Лекарственные растения для дошкольников. Сценарий развлечения для дошкольников «Лекарственные растения»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проект для старших дошкольников "Лекарственные растения". Лекарственные растения для дошкольников


Проект для старших дошкольников "Лекарственные растения"

Проект

«Лекарственные растения»

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом

Цель проекта: 

создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

    уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

 Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

 Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта:

- по содержанию: познавательно - игровой;

Сроки выполнения проекта: июнь – август

Методы проекта:

  • Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия

  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.

Содержание проекта:

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор методической и художественной литературы.

 Создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

 Изготовление пособий.

 Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

 Разработка бесед,  викторины.

Составление плана мероприятий.

2.Реализация проекта.

 I этап.

1.  Беседа « Лекарственные растения ».

выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (Презентация «Лекарственные растения»)

2. Игра «Съедобное - несъедобное»

 научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

 упражнять детей в узнавании лекарственного растения по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

  • Чтение отрывков из рассказа  «Огород на опушке» А. Стрижева.

  • Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

  • Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

  • Н. Павловой «Загадки цветов»,

  • А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

  • Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательско - поисковая деятельность:

  1. «На участке ищем полезные растения»

  2. «Где лучше посадить растения?»

  3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

 познакомить детей с ядовитым  лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы  познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы ,листья

Мать - и - мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

 познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.  учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.  

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.  учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» - рисование.  учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

 расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие  календулы, лука».

7.Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

В. Моцарт «Цветы»

П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

 расширять знания детей о лекарственных растениях, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное  и доброе отношение  к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

 закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск  плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

3.Обобщающий этап

1. Создание книжки – малышки

 составить своеобразную копилку  лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). Книга иллюстрируется детскими рисунками.

2. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав»

3. Составление гербария «Лекарственные растения»

4. Беседа «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав

5. Подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта

Вывод:

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают  нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми  по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений),   вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

infourok.ru

                Детям о лекарственных растениях

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники.  Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас  аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

 

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным растениям?

Многие лекарственные растения известны детям с самого  детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

                    А как зовут траву?       (Крапива)

 

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттенок.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

 Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки?  Одуванчик очень похож на солнышко.

Стихи о солнышке для детей

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют « эликсиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Подорожник

 

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Истолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях  верхних    дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

 Мать-и-мачеха

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать- и - мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

 Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

 

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

 Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк..  Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

  Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

 

 

                                                                Воспитатель: Фёдорова Л.А.

 

fedorova-svetlyachok-ds3.edumsko.ru

Сценарий развлечения для дошкольников «Лекарственные растения»

prezentaciya-master-klassa-po-netradicionnoj-texnike-risovaniya-klyaksografiya-nitochkojЗвучит музыка А. Вивальди «Лето» фрагмент».Ведущая: Быстро и незаметно приближается лето. Небо становится светлее и выше. Птички поют. А какой замечательный воздух в лесу. И что только не растет в наших лесах. Ребята, а вы знаете какие растения можно встретить в лесу?Дети: разные цветочки, травка.Ведущая: Правильно! Ребята цветы служат не только украшением леса, некоторые из них являются лекарственными. Ребята, а как бы нам узнать какие растения являются лекарственными? (дети отвечают).Ведущая: Правильно. Можно прочитать специальные книги, спросить об этом у взрослого человека.. А еще можно спросить у Доктора Айболита. Давайте его позовем.В зал под аплодисменты входит Доктор Айболит.Айболит:

Я известный, добрый врач,Чуть услышу детский плач,В ранний час и полночь,Поспешу на помощь,Я лекарства вам несу,Все они растут в лесу.

(Доктор Айболит раскрывает свой врачебный чемодан. Выкладывает свои запасы).Айболит: Ребята, это мои травки я сам собирал их в лесу все лето. А теперь хочу вам помочь, если вы в этом нуждаетесь. У кого, что болит, прошу подходите.Ребенок: Доктор, у меня плохой аппетит, как мне быть?Айболит: Вам поможет корень одуванчика. Вот посмотрите, какой он (показывает). Одуванчик выходи — танец нам спляши!(Выходят несколько одуванчиков. Читают стихи)

Пушистый желтенький цветокУ него полезный сок.Листья хороши в салате,Настойку корня вы добавьте В суп и даже в винегрет,Вкусный будет весь обед!Вот рецепт для аппетита,По совету — Айболита.

(На любую польку исполняется танец одуванчиков)Одуванчик: Вот возьмите капли, и будите здоровы (дарит ребенку капли).Айболит: Кто- то нуждается еще в моей помощи?Ребенок: Доктор, это не у меня болит! Я переживаю за свою бабушку, у нее болит сердце.Айболит: Твоей бабушке обязательно помогут капли ландыша. Посмотри, какой это запашистый цветок.Дети:

Родился ландыш майским днем,И лес его хранит.И кажется, его задень,Он нежно зазвенит.И этот звон услышит луг,И птицы и цветы вокруг.(исполняется танец ландышей)

Ландыш: (подходит к ребенку):Из наших цветочков делают капли успокаивающие сердцебиение. Возьми для своей бабушки.

Айболит: Ребята, давайте немного отдохнем и отгадываем загадки.

1.Не всегда в лесу найдешь-Пойдем погуляем и встретимСтоит колючая, как ежЗимой в платье летнем (Ель)2.Бусы красные висятИз кустов на нас глядятОчень любят бусы этиДети, птицы и медведи (малина)3.Белые пятна на шапочке краснойОн для детей чрезвычайно опасенЗдесь не к чему нам сомненья и спор-Это же гриб, а точней…(мухомор)4.Какую траву знают все? (крапива)5.На поляне под соснойМного ягоды леснойТы под листик загляниДа ведь это…(земляника)

(вдруг выбегает Бабушка Яга)

Баба яга: Добрый день, детишки! Приветствую Доктор Айболит!Айболит: Здравствуй Бабушка Яга! Зачем к нам пришла?Баба Яга: Я очень изменилась, стала хорошей, доброй. Сейчас я вам это продемонстрирую.(Исполняется песня И. Пономаревой.)Баба Яга: Теперь верите? Я самая добрая на свете Баба Яга. И к тому разбираюсь во всех травках, которые растут в наших лесах. Вот я знаю от каким болезней помогает тысячелистник. А вы знаете? (ответы)Баба Яга: Правильно! Это тысячелистник. А помогает он при заболевании желудка!Айболит: Молодец Бабушка! Все ты знаешь.Баба Яга: Да я такая, я храню старинную волшебную книгу «Тайны леса» — а там все знания.Я могу узнать травы по , запаху, вкусу. Хотите я вас потренирую.Дети: Конечно хотим.(Баба Яга проводит конкурсы).1.Угадайте какое варенье в баночке?2.Угадайте какие засушенные ягоды и листья.3.Назвать ягоды, цветы и травы на корешках.4.Расскажите от каких болезней помогают травы,ягоды показанные на рисунках.(подводятся итоги).В зал вбегает мамочка со своей дочкойДочка (плачет): Не хочу пить я эти горькие таблеткиМама: Обязательно нужно выпить, чтобы не болетьДочка: Не буду, сказала не буду.Мама: У моей девочки ангина, но она ни как ни соглашается пить таблетки. Подскажите, что делать?Доктор Айболит:— Вот вам трава шалфея и листья эвкалипта. Заварите и поласкайте горло. А еще можно поласкать настойкой из цветов календулы. Это такие красивые оранжевые цветы. Вот посмотрите какие они.(Рассматривают картинки.)Баба Яга: Девочка, нужно слушаться маму, мамочка плохого не посоветует. Я тебе приготовила чай попробуй какой вкусный.(Дочка пьет чай.)Дочка: Мамочка! Ура все прошло.Мама:— Как я рада! Спасибо, мои дорогие. Никогда не забуду вам, вашей доброты.Ведущая: я вас приглашаю поплясать.(Проводится общая пляска «Старинная полька».)Баба Яга: Молодцы, ребята, умеете вы поднимать настроение. А летом я вас приглашаю к себе лес. Придете? (Дети отвечают.)Ведущая:— Наши дети очень любят лес. Знают как вести себя в нем . А сейчас они споют песню, которая так и называется «Здравствуй лес».(Пока дети плясали и пели, Баба Яга приготовила сюрприз.Заварила чай из целебных трав, наварила варенье из лечебных ягод и накрыла стол.)Баба Яга: Пожалуйте, дорогие ребятишки, Доктор наш любимый, родители, воспитатели –за стол. Угощаю от всего сердца.(под музыку переходят в другое помещение и пьют чай.

Автор: Шартон Анастасия Викторовна,воспитатель,МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида, г. Киселевск, Кемеровская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта