Методическая разработка занятия "Лекарственные растения". Лекарственные растения занятие
Занятие «Лекарственные растения»
Разделы: Внеклассная работа
Аннотация
В данной методической разработке содержатся конкретные материалы по организации и проведению занятия “Лекарственные растения” в форме фитогостиной в объединении “Цветоводство” МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки для детей среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.
Методические материалы могут использовать педагоги дополнительного образования объединений научно-естественной направленности учреждений дополнительного образования и учителя биологии ОО.
Введение
Среди разнообразных форм занятий с учащимися объединения “Цветоводство” особое место занимает фитогостиная, которая проводится как обобщающее занятие по теме “Лекарственные растения”. Логика данной формы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова “фитогостиная”: это комната, напоминаюшая маленький уголок природы, где принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приёма гостей для свободного общения на основе их заинтересованного, заботливого и ответственного отношения к окружающей природе, её разнообразной флоре. Гости рассказывают истории, приводят интересные факты, организуют игры, викторины, и все участники общения стремятся к самовыражению и творчеству.
Гостей иногда угощают, поэтому фитогостиная включает фитобар с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. Летом ребята собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в зимний период обострения различных вирусных заболеваний заваривают травяные чаи и коктейли. “Знатоки-бармены” показывают, как это надо делать и угощают всех гостей заранее приготовленным и настоявшимся ароматным фиточаем.
Основная часть
Цель занятия: развивать интерес и любовь, ответственное и заботливое отношение к окружающей природе.
Задачи:
- обобщить знания по теме “Лекарственные растения”;
- научить учащихся бережному общению с природой;
- познакомить с жизненным кредо достойного человека по отношению к природе;
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.
Материалы: мультимедийное оборудование, лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, фиточаи, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся, костюмы для постановки сказки.
Ход занятия
На экране – надпись “Сохранить природу – сохранить жизнь”.
Звучит нежная мелодия.
Педагог. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились в фитогостиной, где поговорим о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. В нашей гостиной вас ждёт много необычного. Организуя её, мы проявили творчество и фантазию, чтобы всем было интересно. Устраивайтесь поудобнее и послушайте вначале вот такую историю.
На экране – слайды-иллюстрации к следующему повествованию, которое учащиеся озвучивают по ролям:
За горами, за лесами, за широкими морями, Не на небе – на земле жил-был царь в одной стране. Дочь царя – красну-дивчину извела совсем кручина. Царь-отец созвал совет: как царевну, белу-свет, От болезни сей избавить, крепко на ноги поставить? И был дан ему ответ: съездить в “Царство тыщи лет”, По – соседству что с горою, омываемой водою, называемой живою.
Тут же дали клич народу: кто отправится в дорогу, Привезёт живой воды из Курдюмочки-реки, В жёны тот возьмёт царевну и пол-царства непременно! Этот клич Иван услышал, пораздумал, поразмыслил И решил минут за пять своё счастье испытать. У Ивана был дружок, звавшийся Конь-Горбунок. - Эй, Конёчек-Горбуночек, собирайся в путь, дружочек! Мы поедем в град-столицу добывать живу-водицу, Чтоб царевну излечить и полцарства получить.
Взял он склянку для воды, каравая для еды, Потеплее приоделся, на коньке своём уселся. Ехал долго по горам, про долинам и лесам. Вот конёк по косогору поднимается на гору - На горе той град стоит с голубыми куполами, Пятиглавыми церквами. Старца встретил у ворот... Наш Иван с конька спустился, низко Старцу поклонился И с вопросом обратился: надобно идти куды, чтоб набрать живой воды? И тут Старец отвечает: у подножия горы та речушка протекает. Попрощавшись, как умел, на конька Иван тут сел И с горы тотчас спустился, у Курдюмки очутился.
Там царило запустенье... Вид унылый был кругом: Гибли чахлые растения, и ржавел металлолом, Кучи сора неопрятны попадались им везде, Подозрительные пятна расплывались по воде. - Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? - Говорит ему Конёк. - Сомневаюсь я, дружок, Впрямь ли раны заживит, долгим веком наградит Эта мутная водица? Есть ли в ней такой живица? Но что велено, исполнил, склянку он водой наполнил. Свистнул, будто витязь знатный, и пустился в путь обратный.
