продаются они не в горшках с землей, а в специальных контейнерах с питательным субстратом. В таком виде цветок хорошо переносит транспортировку и пребывание в магазине, но дома (максимум через неделю после покупки) он обязательно должен поселиться в своем собственном горшке, иначе может погибнуть.
Для пересадки цветка понадобятся горшок, питательный грунт и дренаж. Начнем с цветочного горшка. Он должен соответствовать по размеру и форме выбранному цветку. Ведь для одних растений (со стержневой корневой системой) нужны узкие и глубокие емкости, а для других (с поверхностной мочковой корневой системой) — наоборот, для хорошего роста подходят только мелкие и широкие горшки. Здесь лучше всего посоветоваться с продавцами-консультантами. Что касается дизайна, то ребенку, безусловно, понравятся горшки, похожие на игрушки. Например, это может быть фигурка кенгуру, в сумке которого и будет расти цветок, или щенок, который «грызет» горшок-ботинок. Это могут быть и веселые лягушки или забавные котята, держащие в своих лапках емкости для цветка в виде кувшинки или «деревянного» ведерка. Можно соорудить целую цветочную композицию, если купить композиционный горшок. Например, красиво смотрится цапля, стоящая на одной ноге посередине «болота», которое собирается на общем поддоне из отдельных емкостей различного размера. Для вьющихся и ампельных растений хорошим вариантом будет цветочное кашпо, которое можно повесить на стену. Есть множество цветочных горшков, оригинально расписанных художниками вручную, но можно купить и самый простой керамический неглазурированный горшок и дать возможность ребенку раскрасить его самостоятельно, после чего покрыть лаком, украсить аппликацией из пуговиц, бусин, тесьмы, ленточек. Такой горшочек уж точно будет единственным и неповторимым.
В интерьер детской органично впишется напольная подставка под цветы малышовой тематики. Ребенок наверняка обрадуется, если в его комнате появится «деревце», на «ветвях» которого располагаются горшки с цветами, или поселится настоящий гном — цветочные горшки он держит в руках, а еще парочку растений можно поставить в напольные держатели рядом с его ногами. Главное, чтобы подставка была устойчивой. Итак, определившись с емкостью для цветка, нужно купить для него питательный грунт. Сейчас есть возможность подобрать специализированный грунт для каждого вида комнатных растений: для цветущих, для декоративнолиственных, для роз, бегоний, пальм, кактусов и т.п. В отличие от уличной земли, покупные почвосмеси подвергаются специальной промышленной обработке и потому гарантируют отсутствие в них личинок насекомых, экскрементов животных и других вредных примесей и мусора. Кроме того, в них в нужных пропорциях подобраны все необходимые питательные вещества (макро- и микроэлементы), благодаря чему посаженные цветы хорошо растут и долго не нуждаются в подкормках. Прежде чем наполнить горшок землей, на его дно нужно уложить дренаж из керамзитовых камушков. Ими же можно украсить территорию вокруг цветка, посыпав их сверху. Кстати, специально для этих целей используется цветной дренаж. Попросите малыша вам помочь, пусть он сам выложит разноцветными камушками землю под цветком.
Вот цветок и посажен. Но чтобы у крохи не пропал интерес к нему, растение можно «оживить», подселив к нему маленького «жителя». Речь идет об украшениях для комнатных цветов, которые можно вставлять в землю, прикреплять к листьям растения или цеплять за край цветочного горшка. Таким образом, в цветке может поселиться маленькая райская птичка, бабочка, божья коровка, улитка, гномик, эльф или Дюймовочка. Некоторые декоративные керамические фигурки являются еще и увлажнителями, осуществляя капельный полив цветка. Для этого в фигурку нужно налить воды и воткнуть ее в землю — растение будет получать влагу, поступающую из основания «игрушки». Декоративные подвязки в виде гибких (гнутся в любые стороны, фиксируясь в заданном положении) фигурок фламинго, ящерицы, обезьяны или лягушки не только украсят горшок с цветком, но и позволят при необходимости аккуратно закрепить растение на поддержке, чтобы оно всегда было в нужной форме, не наклонялось и не искривлялось. Цветок с подсаженным к нему игрушечным персонажем — не просто красивый элемент интерьера, но и хитрый родительский ход. Так у ребенка появляется еще больше стимула следить и ухаживать за растением. Ведь если оно погибнет, лягушка, жучок или бабочка тоже очень расстроятся, а лишать их зеленого домика, конечно же, никто не захочет. Кстати, среди продающихся горшечных растений нередко можно встретить кактусы с приклеенными к ним глазками, носом, ротиком, благодаря чему они сами становятся одушевленными для ребенка. А быть ответственным за живое существо (пусть пока это всего лишь цветок) дает возможность малышу почувствовать себя взрослым человеком.
Чтобы крохе было удобно самостоятельно поливать свой цветочек, купите ему маленькую леечку. Для домашних растений лучше выбрать лейку с длинным узким носиком, чтобы поливать можно было под самый корень и маленькой струйкой. Для самых юных цветоводов, кроме обычных, предлагаются пластмассовые лейки в виде игрушечных длинноносых рыб, слоников, птиц. Такая яркая и нарядная лейка может обитать на подоконнике рядом с цветком, не портя внешний вид окна. Можно приобрести и маленький (на 100-200 мл) цветной опрыскиватель. Работать им малышу будет совсем не сложно и доставит удовольствие. Летом комнатные цветы можно выносить на балкон, а можно в балконных ящиках вырастить из семян красивые низкорослые однолетники: бархатцы, петунию, иберис, цинерарию (это декоративная зелень серебристого цвета). В качестве балконных цветов хорошо высаживать и клубнелуковичные: бегонии, анемоны, фрезию и т.п.
Альтернативой комнатному цветку может стать флорик. Для тех, кто не знает, — это «живая» игрушка, которая изготавливается вручную в виде фигурки человечка (например, домового) или забавной зверюшки (чебурашки, собачки, котенка, лягушонка и т.д.). Флорик набит опилками хвойных пород и семенами газонной травы, его нужно регулярно (дважды в день) поливать, и тогда через два-три дня у него на голове начнет расти травка в виде волос или мохнатой шерстки, а через неделю уже вся фигурка будет «лохматой». Вот увидите, какой радостью засияют детские глаза, когда малыш увидит первые проклюнувшиеся травинки на голове у «волосатика». Так как растительность поднимается быстро и дружно, шерстка или прическа получается густой и красивой, а у ребенка появляется азарт, знакомый каждому цветоводу, — наблюдать за бурным ростом травы и за изменением внешнего вида своего нового друга, ухаживать за ним, чтобы он становился еще лучше, это же так интересно! Примерно через неделю травка достигнет 8-10 см в длину, и с этого момента ее нужно начать подстригать, чтобы игрушка всегда была «опрятной». Стрижку (конечно же, под чутким руководством родителей) можно доверить и ребенку — ему это занятие наверняка понравится. Кстати, отстриженными травяными «волосками» с удовольствием полакомятся живущие в доме кот, черепашка или попугай. Особенно зимой и в начале весны животным так не хватает зеленой травки.
Чтобы флорик радовал глаз как можно дольше, ему нужно обеспечить правильный уход в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции. Так, сначала купленную игрушку нужно на 10 часов полностью погрузить в воду комнатной температуры. В дальнейшем флорик должен стоять на блюдечке в светлом и теплом месте. Для него одинаково недопустимы пересушивание, переувлажнение, а также механические повреждения. Если в ближайшем магазине такой забавной игрушки не оказалось, можно попытаться сделать ее для малыша самостоятельно. Для этого понадобится эластичный гольф, носок, чулок или часть женских колготок. Отрезав заготовку необходимого размера, ее нужно плотно набить на 2/3 опилками (нижний слой) и на 1/3 — семенами газонной травы (верхний слой), после чего крепко завязать. При этом можно сформировать у флорика ушки, носик, лапки, разрисовать мордочку водостойкими красками или украсить аппликацией — наклеить глазки, нос, повязать на шею бантик и т.д. Травяной волосатик готов! При хорошем уходе и заботе малышовая оранжерея из домашних цветов непременно будет разрастаться. Что ж, всегда приятно поделиться растением, выращенным своими руками. Например, можно постараться вырастить цветок специально ко дню рождения бабушки или подарить его тете, а кактус будет хорошим «мужским» подарком для папы. Наверняка и в детском саду воспитатели обрадуются подарку из горшечных цветов, тем более что дарить такие цветы уже стало популярным и очень модным явлением. Да и самому малышу будет приятно, что в группе растут ЕГО цветы. Ну а садовской подружке или другу на день рождения можно подарить флорика.
