Строение клеток растений и животных. Строение животной клетки. Строение и функции растительной клетки

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс. Строение клеток растений и животных


Строение растительной и животной клетки

"Биология. Живой организм. 6 класс". Н.И. Сонин

 

Вопрос 1.Клетка любого организма, представляет собой целостную живую систему. Она состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: оболочки, цитоплазмы и ядра. В бактериальной клетке ядро отсутствует.

Вопрос 2.Строение и функции клетки изучает цитология. Цитология (от греч. citoz – клетка, ячейка).

Вопрос 3.Оболочка клеток имеет сложное строение. Она состоит из наружного слоя и расположенной под ним плазматической мембраны. Плазматическая мембрана (лат. «мембрана»-кожица, пленка), граничащая непосредственно с цитоплазмой. В состав плазматической мембраны входят белки и липиды. Они упорядочено расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями. По современным представлениям молекулы липидов в плазматической мембране расположены в два ряда и образуют сплошной слой. Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они располагаются в слое липидов, погружаясь в него на разную глубину. Толщина плазматической мембраны около 10 нм, изучение ее строения и функций возможно только с помощью электронного микроскопа.Плазматическая мембрана выполняет много важных функций, от которых завидят жизнедеятельность клеток. Одна из таких функций заключается в том, что она образует барьер, отграничивающий внутреннее содержимое клетки от внешней среды. Но между клетками и внешней средой постоянно происходит обмен веществ. Из внешней среды в клетку поступает вода, разнообразные соли в форме отдельных ионов, неорганические и органические молекулы. Они проникают в клетку через очень тонкие каналы плазматической мембраны. Во внешнюю среду выводятся продукты, образованные в клетке. Транспорт веществ- одна из главных функций плазматической мембраны. Через плазматическую мембрану из клети выводятся продукты обмена, а также вещества, синтезированные в клетке. К числу их относятся разнообразные белки, углеводы, гормоны, которые вырабатываются в клетках различных желез и выводятся во внеклеточную среду в форме мелких капель.Клетки, образующие у многоклеточных животных разнообразные ткани ( эпителиальную, мышечную и др.), соединяются друг с другом плазматической мембраной. В местах соединения двух клеток мембрана каждой из них может образовывать складки или выросты, которые придают соединениям особую прочность.Соединение клеток растений обеспечивается путем образования тонких каналов, которые заполнены цитоплазмой и ограничены плазматической мембраной. По таким каналам, проходящим через клеточные оболочки, из одной клетки в другую поступают питательные вещества, ионы, углеводы и другие соединения.На поверхности многих клеток животных, например, различных эпителиев, находятся очень мелкие тонкие выросты цитоплазмы, покрытые плазматической мембраной, - микроворсинки. Наибольшее количество микроворсинок находится на поверхности клеток кишечника, где происходит интенсивное переваривание и всасывание переваренной пищи.

Вопрос 4.Фагоцитоз (греч. рhagos – пожирать, cytos – вместилище) – это захват и поглощение клеткой крупных частиц (иногда целых клеток и их частиц). При этом плазматическая мембрана образует выросты, окружает частицы и в виде вакуолей перемещает их внутрь клетки. Этот процесс связан с затратами мембраны и энергии АТФ. Фагоцитоз был впервые описан И.И. Мечниковым при изучении деятельности лейкоцитов и макрофагов, которые защищают организм от патогенных микроорганизмов и других нежелательных частиц. Благодаря фагоцитарной деятельности, организм оказывается невосприимчивым к ряду инфекционных заболеваний. Это явление легло в основу его фагоцитарной теории иммунитета. Путем фагоцитоза осуществляется внутриклеточное пищеварение у простейших и низших беспозвоночных. У высокоорганизованных животных и человека фагоцитоз играет защитную роль (захват лейкоцитами и макрофагами патогенных микроорганизмов).Вопрос 5.Цитоплазма представляет собой внутреннюю полужидкую среду клеток. В цитоплазме эукариотических клеток располагаются ядро и различные органоиды. Ядро располагается в центральной части цитоплазмы. В ней сосредоточены и разнообразные включения - продукты клеточной деятельности, вакуоли, а также мельчайшие трубочки и нити, образующие скелет клетки. В составе основного вещества цитоплазмы преобладают белки. В цитоплазме протекают основные процессы обмена веществ, она объединяет в одно целое ядро и все органоиды, обеспечивает их взаимодействие, деятельность клетки как единой целостной живой системы.

