Как располагаются растения в лесу. Урок окружающего мира по теме "Животные леса"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Олимпиада по окружающему миру 1 класс. Как располагаются растения в лесу


Урок окружающего мира по теме "Животные леса"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

1) Рубрика “Бюро погоды”

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения; о) деревья; м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище; в) чтобы гулять; з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения; л) деревья; у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль; ф) типчак; и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света; д) удобно для животных; э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща; н) бор; и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология; о) ботаника; ш) анатомия.

Собери слово из букв

1

2

3

4

5

6

7

             

III.

Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

У.

Что за зверь лесной Встал, как столбик, Под сосной, И стоит среди травы – Уши больше головы?

Д. Заяц

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт?

Д. Лиса

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?

Д. Белка

Кто зимой холодной Бродит в лесу Злой, голодный.

Д. Волк.

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

2) Звучит запись голоса птиц.

У. Кого вы услышали?

Д. Птиц.

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

Рубрика “Интересные факты”

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас Лоси и медведи. Будем с ними мы дружить Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

Д. Лес

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Вопросы и задания олимпиады по окружающему миру в первом классе. Итоги олимпиады.

На прошлой неделе в школе была олимпиада по окружающему миру.Их, конечно, не предупреждали, а я вообще узнала про олимпиаду, когда он сказал, что занял второе место в классе и будет участвовать в школьной олимпиаде между классами.За один день ниче, конечно, не повторишь, тем более учебники они сдали, да и не знали что повторять. Ну посмотрим на что напишет.

А вот какие вопросы были на первом туре. Мне показались вообще лёгкие:

1. Отгадай загадки

Без рук, без ног Под окном стучится, В избу просится. (Ветер) Белая морковка зимой растет (Сосулька) Белая скатерть все поле укрыла (Снег) В этом задании не отгадал ветер, написал мороз. :) 2. Подчеркни объекты неживой природы. Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния. Тут тоже ошибся, видимо забыл, что есть еще неприрода: и избу, и колодец, и тоннель - все запихал 3. Подчеркни красным карандашом названия планет Солнечной системы, а синим карандашом названия звезд. Меркурий, Плутон, Альдебаран, Луна, Земля, Марс, Сириус, Венера, Юпитер, Регул, Полярная звезда, Сатурн, Солнце. В этом вопросе вообще обидно. Про планеты и звезды знает с детства, но видимо невнимательность сыграла злую шутку. Подчеркнул как планеты еще и солнце и луну :( 4. Куры спят в курятнике, муравьи - в муравейнике, скворцы - в скворечнике. А где спят эти животные? Лошади - в __________, свиньи - в __________, пчелы - в ___________, лисы - в ____________, собаки - в ________, медведи - в ___________, коровы - в ___________. Тут ответил все правильно. :) 5. Собери из букв названия животных. БРУСКА, ОБКАСА, ВЮРДЛЕБ, МВДЕЬЕД, ЛЁЗОК, КУТА, ЦУРИКА. Здесь тоже на 100 % все правильно ответил. :) 6. Сколько ног у паука? Ответ : 8 Тоже все правильно :) 7. Пригодится ли тебе зонтик на луне? Ответ: Нет Почему? Павлик ответил: На луне нет дождя :) 8. Из чего состоит гранит? Тут он ошибся и написал, что из солей. Где он используется? В строительстве. Тут правильно ответил. 9. Какие виды облаков ты знаешь? Ответил перистые, но забыл про кучевые и слоистые. :) 10. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ. - группами - ярусами - семьями Ну тут все правильно: ярусами. 11. Нерадивая мамаша-птица. Кто это? Тут тоже все правильно, ответ: кукушка. 12.Напиши три символа любого государства. Ответил флаг, герб, гимн. Тоже правильно +3 балла 13. Как называется должность главы государства? Ответ: Президент А главы городы? А про мэра забыл :) Итоги олимпиады. Получилось - 8 баллов. Итого: 42 балла Первое место мальчик занял с 44 баллами. Эх, мог ведь! :)

 

www.mamanya.ru

Тема: "Лес — многоэтажный дом"

Разделы: Начальная школа

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Приложение 2

(Дети становятся в круг, держа друг друга за руки)

– Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем.

– О каком доме я говорю? (Лес)

– Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть все чудеса, происходящие в лесу, всю красоту окружающей природы. Давайте послушаем звуки природы (включается диск со звуками леса). Приложение 1, Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

– Ребята, о чем вы подумали, что почувствовали? Как вам кажется, рад вам лес? Какое у вас от этого настроение?