Огородничаем дома
Домашнее огородничество — занятие не только увлекательное, но и практичное, особенно если нет настоящего огорода. Ведь все, что вырастит малыш, пойдет в дело! Пряная зелень и овощи с домашней детской грядки будет есть и нахваливать вся семья. Для детского огородика желателен уже не цветочный горшок, а пластиковый ящик, питательный грунт для овощных культур и семена. Например, семена укропа, петрушки, салата — эта зелень растет довольно быстро, и при этом она неприхотлива в уходе. Особо терпеливым маленьким огородникам (вместе с мамой, конечно) будет вполне под силу в домашних условиях вырастить огурчики-корнишоны или маленькие помидорчики. Выбирая семена огурцов, нужно помнить, что для домашнего огорода подойдут только партенокарпические сорта, не нуждающиеся в опылении (например, «Домашний кустовой» или «Берендей»). Что касается томатов, то они должны быть карликовыми (супердетерминантные сорта с высотой куста 20-30 см) или низкорослыми (детерминантные сорта с высотой куста до 1 м). У домашних томатов маленькие (по размеру напоминающие вишню), очень вкусные плоды. Например, попробуйте вырастить красноплодный томат «Пиноккио» или желтоплодный сорт «Золотой дождь».
Если в доме живет кошка, предложите ребенку специально для нее посадить витаминизированную «кошачью травку» — такая семенная смесь также продается в магазинах. Выращенную травку четвероногому любимцу полезно есть свежесрезанной или в измельченном виде ее добавляют котику в тарелку, смешав с основным кормом. Быстро увидеть результат своих огородных стараний малыш сможет, поместив в банку с водой обычную луковицу. Наклейте на нее из самоклеящейся бумаги глазки, ротик, носик — вот в банке и получился… Чиполлино! Подождать нужно всего несколько дней, и у луковицы появятся корешки, а еще через пару дней начнут расти зеленые луковые волосы. За Чиполлино тоже нужно ухаживать: регулярно подливать ему воду, которую он «пьет», при необходимости менять ее, чтобы она не застаивалась. Конечно же, за такое к себе отношение Чиполлино с радостью поделится с малышом стрелкой своих зеленых волос, чтобы он покрошил лучок себе в суп или салат.
В магазины для садоводов и огородников в преддверии весенней (и осенней) посадки в продажу поступает лук-севок. Покажите его малышу, пусть он сравнит эти маленькие, диаметром всего до 2 см, «луковки-детки» с большой «луковицей-мамой». Кстати, можно купить севок разных сортов — кроха будет удивлен, оказывается луковки могут быть не только привычного желто-коричневого цвета, но и абсолютно белыми (сорт Вайт Сильвермун) или красными (сорт Ред Барон). Разные они и по форме — одни луковки округлые (Штуттгартер Ризен), другие вытянутые (сорта Стурон и Центурион). Малыши такие фантазеры — попробуйте вместе придумать какую-нибудь сказочную луковую историю и разыграть ее, тем более что главные «персонажи» у вас уже есть. Пусть финал сказки логично подведет к посадке луковиц, ведь лук-севок тоже очень хорошо (и главное — быстро!) растет дома. Малыш сам со всем справится — пусть в ящике с грунтом он наметит бороздки, сделает углубления и посадит луковки в землю, присыплет их и польет из лейки. Совсем скоро можно будет наблюдать первые зеленые всходы.
Огородничаем на грядке
Когда наступает весна, владельцы садово-огородных участков вовсю готовятся к новому посадочному сезону. А почему бы, отправляясь в специализированный магазин для садоводов и огородников, не взять с собой малыша? Кроха может найти здесь много интересного для себя… И кто знает, может быть, вскоре у него появится новое увлечение — разведение цветов, а возможно, он даже порадует вас собственноручно выращенными овощами. В любом случае, в процессе огородного творчества малыш узнает, как растут растения, откуда на них берутся цветы и плоды и что для этого нужно делать. Если есть собственный участок, то малыша можно подключить к совместному выращиванию на домашнем огородике рассады. Обязательно показывайте ребенку все этапы подготовки семян, их высадки и т.д. Например, очень интересно наблюдать за тем, как проклевываются семена огурцов или фасоли. Налейте в блюдце немного теплой воды и положите туда завернутые во влажную ткань или салфетку огуречные семечки или бобы. Примерно через два-три дня семечко разбухнет, чуть раскроется и из него покажется маленький бело-зеленый росточек (главное — своевременно смачивать ткань, чтобы семена не высохли). Купив в магазине готовую рассаду, малыш заметит, что зеленые растеньица — будущие перцы, томаты, огурцы, капуста — поднимаются буквально не по дням, а по часам, и при этом видно, как они поворачиваются в сторону света, подставляя свои листики солнышку. Для рассады понадобится соответствующий питательный грунт, сборно-разборные ящики для рассады, торфяные горшочки или торфоячейки (высаживать рассаду в открытый грунт можно прямо в них, что очень удобно).
С приходом дачного сезона маленьким садоводам и огородникам можно развернуться в полную силу. Выделите ребенку его собственную грядку, пусть он посадит на ней всего понемногу, но разного. Воткните в землю пластиковые маркеры, на которые предварительно наклейте картинки, вырезанные из пакетиков из-под семян. Пусть кроха сравнивает то, что получается у него, с тем, что нарисовано на картинках. Детскую грядку можно и огородить — пусть это будет исключительно малышовая территория. В магазинах продаются невысокие пластиковые заборчики разных цветов, они стоят не дорого, а выглядят красиво. Некоторые семенные компании-производители предлагают специально для детей наборы семян серии «Детская грядка». Сюда собраны самые неприхотливые и одновременно с этим интересные и полезные растения. Редис, зелень, салат, маленькие декоративные тыквочки, миниатюрные патиссоны и кабачки, горох, фасоль, морковка, однолетние цветы. Кстати о морковке. Чтобы малышу было удобней (и интересней!) ее сажать, купите морковь на ленте. Крохе нужно будет всего лишь сделать во влажной земле неглубокую бороздку, разложить в ней размотанную ленту с втесненными в нее семенами, слегка вдавить ее в грунт, присыпать землей и полить. При регулярном и обильном поливе примерно через 14 дней можно ждать всходов. А еще крохе понравится управлять ручной сеялкой. Засыпав в ее пластиковый барабан семена, сеялку нужно просто прокатить по грядке, держа за ручку (как игрушку-каталку) — семена будут падать в землю на определенном расстоянии друг от друга. Очень быстро и просто сотворить с малышом цветущую и благоухающую клумбу, если купить рассаду уже цветущих растений — достаточно посадить цветы в землю и можно сразу любоваться результатом.
Для работы в саду у малыша должен быть свой собственный инвентарь — ведь он же настоящий огородник! Конечно же, можно дать ему пластмассовые грабельки, совочек, ведерко из песочного набора — в принципе, ими тоже можно копать. Но если уж грядка настоящая, семена настоящие и растения настоящие, то и инструменты должны быть настоящие, то есть функциональные. Для детей в ассортименте магазина можно найти металлические лопатки, грабельки, совочки и тяпочки — маленькие, с красивыми цветными рукоятками (деревянными, пластиковыми, прорезиненными), которые удобно держать в детской руке. Небольшая (объемом не более 1-1,5 л) садовая лейка для юного огородника тоже обязательна. Она может быть пластмассовой или оцинкованной, по форме точно копирующей лейки, которыми работают родители или бабушка с дедушкой. Дополнить набор можно детской садовой тачкой — она точно такая же, как и у взрослых, только уменьшенного размера. На ней кроха сможет возить все что угодно. Например, можно помочь бабушке, увозя с участка сорняки, спиленные ветки и другой садовый мусор. Если нужно подсобить деду, малыш сможет подвезти ему немного земли или песка для новой грядки или клумбы. Ну а когда придет время сбора урожая, то в тачку можно загружать овощи и фрукты. А еще малыши любят катать своих кукол и мишек, так что простаивать без дела тачка не будет. Приобщение малыша к выращиванию цветов и овощей, к работе в саду расширяет его кругозор, развивает любознательность и наблюдательность, воспитывает аккуратность и терпеливость, чувство ответственности и трудолюбие. Главное — делать все без принуждения, в игровой форме, и обязательно нужно как можно чаще хвалить малыша за любые его инициативы и достижения. Хорошего урожая вам и вашему малышу!
Собираем гербарий
Когда малыш немного подрастет, можно предложить ему собрать коллекцию увиденных цветков и лепестков в гербарий. Для этого цветы можно засушить под прессом или прогладить через бумагу несколько раз утюгом. Не забудьте подписать все ваши растения. Начинать собирать гербарий лучше с самых простых, известных ребенку растений. Для сбора подойдут как листья от деревьев, так и цветы и травы (ромашка, подорожник, тимофеевка, клевер). Для детей младшего возраста можно изготовить осенний гербарий из ярких желтых и красных листьев, и на каждой странице в альбоме сделать красивую композицию. С детьми постарше, желательно каждый собранный экземпляр подписать. А травы лучше высушивать с корнями, для наглядности. Сушить листья и цветы для гербария можно двумя способами:
1. Сушим в газетах. Аккуратно расправив листья, разложите растения между старых газет. Старайтесь придать растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна нижняя сторона. Сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще по несколько листов газетной бумаги или бумажные салфетки для впитывания влаги. Сверху сооружение придавите чем-нибудь тяжелым, например несколькими большими книгами. Сохнуть травы и цветы будут около двух недель. Каждые 2-3 растения перекладывают новыми бумажными салфетками, чтобы они не загнили.
2. Сушим при помощи утюга. Заверните лист в салфетки и газеты и прогладьте несколько раз не слишком горячим утюгом. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру с утюгом 3-4 раза до полного высыхания растения.
Как оформить альбом с гербарием? Также есть два способа:
1. По научному. На листы формата А3 прикладывается высушенное растение и аккуратно приклеивается тонкими полосочками белой бумаги или пришивается нитками в нескольких местах. Рядышком размещаются семена в пакетике и этикетка, где написано название рода и вида растения на русском и латинском языках, место и время сборки. Гербарии прокладываются пергаментными листами и собираются в папку-скоросшиватель.
2. Любительский гербарий для детей. Можно приклеить или пришить листья и травы к альбомным или картонным листам, а те в свою очередь поместить в прозрачные файлы и в папку — скоросшиватель. Удобно и красиво смотрятся листья и цветы в магнитных альбомах для фотографий. Ребенок сам сможет красиво разложить листья и оформить такой альбом. Если растение большое, то его можно разместить на листе фрагментами: часть стебля, корень, лист, цветок и семена в пакетиках. У трав и цветов с длинным стеблем (например, у злаков) еще до засушки этот стебель не обрезайте, а несколько раз согните, чтобы получились острые углы. Можно разместить рядом картинку или фотографию растения целиком, особенно если это дерево или кустарник. Помогите ребенку написать правильно название растения название растения.
Нас находят так:
- вазон рождественская звезда опасна для детей
www.myflora.in.ua
Проект "Мир Растений" для детей старшего возраста
Департамент образования города Москвы
Юго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2115»
ПРОЕКТ
«Мир растений»
для детей старшего возраста
Авторы проекта:
Воспитатели Исаева Е.А
г. Москва
2015-2016 г.
Авторы проекта
Воспитатель:
Исаева Елена Анатольевна
Педагогический стаж - 7 лет
Введение
В настоящее время проблема взаимоотношения человечества со средой существования получает особую актуальность. Причиной тому является набирающий темпы научно-технический прогресс, который неизбежно ведет к нарушению равновесия между обществом и природой.
Большую роль в воспитании экологически грамотного человека играет экологическое образование, которое должно формировать экологическую культуру личности.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическая культура дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Этот процесс должен осуществляться на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего окружения: территорией и помещениями детского сада, лесом, парком, озером, природой родного края.
Педагоги должны учитывать историко-географические и этнографические особенности родного края, ведь объекты его живой и неживой природы наиболее доступны для понимания ребенка. Природа родного края является естественной средой его обитания с раннего детства, и именно с нее должно начинаться познание ребенком окружающего мира.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: Мир растений
Авторы проекта: Исаева Е.А.
Продолжительность проекта: два месяца (сентябрь, октябрь).
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 5 лет.
Проблема проекта: какие условия необходимы для нормального роста растений?
Цель проекта: экологическое развитие детей дошкольного возраста через активное познание окружающего мира на основе овладения навыками практического и вербального исследования объектов неживой природы.
Задачи проекта
Для детей:
-
Вызвать интерес к разнообразию растений, учиться обследовать их и называть свойства (крепкие, гладкие, красивые).
-
Получить представление о том, что растения бывают комнатные и садовые.
-
Развивать познавательный интерес к миру природы.
-
Научиться классифицировать растения по разным признакам.
-
Развивать интерес к работе с растениями.
-
Развивать умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
infourok.ru