Вопрос 6.В одной клетке содержится много тысяч рибосом, они располагаются либо на мембранах гранулярной эндоплазматической сети, либо свободно лежат в цитоплазме. В состав рибосом входят белки и РНК. Функция рибосом - это синтез белка. Синтез белка - сложный процесс, который осуществляется не одной рибосомой, а целой группой, включающей до нескольких десятков объединенных рибосом. Такую группу рибосом называют полисомой. Синтезированные белки сначала накапливаются в каналах и полостях эндоплазматической сети, а затем транспортируются к органоидам и участкам клетки, где они потребляются. Эндоплазматическая сеть и рибосомы, расположенные на ее мембранах, представляют собой единый аппарат биосинтеза и транспортировки белков.

Вопрос 7.Эндоплазматическая сеть (эндоплазматический ретикулум, ЭПС) - одномембранные органеллы, общего типа, которые представляют собой каналы плазматической мембраны разной формы и величины. ЭПС бывает гладкая и гранулярная.На мембранах каналов и полостей гранулярной сети располагается множество мелких округлых телец - рибосом, которые придают мембранам шероховатый вид. Мембраны гладкой эндоплазматической сети не несут рибосом на своей поверхности.Эндоплазматическая сеть выполняет много разнообразных функций. Основная функция гранулярной эндоплазматической сети - участие в синтезе белка, который осуществляется в рибосомах.На мембранах гладкой эндоплазматической сети происходит синтез липидов и углеводов. Все эти продукты синтеза накапливаются на каналах и полостях, а затем транспортируются к различным органоидам клетки, где потребляются или накапливаются в цитоплазме в качестве клеточных включений. Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки.

Вопрос 8.Лизосомы - одномембранные органеллы общего типа. Мембранные пузырьки, содержащие расщепляющие ферменты.Функции: 1) внутриклеточное пищеварение; 2) обеспечивают разрушение ненужных структур в клетке; 3) выделяют ферменты из клетки наружу например, при метаморфозе (у насекомых, амфибий), при замене хряща костной тканью – эти процессы называются физиологическим лизисом; 4) эндогенное питание в условиях голодания. 5) участвуют в детоксикации чужеродных веществ поглощаемых фаго- и пиноцитозом . Известно более 25 наследственных заболеваний, связанных с патологией лизосом.

Вопрос 9.Аппарат Гольджи - одномембранная органелла общего типа, которая состоит из цистерн, мелких и крупных вакуолей. Диктиосома - стопка цистерн. Все диктиосомы клетки соединяются между собой.Функции: 1) обезвоживание, накопление и упаковка веществ в мембраны; 2) транспорт веществ из клетки; 3) синтезирует полисахариды и присоединяет их к белкам с образованием гликопротеидов, которые обновляют гликокаликс. Гликопротеин (муцин) является важной частью слизи. 4) образует первичные лизосомы; 5) формирует включения; 6) участвует в обмене веществ в клетке; 7) формирует пероксисомы или микротельца; 8) сборка и "рост" мембран, которые затем окружают продукты секреции. 9) участвует в секреции воска растительных клеток.В растительных клетках диктиосомы могут располагаться отдельными мембранами.

Вопрос 10.Ядро в клетке выполняет основные функции:1) хранение и воспроизведение наследственной информации,2) регуляция обмена веществ в клетке.Форма ядра может быть шаровидная, округлая, палочковидная и лопастная. Форма ядра зависит как от формы клетки, так и от функции, то есть чем активнее идут физиологические процессы в клетке, тем сложнее форма ядра. При увеличении объема ядра, увеличивается и объем цитоплазмы, и это соотношение называется ядерно-плазменным отношением и играет большую роль при делении клеток.

Вопрос 11.Ядрышки – это округлые, сильно уплотненные, не ограниченные мембраной участки ядра. Форма их, размеры и количество зависит от функционального состояния ядра. В клетке, выполняющей функцию синтеза большого количества белка, в ядре будет несколько ядрышек или они будут крупные и рыхлые, т.е. функция ядрышка – это синтез р-РНК и сборка малой и большой субъединиц рибосом.

Вопрос 12.Хромосома – это пара хроматид. Хроматида – это особым образом упакованный хроматин. Хроматин – это комплекс ДНК и белков. Если хроматин принимает форму окрашенной нити или струны, то эта структура называется хромонема. Пара скрученных хромонем и образует хроматиду.Материнская хроматида - это и есть дочерняя хромосома.Каждый вид имеет постоянное число хромосом. Например: человек- 46, ясень обыкновенный –46, дрозофила –8, шимпанзе- 48, таракан –48, сладкий перец-48. Хромосома имеет свою гомологичную пару, т.е. число хромосом четное. Например: у человека-23 пары и т.д.Индивидуальности. Каждая хромосома имеет свою форму, величину и совокупность генов. Каждая хромосома образуется от хромосомы в результате репликации.Уровень организации вида не зависит от количества хромосом, а зависит от наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Одна хромосома в паре происходит от материнского организма, другая - от отцовского. Хромосомы из разных пар называют не гомологичными.

buzani.ru

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Разделы: Биология

Цели:

  • Образовательная: формирование знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
  • Развивающая: формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей, умения сравнивать, обобщать, аргументировать свой ответ; развитие навыков работы со структурно-логической схемой; формирование познавательного интереса обучающихся к изучению цитологии.
  • Воспитательная: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за соотечественников, внесших вклад в развитие биологии.

Оборудование: таблицы «Животная и растительная клетка», раздаточные карточки, микроскопы, микропрепараты, рабочие листы.

Мотивация учебной деятельности: почему клетки отличаются?

Требования:

Ученик должен

  • Знать строение растительной и животной клеток в связи с выполняемыми функциями, их сходства и отличительные особенности;
  • Знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки;
  • Уметь определять по рисункам и на препаратах разные типы клеток;
  • Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Ход урока

Добрый день!

А что это значит? Значит день наш по-доброму начат.

День новых знакомств, впечатлений, А может и нового знанья рождение…

Приглашаю вас на торжественное открытие Лаборатории мысли. Право для открытия предоставляется обучающимся ...

(фанфары)

Я вас поздравляю.

Давайте пожелаем друг другу удачи.Итак, в путь. Куда нас приведет мысль?

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (СТАДИЯ ВЫЗОВА)

17 век – век открытий, противоречий и взлетов в искусстве, науке, литературе.

17 век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время?

(звучат «Времена года» Вивальди)

Это шум весеннего ручейка, щебет птиц в голубом небе. Это тихий шелест листвы, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, мелодичная игра на флейте. В этом веке появились и прекрасные полотна с картинами природы.

В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Кого вы сможете назвать?

Роберт Гук. Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел…

Что увидел Роберт Гук? (ячейки, целлюлы, клетки)

О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Кто еще пытался проникнуть в сокровенные тайны природы?

Антони ван Левенгук. Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да, впрочем, что же я смогу увидеть в ней (без энтузиазма склоняется над микроскопом). О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки очень забавные, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, были очень счастливы в жизни… (на доску помещаются простейшие).

О чем нам поведал Левенгук? ( о простейших)

О, этот 17 век – век великих открытий, чудной музыки.

Много времени прошло с тех пор, на смену пришел 18 век, потом 19. Это время в науке было наполнено открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркинье, немцы М. Шлейден и Т. Шванн, наш соотечественник Карл Бэр внесли свой вклад в изучение законов природы.

(звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года»)

Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи 19 века, музыку П.И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» снова напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех ее частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасны и в произведениях великих композиторов, в полотнах великих художников, в открытиях великих ученых биологов. Но все это – красота ощущаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и, может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы.

А чем же представлена внутренняя красота?

Представьте, что вы заглянули внутрь живого организма… (на доску помещаются разные живые организмы).

Из каких структур состоят организмы животных?

(из клеток)

Из каких структур состоят организмы растений?

Грибы?

Правильно, из клеток. Возьмем, к примеру, дом стоит Из тыщи кирпичей, И мир природы состоит Из маленьких частей. Так клетка, кажется мала! Но в микроскоп взгляните: Ведь это целая страна… В которой очень много загадок…

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями строения клеток растений и животных.

Формулирование темы урока.

Тема: «Особенности строения растительных и животных клеток».

Лабораторная работа.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Путеводителем в нашей лаборатории мысли станут рабочие листы, пробелы в которых вы будете заполнять по ходу урока. А задания дадут пищу для серых клеточек вашего мозга, как любил отмечать Эркюль Пуаро.

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Иногда организм представляет собой одну клетку, а иногда состоит из миллионов. А все ли клетки одинаковые?

Задание 1.

Составьте на доске и в тетрадях кластер «клетка».

Вы уже знаете о клетках многое. Изучили внутреннее строение клеток.

А все ли клетки имеют одинаковое строение?

У нас есть так называемое Древо предсказаний . Поместите на него органоиды, которые входят в состав клеток. У вас на столах есть листочки с этого дерева. Но помещаете лист, называя обязательно выполняемую функцию.

А все остальные в рабочих листах работают с таблицей, сопоставляя органоиды с их строением и выполняемой функцией.

Задание 2.

Используя текст учебника и стихотворение , установите соответствие между органоидами, их строением и выполняемыми функциями. Прокомментируйте свой ответ.

Органоид Строение Функции
1. Наружная цитоплазматическая мембрана   Барьерная, транспортная, рецепторная (восприятие сигналов из окружающей среды)
2. Ядро   Регуляция функций в клетке, хранитель наследственной информации
3. Пластиды   Фотосинтез, окраска частей растения, запасающая
4. Митохондрии   Энергетические станции клетки, участвуют в процессах аэробного клеточного дыхания.
5. Гранулярная эндоплазматическая сеть   Синтез белка
6. Агранулярная эндоплазматическая сеть   Синтез углеводов и липидов
7. Рибосомы   Свободные рибосомы синтезируют белок, необходимый для жизнедеятельности клетки, прикрепленные – белок, выводящийся из клетки, белки мембран и лизосом.
8. Лизосомы   Внутриклеточное переваривание ВМС
9. Клеточный центр   Сборка микротрубочек
10. Жгутики, реснички   Движение
11. Вакуоль   Тургор, окрашивание клеток
12. Опорный аппарат (микротрубочки, микрофиламенты)   Опора
13. Комлекс Гольджи   Синтез полисахаридов, модификация олигосахаридов. Сборка мембран из веществ.
14. Клеточный центр   Сборка микротрубочек
15. Центриоли   Участвуют в образовании базальных телец ресничек и жгутиков и в образовании митотического веретена

Обменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

А каждая ли клетка имеет все эти органоиды?

Задание 3.

Изучите строение клеток под микроскопом, используя инструкцию.

  1. Протрите готовый микропрепарат тампоном.
  2. С помощью зеркала наведите свет в отверстие в предметном столике.
  3. Закрепите микропрепарат на предметном столике с помощью зажимов.
  4. Опустите тубус.
  5. Рассматривая в окуляр объект, поднимайте с помощью винтов объектив.
  6. Рассмотрите микропрепарат. Выделите в нем основные части. Сравните с рисунками на раздаточном материале.
  7. Сравните строение растительной и животной клеток. Результаты оформите в виде таблицы.
Признаки Растительная клетка Животная клетка Грибная клетка
Клеточная стенка + целлюлоза - + хитин
Пластиды + - -
Крупная центральная вакуоль + - +
Центриоли Только у низших + Не у всех
Запасное вещество крахмал гликоген гликоген

Сделайте вывод об отличительных особенностях растительной клетки и запишите его в рабочий лист.

Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы; Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ; В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток.

III. ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Задание 4 (работа по цепочке).

Правила этой работы:

  1. Говорят все.
  2. Право на молчание.
  3. Никакой критики.
  4. Не повторяться.

Докажите, что данная клетка является растительной.

А внимательным экспертом будет ...

Задание 5 (работа по цепочке).

Докажите, что данная клетка является животной.

Задание 6.

Какие особенности строения сближают грибы с растениями?

Какие особенности строения сближают грибы с животными?

Задание 7 «Инсерт».

Найдите ошибки в тексте.

Этот органоид – важнейшая структура клеток эукариот. Представляет собой центр управления клетки и хранилище информации о ней. Имеет шарообразную форму, отделено от цитоплазмы оболочкой, состоящей из одной мембраны. Обычно этот органоид имеется в клетке в единственном экземпляре.

А этот органоид несет энергетическую функцию. Имеет свою генетическую систему. Этих органоидов в клетках мало. У этого органоида две гладкие мембраны.

Задание 8 «Развитие монологической речи».