– Раз вам хорошо, значит и лес вам рад. Видите сколько радости он посылает вам. Приходите в лес всегда, как к другу. (Дети садятся на свои места)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии:

1) Задание для пробного действия.

– Один художник решил нарисовать лес. Рисунок 4.

– Что такое лес? – размышлял он.

– Помогите ему, ребята. Что такое лес? (Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос, они не могут.) Тогда предлагаю всем отправиться в лес. Как вы думаете, с какой целью мы пойдем в лес?

– Мы отправляемся в лес, чтобы узнать:

  • что в нем растет, как располагаются растения в лесу?
  • какие животные живут в лесу и как они приспособились к жизни в лесу?
  • какое значение имеет лес в природе?
  • что такое лес? Рисунок 5.

Тренировка мыслительных операций.

– Посмотрите и скажите, какие растения вы видите в лесу? (На доске картинки растений).

– Дуб, малина, сосна, ромашка, шиповник, одуванчик, волчье лыко, лиственница, рябина, калина, ландыш, колокольчик, липа.

– Разбейте эти растения на три группы (дети работают в парах и у каждой пары на парте лежит комплект картинок данных растений).

– На какие группы разделили? (Деревья, кустарники, травы)

– Проверьте себя по эталону. Рисунок 6.

– Поднимите руки те ребята, которые встретили трудности в этом задании. Что вызвало затруднения?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в паре? (умение слышать друг друга, помогать друг другу)

– Ребята, что мы сейчас с вами делали?

– Повторяли пройденный материал.

– Скажите, а что будет дальше?

– Какое-то новое исследование.

-Зачем я вам его предлагаю?

– Наверное, узнать что-то новое и понять то, чего мы не знаем.

– Мы видим такое многообразие растений. Почему же они не мешают друг другу? Как расположены эти группы растений в лесу?

– Неодинаково, этажами.

– Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый высокий ярус?

– Деревья.

– Почему?

– Деревьям требуется больше света.

– Какие растения располагаются ниже?

– Ниже деревьев располагаются кустарники – это второй ярус.

– Какие растения селятся под кустарниками?

– Под кустарниками селятся травы – это третий ярус.

– Посмотрите еще раз на все этажи. Рисунок 7.

– Скажите, как можно по другому назвать лес?

– Лес – многоэтажный дом.

– Ребята, какая будет тема нашего урока?

– Лес – многоэтажный дом. Рисунок 8. Что помогло нам сделать такое открытие?

– Наблюдения и старые знания.

– Почему растения в лесу образуют этажи?

– Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи – могут жить только в тени.

– В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Попадет семечка в землю, прорастет росток. Пройдет время и деревце будет подниматься от одного яруса до другого. И так до самого высокого. Поэтому и называется оно подростом.

– Как вы думаете, а всегда ли присутствуют все эти этажи?

– Может количество ярусов будет зависеть от типа леса? Какой тип леса мы сейчас рассматривали? Рисунок 9.

– Смешанный.

– Какие еще бывают леса?

– Хвойные. Рисунок 10.

– Как вы думаете, в хвойном лесу будет такое же количество ярусов?

– В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше, всего два яруса: деревья и травы.

– А растут ли этажами корни растений?

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, И за парту нас сажает.

– А теперь проверьте свои силы в самостоятельной работе.

3. Включение в систему знаний и закрепление с проверкой по эталону.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать в парах, а теперь проверим, умеете ли вы работать в группах?

(Класс делится на четыре группы, в каждой группе выбирается курьер.)

– От каждой группы ко мне подходят курьеры за заданием.

(Учитель дает четыре карточки с одинаковым заданием.)

Задание.

Пронумеруйте растения в порядке смены ярусов в лесу (сверху вниз)

  • Сосна
  • Колокольчик
  • Калина
  • Рябина

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 11.

– Поднимите руки та группа, у которой были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в группе? (умение слышать друг друга, уважать друг друга, уметь сотрудничать и работать сообща)

– Оцените свою работу в группе. Все ли получилось? Какие качества вам помогали при работе в группе, какие мешали?

– Ребята, вы готовы к дальнейшим трудностям?

– Почему же все-таки наш лес, кажется таким безжизненным? Кого в нем не хватает? (Животных)

– Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

(На доске картинки разных животных: лиса, белка, крот, заяц, сова, жук-олень, лось, белый медведь.)

– Что заметили?

– Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Дети работают в маленьких тетрадках)

– Разделите оставшихся животных на три группы. (Дети выполняют задание самостоятельно).

1 группа. Животные, которые ведут наземную жизнь.

2 группа. Животные, которые обитают на деревьях.

3 группа. Животные, которые обитают в почве.

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 12.

– Поднимите руки, у кого были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Поднимите руки , кто выполнил правильно.

– Ребята, как вы думаете животные могут перемещаться между ярусами?

– Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?

– Животные и растения в природе живут бок о бок и место, которое они в природе занимают называют экологической нишей.

– Часто человек вмешивается в природу, расселяя растения и животных, и обитатели экологических ниш в этих местах вымирают, вытесняются пришельцами и им предстоит борьба за выживание.

– Чем же служит лес для животных? (Укрытием, домом)

– Какое еще значение имеет лес? Рисунок 13.

– Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

– Ребята, что можете сказать о достижении цели? (Мы ее достигли)

– Теперь вы можете сказать, что такое лес? (Учитель слушает высказывания детей)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Все ли мы выполнили, что запланировали на уроке?

– Пока мы путешествовали по лесу, у нас выросло волшебное дерево. Рисунок 14.

– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали очень хорошо, то возьмите нарисованные яблочки и повесьте их на дерево. Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, а могли бы и лучше, то возьмите нарисованные цветы и прикрепите их на дерево. А если вы считаете, что поработали плохо, то прикрепите на дерево листики.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лес - природное сообщество

Разделы: Начальная школа

Цель: формирование представления учащихся о лесе как природном сообществе.

Задачи:

  1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
  2. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в обществе.
  3. развивать эмоционально – чувственную сферу, художественное восприятие.
  4. Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать, обобщать.
  5. Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимоподдержку, честность).
  6. Корректировать речь учащихся (развернутые ответы, грамотность).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук.

Ход урока

1. Орг. Момент

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что ты шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои!

2. Определение темы, постановка цели

В этом стихотворении спрятана тема нашего урока. О чем пойдет речь на уроке?

Тема: Лес – природное сообщество (запись на доске и в тетрадях).

Что бы вы хотели узнать на уроке, что повторить, опираясь на жизненный опыт?

Цель: Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.

3. Проверка домашнего задания

А на чем прорастает лес? (На земле, почве.)

Давайте проверим наше домашнее задание с помощью теста (Приложение 1 (слайд))

Посмотрите на экран.

В каждом вопросе выбрать одну букву правильного ответа и запишите ее в тетрадь

Сверим ответы: (слайд, приложение 1).

4. Работа над новым материалом

Вернемся к теме нашего урока. Как вы думайте, почему лес называют природным сообществом?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос прослушав сказку «о художнике, который нарисовал лес» (слайд, приложение 1).

- Что такое лес? Размышлял он. – Конечно. Деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес!- послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без травы – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Почему лес – это природное сообщество?

На уроке мы постараемся проследить эту взаимосвязь.

Работа в группах

Ученые сравнивают лес с большим многоэтажным домом. Докажите это, объяснив, почему именно так располагаются этажи (или ярусы как называют их ученые).

А помогут вам определения – загадки (слайд, приложение 1)

  1. Многолетние растения с крупным твердым стеблем (деревья).
  2. Растения с легкими зелеными стеблями (трава).
  3. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей (кустарники).

Опрос выборочно

Ученые лесные этажи или ярусы располагают в порядке:

  1. Деревья им нужно больше света
  2. Кустарники
  3. Травы – меньше света

Работа в тетрадях (заполнение таблицы) (слайд, приложение 1)

Деревья

Кустарники

Травы

Ель

Малина

Костянка

Сосна

Шиповник

Кислица

Береза

 

Голубика

Осина

 

 

Проверка столбцов по отдельности

Но не только растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Лес – это дом для животных организмов. А чем он служит животным?

Цепи питания животных (слайд, приложение 1)

Используя эти данные составьте 1 -2 цепи питания.

Проверка на экране.

Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.

Приведите примеры (белка - желуди)

Грибы

В лесу живут еще один живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят

5. Физкультминутка

Три команды по очереди называют грибы

6. Работа устно

Выделение значение грибов (слайд, приложение 1)

Как вы думайте нужны ли лесу грибы? Почему?

А теперь мы вновь побываем в лесу, полюбуемся красотой лесных даров. (слайд, приложение 1)

Определите лишний гриб (Почему?) (слайд, приложение 1)

7. Закрепление изученного

Наш урок подходит к концу. Давайте повторим то, о чем шла речь на уроке.

- Как располагаются растения в лесу?

- Как эти этажи связаны с животными?

- Чего в лесу больше растений или животных?

- Как можно назвать лес?

Не только жизнь животных зависит от леса, но и жизнь людей непосредственно связана с лесом.

8. Подведение итогов

Сегодня на уроке нами была проделана большая работа. А вот как работал каждый из вас по отдельности вам помогут определить +. Всего было 5 заданий, когда вы могли оценивать свою работу. По количеству + поставьте себе оценку.

Комфортно, интересно ли вам было на уроке поможет определить тест (слайд, приложение 1).

9. Домашнее задание

  1. Что такое лесная подстилка?
  2. Как надо собирать грибы?
  3. Сообщение о животных наших Ильинских лесов.
  4. Сообщение о растениях наших Ильинских лесов.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

условия жизни. Растения и животные леса. Влияние человека



Стр.64

Наблюдения

• Во время экскурсии определи условия жизни в лесу (освещённость, температуру, влажность воздуха и почвы).

Освещенность в лесу недостаточная, поэтому растения расположены ярусами. Самые светолюбивые образуют верхний ярус. Чем ниже ярус, тем меньше света попадает растениям. Влажность в лесу хорошая, особенно в лиственном, так как листья испаряют много воды. Почвы в лесу богаты перегноем. Температурный режим без колебаний.

• Понаблюдай за растениями. Определи: как выглядят их надземные органы, как опыляются цветки, как распространяются плоды или семена, как растение относится к свету и влаге.

Ели растут на влажных глинистых почвах. Ели – теневыносливые растения. Это деревья, имеющие высокие стволы, их листья – короткие иголки. На елях образуются шишки, внутри которых находятся семена. Каждое семя снабжено крылышком, чтобы отлетать подальше от взрослого растения. В еловом лесу мало света, влажно и прохладно. Немногие растения приспособились к жизни в таких условиях. Кустарников здесь почти нет. Под елями растут теневыносливые травянистые растения: кислица, майник, седмичник, вороний глаз. У них белые или розовые цветки. И это не случайно. Благодаря светлой окраске они хорошо заметны в тени насекомым опылителям. На одиноком стебле вороньего глаза друг против друга расположены четыре листа. Между ними возвышается одна чёрная ягода, напоминающая глаз большой птицы. Для человека и многих животных плод этого растения опасен. В нём содержатся ядовитые вещества.

• Понаблюдай за животными. Определи: особенности и значение наружных органов животных, способы передвижения, чем они питаются, как добывают пищу, как защищаются от врагов.

В лесу обитает жук-короед. Его жесткий хитиновый покров защищает от врагов. Взрослый жук и его личинка оставляют в стволах деревьев отверстия-ходы, которые образуют сложный рисунок. Питаясь древесиной, короеды наносят лесу большой ущерб. Дятел добывает из повреждённых стволов деревьев жуков-короедов и их личинок. Насекомыми он питается весной и летом, а осенью и зимой поедает семена хвойных растений.

• Определи, какое влияние на лес оказывает человек.

Лес — источник строительных материалов, древесины для изготовления мебели, бумаги, тканей, лака и красок. Он даёт человеку грибы, ягоды, лекарственные растения. Человек оказывает сильное влияние на жизнь леса. От вырубки деревьев гибнут растущие под ними теневыносливые растения, погибают обитающие здесь животные. Самый опасный враг леса — пожар. От огня гибнут растения и животные, выгорает почва. Долгие годы пройдут, прежде чем на месте пожарища вырастет новый лес. Главная причина лесных пожаров — неосторожное обращение с огнём. Работники лесного хозяйства охраняют лес, лечат или срубают заболевшие деревья. На месте срубленных деревьев сажают новые.

Стр.67

1. Сравни условия жизни в сосновом, еловом и лиственном лесах.

В сосновых лесах светло и сухо, так как кроны сосен пропускают много света. Сосны растут на песчаных, бедных почвах, поэтому в таких лесах мало влаги и перегноя. В еловом лесу мало света, влажно и прохладно. В лиственном лесу почва содержит много минеральных солей. Здесь светлее, чем в еловом лесу. Листья испаряют много воды, поэтому воздух влажный и прохладный. Лиственный лес отличается большим разнообразием растений.

2. Какие растения там растут?

В сосновом лесу из-за недостатка воды и перегноя кустарники и травянистые растения почти не растут. На почве встречаются засухоустойчивые растения: очиток, кошачьи лапки, вереск и самые неприхотливые организмы — лишайники. В еловом лесу кустарников почти нет. Под елями растут теневыносливые травянистые растения: кислица, майник, седмичник, вороний глаз. Лиственный лес отличается большим разнообразием растений. Здесь растут светолюбивые деревья: дуб, берёза, ясень, липа, осина, рябина, клён, черемуха. Под их кронами много кустарников: лещина, бересклет, крушина, жимолость, калина. Из травянистых растений чаще всего в лиственном лесу встречается сныть. Рано весной зацветают медуница, ветреница, хохлатка, гусиный лук.

3. Приведи примеры влияния деревьев на другие растения леса.

Например, ель – растение, которое забирает весь свет для себя. В еловом лесу нет кустарников, а среди трав только теневыносливые растения. В лиственном лесу, где растут береза, дуб, осина, рябина, есть группа раннецветущих растений. Эти растения зацветают ранней весной, до того, как на деревьях появятся листья. Иначе деревья будут затенять эти растения.

4. Какие растения растут в лесу в твоей местности? Как можно назвать этот лес?

В нашем лесу растут березы, осины, реже встречаются сосны. Это все деревья. Кустарники леса – шиповник, вишня. Травы – костяника, земляника, папоротник. Это пример смешанного леса.

Стр.68

1. Чем условия жизни в лесу отличаются от условий жизни на лугу?

Луговые растения хорошо освещаются солнцем, получают много света и тепла. Но в то же время со всех сторон их обдувают сильные ветры. В лесу меньше света, чем на лугу. Воздух в лесу прохладный и влажный. Почва покрыта опавшими листьями, которые образуют лесную подстилку. Под действием бактерий лесная подстилка постепенно перегнивает, и почва пополняется перегноем.

2. Как растения леса приспособлены к совместной жизни?

Одно из приспособлений растений леса к совместной жизни заключается в расположении их этажами — ярусами. Самый верхний ярус образуют деревья. Под их шатром расположен ярус кустарников. Следующий ярус составляют травянистые растения, а в самом нижнем ярусе растут мхи и грибы. Количество света в лесу уменьшается от яруса к ярусу. Поэтому светолюбивые растения занимают верхние ярусы, а теневыносливые — нижние. Корни лесных растений располагаются подземными ярусами. Благодаря этому одни растения могут добывать воду и минеральные вещества из глубинных слоёв почвы, а другие из поверхностных.

Стр.71

1. Почему в лесу может обитать много разных животных?

Лес – многоярусное сообщество. В каждом ярусе приспособлены жить определенные виды животных, где они находят корм, строят жилища и выращивают потомство. Лес пронизан обитателями сверху до низу.

2. Как животные леса приспособлены к условиям жизни? Приведи примеры.

На хорошо освещённых сухих участках леса греются на солнце ящерицы и змеи: медянка и гадюка. Во влажных местах леса можно увидеть бурых лягушек. Жуки-короеды и его личинки оставляют в стволах деревьев отверстия – ходы, которые образуют сложный рисунок. Питаясь древесиной, короеды наносят лесу большой ущерб. Дятел своим долотовидным клювом долбит древесину, добывая из-под коры короедов и их личинок. Кукушки подкладывают свои яйца в гнезда других птиц. Очень хорошо лазают по отвесной поверхности деревьев поползни. Длинный острый клюв помогает этим птицам доставать насекомых из глубоких трещин в коре дерева.

3. С помощью рисунка расскажи, как животные леса связаны с растениями и друг с другом.

Животные питаются растениями. Поедая их плоды и семена, животные способствуют распространению растений. Многие птицы являются санитарами леса, поедая опасных вредителей деревьев.

4. Вспомни, какое значение для растений и животных леса имеют грибы.

Грибы являются пищей многих животных. Их грибница оплетает корни деревьев и отдает им минеральные соли, получая взамен органические вещества. Это пример взаимовыгодных отношений.

5. Какие животные обитают в лесу в вашей местности?

Кабаны, дятлы, поползни, тетерева, белки, лоси, медведи.

6. Составь характерные для леса цепи питания:

а) из трёх звеньев

желудь > мышь >лиса

б) из четырёх звеньев

древесина > жук-короед > дятел > ястреб

resheba.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта