Изменения в жизни растений. Вопрос: Какие изменения происходят в жизни растений летом?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Проект«Сезонные изменения в жизни растений». Изменения в жизни растений


Проект«Сезонные изменения в жизни растений»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №104»

города Магнитогорска

Проект

«Сезонные изменения в жизни растений»

Разработала педагог

I квалификационной категории

Кубасова Светлана Алексеевна

Магнитогорск 2012

Этапы проекта

Содержание, формы, методы работы.

Начальный этап:

1. Название проекта

«Сезонные изменения в жизни растений»

2. Возраст детей:

4- 5 лет.

3. Вид (тип) проекта

долгосрочный

коллективный.

4. Проблема:

Проследить с детьми ,какие сезонные изменения происходят в жизни растений.

5. Участники:

Дети, педагог, родители, руководитель ИЗО, музыкальный руководитель

Разработка проекта (планирование)

Анализ проблемы:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Мы знаем:

У берёзы белый ствол, на ветках есть серёжки. ( Настя) (1)

Рябину можно узнать по оставшимся на ветках ягодам. ( Маша) (2)

Деревья на зиму погружаются в сон: не питаются, не растут. Зимой мало влаги и света. ( Снежана). (3)

Осенью деревья теряют свой пышный наряд, их ветки обнажаются (Вадим) (4)

Деревья растут на газонах. ( Ариша).(5)

Условные обозначения изменений в жизни растений: листопад, созревание семян, грибы, фрукты, овощи, пожелтение травы. ( Надя).(6)

Чем отличаются хвойные деревья от лиственных (у хвойных листья иголки, а у лиственных листья разной формы. (Вадим).(7)

Цветы растут на клумбе. ( Маша).(8)

Что хотим узнать:

У растений есть корень, стебель (ствол у дерева), листья, ветки, цветок).(9)

У одних растений корни уходят глубоко в землю (у деревьев), у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны (кусты).(10)

Корни дерева удерживают и питают его.

Ствол дерева покрыт корой, которая защищает его от морозов и жарких солнечных лучей.(11)

Ветви и листья дерева образуют его крону.(12)

Зимой почки у деревьев твёрдые, жёсткие, плотно закрыты.(13)

Весной, когда земля оттаивает, почки набухают, а затем появляются первые маленькие нежно- зелёные листочки.(14) Нижняя часть листа покрыта кожицей, усеянной отверстиями - устьицами.(15) Устьица то закрываются, вбирая в себя углекислый газ, то открываются, выделяя кислород, чтобы было легче дышать.( 16)

Весной цветы распускаются, а летом цветут.(17)

Летом, когда солнце светит ярко и много, все растения тянутся к нему.(18)

Осенью листья на деревьях и кустарниках желтеют, опадают, высыхают, устилая землю под ними. Опавшая листва согревает корни растений, а когда листья сгниют - это будет удобрение для почвы.

Осенью трава, цветы увядают, желтеют, а зимой они находятся под снегом.(19)

В лиственном лесу несколько этажей:

Первый - самый высокий этаж ( дубы, ясени).

Второй этаж пониже (рябина, клён, яблоня, берёза, ель).

Третий этаж – кустарники: орешник, боярышник – эти растения называют подлеском.

Четвёртый этаж: под кустами растут высокие травы и цветы: ромашка, колокольчик, подснежник. Ещё ниже растут: ландыш, папоротник и одуванчик – это пятый этаж.

Шестой этаж это ягоды: земляника, голубика, а землю укрывают мягкие зелёные мхи.(20)

У кустарников: листья, стволики (множество веток), корни. (21)

Задачи:

1.Учить детей самостоятельно выделять и называть сезонные изменения,

происходящие с растениями.

Учить детей проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев, кустов, цветов, трав, отмечать их характерные особенности.

2. Закреплять представления о характерных особенностях деревьев, условиях необходимых для их роста.

Закреплять навыки детей различать деревья и кустарники по веткам ( цвет и величина).

