Выберите признаки растений семейства лилейных. Открытый урок по биологии "Характерные признаки семейства лилейных"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения семейства лилейных можно узнать по. Выберите признаки растений семейства лилейных


Растения семейства лилейных можно узнать по

Растения часть В

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫА) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные

В) некоторые растения содержат водоносные клет­ки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограни­чен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом3. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) изменение окраски листьев

Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) в большинстве – травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли

Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е) тело состоит из одной или множества сходных клеток

Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1) образуют плод с семенами

2) размножаются семенами

3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5) цветут хотя бы раз в течение жизни

6) опыляются с помощью насекомых

10. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырёхчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб

Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

12. Бактерии, в отличие от растений, –

1) доядерные организмы

2) содержат рибосомы

3) только одноклеточные организмы

4) размножаются митозом

5) хемосинтетики и гетеротрофы

6) имеют клеточное строение

Какие признаки присущи растениям?

1) ограниченный рост

2) рост в течение всей жизни

3) автотрофный способ питания

4) гетеротрофный способ питания

5) наличие клетчатки в оболочках клеток

6) наличие хитина в оболочках клеток

14. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6) мышами15. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку16. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) имеют клеточное строение

3) растут в течение всей жизни

4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела

6) имеют ограниченный рост17. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка

Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.

А) луб

Б) камбий

В) сердцевина

Г) древесина

Д) пробка

Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные23. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО

А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые

В) плоды – ягода или коробочка

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) плоды – стручки или стручочки

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные

Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)26. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А) сочный околоплодник 1) животными

Б) наличие крючочков 2) ветром

В) наличие парашютиков

Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

В) Двудольные

Г) Паслён чёрный

Д) Паслён

Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2) ветром

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножение не связано с водой 1) Моховидные

Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Растения часть В

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок



infopedia.su

Растения семейства лилейных можно узнать по

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТДЕЛЫА) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные

Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные

В) некоторые растения содержат водоносные клет­ки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограни­чен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

Е) спорофит преобладает над гаметофит

Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) изменение окраски листьев

Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) в большинстве – травянистые растения 1) Папоротниковидные

Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

В) размножаются спорами

Г) размножаются семенами

Д) оплодотворение не связано с водной средой

Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения

Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли

Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Е) тело состоит из одной или множества сходных клеток

Папоротники относят к царству растений, так как

А в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В) их клетки содержат хлоропласты

Г) их клетки содержат цитоплазму

Д) выполняют роль консументов в экосистеме

Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

1 образуют плод с семенами

2 размножаются семенами

3 в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4 в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5 цветут хотя бы раз в течение жизни

6 опыляются с помощью насекомых

168 Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1 цветок четырёхчленного типа

2 соцветие кисть

3 цветок пятичленного типа

4 соцветие корзинка

5 плод стручок или стручочек

6 плод боб

Особенности, характерные для лишайников,

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

162. Бактерии, в отличие от растений, –

1) доядерные организмы

2) содержат рибосомы

3) только одноклеточные организмы

4) размножаются митозом

5) хемосинтетики и гетеротрофы

6) имеют клеточное строение

Какие признаки присущи растениям?

1) ограниченный рост

2) рост в течение всей жизни

3) автотрофный способ питания

4) гетеротрофный способ питания

5) наличие клетчатки в оболочках клеток

6) наличие хитина в оболочках клеток

164. 174В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6) мышами175. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием

1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником

2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником

3) плода – яблока, ягоды, костянки

4) плода – стручка или стручочка

5) разнообразных листьев: сложных, простых

6)нижних листьев, образующих прикорневую розетку176. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) имеют клеточное строение

3) растут в течение всей жизни

4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела

6)имеют ограниченный рост177. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.

А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет

Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами

В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение

Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка

Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника

Растения, как и грибы,

7) растут в течение всей жизни

8) имеют ограниченный рост

9) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

10) питаются готовыми органическими веществами

11) содержат хитин в оболочках клеток

12) имеют клеточное строение

Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.

А) луб

Б) камбий

В) сердцевина

Г) древесина

Д) пробка

Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные168. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО

А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные

Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые

В) плоды – ягода или коробочка

Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно

Д) плоды – стручки или стручочки

Б 184 Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.

А) Белена

Б) Белена чёрная

В) Двудольные

Г) Паслёновые

Д) Покрытосеменные

Б Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Мятлик

Б) Мятлик луговой

В) Однодольные

Г) Покрытосеменные

Д) Злаки (Мятликовые)168 В Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

А) сочный околоплодник 1) животными

Б) наличие крючочков 2) ветром

В) наличие парашютиков

Г) наличие крылаток

Д) кожура яркой окраски

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Покрытосеменные

Б) Паслёновые

В) Двудольные

Г) Паслён чёрный

Д) Паслён

Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми

Б) заметная окраска венчика 2) ветром

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) размножение не связано с водой 1) Моховидные

Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные

В) наличие ризоидов

Г) гаметофит доминирует над спорофитом

Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум

Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

lektsia.info

Класс Однодольные. Семейство Лилейные - Биология

Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Ответы:

Вопрос 1. Какие растения семейства лилейных вы знаете?

Многие лилейные введены в культуру как овощные (спаржа, репчатый лук, чеснок) и как декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты) растения. Среди лилейных есть ядовитые растения (вороний глаз, ландыш майский), которые используются как лекарственные.

Вопрос 2. На основании каких признаков лилейные растения отнесены к классу однодольных?

Лилейные растения отнесены к классу однодольных по следующим признакам: их зародыш имеет одну семядолю; корневая система растений мочковатая; жилкование листьев дуговое или линейное; цветки с простым околоцветником.

Вопрос 3. Какое строение имеют цветок тюльпана и цветок ландыша?

Цветок тюльпана одиночный с простым раздельнолистным околоцветником. Ярко окрашенные листочки околоцветника расположены двумя кругами — 3 в наружном и 3 во внутреннем круге. Шесть тычинок также расположены по 3 в двух кругах. Центр цветка занимает пестик с трехлопастным рыльцем. У ландыша майского, в отличие от тюльпана, цветки имеют околоцветник со сросшимися листочками, а цветки собраны в соцветие кисть.

Вопрос 4. Какие плоды имеют лилейные растения?

Плод у лилейных растений либо коробочка (лук), либо ягода (ландыш).

Вопрос 5. Какой околоцветник называют простым, а какой — двойным? Опишите два растения семейства лилейных.

Двойной околоцветник состоит из чашечки и венчика. У некоторых растений все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым.

Лук — ценное овощное растение. Подземная часть растения — видоизмененный побег — луковица, от стеблевой части которого вниз отходят многочисленные придаточные корни, а вверх поднимаются трубчатые, внутри полые листья и цветоносный стебель. Цветки лука имеют типичное для лилейных строение и собраны в шаровидный зонтик, плод — коробочка с черными семенами.

Ландыш — многолетнее растение. Подземная часть растения представлена корневищем с придаточными корнями. Листьев обычно два, расположенных поочередно, с дуговым жилкованием. Цветок с простым венчиковидным околоцветником образован из шести листочков по три в два круга. Листочки околоцветника срастаются. В конце лета созревают красные сочные плоды — ягоды. Ягоды ландыша ядовиты, из них изготавливают лекарственные препараты, применяемые при лечении болезней сердца.

vopvet.ru

Открытый урок по биологии "Характерные признаки семейства лилейных"

Открытый урок в 6 класс «Г»

3.03.2015 г.

Учитель биологии ОШ № 142

Большакова Наталья Анатольевна

Тема: Характерные признаки семейства лилейные

Цель: сформировать представление о растениях семейства лилейные, признаках их внешнего строения, отличительных признаках от растений других семейств, основных представителях семейства

Ожидаемый результат: учащиеся должны уметь распознавать растения лилейных в природе и на гербариях, отличать их от растений других семейств, классифицировать растения.

Ключевые слова: систематика, семейства, лилейные, коробочка, ягода, однодольные, дугообразное жилкование, простой околоцветник, мочковатая корневая система, ландыш, лилия, тюльпан

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся представления об общих признаках семейства лилейных. Организовать деятельность обучающихся по восприятию понятий, признаков семейства лилейных, факторов, присущих многообразию семейства лилейных. Организовать деятельность обучающихся по соответствию практического материала новым понятиям и фактам; закрепить умения составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растений.

Развивающие: содействовать формированию обще учебных умений и навыков: работа с учебником, опорными карточками, классификацией и систематизацией нового изученного материала.

Воспитывающие: обеспечивать экологическое воспитание, бережное отношение к окружающему миру.

Дидактическое оснащение урока: цветущие комнатные растения; модели цветков вишни, картофеля, гороха; тюльпана, презентация «строение лилейных»

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и схема «Характерные признаки по семействам» На уроке также используются приемы: ключевые слова, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Ход урока:

  1. Орг. момент, цель: Добрый день, друзья, гости. Поприветствует друг друга – улыбнемся сидящим рядом, пожмем руки сидящим перед вами и начнем наш урок.

Девиз урока:«Мало знать, надо и применять.Мало хотеть, надо и делать».

В. Гете.

Девизом нашего урока будут слова Гете, прочитайте их про себя, … теперь вслух, … встаньте …, найдите себе пару и объясните собеседнику, как вы понимаете эти слова, …. перемешиваемся и вновь выслушиваем собеседника.

Как понял эти слова ваш оппонент, вы с ним согласны? (ОПРОС учащихся)

  1. Вывоз (актуализация)

Итак, ребята, прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, повторим пройденный. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.

О чем мы сейчас вспомнили? Что это за группы? Какая наука занимаетсяраспределением растений по этим группам? Для чего их распределяют по группам? Изучениемкаких групп мы сейчас занимаемся? Какие семейства нами были изучены?

А) (фронтальный опрос с применением сигнальных карточек) Ребята зачитывают свои рассказы и сказки, в которых присутствуют растения из семейств: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. Ребята, используя сигнальные карточки, определяют к какому из перечисленных семейств относятся растения и поднимают карточку с названием семейства данного растения. Консультанты фиксируют правильность ответов учащихся.

Б) (ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ)

На столе лежат карточки цветковых растений. Сейчас наша задача распределить их по семействам (работаем методом КЛАСТЕРА - ГРОЗДЬ), каждая группа выбирает растения определенного семейства. Представители от каждой группы заполняют кластер по своему семейству.Защищают.

  1. Стадия осмысления

Сегодня на уроке мы поговорим о растениях одного из семейств, которое получило название по одному из представителей. ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ и, я думаю, вы сами догадаетесь о каких растениях сегодня мы будем говорить. 

Белые цветы этих растений вызывают целый ряд образов. Они получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город этих цветов. Особое место занимали они в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли эти красивейшие цветы. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три …. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные ….». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий.

С древних времён на Руси, в странах Востока, в Европе лилия - символ чистоты, непорочности, надежды. Поэты во все времена славили её в своих стихах. А. Н. Бунин о лилии писал так:

«Тёмной ночью белых лилий

Сон неясный стих. Ветерок ночной прохладой

Обвивает их. Ночь их чашечки закрыла,

Ночь хранит цветы

В одеянии невинном

Чистой красоты»

Название семейства – лилейные. И так тема нашего урока «Семейство Лилейные».

Работа в парах (самостоятельная работа с текстом учебника)

Выписывают характерные признаки лилейных по схеме:

Тип

Покрытосеменные

Класс

однодольные

Семейство

лилейные

Род

Лилия

Вид

кудреватая

Жизненные формы

Многолетние травы

Кол-во семядолей

одна

Стебель

травянистый

Корень

Мочковатая

Лист

Цельно-крайние

жилкование

Дуговое или параллельное

Цветок

*О3+3Т3+3П1 (тюльпан)

*О(6)Т6П1 (ландыш)

плод

Сухой - коробочка (тюльпан),

сочный – ягода (ландыш)

многообразие

Лилия, тюльпан. ландыш

Хоз.значение

Декоративные, медицина, пищевые

Просматриваем презентацию по семейству лилейных и проверяем схемы в тетрадях

Закрепление новой темы: выполняют лабораторную работу в специальных тетрадях. Используя заполненные схемы и гербарии растений.

  1. Закрепление Хорошо. А теперь проверим ваши знания. На столах лежат тесты.

  2. Выполняем их с проверкой.

Тест №1 Выберите из списка растения относящиеся к семейству (крестоцветные, пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные) семействам:

I - крестоцветные

II - розоцветные

III – бобовые

IV- пасленовые

V- сложноцветные

1. вишня

2. горох

3. перец

4.подсолнечник

5. горчица

6. груша

7. одуванчик

8. фасоль

9. земляника

10. капуста

11. дурман

12. астра

13. баклажан

14. клевер

15. редис

16. томат

17.мать и мачеха

Тест№2. Соотнесите признаки с соответствующими семействами.

I- крестоцветные

II - розоцветные

III – бобовые

IV- пасленовые

V. - сложноцветные

1. Плод боб

2. Лепестка четыре, расположены крестиком

3. Тычинок множество

4. Плод ягода или коробочка

5. Плод яблоко, костянка, ягода.

6. Лепестки образуют парус, весла и лодочку.

7. Чашелистики не доразвиты

8. 5 лепестков сросшихся, 5 чашелистиков сросшихся

9. Тычинок обычно десять

10. Соцветие корзинка

11. Лепестков пять свободных

12. Плод стручок или стручочек

13. Плод семянка

14. Тычинок обычно 6

Задание 3. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.

Пищевые.

Лекарственные.

Декоративные.

1. Салат 6. Подсолнечник

2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская

3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная

4. Хризантема 9. Цинния изящная

5. Мать - и - мачеха

Задание 4. Логические цепочки.

А) Найдите растение семейства сложноцветные  

Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.

Б) Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным

Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.

Взаимопроверка с использованием ключа

семейство

Номера растений

Тест 1

Номера признаков

Тест 2

I - крестоцветные

5, 10, 15

2, 12, 14

II - розоцветные

1, 6 ,9

3 ,5, 11

III – бобовые

2, 8, 14

1, 6, 9

IV- пасленовые

3, 11, 13, 16

4, 8

V- сложноцветные

4, 7, 12, 17

7, 10, 13

итого

Задание 3

Пищевые – 1,3,6

Лекарственные – 2, 5, 8

Декоративные – 4,7,9

Задание 4

Логическая цепочка

А) – ромашка

Б) – горох

  1. Итог урока

Учитель: А напоследок я вам приготовила ещё одно, интеллектуальное задание – составить синквейн. Напомню вам, что синквейн – это творческая работа, имеющая форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Давайте вспомним  правила его составления.Ответы детей:1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка -  три глагола, описывающих действия в рамках темы.4 строка - фраза, несущая определённый смысл.5 строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.Учитель: Умницы, тогда первая команда составляет синквейн по теме «Растение класса Двудольные», а вторая – по теме «Растение класса Однодольные».

Примерные ответы детей:ЛандышМайский тенелюбивый.Цветёт, плодоносит, лечит.семейство лилейныхЦветок.

Капуста.Культурная краснокочанная.Растёт, пьёт, кормит.семейство крестоцветныхОвощ.

Учитель: У вас очень хорошо получилось составить синквейн. Вы сегодня очень старались на уроке, выполнили все задания, которые я приготовила для вас. 

  1. Дом.задание: составить кроссворд по любому пройденному семейству или подготовить сообщения о значении и многообразии растений любого изученного семейства

  2. Рефлексия. Скажите, пожалуйста,Интересно ли было вам на уроке?Что вам больше всего запомнилось на уроке?Хотелось ли бы вам работать так же на следующих наших с вами уроках? У вас на столах лежат смайлики, покажите своё отношение к нашему сегодняшнему уроку.Ответы детей. Учащиеся демонстрируют своё настроение с помощью смайликов 

www.metod-kopilka.ru

Тест на тему "Класс Однодольные растения"

КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – 6 (1)

Часть 1. Выберите правильный ответ.

1. Признак, которым НЕ обладают представители семейства Злаковые:

1) листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем

2) плод – ягода

3) плод – зерновка

4) цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки и 1 пестик

2. К растениям семейства Злаковые относятся:

1) тимофеевка, ромашка, мятлик 3) сахарный тростник, кукуруза, подсолнечник

2) мятлик, рис, тимофеевка 4) мята, сахарный тростник, сахарная свекла

3. В цветке растений семейства Лилейные:

1) простой околоцветник 2) двойной околоцветник 3) цветковые чешуи

4) цветковые пленочки

4. Луковица у Лилейных – это:

1) клубень 2) зачаточный побег 3) подземный побег 4) генеративный орган

5. Смертельно ядовитым растением в семействе Лилейные является:

1) тюльпан 2) лилия 3) вороний глаз 4) аспарагус

Часть 2.

1. Выберите из приведенного ниже списка три названия растений, которые относятся к

семейству Лилейные.

1) кукуруза 2) нарцисс 3) тюльпан 4) ландыш 5) осот 6) камыш

Ответ: ___

2. Установите соответствие между представителем отдела Цветковые растения и классом,

к которому он относится.

ЦВЕТКОВЫЕ КЛАСС

А) ромашка 1) Двудольные

Б) акация 2) Однодольные

В) ландыш

Г) мятлик

Д) лилия

Е) василек

3. Установите правильную последовательность систематических категорий у растений,

начиная с НАИМЕНЬШЕЙ категории.

А) род Белокрыльник Б) класс Однодольные В) отдел Покрытосеменные Г) семейство Ароидные Д) вид Белокрыльник (калла) болотный Е) царство Растения

Часть 3. Дайте краткий ответ на вопрос. К какому классу отдела Покрытосеменные относятся изображенные на рисунке растения? Назовите признаки, по которым вы это определили.

hello_html_m696c4aeb.png

КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – 6 (2)

Часть 1. Выберите правильный ответ.

1. Признак, которым обладают представители семейства Злаковые:

1) мелкие цветки собраны в соцветие корзинка

2) мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь, соединяются в

более сложные соцветия

3) плод – семянка 4) околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков

2. К растениям семейства Злаковые относятся:

1) тимофеевка, ромашка, мятлик 3) сахарный тростник, кукуруза, рис

2) мятлик, рис, подсолнечник 4) мята, сахарный тростник, сахарная свекла

3. В цветке растений семейства Лилейные отсутствуют:

1) тычинки 2) лепестки 3) пестики 4) чашелистики

4. Плод у Лилейных:

1) семянка 2) зерновка 3) боб или стручок 4) ягода или коробочка

5. Культурное пищевое растений семейства Лилейные:

1) лук 2) горох 3) подсолнечник 4) картофель

Часть 2.

1. Выберите из приведенного ниже списка три названия растений, которые относятся к

семейству Злаки.

1) кукуруза 2) нарцисс 3) пион 4) ландыш 5) тимофеевка 6) овес

Ответ: ___

2. Установите соответствие между представителем отдела Цветковые и классом, к

которому он относится.

ЦВЕТКОВЫЕ КЛАСС

А) подорожник 1) Двудольные

Б) рожь 2) Однодольные

В) дуб

Г) редис

Д) лилия

Е) ландыш

3. Установите правильную последовательность систематических категорий у растений,

начиная с НАИБОЛЬШЕЙ категории.

А) царство растения Б) род Ландыш В) семейство Лилейные Г) отдел Покрытосеменные Д) класс Однодольные Е) вид Ландыш майский

Часть 3. Дайте краткий ответ на вопрос. К какому классу отдела Покрытосеменные относятся изображенные на рисунке растения? Назовите признаки, по которым вы это определили.

hello_html_m696c4aeb.png

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта