Лекарственные растения кружок. Занятие кружка по теме "Лекарственные растения нашего края"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

СЦЕНАРИЙ круглого стола в кружке «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ». Лекарственные растения кружок


Занятие кружка по теме "Лекарственные растения нашего края"

Занятие кружка «Друзья природы»

Автор: Грачёва Лариса Ивановна

Тема: Лекарственные растения края.

Цели: Познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений; развивать мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки, фотографии лекарственных растений, гербарий, ребусы.

Ход занятия.

I. Сообщение темы и целей занятия.

– Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями растительного мира. Эти жители – лекарственные растения. Вы узнаете, где они растут, как правильно их собирать.

II. Экологическая остановка:

– Отгадайте, о каком цветке идет речь.

Есть один цветок такой, не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик)

Учитель: Одуванчик – маленькое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи и маленькое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым платочком.

Цветет одуванчик с апреля по сентябрь. Он очень живуч: даже вырванный с корнем, цветок может созреть до семян, которые разнесет ветер.

– А знаете ли вы, что одуванчик – не просто цветок, а лекарственное растение? Корень одуванчика лечит болезни почек, печени. Едят его и животные. А какие вкусные салаты из листьев одуванчика!

Звучит запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы»

– Что обозначает этот экологический знак? (см. картинку)

– Почему нельзя рвать цветы? (Не успели дать семена)

Появляется Лесовик.

Лесовик: Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты природой написанный верный рецепт.

– Посмотрите, как разнообразен мир лекарственных растений нашего края.

(Рассказывает о растениях, показывает их фото)

     Самое неприятное для путешественника – поранить ногу. Но помочь может «зеленая аптека». У дорог растет невзрачное растение с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелек с зелеными шариками семян. Сорвешь листок, приложишь к ране и почувствуешь, как боль утихает, кровь остановилась. Скоро перестаешь хромать и забудешь о своем спасителе. Что о нем помнишь? Ведь это всего-навсего подорожник.

      А вам приходилось видеть розовые поляны? С них доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растение высокое, больше метра. Розовые цветки собраны в заостренную кверху кисть, раскрываются с 6 до 7 часов утра. Очень полезно это растение! Корневище сладкое, можно есть сырым или сварить. Молодые листья кладут в салат, из высушенных листьев заваривают чай.

III. Знакомство с лекарственными растениями.

Лесовик:

Вот лекарственные травы – душица,

зверобой и медуница,

земляника и черника,

чистотел, полынь, калина,

календула и крапива.

Травы, где найти такие

знают жители лесные.

Вот о чём они для нас

поведут сейчас рассказ.

Ученики рассказывают о лекарственных растениях.

Ромашка аптечная.

     Ромашка аптечная давно зарекомендовала себя как лечебное средство. Цветки ромашки давно используют в медицине. Но у неё есть её одно ценное свойство. Оказывается, ромашку терпеть не могут мыши. Посыпьте пол и полки кладовой, сарая сухими соцветиями ромашки. И визиты мышей прекратятся. Ромашка аптечная – однолетнее растение высотой 10-15см, с сильным ароматом. Цветёт  с мая до осени. У нас произрастают несколько  видов ромашки.

     Найти её можно у дорог, на сорных местах, на полях, среди посевов. Так как спрос на ромашку дикорастущую велик, поэтому её выращивают на полях. Собирают с конца весны до середины лета. Особенно хорошее сырьё получают при ручном сборе. Собранные соцветия сушат в тени под навесами на ветерке,  чердаках. Держат в корзине не более 2-3 часов.

 

Зверобой.

     Народная мудрость гласит:  как нельзя без муки испечь хлеб, так и без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней. С ним связано много таинственного. Это растение считали магическим, предохраняющим от приведений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который носит с собой зверобой. В те далёкие времена верили, что наибольшей силой обладает зверобой, собранный в ночь на Ивана Купалу. Поэтому называли его травой Святого Иоанна.

     Растёт зверобой на вырубках, вдоль дорог, на полянах. Собирать его нужно в сухую погоду. Верхушки (15-20см) срезают ножницами или секатором.

Чистотел.

     Название «чистотел» происходит от латинского слова «ласточка». Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилётом ласточек. 

      С помощью корня чистотела алхимики пытались получить золото из неблагородных металлов. Как лекарственное растение чистотел использовали ещё в Древнем Риме. Но кроме целебных свойств это растение имеет ещё одно – оно ядовито. Поэтому применяют его с большой осторожностью.

      Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней животных. Интересно, что домашние животные на пастбищах его не трогают.

     Растёт чистотел на тенистых местах в рощах, в борах, около жилья – на огородах, в садах. Собирают траву во время цветения – до самого сентября.

Полынь.

      Это растение за горечь зовут вдовьей травой. И действительно, горечь её велика: если коровы на пастбище наедятся полыни, их молоко приобретает горький вкус и специфический запах.

      Своё название растение получило от старославянского слова «поль» – открытый, свободный. Целебные свойства полыни были известны ещё древним грекам. Победитель соревнований конных упряжек на римских торжествах имел право отпить глоток полынной настойки: считалось, здоровье – лучшая награда.

      При сборе травы соблюдают определённые правила, иначе пропадут целебные свойства растения. Листья берут без черешка – до цветения растения, траву – в начале цветения, срезая верхушку цветущей полыни. Сушат пучками, развесив на верёвке. Хранят в закрытой стеклянной банке.

Календула.

     Название растения происходит от уменьшительной формы латинского слова «календа» – так римляне называли первый день каждого месяца. Эти цветы действительно возвещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца,  закрываются на ночь.

     Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием. Из сушеных цветов приготовляют настои, отвары, настойки.  За лето календулу можно собрать 15-20 раз, срывая цветочную корзину у самого цветоноса. Сушат в тени.

      А если посеять календулу между рядами капусты, лука, чеснока, это поможет уберечь овощные культуры от многих болезней.

Тысячелистник.

     Древнее лекарственное растение. Распространено повсеместно. Листья заготавливают в мае – июне, соцветия и верхушки в течение всего лета. Настои, отвары, настойки применяют как кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудка, нервных расстройствах.

      А в кулинарии молодые побеги используют в качестве ароматной приправы к мясным и рыбным блюдам, салатам, винегретам.

     Тысячелистник – ценное кормовое растение для скота. Настой губит тлю, паутинного клеща.

 

IV. Правила сбора и обработки лекарственных растений.

(учащиеся составляют правила, рисуют экологические знаки)

Правило 1:    что собирать.

Следует точно отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно точно знать, какие части растения имеют лечебное значение. Плоды, ягоды, семена собирают при условии их полной спелости.

Правило 2:   когда собирать.

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.

Валериану собирают в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре. И лучше всего собирать в сухую погоду.

Правило 3:    как собирать.

Заранее запасти все необходимое – совки, ножи, ножницы.

Правило 4:     где собирать.

Следует избегать мест сбора у шоссейных дорог, так как в растениях накапливаются вредные вещества. Нельзя собирать в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами; в тех местах, где растений очень мало.

Правило 5:    собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью (например, в ряде районов почти исчезла валериана). На месте сбора обязательно оставляйте несколько крепких, здоровых экземпляров. Не рвите зря, а столько, сколько нужно.

Умейте правильно сохранять. Сушите собранные растения на воздухе в тени. При сушке кладите растения по отдельности. Следите, чтобы на растения не попали земля, песок, грязь.

V. Викторина  «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его, рассказывают о его применении.                                                           

Описание 1. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки дерева – старинное народное средство при простуде. Любят его дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный. (Липа)

Описание 2. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от 99 болезней». Специальным царским указом везли его из Сибири в Москву. А оказалось, что ее много в лесах Европейской части России. Молва наделила траву «страшной» силой – дескать, носит зверье направо и налево. Отсюда и ее название. (Зверобой)

Описание 3. В былые времена называли солдатской травой. Оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь, заживляет раны. По легенде Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как называет эту траву русский народ? (Тысячелистник)

Описание 4.  Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Я могу прекрасно остановить кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить полезные блюда. (Крапива)

Описание 5. «Кошачья трава» –

больным поправка:

Корешок в аптечку,

чтоб помочь сердечку. (Валериана)

Описание 6. Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость.

И садам – украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

VI. Итог занятия.– Какие растения называют лекарственными?

– Как правильно собирать лекарственные растения?

infourok.ru

СЦЕНАРИЙ круглого стола в кружке «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Кириленко Л.К.

педагог дополнительного образования

Донецкого ЭНЦ

СЦЕНАРИЙ

круглого стола в кружке

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Тема: «Аптекарский огород»

Цель:

- закрепить представление детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правила использования;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

Задачи:

- познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора;

- развивать познавательную деятельность кружковцев;

- развивать умения применять знания, полученные на занятиях кружка;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовительный этап:

- подборка стихов о лекарственных растениях;

- подборка иллюстраций лекарственных растений;

- приготовление чая и посуды для его дегустации.

Оборудование:

- иллюстрации с изображением лекарственных растений;

- выставка травяных сборов лекарственных растений;

- видеофильм «Лекарственные растения».

Стихотворения о лекарственных растениях: Е. Евтушенко, Ю.Ким, Н.Заболоцкого, Э.Вакс, А.Барто.

Участники: председатель «Круглого стола», руководитель кружка, гости, члены кружка.

Вступительное слово руководителя кружка. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже лечатся растениями, а среди великого множества нужные для себя находят. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 растений.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветками, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встречает куст боярышника…

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства!»

Сейчас мы проведем с вами круглый стол, который посвящен царству лекарственных растений. На круглый стол к нам пришли гости: цветовод, эколог, турист, ну и, конечно же, фитотерапевт. А председателем круглого стола будет.

(Затем председатель круглого стола представляет участников встречи).

Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах. Эти вещества помогают справиться больному организму с недугом (это гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества, микро- и макроэлементы и другие).

А теперь слово представляется участникам Круглого стола.

Цветовод (показывает рисунки, на котором изображен шиповник, а на столе стоит стакан с плодами шиповника). Задает залу загадку:

«На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы – коготочки

Стерегут цветочки».

Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета куст шиповника украшают душистые цветки, которые напоминают розу. Лекарственным сырьем являются плоды различной формы и величины (показывает стакан с плодами). Плоды шиповника собирают до заморозков при полной их спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-100 градусов Цельсия, не допуская подгорания. Правильно высушенные плоды должны иметь буровато-красноватый или желтый цвет. Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровеостанавливающим действием. Их применяют при язвенной болезни желудка, профилактике язв, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С. Особенно в детском возрасте. Сваренные с медом лепестки цветков обладают профилактическим действием.

Народный целитель (показывает иллюстрацию с изображением растения «мать и мачеха»):

Едва в апреле снег растаял

На склонах или вдоль дорог

Глянь! Весна уж примеряет

Из мать и мачехи венок!

Что же это за растение? Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стебельках (показывает рисунок растения). Когда цветки оцветут, то на их месте появятся белывен пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветочки, появятся зеленые листья. (Задает вопрос залу: «А кто из вас знает, почему растение получило такое название?» )

Кружковцы из зала: Одна сторона – нижняя у листьев опушенная, теплая при прикосновении – «мать», ругая – зеленая, холодная – «мачеха».

Народный целитель: Листья мать и мачехи заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Турист (показывает рисунок валерианы лекарственной) и задает загадку:

Кошачья травка –

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтобы помочь сердечку.

Ну, конечно же, вы сразу узнали это растение. А вот что оно

представляет из себя. Это стройное растение высотой от 15 до 45 см с коротким ползучим корневищем. Красивые перистые листья, бледно-розовые или бледно-сиреневые душистые соцветия – зонтики. Искать его надо на сырых местах, у водоемов среди зарослей кустарника. Лекарственным сырьем служат двулетние корневища с корнем. Сырья требуется много, поэтому растение сейчас выращивают и на полях. Валериану лекарственную применяют при бессонице, нервном потрясении и тяжелых переживаниях.

В разговор вступает Биолог. А я загадаю вам такую загадку:

«Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой»

Конечно же вы все догадались, что речь идет о березе. А что это за дерево?

(кружковец из зала: «Это лесная красавица. На земле насчитывается около 120 видов берез, только они не все с белой корой. У некоторых берез она желтая или совсем темная, почти черная»).

Биолог продолжает. Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. С незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья берез обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применялись внутрь от простуды, ломоты в суставах, при болезнях желудка как мочегонное, потогонное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, который собирают ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма.

Эколог. А какой вред наносится дереву при сборе березового сока! Повреждается кора, нарушается защитная функция дерева. Сбор березового сока проводится только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Председатель: «Люди добрые, по чести приношу такие вести.

Что послушать их не грех Радость будет здесь для всех.

К вам приехал мудрый, славный врач великий,

Что исправно исцелит любой недуг».

Врач (задает загадку и показывает залу рисунок).

Листочки парные –

Цветки янтарные,

Плоды коварные.

И лечат и калечат.

(из зала кружковцы: «Это зверобой»).

Врач: «Да, это зверобой. Народ считает его средством от 90 болезней. «Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые болезни», - гласит народная мудрость. Лекарственным сырьем служит трава. Собирают ее во время цветения, срезая только верхнюю часть длиной 10-20 см. Сушат ее в сушилках при температуре 50-60 градусов Цельсия на чердаках и под навесом. Это растение обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное средство, для полоскания десен и полости рта. Зверобойным маслом смазывают пораженные участки кожи, раны.

Выходят ученики, у которых в руках рисунки растений со словами: «А почему нас забыли пригласить на круглый стол? Какой аптекарский огород без нас?»

Первый ученик с рисунком растения «пастушья сумка»:

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства,

Быть может, взгляните не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае – он салат к столу.

Сорняк живуч,

Семян так много в плоде

Похожем на суму.

Второй ученик. А я расскажу про липу.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет!

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Третий ученик (показывает рисунок одуванчика).

Такого модника как этот

Еще не видела земля.

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять.

Это одуванчик. О лекарственных растениях одуванчика знали еще и древние греки и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине одуванчик считают «эликсиром жизни». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье. А какой весенний салат без листьев одуванчика?! Ведь это кладезь витаминов!

Биолог. Созревшие семена разносятся ветром, отсюда и произошло это название «одуванчик».

Четвертый ученик: А я расскажу о таком растении, как чистотел.

Эта травка не проста,

И зелена, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело!

Используется у чистотела надземная часть растения и корни.Из него изготавливают препараты для лечения бородавок, заболеваний печени и желчного пузыря. Это многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-желтыми цветочками. Растет чистотел в парках, садах, на огородах и дачах.

Пятый ученик. Ну, а какой же аптекарский огород без калины (показывает рисунок и держит кисть калины).

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

Остановят кровь

При кровотеченьи мною.

Чудодейственный отвар

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок,

Кисти ягод огневых,

Рвите на зиму, ребята,

Много витаминов в них!

Фармацевт. А я хочу поделиться советами о сборе лекарственных растений.

Надземная часть растений накапливает максимальное количество веществ чаще всего в период цветения – в это время их и нужно собирать. Корни и корневища – поздней осенью, после увядания надземной части. Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост (март-апрель), а у березы и сосны – еще раньше.

Надземную часть растений надо собирать в хорошую ясную погоду, так как увлажненные росой или дождем они портятся и теряют свои лечебные свойства. Подземные части растений собирают в любую погоду, а перед сушкой их надо мыть от земли.

А как надо правильно сушить лекарственные растения? Ведь от этого зависят их полезные свойства Перед сушкой растения сортируют. Веточки с почками срезают и связывают в пучки, которые сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. После сушки растения обмолачивают. Быстро сохнут растения на чердаке, Хранят в бумажных и матерчатых мешочках, коробочках, в сухих, темных, чистых помещениях.

Слово берет Эколог. Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица земли, если человеке будет варварсчки уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что по этому поводу может сказать вам ландыш майский.

Шестой ученик (с рисунком ландыша майского обращается к залу):

У меня к ребятам просьба убедительная есть:

Рвут весной нас повсюду, вянем мы в букетах зря,

Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем вам сказать, что нельзя нас собирать!

Эколог. При сборе цветов и заготовке листьев и стеблей как лекарственного сырья необходимо оставлять нетронутыми несколько цветущих растений для семенного размножения. При заготовке листьев следует собирать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению. Заготовки почек ведутся на густо насажденных лесосеках или во время рубки деревьев. При сборе плодов многолетних растений нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветви, а при сборе семян однолетних растений обязательно необходимо оставить и посеять часть семян.

Председатель. Мы обсудили многие вопросы, связанные с лекарственными растениями, узнали много нового и интересного. Ну, а теперь я приглашаю всех участников Круглого стола в наш кинозал на просмотр видеофильма о лекарственных растениях. А после просмотра видеофильма будет сюрприз – угощение отваром шиповника и липы с яблоками и печеньем.

kopilkaurokov.ru

Занятие экологического кружка "Лекарственные растения"

Разработка занятия

Тема занятия «Лекарственные растения»

Цель: Расширить знания воспитанников о лекарственных растениях, умение их применять при необходимости. Формировать бережное отношение к природе.

Педагог: Ребята! Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам нужно послушать стихотворение и сделать соответствующий вывод. Итак, внимание:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Все целебные растения

Узнаем мы без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Педагог: - О чем же речь? (ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. А кто лучше всего знает лекарства? (ответы детей). Следовательно, нам просто необходимо посетить аптеку! Но аптеку не простую, а аптеку Природы.

Педагог открывает створки школьной доски, и дети видят изображения различных лекарственных растений под большим заголовком «Зеленая аптека».

Педагог: То, что вы видите – аптека. Она необычная. Каждая картинка – это целебное лекарство, которое можно приготовить из трав и цветов. Они радуют не только наши глаза, но способны излечивать и недуги: помогают справляться с головной болью, останавливают кровотечение, заживляют раны, избавляют от бессонницы. А работает в этой аптеке провизор (педагог надевает белую шапочку), который и познакомит вас с ними. Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички?

(ответы детей)

Провизор: Правильно, это ромашка. Ее родина– Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели. И ее мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Ребята, как вы думаете, чем она полезна?

(ответы детей)

Провизор: Вы абсолютно правы, и простуду, и кашель, да и жар можно вылечить ее слегка горьковатым душистым отваром. Чтобы у вас всегда было под рукой целебное средство, попробуйте вырастить ромашку из семян на своем приусадебном участке. (раздаются пакетики с семенами)

А сейчас я хочу поведать вам одну старую легенду:

Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом.И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота. Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем, обжигая. Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И Русалка превратилась в дерево. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуев лучей бога Солнца.

Как вы думаете, о каком дереве идет речь? (ответы детей).

Правильно, это береза. В старину говорили: "Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем". Зная "капризность" дерева, около самого дома березу старались не сажать, тем более что, по народным поверьям, в ее листве часто прячутся стихийные духи и тени мертвых. Поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было "поговорить" с деревом, попросить у него силы и помощи. В народной медицине используют листья и почки. Собирать их следует до распускания. Используют при хронических заболеваниях почек, язве желудка, гастритах, болезни мочевого пузыря, наружно - для втирания при подагре, в виде ванн при радикулите.

Я предлагаю вам нарисовать это замечательное растение.

(дается несколько минут на выполнение задания).

Провизор: Молодцы, ребята! Я могу продолжить свой рассказ. Это растение вам знакомо с самого детства. Послушайте стихотворение:

Очень некрасиво

ведет себя крапива.

Жалит ребятишек,

Тех, что без штанишек!

Случалось с вами такое? Злились? А зря, ведь народной медицине крапива известна очень давно. Её используют как кровоостанавливающее средство при кровохаркание, сильных кровотечениях из носа, кроме того – как мочегонное, противолихорадочное, ранозаживляющее средство, при диатезах и экземе, при сахарном диабете и малярии. Наружно употребляют для укрепления волос. В народе употребляют не только листья, но также семена, стебли и корневища. Крапива широко используется как пищевое растение. Молодые побеги, листья идут на приготовлении зелёных щей, листья на салаты. Заготавливают листья в период цветения растения, так как позднее они увядают и опадают. Сбор производят в перчатках, или срезают серпами, затем подсушивают и обмолачивают. Сушка на солнце не допускается, так как сырье обесцвечивается, а витамины под воздействием солнечных лучей разрушаются.

Я летом не ленилась и насушила крапивы. Немного и вам принесла, заваривайте, ополоскивайте волосы после бани, крапива также стимулирует рост волос. (детям вручается по пакетику с сушеной крапивой).

Провизор: Ребята, у вас хорошее воображение? (ответы детей). Тогда закройте глаза и представьте, что вы находитесь на болоте, где собирают клюкву или чернику. Представили? А теперь скажите, чем здесь одуряюще пахнет? (ответы детей). Правильно, пахнет багульником. Существуют сказания:

В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь. А на Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.Интересно? А что еще я знаю про него, хотите послушать? В народной медицине багульник используют как гипотензивное, успокаивающее средство при головных болях и сердечных заболеваниях, а также в форме настоев и отваров при лечении туберкулёза лёгких, при остром и хроническом бронхите, бронхиальной астме, коклюше, а также при золотухе, подагре, мокнущей экземе и как потогонное. Но при заготовке, сушке следует соблюдать осторожность, растения ядовито и своим запахом может вызвать тошноту, головокружение и головную боль.

Провизор. А теперь я хочу предложить вам продегустировать не совсем вам привычный чай. (выносится поднос с охлажденным напитком).

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

(ответы детей) 

Провизор: Мята полевая произрастает на всей территории Кавказа, европейской части России, Сибири, вплоть до Камчатки. В качестве сырья используют сушеные листья мяты, сбор производят в фазе бутонизации и начале цветения. Запах ароматный, приятный, вкус жгучий, при жевании вызывает прохладу во рту.Мяту полевую назначают при головных болях и невралгиях, наружно как антисептик, внутрь в виде настоя и отвара – в качестве отхаркивающего, от удушья, болях в области желудка и кишечника, болях в области желудка и кишечника, при простудных заболеваниях в качестве потогонного средства. Наружно используют в качестве припарок как болеутоляющее.

Провизор: Большое спасибо, за то, что посетили мою аптеку. Я рассказала вам всего лишь о некоторых растениях. Существует не один десяток зеленых помощников человека. О них я расскажу вам при следующем вашем посещении. А о каких растениях пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

 

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

 

Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

 

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

 

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

 

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

(ответы детей)

Провизор. Молодцы, ребята! Буду с нетерпением ждать следующей встречи с вами. До свидания. ( педагог снимает белую шапочку).

Педагог: Понравилось вам в аптеке? Придем сюда еще? Конечно. А я хочу сказать вам еще несколько слов.

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и ее береги.

Увидел росток молодой-

Не трогай его и не рви.

Увидишь ты, пройдут года

И вырастет там

Целебная трава.

Помните! Помогая природе, вы помогаете сами себе!

infourok.ru

Кружок `Лекарственные растения Подосиновского района`

Муниципальное казённое общеобразовательноеучреждение основная общеобразовательная школап. Пушма Подосиновского районаКировской областиУтверждаю:ДиректорМКОУ ООШ п.ПушмаПодосиновского районаКировской области___________________Веселова Г.А.Приказ №________ от ___________

КРУЖОК

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯПОДОСИНОВСКОГО РАЙОНА

Автор – составитель:Кузьмина Н. Н.,

2014

Пояснительная запискаВ наши дни, когда загрязнение окружающей среды стало общим бедствием, необходимо обратиться к лечебным травам, помня, что фитотерапия всегда входила в комплекс лечения, и очень часто фитотерапия полезней химиотерапии.Это особенно важно в наши дни, когда фармацевтическая промышленность не в силах обеспечить нас нужными препаратами в достаточном количестве и они очень дорогие.Программой предусмотрено ознакомление учащихся с историей зеленой аптеки, ее значением, содержанием биологически активных веществ в лекарственных растениях, как собирать, сушить и хранить лекарственные растения, приготовлением лекарственных препаратов в домашних условиях; ознакомление со специальностями фармацевта и провизора; изучение лекарственных растений родного края.На занятиях необходимо обратить внимание учащихся на вопросы охраны окружающей среды - бережного отношения к лекарственным растениям.

Цели курса:-        создание ориентационной и мотивационной основы для осознанноговыбора естественнонаучного профиля обучения;-        расширение и углубление знаний по ботанике.Задачи курса:Способствовать профориентационной работе с учащимися (профессии - фармацевт, провизор, фармацевт- лаборант).Способствовать воспитанию  положительного отношения к знаниям таких наук, как биология, экология, география и др...Познакомить учащихся с многообразней лекарственных растений, способами применения в народной медицине, научить определять их;Способствовать пониманию необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к природе;Научить практически, применять полученные знания в своей жизни, вести наблюдения в природе, вести сбор растений, изготавливать гербарий.Проведение занятий предусматривает не только теоретический курс, но и экскурсии в природу.

 В результате обучения учащиеся должны знать:основные сведения о лекарственных растениях;ресурсы дикорастущих лекарственных растений Татарстана;морфологию растений;дикорастущие и культурные лекарственные растения;применение лекарственных растений в народной медицине. Учащиеся должны уметь:1.определять лекарственные растения;2.изготавливать гербарий;3.пользоваться определителями;4.составлять отчет о проделанной работе;5.собирать и сушить лекарственные растения;6.использовать лекарственные растения при различных заболеваниях.

schoolfiles.net

Программа кружка "Мир лекарственных растений"

Программа кружка

«Мир лекарственных растений»

(2-3 класс)

Составила: Алексеева

Надежда Александровна

Саянск, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления.

  На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определенного мировоззрения – ЭКОЛОГИЧЕСКОГО. Наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве.

Программа «Мир лекарственных растений» разработана на основе системы непрерывного экологического образования Т.Шпотовой.

Актуальностьпрограммы заключается в том, что воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.

  Организация экологического воспитания продиктована актуальной необходимостью человечества – необходимостью создания в нашем обществе системы воспроизводства и потребления природных ресурсов подобной той, что создана природой на протяжении всего периода существования нашей планеты.

  Экологическое воспитание – целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде.

  Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде можно лишь при непосредственно контакте с природой.

Новизнойпрограммы является сам процесс обучения, который базируется на нетрадиционных видах занятия: экскурсии, создание проектов, практическая работа с растениями.

Концепция программы «Мир лекарственных растений» состоит в том, что у учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности.

  Программа строится по четырем направлениям:

 

1) естественнонаучное направление – ориентировано на передачу системы знаний о лекарственный растениях;

 

2)экологовалеологическое направление – ориентировано на передачу знаний об использовании лекарственного сырья для сохранения здоровья человека;

3)поисково-исследовательское направление – ориентировано на обучение обучающихся исследовательской деятельности.

Особенностью настоящей программы является четвертое направление:

www.prodlenka.org

Кружок «Лекарственные растения» в Омске: для детей 9-15 лет

Адрес

г Омск, ул Маршала Жукова, д 109 (на карте)

Место

Детский эколого-биологический центр

Описание

Растительный мир подарил человеку огромное богатство — лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии.

Ценность лекарственных растений определяется находящимися в них биологически активными химическими веществами. Эти вещества помогают человеку справиться с заболеваниями. В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Из известных сейчас на Земле 500 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные, целебные свойства которых используются в современной научной медицине. К примеру, липа сердцевидная или мелколистная, отвары и настои на основе липового цвета — одно из самых популярных народных средств, применяемых для лечения простуды. Это лекарственное растение обладает жаропонижающим и противовоспалительным эффектом. В цветах липы содержатся: каротин, витамин С, эфирные масла, сахара и дубильные вещества. Многие славянские народы считали липу святым деревом, которому ни в коем случае нельзя причинять вред — рубить, ломать, поджигать. Это дерево часто сажали рядом с домом — говорили, что в него не может ударить молния. До сих пор существует поверье, будто уснувшего под липой ждет не только сладкий сон, но и большая удача.

Кружок «Лекарственные растения» имеет важное значение в системе дополнительного образования, т.к. дети получают знания по изучению биологических и агротехнических особенностей лекарственных растений, по правилам сбора лекарственных растений, сушки, хранения. Приобретают знания по использованию лекарственных препаратов (отваров, настоев, чаев и т.д.). На занятиях обучающиеся узнают об актуальности использования лекарственных растений, об их преимуществе перед синтетическими лекарственными препаратами.

Это и многое другое, вы узнаете, посещая занятия объединения «Лекарственные растения»!

posleurokov.ru

Программа кружка Мир лекарственных растений

Полный цикл бесед О Лечении ТравамиПолный цикл бесед О Лечении Травами

Советы и подсказки Зайцевой Е Ф. Встреча с Зайцевой Е.Ф. в Православном центре 'Рассвет'. Фото. Знает более 1100 видов трав, их применение для лечения различных недугов. Травами начала заниматься с 7 лет. В своей практике при помощи трав излечивает людей от раковых заболеваний и многих других. Советы и подсказки Зайцевой Е Ф. Тема лекции: «Лечение травами в наше время как альтернатива современной фармакологии». Встреча с Зайцевой Е.Ф. в Православном центре 'Рассвет'. В рубрике данного раздела мы. . . .

Масляная композиция из семян лекарственных растенийМасляная композиция из семян лекарственных растений

Лунный календарь. Лекарственные травы. Посадка Лекарственных Растений. Фото. Лунный календарь. Лекарственные травы. Пикировка помидор БЕЗ Пересадки! Сурфиния – Королева САДА! Лунный календарь. Лекарственные травы. Посадка Лекарственных Растений. Посева семян Укропа, Петрушки листовой и корневой. Супер способ! Черенкование фиалок сенполий в гидрогель! Посев семян огурцов в яичную скорлупу. Эксперимент! Замачивание и закаливание семян В Мочалках (Губках)! Метод Керимова! Посадка Лекарственных Растений. На специальной странице данного раздела мы создали большую подборку видеоматериалов. . . .

Календарь сбора лекарственных растенийКалендарь сбора лекарственных растений

Сбор лекарственных трав. Сбор Брусники листья. Лекарственные травы. Диуретическое средство растительного происхождения. Фото. Сбор лекарственных трав. Сбор лекарственных трав. Сбор Брусники листья. Лекарственные травы. Диуретическое, противомикробное, противовоспалительное средство растительного происхождения. Обратите внимание! Не выдергивайте травы с корнями! Так вы сохраните естественные запасы целебных растений и не будете засорять лекарственное сырье. Сбор Брусники листья. Лекарственные травы. Диуретическое средство растительного происхождения.. . . .

История применения лекарственных растенийИстория применения лекарственных растений

История моей семьи во Вьетнаме. История происхождения фитотерапии и ее использование древними. Фото. Более 1000 лет моя семья занимается разработкой фитопрепаратов из лекарственных растений во Вьетнаме. История моей семьи во Вьетнаме. Фитотерапия — наука о лечении и профилактике заболеваний с помощью лекарственных растений. Фитотерапия является абсолютно безопасной терапией. История происхождения фитотерапии и ее использование древними. На специальной странице данного раздела мы создали большую подборку видеоматериалов о народных рецептов из трав. . . . .

10 самых полезных лекарственных растений10 самых полезных лекарственных растений

Правила сбора лекарственных трав. Бурые водоросли — лекарственные растения +. Фото. Доктор биологических наук Сафаргали Янтурин. Правила сбора лекарственных трав. Показания к применению. Бурые водоросли — лекарственные растения +. На этом сайте мы попытались собрать достойную коллекцию видеороликов о лечебных травах и растениях, а также полезные рецепты из них.  Если вас интересуют лекарственные травы и растения, в данной категории нашего. . . .

www.narodnaya-meditsina.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта