Биология 7 класс: вирусы, бактерии, грибы, растения. Биология бактерии грибы растения
Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Н. И. Сонин, В. Б. ЗахаровБиология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс
Дорогие семиклассники!
В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.
В 7 классе вы начнёте знакомиться с разнообразием живого мира планеты и получите представление о различных видах растений, грибов и микроорганизмов.
Всего насчитывают около 2,5 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.
Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.
Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.
Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.
В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.
Царство Бактерии
Царство Грибы
Царство Растения
Растения и окружающая среда
В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь вы также найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссий, коллективной работы, составления конспектов и др.
Большинство тем содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разобраны в «Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений».
Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.
По завершении обзора определённой группы живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.
Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.
Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.
Желаем успехов!
От клетки до биосферы
Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.
Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие только одну определённую функцию. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм.
Сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, образуют вид.
Представители любого вида разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп.
Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.
Система, в которой соединены живые организмы и среда их обитания, называется экосистемой. Совокупность всех живых организмов, существующих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное (неживое) вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву. Следовательно, биосфера является глобальной экосистемой.
В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и, по крайней мере, в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте общие признаки живых организмов.
2. Подумайте, каковы причины выделения в пределах вида популяций.
3. Проанализируйте определения биоценоза и экосистемы, приведённые в тексте. Чем биоценоз отличается от экосистемы?
4. Как вы считаете, можно ли сказать, что биосфера – это совокупность всех экосистем планеты? Обоснуйте своё мнение.
5. Подготовьте сообщение на тему «Биосфера – глобальная экосистема».
6. Рассмотрите приведённый ниже рисунок. На каком его фрагменте изображена популяция? Почему вы так решили?
7. Как вы считаете, какие критерии существуют для отнесения организмов к одному виду?
8. Составьте развёрнутый план параграфа.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.
Интернет-ссылки
1. http://www.examens.ru/otvet/8/9/703.html (Уровни организации живой природы)
2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=urovenlife (Уровни организации живой природы)
3. http://www.ecology-portal.ru/publ/10-1-0-227 (Структура биосферы)
Ч. Дарвин и происхождение видов
В чём же причина многообразия живых организмов на нашей планете?
Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.
Эволюция (от лат. «эволютио» – развёртывание) – необратимое историческое развитие живой природы.
Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на существование двух важных признаков живых организмов: наследственности и изменчивости и что именно они лежат в основе эволюционного развития живой природы. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам. Изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки. Изучая изменчивость организмов, он разделил её на две группы. Сейчас их называют ненаследственная и наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются следующему поколению. Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям. Именно эту форму изменчивости использовали селекционеры для получения новых пород животных. Изучив существующий в этот период опыт, он пришёл к выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.
Чарлз Дарвин
Индивидуальная наследственная изменчивость: слева – степень оперённости, справа – различие в длине конечностей у овец
Немецкая овчарка
Папильон
Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.
Разные породы собак выведены путём искусственного отбора
Пример внутривидовой борьбы за существование – конкуренция
Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна: ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограниченны. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.
В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. А в итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.
Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.
Преодоление неблагоприятных абиотических факторов
Пример межвидовой борьбы за существование – хищничество
Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания
Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.
Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятия «эволюция».
2. В чём сущность явлений наследственности и изменчивости?
3. Что такое борьба за существование? Что лежит в её основе?
4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции.
5. Как вы считаете, какие процессы сопровождают выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений?
6. Рассмотрите рисунок ниже, укажите, какие из изображённых животных возникли в результате естественного отбора, а какие – в результате искусственного отбора.
7. Обсудите в классе, где и какие изменения должны произойти в организме, чтобы у его потомков появились новые признаки.
8. Составьте развёрнутый план параграфа.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.
Интернет-ссылки
1. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян. СПб.: Наука; С.-Петербургское отделение, 1991)
2. www.erlib.com/Чарлз_Дарвин/Происхождение_видов/0/ (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора)
3. http://evolution2.narod.ru/evo03.htm (Биография Ч. Дарвина)
История развития жизни на Земле
Многообразие и разнообразие видов животных и растений, которые мы видим вокруг, возникли не сразу и не в недалёком прошлом. Современное состояние фауны и флоры имеет свою историю. Ход развития жизни на нашей планете изучают по сохранившимся отпечаткам и другим следам жизнедеятельности организмов, которые находят в осадочных породах. Изучением истории развития жизни на Земле занимается наука палеонтология (от греч. «палеос» – древний и «логос» – наука). Историю Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Границами эр и периодов служат крупные глобальные геологические, климатические и экологические изменения. Они протекают в достаточно короткое с исторической точки зрения время, приводя к обширным вымираниям растений и животных, вслед за которыми следуют интенсивные процессы видообразования. Название этих отрезков времени происходит от греческих слов. Например, архейская эра получила своё название от греческого слова «архе» – «древнейший», протерозойская – эра ранней жизни, палеозойская от «палео» – «древняя», мезозойская – эра средней жизни, а кайнозойская – эра новой жизни. Процесс развития жизни на Земле отражён в геохронологической таблице.
Геохронологическая история Земли
Окончание табл.
Вопросы и задания
1. Как изучают историю развития жизни на Земле? Составьте таблицу «Методы исследования истории развития жизни на Земле и результаты их использования» (работа в малых группах).
2. Какие эры выделяют в истории Земли? Что означают их названия?
3. Как вы думаете, какие события в истории нашей планеты являются границами эр и периодов?
4. Какие события в развитии жизни относят к архейской эре?
5. Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.
6. На основании материала учебника постройте схему развития животного и растительного мира в палеозойскую эру.
7. Подготовьте сообщение о развитии животного и растительного царств в мезозойскую эру (работа в малых группах).
8. Как, по мнению учёных, изменялся растительный и животный мир в кайнозойское время?
9. Почему в современной фауне и флоре встречаются растения и животные различного уровня сложности?
10. Какие основные направления развития растений и животных можно отметить за всю историю их существования?
11. Поинтересуйтесь, какой точки зрения на происхождение и развитие жизни на Земле придерживаются ваши родители.
12. Составьте развёрнутый план параграфа.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.
Интернет-ссылки
1. http://evolution.powernet.ru/library/life2/life.html (Г. В. Войткевич. Возникновение и развитие жизни на Земле. Ответственный редактор доктор геолого-минералогических наук А. И. Перельман. М.: Наука, 1988)
2. http://www.3planet.ru/history/index.html (История Земли)
Что такое систематика
В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.
Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому его вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале человек делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.
Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель (384–322 до н. э.) и Теофраст пытались привести в систему уже известные сведения о живых организмах.
В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков и т. д. Такие классификации были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.
Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, которое, кстати, до конца не известно и в настоящее время, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.
Аристотель
Карл Линней
Первую естественную классификацию организмов создал Ч. Дарвин. В её основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.
В настоящее время большое значение в определении родства отдельных групп животных и растений, грибов и микроорганизмов приобрёл анализ наследственного материала организмов – ДНК. Сходства и различия в строении ДНК позволяют определить не только родственные связи, но и время возникновения конкретных групп.
Основная единица классификации – это вид. Напомним, что под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Признаки, по которым можно отличить один вид от другого, называются критериями вида. Их несколько. Рассмотрим основные видовые характеристики. Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время он был главным. Однако затем выяснилось, что в природе существуют виды-двойники, организмы которых по строению тела почти или вовсе неотличимы (виды-двойники выявлены среди комаров, тлей, крыс и др.). Физиологический критерий показывает сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Биохимический выявляет сходство химического состава клеток. Генетический основывается на специфичности набора хромосом. Экологический характеризует взаимоотношение данного вида с особями других видов и факторами неживой природы. Географический критерий определяет область распространения вида – ареал.
Таксонометрические категории в систематике растений и животных
Таким образом, для определения принадлежности организма к тому или иному виду нужно использовать все критерии в совокупности.
Близкородственные виды объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.
Близкие, сходные семейства объединяют в отряд для животных, или порядок для растений, отряды – в класс, классы – в тип для животных или отдел для растений, типы – в подцарство, подцарства – в царство. Всего различают четыре царства живой природы: Бактерии – прокариотические организмы, их клетки лишены ядра, Грибы, Растения и Животные – эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Кроме того, выделяют целую группу организмов, имеющих неклеточное строение, – Вирусы, являющиеся паразитами на генетическом уровне. Они проявляют свойства живых организмов, только попадая в про– и эукариотическую клетку.
Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.
Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.
В этом учебнике мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.
Вопросы и задания
1. Что изучает систематика?
2. Кто заложил основу научной классификации живых организмов? Какие принципы положены учёным в её основу?
3. Используя материал учебника, выделите и внесите в таблицу критерии вида и охарактеризуйте их на конкретных примерах.
4. На какие царства разделяют всё многообразие живых существ? Почему?
5. Рассмотрите рисунок, укажите, к какому царству относится каждый из изображённых организмов.
6. Как вы думаете, какие задачи решает систематика?
7. Составьте развёрнутый план параграфа.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.
Интернет-ссылки
1. http://www.edudic.ru/bes/57193/ (Определение понятия «систематика»)
2. http://www.botsad.ru/p_papers37.htm (Систематика растений: основные термины и понятия)
iknigi.net
Биология. Бактерии, грибы, растения. - биология, уроки
2.2. Элемент содержания «Питание шляпочных грибов»
(Фронтальная работа)
Как вы думаете, какой способ питания шляпочных грибов?
- питаются готовыми органическими веществами
- нет хлорофилла, нет фотосинтеза
А по характеру питания шляпочные грибы сапрофиты или паразиты?
- сапрофиты
- не паразиты, потому что не поселяются на живых организмах, не приносят им вред
Как вы думаете, откуда шляпочные грибы добывают органические вещества? Может быть, подсказка поможет ответить на вопрос: Почему шляпочные грибы растут в лесу рядом с деревьями? Могут ли выжить без деревьев?
- деревья помогают грибам
- может быть, деревья делятся питательными веществами
- берут у деревьев органические вещества
Почему тогда грибы не паразиты?
- не приносят вред
Как называется форма взаимоотношений организмов, при которой организмы берут друг у друга вещества, а вреда не приносят?
-симбиоз
Рассмотрим как протекает симбиоз у шляпочных грибов.
Задание индивидуально:
- прочитайте стр. 39 в учебнике
- рассмотрите рис. 22
- значение деревьев для питания грибов
Проверка задания
- грибы через микоризу берут у деревьев органические вещества, а взамен отдают воду и минеральные соли.
Дайте определение СИМБИОЗ
- Симбиоз – тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.
В тетради выполняют схематический рисунок симбиоза.
- Вывод: шляпочные грибы состоят из грибницы, плодового тела и питаются готовыми органическими веществами.
2.3. Элемент содержания «размножение шляпочных грибов»
Какие способы размножения существуют в природе?
- бесполое
- половое
Каким способом размножаются грибы?
- и половое и бесполое
Как вы думаете, каким способом размножаются шляпочные грибы?
- бесполым путем, вегетативно, частью грибницы.
Найдите второй способ размножения шляпочных грибов в учебнике на стр. 39.
- Второй способ с помощью спор – специализированных клеток.
kopilkaurokov.ru
Программа по биологии - - Химический лицей «Ботаника – 7 класс.» г. Тулы. БИОЛОГИЯ - 7 КЛАСС: ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ.(136 часов - 4 часа в неделю.)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Движущие силы и результаты эволюции. Микро- и макроэволюция, их закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение и развитие жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Система органического мира. Карл Линней и его вклад в биологию. Искусственная и естественная классификации. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Вид - основная единица классификации. Вид и его критерии. Популяция - форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. Вирусы – неклеточные формы. Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Размножение вирусов. Роль в природе и жизни человека. Профилактика СПИДа. Другие вирусные заболевания человека: инфекционный паротит, полиомиелит, оспа, грипп, бешенство, герпес. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Оксифотобактерии. Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и их роль в природе. Хлороксибактерии (прохлорон) и их роль в эволюции. Архебактерии - новый, уникальный по своим свойствам домен в живой природе. Симбиотическая теория происхождения эукариотической клетки. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера, С.Виноградского, А. Флемминга. Антибиотики и борьба с болезнетворными микроорганизмами.
Миксомицеты (слизевики): особенности строения, жизнедеятельности и размножения. Происхождение и систематическое положение слизевиков. Возбудители килы капусты и парши картофеля. Классификация грибов: ПОДЦАРСТВО ГРИБООБРАЗНЫЕ Отдел Хитридиомицеты - особенности строения, размножения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты. Поражения сапролегниевыми грибами, корневая гниль, фитофтороз, мильдью винограда, пероноспора. Методы борьбы с оомицетами. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ Отдел Зигомицеты. Строение и размножение мукора и ризопуса. Поражение насекомых грибами зигомицетами. Развитие гриба пилобуса. Отдел Аскомицеты - особенности строения и размножения. Дрожжевые грибы. Курчавость листьев, “дутые плоды”, “ведьмины метлы” и причины их возникновения. Микозы пчел. Заболевания человека, вызываемые грибами: дерматомикоз, гистоплазмоз. Мучнистая роса и ее вред. Спорыньевые грибы - цикл развития, особенности отравления спорыньей, медицинское использование. Белая гниль сельскохозяйственных культур (род склеротиния). Пецициевые грибы: сморчки, строчки и другие. Трюфелевые грибы - практическое значение, разведение. Пеницилл и аспергилл. История открытия антибиотиков. Отдел Базидиомицеты (гименомицеты, гастеромицеты, телиомицеты). Трутовые грибы и их роль в природе. Агариковые и болетовые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Малоизвестные съедобные грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Головневые и ржавчинные грибы. Отдел Несовершенные грибы (дейтеромицеты) и их роль в природе и жизни человека. Черная гниль сельскохозяйственных растений и другие заболевания. Особенности систематики данной группы. Основные экологические группы грибов: почвенные грибы, копрофилы, ксилофиты, водные грибы, паразиты растений и животных, хищные грибы, сапрофиты, повреждающие промышленные материалы. Микориза и микоризообразователи. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Отдел Лишайники: строение, размножение и роль в природе. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Происхождение грибов и лишайников. Лабораторные работы: 1. Внешнее строение и слизевиков. 2. Строение гименофора трутовика.
Общие признаки царства растений. Фотосинтез и дыхание у растений. Общие признаки низших растений. Водоросли и их характерные особенности. ПОДЦАРСТВО БАГРЯНКИ Особенности внешнего и внутреннего строения, происхождения и распространения красных водорослей. Основные представители и их использование. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ ВОДОРОСЛИ Краткая характеристика (особенности строения, набор пигментов, размножение, важнейшие представители и их экологическая роль) основных отделов водорослей: Пиррофитовые, Золотистые, Диатомовые, Желто-зеленые, Бурые, Эвгленовые, Зеленые, Харовые. Циклы развития зеленых, бурых и красных водорослей. Чередование поколений. Экологические группы водорослей: планктонные, бентосные, наземные, почвенные, водоросли горячих источников, снега и льда, соленых водоемов, сверлящие и туфообразующие водоросли. Симбиоз водорослей с другими организмами (эпифиты и эмдосимбионты). Лабораторные работы:
ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ.
Моховидные как особая линия эволюции высших растений. Размножение и развитие моховидных. Чередование поколений. Класс Печеночники. Строение и размножение маршанции. Класс Листостебельные мхи - особенности строения и размножения. Зеленые мхи на примере кукушкиного льна, другие представители рода политрихум. Сфагновые или белые мхи и их экологическая роль. Лабораторные работы: 1. Внутреннее и внешнее строение зеленого и сфагнового мхов.
Отдел плауновидные: плауновые и полушниковые. Строение и размножение плаунов на примере плауна годичного. Особенности размножения и строения селагинеллы. Полушник. Отдел псилотовидные. Отдел хвощевидные. Особенности строения и размножения хвощей. Основные представители хвощей Тульской области: хвощ полевой, луговой, лесной, зимующий. Отдел папоротниковидные. Строение и размножение папоротника на примере щитовника мужского. Многообразие папоротников Тульской области. Водные папоротники: марсилия и сальвиния. Разноспоровые и равноспоровые. Вымершие папоротникообразные. Лабораторные работы:
СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Практическое значение важнейших представителей голосеменных для человека. Лабораторные работы: 1. Строение шишек голосеменных.
Класс Двудольные - 22 часа. Подкласс Магнолиевые - наиболее примитивные двудольные. Представители: магнолии, лавр, коричник, авокадо, черный перец, мускатный орех, копытень, раффлезия, непентес, кувшинки, кубышки, роголистник, лотос, китайский лимонник. Подкласс Лютиковидные. Важнейшие дикорастущие и культурные представители семейства лютиковых Тульской области. Барбарис, пионы, клематисы, маковые. Ядовитые растения подкласса. Хищное растение саррацения. Подкласс Гвоздичные. Представители семейства гвоздичных Тульской области. Семейства маревые, гречишные, кактусовые. Подкласс Гамамелисовые: платан, самшит, буковые (бук, дуб, каштан съедобный), березовые (береза, ольха, лещина), ореховые (грецкий орех) и другие представители: фикусы, инжир, хлебное дерево, ильм, шелковица, анчар, конопля, хмель, крапива,. Подкласс Диллениевые: чай, камелии, зверобой, актинидия (киви), первоцветные, фиалковые, тыквенные, крестоцветные, ивовые, вересковые, рододендроны, липовые, шоколадное дерево, кола, баобаб, мальвовые (шток-роза, хлопчатник, гибискус). Подкласс Розовидных: камнеломковые (толстянки, крыжовник, смородина, камнеломка), росянковые, розоцветные ( спиреи, яблоневые, сливовые), миртовые (гранат, эвкалипты, фейхоа, кипрейные), бобовые, кленовые, конский каштан, рутовые (неопалимая купина, цитрусовые ), гераниевые (герани, бальзамин, настурции, лен), зонтичные. Подкласс Астериды (губоцветные и сложноцветные): мареновые (хинное и кофейное дерево), ясень, маслина, жасмин, сирень, жимолость, валериана, вьюнки, батат. Губоцветные, норичниковые, пасленовые и сложноцветные Тульской области. Класс Однодольные - 8 часов. Подкласс Частуховидных: сусак, водокрас, рдест, стрелолист, частуха, элодея, ситник. Подкласс Лилиевидных: лилейные (дикорастущие и культурные представители), нарциссы, амариллисы, юкка, агава, алоэ, спаржевые (спаржа, ландыш, иглица), ирисы, крокусы. Порядок орхидные и бромелиевые (ананас). Осоки, злаки, бамбук, папирус. Имбирные - имбирь, кардамон, канны, бананы. Значение представителей подкласса для развития цивилизации. Подкласс Пальмовидных: финики, сахарная пальма, саговая пальма, кокосы. Рогозовые, ароидные (каллы, монстера), рясковые, рогозовые. Филогенетические связи между различными группами растений. Лабораторные работы:
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 8 часов. Желательны экскурсии во внеурочное время в сентябре и мае. В июне необходима пятидневная полевая практика. Максимова Татьяна Владимировна |
d.120-bal.ru