Лабораторная работа на тему: РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ. Клетка растения под микроскопом
Лабораторная работа в 9классе."Изучение строения клетки под микроскопом"
Лабораторная работа:» Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
Цель: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения
1.Организационный момент.
2.Повторим строение микроскопа
Алгоритм работы с микроскопом
1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой.
2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. 3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение.
4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
5. Положить микропрепарат на предметный столик.
6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.
7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.
8. Привести микроскопом в не рабочее положение
3.Задание. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом
Сравните два микропрепарата. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-”
Клетка
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Растительная
Животная
Проверим! Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-”
Клетка
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Растительная
+
+
+
+
Животная
+
+
_
_
Зарисовать растительную и животную клетку
4.Вывод: что общего у животной и растительной клетки? Общие признаки: Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 3. Единство принципа наследственного кода. 4. Универсальное мембранное строение. 5. Единство химического состава. 6. Сходство процесса деления клеток.
Вывод: в чем отличие растительной клетки от животной? В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит
5.Выберите верные утверждения! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка
6.Проверь себя! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка
infourok.ru
Растительная клетка под микроскопом – Статьи на сайте Четыре глаза
Главная » Статьи и полезные материалы » Микроскопы » Статьи о микроскопах, микропрепаратах и исследованиях микромира » Растительная клетка под световым микроскопом
Клетки – это основные кирпичики, из которых состоят все живые организмы. У животных и растений они выглядят по-разному. В этой статье мы поговорим только о растительных клетках и их изучении через световой микроскоп.
Со строением растительной клетки каждый из нас знакомится в средней школе. Будущие биологи, зоологи и медики повторяют этот материал еще и в рамках университетской программы. Но на всякий случай мы напомним, из каких основных компонентов состоит растительная клетка.
Основной компонент растительной клетки – плотная оболочка, или клеточная стенка. Она покрывает содержимое клетки со всех сторон и обеспечивает транспортировку веществ внутрь клетки и наружу. Если рассмотреть оболочку растительной клетки под микроскопом, на ее поверхности можно увидеть небольшие отверстия – это поры, через которые клетка и обменивается веществами с окружающей средой. Прямо под оболочкой расположена клеточная мембрана. Она тоже участвует в этом обмене.
Цитоплазма – основное содержимое клетки. Внутри нее «живут» ядро и пластиды. Ядро участвует в делении клетки и отвечает за наследование всех ее свойств. Пластиды придают окраску растению и участвуют в фотосинтезе. Внутри цитоплазмы также расположены крупные резервуары с питательным клеточным веществом. Они называются вакуоли.
Все элементы клеточной структуры можно наблюдать через микроскоп. Лучше выбирать цифровой, так как он обеспечивает большее разрешение изображения и позволяет изучать даже крошечные элементы клетки (рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи). Растительная клетка в цифровом микроскопе предстанет во всем своем великолепии. Хотя цитоплазму, клеточную оболочку и ядро удастся рассмотреть и в световой микроскоп. Но рекомендуем выбирать модель с увеличением хотя бы в 1500–2000 крат.
Микроскопы для изучения растительных клеток представлены в этом разделе нашего интернет-магазина.
4glaza.ruМарт 2018
Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.
Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.
Смотрите также |
Другие обзоры и статьи о микроскопах, микропрепаратах и микромире:
- Книги знаний издательства Levenhuk Press: подробный обзор на сайте levenhuk.ru
- Видео! Книга знаний в 2 томах. «Космос. Микромир»: видеопрезентация (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Видео бактерий под микроскопом Levenhuk Rainbow 2L PLUS (канал «Микромир под микроскопом», Youtube.ru)
- Обзор микроскопа Levenhuk Rainbow 50L PLUS на сайте levenhuk.ru
- Видео! Подробный обзор серии детских микроскопов Levenhuk LabZZ M101 (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
- Обзор набора оптической техники Levenhuk LabZZ MTВ3 (микроскоп, телескоп и бинокль) на сайте levenhuk.ru
- Видео! Микроскоп Levenhuk DTX 90: распаковка и видеообзор цифрового микроскопа (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
- Видео! Видеопрезентация увлекательной и красочной книги для детей «Невидимый мир» (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Большой обзор биологического микроскопа Levenhuk 3S NG (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
- Микроскопы Levenhuk Rainbow 2L PLUS
- Видео! Микроскопы Levenhuk Rainbow и LabZZ (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Микроскоп Levenhuk Rainbow 2L PLUS Lime\Лайм. Изучаем микромир
- Выбираем лучший детский микроскоп
- Видео! Микроскопы Levenhuk Rainbow 2L: видеообзор серии микроскопов (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Микроскопы Levenhuk Rainbow 2L PLUS: видеообзор серии микроскопов (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Микроскопы Levenhuk Rainbow 50L: видеообзор серии микроскопов (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Микроскопы Levenhuk Rainbow 50L PLUS: видеообзор серии микроскопов (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Микроскоп Levenhuk Rainbow D2L: видеообзор цифрового микроскопа (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Микроскоп Levenhuk Rainbow D50L PLUS: видеообзор цифрового микроскопа (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Обзор биологического микроскопа Levenhuk Rainbow 50L
- Видео! Видеообзор школьных микроскопов Levenhuk Rainbow 2L и 2L PLUS: лучший подарок ребенку (канал KentChannelTV, Youtube.ru)
- Видео! Как выбрать микроскоп: видеообзор для любителей микромира (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Галерея фотографий! Наборы готовых микропрепаратов Levenhuk
- Микроскопия: метод темного поля
- Видео! «Один день инфузории-туфельки»: видео снято при помощи микроскопа Levenhuk 2L NG и цифровой камеры Levenhuk (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Видео! Обзор микроскопа Levenhuk Rainbow 2L NG Azure на телеканале «Карусель» (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
- Обзор микроскопа Levenhuk Фиксики Файер
- Совместимость микроскопов Levenhuk с цифровыми камерами Levenhuk
- Как работает микроскоп
- Как настроить микроскоп
- Как ухаживать за микроскопом
- Типы микроскопов
- Техника приготовления микропрепаратов
- Галерея фотографий! Что можно увидеть в микроскопы Levenhuk Rainbow 50L, 50L PLUS, D50L PLUS
- Сетка или шкала. Микроскоп и возможность проведения точных измерений
- Обычные предметы под объективом микроскопа
- Насекомые под микроскопом: фото с названиями
- Инфузории под микроскопом
- Изобретение микроскопа
- Как выбрать микроскоп
- Как выглядят лейкоциты под микроскопом
- Что такое лазерный сканирующий микроскоп?
- Микроскоп люминесцентный: цена высока, но оправданна
- Микроскоп для пайки микросхем
- Иммерсионная система микроскопа
- Измерительный микроскоп
- Микроскопы от самых больших профессиональных моделей до простых детских
- Микроскоп профессиональный цифровой
- Силовой микроскоп: для серьезных исследований и развлечений
- Лечение зубов под микроскопом
- Кровь человека под микроскопом
- Галогенные лампы для микроскопов
- Французские опыты – микроскопы и развивающие наборы от Bondibon
- Наборы препаратов для микроскопа
- Юстировка микроскопа
- Микроскоп для ремонта электроники
- Операционный микроскоп: цена, возможности, сферы применения
- «Шкаловой микроскоп» – какой оптический прибор так называют?
- Бородавка под микроскопом
- Принцип работы темнопольного микроскопа
- Покровные стекла для микроскопа – купить или нет?
- Увеличение оптического микроскопа
- Оптическая схема микроскопа
- Схема просвечивающего электронного микроскопа
- Устройство оптического микроскопа у теодолита
- Грибок под микроскопом: фото и особенности исследования
- Зачем нужна цифровая камера для микроскопа?
- Предметный столик микроскопа – что это и зачем он нужен?
- Микроскопы проходящего света
- Органоиды, обнаруженные с помощью электронного микроскопа
- Паук под микроскопом: фото и особенности изучения
- Из чего состоит микроскоп?
- Как выглядят волосы под микроскопом?
- Глаз под микроскопом: фото насекомых
- Микроскоп из веб-камеры своими руками
- Микроскопы светлого поля
- Механическая система микроскопа
- Объектив и окуляр микроскопа
- USB-микроскоп для компьютера
- Универсальный микроскоп – существует ли такой?
- Песок под микроскопом
- Муравей через микроскоп: изучаем и фотографируем
- Растительная клетка под световым микроскопом
- Цифровой промышленный микроскоп
- ДНК человека под микроскопом
- Как сделать микроскоп в домашних условиях
- Первые микроскопы
- Микроскоп стерео: купить или нет?
- Как выглядит раковая клетка под микроскопом?
- Металлографический микроскоп: купить или не стоит?
- Флуоресцентный микроскоп: цена и особенности
- Что такое «ионный микроскоп»?
- Грязь под микроскопом
- Как выглядит клещ под микроскопом
- Как выглядит червяк под микроскопом
- Как выглядят дрожжи под микроскопом
- Что можно увидеть в микроскоп?
- Зачем нужны исследовательские микроскопы?
- Бактерии под микроскопом: фото и особенности наблюдения
- На что влияет апертура объектива микроскопа?
- Аскариды под микроскопом: фото и особенности изучения
- Как использовать микропрепараты для микроскопа
- Изучаем ГОСТ: микроскопы, соответствующие стандартам
- Микроскоп инструментальный – купить или нет?
- Где купить отсчетный микроскоп и зачем он нужен?
- Атом под электронным микроскопом
- Как кусает комар под микроскопом
- Как выглядит муха под микроскопом
- Амеба: фото под микроскопом
- Подкованная блоха под микроскопом
- Вша под микроскопом
- Плесень хлеба под микроскопом
- Зубы под микроскопом: фото и особенности наблюдения
- Снежинка под микроскопом
- Бабочка под микроскопом: фото и особенности наблюдений
- Самый мощный микроскоп – как выбрать правильно?
- Рот пиявки под микроскопом
- Мошка под микроскопом: челюсти и строение тела
- Микробы на руках под микроскопом – как увидеть?
- Вода под микроскопом
- Как выглядит глист под микроскопом
- Клетка под световым микроскопом
- Клетка лука под микроскопом
- Мозги под микроскопом
- Кожа человека под микроскопом
- Кристаллы под микроскопом
www.4glaza.ru
Строение клетки под микроскопом.
План урока
Предмет: биология дата:
Учитель: Физлова З.Р.
Класс: 6
Тема урока: Строение клетки под микроскопом.
Учебно-воспитательные цели и задачи урока:
Цель: сформировать у обучающихся знания о строении растительной клетки.
Образовательные: познакомить со строением растительной клетки, рассмотреть функции органоидов, совершенствовать навыки работы с микроскопом и приготовлению микропрепаратов.
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами;
Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.
Тип урока: комбинированный, сообщение и усвоение новых знаний
Форма организации урока: коллективная
Методы обучения: наглядные, словесные, развивающий, практический, объяснительный.
Оборудование: учебник, видеофрагмента «Растительная клетка», микроскоп, микропрепарат, растение.
Ход урока
- Подготовка учащихся к уроку.- Психологический настрой .
-Актуализация имеющихся знаний.
2. Проверка домашнего задания
Опрос параграфа №6.
-Что называется органоидами клетки?
-Какие органоиды имеются в клетке?
-Опишите каждый органоид и его функцию?
3. Объяснение
новой темы
Назовем основные части клетки. Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой, в которой имеются более тонкие участки – поры. Под ней, внутри клетки, находится густое, тягучее содержимое – это цитоплазма. В цитоплазме есть полости – вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной оболочки расположено плотное тельце – ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме более или менее равномерно распределены очень мелкие тельца – пластиды.
Пластиды бывают бесцветными, но чаще они окрашены в зеленый или красно-оранжевый цвет (в цветках и плодах). От окраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зеленых пластид. Их называют хлоропластами (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»).
Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый», филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).
Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок.
Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная. Клеточная оболочка пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества. Эта способность клеточной оболочки называется проницаемостью.
Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.
Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.
infourok.ru
РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ.
9 класс
Оценка: Ф.И.__________________________
Дата__________________________
Лабораторная работа № 1.
РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ
И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ.
Цель работы: освоить новые приемы работы с микроскопом; применить свои знания о строении эукариотических клеток при изучении микропрепаратов; научиться определять основные части клеток, видимые в световой микроскоп.
Материалы и оборудование: микроскоп; набор микропрепаратов; информационный лист 1 «Микрофотографии клеток»; информационный лист 2 «Устройство микроскопа и правила работы с ним»; ЦОР: интерактивный тест «Строение клетки» (БИО 9 Л.р. № 1)
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите микрофотографии клеток разных типов. Найдите органоиды растительных и животных клеток, вспомните функции этих органоидов.
2. Выполните задание интерактивного теста «Строение клетки».
3. Прочитайте информационный лист «Устройство микроскопа и правила работы с ним».
4. Настройте правильно микроскоп.
5. Познакомьтесь с методом микроскопии «Оптический срез»:
- метод используется только на большом увеличении;
- объект наблюдения должен быть в хорошей резкости;
- глядя в объектив, очень медленно вращайте винт в одну и другую стороны, наблюдая, как меняется вид объекта;
- этот метод позволяет рассмотреть детали объекта на разном уровне, делая тончайшие «оптические срезы».
6. Вычислите значение большого увеличения микроскопа.
7. Рассмотрите на большом увеличении, используя «оптические срезы», микропрепараты клеток растений, грибов и животных.
8. Сопоставьте свои наблюдения с микрофотографиями и рисунками клеток. Отметьте, все ли органоиды вы смогли увидеть на данном увеличении.
9. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Подведение итогов работы.
1. Большое увеличение микроскопа равно ____________________________.
2. В таблице поставьте «+» в соответствующей графе, если вы видите данный органоид на большом увеличении.
В таблице поставьте «-» в соответствующей графе, если вы НЕ видите данный органоид на большом увеличении.
Орга-
ноиды
клетки
Цитомембрана
Клеточная стенка
ЭПС
Аппарат Гольджи
Лизосомы
Вакуоли
Митохондрии
Пластиды
Ядро
Ядрышко
Центриоли
Рибосомы
Видны
3. При увеличении __________ видны следующие органоиды:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ответьте на следующие вопросы (устно).
* Что можно сказать об общем плане строения эукариотических клеток?
* Какое положение клеточной теории это подтверждает?
* Предположите, чем объясняются различия в строении клеток растений, грибов и животных.
3. Сформулируйте вывод по результатам работы, включив в него ответы п.2.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационный лист 1.
Микрофотографии клеток.
Клетки гриба: Saccharomyces cerevisiae
Клетки растения: Elodea sp.
Клетка животного: Paramecium caudatum Ehrenberg, 1838
Информационный лист 2.
Устройство микроскопа и правила работы с ним
Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
Разрешающая способность микроскопа дает раздельное изображение двух близких друг другу линий. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешающую способность около 1/10 мм или 100 мкм. Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза, т. е. его разрешающая способность составляет около 0,2 мкм или 200 нм.
Разрешающая способность и увеличение - не одно и тоже. Можно получить большое увеличение, но не улучшить его разрешение.
Различают полезное и неполезное увеличения. Под полезным понимают такое увеличение наблюдаемого объекта, при котором можно выявить новые детали его строения. Неполезное - это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения.
В учебных лабораториях обычно используют световые микроскопы, на которых микропрепараты рассматриваются с использованием естественного или искусственного света. Они дают увеличение в пределах от 56 до 1350 раз.
В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую.
К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительную систему
Объектив - определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из нескольких линз. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40.
Окуляр состоит из 2-3 линз. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х20. Окуляры не выявляют новых деталей строения и в этом отношении их увеличение бесполезно.
Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя и конденсора, расположенного под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ.
1. Работать с микроскопом следует сидя.
2. Микроскоп осмотреть, вытереть при необходимости от мягкой салфеткой.
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3см от края стола.
4. Проверить правильное положение конденсора.
5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
6. Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1см от предметного стекла;
7. Включить электроосветитель и, глядя одним глазом в окуляр, убедиться в равномерном освещении поля зрения.
8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом, зафиксировать его прижимными лапками.
9. Глядя сбоку, поднимать предметный столик при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5мм ;
10. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать вин, плавно опуская столик до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта
Нельзя смотреть в окуляр и поднимать столик. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
11. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
12. Если изображение не появилось, то повторите все операции пунктов 6, 7, 8, 10.
13. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи плавного поворачивания винта добиться хорошего изображения объекта.
13. Глядя одним глазом в окуляр, меняйте вращением положение конденсора под предметным столиком. Добейтесь хорошего освещения объекта.
14. По окончании работы:
установить малое увеличение
снять с рабочего столика препарат
убрать препарат в коробку, или
временный препарат размонтировать, стекла протереть и убрать
поднять предметный столик до упора, или
опустить тубус до упора (зависит от конструкции микроскопа)
протереть чистой салфеткой при необходимости части микроскопа
накрыть его чехлом
поставить в микроскопный шкаф
infourok.ru
Презентация на тему "Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом"
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдИзучение строения растительной и животной клеток под микроскопом Лабораторная работа Учитель биологии ГБОУ цо№170 г. СанктПетербург (Колпино) Трофимова Елена Анатольевна
2 слайдЦель: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения
3 слайдПовторим строение микроскопа
4 слайдАлгоритм работы с микроскопом 1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой. 2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. 3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение. 4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения. 5. Положить микропрепарат на предметный столик. 6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. 7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа. 8. Привести микроскопом в не рабочее положение
5 слайдЗадание. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом
6 слайдСравните два микропрепарата. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” Клетка Цитоплазма Ядро Плотная клеточная стенка Пластиды Раститель-ная Животная
7 слайдПроверим! Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” Клетка Цитоплазма Ядро Плотная клеточная стенка Пластиды Раститель-ная + + + + Животная + + - -
8 слайдЗарисовать растительную и животную клетку
9 слайдВывод: что общего у животной и растительной клетки? Общие признаки: Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 3. Единство принципа наследственного кода. 4. Универсальное мембранное строение. 5. Единство химического состава. 6. Сходство процесса деления клеток.
10 слайдВывод: в чем отличие растительной клетки от животной? В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит
11 слайдВыберите верные утверждения! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка
12 слайдПроверь себя! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка
13 слайдДомашнее задание С.125-132 составить краткий конспект
14 слайдСписок использованных источников А) Список использованных печатных источников Биология.10-11 класс. Учебник. Общая биология. Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник Б. Б. М:, Дрофа 2006. С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б.Дрофа 2012. Б) Активные ссылки на использованные изображения Микроскоп - http://khmelnitskiy.khm.slando.ua/elektronika/foto-video/teleskopy-binokli/#from404 Коробка с микропрепаратами-http://labbiomed.narod.ru/documents/microscopes_slides_25.html Растительная клетка под микроскопом-http://oxiona.ucoz.ru/index/6_klass_biologija/0-14 Животная клетка под микроскопом - http://www.7pd.ru/
15 слайдСписок использованных источников 5. Растительная и животная клетка-http://learning.9151394.ru/mod/url/view.php?id=176557
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
7685814689529066945294991036210713
339803398133982340223404134063340723407334074340753407634077
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения. Оборудование:микроскоп,кожица чешуи луковицы,эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка
Ход работы: 1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. 2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом. 3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. 4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом. 5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом. 6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2. 7. Сделайте вывод о проделанной работе.
Вариант № 1. Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».
Вариант № 2. Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».
4. Сформулируйте вывод. Вывод:_Все растения и животные состоят из клеток. Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов. В растительной клетке имеется толстая целлюлозная мембрана, вакуоль и пластиды, у животных в отличие от растений имеется тонкая гликогенная мембрана (осуществляет пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз),и отсутствуют вакуоли (кроме простейших).
Лабораторная работа № 2 |
megapredmet.ru
Творческая работа. Клетка. Жизнь под микроскопом
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 37»
Фрунзенского района г. Саратова
Тема. «Клетка. Жизнь под микроскопом»
Творческая работа
учащегося 4 «Б» класса
Чеснокова Евгения
руководитель
учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 37»
Пузина Елена Валерьевна
Саратов, 2011 г.
Содержание
Введение
Выдающиеся микроскописты
Основоположники клеточной теории
Современные положения клеточной теории и её значение
Методы изучения клеток
Строение клетки
Жизненный цикл клетки
Практическая часть
Заключение
Литература
Человечество всегда стремилось узнать, что такое жизнь, живое. Одним из шагов человечества в познании тайн живого стало изучение клетки, образующей живой организм. Начало этого процесса положено сравнительно недавно, конечно, по историческим меркам. Оно стало возможным только с развитием методов исследования, прежде всего с развитием микроскопии. Первый простой микроскоп появился в Голландии в конце ХVI в. Состоял он из трубы, прикрепленной к подставке, и имел два увеличительных стекла. Считают, что изобрели его в 1590—1610 гг. Ганс и Захариус Янсены — голландские мастера оптики. Прибор этот больше считали игрушкой. Кто же мог тогда предположить, что он сулит величайшие открытия!
Первым, кто понял и по достоинству оценил огромное значение микроскопа, был английский физик, ботаник Роберт Гук. Он впервые применил микроскоп для исследования строения растений и животных. Роберт Гук (1635—1703), рассматривая в 1665 г. под усовершенствованным трехлинзовым микроскопом в сорокакратном увеличении тончайший срез пробки, открыл мельчайшие ячейки, похожие на такие же ячейки в меде, и дал им впервые название «клетки». Термин «клетка» — от английского «cell» — «клетка», прижился в биологии и существует и поныне. А тогда все свои наблюдения Р. Гук, английский физик и ботаник, описал в своем труде «Микрография, или некоторые физиологические описания мельчайших тел, сделанные посредством увеличительных стекол» (1665г.).Конечно, он не мог тогда предположить, что его открытие превратится позже в основы биологии, будет иметь значение и в нашем, XXI в.
Огромный вклад в изучение клеток вслед за Р. Гуком вносит голландский исследователь Антони ван Левенгук (1632—1723). Еще в молодости Левенгук научился делать увеличительные стекла, очень увлекался этим и достиг большого мастерства. Его лупы увеличивали от 150 до 270 раз. Такие увеличительные стекла в то время были совершенно неизвестны. Лупы Левенгука были очень маленькими — размером с горошину, пользоваться ими было трудно. Тем не менее Левенгук давал очень точные наблюдения, рисунки. Он почти 60 лет присылал в Лондонское королевское общество письма, в которых рассказывал о своих замечательных наблюдениях. Письма печатались в научных журналах. Затем 170 из них были изданы отдельной книгой на латинском языке под названием «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопа» (он свои лупы называл микроскопом). Тайн, которые раскрыл А. Левенгук, очень много. Он впервые наблюдал и зарисовал клетки более 200 видов растений и животных. Среди них были, например, эритроциты, мышечная ткань, т. е. Левенгук был первым человеком, который увидел животные клетки! Приблизительно 1683 г. можно считать годом рождения науки о микроорганизмах, когда исследователь описывает их наиболее подробно, — это год рождения науки микробиологии. Открытие микроорганизмов — это самое важное открытие Левенгука. С 1680 г. Левенгук становится членом Лондонского королевского общества, наиболее авторитетного научного общества того времени. Хотя он и не был профессиональным ученым, его открытия буквально потрясли научный мир и оказали огромное влияние на развитие науки, в том числе и в России.С работой Левенгука познакомился царь Петр I во время своего пребывания в Голландии. Петр I привез в Россию микроскоп Левенгука. Позднее были изготовлены и свои, отечественные микроскопы, позволившие российским ученым внести свой вклад в изучение строения живого.
Вообще же, следует отметить, что весь процесс создания клеточной теории потребовал огромного труда большого количества ученых. За любой, самой мелкой деталью строения клетки стоит гигантская работа исследователей.
Примерно в то же время, когда делал свои открытия Левенгук, итальянский ученый Марчелло Мальпиги, мечтавший о приобретении такого чудесного инструмента, как микроскоп, получив его, делает целый ряд биологических открытий. Это он рассматривает клетки мозга, языка, печени, нервов, кожи, кровяные тельца, растительных тканей. Мальпиги более тридцати лет не расстается с микроскопом — и заслуживает у своих современников почетный титул мастера микроскопной техники.
Дальнейшее усовершенствование микроскопа и разработка методов гистологических исследований (гистология — наука о тканях) дали новый импульс в изучении клетки. Установили, что все растительные организмы образованы тканями, которые, в свою очередь, состоят из клеток.
К началу XIX в. было накоплено огромное количество материала о клетках. Но лишь в XIX в. ученые обратили внимание на внутреннее содержимое клетки. В 1825 г. чешский ученый Ян Пуркинье (1787—1869) открыл ядро в яйцеклетке птиц, а в 1831 г. английский ученый Роберт Броун (1772—1858), известный как выдающийся ботаник, в клетках кожицы орхидеи открыл ядро, которое потом нашел в клетках многих других растений. В 1837 г. тот же Ян Пуркинье обратил внимание на полужидкое студенистое содержимое, заполнявшее клетку, а в 1840 г. предложил назвать клеточное содержимое протоплазмой, убедившись в том, что именно оно, а не клеточные стенки, представляет собой живое вещество (позднее был введен термин «цитоплазма»: цитоплазма + ядро = протоплазма).
К 30-м гг. XIX в. были накоплены конкретные представления о структурной организации клетки. Немецкий зоолог Теодор Шванн (1810—1882) стал первым ученым, который обобщил все эти знания и пришел к выводу, что клетка является тем микроскопическим элементом, из которого состоят все живые организмы. Чтобы убедиться в этом, Т. Шванн пригласил к сотрудничеству своего друга, немецкого ботаника Матиаса Шлейдена (1804—1881). Ознакомившись с трудами М. Шлейдена, Т. Шванн пришел к выводу, что как растения, так и животные построены на одинаковой основе, что принцип строения клеток у них одинаков.
Ученые чрезвычайно долго при помощи микроскопа проверяли правильность своих предположений. Когда все сомнения были устранены, Т. Шванн в 1839 г. опубликовал труд «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Труд вызвал переворот в биологии и сделал известными фамилии обоих ученых. Так была разработана одна из самых важных биологических теорий, получившая название клеточной теории. Главная идея этого открытия потрясающе проста: жизнь сосредоточена в клетках. В основе этой теории следующие положения:
- как растениям, так и животным свойственно единство строения;
- в основе структуры всех организмов находится клетка;
- образование все новых и новых клеток — это принцип роста и развития растений и животных;
- клетка является элементарной биологической единицей;
- организм в целом есть сумма образовавших его клеток.
Кропотливая работа цитологов (Цитоло́гия (греч. κύτος — «вместилище», здесь: «клетка» и λόγος — «учение», «наука») — раздел биологии, изучающий живые клетки, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти) XX в. дала возможность сформулировать основные положения клеточной теории на современном уровне развития биологии следующим образом:
- Клетка — элементарная живая система, единица строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития. Вне клетки жизни нет.
- Новые клетки возникают только путем деления ранее существующих клеток.
- Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу, происхождению.
- Рост и развитие многоклеточного организма — следствие роста и размножения одной или нескольких клеток.
- Клеточное строение организмов — свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.
Клеточная тория внесла огромный вклад в понимание научной картины окружающего нас мира. Стало ясно, что все организмы, начиная с низших и заканчивая самыми высокоразвитыми, состоят из отдельных компонентов — клеток. Идея о том, что все организмы построены из клеток, стала одним из наиболее важных теоретических достижений в истории биологии.
Изучая клетку, человек познает природу самой жизни. Клетка — это же самая мелкая единица организма, граница его делимости, наделенная жизнью и всеми основными признаками живого организма. На уровне клетки проявляются такие свойства живого, как обмен веществ и превращение энергии, авторегуляция, размножение, рост и развитие, реагирование на раздражение и т. п. В меньших единицах материи эти свойства не проявляются. Если выделить из клетки митохондрии, рибосомы, ядро, хлоропласты, то они будут способны некоторое время выполнять свои функции, но эти функции сами по себе не составляют жизнь. Только целостная клетка способна поддерживать жизнь во всех ее проявлениях.
Состояние дел в изучении клеток всегда очень зависело от состояния науки вообще на данный отрезок времени. Поэтому, по мере развития науки, число методов изучения клетки постепенно возрастало. На сегодняшний день методов изучения клеток очень много. Вот некоторые из них.
Метод дифференциального центрифугирования. Он основан на том, что различные клеточные органоиды и включения имеют различную плотность. Поэтому при очень быстром вращении в специальном приборе — ультрацентрифуге — органоиды тонко измельченных клеток выпадают в осадок из раствора послойно, располагаясь по слоям в соответствии со своей плотностью. Более плотные компоненты осаждаются при более низких скоростях центрифугирования, а менее плотные — при более высоких скоростях. Затем слои разделяют и изучают отдельно.
Электронная микроскопия. Этот метод помог решить проблему изучения самых мелких клеточных структур. Преимущество этого метода заключается в том, что детали строения поверхности видны с большой глубиной резкости, что создает эффект трехмерности. При этом получают трехмерное изображение структур при высоком разрешении, что облегчает изучение объекта.
Методы аналитической химии — для изучения химического состава клеток.
Совокупность многих методов изучения клеток в настоящее время позволила установить, что все клетки по своему строению разделяются на две группы. Одну группу, более просто устроенную, составляют бактерии и сине-зеленые, клетки которых не имеют оформленного ядра и некоторых других структур. Их называют доядерными, или прокариотическими (от греч. «карион» — ядро). Другую группу клеток составляют все остальные организмы, имеющие сложно устроенные клетки, содержащие ядро — эукариотические клетки. Это клетки растений, животных, грибов и, наконец, самого человека. Иными словами, живой мир, окружающий нас, един, имеет общее происхождение.
Клетка — элементарная структурная и функциональная единица растительных и животных организмов, способная к самовоспроизведению и развитию.
Клетки являются микроскопическими образованиями, размер которых в среднем составляет 10—50 мкм. Имеются и значительно более мелкие, и более крупные клетки — до нескольких сантиметров (яйцеклетки птиц). Однако чаще всего клетки нельзя увидеть невооруженным глазом. Для этого необходим микроскоп с увеличением в десятки и сотни раз. Тонкие же детали строения клетки можно рассмотреть только с помощью электронного микроскопа при увеличении в десятки и сотни тысяч раз. Клетка состоит из различных компонентов, выполняющих специфические функции в процессе своей жизнедеятельности. Во внутреннем содержимом клеток — клеточной цитоплазме расположены структурно обособленные частицы: органеллы (второе название — органоиды) и различные включения. К органеллам клетки животных относят ядро, митохондрии, эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, микротрубочки и др. В клетках растений имеются дополнительные органеллы, так называемые пластиды (наиболее важные среди них — хлоропласты зеленых растений), вакуоли и пр. Внутриклеточные включения — это скопления продуктов жизнедеятельности клеток, которые либо являются запасными и могут долгое время не включаться в активный метаболизм клеток (капельки жира, зерна крахмала, гликогена, кристаллы белков или солей органических кислот и др.), либо предназначены для выброса из клеток (отходы, секреторные гранулы). Цитоплазма содержит значительное количество воды, до 20% белка. В ней находится много ферментов. Цитоплазму называют также основной плазмой. Ядро является важнейшей органеллой, содержащей микроструктуры, несущие наследственную информацию клетки. Большинство клеток содержит одно ядро, однако встречаются двух- и многоядерные клетки. Форма и размеры ядра зависят от типа клетки.
Жизнь клетки начинается с момента ее образования в результате деления родительской клетки и заканчивается ее делением или естественным старением и смертью. Жизненный цикл клеток, сохраняющих способность к делению — митозу, складывается из собственно митоза и интерфазы — периода между двумя митозами. Интерфаза клеток, способных к делению, занимает около 90% всего времени жизни клетки. В этот период происходят разнообразные внутриклеточные процессы. Одни из них связаны с подготовкой к митозу, другие обеспечивают рост и функционирование клетки.
Нарушения нормального функционирования клеток (патология клеток) определяются множеством разнородных факторов (физической, химической и биологической природы) и характеризуются общим или местным нарушением функциональной организации органелл клетки.
Неблагоприятными для клетки факторами могут быть различного рода световые, радиоактивные излучения, низкие и высокие температуры, активные химические соединения, вирусные, бактериальные и грибковые инфекции, недостаток в пище соединений, снабжающих клетку либо химических энергией, либо специфичными строительными материалами (незаменимые аминокислоты и жирные кислоты, витамины и микроэлементы), недостаток кислорода и пр.
Широко распространенной причиной патологичного развития клетки является проникновение и размножение в ней вирусов, бактерий. При этом весь метаболизм клетки извращается — патогенный вирус «заставляет ее работать исключительно на себя». После массового выхода новообразованных вирусных частиц из клетки последняя погибает. Среди патогенных вирусов имеются и такие, которые, не убивая клетку, вызывают ее перерождение.
Для проведения опытов я использовал оптический микроскоп «Микромед с13», способный увеличивать от 40 до 800 раз.
В ходе выполнения практической части работы я поставил перед собой следующие задачи:
- Получение навыков работы с оптическим микроскопом;
- Подготовка образцов и их наблюдение;
- Анализ результатов наблюдений.
Первый мой образец для наблюдения я получил из кожицы репчатого лука. У этого растения очень крупные клетки, и они отчетливо видны при сравнительно небольшом увеличении. Я разрезал красно-фиолетовую луковицу на несколько частей и отделил один сочный слой. Потом отрезал от него небольшой кусочек, а затем с вогнутой стороны кусочка пинцетом отделил тонкую плёночку. На предметное стекло я капнул чистой воды, положил в нее плёночку, расправил иглой и накрыл сверху покровным стеклом. Полученный образец я рассматривал при различном (40-800 крат) увеличении. Под микроскопом я увидел не только клетку, но и рассмотрел ее строение. При большом увеличении хорошо видна клеточная стенка, ядро, вакуоль.
Также я рассматривал тонкий срез листа комнатного растения – фикуса. Я смог увидеть внутри клеток особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они придают листьям зеленый цвет.
Представляет большой интерес наблюдение с помощью микроскопа за животными клетками, например, за одноклеточными инфузориями-туфельками.
Я вырастил инфузории-туфельки следующим способом: положил в банку с водой небольшой кусочек моркови и поставил банку в тёмное место. Через несколько дней вокруг кусочка моркови появилась белесоватая взвесь, которая представляет собой скопление инфузорий-туфелек, хаотично плавающих в толще воды. Я поместил капельку воды между предметным и покровным стеклом. Живые инфузории под микроскопом, уже при 80-тикратном увеличении, представляют собой не перестающее двигаться скопище клеток. Поэтому строение животной клетки под микроскопом можно изучить лишь на погибающем от высыхания простейшем. Подсыхающие инфузории практически не двигаются. Меняя объектив можно различить внутреннее строение простейших. При восьмисоткратном увеличении можно увидеть основные элементы строения животной клетки. Под микроскопом различимы ядро, цитоплазма и другие форменные элементы животной клетки.
Таким образом, посредством сравнения клетки лука и животной клетки под микроскопом, я убедился в справедливости одного из основных положений клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют сходное строение.
В данной работе мной рассмотрены основные этапы в истории наблюдений клетки и в развитии клеточной теории. Описаны некоторые методы изучения клеток, рассмотрены строение и жизненный цикл клетки.
Мною проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых подтверждают положения клеточной теории.
Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности. Исследования клетки имеют большое значение для профилактики и лечения заболеваний человека, растений, животных. Именно в клетках начинают развиваться патологические изменения, приводящие к заболеваниям. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное, о применении которого сейчас говорят только фантасты.
nsportal.ru