Стало быть, на день восьмой приезжает он домой. Царь с крыльца к нему бежит, весь волнуется, дрожит. А Иван с конька слезает и преважно отвечает: - Вот тебе жива-водица, что излечит царь-девицу. В руки кубок дочь взяла, к алым губкам поднесла, Лишь немного пригубила и глаза свои закрыла, И без чувств тут же упала на шелковы покрывала. Ах, какой тут шум поднялся, ведь совет не оправдался! Вмиг Иванушку схватили и в темницу заточили. Горевать Иван пустился, но тут Старец объявился.
Прямиком прошёл к царю и сказал речь такову: - Вы Ивана отпустите, а затем его простите. Не хотел он делать зла, без него беда пришла. Речку ту всю захламили и водицу отравили. А Иван не знал о том, так что он тут ни при чём. Но печалиться не должно, разбудить царевну можно. Средство есть – трава душица, зверобой и медуница, Земляника и черника, и календула, брусника, Чистотел, полынь, калина, Иван-чай, чабрец, крапива. Травы где найти такие, знают отроки младые. И о том они для нас поведут сейчас рассказ.
Появляется музыкальный фон – птичьи голоса.
Далее учащиеся объединения рассказывают о лекарственных растениях.
Педагог. Из того, что рассказали ребята, можно составить следующую
Памятку по сбору трав.
Текст выступления учащихся - приложение 2
- Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете, отличаете их от других, близких видов.
- Сбор лекарственных растений необходимо производить только в хорошую сухую погоду.
- Нельзя складывать в одну тару одновременно несколько видов растений.
- Большинство лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются некоторые биологически активные вещества.
- Нельзя засорять сборы механическими примесями: землёй, песком и т.д., и нелекарственными частями собираемых растений.
- Не следует туго набивать корзины или мешки, так как сырьё самосогревается и действующие начала в растении частично разлагаются, по той же причине нельзя оставлять собранные растения на ночь не разложенными, в пучках.
(памятка – раздаточный материал для учащихся)
Выступающие занимают свои места.
Педагог. А сейчас давайте досмотрим нашу историю.
На экране - заключительные слайды.
Тут букет целебных трав наш Иван к лицу поднёс Девицы. О! Старец прав: щёки стали цвета роз, Веки дрогнули, вздохнула, стала краше, чем была, Открыв очи, улыбнулась: “Как же долго я спала!”
Педагог. Вот такой счастливый конец у нашей истории. Да, в самом деле лекарственные растения творят чудеса.
А в нашей фитогостиной - новый гость!
Появляется Доктор Нехворайкин.
Доктор. Всем доброго здоровья!
Доктор. Лес, как сказочное царство: там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить – я могу вас научить.
Спрашивайте, я отвечу на все ваши вопросы.
1 обучающийся. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор. Ответить на этот вопрос поможет вот такая загадка.
Он знаменитый, золотой, Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел.
Что это?
Дети отгадывают, и на экране появляется одуванчик.
Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.
2 обучающийся. Доктор, я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?
Доктор.
Золотая середина И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом?
Дети отгадывают, и на экране появляется лекарственная ромашка.
Совершенно верно, это ромашка. И запомните:
Если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар.
А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.
На экране появляется тысячелистник.
Доктор. Поможет вам тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько? 10, 20 или тридцать?.. Тут легко со счёта сбиться. У кого желание есть Дольки снова перечесть?
4 обучающийся. А какое растение поможет при ссадинах и порезах?
Доктор. Конечно же, подорожник!
На экране появляется подорожник.
Путника друг – подорожник, Скромный невзрачный листок, Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лёг. Многим из нас невдомёк, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног.
Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.
А раздражённую кожу успокоит и череда.
На экране – изображение череды.
5 обучающийся. Доктор, если сердце болит, чем тогда его лечить?
На экране появляется ландыш.
Доктор. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...
Я дарю вам эту книжку, из которой вы узнаете ещё много полезного о целебных растениях. Ну, а мне пора. Рад был нашей встрече. (Уходит).
Звучит волшебная музыка. Появляется Лесная Фея.
Лесная Фея.
Я Лесная Фея, а мой лес Полон радостных чудес.
Но свои тайны, свою красоту и целебную силу открывает он не всем, а самым чутким, добрым, внимательным людям.
А бывает, к сожалению, часто такое, что после компании отдыхающих мы долго в себя придти не можем: консервные банки, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты валяются под вызревающей черникой, вытоптана земляничная поляна, помят зверобой, кучи мусора там, где был свежий лечебный мох сфагнум, заменяющий подчас людям вату, повреждена кора деревьев, сожжен муравейник...
Ребята! Помните!
- Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года.
- Консервная банка – 30 лет!
- Полиэтиленовый пакет – 200 лет!
- Стекло – 1000 лет!
И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.
Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.
- Нельзя ломать ......... (ветви деревьев и кустарников).
- Нельзя повреждать ........ (кору деревьев).
- Нельзя без дела рвать .........(цветы на природе).
- Нельзя топтать ......... (целебные травы).
- Нельзя сбивать ......... (грибы).
- Нельзя разорять .......... (муравейник, птичьи гнёзда).
Педагог. Сегодня, ребята, мы познакомимся с жизненным кредо достойного человека, уважающего природу. Жизненное кредо – это убеждения человека, которым он следует. Вот оно:
Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я...
- люблю небо, звёзды, землю и море;
- радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
- не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
- умею слышать голоса природы, умею общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле;
- принимаю дары природы как самые дорогие, ценю их и использую на благо человека;
- по мере своих сил содействую её приумножению;
- несу ответственность за состояние природы вместе со всем человечеством.
Пусть отныне это станет и нашим жизненным кредо, ребята! Вы согласны?
Рефлексия (что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).
Педагог. А сейчас приглашаем всех отведать приготовленный нами фиточай.
Гостям предлагаются разные настои и озвучиваются рецепты их приготовления.
Заключение
Советы педагогам:
* Занятие в форме фитогостиной объединения “Цветоводство” можно проводить совместно с объединениями разной направленности, например, “Книголюбы”. “Кулинария”, “Актерское мастерство”.
* Педагогу подготовить заранее слайды о разнообразии лекарственных
растений, сказочных героях, фиточаи по рецептам.
* Важно: развивать способности учащихся к самостоятельному поиску информации, публичному выступлению.
Приложения:
Презентация занятия “Лекарственные растения”.
Фотографии занятия от 24.12.2013.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект занятия "Лекарственные растения"
«Лекарственные растения»
Цель:
Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях;
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Выполнила: Феденева О.К
Ход занятия:
Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.
Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
Душица:
Взгляните на это растение. (Фото душицы). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Подорожник:
А кто угадает это растение? (Загадка о подорожнике)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)
Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
Ромашка:
А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.
Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ромашка)
Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животу.
Шалфей:
Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горло.
Крапива:
А это растение знают все кругом. Оно жгучее, и колючее. Про что я говорю? Кто мне подскажет?? Правильно крапиву.
В питании крапиву использовали еще в древние времена. С ранней весны до глубокой осени она служит питательной добавкой в пищу. Из нее приготавливают закуски, первые и вторые блюда, приправы, соусы, кондитерские изделия, напитки и т.д.Крапиву лучше употреблять в свежем виде, не подвергая тепловой обработке. Крапива улучшает деятельность сердца, желудка, кишечника, печени, почек, состав крови, повышает содержание в ней эритроцитов, гемоглобина.
Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Ромашка
Подорожник
Шалфей
Зверобой
Лаванда
Лаванда
infourok.ru
Внеклассное занятие по теме "Лекарственные растения"
МБОУСОШ №56
Внеклассное мероприятие
«Лекарственные растения»
4 А класс
Учитель начальных классов
Филина Елена Михайловна
2014-2015 уч.год
Цели:
- Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;
- расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;
- установление причинной связи между отдельными элементами природы;
- развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;
- воспитание чувства патриотизма к родной природе,
бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.
Ход занятия:
1. Введение в тему. ( Под музыку) Слайд (лес)
У: Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке.
Разбираюсь в её
Травяной картотеки.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты неписанный странный рецепт.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
- О чём сти-е? ( о природе, растениях)
- А что это за аптека, по которой ходит автор ст-я?
У: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. Слайд (Флора) В нём нет ни единого бесполезного растения.
Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека». Слайд)
Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.
2. Работа в парах.
- А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (Слайд)
- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?
3. У: Отгадай кроссворд. Слайд
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
1
1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик )
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)
6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина )
7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)
8.У забора живёт, никого не признаёт,
Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)
Вывод: Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)
- Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лек. травы)
4. «Из мира истории » (рассказывает ученик)
- Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. ( Появляется на доске слово Гиппократ)
5. Встреча с травницей и её внуками.
У: - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?
Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.
Встречайте! (Звучит музыка. Входят в класс)
2
Егоровна: Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.
Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
-О каком доме идёт речь – угадайте!
Загадка. (Внук)
Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Чтение стих.- я (Внуки)
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Мы вас можем научить.
Все лечебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Внук: С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая, кто это такая?
6. Физ-ка
- Найдите ответ, он спрятан возле вас.
Звучит музыка, появляется Ромашка.
Слайд. (С фото и текстом)
- Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.
3
Учитель: Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.
1 –ый –Лечит кашель
2 – ой – Снимает жар
3 – ий – Используют при мытье волос4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.
5 – ый – Лечит зубную боль
7. Ромашка: Запомните простое народное средство.
Если болит горло.
Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.
Егоровна: Ребята, а вы знаете лекарственные растения?
8. Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.
Работа в группах. (У каждой группы карточка)
1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)
2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)
3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)
4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».
А как звучит его научное название? ( Алоэ)
5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. ( Берёза)
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
- Назвать лишнее слово. ( Алоэ)
- Молодцы!
Щавель
Берёза
Алоэ
Мята
Липа
Чистотел
3
5
4
6
2
1
4
Внук.
Загадка
- Тонкий стебель у дорожки , н а конце его серёжки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.
9. Физ – ка.( дети ищут ответ )
Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)
10. Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Учитель: Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?
П: А это я хочу спросить у ребят.
Вывод:
Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!
11. Егоровна: Послушайте моё народное средство.
Вы натёрли ногу – о несчастье.
!Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.
12. Музыка. Входит Ландыш. ( Без короны )
Загадка. ( Слайд)
Расцветаю я весной,
Только снег сойдёт лесной.
И на каждом стебле в ряд,
Словно лампочки горят.
Учитель: Ой, а ты кто?
5
Слайд только с текстом.
13. Ландыш: Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)
Ландыш: Кто же я? ( Ландыш ) – надевает корону
Слайд с иллюстрацией и текстом.
Ландыш применяют:
- для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,
-действует как успокаивающее средство.
- Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.
Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.
Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!
Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? ( Он ядовит )
14. Ядовитые растения.
- Назовите растения, которые губительны для человека, но являются лекарством или пищей для животных.
Слайд. Вороний глаз.(Фото )
Вороний глаз ---- птицы ----лекарство
Слайд. Волчье лыко (Фото )
Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи
Вывод.
У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.
15. Экзамен.
1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. ( Крапива)
2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)
3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.
( Картофель)
6
4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. ( Малина, клюква, мать и мачеха, мята)
- Ну, молодцы, настоящие целители!
16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.
У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!
Шиповник.
Где – то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет и за запах
Моих лепестков.
Хот куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
Мать – и – мачеха.
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой
Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!
Мать – и – мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.
Брусника.
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
Учитель. Ты Брусника! 7
А как ты помогаешь людям?
Брусника.
Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них.
Тысячелистник.
Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.
Учитель. А как ты можешь
помочь, Тысячелистник?
Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:
раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
Учитель.
Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку
поправить своё здоровья.
Музыка (взялись за руки)
17. Итог.
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди – ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка! 8
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Егоровна: Не хочется чаю с печеньем , с пирожным,
Я снова скучаю о чае таёжном:
С душицей, с дымком, с земляничным листом ,
Но можно и с мятой, малиной, медком.
Я всех вас хочу угостить кипятком,
С волшебным, таёжным, лесным запашком.
infourok.ru
занятие "Лекарственные растения".
«Лекарственные растения»
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Цель
Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку
Развитие познавательной активности и любознательности.
Формировать у детей чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки
лекарственных растений.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, подорожник, мать-и-мачеха.
Оборудование: картинки и фотографии лекарственных растений,
аптечные упаковки с травяными сборами, выставка книг о лекарственных растениях, ММУ, презентация «Лекарственные растения».
Ход занятия:
- Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жить нельзя. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь как ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг … .(природа).
Показ презентации.
ДУШИЦА (слайд 2)
- Взгляните на это растение. Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. Применяется душица при бронхитах, бессоннице, при заболеваниях кожи.
ПОДОРОЖНИК (слайд 3)
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
- Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листочек подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для скорейшего заживления.
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей) .
РОМАШКА (слайд 4)
- Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)
- Ромашка – переводится как «милая простота». Родина её - Америка. Очень давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена рассеялись вдоль железной дороги. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так ромашка попала в Россию.
- Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей) Она используется как противовоспалительное средство, ещё для полосканий, примочек и ванн. Ромашка поможет больному животику.
ШАЛФЕЙ (слайд 5)
- Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. Используют шалфей при кашле, бронхите. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко. Помогает он залечивать раны и ушибы.
ЗВЕРОБОЙ (слайд 6)
- Следующее растение – зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.
МАТЬ-И-МАЧЕХА (слайд 7)
- Отгадайте загадку:
Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые.
Что это за растение?
Скажите поскорее! (мать-и-мачеха)
- Это растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От этого, видимо, и произошло название.
- Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для того, чтобы лучше был аппетит.
КРАПИВА (слайд 8)
- Отгадайте, о каком растении так говорят:
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?
- Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок. Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)
- Как лекарственное растение крапива известна давно. «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Крапива очень полезна для организма. Она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Известную ещё с давних пор, крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос, при кашле.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков.
Слайд 9
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
- На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей) .
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей) .
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- А теперь давайте поиграем в игру «Аптека». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями. (Дети играют)
- Сегодня мы с вами не только вспомнили некоторые лекарственные растения, но и узнали новые. Я думаю, вы будете беречь все растения, не только лекарственные!
Прикреплённые файлы:
infourok.ru
Конспект занятия на тему: "В царстве лекарственных растений"
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»
Занятие на тему: "В царстве лекарственных растений"
Цели: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) .
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)
Воспитатель: Какое это растение?
Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.
Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.
Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.
Следующая загадка.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (Ромашка)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушенная в запасе
От простуды лечит нас. (Малина)
Вот растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветки - как медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)
Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?
Дети:
Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.
* Цветки собирают, когда растение цветет.
* Корневища - поздне осенью, когда плоды уже осыпались.
* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.
* Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?
Дети: Лекарственными растениями.
Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?
Дети:
Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.
А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
Дети советуют.
Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.
Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?
Дети советуют.
Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.
Похожие записи:
kopilkaurokov.ru
Методическая разработка занятия "Лекарственные растения"
ГБОУ школа №167
Учитель: Полякова С.А.
2 класс
Внеклассное занятие
Тема: «Лекарственные растения в нашей жизни».
Цель занятия: Систематизировать и пополнить знания учащихся о растениях.
Тип занятия : обобщения и систематизации знаний путём исследования.
Используемые учебники и учебные пособия:
Плешаков «Окружающий мир 2 класс» /Просвещение/ Учебник/ 2013 г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. 2012 г.
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Используемые ЦОР:
Презентация PowerPoint "Растения. Чай"
Подготовка к занятию: класс разбит на три группы .
Для каждой группы перед занятием приготовлены гербарии растений, виды чая, чайная ,посуда…
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический, метод мозгового штурма, проблемно-поисковый. Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, выполнение практических заданий.
ЗАДАЧИ занятия
Образовательные: обобщить знания детей о лекарственных растениях, расширить знания о чае и лекарственных добавках в чай.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память и речь школьников, развивать умение работать в группе, умение выделять и сравнивать признаки лекарственных растений, делать выводы на основании рассужденийВоспитательные: воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам товарищей, воспитывать бережное отношение к природе, замечать и ценить красоту мира растений.
Метапредметные результатыПознавательные УУД:
освоение способов решения проблем исследовательского характера
освоение основ познавательной рефлексии
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач
готовность слушать собеседника и вести диалог
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Формы работы
Окружающий мир, русский язык (развитие речи)
Фронтальная, групповая, индивидуальная
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия
время
Содержание.
Деятельность педагога
Слайд.
Деятельность учащихся.
Актуализация знаний
1 этап:
Самоопределение к
деятельности
Цель этапа: подготовка
обучающихся к предстоящей
работе на занятии.
Формируемые УУД:
позитивное отношение к
предстоящей деятельности,
включение в учебную
деятельность.
1 мин.
Фронтальная беседа, логический вывод.
Педагог: Доброе утро! Доброе утро солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам!
Ребята, я рада вас видеть. На сегодняшнем занятии вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга.
Проверяет готовность к занятию;
Организует осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности;
Распределяет учеников по группам (эмблема у каждой группы обозначена в цветовой гамме)
Мотивирует к учебной деятельности.
Настраиваются на занятие;
Осуществляют самоконтроль готовности к занятию;
Определяют личностный смысл учения.
2 этап: Актуализация знаний
(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.
Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.
1 мин.
У: послушайте стихотворения, которое прочитает …….
. Определите тему нашего занятия.
Лес, как сказочное царство,Там кругом, растут лекарства,В каждой травке, в каждой ветке -И микстура, и таблетки.Ну, а чем и как лечитьВзрослые могут нас научить.Все целебные растения.Знают они без исключения.Нужно только не лениться,Нужно только научиться.Находить в лесу растения,Что пригодны для лечения!Ведь из трав лесного царства,Люди делают лекарства.
Организует актуализацию знаний, необходимых для решения учебной задачи.
формулирование темы урока
«Лекарственные растения в нашей жизни».
3 этап:
Расширение рамок темы
2 мин.
2 мин.
Учитель: Работая над проектами, мы узнали, что существует огромное количество растений.
А теперь послушаем выступление
……….
Какой вывод можем сделать?
Задание: рассмотреть гербарии и назвать их пользу для человека.
(Метод мозгового штурма).
Организует актуализацию знаний.
Организует работу в группах с гербариями.
.
Выступление ученицы.
У: многие растения являются лекарственными.
Работа с текстовыми информационными источниками.
Работа с гербариями
Обсуждение и выбор нужной информации.
Высказывание собственных предположений учащихся.
Формулирование своей позиции.
4 этап:
Работа по теме.
10 мин.
Сценка про лекарственные растения.
ученик:
Я сегодня услыхала Жаркий спор целебных трав.Как черника с земляникойРазбирались, кто же прав:Кто кого из них полезней,Кто от всех спасёт болезней,
Ученик
«Я черники много лучше», - земляника говорит,-Хоть расту в лесу дремучем,Улучшаю аппетит,Ещё жажду утоляю,И желудку помогаю,Мой лекарственный настойОт простуд рецепт простой.Я давление снижаю,Биться сердцу помогаю,Раны быстро заживлю,Коже молодость продлю!»
Ученик
Возразила ей черника:«Я полезней, спору нет.Потому что для людей я На сто бед один ответ.Мой сироп снижает резкоВ крови сахар у людей Обладаю я уменьемЛечить горло у детей При гастрите и колитеМой настой поможет всемПри ожогах, стоматите,Всех избавлю от проблем!»
Ученик
«С вами, девочки, поспорю,-Встрял вдруг ландыш в этот спор,-Никто лучше меня сердцеНе лечил с далёких пор.Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-Майский ландыш предложил.И пошли они все вместеИскать, кто б их рассудил.
Ученик
Все, кого они встречали,Только стеблями качали:Говорили, что они И полезны, и нужны.И багульник, и душица,Клевер, спаржа, медуница,И лаванда, и чабрец,И фиалка, наконец.Оказался всех мудрейЛишь лекарственный шалфей.
Ученик
Он сказал: «Все вы полезны,Вы - лекарства для людей,Помогаете от болезней,Только каждый от своей.Спорить быстро перестаньте,И не тратьте время зря,А в дорогу собирайтесь:Ждёт вас каждая семья!»
Сбор целебных трав можно приобрести в аптеке.
………расскажет про мяту.
……….– про календулу.
А для глаз полезна черника.
Выступление учеников.
Выступление учеников.
5 этап:
Динамическая пауза.
2,5 мин.
Физкультминутка.
Активная форма взаимодействия учащихся. Снятие физической усталости.
6 этап:
Работа по теме.
0,5 мин.
10 мин.
Отгадайте загадку.
Если хворь с кем приключится –
Им мы можем полечиться.Он всех снадобий полезней, помогает от болезней.Он в жару нас освежает, а в морозы согревает,И сонливость переборет и с усталостью поспорит.Сокрушит любой недуг,Он здоровью – лучший друг!
Чай – это богатейшая аптека. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.
Ребята, а что мы заем о чае.
ученик.:
Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
ученик.:
Чай – китайское слово.
Оно появилось там, где
русские люди торговали
с китайцами северных
провинций; они чай
называют ча-е, отсюда
и наше слово чай
ученик
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. Царский российский посол в Монголии, впервые попробовал на пиру питье, которое ему понравилось, и Алтынхан послал русскому царю Михаилу Федоровичу несколько пудов чая.
Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобье от хвори и телесной усталости. Ведь лекари приписывали ему способность «освежать и очищать кровь» и умение удерживать ото сна во время церковной службы.
Чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.
А самовары появились в 1679 г.
ученик.:
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая.
Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
У:
Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного.
ученик:
С тех древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: “Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела”. Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников
Ученик
В зависимости от способов заготовки, количества и качества операций, которым подвергается чайный лист, получают разные сорта и типы чая. Самыми распространенными из них являются черный и зеленый чай. Их собирают с одних и тех же кустов, но для черного чая чайные кусты подвергают специальной обработке и сушке в печах, а чай зеленый лишь подсушивают в естественных условиях, поэтому он сохраняет свой естественный цвет и вкус и в сухом виде, и в настое. При этом в нем содержится значительно больше витаминов. Дорогим, но чрезвычайно полезным является чай желтый, императорский, для которого собирают и сушат лишь верхушечные ,еще одетые серебристым пушком почки чайного куста. А в России , как, впрочем, и во многих других странах, чаем считаются еще и горячие напитки, приготовленные из листьев и стеблей некоторых растений, так называемые травяные чаи.
У: особый чай «обезьяний». Этот знаменитый чай получил свое название потому, что для сбора чайных листьев использовались специально обученные обезьяны.
ученик.:
Очень полезны такие травяные чаи: чай из лепестков белой акации, чай из листьев и листков боярышника, чай из вереска, чай из зверобоя, чай из цветов калины, чай из листьев мяты, чай из листьев и цветов шиповника и др.
.
Выступление детей.
Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”.
(8 мин.)
Рассматривают различный чай
7 этап:
Продолжение работы по теме (решение учебной задачи)
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о заваривании чая.
2 мин.
Очень важно помнить о культуре чаепития!
Заваривание особого чая. (лепестки)
Практическая работа.
Инструктаж:
правила безопасной работы с горячей жидкостью;
правила гигиены питания;
правила заваривания.
Распределение ролей в группе
Изучение нового материала.
Первичное закрепление. (решение учебной задачи)
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Работа с интерактивной доской
2 мин.
На экране соединить вид чая с его названием.
Дети работают на интерактивной доске с электронным приложением.
Обобщение полученных знаний.
3 этап: Постановка учебной задачи.
Практическая работа. Заваривание чая.
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.
Создание ситуации применения новых знаний.
7 мин.
На столах у каждой группы наборы посуды и столовых приборов, из которых нужно выбрать те, которые обеспечивают правильное и безопасное заваривание чая.
(В заваривании чая принимают активное участие родители)
Родители открыли детям маленький секрет: «Если в чайный напиток положить дольку лимона, и жидкость станет светлее, значит чай очень хорошего качества».
Работа по группам.
1 группа: приготовить чай с жаропонижающими свойствами.
2 группа: приготовить чай, обладающий успокоительными свойствами.
3 группа: приготовить чай для сохранения зрения.
4 группа: приготовить чай с болеутоляющим свойством.
5 группа: приготовить чай для полоскания горла при простуде.
Группа родителей: оформить праздничную сервировку стола для чаепития.
- организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в форме практической групповой работы.
Дети называют правила работы в группах
Обсуждение и работа в группах.
Формулировка вывода.
Выполнение практического задания.
Применение полученных знаний.
6 этап: Обобщение и закрепление (игровая ситуация)
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.
Закрепление изученного материала. Игра по группам.
2 мин.
Участникам групп предлагается описать чай по плану: цвет, запах, вкусовые ощущения.
Для обогащения словарного запаса учащихся использовались карточки с названиями разных качеств чайного напитка: насыщенный, ароматный, сладковатый, легкий, горьковатый, травянистый, с вяжущим привкусом, нежный букет, аромат цветов.
Какой вывод сделаем?
Закрепление полученных знаний.
Диагностика урока.
2 мин.
Ребятам предлагается заполнить таблицу. (соединить название чая с изображением.)
Организует деятельность по выявлению границ применения нового знания.
Зеленый чай
Белый чай
Красный чай
Желтый чай
Синий чай
Обобщение изученного материала на уроке.
7 этап: Рефлексия. Итог урока
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
0,5 мин.
У каждого ребенка на парте изображения чайников разного цвета.
Красный: занятие очень полезно.
Желтый: возможно, пригодится.
Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке;
Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта;
Ученики поднимают изображения.
8 этап: домашнее задание
0,5 мин.
Узнать, есть ли в вашей семье «фирменные рецепты » заваривания чая и оформить их в виде страничек книги.
Итог:45 мин.
Приложение: выдаем каждому участнику занятия.
Чайный этикет.
На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье, фрукты – в вазе на высокой ножке;
В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой для раскладки подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки с розеткой;
Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола
Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара;
Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, но которую положена десертная ложка – ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. Чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелке, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Раскладывают их на тарелке десертной ложкой.
Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси.
На доске:
Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
Чай пьешь – до ста лет проживешь.
Приложение: работа у конторок (пазл, загадки)
Прочитайте загадку и напишите ответ.
• Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (Чай)
• Под одной крышей
Четыре брата стоят (стол)
• Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо (Самовар)
• Как начнет говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать (Чайник)
• Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье (Бублик)
• Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар)
• Белый камешек растает –
Чай мой сладким сразу станет (Сахар).
infourok.ru
Занятие с детьми по теме "Лекарственные растения"
Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; знакомить детей с правилами сбора, хранения и применения лекарственных растений; развивать познавательную активность дошкольников, их экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; воспитывать уважение к родной природе, умение и желание активно беречь и защищать природные богатства.
Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Ход занятия
В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте — загадка:
Больных зверей он исцелил
И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)
В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке — микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)
А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)
Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.
В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.
Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?
Игра «Назови и расскажи!».
В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.
А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:
Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)
Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)
Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.
А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)
Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)
Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье — желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.
Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?
Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:
- Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
- Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
- Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
- Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
- Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
- Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
- Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
- Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)
Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.
Вороний глаз — его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.
Очень известное лекарственное растение — чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.
Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет — цветки и листья; кора и корни — до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.
Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!
Поиграем в аптеку!
Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.
В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)
А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.
Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.
В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.
Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями — дома.
Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр
vscolu.ru