  1. Любой живой организм состоит из…
  2. Все многообразие клеток можно разделить на 2 группы по наличию оформленного ядра: … и …
  3. Не имеют четко оформленного ядра …
  4. Ядро содержится в клетках …
  5. К прокариотам относятся… и …
  6. К эукариотам относятся…, …, …
  7. Растительная клетка покрыта…, а животная имеет …
  8. Запасным веществом животной клетки является…
  9. А растительные клетки запасают …
  10. Оболочки растительных , животных и грибных клеток отличаются по содержанию основного вещества.
  11. Оболочки растительных клеток содержат…, животных клеток - …, грибных -…
  12. Единый план строения всех клеток свидетельствует об их … и ….

Составьте рассказ «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток», заполнив пропуски.

Задание 9 «Мозговой штурм».

Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Клетка, организм, планета…

Как они похожи, как они таинственны и неизведанны…

Много работы предстоит современным ученым и ученым будущего…

И человеку нет конца пути…

Самооценка знаний обучающихся (СОБСТВЕННО рефлексия)

  • Я УЗНАЛ…
  • Я УМЕЮ…
  • У МЕНЯ ЕСТЬ ВОПРОСЫ…

Рекомендации по оцениванию.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №26, ТЕСТ

Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он – свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

Завтрашний день будет таким, каким вы создадите его сегодня!

Удачи во всех ваших начинаниях! До свидания!

Презентация, Самоанализ урока.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Строение животной клетки. Строение и функции растительной клетки :: SYL.ru

Каждый живой организм на нашей планете имеет клеточное строение. Клетки растений и животных различны по форме, функционалу и внутреннему содержимому.

Как все начиналось

Люди начали обращать внимание на клеточное строение организмов (а именно растений) ещё в двенадцатом веке, когда учёный Р. Гук создал и усовершенствовал первый в мире микроскоп. При тщательном рассмотрении увеличенного изображения обычной бутылочной пробки он заметил огромнейшее количество маленьких полых шариков, похожих на пчелиные соты. Ещё через некоторое время, уже другими учёными, клетки сравнивались с мельчайшими пузырьками, наполненными некой жидкостью. Особенное внимание строению клетки и использованию микроскопа уделял также учёный Ломоносов. В настоящее время современные технологии позволяют подробно изучать клетки, увеличивая их размер в несколько тысяч раз.

Немного подробнее

Строение животной и растительной клетки изучается с помощью микроскопа и специальных препаратов. Для их приготовления делается тонкий срез непрозрачной части растения (или части какого-то объекта животного происхождения), который помещается на стеклянную пластину, слегка обрабатывается водой (буквально одна или две капли) или помещается в специальный бальзам (для постоянных препаратов) и прикрывается более тонкой прозрачной пластинкой сверху.

Строение растительной клеткиСтроение животной клетки

Растительная клетка состоит из клеточной оболочки, протоплазмы, клеточного сока, различных пластид и ядра.

Форма растительной клетки может быть настолько разнообразной (как и строение животной клетки), что до сих пор учёными фиксируются всё новые проявления. Размеры очень малы и измеряются в микронах. Но на самом деле встречаются и гиганты. Таковым, например, является клетка льняного волокна. В длину она может достигать четырёх сантиметров, когда её ширина ничтожно мала. Практически между всеми клетками существует межклеточное пространство, заполненное специальной жидкостью.

После долгих лет исследований с помощью всё того же электронного микроскопа строение клетки животного считается практически полностью изученным.

Итак, строение животной клетки, как и растительной, включает в себя клеточную оболочку (по-другому цитоплазматическую мембрану), ядро и ядерную оболочку (а также несколько маленьких ядрышек), цитоплазму. Но кроме стандартных структур, животная клетка включает в себя множество мелких органоидов (лизосом, митохондрий, рибосом, клеточный центр, хромосомы, разнообразные канальца и многие другие). Строение животной клетки также будет зависеть от того, какому организму она принадлежит, какой системе в этом организме, и какие функции должна выполнять.

Вместо заключения

Благодаря клеточному строению орагнизма возможен его рост, развитие, размножение, регенерация и многие другие процессы жизнедеятельности. Главным строительным материалом любой клетки является белок, но помимо него клетка состоит из воды и менеральных солей, органических веществ (углеводы, нуклеиновые кислоты, жиры и т.п.).

www.syl.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта