Биология бактерии грибы растения. Текст книги "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология 7 класс: вирусы, бактерии, грибы, растения. Биология бактерии грибы растения


Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Н. И. Сонин, В. Б. ЗахаровБиология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс

Дорогие семиклассники!

В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.

В 7 классе вы начнёте знакомиться с разнообразием живого мира планеты и получите представление о различных видах растений, грибов и микроорганизмов.

Всего насчитывают около 2,5 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.

Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.

Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.

Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.

В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.

Царство Бактерии

Царство Грибы

Царство Растения

Растения и окружающая среда

В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь вы также найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссий, коллективной работы, составления конспектов и др.

Большинство тем содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разобраны в «Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений».

Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.

По завершении обзора определённой группы живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.

Желаем успехов!

От клетки до биосферы

Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие только одну определённую функцию. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм.

Сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, образуют вид.

Представители любого вида разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп.

Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.

Система, в которой соединены живые организмы и среда их обитания, называется экосистемой. Совокупность всех живых организмов, существующих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное (неживое) вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву. Следовательно, биосфера является глобальной экосистемой.

В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и, по крайней мере, в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие признаки живых организмов.

2. Подумайте, каковы причины выделения в пределах вида популяций.

3. Проанализируйте определения биоценоза и экосистемы, приведённые в тексте. Чем биоценоз отличается от экосистемы?

4. Как вы считаете, можно ли сказать, что биосфера – это совокупность всех экосистем планеты? Обоснуйте своё мнение.

5. Подготовьте сообщение на тему «Биосфера – глобальная экосистема».

6. Рассмотрите приведённый ниже рисунок. На каком его фрагменте изображена популяция? Почему вы так решили?

7. Как вы считаете, какие критерии существуют для отнесения организмов к одному виду?

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://www.examens.ru/otvet/8/9/703.html (Уровни организации живой природы)

2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=urovenlife (Уровни организации живой природы)

3. http://www.ecology-portal.ru/publ/10-1-0-227 (Структура биосферы)

Ч. Дарвин и происхождение видов

В чём же причина многообразия живых организмов на нашей планете?

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

Эволюция (от лат. «эволютио» – развёртывание) – необратимое историческое развитие живой природы.

Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на существование двух важных признаков живых организмов: наследственности и изменчивости и что именно они лежат в основе эволюционного развития живой природы. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам. Изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки. Изучая изменчивость организмов, он разделил её на две группы. Сейчас их называют ненаследственная и наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются следующему поколению. Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям. Именно эту форму изменчивости использовали селекционеры для получения новых пород животных. Изучив существующий в этот период опыт, он пришёл к выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.

Чарлз Дарвин

Индивидуальная наследственная изменчивость: слева – степень оперённости, справа – различие в длине конечностей у овец

Немецкая овчарка

Папильон

Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.

Разные породы собак выведены путём искусственного отбора

Пример внутривидовой борьбы за существование – конкуренция

Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна: ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограниченны. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.

В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. А в итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.

Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.

Преодоление неблагоприятных абиотических факторов

Пример межвидовой борьбы за существование – хищничество

Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания

Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «эволюция».

2. В чём сущность явлений наследственности и изменчивости?

3. Что такое борьба за существование? Что лежит в её основе?

4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции.

5. Как вы считаете, какие процессы сопровождают выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений?

6. Рассмотрите рисунок ниже, укажите, какие из изображённых животных возникли в результате естественного отбора, а какие – в результате искусственного отбора.

7. Обсудите в классе, где и какие изменения должны произойти в организме, чтобы у его потомков появились новые признаки.

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян. СПб.: Наука; С.-Петербургское отделение, 1991)

2. www.erlib.com/Чарлз_Дарвин/Происхождение_видов/0/ (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора)

3. http://evolution2.narod.ru/evo03.htm (Биография Ч. Дарвина)

История развития жизни на Земле

Многообразие и разнообразие видов животных и растений, которые мы видим вокруг, возникли не сразу и не в недалёком прошлом. Современное состояние фауны и флоры имеет свою историю. Ход развития жизни на нашей планете изучают по сохранившимся отпечаткам и другим следам жизнедеятельности организмов, которые находят в осадочных породах. Изучением истории развития жизни на Земле занимается наука палеонтология (от греч. «палеос» – древний и «логос» – наука). Историю Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Границами эр и периодов служат крупные глобальные геологические, климатические и экологические изменения. Они протекают в достаточно короткое с исторической точки зрения время, приводя к обширным вымираниям растений и животных, вслед за которыми следуют интенсивные процессы видообразования. Название этих отрезков времени происходит от греческих слов. Например, архейская эра получила своё название от греческого слова «архе» – «древнейший», протерозойская – эра ранней жизни, палеозойская от «палео» – «древняя», мезозойская – эра средней жизни, а кайнозойская – эра новой жизни. Процесс развития жизни на Земле отражён в геохронологической таблице.

Геохронологическая история Земли

Окончание табл.

Вопросы и задания

1. Как изучают историю развития жизни на Земле? Составьте таблицу «Методы исследования истории развития жизни на Земле и результаты их использования» (работа в малых группах).

2. Какие эры выделяют в истории Земли? Что означают их названия?

3. Как вы думаете, какие события в истории нашей планеты являются границами эр и периодов?

4. Какие события в развитии жизни относят к архейской эре?

5. Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.

6. На основании материала учебника постройте схему развития животного и растительного мира в палеозойскую эру.

7. Подготовьте сообщение о развитии животного и растительного царств в мезозойскую эру (работа в малых группах).

8. Как, по мнению учёных, изменялся растительный и животный мир в кайнозойское время?

9. Почему в современной фауне и флоре встречаются растения и животные различного уровня сложности?

10. Какие основные направления развития растений и животных можно отметить за всю историю их существования?

11. Поинтересуйтесь, какой точки зрения на происхождение и развитие жизни на Земле придерживаются ваши родители.

12. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://evolution.powernet.ru/library/life2/life.html (Г. В. Войткевич. Возникновение и развитие жизни на Земле. Ответственный редактор доктор геолого-минералогических наук А. И. Перельман. М.: Наука, 1988)

2. http://www.3planet.ru/history/index.html (История Земли)

Что такое систематика

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому его вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале человек делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.

Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель (384–322 до н. э.) и Теофраст пытались привести в систему уже известные сведения о живых организмах.

В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков и т. д. Такие классификации были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.

Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, которое, кстати, до конца не известно и в настоящее время, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.

Аристотель

Карл Линней

Первую естественную классификацию организмов создал Ч. Дарвин. В её основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

В настоящее время большое значение в определении родства отдельных групп животных и растений, грибов и микроорганизмов приобрёл анализ наследственного материала организмов – ДНК. Сходства и различия в строении ДНК позволяют определить не только родственные связи, но и время возникновения конкретных групп.

Основная единица классификации – это вид. Напомним, что под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Признаки, по которым можно отличить один вид от другого, называются критериями вида. Их несколько. Рассмотрим основные видовые характеристики. Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время он был главным. Однако затем выяснилось, что в природе существуют виды-двойники, организмы которых по строению тела почти или вовсе неотличимы (виды-двойники выявлены среди комаров, тлей, крыс и др.). Физиологический критерий показывает сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Биохимический выявляет сходство химического состава клеток. Генетический основывается на специфичности набора хромосом. Экологический характеризует взаимоотношение данного вида с особями других видов и факторами неживой природы. Географический критерий определяет область распространения вида – ареал.

Таксонометрические категории в систематике растений и животных

Таким образом, для определения принадлежности организма к тому или иному виду нужно использовать все критерии в совокупности.

Близкородственные виды объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

Близкие, сходные семейства объединяют в отряд для животных, или порядок для растений, отряды – в класс, классы – в тип для животных или отдел для растений, типы – в подцарство, подцарства – в царство. Всего различают четыре царства живой природы: Бактерии – прокариотические организмы, их клетки лишены ядра, Грибы, Растения и Животные – эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Кроме того, выделяют целую группу организмов, имеющих неклеточное строение, – Вирусы, являющиеся паразитами на генетическом уровне. Они проявляют свойства живых организмов, только попадая в про– и эукариотическую клетку.

Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.

Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.

В этом учебнике мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.

Вопросы и задания

1. Что изучает систематика?

2. Кто заложил основу научной классификации живых организмов? Какие принципы положены учёным в её основу?

3. Используя материал учебника, выделите и внесите в таблицу критерии вида и охарактеризуйте их на конкретных примерах.

4. На какие царства разделяют всё многообразие живых существ? Почему?

5. Рассмотрите рисунок, укажите, к какому царству относится каждый из изображённых организмов.

6. Как вы думаете, какие задачи решает систематика?

7. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки

1. http://www.edudic.ru/bes/57193/ (Определение понятия «систематика»)

2. http://www.botsad.ru/p_papers37.htm (Систематика растений: основные термины и понятия)

iknigi.net

Биология. Бактерии, грибы, растения. - биология, уроки

2.2. Элемент содержания «Питание шляпочных грибов»

(Фронтальная работа)

Как вы думаете, какой способ питания шляпочных грибов?

- питаются готовыми органическими веществами

- нет хлорофилла, нет фотосинтеза

А по характеру питания шляпочные грибы сапрофиты или паразиты?

- сапрофиты

- не паразиты, потому что не поселяются на живых организмах, не приносят им вред

Как вы думаете, откуда шляпочные грибы добывают органические вещества? Может быть, подсказка поможет ответить на вопрос: Почему шляпочные грибы растут в лесу рядом с деревьями? Могут ли выжить без деревьев?

- деревья помогают грибам

- может быть, деревья делятся питательными веществами

- берут у деревьев органические вещества

Почему тогда грибы не паразиты?

- не приносят вред

Как называется форма взаимоотношений организмов, при которой организмы берут друг у друга вещества, а вреда не приносят?

-симбиоз

Рассмотрим как протекает симбиоз у шляпочных грибов.

Задание индивидуально:

- прочитайте стр. 39 в учебнике

- рассмотрите рис. 22

- значение деревьев для питания грибов

Проверка задания

- грибы через микоризу берут у деревьев органические вещества, а взамен отдают воду и минеральные соли.

Дайте определение СИМБИОЗ

- Симбиоз – тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

В тетради выполняют схематический рисунок симбиоза.

- Вывод: шляпочные грибы состоят из грибницы, плодового тела и питаются готовыми органическими веществами.

2.3. Элемент содержания «размножение шляпочных грибов»

Какие способы размножения существуют в природе?

- бесполое

- половое

Каким способом размножаются грибы?

- и половое и бесполое

Как вы думаете, каким способом размножаются шляпочные грибы?

- бесполым путем, вегетативно, частью грибницы.

Найдите второй способ размножения шляпочных грибов в учебнике на стр. 39.

- Второй способ с помощью спор – специализированных клеток.

kopilkaurokov.ru

Биология 7 класс: вирусы, бактерии, грибы, растения

Программа по биологии - - Химический лицей

«Ботаника – 7 класс.» г. Тулы.

БИОЛОГИЯ - 7 КЛАСС: ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ.

(136 часов - 4 часа в неделю.)

  1. ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ВИРУСЫ. - 24 часа.
Единство химического состава всех живых организмов. Макромолекулы, их свойства и значение. Белки, нуклеиновые кислоты, липиды. Ферменты. Роль нуклеиновых кислот в жизни организмов. Гены и хромосомы. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Движущие силы и результаты эволюции. Микро- и макроэволюция, их закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение и развитие жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Система органического мира. Карл Линней и его вклад в биологию. Искусственная и естественная классификации. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Вид - основная единица классификации. Вид и его критерии. Популяция - форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности.

Вирусы – неклеточные формы. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Размножение вирусов. Роль в природе и жизни человека. Профилактика СПИДа. Другие вирусные заболевания человека: инфекционный паротит, полиомиелит, оспа, грипп, бешенство, герпес.

Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

  1. ЦАРСТВА БАКТЕРИЙ И АРХЕБАКТЕРИЙ - 12 часов.
История открытия бактерий. Общая характеристика бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе. Классификация по форме клеток. Строение прокариотической клетки и ее отличия от эукариотической. Строение бактериальной клетки под световым и электронным микроскопом. Бактерии - возбудитель заболеваний растений, животных, человека (источники заражения, характер поражения, способы профилактики): дизентерия, чума, холера, дифтерия, туберкулез. Основные методы микробиологии. Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии гниения и борьба с ними. Положительная роль бактерий в природе и жизни человека: почвенные бактерии редуценты и азотфиксаторы, симбионты животных и человека. Аэробные и анаэробные бактерии.

Оксифотобактерии. Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и их роль в природе. Хлороксибактерии (прохлорон) и их роль в эволюции. Архебактерии - новый, уникальный по своим свойствам домен в живой природе. Симбиотическая теория происхождения эукариотической клетки.

Значение работ Р. Коха и Л. Пастера, С.Виноградского, А. Флемминга. Антибиотики и борьба с болезнетворными микроорганизмами.

  1. ЦАРСТВО ГРИБОВ - 20 часов.
Общие признаки грибов. Черты сходства грибов с растениями и животными. Особенности, характерные только для царства грибов.

Миксомицеты (слизевики): особенности строения, жизнедеятельности и размножения. Происхождение и систематическое положение слизевиков. Возбудители килы капусты и парши картофеля.

Классификация грибов:

ПОДЦАРСТВО ГРИБООБРАЗНЫЕ

Отдел Хитридиомицеты - особенности строения, размножения и жизнедеятельности.

Отдел Оомицеты. Поражения сапролегниевыми грибами, корневая гниль, фитофтороз, мильдью винограда, пероноспора. Методы борьбы с оомицетами.

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ

Отдел Зигомицеты. Строение и размножение мукора и ризопуса. Поражение насекомых грибами зигомицетами. Развитие гриба пилобуса.

Отдел Аскомицеты - особенности строения и размножения. Дрожжевые грибы. Курчавость листьев, “дутые плоды”, “ведьмины метлы” и причины их возникновения. Микозы пчел. Заболевания человека, вызываемые грибами: дерматомикоз, гистоплазмоз. Мучнистая роса и ее вред. Спорыньевые грибы - цикл развития, особенности отравления спорыньей, медицинское использование. Белая гниль сельскохозяйственных культур (род склеротиния). Пецициевые грибы: сморчки, строчки и другие. Трюфелевые грибы - практическое значение, разведение. Пеницилл и аспергилл. История открытия антибиотиков.

Отдел Базидиомицеты (гименомицеты, гастеромицеты, телиомицеты). Трутовые грибы и их роль в природе. Агариковые и болетовые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Малоизвестные съедобные грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Головневые и ржавчинные грибы.

Отдел Несовершенные грибы (дейтеромицеты) и их роль в природе и жизни человека. Черная гниль сельскохозяйственных растений и другие заболевания. Особенности систематики данной группы.

Основные экологические группы грибов: почвенные грибы, копрофилы, ксилофиты, водные грибы, паразиты растений и животных, хищные грибы, сапрофиты, повреждающие промышленные материалы. Микориза и микоризообразователи. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Отдел Лишайники: строение, размножение и роль в природе. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Происхождение грибов и лишайников.

Лабораторные работы:

1. Внешнее строение и слизевиков.

2. Строение гименофора трутовика.

  1. Изучение различных плесеней под микроскопом.
  2. Внешнее строение лишайников и их многообразие.
  1. ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ - 12 часов.
Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Общие признаки царства растений. Фотосинтез и дыхание у растений.

Общие признаки низших растений. Водоросли и их характерные особенности.

ПОДЦАРСТВО БАГРЯНКИ

Особенности внешнего и внутреннего строения, происхождения и распространения красных водорослей. Основные представители и их использование.

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ ВОДОРОСЛИ

Краткая характеристика (особенности строения, набор пигментов, размножение, важнейшие представители и их экологическая роль) основных отделов водорослей: Пиррофитовые, Золотистые, Диатомовые, Желто-зеленые, Бурые, Эвгленовые, Зеленые, Харовые.

Циклы развития зеленых, бурых и красных водорослей. Чередование поколений.

Экологические группы водорослей: планктонные, бентосные, наземные, почвенные, водоросли горячих источников, снега и льда, соленых водоемов, сверлящие и туфообразующие водоросли. Симбиоз водорослей с другими организмами (эпифиты и эмдосимбионты).

Лабораторные работы:

  1. Строение бурых, зеленых и диатомовых водорослей под микроскопом.
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ И ВЫМЕРШИЕ ОТДЕЛЫ.

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ.

  1. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ - 8 часов.
Общие признаки высших растений. Риниофиты – самые первые представители высших растений.

Моховидные как особая линия эволюции высших растений. Размножение и развитие моховидных. Чередование поколений.

Класс Печеночники. Строение и размножение маршанции.

Класс Листостебельные мхи - особенности строения и размножения. Зеленые мхи на примере кукушкиного льна, другие представители рода политрихум. Сфагновые или белые мхи и их экологическая роль.

Лабораторные работы:

1. Внутреннее и внешнее строение зеленого и сфагнового мхов.

  1. ОТДЕЛЫ ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ И ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ - 8 часов.
Спорофитная линия эволюции. Высшие споровые и их особенности.

Отдел плауновидные: плауновые и полушниковые. Строение и размножение плаунов на примере плауна годичного. Особенности размножения и строения селагинеллы. Полушник.

Отдел псилотовидные.

Отдел хвощевидные. Особенности строения и размножения хвощей. Основные представители хвощей Тульской области: хвощ полевой, луговой, лесной, зимующий.

Отдел папоротниковидные. Строение и размножение папоротника на примере щитовника мужского. Многообразие папоротников Тульской области. Водные папоротники: марсилия и сальвиния. Разноспоровые и равноспоровые. Вымершие папоротникообразные.

Лабораторные работы:

  1. Строение спорангиев папоротника
  2. Определение папоротникообразных по гербарию.
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ.

СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

  1. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ - 8 часов.
Возникновение семенных растений в процессе эволюции. Цикл развития голосеменного растения на примере сосны обыкновенной. Многообразие голосеменных: классы Семенные папоротники, Саговниковые, Беннеттитовые, Гнетовые (эфедра, вельвичия, гнетум), Гинкговые, Хвойные (кордаиты, араукарии, сосны, ели, пихты, тсуги, ложнотсуги, лиственницы, кедр, кипарис, туя, тисс, секвойя, секвойядендрон, можжевельник).

Практическое значение важнейших представителей голосеменных для человека.

Лабораторные работы:

1. Строение шишек голосеменных.

  1. ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ ИЛИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ - 30 часов.
Общая характеристика отдела. Строение генеративных органов цветкового растения. Цикл развития цветкового растения. Двойное оплодотворение. Классификация цветковых. Деление цветковых на два класса и основные отличительные признаки двудольных и однодольных.

Класс Двудольные - 22 часа.

Подкласс Магнолиевые - наиболее примитивные двудольные. Представители: магнолии, лавр, коричник, авокадо, черный перец, мускатный орех, копытень, раффлезия, непентес, кувшинки, кубышки, роголистник, лотос, китайский лимонник.

Подкласс Лютиковидные. Важнейшие дикорастущие и культурные представители семейства лютиковых Тульской области. Барбарис, пионы, клематисы, маковые. Ядовитые растения подкласса. Хищное растение саррацения.

Подкласс Гвоздичные. Представители семейства гвоздичных Тульской области. Семейства маревые, гречишные, кактусовые.

Подкласс Гамамелисовые: платан, самшит, буковые (бук, дуб, каштан съедобный), березовые (береза, ольха, лещина), ореховые (грецкий орех) и другие представители: фикусы, инжир, хлебное дерево, ильм, шелковица, анчар, конопля, хмель, крапива,.

Подкласс Диллениевые: чай, камелии, зверобой, актинидия (киви), первоцветные, фиалковые, тыквенные, крестоцветные, ивовые, вересковые, рододендроны, липовые, шоколадное дерево, кола, баобаб, мальвовые (шток-роза, хлопчатник, гибискус).

Подкласс Розовидных: камнеломковые (толстянки, крыжовник, смородина, камнеломка), росянковые, розоцветные ( спиреи, яблоневые, сливовые), миртовые (гранат, эвкалипты, фейхоа, кипрейные), бобовые, кленовые, конский каштан, рутовые (неопалимая купина, цитрусовые ), гераниевые (герани, бальзамин, настурции, лен), зонтичные.

Подкласс Астериды (губоцветные и сложноцветные): мареновые (хинное и кофейное дерево), ясень, маслина, жасмин, сирень, жимолость, валериана, вьюнки, батат. Губоцветные, норичниковые, пасленовые и сложноцветные Тульской области.

Класс Однодольные - 8 часов.

Подкласс Частуховидных: сусак, водокрас, рдест, стрелолист, частуха, элодея, ситник.

Подкласс Лилиевидных: лилейные (дикорастущие и культурные представители), нарциссы, амариллисы, юкка, агава, алоэ, спаржевые (спаржа, ландыш, иглица), ирисы, крокусы. Порядок орхидные и бромелиевые (ананас). Осоки, злаки, бамбук, папирус. Имбирные - имбирь, кардамон, канны, бананы. Значение представителей подкласса для развития цивилизации.

Подкласс Пальмовидных: финики, сахарная пальма, саговая пальма, кокосы. Рогозовые, ароидные (каллы, монстера), рясковые, рогозовые.

Филогенетические связи между различными группами растений.

Лабораторные работы:

  1. Типичные представители семейств крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных, лилейных, злаковых: формулы цветка, многообразие.
  2. Определение растений по определительным карточкам и определителю.
  1. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ - 6 часа.
Происхождение культурных растений и их важнейшие представители. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 8 часов.

Желательны экскурсии во внеурочное время в сентябре и мае. В июне необходима пятидневная полевая практика.

Максимова Татьяна Владимировна

d.120-bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта