4 класс лекарственные растения. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Лекарственные растения" ( 4 класс) система Занкова.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Программа тематической экскурсии "Лекарственные травы" (1 - 4 класс). 4 класс лекарственные растения


Лекарственные растения. (4 класс) - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

Яндекс.Метрика

myslide.ru

"Лекарственные растения" ( 4 класс) система Занкова.

Тема: « Лекарственные растения». 4 класс

Цель: Сформировать у учащихся знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;                                                              

  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;

  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;

  • формирование умения логично и последовательно излагать свою мысль;

  • развитие кругозора детей;

  • обогащение словарного состава учащихся;

  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные: 

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание положительного отношения  к учёбе.

  • воспитание  интереса к предмету «окружающий мир»;

  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация, иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых  растений, план (на карточках) выполнения практической работы, гербарий для практической работы (тысячелистник, земляника лесная, ромашка пахучая, малина), формы лекарственных растений, ПК, мультимедийная установка , сигнальные кружки разных цветов.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие гостей.

Учитель:

Начинается урок

Вам, ребятки будет прок

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить. Рассказать.

Постарайтесь – не ленитесь

А для начала – улыбнитесь!

  1. Начнём наш урок с БЛИЦ – ОПРОСА по теме прошлого занятия.

- О чём мы с вами говорили?

Дети: На прошлом уроке мы говорили о режиме дня.

Учитель: - Что такое режим дня?

Дети: Это чередование различных видов деятельности и отдыха.

Учитель: К чему может привести нарушение суточного ритма?

Дети: Нарушается работа всего организма, а это приводит к заболеваниям.

Учитель: Продолжите предложение:

Заряд бодрости нам помогает получить …………

Дети: Утренняя зарядка.

Учитель: Для чего нам необходимо соблюдать режим дня?

Дети: Быть здоровыми и организованными, укреплять и сохранять здоровье.

Учитель: Давайте проверим, как лично вы относитесь к соблюдению режима дня.

На столах лежат кружки: розовый, зелёный и голубой.

Выберите и покажите розовый, если вы всегда соблюдаете режим дня.

Зелёный кружок – иногда соблюдаете режим дня.

Голубой кружок - не получается соблюдать режим дня.

Учитель: Почти все ребята соблюдают режим дня. Молодцы!

В 3мин.

II. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель: Мы заботимся о своём здоровье, но к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Послушайте историю:

« Однажды ребята пошли в лес. Собирали грибы. Долго они ходили по лесу. Неожиданно пошёл дождь и дети промокли, простудились. Вечером у них поднялась температура. Был сильный жар и плохое самочувствие».

Учитель: Как вы думаете, как им можно помочь?

Дети: Дать таблетки, микстуру, чай с малиной или мёдом, отвар трав.

Учитель: Отвар, настойку каких трав, растений?

Дети: Лекарственных.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Дети: О лекарственных растениях.

Учитель: Какие вы знаете лекарственные растения? Какими лечились?

Дети: Ромашка, календула, малина, шиповник.

III. Целеполагание.

Учитель: Приступая к изучению темы «Лекарственные растения» представим себя, что мы – исследователи.

По какому плану вы хотели бы изучать лекарственные растения?

Дети: Название растения, где растёт растение, лечебные свойства, внешний вид растения, ……

Учитель пишет на доске или открывает заготовки.

План:

1. Название растения.

2. Место произрастания.

3. Используемые части растения.

4. Лечебные свойства.

Лечебные свойства лекарственных растений были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить.

Люди передавали сведения о растениях из поколения в поколение.

Так, в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник.

Значение слова:

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Андрей подготовил небольшую презентацию по теме нашего урока.

(Показ слайдов) Применение технологии ИКТ.

Учитель: Спасибо.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (применение ИКТ).

Постановка проблемы.

Учитель: Итак, все растения получили общее название « Зелёная аптека». У нас в классе тоже своя « Зелёная аптека». Как много разнообразных лекарственных растений у нас растут в Подмосковье.

Как ответить на вопрос: Какое растение и от чего помогает?

Дети: Необходимо получить информацию об этом растении.

Учитель: Из каких источников информации?

Дети: Из книг, от взрослых, из интернета, из учебника…

Учитель: Нашего помощника – учебника.

Работа по учебнику.

Учитель: Предлагаю открыть учебник на странице 26.

Прочитайте текст про себя.

Учитель: Предлагаю поработать в группах. Обсудив информацию, ответить на предлагаемые вопросы.

1 группа: Как и где используется касторовое масло?

2 группа: Найти ответ на вопрос:

Почему зверобой называют «травой от девяноста девяти недугов»?

3 группа: Рассказать о лечебных свойствах женьшеня.

4 группа: Перечислить лечебные свойства тыквы и моркови.

Время ограничено, на выполнение отводится 2 – 3 минуты.

Представители групп выступают.

Вывод: Можно ли пользоваться всеми этими средствами не посоветовавшись с врачом?

Работа с иллюстрацией на стр.28.

Учитель: Какие части растений здесь нарисованы?

Расскажите об их лечебных свойствах.

Малина – листья и ягоды, от простуды.

Тыква – мякоть, семена, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов.

Морковь – корнеплод, от ангины, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов. Семена – для печени и почек.

Яблоко – плод, семечки для сердца, мозга, продлевают жизнь.

Черника – ягоды и листья, побеги для зрения и памяти.

Мать - и – мачеха – цветки и стебли, от заболевания кожи, для роста волос, от кашля.

Вывод: У многих растений используются сразу несколько частей

( органов). Все они улучшают жизнедеятельность всего организма.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Все травы – лекари -душица

И зверобой ,и медуница

И земляника, и черника

И брусника с голубикой

Чистотел, полынь, калина

Лён, календула, крапива

Все целебные растения

Знаем мы без исключения

Нужно только не лениться

Нужно только научиться

Находить в лесу растения

Что пригодны для лечения

Работа в группах

Учитель: Вам дан гербарий. Ваша задача прочитать текст и посовещавшись заполнить таблицу, выбирая самую важную информацию, а затем поделиться ею с товарищами.

Вывод: Знать лекарственные свойства растений, и использовать их в своей жизни.

Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?

Дети: Нет, не все растения.

Исследуем дальше.

НА ДОСКЕ: (тысячелистник, подорожник, одуванчик лекарственный, ландыш, волчье лыко и вороний глаз).

Учитель: Что вы здесь видите?

Дети: Различные растения.

Учитель: Разделите все эти растения на группы.

Какие у вас есть предложения?

Дети: Лекарственные и ядовитые.

Учитель: В каких целях мы используем первую группу растений?

Дети: Лечение ран, желудочно-кишечные заболевания, остановка кровотечения.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Дети: Лес, луг, обочины дорог.

Учитель: Как мы назвали вторую группу растений?

Дети: Ядовитые

Учитель: Почему они называются ядовитыми?

Дети: Содержат вещества, которые попадая в организм вызывают болезненные изменения.

(Бывают ядовитые - листья, в других - семена , а в третьих - все части растения)

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Дети: В лесу, на обочинах дорог.

Учитель: Куда занесены такие редкие растения как ландыш, волчье лыко, вороний глаз?

Дети: В Красную книгу.

Учитель: Показывает Красную книгу.

Красная книга содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений. Запасы лекарственных растений не безграничны, использовать их надо бережно!

Учитель: Обращает внимание детей на выставку книг. Здесь мы можем узнать не только всё о растении и его лечебных свойствах, но и о правилах сбора и хранения лекарственных растений.

Учитель: В каких формах можно применять лекарственные растения.

Дети: Сборы, настойки, мази, сиропы, таблетки…….

Учитель: Можно ли самостоятельно, без консультации врача, применять лекарственные растения?

Дети: Нет.

Работа в тетради

Страница 7 №12 .(Черёмуха-3, Крапива-5,Земляника-2,Подорожник-6,Малина-1,Мать и мачеха-10,Ромашка-7,Зверобой-4,Липа-8,Тысячелистник-9)

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Рабочая тетрадь № 8.

Рефлексия:

Учитель: Что мы для себя открыли важного для каждого из нас?

Дети: Лечиться лекарственными растениями, использовать их лечебные свойства и при этом не навредить себе, своему здоровью.

Учитель: Все ли растения можно использовать для лечения?

Дети: Не все, но их надо знать и изучать, а поэтому эту работу мы продолжим на уроках окружающего мира.

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Рабочая тетрадь № 8.

infourok.ru

Классный час в 4 классе «Лекарственные растения»

Классный час «Лекарственные растения»

Задачи:

Образовательная: дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

Воспитательная: воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты. Закрепить правила работы в подгруппах, способы объединения в подгруппы, умение договариваться на каждом этапе работы, распределять обязанности, соблюдать правила сотрудничества.

Развивающая: развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.

Предварительная работа:

Сбор материала о лекарственных растениях, беседы о пользе применения растений в лечебных целях, создание книги рецептов, презентации, разучивание стихов, песни, чтение детьми сказки о лекарственном растении (Г. Х. Андерсен «Ромашка»), создание книги с иллюстрацией, разучивание танца.

Оборудование:

Карточки с названиями лекарственных растений.

Стенные газеты о лекарственных растениях.

Костюмы для инсценировок ( платок для бабушки, костюмы бабочки и зайца,)

Лекарственное сырьё (в аптечной упаковке) .

Чай (заварен из лечебных трав: мята, душица, мелисса, липы).

Ход классного часа.

- Ребята, давайте посмотрим сценку и подумаем над темой нашего классного часа.

В класс входит бабушка Лукерья, заяц, лиса. И между ними начинается разговор.

Заяц и бабочка. – Здравствуйте бабушка Лукерья.

Бабушка. – Здравствуйте зайчик и лисичка.

Заяц. – Бабушка Лукерья, а куда вы с корзинкой собрались?

Бабушка. – Я? А в лес за здоровьем?

Заяц. – Вы хотите набрать в лесу целую корзину здоровья?

Бабушка. – Хочу зайчик. Я ведь иду за лекарственными травами.

Бабочка. – А можно и нам бабушка Лукерья за травами пойти?

Бабушка. –Ну, конечно, можно. За одно и поможете бабушке.

Заяц. – В троём то у нас дело быстрее пойдёт.

Бабушка. – И то правда. А вы - то знаете лекарственные растения?

Бабочка. Ну а как же. М ы ведь в лесу живём, значит, знаем.

Заяц. – Ну да знаем. Ну, наверное знаем.

Бабушка. – А давайте я и ребят, и вас научу собирать лекарственные растения.

Заяц и бабочка. Давайте.

Презентация про сбор лекарственных растений.

Слайд 2

Все травы – лекари – душица,

И зверобой, и медуница,

И земляника, и черника,

И брусника с голубикой.

Чистотел, полынь, калина,

Лён, календула, крапива.

Травы, где найти такие,

Знают жители лесные.

Вот о чём они для нас

Поведут сейчас рассказ

Слайд 3

У каждой травы лечебная сила может находиться в разных её частях: цветках, листьях, корнях или во всех частях сразу.

Слайд 4

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы.

Слайд 5

Все лекарственные растения собирают только в солнечную погоду.

Слайд 6

Прежде чем собирать лекарственные растения нужно заранее запастись всем необходимым для сбора (мешками, ножницами, ножами).

Слайд 7

Каждое растение имеет определенное место произрастания, которые необходимо знать.

Нельзя собирать у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало.

Слайд 8

Многие растения стали редкостью, поэтому зря не рвите, оставьте несколько крепких здоровых экземпляров. Собранные растения умейте правильно сохранять.

infourok.ru

Лекарственные растения 4 класс - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

Яндекс.Метрика

myslide.ru

Классный час в 4 классе «Лекарственные растения» страница 4

Что за чудо на поляне

В дивном белом сарафане

И зелёная рубашка

С жёлтым пятнышком... (ромашка)

А теперь вторая группа провела исследовательскую работу и расскажет подробнее про данное растение.

Тема – ромашка лекарственное растение.

Цель:Исследовать лекарственное растение – ромашка аптечная.

Задачи:

Научиться узнавать ромашку аптечную, изучив строение растения.

Доказать её значимость в жизни человека.

Рассказать о способах применения.

Провести разъяснительную работу среди сверстников о пользе ромашки.

Объект: ромашка аптечная.

Гипотеза: если я исследую свойства ромашки аптечной и поделюсь своими знаниями с детьми, то они будут бережно относиться к ней, использовать её и хранить в домашней аптечке.

(слайд 5)

Родина аптечной ромашки – Америка. Как ромашка попала в Россию? Оказывается вместе с американским зерном. Сначала в трюмы парохода, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки сеялись по полотну железной дороги. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись ранее невиданной мягкой и очень ароматной травкой. Так, приехав к нам «зайцем» американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и проникла в аптеку.

(слайд 6)

По преданию, ромашка вырастает там, где падает звезда с неба. Русское название произошло от латинского «romana», то есть «римская» и заимствовано нами из польского языка(слайд 7)

Ромашка относится к семейству сложноцветных, потому что множество мелких цветов составляют один крупный сложный цветок.

(слайд 8)

Свойства ромашки позволяют использовать ее при многих заболеваниях. Это самое популярное домашнее лечебное средство. Собирают у ромашки только цветы. В цветах содержится большое количество биологически активных веществ. Эфирное масло, содержащееся в цветах, определяет основные свойства ромашки. Один из ценнейших компонентов ромашки лекарственной – хамазулен. Он обладает смягчающим и противовоспалительным действием и при этом не вызывает аллергии. Это вещество разрушается при кипячении, поэтому как сами цветы, так и сборы трав их содержащие, лучше всего заваривать в термосе. Примерная норма – чайная ложка на стакан кипятка.

(слайд 9)

Ромашка принимается внутрь в виде чая настоя. Аромат цветка благотворно влияет на весь организм, помогает при рассеянности внимания.

(слайд 10)

Применяют это замечательное растение и в косметике. Приятный запах и лечебные свойства ромашки позволяют использовать ее для приготовления мыла и кремов в домашних условиях.

Настоем ромашки аптечной ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка.

(слайд 11)

Заключение

Работая над проектом, мы расширили и углубили свои познания об особенностях строения и видах ромашки. И поняли, что все виды ромашек с успехом используются в народной медицине.

Мы убедились, что ромашка играет большую роль в природе и жизни человека.

Мы уверены, что этот мудрый цветок помогал и еще не раз поможет человечеству. Поэтому он достоин того, чтобы к нему бережно относились ему посвящали стихи и песни.

Песня про ромашку.

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;                                                              
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные: 

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание положительного отношения  к учёбе.
  • воспитание  интереса к предмету «окружающий мир»;
  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация  (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых  растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске),  гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами.  За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите? 

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Тысячелистник Подорожник Зверобой Одуванчик лекарственный

Ландыш Волчье лыко Вороний глаз

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2)). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3))

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики:  Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4 ))

Ученики  из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики:  Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь  узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель:  Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю,  что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики:  Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель:  Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5)).  Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них,  являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку? 

Ученики:  Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6))

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Учитель: Далее мы работаем по группам. Выполняем практическую работу «Лекарственные растения Карелии».

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

рис.1

Почему мы дышим вольно И судьбой своей довольны. Хоть растем мы вдоль дорог И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться Появится кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

8. Итог.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа тематической экскурсии "Лекарственные травы" (1

hello_html_m51eb4905.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМ. ПОЛЕВОГО П. Г.

С. КРАСНАЯ ПОЛЯНА, КУЩЁВСКИЙ РАЙОН, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 9

__________________ А. С. Долгополов

Программа тематической экскурсии

для учащихся 1 – 4 классов

в рамках реализации программы

«Кубанский край – земля родная»

Автор разработки:

учитель начальных классов

Гарькуша Н. А.

МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П. Г.

с. Красная Поляна

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Название

  3. Цель

  4. Возраст участников

  5. Место проведения

  6. Отличительные особенности данной тематической экскурсии.

  7. Нитка маршрута

  8. Продолжительность (сроки проведения)

  9. Протяжённость

  10. Вид передвижения

  11. Содержание деятельности

  12. Текст лекции для младшей возрастной группы

  13. Краткое описание природных, культурных, исторических объектов ( фото, название, характеристика, место расположения)

  14. Необходимые ресурсы ( стоимость)

  15. Автор разработки

  16. Приложение (презентация по теме)

hello_html_2b6907cc.png

  1. Пояснительная записка

2.Название: «Лекарства под ногами»

3. Цели и задачи

Данная тематическая экскурсия, как и любая другая, преследует ряд целей и задач.

а). Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению природы.

б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, тематическая экскурсия может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями тематическая экскурсия может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

В воспитательных целях необходимо перед походом на экскурсию разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на экскурсии.

4. Возраст участников: учащиеся 1 – 4 классов

5. Место проведения: окрестности реки Мокрая Чубурка

6. Отличительные особенности данной тематической экскурсии.

На данной экскурсии дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии.

Кроме того, происходит знакомство с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей села Красная Поляна, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися.

Тематическая экскурсия, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

7.Маршрут тематической экскурсии

Маршрут тематической экскурсии «Лекарства под ногами» проходит по окрестностям реки Мокрая Чубурка, представляющей интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

8.Общая продолжительность экскурсии приблизительно составляет 1 час.

9.Общая протяженность экскурсии составляет 3 км.

10. Вид передвижения: пешком.

11. Содержание деятельности: нахождение и распознавание лекарственных растений, произрастающих в своей местности, сбор материала для изготовления гербария, поделок из природного материала.

Экскурсия для младших школьников рассчитана на 1 час.

Младшие школьники особо любознательны. Дети вполне могут принять участие и в небольшом исследовании, особенно если оно происходит в форме игры: например, можно устроить соревнование, кто больше насчитает видов насекомых – для этого особо подходят цветущие виды различных Зонтичных: борщевики, сныть и другие, т.к. на них встречаются самые разные насекомые, питающиеся их нектаром. Разъяснив предварительно детям характерные особенности того либо иного семейства растений, можно устроить конкурс, кто за время экскурсии найдет больше представителей данного семейства – тут следует выбирать группы растений, которые легко узнать даже малышам и которые у нас представлены большим числом видов: Розоцветные, Зонтичные, Сложноцветные, Бобовые. Растения эти могут сразу же во время экскурсии собираться для гербария, лучший гербарий удостаивается поощрения.

Примерный текст лекции для младшей возрастной группы

ТЕМА: «Лекарства под ногами» (рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на тематической экскурсии, рассчитан на 15-20 минут).

Дети, все мы знаем, что многие самые обычные растения являются лекарственными и помогают нам от разных болезней. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Вот, например, подорожник – очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все – молодые листочки подорожника просто едят, как салат – они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=13045470-02-72&n=17

А вот – ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.

hello_html_m7f7e5ca9.png

У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник – тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника – вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.

hello_html_5f7f4ed0.png

Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые – это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей

нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов, поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах пижма может причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачом и пытается лечиться сам.

hello_html_3d57a24c.png

А вот перед нами зверобой – одно из самых целебных растений. Само название его происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может погибнуть.

У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он – злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец, которых в Австралии множество и все – белые. Кроме нашего зверобоя, есть и другие виды, некоторые растут высоко в горах, другие пришли к нам из дальних стран и выращиваются на клумбах ради крупных цветов, а в Индии есть зверобои-деревья с огромными, как тарелка, цветами.

hello_html_m732d37cf.png

Еще одно интересное и полезное растение – лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух – сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это – очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней.

hello_html_5accaea3.png

То же можно сказать и про одуванчик – это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат – в них очень много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней – заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.

hello_html_41880af5.png

А вот сразу несколько видов горца: горец птичий или спорыш – он так назван потому, что его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями; горец «водяной перец» - у него такое название потому, что во-первых, он всегда растет у воды, а во-вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди используют при болезнях почек, а «перец» - как кровоостанавливающее средство.

hello_html_698da5f6.png

Дети, присмотритесь вокруг! Какие еще лекарственные растения вы видите и знаете? Расскажите о них.

hello_html_12b53368.pnghello_html_m4f977f3a.png

13. Краткое описание…

Маршрут тематической экскурсии «Лекарства под ногами» проходит мимо памятника погибшим односельчанам в годы ВОВ, мимо здания администрации сельского совета.

C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Изображение 086.jpg C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Изображение 089.jpg

Экологическая характеристика маршрута тематической экскурсии.

Тематическая экскурсия «Лекарство под ногами» проходит по окрестностям реки села Красная Поляна – Мокрая Чубурка. Леса как таковые у нас отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют лесополосы и посадки древесных растений, подчас одичалые и обогащенные новыми видами. Основным биоценозом по маршруту тропы является степь, но ее характеристики сильно различаются в разных точках; имеются зоны с избыточной увлажненностью, как пересыхающие во время летней жары, так и сохраняющиеся в течение всего года.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды сухих степей.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

hello_html_m25bd52bf.png

«Разнотравье»

Здесь сохранился участок почти нетронутой степи с типичным, хотя и несколько обедненным видовым составом флоры и фауны: огромным количеством Злаков, например ковылей, множеством видов Сложноцветных, Бобовых, Зонтичных, здесь растут коровяки,колокольчики и многое другое.

Здесь мы встретим множество насекомых: ос, пчел, шмелей, муравьев, бабочек.

hello_html_68c0eb68.png

«Насекомые»

Большое разнообразие насекомых, питающихся нектаром, можно наблюдать на цветах. Здесь можно встретить многих представителей отрядов Перепончатокрылых, Двукрылых, Чешуекрылых и ряда других. Это связано с тем, что у этих растений нектар не спрятан в глубине цветка, а открыт и легко доступен насекомым с коротким хоботком. Особо полно представлены роды и виды ос и наездников. Много здесь и различных мух.

14. Необходимые ресурсы (стоимость): бесплатная тематическая экскурсия.

15. Автор разработки: учитель начальных классов – Гарькуша Н. А.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\DSC02191.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\DSC02192.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\DSC02195.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\DSC02194.jpg

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта