Питание растений и животных. Питание животных организмов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Питание растений и животных


ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ - Организм как живая система - Естественные и искусственные системы в среде жизни человека - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС - А.Г. Ярошенко - Генезис

Природные и искусственные системы в среде жизни человека

 

Тема 1. Организм как живая система

 

§3. ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

 

Пища для организмов являются строительным материалом и источником энергии, необходимой для жизнедеятельности. Питание - это один из признаков, присущих живой природе.

Выясним, как питаются растительные и животные организмы.

Питания растительных организмов

Как вам уже известно из начальной школы, растения сами для себя создают органические вещества. Происходит это в зеленом листке. Только зеленые растения из воды, которую впитывает корень, и углекислого газа, поступающего из воздуха, образуют органическое вещество глюкозу и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых существ (рис. 23). Для того чтобы это химическое явление произошло, необходима энергия солнечного света и наличие в листьях хлорофилла - вещества зеленого цвета.

Рис. 23. Схема питания зеленого растения

В дальнейшем из органического вещества глюкозы и неорганических веществ, которые поступают из почвы, образуются другие органические вещества. Из них растение строит свое тело.

Создание растением органических веществ из неорганических при участии солнечного света и хлорофилла называют фотосинтезом.

Питания животных организмов

Очень много животных питается растительной пищей. их называют рослиноїдними. Это известные вам домашние животные - коровы, овцы, лошади, козы. Из диких животных - лоси, олени, косули, зайцы. Зубы у растительноядных животных приспособлены к срыванию и перетирания плотных стеблей растений.

Растительная пища малопоживна, поэтому животным приходится потреблять ее ежедневно в большом количестве. Переваривать большое количество растительной пищи им помогают одноклеточные организмы - бактерии, обитающие в желудке или кишечнике.

Растительноядные животные часто становятся добычей хищников, которых еще называют плотоядными. Это известные вам волк, лиса, лев и другие.

Некоторые животные являются всеядными, то есть могут питаться и растительной, и животной пищей, как-то: свиньи, медведи и другие (рис. 24). Всеядна и человек. А есть животные, например вороны, некоторые черви и жуки, которые поедают мертвечину. их еще называют «санитарами природы».

Потребленная животным пища сначала измельчается в ротовой полости и через глотку и пищевод поступает в желудок и кишечник. Здесь белки, жиры и углеводы пищи расщепляются на более простые по составу вещества, способные растворяться в воде. В растворенном состоянии они проникают сквозь стенки кишечника в кровь и разносятся ко всем органам.

Рис. 24. Рослиноїдна (1), плотоядное (2) и всеядна (3) животные

Кроме воды и органических веществ для питания животным, как и растениям, необходимы неорганические вещества. Растения впитывают их из почвы, а животные получают с пищей.

Как и организм человека, животный организм нуждается в витаминах. Недаром название этих веществ происходит от слова «вита», что означает жизнь. Основным источником многих витаминов является растительная пища.

Как видите, питание растений, травоядных животных и хищников отличается между собой. Но в любом случае важную роль играют органические вещества, созданные растением при участии солнечного света.

Можно с уверенностью сказать, что и растительноядные и плотоядные животные потребляют продукты фотосинтеза (рис. 25).

Рис. 25. Животные организмы получают питательные вещества благодаря фотосинтезу

Итоги

в Питание - это обеспечение организма питательными веществами.

а Растения питаются органическими веществами, которые сами создают во время фотосинтеза.

а Фотосинтез происходит в листьях на свету при участии хлорофилла и при наличии углекислого газа и воды.

а Животные питаются готовыми органическими веществами, потребляя растительную или животную пищу.

Страница природослідника

В Украине почти 300 лет выращивают ценный продукт питания - картофель. В ее клубнях много питательного вещества крахмала.

Выполните задания. Выделите из картофеля крахмал в чистом виде. Для этого вам понадобятся: две-три очищенные картофелины, тертушка с мелкими отверстиями, вода, марля, два стакана.

Действие 1. Сотрите картофелины на терке и полученную кашицеобразную массу смешайте со стаканом воды.

Действие 2. Из образовавшейся смеси выберите мякоть с помощью марли, а остальным дайте смеси отстояться.

Действие 3. Слейте осторожно воду и оставьте крахмал высыхать.

Действие 4. Капнув настойки йода, убедитесь, что выделенная вещество - крахмал (он должен посинеть).

Подумайте, физические или химические явления вы наблюдали во время выполнения каждого действия.

Страница эрудита

Вы рассмотрели питания растений и животных. Но в природе есть и другие организмы, например грибы (илл. 26). Они не содержат хлорофилла, не производят питательные вещества, в них нет органов пищеварения. Как они питаются?

Рис. 26. Грибы: 1 - мухомор; 2 - лисички

Грибы берут для своего питания готовые органические вещества из живых или отмерших организмов (например, поваленного дерева или пня). Для этого они должны ниткоподібну густо переплетенную грибницу, расположенную в почве. Это и есть собственно тело гриба. А то, что мы привыкли называть грибом, - наземная его часть с коротким сроком жизни.