3. Формировать представления о том, что растения живые – они растут и изменяются, для их роста необходимы земля, вода, тепло, свет.

Формировать знания детей об основных частях дерева: корень, ствол, ветки, листья. Кустарник: корень, стволики (множество веток), листья. Цветы: корень, стебель, листья, цветок.

Формировать представления об изменениях внешнего вида одуванчика.

4. Уточнить и систематизировать представления детей о состоянии растений осенью (готовятся к зиме, сбрасывают листья), зимой ( спят), весной ( набухают почки – домики листьев, проклёвываются листья, пробуждаются от тепла).

Уточнять представления детей о том, что растения растут, цветут, пока много света и тепла, а увядают когда света и тепла становится меньше.

5. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

6. Расширять зн ния детей о приспособленности растений к изменениям окружающей среды.

Расширить представления о проталинах там уже появилась травка, она мягкая.

7.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растительному миру.

Обсуждение альтернатив

Что нам поможет узнать?

Наблюдения на прогулке (22)

Драматизация сказки «Репка» (23)

Целевая прогулка « Деревья нашего участка» (24)

Чтение художественной литературы (25)

Рассматривание первоцветов, травы (26)

Рассматривание картин: (27)

И. Шишкин «Парк в Павловском. Осень»

«Зима»

«Поляна в лесу»

И. Остроухов «Первая зелень»

А. Грицай « Молодая зелень»

А. Куинджи « Берёзовая роща»

Д. Наябалдян « Цветы»

Трудовая деятельность на участке (28)

Рассматривание и сравнение веток деревьев (29)

Беседы (30)

Игры (31)

-Стихи, загадки о растениях (32)

Экскурсия по экологической тропинке (33)

Перспективный план мероприятий

Физическое воспитание Подвижные игры: с мячом «Я знаю», « Что растёт в краю родном», «1,2,3 к названному дереву беги?», «Что растёт в разных краях» (34)

Здоровье Беседа о пользе чистых овощей и фруктов (35)

Рассказ о пользе лука и чеснока, использование его в пищу (36)

Сюжетно- ролевые игры «Больница», «Поликлинника» (37)

Экскурсия в медицинский кабинет « В гости к Айболиту»(38)

Безопасность Беседы: (39)

«Ядовитые и лекарственные ягоды и растения» (40)

«Опасные ситуации в лесу»(41)

«Если ты в лесу» (42)

«Как вести себя в лесу» (43)

«Чего не следует делать в лесу» (44)

*Рассказ о том, какие опасные растения можно встретить на прогулке (45)

*Рассмотреть травы и показать детям, какие травы полезные и, какую пользу приносят людям (46)

Трудовая деятельность Сбор разноцветных листьев для гербария(47)

Сбор семян цветов (48)

Утеплить корни деревьев опавшими листьями (49)

Сооружение снежной клумбы (50)

Сгрести снег к стволам деревьев, кустов (51)

Сбор поломанных веток деревьев, кустов (52)

Привести в порядок цветник ( вскопать землю) (53)

Чтение художественной литературы

*М. Пришвин «Разговор деревьев» (54)

*Чтение и обыгрывание сказки «Репка»(55)

*Ознакомление и заучивание стихов о растениях (56)

*А. Гостомыслов «Берестяной туесок» (57)

*Заучивание загадок о растениях, овощах, фруктах (58)

*Л. Толстой «Дуб и орешек» (59)

*Э. Блайтон «Что такое лес» (60)

*Н. М. Павлова «Зимняя пирушка»(61)

Художественно – эстетическое воспитание (изодеятельность)

Лепка: Яблоки и груши (62)

Овощи в корзине (63)

Грибы в лесу (64)

Аппликация: Фрукты на тарелке (65)

Красивый цветок(66)

Падают, падают листья (67)

Рисование: Ромашки в траве (68)

Одуванчики - цветы словно солнышки желты (69)

Разноцветные листочки (70)

Дерево зимой (71)

Осенняя фантазия (72)

Волшебница Весна (73)

Выросло дерево (74)

Ёлочка пушистая (75)

Музыкальное воспитание,

культурно – досуговая деятельность

*Развлечение «Праздник цветов» (76)

*Праздник « Осенний урожай» (77)

*Хоровод «Урожайная»( 78)

*Развлечение «Путешествие в осенний лес»(79)

*Досуг « На лесной поляне» (80)

*Экскурсия по экологической тропе: (81)

«Красивые цветы»

«Ель – красавица»

*Праздник « Наша белоствольная красавица» (82)

*Досуг «Посади свой цветок» (83)

«Не топчи травку»

Дидактическая игра

«Что растёт в земле, а что на дереве»

*лото «Угадай по запаху» (84)

«Узнай по вкусу» (85)

* «Сбор урожая» (86)

* «Найди дерево по листу» (87)

* «Хорошо – плохо» (88)

* «Запахи»(89)

* «Найди и покажи»(90)

* «Береги природу»(91)

Работа с родителями

*Анкетирование родителей (92)

*Ежемесячно помещать материал в уголок для родителей (93)

*Выполнение родителями заданий совместно детьми (94)

*Презентация занятий на родительских собраниях (95)

*Оформить ширмы для родителей на темы:

«Зелёная аптека»

«Цветы – земной красы начало»

«Первоцветы – вестники Весны» (96)

Выполнение проекта

Воспитатель и дети: с 1 по 21 и с22 по 61 и с84 по 91

Специалисты: с 62 по 84

Родители: с 92 по 96

Презентация проекта:

Наличие продукта проектной деятельности:

- Оформить альбом на тему «Растения нашего края»

- Выставка рисунков, фотографий, поделок детей совместно с родителями.

- Акция с привлечением родителей «Высади свой цветок на клумбе»

Мероприятия, на котором будет презентоваться проект

Праздник «День рождения Земли»

Литература

1. С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет.- М.: Мозаика – Синтез. 2010.-144с.: цв. вкл.

2. Т. А. Шорыгина ,Какие деревья. Путешествие в мир растений. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернёров, родителей.- М.:Издательство ГНОМ и Д, 2002.- 64с.

3. Т. А. Шорыгина Цветы , какие они? Книга для воспитателей, гувернёров, родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.- 64с.

4. Экология. Занимательные материалы, средняя группа / Автор – сост. М. В. Емельянова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2009. – 96с.

5. О. А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.- 104с.

6. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.

7. Н. Ф. Виноградова. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей дет. сада.- 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1982.-112с, ил.

8. Как знакомить детей с природой: Пособие для воспитателей дет.сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой.- 2 изд., дораб.- М.: Просвещение, 1983.-207с., ил.

9. Журнал Дошкольное образование № 5, 7, 9., 2009.

10. Журнал Дошкольная педагогика № 4, 6, 8., 2010.

multiurok.ru

какие изменения произошли в жизни растений зимой / Поиск по тегам / paviva

Как защитить растения в зимний период
Виды, связанные диких пасленовых в нашем климате будет пережить зиму без нашей помощи, но и в садах все чаще хозяйничать декоративные растения не полностью устойчивы к низким температурам. Самые живучие растения, ЖИВЫЕ КОНСТРУКЦИИ из ИВЫЖивая изгородь в апреле
Для того, чтобы наслаждаться их красотой в последующие сезоны, изменения в жизни растений зимой, мы должны предоставить им адекватную защиту от низких температур, а также — особенно в случае вечнозеленых растений — перед зимними ветрами.Некоторые виды (например. Каштаны, магнолии), покрывающих зиму будут необходимы только в первые несколько лет после посадки, как и взрослые, получить полную морозостойкость. Тем не менее, другие виды, такие как распространены в наших садах рододендроны, гортензии, сад, БЮДЖЕТ Давид, требуют безопасности на зиму каждый год, независимо от возраста.
Изменения в жизни растений зимой.
Живая изгородь май Давайте вспомним, что наши растения хорошо только если это обеспечит им правильный путь — в соответствующее время и с использованием соответствующих материалов, в противном случае мы можем причинить им вред. жизнь растений и животных зимой, как защитить ЖИВОЙ ИЗГОРОДЬЮ Когда время, чтобы покрыть растения в зимний период? С закрепления растений на зиму мы не должны спешить. Слишком рано растения будет означать, что заводы не успевают войти в состояние покоя до предстоящих зимних морозов. Не бойтесь ночные заморозки — пока температура в течение дня не положительна ночью температура падает только растения, не повреждая их. Покрытие только предполагать, жизнь растений и животных зимой, когда приходят первые заморозки света (около -5 с C) — когда верхний слой почвы замерзает. В основном такая необходимость в начале декабря, но иногда, когда зимние морозы приходят только после нового года, так что мы просто должны следить за прогнозом погоды. Бдительность следует также держать потепление растений — если объявлено чрезвычайно сильные морозы, их время должны охватывать растения, особенно те, более чувствительный, дополнительный слой изоляции. какие изменения произошли в жизни растений зимой
Как упаковывать растения на зиму?
Живая изгородь в июле Материалы, обеспеченные растение на зиму должна быть в первую очередь воздушные, дышащий, чтобы покрыть растения не гниют. Они не должны поглощать много воды, и не быть слишком тяжелым. Чаще всего для защиты корней растений, используемых: коры, зелени (или ветви хвойных деревьев — предпочтительно дуглазии или пихты, потому что их иглы долго сохраняются), какие изменения произошли в жизни растений зимой, листья деревьев (старайтесь избегать использования листьев зараженных заболеваний, а также листья с высоким содержанием танина — как. грецкий орех или дуб), древесные опилки, а также обычный садовый грунт и торф. Если вы используете легкий материал, такой как кора, торф или листьев, она должна также охватывать ветви хвойных деревьев к бесснежные зимы не рассеиваются ветром. Для покрытия надземные части растения обычно используются соломенные маты, джут, белый Agrowłóknina или гофрированную бумагу. Для того, чтобы оградить кусты, мы могли бы также использовать обычную картонную бумагу — мы помещаем его на заводе, и заполняют пространство вокруг изоляционного материала, даже листья. Выделение растений зимой следует следить за фильм, так как он не пропускает воздух, и нагревается на солнце — для такого скрининга вещества, наполнит. жизнь растений зимой презентация
Как защитить растения в зимний период?
Это как покровной культуры на зиму зависит от нескольких факторов — в первую очередь от его жанра, такими, степень морозостойкости, жизнь растений зимой презентация, а также является ли это одним из видов вечнозеленых для зимних листьев. В противном случае мы обеспечили мороз многолетних растений и кустарников различной столбчатых привычки. Также очевидно, что виды более чувствительны к морозу потребует более тщательной крышки.жизнь растений зимой на дачеНаиболее широко используемый метод защиты растений от заморозков является Нагромождение, с участием usypaniu вокруг основания растения около 30-40 дюймов насыпь из изоляционного материала. Такой слой защитит корни от мороза — даже если некоторые надземную замораживания, завод будет влиять на корни или почки внедренные низко к земле. Это достаточная защита для видов кустарников, где надземная и так сильно ограничат ранней весной, уход за растениями зимой, к примеру. Розы и крупные скидки, Буддлея Давида, жизнь растений зимой на даче, гортензия древовидная или букеты. Таким же образом, мы можем защитить большинство виноградников и более чувствительных деревьев и многолетних растений. В случае скидка многолетник просто положить на их поверхности несколько сантиметров толстый слой изоляционного материала, например. уход за растениями зимой, Зимняя защита вечнозеленых растений не только для их защиты от низких температур, но и от осушителя действием солнца и ветра (под их воздействием листья теряют воду, растения зимой под снегом, но растение не может быть получен из мерзлого грунта для пополнения запасов). Для вечнозеленых видов вполне достаточно отмены защиты от замерзания будет экран, защита растений от ветра и солнца. — Мы можем это сделать, например, с циновок,, растения зимой под снегом, или использовать специальные ткани шейдер (на рынке доступны в белый и зеленый). Виды более чувствительные (рододендроны,, падуб, вишня лавра) должны покрыть надземную часть. Это покрытие не может быть слишком жесткой, так как недостаточная вентиляция растений под прикрытием часто приводит к развитию серой плесени на игл или листьев. Теплоизоляционный материал не должен касаться растений, так что лучше расстегивать его на опорах (обычно — кольям, как зимуют растения зимой, вбитым в землю вокруг растений), создавая своего рода палатки вокруг завода. Такой щит стоит давка на землю, например. Камни на дне не нет ветра внутри палатки. Для вечнозеленых растений накоплен достаточный запас воды в тканях, важно обильно поливать, как зимуют растения зимой, прежде чем они будут покрывать их на зиму, помните также о поливе их во время зимнего оттепели. как зимуют растения зимой Многие сорта столбчатых привычки требует защиты от подобных деформации вследствие осаждения снега, или действие сильных зимних ветров. Чтобы сделать это, просто привязать веревку завод по всей его длине. Связывание вы не слишком сильны, чтобы веревки не повредить или деформировать ветви, но достаточно прочными, чтобы выдерживать давление ветра и снега. Для этой цели мы можем также использовать оттенок рабица или белый a.
укрывной материал для растений на зиму.
До появления холодов должны быть защищены в качестве декоративных трав, чувствительных к морозу, например. Пампасах травы,, некоторые виды осоки. Листья травы просто связать узелок, укрывной материал для растений на зиму, и землю вокруг растительного покрова со слоем коры или веточки хвойных деревьев — для защиты внутренних обоих растений от мороза, и как влаги, избыток многих видов трав не переносят. В случае видов более чувствительны к морозу далее вокруг завода мы торчат колышки, на которых кардиганы изоляционный материал, например.Укрывной материал для растений на зиму.

paviva.ru

Какие изменения происходят в жизни растений летом?

Какие изменения происходят в жизни растений летом?

Ответы:

Лето - самый благоприятный период для жизни растений. Длинные светлые дни и короткие теплые ночи, обилие солнечного света и тепла обеспечивают растениям хороший рост и цветение, благодаря чему растения откладывают в корнях, стеблях и листьях запасы питательных веществ на зиму. Летом формируются цветочные почки цветущих зимой и ранней весной культур: камелий, цикламенов, гиппеаструмов, гиацинтов, нарциссов, тюльпанов. Почти все красивоцветущие растения лучше держать летом на открытом воздухе, потому что сквозь оконные стекла проникает в комнаты не больше половины солнечного света, который крайне необходим для формирования цветочных почек. Летом растения потребляют очень много воды и минеральных солей и поэтому нуждаются в обильной поливке и подкормках. В холодную дождливую погоду рост и цветение растений приостанавливается; соответственно с этим прекращают подкормку и уменьшают поливку вплоть до наступления ясных дней. В начале лета дни становятся длиннее, т.е. условия жизни растений непрерывно улучшаются. Затем наступает летнее солнцестояние, и после этого дни начинают очень медленно убывать. Все же в июле жарких дней обычно бывает даже больше, чем в июне, и растения продолжают пользоваться благотворным избытком света и тепла. Август - последний месяц лета. Дни становятся все короче, ночи длиннее и холоднее. И хотя растения еще не испытывают недостатка в свете и тепле, их жизнедеятельность уже направлена от интенсивного роста к вызреванию наросшей за лето древесины, луковиц и клубней, т.е. к накоплению запасов питательных веществ на зиму. Вместе с тем на август приходится время массового цветения комнатных и балконных растений. И для цветения и для вызревания побегов растению нужны в большом количестве минеральные соли, поэтому подкормки продолжаются до конца августа. Но потребность в воде постепенно уменьшается, поэтому так же постепенно надо уменьшать поливки.

cwetochki.ru

Сезонные явления в жизни растений

Урок биологии в 7-А классе Пономаренко А.С. «Сезонные явления в жизни растений»

Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ.

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. объяснять причины этих изменений

3.закрепить знания правил поведения в природе

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.

Тип урока: обобщение изученного материала

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете

-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать

Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему

нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.

Итак, тема урока: Сезонные явления в жизни растений.

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?

- Обменяйтесь впечатлениями.

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений у растений.

Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях!

Осенние сезонные изменения в лесу.

• Неживая природа

-Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

- Определите, какое это время года?

- Какие месяцы соответствуют осени?

- Охарактеризуйте погоду каждого месяца, опираясь на план:

Небо

Солнце

Осадки

Ветер

Температура

-У нас получилась сводка погоды за осенний период.

-Подведите итог, какие изменения в неживой природе произошли осенью.

-Как вы думаете, какие изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений.

Изменения в растительном мире

- Рассмотрите композицию «Краски осени»

- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

- Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?

- Какие изменения произошли в растительном мире?

-Почему изменилась окраска листьев?

- Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.

- Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?

- Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

- Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?

- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

- Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.

- Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)

Вспомним строение побега и почек. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями на них вы обозначите части побега, опишем строение почки, затем с вами проверим выполненную работу.

- Когда почки появились на дереве?

- Какие почки есть у деревьев?

- Осенью на растениях образуются плоды и семена.

Что такое плоды, семена?

Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.

При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.

- Вам предлагаю изучить ядовитые растения Крыма

- Что еще может быть опасным в лесу?

Почему (как) они попадают в корзину к людям?

-Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.

Физкультминутка

Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росуВ стороны рукиПлавно помашемЭто к нам птицы летятКак они сядутТоже покажем -Крылья сложили назад.

Зимние сезонные изменения в лесу

- Какое время года приходит на смену осени?

- Когда начинается зима?

- Перечислите зимние месяцы по порядку.

-Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному?

Зима начинается с первой снежинки.

И пусть ей растаять, потом суждено…

Зато ее, первую, встретят улыбкой

Любые глаза и любое окно.

Смотри, она кружится перышка легче.

Сама перед ней расступается мгла!

Без первой снежинки, без первой снежинки

На землю зима бы придти не смогла.

- В этом году зима уже началась. Когда?

- Назовите признаки зимы.

- Какие изменения в жизни растений происходит зимой?

Я вам предлагаю следующее задание. Раздаю вам различные виды деревьев, вы должны выбрать те деревья, которые зимой чувствуют себя хорошо и, когда вы выберите их, украсите их тем, что вам нравится с помощью карандашей, фломастеров.

На смену зимнего сна приходит весна.

Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — развернувшиеся почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше; начало пригревать солнце.

В пору предвесенья меняются детали силуэта у деревьев и кустарников. Так, есть растения раноцветущие и поздноцветущие; растения, теряющие листву уже в середине лета и сохраняющие ее до следующей весны.

Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipa sp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus) Прострел раскрытый, сон-трава

Поздноцветущие: георгина, очиток, астровые, бузульник

Различия в скорости весенних явлений особенно четко выступают во время затяжной весны, идущей медленно, с неоднократными остановками из-за похолоданий, так же как становятся видны все подробности движения при замедленной киносъемке. Если распускание почек у деревьев и кустарников — повсеместный признак прихода весны.

Как вы думаете с чем это связано?

Ну вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной. Специалисты уделяют ему гораздо меньше внимания, чем весне или осени, и даже не всегда отмечают и фенологической летописи жизни растений. Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких. По первым трудно установить какие-либо фенологические закономерности типа «сезонных примет», ибо очень уж велико разнообразие культивируемых декоративных растений в зависимости от вкусов, возможностей, условий и т. д.

Рефлексия. Итоги урока

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке. Мы с Вами покидаем наш лес.

-Что нового открыли для себя на уроке?

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

Давайте сделаем прогноз на будущее лето.

- Что скажете о своей работе на уроке?

Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Домашнее задание. Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)

Написать сочинение на тему “Лес будущего”.

videouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта