Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические факторы и их влияние на растения". Конспект урока что изучает экология растений 6 класс
Конспект урока по биологии на тему "Характеристика основных экологических групп растений" (6 класс)
Конспект урока по биологии на тему «Характеристика основных экологических групп растений»
для учащихся 6 класса
Конспект урока подготовила, учительница биологии общеобразовательной школы при ФГАУЗ РКПД «Детский туберкулезный санаторий» Зеленодольского района РТ
Хисматуллина Гузял Рауфовна
Цель урока:
- развивать умение устанавливать взаимную связь между строением организма и природными явлениями;
- познакомить учащихся с основными экологическими группами растений.
Оборудование: комнатные растения, таблицы.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Проверка знаний учащихся. (Раздала карточки с вопросами для проверки знаний? Ответы письменном виде)
Карточка 1.
1) Что изучает экология?
2) Что такое симбиоз, паразитизм, приведите примеры.
Карточка 2
1)Что такое среда обитания? Какую среду занимают растения?
2) Значение растений в природном сообществе.
Карточка 3.
Что такое экологические факторы среды? На какие группы они делятся?
Как человек влияет на растений?
Карточка 4
1)Какое значение имеет свет для растений? На какие группы делятся все растения по отношению к нему?
2) Как температура влияет на растения?
III. Изучение нового материала.
Экологические группы растений ( рассказ учителя с элементами беседы).
По отношению к свету , растений делят:
Светолюбивые растения
Тенелюбивые.
Теневыносливые
Растения водных и увлажненных мест обитания
Водные растения ( погруженные): корневая система развита слабо, устьиц на расположенных в воде листьях нет, механические и проводящие ткани развиты слабо.
Водные растения (плавающие): устьица на верхней стороне листа, листья глянцевые, не смачиваемые водой; сильно развиты межклетники.
Растения увлажненных мест : слабо развита корневая система, многочисленные устьица, кожица на листьях плотная; у некоторых есть гидатоды.
Растения сухих мест обитания: хорошо развита корневая система; листья имеют толстую кожицу, восковой налет или опушение, у некоторых видоизменены в колючки; устьиц немного.
IV. Закрепление.
Лабораторная работа «Характерные признаки растений по отношению к свету».
(Записываем в тетрадях)
Светолюбивые растения.
Характерные строение листа: небольшие, плотные, светло – зеленые. Много устьиц. Часто с восковым налетом или опушенные. На стебле расположены вертикально (злаки) или ребром к солнцу (эвкалипт).
Тенелюбивые растения.
Характерные строение листа: крупные, тонкие, темно – зеленые. Устьица на верхней и нижней стороне листа.
Теневыносливые растения
Характерные строение листа: широкие, тонкие, мягкие; листья двух видов:теневые и световые.
V. Дом. задание
Параграф 54, отв. на вопросы после параграфа
infourok.ru
Конспект по экологии на тему "Значение животных в жизни растений" (6 класс)
Выполнила: Ермакова У.А.
Тема: Значение животных для опыления и распространения растений.
Класс: 6 Б
Цель: формирование представления о значении животных для опыления и распространения растений.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о роли животных для опыления и распространения растений;
-познакомить учащихся с различными видами животных – опылителей;
-помочь уяснить, какими экологическими особенностями обладают растения.
Развивающие:
-развивать у учащихся память, внимание, экологическое мышление и познавательный интерес.
- развивать умение работать в паре, взаимодействовать с одноклассниками.
Воспитательные:
-воспитывать экологическую культуру.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока:
I этап. Организационный момент. (1мин.)
- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Ульяна Александровна, в течение двух занятий я буду вести у вас экологию, поприсутствовав у вас на прошлом занятии я поняла, что вы очень умненькие и активные ребята, надеюсь что наши уроки пройдут очень интересно и занимательно.
II этап. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (газообмен у растений и изменения состава воздуха)
-Вспомним, при каких процессах происходит газообмен у растений?(дыхание и фотосинтез)
-Назовите на какие две группы делятся источники загрязнений (природные и произв.-бытовые)
- На какие две группы мы можем разделить загрязнения? (искусственные и ест.-прир.)
-Из-за чего может происходить изменение состава воздуха? (загрязнения воздуха)
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал прошлого урока.
III этап. Изучение нового материала (30 мин.)
Взгляните на слайд – какой процесс на нем изображен? (распространение семян ветром) А как называется этот процесс? (анимахория) Все верно, но существуют еще и другие способы распространения семян, а также опыления растений. Какие? (с помощью человека, животных). Правильно. Сегодня мы познакомимся со значением животных для опыления и распространения растений. Открываем тетради, записываем тему урока.
-В биологии различают два типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление. А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении.
-Что такое перекрестное опыление? (Перенос пыльцы с тычинок цветка одного растений на рыльце пестика другого принято называть перекрестным опылением)
-Давайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?
-Животных, которые доставляют пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями.
-Итак, животные-опылители, это: насекомые, птицы, звери. (Перенесение схемы в тетрадь).
-Кого вы знаете опылителей среди насекомых? (пчелы, шмели, бабочки)
-А среди птиц, есть известные вам опылители? (колибри, нектарницы, медососы)
А из зверьков, кто вам известен? (летучие мыши)
А для чего животные-опылители посещают цветки растений? (собирают нектар)
А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?
Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.
Если цветам так необходимы опылители, то какими способами они привлекают их к себе? Как вы думаете?
Давайте запишем в тетрадь:
Приспособление цветка к опылению:
а) яркая окраска венчика;
б) крупные одиночные цветки или мелкие собранные в соцветия;
в) ароматный запах и наличие нектара.
Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов – привлекать насекомых.
Давайте запишем в тетради подзаголовок: Насекомые-опылители.
-У вас на партах лежит раздаточный материал, вам необходимо изучить его и ответить на вопросы какую роль насекомые играют в опылении. На работу одна минута.
НАСЕКОМЫЕ-ОПЫЛИТЕЛИ — насекомые, которые переносят на своем тельце пыльцу с тычинок цветков на рыльце пестика перекрестноопыляемых растений. К ним относятся медоносные пчелы, одинокие дикие пчелы, осы, шмели, жуки, мухи и различные мелкие насекомые.
После медоносных пчел основными насекомыми-опылителями считаются шмели, так как именно они, благодаря строению хоботка, способны опылять красный клевер, который недоступен пчелам.
Мухи не являются ценными Н.-о., так как, прежде всего, их привлекают цветки с неприятным запахом, и они не имеют на теле волосков, которые служили бы надежными переносчиками пыльцы. Мотыльки, в отличие от пчел, могут опылять цветки с очень длинным венчиком. Многие взрослые мотыльки и бабочки питаются нектаром, который они высасывают из цветов. В процессе питания они могут переносить пыльцу с одного цветка на другой – таким образом, многие растения зависят от мотыльков и бабочек в плане опыления.
Опрос по прочитанному, запись в тетрадь насекомых.
- Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет?
Раффлезия – самый большой в мире цветок. У него самые крупные цветки в мире, диаметр до 1 м. Это растение – паразит, т.к. высасывает соки и воду из лиан. Произрастает на острове Ява, и опыляют цветки раффлезии мясные мухи, потому что запах, который идет от цветка напоминает тухлое мясо. А как вы думаете он распространяет свои семена? Верно, с помощью живтоных. Плод раффлезии очень твердый и сам не раскрывается, поэтому чтобы семена распространились по лесу цветку требуется помощь какого-нибудь крупного животного, к примеру слона. Крупные звери давят плоды раффлезии и разносят на лапах или на копытах семена чудо-цветка.
Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах? (птицы)
-Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка.
- Нектарница -свое имя получила за способ питания: она высасывает нектар из цветов; впрочем, не отказывается и от мелких насекомых. У птиц тонкий, изогнутый вниз клюв. Он очень хорошо проходит в чашечки цветов. Очень своеобразен у нектарницы и язык — длинный, узкий, с продольным желобком и кисточкой на конце. Нектарницы опыляют цветы, то есть играют в природе примерно ту же роль, что и колибри, только те живут в Америке, а нектарницы — в Африке, Азии и Австралии.
- Цветочницы Представители семейства цветочниц (Соеrеbidae) имеют слегка изогнутый тонкий клюв, с помощью которого, проколов венчик цветка, они добывают нектар и мелких насекомых. Эта птица кормится также сочными плодами.
-Но кто еще кроме птиц и насекомых может переносить пыльцу с одного цветка на другой? Верно, млекопитающие. Давайте посмотрим на этих животных.
- Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы.
Как мы уже говорили ранее, животные не только опыляют, но и способствуют распространению семян. На слайде представлены птицы и животные, которые обитают у нас. Вы должны написать их названия и предположить как они распространяют семена растений. На задание 2 минуты.
Кедровка. Пища — семена, главным образом кедровой сосны и ели, насекомые, иногда грызуны. Съедая много семян кедровой сосны, вместе с тем способствует её расселению и зарастанию ею гарей и вырубок, так как прячет семена в землю про запас.
Сойка в наших лесах она главный расселитель дуба. Дело в том, что осенью у соек проявляется склонность к запасанию корма. Набив пищевод желудями), сойка, отлетев один-два километра, зарывает их где-нибудь в лесной подстилке и возвращается за новой порцией, которую прячет уже в другом месте. В кладовых сойки находили до 4 кг. Желудей. Часть из желудей воруют белки и мыши. Но какое-то число их прорастает.
Бурундук. Основой рациона бурундука служат семена хвойных (в первую очередь кедра) и лиственных деревьев (клён, липа, рябина), травянистых растений, особенно осок. С августа начинает запасать на зиму пищу (орехи, жёлуди, зёрна, сушёные грибы и ягоды), нося её в защёчных мешках, иногда с расстояния более 1 км.
Белка. Поскольку основу её питания составляют семена древесных пород, она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса. На зиму белка делает небольшие запасы желудей, орехов, шишек, натаскивая их в дупла или зарывая среди корней, а также сушит грибы, развешивая их на ветках. Правда, о своих складах она быстро забывает и находит их зимой случайно.
Молодцы. Хорошо справились с заданием! У вас на партах лежат конверты с буквами, работая в паре составьте из них слова. Что у нас получилось? Что могут означать эти слова?
Зоохория – распространение семян и плодов растений с помощью животных.
Плоды лопуха снабжены острыми зубчиками или крючками. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или одежде людей, которые разносят их на большие расстояния.
Орнитохория – распространение семян птицами.
Сочные плоды брусники черники, бузины и др. поедаются животными, в основном, птицами. Их семена защищены твердой оболочкой и не перевариваются. Поэтому выбрасываются вместе с пометом.
Антропохория – распространение семян растений с помощью человека.
Какой процесс мы еще с вами не рассмотрели?- Антропохорию. А как человек может распространять семена? (ответы детей)
Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару.
Как распространяют плоды и семена люди и животные:
Люди и животные распространяют плоды и семена двумя основными способами — внутри своего организма при поедании плодов и на поверхности своего тела, если плоды и семена на нем удерживаются.
Люди и звери едят в первую очередь сочные ярко окрашенные плоды, например вишни, абрикоса, рябины, калины, бузины и других растений. Семена внутри плодов надежно защищены твердыми покровами. Употребляя сочные плоды в пищу, люди отделяют их твердые косточки и семена. У животных проглоченные косточки и твердые семена без повреждений проходят через пищеварительные органы. Воздействие пищеварительных соков даже способствует прорастанию семян. Они выбрасываются наружу вместе с пометом, который удобряет почву. Таким образом, животные не только распространяют семена, но и обеспечивают их хорошую всхожесть и высев в удобренную почву.
Сверхдальним называют такое расселение, когда растения оказываются за сотни и тысячи километров от своей родины. В этом обычно бессознательно им помогает человек. С разнообразными товарами (зерном, фруктами, кормами для животных) семена растений на пароходах, поездах, самолетах едут в дальние страны и на другие континенты.
IV этап. Закрепление нового материала.
К сожалению наш урок подходит к концу, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили.
- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое зоохория?
Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем,
Их пожарим, погрызем,
А приедут гости –
Им дадим по горсти. (подсолнух, животными, человеком)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными, семена не перевариваются)
Кто не прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за шерсть животных или одежду человека)
Ребята, а почему семена не перевариваются в желудке у животных? (Семена имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются)
Домашняя работа: читать записи в тетради.
Спасибо, ребята, за урок.
Мне очень приятно было с вами работать.
infourok.ru
Урок по теме "Взаимосвязь растений с окружающей средой" ( 6 кл.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС.
ТЕМА: «Взаимосвязь растений с окружающей средой»
УМК: «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику
Т.А. Исаева, Н.И. Романова «Биология» 6 класс
учитель : Пассова Р.Н.
Технологическая карта урока
Ф.И. О. учителя: Пассова Р.Н.Предмет - биологияКласс – 6классАвтор УМК – «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику Т.А. Исаевой,
Н.И. Романовой «Биология. 6 класс».
Тема урока – Взаимосвязь растений с окружающей средой
Тип урока – открытие и закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений взаимосвязи растительного мира с окружающей средой
Словарь урока: листовая мозаика, все в природе взаимосвязано.
Ресурсы урока: учебник, живые растения, интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи растений с условиями окружающей среды, научить школьников определять по вне6шнему строению растений особенность среды их обитания
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности,
- искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Коммуникативные УУД:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи
Познавательные УУД:
умение работать с текстом, выделять в нем главное. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
Научатся:
- обсуждать в рабочей группе
информацию;
- слушать товарища и обосновывать
свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- выстраивать собственное
целостное мировоззрение,
- устанавливать связь между
целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в
работу группы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока (+время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Орг. Момент. 1 мин
Приветствие учащихся.
Проверка организации рабочих мест
Приветствие учителя
Самоконтроль готовности учащихся к уроку
2.
Актуализация
Знаний
( 3 мин.)
Я вам на урок принесла растение Что не так с ним? Как вы думаете, почему оно завяло?
Какие условия нужны для роста и развития растения?
Учащиеся называют, а учитель рисует схему1
Р о почва
А С к вода
С
Р р свет
Т у температура
Е Е ж воздух
Н а кислород
И Д ю углекислый газ
Е щ
А а
Я
Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды
Свет, кислород, температура, воздух
3.Мотивация
( 3 мин.)
проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?
Какая тема урока?
Анализируют информацию, высказывают свои мнения
Взаимосвязи растений с окружающей средой
4- 5
Целеполагание и планирование
( 5 мин.)
Вопрос к классу:
Подумайте и скажите о чем мы будем говорить?
План урока:
1.Обсудить определение «окружающая среда»
2. Дать определение «среда жизни» Факторы среды
3. Выяснить приспособления возникают у растений на действия условий среды.
( работа по инструктивным карточкам)
4.Влияние растений на среду
В результате урока вы сможете:
- назвать приспособления для выживания в меняющихся условиях среды обитания
- изучить особенности строения растений разных экологических групп
Участвуют в планировании деятельности на уроке , в постановке целей:
Возможные ответы:
1.Одинаковы ли условия жизни в окружающей среде?
2. Что такое среда жизни? Какие среды
Существуют?
3. Чем отличаются растения разных сред обитания?
6. «Открытие
нового
знания»
( 20 мин.)
1 вопрос.
2 вопрос.
Физкульминутка
( 1мин.)
3 вопрос.
4 вопрос
Записываем тему урока.
Учитель предлагает вспомнить определение «окружающая среда»
Выслушав ответы, учитель подчеркивает, она отличается разными условиями .
Та часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них определенное воздействие, назыв. средой жизни
Выделяют несколько сред жизни: водную, наземно- воздушную, почвенную и организменную.
Условия этих сред различные , поэтому растения будут разные.
Демонстрация фрагмента интерактивного учебного пособия об условиях жизни растений.
Вывод: наиболее значимые условия кислород, свет, тепло, влага.
Давайте более подробно рассмотрим влияние этих факторов среды на строение растений.
Демонстрация фрагмента интерактивного учебного пособия о влиянии растений на среду жизни
Работа со схемой 1
Вывод: все в природе взаимосвязано
.
Записывают определение в тетрадь.
Работают по инструктивной карте
( приложение 1)
Находят информацию.
Выбирают главное
7.Включение нового знания в систему знаний
( 4 мин.)
Применение полученных знаний
Учитель предлагает выполнить тестовое задание, выбрав правильный ответ ( приложение 2)
Работа с интерактивным учебным пособием. Предлагает выполнить задание
Выполняют тест.
Взаимопроверка заданий в паре
учащиеся выполняют задание , предложенное в интерактивном учебном пособии.
8.Рефлексия и оценивание
( 3 мин.)
1. Задаёт вопросы:
- Какую проблему мы ставили в начале урока?
- Удалось ли решить поставленную проблему? Всё ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось - почему?)
2. Организует рефлексию, самооценку
Предлагает назвать тему и цели урока.
Выставляет и комментирует отметки
- сравнивают цели урока и достигнутые результаты;
- делают выводы
- оценивают свою работу на уроке;
- заполняют анкету( приложение 3)
9. Домашнее задание
(2 мин.)
Параграф 33. Зад. 2, 3, ( обяз. для всех).
Индив. зад. стр. 127, это интересно
Повт. пар. 32.
Приложение 1.
Инструктивная карточка
1. Изучите особенности строения комнатных растений( алое, бегония, кактус, монстера)
2.Отметьте размеры и окраску листьев
3.Опишите особенности кожицы листа растений( тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрытая восковым налетом)
4. Рассмотрите опушены ли листья, где расположены устьица.
5. Отметьте особенности других органов.
6. Определите к каким экологическим группам можно отнести ваши растения.
Укажите признаки, на основании которых вы сделали эти выводы
Приложение 2
Выберите правильный ответ:
1. Свет необходим растениям для
а) поглощения минеральных солей б) фотосинтеза
в) движения г) поглощения воды
2. Из почвы растения получают:
а) тепло б) органические вещества
в) свет г) минеральные вещества
3. Солнце – источник
а) света, тепла б) кислорода
в) углекислого газа г) воды
4, Атмосфера - источник
а) света б) органических веществ
в) кислорода г) воды
5. К экологическим факторам неживой природы относится
а) температура б) загрязнение окружающей среды
в) вырубка лесов г) влияние организмов других видов
6. К экологическим факторам живой природы относится
а) загрязнение окружающей среды б) изменение интенсивности освещения
в) изменение длины светового дня г) взаимоотношения между организмами
Приложение 3
Анкета . Фамилия , имя, класс учащегося
На уроке я работал
Активно
Пассивно
Своей работай на
уроке я
Доволен
Не доволен
Урок для меня показался
Коротким
Длинным
За урок я
Не устал
Устал
Моё настроение
Улучшилось
Ухудшилось
Материал урока для меня был
Интересен
Скучен
Свою работу оцениваю
На «5»
На «4»
На «3»
infourok.ru
План-конспект урока на тему "Взаимосвязи организмов." Биология, 6 класс.
Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.
Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии, химиии, МБОУ «Русско-Акташская сош», Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Тема: Взаимосвязи живых организмов.
Место урока в системе уроков: Урок № 2 по теме «Организм и среда. Природные сообщества.»
Дидактическая цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: «открытия» нового знания
ФОУД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: определить виды взаимоотношений, существующих в природе, показать многообразие связей между организмами.
Задачи:
Образовательная: расширить знания о факторах среды и их влиянии на живые организмы, познакомить учащихся
с типами взаимоотношений между организмами.
Развивающая: формировать и развивать навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширять кругозор учащихся, развивать умения и навыки работать с текстом учебника, рисунками, схемами, делать сравнительный анализ.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, помочь ощутить красоту и гармонию в природе .
Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся частично-поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный, информационный.
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Основные понятия: экология, экологические факторы, биотические, антропогенные факторы.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблицы, учебники, рабочие тетради, аудиозапись голосов природы.
Эпиграф к уроку: «Все связано со всем.» ( Б.Коммонер)
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1.Организационно-мотивационный.
Цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте! Cадитесь.
Добрый день, мои друзья!
Посмотрите на меня.
Посмотрите друг на друга.
И скажите, не тая, что все вместе мы - друзья!
Надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.
Приветствие учеников, создание эмоционального настроя.
Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу.
Регулятивные
Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Ребята, для начала выясним, как вы усвоили тему предыдущего урока.
Отгадайте загадки и ответьте на мои вопросы.
Загадка № 1.
Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю не окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому – в песок, кому – под куст.
Вопросы:
- Как вы думаете, о чем идет речь в загадке?
- Что называют средой обитания?
- Какие среды обитания вам известны?
Условия жизни
Водная
Наземно-воздушная
Почвен-
ная
Плот-ность
Кислород
Вода
Свет
Темпера-тура
- Вспомните характеристику основных сред обитания и заполните таблицу:
«Характеристика условий жизни в разных средах».
Послушайте следующую загадку и отгадайте об обитателе какой среды идет в ней речь.
Загадка № 2.
Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
Справка учителя: на лёд или на сушу моржи выходят в основном в период размножения и линьки.
Вопрос: Какова приспособленность моржа к водной среде обитания?
Загадка № 3.
Полосатый брат кота,
Шкура – просто красота.
С ним тягаться трудно в беге.
Не будите вы в нём зверя.
Вопрос:
Какова приспособленность тигра к водной среде обитания?
Загадка № 4.
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца.
Вопрос:
Какова приспособленность крота к водной среде обитания?
Загадка № 5.
Над водой – водицей –
Царевна круглолица,
Поёт царевна, да так напевно,
Что все на суше затыкают уши.
Вопросы:
- Какие приспособления к жизни в водоёмах имеются у лягушки?
- Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше?
Живые организмы неразрывно связаны с окружающей средой обитания. Как называются компоненты среды, которые воздействуют на организмы?
Ребята, как вы понимаете смысл определения – экологические факторы?
На какие группы делятся экологические факторы ?
А, сейчас, давайте совершим небольшое путешествие по страницам вашего учебника .
Вопрос № 1
От действия какого фактора защищают шиповник его колючки? ( см рис. с. 38,39)
Вопрос № 2
Какие факторы отрицательно влияют на растения, изображённые на с. 52 учебника?
Вопрос № 3
С какими абиотическими факторами связано питание растений ( см. рис. с. 59)?
Вопрос № 4
Какой фактор повлиял на изменение окраски растений, изображённых на с. 82 учебника?
Вопрос № 5
Какой фактор поможет козлобороднику освоить новые территории ( см рис. с. 140)?
Вопрос № 6
Влияние какого фактора иллюстрирует рисунок в рамке? (рис. 141)
Вопрос № 7
Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика (см. рис.
с. 147)?
Организует фронтальную работу, загадывает загадки, задает вопросы, оценивает ответы учащихся.
Дает индивидуальные задания отдельным учащимся.
Показ слайда.
Показ слайда.
Показ слайда.
Показ слайда.
Учитель оценивает ответы учащихся.
Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.
О среде обитания.
Среда обитания – все условия живой и неживой природы, при которых существуют организм.
Водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная.
5-6 учащихся работают индивидуально, заполняют таблицу.
Водная среда - плотная, недостаток кислорода и света, устойчивый температурный режим.
Наземно-воздушная среда - неплотная, обилие света и кислорода, дефицит влаги. перепады температуры.
Почвенная среда - большая плотность, низкое содержание кислорода, насыщенность влагой, отсутствие света, отсутствие резких перепадов температур.
Морж. Водная среда
Приспособление моржа к среде обитания: Удлинённая, обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности: ласты. Под кожей развит толстый слой жира, способствующий защите организма от переохлаждения и уменьшающий плотность тела.
Тигр. Наземно-воздушная среда.
Приспособление тигра к среде обитания:
Внутренний скелет, развитые мышцы тела и конечностей, лёгкость передвижения, терморегуляция, внутреннее оплодотворение, высокое развитие органов зрения и слуха.
Крот. Почвенная среда.
Приспособление крота к среде обитания:
Цилиндрическая форма тела, сильно развитая мускулатура, густая короткая чёрная шерсть, конечности роющего типа, редукция органов зрения, хорошо развитые обоняние и осязание.
Лягушка.
(Учащиеся могут затрудняться в определении среды обитания лягушки, т.к. лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше.)
Приспособления к жизни в водоёмах:
Плавательные перепонки между пальцами задних ног, кожное дыхание.
Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей
Экологические факторы.
Экологические факторы – факторы живой и неживой природы, оказывающие прямое или косвенное влияние на организмы.
Различают три группы экологических факторов: абиотические - факторы неживой природы, биотические - факторы живой природы и антропогенные - влияние деятельности человека на природу .
От биотического: поедания животными
Биотический – медведка и антропогенный.
Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.
Свет, абиотический.
Ветер, абиотический.
Тепло, абиотический.
Тепло, абиотический.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.
3. Постановка учебной задачи
Цель: формулирование темы.
Послушайте внимательно стихотворение.
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки…
Прожить без соседей - увы! – невозможно.
Иных обойдёшь далеко, осторожно,
Иными, как раз хорошо закусить,
А с кем-то под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге.
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
Нужны ли в природе соседи? Для чего?
Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия:
«Взаимосвязи живых организмов.»
Какова цель нашего занятия?
Цель нашего занятия: определить, какие виды взаимоотношений существуют в природе, показать многообразие связей между организмами.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Формулирует (уточняет) тему урока и цели.
Ученица читает отрывок из стихотворения.
Слушают стихотворение и отвечают на вопросы.
Да, нужны. Чтобы помогать друг другу, чтобы прокормиться и др.
Взаимоотношения между живыми организмами.
В тетрадях записывают тему урока.
Ставят цели.
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
4. Открытие нового
знания.
В любой среде обитания живут разнообразные организмы.
В лесах, например, растут березы, осины, дубы, сосны,
различные кустарники; живут зайцы, белки, лисицы, волки,
дятлы, жуки-короеды и многие другие животные. При этом
жизнь одних организмов зависит от жизни других. Между организмами, обитающими в одних и тех же местах,
образовались различные взаимоотношения. Одни из них
взаимовыгодные: каждый из организмов извлекает для себя
пользу; при некоторых взаимоотношениях одни организмы угнетают или уничтожают другие.
К каким видам экологических взаимоотношений относятся взаимоотношения между живыми организмами?
На какие группы можно разделить биотические связи между
организмами?
Биотические связи между организмами можно разделить на несколько групп: полезные (симбиоз), вредные (антибиоз) и безразличные (нейтрализм).
Для обозначения характера взаимоотношений между
организмами ученые используют сочетания математических
знаков:
0 – отсутствие взаимоотношений между видами;
- – отрицательное влияние на жизнь особей;
+ – благоприятное влияние на организм.
Ребята, а теперь попробуйте, используя эти математические знаки, составить различные комбинации взаимоотношений между организмами..
А теперь давайте подробнее познакомимся с этими типами взаимоотношений.
Опираясь на опорную схему попробуйте сформулировать соответствующее определение каждому типу взаимоотношения.
Взаимоотношения между организмами
симбиоз антибиоз
++ - -
+ 0 - +
нейтрализм - 0
00
Что такое симбиоз? ( Тип взаимоотношения, из которых оба
партнера или хотя бы один извлекают пользу)
Что такое антибиоз? (Тип биотической связи, когда обе
взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают
отрицательное влияние друг друга)
Что такое нейтрализм? ( Тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не
влияют друг на друга.)
Давайте познакомимся поподробнее с разновидностями отношений между организмами.
Тип взаимоот-ношений
Характер влияния на партнера
организм
А
организм
В
СИМБИОЗ
Мутуа-лизм
Коопера-ция
+
+
Комменсализм (нахлебничество, квартирантство)
+
_
АНТИБИОЗ
Конкурен-ция
_
_
Хищнищество, Парази-тизм
+
_
НЕЙТРАЛИЗМ
Нейтра-лизм
0
0
Организует учащихся по
исследованию
проблемной ситуации.
Учитель
оценивает знания
учащихся
Учитель направляет и корректирует работу учащихся.
К биотическим.
Полезные и вредные,
Составляют в тетрадях и на доске комбинации знаков.
Всего 6 комбинаций:
++ – взаимополезные
+0 –полезнонейтральные
- - – взаимовредные
+ - – полезновредные
- 0 – вреднонейтральные
00 – нейтральные
Учащиеся дают определения новым понятиям.
Работают с таблицей.
Коммуникативные
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах и группе.
Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность.
Физкультминутка
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Выполняют упражнения.
5. Первичное закрепление.
Догадайтесь о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?
1. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
2. На одной ноге в болоте
Замираю на охоте
И ловлю в кругу подружек
Зазевавшихся лягушек.
(Цапля – лягушка, антибиоз, хищничество)
3. На севере снежном песец обитает,
Пушистую шубку его всякий узнает.
Родней он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице.
(Лиса – песец, антибиоз, конкуренция)
4. Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, антибиоз, хищничество)
5. Дела с гигиеной у Барсика плохи:
Кусают и мучают котика блохи.
(Блохи – кошка, антибиоз, паразитизм)
6. Кто по дереву стучит?
Отчего кора летит?
Приглядитесь - ка кругом:
Это дятел строит дом.
Скоро в нём после отделки
Новоселье справит белка.
( Дятел – белка, комменсализм, квартирантство)
7. Что акула цапнет –
Прилипала хапнет;
Сколько ни ухватит -
Прилипале хватит!
(Рыба-прилипала – акула, нахлебничество)
8. Муравьёв тепло встречая
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком.
(Тля – муравей, симбиоз)
9. Кровь попить у детворы
Любят летом комары,
Потому, что кровососы -
Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, антибиоз, паразитизм)
10. Однажды на ужин испробовать волк
Вдруг захотел червяка.
- Тьфу… Гадость какая!
Он завопил.
- Посижу на диете пока.
(Волк – дождевой червь, нейтрализм)
11.Удивительное дело –
Как дружны зелёный с белым!
Друг за друга отвечают
И друг друга выручают.
Свыклась водоросль с грибком
Да с развесистым дубком.
Зацепились на коре,
У забора, на стене.
(Лишайник, симбиоз)
Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного.
Организует коллективную деятельность по применению знаний.
Дают ответы на загадки.
Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.
Коммуникативные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные: умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты; умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.
Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь?
1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов)
численность куропаток и тетеревов снижается; при
уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это
можно объяснить?
2. В лесу произрастало много папоротников, однако
после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
В руках у меня «таинственная шкатулка». В ней находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое?
Вы правы. Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем из цепи одно звено – нарушится целостность. И человеку, который тоже является звеном в цепи природы, всегда нужно помнить об этом.
Давайте попробуем вместе с вами составить экологическую сказку
« Всё связано со всем», выстроив предложения в логической последовательности.
1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
2. Мыши стали поедать соты и разорили улей.
3. Пришлось мужику мириться с Филином.
4. Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась.
5. Худо стало мужику без мёда и молока.
6. Не стало Филина - расплодились мыши.
7. Мало стало травы – корова не стала давать молока.
8. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
(Верный ответ:8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3)
Чтобы научиться жить в мире с природой, надо не только ее любить, но и знать законы. И один из главных экологических законов: «В природе все взаимосвязано.»
Завершить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением.
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Воздухом, солнцем, водой…
В чащобах, и в грядках, и в небе,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
Учитель
оценивает знания
учащихся, помогает
выявить причинно-
следственные связи.
Отвечают на вопросы.
Экология.
Хищник оказывает регулирующее воздействие
на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных
особей. При уменьшении численности популяции хищников
происходит уменьшение численности популяции жертвы.
Папоротники растут во влажных, тенистых
местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных
условий.
Цепочка.
Учащиеся совещаются парами или группами, один из учащихся дает верный ответ.
7. Рефлексия
- Какую тему изучили?
- Что нового вы узнали?
- Почему важно знать типы связей между видами? (Можно прогнозировать, что произойдет при нарушении связей)
На уроке я работал
Активно/пассивно
На уроке мне было
Интересно/
не интересно легко/трудно
Своей работой на уроке я
Доволен /
не доволен
Урок показался мне
Коротким / длинным
Мое настроение
Хорошее /
не очень хорошее/ плохое.
Предлагает ответить на вопросы и оценить свою работу.
Подводят итоги урока, осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности.
Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
8. Домашнее задание
Д/З: Изучить § 5, выполнить в РТ работу №18.
Выбрать для себя дополнительное задание:
1. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, лиса, заяц и волк. Какие экологические взаимосвязи могут быть между ними?
2. Составьте синквейн по одному из типов биотических отношений.
infourok.ru
Конспект урока по биологии на тему "Основные экологические факторы и их влияние на растения"
Урок по биологии по теме: «Основные экологические факторы и их влияние на растения»
Цель: сформировать у учащихся знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных технологических группах растений
Задачи:
Образовательные:
Ввести понятия среда обитания и факторы среды, о взаимодействии растений с факторами неживой природы
Выделить экологические группы растений
Определить влияние деятельности человека на растения
Развивающие:
Развивать умения выявлять признаки приспособления растений к среде обитания
Развивать умения анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения
Развивать познавательный интерес к предмету
Воспитательные:
Планируемые результаты урока:
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделение существенных признаков растений и процессов их жизнедеятельности
Приведение доказательств необходимости охраны растений
Объяснение роли человека в природе, роли растений в жизни человека
Выявление приспособления растений к среде обитания
Факторы живой и неживой природы
Составляющие среды жизни
О связи условий жизни и экологических факторов
Личностные:
Формирование основ экологического сознания
Формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучения растительного мира и бережного отношения
Умение соблюдать дисциплину на уроке
Формирования умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы
Метапредметные:
Умение работать с различными источниками биологической информации; находить информацию об экологических группах растений
Умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и учащимися
Применять знания по экологии растений при их выращивание и для обоснования мер об охране природы и соблюдение правил проведения в природе
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приёмы:
Проблемные - постановка проблемных вопросов;Словесные - беседа с элементами рассказа, объяснение, сообщение учащихся;
Наглядные - демонстрация презентации «Роль растений в природе»; «Влияние деятельности человека на растительный мир».
Практические - самостоятельная работа (составление и заполнение схем)
Оборудование: ПК, проектор, экран, электронная презентация, иллюстрации с изображениями растений, относящихся к родным экологическим группам, комнатные растения: папоротник, кактус, монстера, фиалка
Ход урока
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Актуализация знаний
Что изучает экология?
Почему слово «экология» очень часто употребляется средствами массовой информации, и имеет ли оно отношение к науке?
Постановка познавательной задачи
Определить взаимодействие компонентов живой природы и их влияние на растения.
Ответить на вопрос:
Какие задачи стоят перед экологическим воспитанием и образованием?
Можно ли по внешнему виду растения предположить, в каких условиях оно обитает? (На примере комнатных растений)
Изучение новой темы.
Решение познавательной задачи
(Объяснительный рассказ с элементами беседы, работа с учебником и живыми объектами)
1.Учитель. Определение понятий «среда обитания» и «экологический фактор»
Среда обитания – все условия живой и не живой природы, при которых существует организм и с которыми он непосредственно взаимодействует
На Земле выделяют четыре основные среды обитания:
Какие бывают среды обитания?
Учащиеся отвечают:
Водная
Наземно-воздушная
Почвенная
Среда, образуемая самими живыми организмами
Учитель. Какую среду занимают растения?
Учащиеся отвечают:
Учитель. Совершенно верно. Средой обитания растений могут быть почва, воздух, вода. Растения могут находиться одновременно в нескольких средах. Так корни растений развиваются в почве (воде), а побег - в воздушной среде.
Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут оказывать влияние на растения?
Учащиеся отвечают:
Свет
Вода
Температура
Влажность
Учитель. Правильно. Воздействие среды на растения происходит через экологические факторы-элементы среды, оказывающие влияние на растения (даётся определение «экологические факторы»)
Экологические факторы - отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на организм.
Ребята, на какие группы делятся экологические факторы?
(Учащиеся отвечают и составляют схему «Экологические факторы среды») Приложение 1
Учитель. Факторы неживой природы – что к ним относится?Учащиеся отвечают:
Свет
Вода
Температура
Учитель. Факторы живой природы – что к ним относится?Учащиеся отвечают:
Растения
Животные
Бактерии
Грибы
Человек
Учитель. Поскольку влияние деятельности человека на растения очень значимо, его часто выделяют в самостоятельный экологический фактор - антропогенный.
2.Значение света, воды, температуры в жизни растений(Работа в группах по инструктивным карточкам и дополнительной литературой) Приложение 2.
Отчёт каждой группы о выполненной работе.
3.Учитель. Мы в вкратце рассмотрели различные экологические группы растений. А какова роль самих растений на окружающую среду? (один из учащихся выступает с подготовленным дома сообщением о роли растений и их влияния на окружающую среду).Приложение 3 Учитель. Одним из экологических факторов, влияющих на растения - это антропогенный фактор. Так как же человек влияет на растительный мир, всегда ли хозяйственная деятельность человека безвредна для растений? (просмотр презентации с комментариями учащихся и учителя)
Вывод по презентации: Человек не приспосабливается к факторам среды, а приспосабливает среду под себя. В результате преобразований природы меняются условия жизни растений. Будущее растительного мира зависит от деятельности человека, которая определяется его потребностями, знаниями законов природы и отношения к окружающей природной среде.Формирования знаний, умение действовать рационально и бережного отношения к природе - задача экологического воспитания и образования.
Ответить на вопросы:
Какие экологические факторы вам известны?
Найдите абиотические факторы
Как деятельность человека отражается на растениях?
Как растения относятся к разным температурам?
Какое значение в жизни растений играет свет?
Каково отношение растений к влажности?
П.54,в.1-4.
Анализ и оценка успешности деятельности учащихся на уроке.
Учитель.
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Где в жизни вы можете применить полученные знания?
Было ли вам интересно? Выразите своё отношение к уроку (учащимся даётся карточка, в которой нужно выделить фразы, характеризующие работу ученика на уроке) Приложение 4
Приложение 1
Схема. Экологические факторы среды
Факторы неживой природы (абиотические): свет, температура, вода, осадки, рельеф
Антропогенный фактор – деятельность человека
Факторы живой природы (биотические): растения, животные, бактерии
Приложение 2
Выделение роли света в жизни растений
Инструктивная карточка
1.С помощью учебника (стр.259) и дополнительной литературы выясните, какие экологические группы растений различают по их отношению к свету.
Составьте схему «Экологические группы растений по отношению к свету»
Экологические группы растений по отношению к свету
Теневыносливые растения: 1.ландыш 2.фиалка 3.монстера
Светолюбивые растения: 1.сосна 2.берёза 3.колеус
Тенелюбивые растения: 1.ветреница 2.ель 3.пихта
Выявление роли температуры на растения
Инструктивная карточка
1.С помощью учебника (стр.260-261 ) и дополнительной литературы выясните влияния температуры на растения.
2.Составьте схему « Экологические группы растений по отношению к температуре
Экологические группы растений по отношению к температуре
Теплолюбивые растения: 1.огурцы 2.томат 3.дыня
Холодостойкие растения: 1.редис 2.морковь 3.карликовая ива
3.Ответьте на вопрос:
Выявление роли воды в жизни растений
Инструктивная карточка
1.С помощью учебника и дополнительной литературы выясните значение воды в жизни растений
2.Составьте схему « Экологические группы растений по отношению к влажности»
Экологические группы растений по отношению к влажности
Растения водных мест обитания: (гидрофиты) 1.кувшинка 2.кубышка 3.камыш
Растения избыточно увлажнённых мест обитания: (гигрофиты) 1.калужница 2.рис 3.осоки
Растения сухих смет обитания: (ксерофиты) 1.кактус 2.молодило 3.очиток
Растения, проживающие в средних условиях увлажнения: (мезофиты) 1.кукуруза 2.ландыш 3.сирень
Приложение 3
Мир растений очень древний и существовал на планете ещё задолго до появления человека. Растения населяют огромные пространства суши. Они населяют степи, тундру, заселяют водоемы. Их можно встретить даже в Арктике. Они приспосабливаются даже к голым, отвесным скалам и сыпучим, сухим пескам.
Сегодня я вам расскажу об их роли в природе, узнаем, каково влияние растений на окружающую среду и почему они важны для существования жизни на земле.
infourok.ru
урок 6 класс экологические группы растений
Дата урок 27 6 класс
Тема: Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Цель урока: Сформировать знания учащихся по значению воды в жизни растений.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений; организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений пользоваться новыми биологическими терминами;
Развивающие: развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса; развитие мышления;
развитие познавательного интереса к многообразию растительного мира.
Воспитывающие: воспитание любви к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учащихся.
Объявление темы урока, цели и задач.
Повторение
Задача 1. Объясните результаты опыта с веткой зелёного растения, помещенного под стеклянный колпак, - на свету и в темноте. Почему лучинка, внесённая в колпак, стоявший на свету, ярко вспыхивает, а внесённая в колпак, стоявший в темноте, гаснет?
Задача
В одной известной научно- исследовательской лаборатории учёные - ботаники провели такой опыт: Взяли растение хлорофитум. У него имеется белая каёмка по краю листа. Поставили растение на яркий солнечный свет. Через 5 часов срезали один лист, промыли его в кипящей воде, поместили в спирт на несколько минут. Когда лист обесцветился (так как хлорофилл хорошо растворяется в спирте), полили на него раствором йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет, но не весь: белая полоса по краю листа не окрасилась.Вопросы: Почему лист окрасился в синий цвет?Почему лист окрасился в синий цвет не весь?Сделайте вывод, какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?
Выберите правильный ответ и запишите его:
а) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
б) Поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
в) Поглощают азот, а выделяют кислород.
г) Поглощают кислород, а выделяют азот.
5. Запишите правильный ответ на вопрос: что такое фотосинтез?
а) Превращение крахмала в сахар в семенах.
б) Перемещение органических веществ в растении.
в) Образование органических веществ из углекислого газа и воды в хлоропластах с использованием энергии света.
г) Разрушение органических веществ до неорганических.
1. Почему без растений жизнь на Земле большинства организмов невозможна?
2. Какую роль играет фотосинтез в природе?
З. Как можно повысить интенсивность фотосинтеза у сельскохозяйственных растений?
4. Известно, что в процессе фотосинтеза в растении происходит обмен газами. Какой газ растения поглощают в процессе фотосинтеза, а какой выделяют?
Вопросы
Органическое вещество, образующееся в процессе фотосинтеза.Неорганическое вещество, необходимое для образования органических веществ в растении.Организмы, в которых происходит фотосинтез.Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.Главное условие, необходимое для протекания процесса фотосинтеза.Пигмент, придающий зеленую окраску листьям.Вещество, при взаимодействии с которым крахмал дает синюю окраску.Процесс образования органических веществ на свету в хлоропластах.
Да и почему
17. Все вкусные и ароматные сочные плоды ягоды.
18. Если цветок имеет лепестки и чашелистики, то его околоцветник называют двойным.
19. Цветок ландыша имеет простой венчиковидный околоцветник.
20. По внешнему краю цветка подсолнечника расположено много крупных лепестков.
21. У одуванчика соцветие корзинка.
22. Кисть, початок и головка - простые соцветия.
23. Соцветие сложный зонтик имеют морковь, укроп, борщевик.
24. У смородины соцветие-кисть.
25. На рябине образуются плоды, называемые яблочками.
26. Плоды клевера односемянные бобы.
27. Ветроопыляемые растения цветут одновременно с насекомоопыляемыми растениями.
28. Все самоопыляемые растения опыляются при помощи ветра.
29. Семена двудольных растений не имеют эндосперма.
30. В семенах однодольных растений зародыши имеют по одной семядоле.
ЗАДАНИЕ:
Из приведенных ниже выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.
А. Происходит во всех клетках.
Б. Протекает только на свету.
В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Д. Происходит в клетках с хлоропластами.
Е. Протекает на свету и в темноте.
Ж. Органические вещества образуются.
З. Органические вещества расщепляются до минеральных.
Фотосинтез:
Дыхание:
Ответы: фотосинтез Б В Д Ж; дыхание А Г Е З.
Выберите три верных ответа: какие условия необходимы для фотосинтеза?
а) кислород и вода б) хлорофилл в) углекислый газ и вода
г) корни растения д) солнечная энергия
Ответ: _____________
3. Установите последовательность прохождения воды с минеральными солями по растению:
а) корневые волоски б) жилки листа в) древесина
г) клетки листа д) клетки корня
Ответ: ______________
4. Вставьте в текст пропущенные слова: "________________ - это процесс создания в хлоропластах листа __________________ веществ из ____________________ веществ (углекислого газа и воды) с использованием _________________ солнечного света"
5. Почему лист зеленого растения называют органом воздушного питания?
Новая тема
Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в:-природе?- в жизни растений?
Учитель знакомит со значением воды в жизни растений.
Учащиеся записывают в тетради.
вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;
вода- главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;
от притока воды зависит жизнь растения;
в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.
Учитель знакомит учащихся с понятием «Экология» и переходит к основными экологическими группами растений.
Гидатофиты.
Гидрофиты.
Гигрофиты.
Мезофиты.
Ксерофиты (суккуленты и склерофиты).
Учитель: слово ГИДАТОФИТЫ происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение.
Их признаки:
полностью погружены в воду;
листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;
стебли почти не имеют механической ткани;
в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом.
Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.
Учитель обращает внимание учащихся на кубышку и кувшинку и отмечает, что в народе эти растения неправильно называют, соответственно- кувшинка и лилия. Учитель рассказывает что данные растения занесены в Красную книгу и их необходимо беречь и охранять.
Учитель: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный.
Их признаки:
растения, частично погружены в воду;
обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;
обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;
имеют воздухоносные межклетные полости;
срезанные побеги быстро вянут.
Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.
Учитель обращает внимание учащихся на камыш и рогоз, отмечает, что в большинстве случаев эти растения путают друг с другом. Учитель рассказывает о данных растениях. В качестве лекарственного средства применяют корневища, листья, цветки, початки рогозов. В корневищах камыша много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку.
Учитель: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага.
Их признаки:
растения влажных мест с высокой влажностью воздуха.
Примерами гигрофитов являются - калужница, осока, циперус.
Учитель обращает внимание учащихся калужницу, что она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь.
Учитель: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний.
Их признаки:
живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;
растут в лесах, на лугах, в поле;
большинство – сельскохозяйственные растения;
лучше развиваются при дополнительном поливе.
Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня. Учитель обращает внимание учащихся на то, что ландыш так же занесен в Красную книгу и требует бережного отношения.
Учитель: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой.Их признаки:
растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой
Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки.
Учитель обращает внимании, что данные растения – декоративные растения.
Закрепление нового материала.
Вопросы для закрепления:
Какова роль воды в жизни растений?
Что изучает наука экология?
Назовите экологические группы растений.
Назовите меры по охране редких и исчезающих видах растений?
Найти правильный путь
1. Ксерофиты А.Влаголюбивые
Б.Засухоустойчивые
2. Гидрофиты В. водные
Г. среднего полива
3. Мезофиты
4. Гигрофиты
Подведение итогов урока выставление оценок.
Рефлексия
1.Что нового узнал(а) на уроке
2. Это интересно…
3. Вам было интересно на уроке?
Домашнее задание:
Параграф №30, прочитать, ответить на вопросы.
Подготовить рассказ о редких и исчезающих видах растений.
www.metod-kopilka.ru