 

 

Рис. 27. Грибы-трутовики

Грибницы известных вам съедобных грибов - подберезовиков, піддубників, подосиновики - оплетают корни деревьев и могут проникать внутрь них. Это дает возможность грибам получать от растений питательные органические вещества. Зато гриб делится с растением водой и неорганическими веществами. То есть такое сожительство дерева и гриба взаимовыгодное.

Встречаются также грибы-паразиты. Они только отнимают у растения питательные органические вещества и очень ей вредят. Например, головня, поселяется на соцветиях кукурузы или пшеницы, трутовики (рис. 27) на стволах деревьев и другие.

Проверьте свои знания

1. Как питаются растения? 2. Назовите органы пищеварения животных. 3. Объясните значение питания для организмов. 4. Чем отличается питание двух млекопитающих - зайца и волка? 5*. Воспользовавшись Страницей эрудита», объясните, как питаются грибы. Как вы считаете, за своим питанием грибы больше подобные растений или животных?

schooled.ru

ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ - ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС - В.Г. Ильченко - Генезис

Тема 1 ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

§ 7. ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

 

Питания растений. Питание — это процесс поглощения и усвоения живыми организмами питательных веществ.

Питания у растений начинается с поглощения из внешней среды углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных веществ. Из них растения образуют органические вещества, которые используют в процессе жизнедеятельности.

Рис. 37. Образование крахмала в освещенной части листа

Корень растения впитывает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые затем транспортируются к зеленых листьев (рис. 11). Если хотите больше узнать о движении воды минеральных веществ в организме растения, прочитайте рубрику «Для любознательных» в конце параграфа.

С помощью зеленых листьев растение поглощает окружающего воздуха углекислый газ. В листьях углекислого газа и воды под действием солнечного света образуются органические вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Благодаря фотосинтезу растение образует органические вещества для своего питания и впрок, одновременно выделяя кислород.

Чтобы убедиться в том, что фотосинтез происходит под действием света, возьмите комнатное растение и поместите ее на 3-4 суток в плотно закрытый шкаф. Вынув растение из шкафа, на одном листа прикрепите полоски черной бумаги, вырезав на ни какую-либо фигуру или слово (илл. 37,1).

Поставьте растение на солнечный свет или под электрические лампочки. Через 8-10 часов лист срежьте. Опустите его кипящую воду, а затем (на несколько минут) в кипящий спирт. Когда спирт станет зеленым (в него перейдет хлорофилл), листок — бесцветным (он потеряет хлорофилл), промойте его и положите на блюдце. Капните на листок немного йода. И увидите, как на белом листе появятся буквы или фигуры синего цвета (рис. 37, 2).

Рис. 38. 1 — экваториальный лес; 2 — горно-обогатительный комбинат

Следовательно, в той части листка, которая была освещена, в процессе фотосинтеза образовалось органическое вещество — крахмал синеет от йода.

Процесс фотосинтеза имеет большое значение в природе. Во время фотосинтеза зеленые растения выделяют в воздух кислород. Он необходим для дыхания всех живых организмов, течения процессов окисления в неживой природе, для производства.

Если бы растения перестали выделять кислород, то его запасы в атмосфере со временем уменьшились бы. Именно благодаря жизнедеятельности зеленых растений происходит постоянное пополнение кислорода в атмосфере. Крупнейшими поставщиками кислорода в атмосферу Земли на суше есть экваториальные (рис. 38,1) и тропические леса.

Выделение кислорода в процессе фотосинтеза сопровождается поглощением растениями углекислого газа, что выделяется при дыхании людей, животных, растений, а также в результате работы промышленных предприятий (рис. 38, 2), транспорта и в результате разнообразных процессов окисления в неживой природе.

Если бы растения не использовали углекислый газ, его содержание в атмосфере увеличивался бы, и жизнь на Земле стало бы так же не возможно, как и из-за недостатка кислорода. В этом и состоит роль зеленых растений в создании условий жизни на Земле. Только растения способны создавать органические вещества из неорганических для питания своего и других организмов.

Питания животных. Сущность процесса питания животных заключается в поступлении в организм питательных веществ, необходимых для его жизнедеятельности.

Каждое животное имеет потребность в энергии для поддержания жизнедеятельности. Энергия поступает с пищей. Чтобы высвободить ее из питательных веществ, необходим кислород, который организм животного получает из окружающей среды. Энергия выделяется при окислении органических веществ, которыми пищеварительная система обеспечивает клетки животного организма.

Несмотря на значительную разницу в строении и жизнедеятельности различных групп животных, в их пищеварительных системах можно выделить общие органы пищеварения (рис. 39). Большинство животных имеют рот (1), глотку (2), пищевод (3), желудок (4) и кишечник (5), который заканчивается анальным отверстием (6).

Многие животные имеют хитиновые или костные челюсти с зубами. Ими они захватывают, а некоторые и измельчают пищу. В ротовой полости пища смачивается слюной, что является началом процесса пищеварения. После этого пища проходит через пищевод, желудок, где она переваривается под действием желудочного сока.

В кишечнике пища расщепляется на частицы питательных веществ. В переваривании пищи участвуют также пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа).

Рис. 39. Органы пищеварительной системы рыбы (а) и собаки (б): 1 — рот,

2 — глотка, 3 — пищевод, 4 — желудок, 5 — кишечник, 6 — анальное отверстие

В основе всасывания питательных веществ лежит явление диффузии. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Выделительная система. Не все вещества, попадающие с пищей в организм, ему нужны. Некоторые из них даже вредны. Для удаления жидких вредных веществ из организма служит выделительная система.

Разные животные имеют разное строение выделительной системы. Например, у птиц и зверей основным органом выделения являются почки, у дождевого червя — специальные выводные трубочки.

Все живые организмы для поддержания жизнедеятельности нуждаются в питательных веществ.

Растения образуют питательные вещества для себя самостоятельно, животные питаются органическими веществами, созданными другими организмами.

1. В чем заключается процесс питания растений? 2. Какие вещества необходимы для питания растений? 3. Какие вещества необходимы для питания животных? 4. Как питательные вещества поступают в организм животных?

? 1. Как на примере усвоения животным питательных веществ доказать, что живая система является открытой?

1. Охарактеризуйте движение питательных веществ к клеткам организма животных. 2. Как бы вы объяснили выражение «космическая роль растений в создании условий жизни на Земле?» 3. Рассмотрите модель взаимосвязи растения с окружающей средой (рис. 10). Охарактеризуйте их роль в процессе фотосинтеза.

Изучай процессы жизнедеятельности растений и животных! Это поможет тебе выявить взаимосвязи в среде твоей жизни и не нарушать их.

Для любознательных

Типы питания

Растения сами для себя изготавливают питательные вещества. Такой тип питания носит название автотрофного (от греческих слов «аутос» — сам и «трофе» — «питания»). Он характерен только для зеленых растений, которые самостоятельно образуют питательные вещества.

У большинства животных свойственен гетеротрофний тип питания (от греческих слов «гетерос» — другой и «трофе» — «питания»). Они питаются или растениями, или другими животными. К гетеротрофів относятся животные, грибы и большинство бактерий. Существует еще и міксотрофний тип питания. Организмы, для которых характерно смешанное питание (автотрофне и гетеротрофне), называют міксотрофами. К міксотрофів относятся железобактерии, жгутиковые одноклеточные животные, насекомоядные растения.

Интересные процессы жизнедеятельности происходят в организме евглены зеленой — представителя одноклеточных животных. Она имеет зеленые хлоропласты и, подобно растениям, на свете сама для себя образует питательные вещества. В темноте это животное переходит к гетеротрофного питания, поглощая готовые органические вещества.

1. Какой тип питания характерен для растений? Для животных? 2. Какие особенности имеет питание евглены зеленой?

Рис. 40. Действие осмотического давления

Экспериментальные задачи

Наблюдение явления осмоса. Попробуем понять, как вода из почвы попадает в корень и как создается внутриклеточное давление, что заставляет воду двигаться от корня до побега. Для этого понадобится мешочек из животного пузыря или пленка, которая прилегает к скорлупе яйца. Получить такую пленку можно, если куриное яйцо опустить в концентрированный раствор уксусной кислоты на 5-6 суток. В течение этого времени скорлупа растворится. Но осторожно! С кислотой иметь дело опасно, поэтому обязательно обратитесь за помощью к учителю или родителям.

 

Рис. 41. Ромашка в чистой (1) и підфарбованій воде (2)

Мешочек наполовину наполняют концентрированным раствором сахара. Затем его плотно завязывают и опускают в стакан с дистиллированной водой (рис. 40,1). Через несколько минут мешочек начнет разбухать и со временем приобретет шарообразной формы (рис. 40,2). Процесс можно ускорить, если мешочек опустить в подогретую воду (почему?).

Почему вода попала в мешочек с раствором сахара? Воду от раствора сахара отделяет полупроницаемая перегородка (мешочек), которая способна пропускать молекулы воды и задерживать молекулы сахара. Аналогично действует оболочка (мембрана) корневого волоска, которая отделяет содержимое клетки от раствора, что есть в почве. Молекулы воды, что есть в стакане, движутся через перегородку в мешочек с раствором сахара. Молекулы воды из мешочка тоже проходят через мембрану, но количество их значительно меньше, чем тех, что попадают в мешочек. Этот процесс происходит благодаря разнице концентраций раствора сахара в мешочке и вне его.

Осмосом называют направленное движение воды (или другого растворителя) сквозь перепонку, которая является проницаемой только для молекул растворителя.

организме растения. Срежьте веточку липы или побег ромашки и поставьте в подкрашенную чернилами воду (рис. 41, 1). В течение

2-4 суток наблюдайте, как окрашенная вода поступает к органам растения (рис. 41, 2).

1. Какое значение имеет явление осмоса в жизнедеятельности растений? 2. Как вы думаете, способствует увеличению скорости движения воды по стеблям испарения воды из тела растения?

schooled.ru

Питание растений и животных

6 класс.

Питание растений и животных.1.Задание. Заполните таблицу.

Питание растений

Почвенное питание Тип питания Воздушное питание
Органы
Части органов
Вещества

Световая энергия_________________________________

Органические вещества + кислород

2. Познавательная задача.

В почву попало семя березы диаметром 5 мм, а через несколько лет выросло громадное дерево высотой 25 м.

  1. За счет чего происходит рост растения?
  2. Для чего организмам нужны питательные вещества и энергия?
  3. Что является источником энергии для растений?
  4. В каких питательных веществах нуждается растение?
  5. Откуда растение берет неорганические вещества и органические вещества?
  6. Почему у растений два способа питания?
  7. Что является органом почвенного питания?
  8. Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей?
  9. Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы?
  10. Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?
  11. Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх?

3.Решение биологических задач:

  1. На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
  2. У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
  3. На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
  4. В какую погоду лучше всего вносить удобрения?
  5. Можно ли вносить удобрения по принципу: чем больше внесём, тем лучше для растений?

Питание животных.

Тип питания Чем питаются Представители
Растительноядные
Хищные
Трупоеды (падальщики)
Симбионты
Паразиты
Пищеварение.
Организм Органоид одноклеточных или органы многоклеточных, связанные с пищеварением Как происходит пищеварение.
Простейшие
Кишечнополостные
Плоские черви
Многоклеточные(кольчатые черви - млекопитающие)
Пищеварительные железы

7 класс

Тип плоские черви

Выберите верное утверждение.

1. 1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

3. Среди плоских червей есть паразитические формы.

4. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок.

5. Имеется полость тела.

6. Плоские черви имеют органы чувств.

7. Свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальцевидные выросты, несущие органы чувств.

8. Размеры плоских червей изменяются от 4,5 см до 90 см.

9. Тело плоских червей представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, покрывает мышечный слой. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

10. У плоских червей появляется кровеносная система.

11. Плоские черви раздельнополые.

12. Пищеварительная система представлена мускулистой глоткой с ротовым отверстием, обычно в центре брюшной стороны тела и кишкой. Пищеварительная система есть у всех представителей плоских червей.

13. Ленточные черви являются свободноживущими формами.

14. У ленточных червей отсутствует кишечник, питание происходит путем диффузии всей поверхностью тела.

Найдите соответствие.

2. Какие органы относятся к системам?

I. Пищеварительная

II. Выделительная

III. Нервная

IV. ПоловаяA. Глотка

Б. Система канальцев

B. Звездчатые клетки

Г. Рот

Д. Выделительные отверстия

Е. Кишка

Ж. Мозговые узлы (ганглии)

3. Нервные стволы

И. Семенники

К. Яичники3. Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

A. Молочно-белой планарии

Б. Печеночного сосальщика

B. Бычьего цепня1. Ведут паразитический образ жизни

2. Листовидная форма тела

3. Имеют присоски, шипы, крючья

4. Свободноживущая форма

5. Регенерация

6. Тело лентовидное, поделено на членики

7. Паразитирует в кишечнике

8. Паразитирует в печени4. Используя перечисленные термины, составьте схему «Цикла развития печеночного сосальщика»:

1. Промежуточный хозяин

2. Основной хозяин

3. Крупный рогатый скот

4. Прудовик

5. Циста

6. Яйцо

7. Личинка

8. Печеночный сосальщик5. Дополните схему «Цикла развития бычего цепня».

Вместо вопросительных знаков напишите соответствующие термины.

тесты по биологии. 7 класс

Используя схему, расскажите, как происходит цикл развития бычего цепня.Выберите правильный ответ.

6. Гельминтология – это наука, изучающая:

A. Живые организмы

Б. Внутреннее строение животных

B. Условия окружающей среды

Г. Червей, главным образом, паразитических

7. Выделительная система плоских червей:

A. Переваривает пищу

Б. Удаляет жидкие, вредные для организма продукты жизнедеятельности

B. Удаляет твердые непереваренные остатки

Г. Переносит кислород и углекислый газ

8. Паренхима – это:

A. Рыхлая соединительная ткань

Б. Наружный слой стенки тела

B. Внутренний слой стенки тела

Г. Органы чувств

9. К паразитам относятся:

A. Белая планария

Б. Бычий цепень

B. Свиной цепень

Г. Печеночный сосальщик

8 класс

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ:

А. Кровь Б. Тканевая жидкость В. Лимфа

2. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции: А. Кровь Б. Тканевая жидкость В. Лимфа

3. В лимфе в большом количестве содержатся:

А. Эритроциты Б. Лимфоциты В. Лейкоциты

4. Терморегуляция и гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:

А. Крови Б. Лимфы В. Тканевой жидкости

5. Межклеточным веществом крови является: А. Вода Б. Плазма В. Лимфа

6. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:

А. Эритроциты Б. Лейкоциты В. Тромбоциты

7. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует:

А. С кислородом Б. С азотом В. С водородом

8. Срок жизни эритроцитов составляет: А. 30 дней Б. 100–120 дней В. 5–7 дней

9. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов:А. Меди Б. Цинка В. Железа

10. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов:

А. Эритроциты Б. Лейкоциты В. Тромбоциты

11. Клетки крови, способные вырабатывать антитела:

А. Лейкоциты Б. Тромбоциты В. Лимфоциты

12. Фагоцитоз осуществляют: А. Лейкоциты Б. Лимфоциты В. Эритроциты

13. Уникальная способность клеток крови к фагоцитозу была открыта русским ученым:

A. Николаем Ивановичем Пироговым Б. Иваном Петровичем Павловым

B. Ильей Ильичом Мечниковым

14. Лейкоциты образуются: A. В красном костном мозге Б. В желтом костном мозге

B. В лимфатических узлах

15. В свертывании крови участвуют: А. Эритроциты Б. Тромбоциты В. Лимфоциты

16. Нерастворимый белок плазмы, образующий тромб:

А. Фибриноген Б. Протромбин В. Фибрин

17. Иммунитет, возникший после перенесения заболевания, является:

A. Естественным Б. Искусственным B. Приобретенным

18. Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:

A. Активных возбудителей Б. Антитела против инфекции B. Ослабленных возбудителей

19. Вакцина представляет собой: A. Активных возбудителей Б. Готовые антитела

B. Ослабленных возбудителей

20. Первую прививку против оспы осуществил: A. Эдвард Дженнер

Б. Луи Пастер B. Илья Ильич Мечников

21. Группы крови были открыты: A. Паулем Эрлихом

Б. Карлом Ландштейнером B. Ильей Ильичом Мечниковым

22. Белки эритроцитов, определяющие группу крови, называются:

A. Агглютинины Б. Антитела B. Агглютиногены

23. У 15 % людей на Земле: A. Положительный резус-фактор

Б. Отрицательный резус-фактор B. Нейтральный резус-фактор

24. Универсальными реципиентами считаются люди:

A. С первой и второй группой крови Б. С третьей группой крови

B. С четвертой группой крови

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.1. Внутренней средой организма человека являются кровь,... и... жидкость, обеспечивающая клетки необходимыми...

2. Лимфа – прозрачная жидкость, в которой много..., защищающих организм от... микроорганизмов, циркулирует по... сосудам, в ней отсутствуют эритроциты и...

3. Кровь – жидкость красного цвета, состоящая из клеток:..., лейкоцитов и..., и межклеточного вещества – ..., кровь осуществляет транспорт веществ, нейтрализацию ядовитых веществ, терморегуляцию, защиту от...

4. Плазма крови на 90 % состоит из..., а также из... и... веществ, принимает участие в транспорте веществ и... крови.

5. Эритроциты – красные клетки крови, не имеющие..., двояковогнутой формы, содержат особый белок – ..., легко соединяющийся с кислородом.

6... и... бесцветны, различной формы, легко проникают сквозь стенки капилляров, способны уничтожать болезнетворных микроорганизмов за счет реакции..., образуются в красном костном мозге, селезенке и... узлах.

7. Кровяные пластинки... – мелкие безъядерные образования, образующиеся в... костном мозге, основная функция которых – ... крови.

8. Свертывание крови – защитная реакция организма, суть которой сводится к тому, что при поражении кровеносных сосудов разрушаются... и выделяется фермент, под действием которого растворимый белок плазмы... превращается в нерастворимый..., нити которого образуют..., который закрывает рану.

9. При попадании инфекции в организм человека лимфоциты вырабатывают..., особые белковые соединения, которые обезвреживают болезнетворные... и...

10... – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, бывает..., который вырабатывается после перенесения заболевания или передается по наследству, и..., возникает в результате введения готовых... или..., культуры ослабленных микроорганизмов.

11. В 1901 году... открыл существование четырех... крови, отличающихся по наличию в эритроцитах и плазме... и...

12. При переливании крови от донора к... необходимо учитывать группу крови и..., при несоблюдении этих правил наблюдается... эритроцитов, приводящая к гибели человека.

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.1. Назовите компоненты, составляющие внутреннюю среду организма. К какому виду ткани они относятся?2. В чем значение плазмы крови?3. Охарактеризуйте основные функции крови.4. Назовите основные черты строения и функции эритроцитов.5. Что вы знаете о лейкоцитах и лимфоцитах?6. Какие клетки крови обеспечивают процесс свертывания? Охарактеризуйте его подробнее. В чем его значение?7. Что такое иммунитет? Назовите основные виды иммунитета.8. Кем и когда были открыты группы крови человека?9. Что такое резус-фактор?10. Перечислите некоторые заболевания, против которых детям делают прививки.

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.1. Что такое анемия? Ее основные причины?2. Почему у жителей высокогорных районов в единице объема крови содержится больше эритроцитов, чем у жителей равнин?3. Как вы можете объяснить случаи отравления угарным газом?4. В организме существует антисвертывающая система крови. Что это такое? Для чего она нужна?5. Что вы знаете о гемофилии?6. Как можно сохранить донорскую кровь?7. Перечислите все кроветворные органы. Как регулируется кроветворение? Где разрушаются отработанные клетки крови?8. Какую неточность вы заметили в схеме переливания крови на стр. 123 учебника?9. В каком еще случае, кроме переливания крови, необходимо учитывать резус-фактор?10. Почему нельзя второй раз заболеть ветрянкой?

9 класс

«Бесполое размножение»

А1. При бесполом размножении:

  1. Родитель только один
  2. Родителей двое
  3. Один и тот же организм выполняет роль обоих родителей
  4. Родителей совсем нет
А2. Бесполое размножение происходит:
  1. С участием половых клеток
  2. Без участия половых клеток
  3. Только с помощью спор
  4. Только путем почкования
А3. Почкованием размножается
  1. Гидра
  2. Эвглена зеленая
  3. Дождевой червь
  4. Сыроежка
А4. Спора состоит из
  1. Одной клетки
  2. Двух клеток
  3. Четырех клеток
  4. Большого количества клеток
А5. При почковании многоклеточного организма с 12 хромосомами в ядрах клеток молодого организма будет:
  1. 6 хромосом
  2. 12 хромосом
  3. 18 хромосом
  4. 24 хромосомы
А6. Делением размножается
  1. Белый гриб
  2. Майский жук
  3. Эвглена зеленая
  4. Стрекоза
А7. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание – это размножение
  1. Прививкой
  2. Побеговыми черенками
  3. Отводками
  4. С помощью выводковых почек
А8. Вегетативное размножение встречается в природе:
  1. У растений и низших позвоночных
  2. Только у растений
  3. У растений и позвоночных животных
  4. Как правило, у высших животных
А 9. В результате размножения изменяются
  1. Размеры организма
  2. Численность организма
  3. Масса организма
  4. Форма организма
А10. Тюльпаны размножаются
  1. Клубнями
  2. Луковицами
  3. Черенками
  4. Отводками
В1. Распределите правильно организмы и способы их размножения
  1. Дрожжи А. Деление
  2. Грибы Б. Почкование
  3. Простейшие В. Вегетативное размножение
  4. Растения Г. Размножение спорами
В2. Распределите правильно растения и способы их вегетативного размножения
  1. Ирис А. Корнеклубни
  2. Земляника Б. Лист (листовой черенок)
  3. Малина В. Отводки и черенки
  4. Картофель Г. Воздушные луковички
  5. Георгин Д. Выводковые почки
  6. Фиалка Е. Стебель (стеблевой черенок)
  7. Чеснок Ж. Ползучий побег
  8. Кактус З. Клубень
  9. Гусиная лапка И. Усы
  10. Бриофиллум К. Корневище
10 класс.

Вирусы.

I.

Задания уровня А.

 

1.Основоположником  учения  о вирусах  является?

А) Т.Морган  Б) Д.Ивановский  В) В.Вернадский  Г) Н.Вавилов

2.Особей  вируса,  находящихся  в  состоянии  покоя, называют:

А) Фагами  Б) Вибрион  В) Паразит  Г) Тромбоцит

 3.Бактериофаг-это  вирус, паразитирующий  в клетках:

А) Растений  Б) Бактерий В ) Животных Г) Грибов

 4.Путь   прохождение  вируса  в клетку  хозяина  называют?

А) Фагоцитоз  Б) Эндоцитоз   В) Пиноцитоз  Г) Фотосинтез

 5.Что  используется  для  лечения  и профилактики  вирусных  заболеваний?

А) Ферменты  Б) Гормоны  В) Витамины  Г) Антитела

 6.Вирусы  могут  размножаться.

А) Только  в клетке  хозяина Б) Путем  простого  деления

В) Только     бесполым   путем   Г) Только  половым  путем.

7.В каком  году  были  открыты  вирусы? А)1896г. Б)1982 г. В)1892г. Г)1839г.       

 8.Причина  болезни  Дауна. А) Модификационная  изменчивость 

Б) Генная  мутация В) Изменения числа  хромосом 

 9.Какой  вирус  нарушает  работу  иммунной  системы  человека?

А) Полиомелита  Б) Оспы  В) Гриппа  Г) ВИЧ

10.Какие  организмы относятся  к   клеточным    доядерным?

А Вирусы  Б) Животные  В) Растения  Г) Бактерии

 

Задание уровня В № 1:

Из перечня 1- 17 выберите правильные ответы на вопросы. Имейте в виду, что ответ на каждый вопрос может содержать несколько вариантов в отличие от задания уровня А. Например, I: 2,3,4,5 (безусловно, в качестве примера указаны неверные ответы).

  1. Алкоголизм
  2. Бешенство.
  3. Малярия.
  4. Ангина.
  5. Грипп.
  6. Туберкулез.
  7. Скарлатина.
  8. Наркомания.
  9. Фагоцитоз.
  10. СПИД.
  11. Сифилис.
  12. Рак печени
  13. Чума.
  14. Энцефалит.
  15. Прививки.
  16. Образование антител
  17. Иммунитет.
 

Вопросы:

I. Какие болезни заразны и вызываются вирусами?

II. Какие болезни заразны и вызываются бактериями или одноклеточными животными?

II. Какие болезни неизлечимы?

 

IV. Вирусы какой болезни передаются через кровь матери?

V. Какие инфекционные болезни передаются через половой контакт?

VI. Какая смертельно опасная болезнь не передается через бытовые приборы и кожу?

VI. Какие инфекции передаются через животных?

VIII. Какие опасные болезни возникают под влиянием алкоголя и наркотиков?

IX. Какие болезни опасны не только для самого больного . но и для общества?

X. Способ создания искусственного иммунитета?

XI. Заболевания, приводящие к полному разрушению иммунной системы в организме? II.

Выберите правильный ответ

1. Вирусы - это:

1) неклеточные формы жизни; 2) древнейшие эукариот; в) примитивные бактерии.

2. Обязательными компонентами вируса являются:

1) липиды; 2) нуклеиновые кислоты; 3) полисахариды; 4) белки.

3) Вирусы размножаются:

1) самостоятельно вне клетки хозяина; 2) только в клетке хозяина; 3) 1 и 2.

4) Синтез вирусного белка осуществляется:

1) на рибосомах клетки; 2) на собственных рибосомах вируса.

5) Вирусы, проникая в клетку хозяина,

1) питаются рибосомами; 2) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности

3) воспроизводят свой генетический материал; 4) поселяются в митохондриях;

6) Признак организмов, характерный для неклеточной формы жизни:

1) питание; 2) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;

3) дыхание; 4) высокая степень приспособленности к среде.

7) Русский биолог Д.И.Ивановский, изучая заболевания листьев табака, открыл:

1) простейших; 2) вирусы; 3) бактерии; 4) грибы.

8) Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и

неживой природы?

1) лишайники; 2) грибы; 3) бактерии; 4) вирусы.

9) Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина:

1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;

2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;

3) формирование новых вирусов;

4) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;

5) проникновение ДНК вируса в клетку;

6) синтез вирусных белков.

10) Вирусами вызываются следующие заболевания человека;

1) корь; 2) ангина; 3) бешенство; 4) СПИД;

11 класс
Проверочная работа по теме:

«Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли»

Вариант 1

  1. Тест «Проверь себя»
  1. На какие периоды делится ранний палеозой: а) триасовый, юрский, силурийский; б) ордовикский, неогеновый, меловой; в) кембрийский, ордовикский, силурийский?
  2. В каком периоде появляются первые хордовые животные: а) в силуре; б) в ордовике;
в) в кембрии?
  1. Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений: а) появлением хлорофилла; б) появлением многоклеточности; в) появлением проводящей ткани?
  2. Предками каких животных считаются трилобиты: а) членистоногих; б) моллюсков; в) инфузорий?
  3. Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора: а) те, которые не имели внешнего скелета; б) те, которые могли жить в холодном климате; в) те, которые могли выйти на сушу?
  4. Первыми автотрофными организмами на Земле были: а) анаэробные эукариоты; б) анаэробные прокариоты; в) аэробные прокариоты; г) аэробные прокариоты?
  5. Опыты Л. Пастера опровергли теорию: а) появления живого из неживого; б) появления живого только из живого; в) занесения «семян жизни» из космоса; г) божественного творения?
  6. Появление фотосинтеза привело: а) к возникновению многоклеточности; б) к возникновению бактерий; в) к возникновению полового процесса; г) к возникновению аэробного дыхания?
  7. В соответствии с гипотезой Рихтера: а) жизнь переносится с планеты на планету; б) жизнь появилась одновременно с появлением Земли; в) жизнь зародилась на Земле в водах первичного океана; г) жизнь на Земле существует вечно?
  8. Согласно представлениям о возникновении живого из неживого первые живые организмы появились: а) 6 млрд лет назад; б) 3,5 млрд лет назад ; в) 4,6 млрд лет назад; г) 2,6 млрд лет назад?
II.Выберите правильные суждения
  1. В кембрии (около 570 млн. лет назад) в царстве растений происходит важнейшее эволюционное событие – выход первых наземных растений (риниофитов) на сушу.
  2. Возрастание численности автотрофных организмов на ранних этапах развития жизни привело к уменьшению пищевых ресурсов первичного бульона; возникшая конкуренция ускорила появление гетеротрофных организмов.
  3. Возраст и продолжительность эр и периодов в геохронологической летописи Земли определяются по распаду радиоактивных элементов в пробах пород.
  4. Скорость эволюционного процесса на Земле постепенно возрастала, сами же факторы биологической эволюции преобразовывались и непрерывно пополнялись новыми.
  5. Самые первые фотосинтезирующие организмы использовали в качестве источника энергии солнечную радиацию, а ферментативные реакции, протекающие при фотосинтезе, привели к появлению в атмосфере Земли молекулярного кислорода.
  6. Самые первые следы животных организмов обнаружены в конце докембрия (около 700 млн лет назад).
  7. Согласно современным представлениям о возникновении жизни, первые организмы (пробионты) были автотрофами, так как только автотрофы могли использовать неограниченные запасы солнечной энергии на Земле.
  8. Наиболее древние представители первых наземных позвоночных животных - ихтиостеги - были обнаружены по окаменелостям в верхнесилурийских отложениях возрастом 420-430млн лет.
  9. Увеличение концентрации кислорода в атмосфере, образовавшегося в результате фотосинтеза, и формирование озонового экрана резко замедлили синтез новых органических веществ, но повысили устойчивость существующих первичных форм жизни.
  10. В период господства динозавров в мезозое (около 150-230 млн лет назад) существовала предковая группа млекопитающих, возникшая от одной из линий зверозубых ящеров.
  11. Начало палеозоя (около 600 млн лет назад) отмечено образованием большинства типов животных, из которых примерно 1/3 существует и в настоящее время.
  12. Эволюция животных изучена более полно, чем эволюция растений, в связи с тем, что большинство животных обладают скелетом или другими твердыми образованиями и потому лучше сохраняются в окаменелых остатках и отпечатках.
  13. В триасе (около 230 млн лет назад) произошел крупный шаг в эволюции растений - появились первые покрытосеменные, представленные в основном кустарниками и низкорослыми деревьями с мелкими листьями и цветками.
  14. Начавшийся в перми (около 285 млн лет назад) расцвет голосеменных растений привел к их господству в мезозойскую эру.
  15. Переход голосеменных растений к размножению семенами имел большое эволюционное значение, так как исчезала необходимость присутствия воды для полового процесса.
  1. Закончите предложения
  1. Эра в истории Земли, название которой переводится с греческого как «древняя жизнь»……………
  2. Самая ранняя эра в истории Земли, название которой переводится с греческого как «ниже древнейшего»………………
  3. Самая протяженная во времени геологическая эра в истории Земли………..
  4. Эра расцвета покрытосеменных растений, насекомых, птиц и млекопитающих……….
  5. Переходная форма между пресмыкающимися и современными птицами, обнаруженная в литосферных сланцах позднеюрских отложений на территории Баварии…………
  6. Период палеозоя, когда на суше появились настоящие леса из древовидных споровых растений (плаунов, хвощей, папоротников), а в морях наблюдалось необычное разнообразие рыб, был…………
  7. Первым периодом, когда растения начали заселять сушу, был……
  8. Переходной формой между древними кистеперыми рыбами и земноводными, появившейся в конце девона и жившими до начала юры, были……
  9. Первыми наземными сосудистыми растениями, у которых еще отсутствовало деление на корни, стебли, листья, были…………
  10. Эра господства пресмыкающихся………

www.microbik.ru

Питание животных организмов | Природоведение. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Очень много животных питается растительной пищей. Их на­зывают травоядными. Это известные вам домашние животные — коровы, овцы, лошади, козы. Среди диких животных — это лоси, олени, косули, зайцы. Зубы у травоядных животных приспособ­лены к срыванию и перетиранию стеблей растений.

Растительная пища малопитательна, поэтому животным при­ходится потреблять ее каждый день в большом количестве. Пере­варивать значительные порции растительной пищи им помогают одноклеточные организмы — бактерии, обитающие в желудке или кишечнике.

Травоядные животные часто становятся добычей хищников, которых еще называют плотоядными животными. Это извест­ные вам волк, лиса, лев и другие.

Некоторые животные являются всеядными, то есть могут питаться и растительной, и животной пищей, как, например, свиньи, медведи и другие (рис. 24). Всеяден и человек. Сущест­вуют также животные, например вороны, некоторые черви и жуки, которые питаются падалью. Их еще называют «санита­рами природы».

Поглощенная животным ода сначала измельчается в рото­вой полости и через глотку, и пищевод поступает в желудок, а затем — в кишечник. Здесь белки, жиры и углеводы пищи рас­щепляются на более простые по составу вещества, способные растворяться в воде. В растворенном состоянии они прони­кают сквозь стенки кишечника в кровь и разносятся ко всем органам.

Рис. 24. Травоядное (1), плотоядное (2) и всеядное (3) животные

Кроме воды и органических веществ, животным, как и расте­ниям, для питания необходимы неорганические вещества. Рас­тения впитывают их из почвы, а животные получают вместе с пищей.

Как и организму человека, животному организму также необ­ходимы витамины. Недаром название этих веществ происходит от слова «вита», что означает жизнь. Основным источником мно­гих витаминов является растительная пища.

Как видите, питание растений, травоядных животных и хищ­ников отличается. Однако в любом случае важную роль играют органические вещества, созданные растением при участии сол­нечного света (рис. 25). Материал с сайта http://worldofschool.ru

Рис. 25. Животные организмы получают питательные вещества благодаря фотосинтезу

Можно с уверенностью сказать, что и травоядные, и плотояд­ные животные потребляют продукты фотосинтеза. Таким обра­зом, существует тесная связь между растениями и животными.

  • Животные питаются готовыми органическими веществами, по­требляя растительную или животную пищу.
На этой странице материал по темам:
  • Доклад по теме питание животных

  • Worldofschool

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите органы пи­тания животных.

  • Чем отличается способ питания двух млекопитающих — зайца и волка?

worldofschool.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта