Химический состав растений 6 класс. Исследовательская работа" Определение химического состава растений" 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

6 класс. 32. Химический состав растений. Минеральное питание растений. Химический состав растений 6 класс


Урок "Химический состав растений" 6 класс

hello_html_m40b1abbd.gifУрок –исследование « Химический состав растений. »

Предмет: биология

Тема: Химический состав растений.

Класс: 6

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Пасечник В. В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл. М:. Дрофа, 2010; презентация к уроку в программе PowerPoint 2003; Рабочие листы.

Время занятия: 40 мин

Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека.

Задачи урока:

·  Образовательные: познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.

·  Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

·  Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитывать навыки работы в группе.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование:, пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, арахиса, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание.

4. Мотивация.

5. Изучение нового материала /работа в группах/.

6. Физкультминутка.

7. Обобщение нового материала.

8. Контроль новых знаний /тест/.

9. Домашнее задание

10. Рефлексия.

1 мин

2 мин

3 мин

3 мин

20 мин

1 мин

6 мин

4 мин

2 мин

3 мин

Ход урока:

/Парты расставлены для 4 рабочих групп; оборудование для проведения экспериментов стоит на столах./

Слайд 1

I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку.

Учитель: Звонок пропел: «Пора! Пора!

Садись за парты детвора!

Урок уже пора начать!

Готовы знания получать?»

Ученики хором отвечают «Да!»

Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?

II. Актуализация знаний (2 мин)

Как вы думаете, чем занимаются ученые?

/Ученики дают свои ответы/

Слайд 2

Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.

Слайд 3. На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.

III. Целеполагание (3 мин).

Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

Слайд 4.

Объектом исследования являются органы растений

Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?

/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/

Предмет исследования: их химический состав.

Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?

/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/

Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.

Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...

/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучение химического состава растений.

Слайд 5.

IV. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т. е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи:

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Слайд 6. Тема: Химический состав растений.

V. Изучение нового материала – работа в группах (20 мин).

(Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).

Инструкция

Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10-12 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами.

/Ученики знакомятся с Рабочим листом /

Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.

Слайд 7.

Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем!

/Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/

Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.

VI. Физкультминутка (1 мин)

Встали-встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

Руки в бок, один прыжок

А потом присели,

Встали ножкам (ручками) встряхнули

И за парты сели. (повторять 2 раза)

Слайд 8.

Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты.

Группа 1.

Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/

Группа 2.

Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.

Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли).

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/

Группа 3.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы.

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/

Группа 4

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/

Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.

Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2].

Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %

Растение

Содержание в % от общей массы

вода

белки

углеводы

жиры

минеральные соли

пшеница

12

14

67,5

2,0

1,8

кукуруза

15

9

68,0

4,7

1,5

подсолнечник

8

22,0

12,0

50,0

3,5

Слайд 9.

1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

3. Каких веществ больше в семенах растений?

4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?

5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?

Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?

/Ученики дают ответы/

Верно, чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве. Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ.

/Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. /

Слайд 10.

1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.

Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.

Слайд 11.

2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.

Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.

Слайд 12.

3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

Слайд 13.

4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.

Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.

VII. Обобщение нового материала (6 мин).

Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

/Ученики дают ответы/

Слайд 14.

Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ? Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?

/Ученики высказывают свои предположения/

Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус.

Слайд 15.

Слайд 16.

Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.

/Ученики выполняют схему «Вещества растений» в тетради/

Слайд 5.

Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.

Мы выяснили химический состав растений?

Мы выявили практическое значение растительных веществ?

Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?

Слайд 17.

VIII. Контроль новых знаний. /тест – 4 мин/

А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».

1. К неорганическим веществам относится

А) белки, Б) витамины В) вода

2. Способны гореть

А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества

3. Больше всего воды содержится:

А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева

4. Каких веществ больше в семах растений?

А) неорганических Б) органических

5. Больше всего содержится жиров в семенах

А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.

Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А.

Слайд 19

IX. Домашнее задание (2 мин). Прочитать § 32, ответить на вопросы к нему.

* Выполнить задание для самостоятельной работы №2 (стр144), результаты оформить в тетради в виде таблицы

Что делаю

Что наблюдаю

Выводы

* Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.

(* обозначено дополнительное задание на выбор учащегося.)

Слайд 20.

X. Рефлексия (3 мин).

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.

Слайд 21. Всем спасибо за работу. Урок окончен!

Список литературы:

1.  Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271

2.  Муравин Э. А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с.

3.  Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.

4.  Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

infourok.ru

Химический состав растений - биология, уроки

 

Урок биологии в 6 классе по теме:

« Химический состав растений»

Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных  веществ в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:познакомить с химическим составом растений и практическим  применением  растительных веществ,продолжить отрабатывать навык  работы с лабораторным  оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.

 Развивающие:  развивать навыки исследовательской деятельности,  умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле;воспитывать навыки работы в паре.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование:, пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, клубень картофеля, белая бумага, скальпель; презентация к уроку; инструктивные карточки

На столе учителя  – бутылка растительного масла, коробочка сахара, пакетик крахмала, пакетик семечек.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный этап (1 мин).– характеристика формирования оценки за урок:

1.Формулировка цели – 2 балла

    2. Правильное выполнение лабораторной работы  -3 балла

    3.Итоговая проверочная работа  -3 балла.

   4. ответ на вопрос в ходе урока  - 1 балл.

        Оценка  - «5» - 10 баллов и выше

                         «4» - 9 -6 баллов

                        «3» - ниже 6 баллов

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования, с  которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу мы будем только по моей команде. Договорились?

II. Актуализация знаний (2 мин)

Как вы думаете, чем занимаются ученые?

/Ученики дают свои ответы/

Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.

Слайд 1.На нашей планете от края до края

                       Природа повсюду тебя окружает.

                       Тела ее массу загадок таят

                       Из атомов разных веществ состоят.

                       Лед, облака и капли росы –

                       Они состоят из обычной воды

                       Горы, песок и друзы кристаллов

                       Они состоят из простых минералов.

                       Растения тоже загадку хранят

                       Хотите узнать, из чего состоят?

                       Их корень и листья, плоды, семена

                       Раскроют нам тайну состава сполна.

III. Целеполагание (3 мин).

Учитель:  Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

Объектом исследования являются органы растений

Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?

/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/

Предмет исследования: их химический состав.

Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?

/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/

Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.

Учитель: Тогда нашей с вами  целью будет...

/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучение химического состава растений.

Слайд 2.

IV. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи: 

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Слайд 3.

Сформулируйте тему урока:

Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Слайд 4.Тема: Химический состав растений.

 

V. Изучение нового материала . (20 мин).

 Прежде чем вы начнете работать самостоятельно, посмотрите опыты, которые я вам продемонстрирую.

Демонстрация опыта № 1

В  этой пробирке лежат несколько семян пшеницы.  Я нагреваю пробирку.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян).

Объектом нашего исследования были  семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды.

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод:органы растения содержат воду.

Слайд 5.

Демонстрация опыта № 2

А сейчас продолжим нагревание.  Что вы видите? При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Объект исследования семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:В состав растений входят минеральные вещества.

Слайд 6.

А теперь  вы самостоятельно выясните, какие органические вещества входят в состав растений. Напоминаю вам, что работать надо внимательно, с ножиком  особенно осторожно – не направлять острый край на себя или товарища; выполняем работу аккуратно. В конце работы привести рабочее место в порядок. Приступая к работе, прочтите инструкцию. Работайте по алгоритму.

 

Проведение учащимися  опыта № 3

          Для проведения этого опыта я приготовила тесто.

Вопрос: Из чего делают тесто? муку?

Ответ: из зерён пшеницы.

- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

Выполняете работу по инструктивной карточке.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля.

Объекты исследования семена пшеницы, клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал.

Делаем вывод: в состав растений входит белок и углеводы- это органические вещества

     Слайд 7.

Проведение учащимися опыта № 5

          У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага.

Выполняете работу по инструктивной карточке.

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Слайд 8.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Необходимо отметить, что количество этих веществ в разных частях и в разных растениях различается. Откройте учебник на стр. 155 посмотрите таблицу. Сравните содержание веществ в семенах подсолнечника и пшеницы. Что вы можете сказать и какой вывод сделать?

Слайд 9.

Верно, в растениях содержатся одни и те же вещества, но количество разное.

Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды? (ответы детей)

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов - 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды, а в одревесневших до 50%.

Ребята, вы все, наверное, пробовали молодой горох и горох осенью.    Сравните вкусовые качества семян гороха летом и осенью.

Правильно, молодой горох мягкий и сладкий, а созревшие семена не такие сладкие. Это происходит потому, что сначала в них растворимый углевод – глюкоза, которая позже превращается в нерастворимый крахмал. Когда весной размочим семена, они вновь становятся сладкими. Дело в том, что передвигаться по растению вещества могут только в растворенном виде, а образуются они в листьях.

 Все эти вещества нужны растению в определенном количестве для роста и развития. 

Скажите, как человек использует вещества, входящие в состав растений?

Слайд 10,11.

1.Витамины их содержание в растениях. Демонстрация органов растений, содержащих различные витамины

2.Ядовитые растения. Слайд   (кураре, ядовитые растения Новосибирской области)

3.Лекрственные растения ( чтение стихотворения Зеленая аптека, выписывание лекарственных растений из него)

VII. Обобщение нового материала (6 мин).

Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

/Ученики дают ответы/

Слайд 12.

Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.

Слайд 13.

Мы выяснили химический состав растений?

                        Мы выявили практическое значение растительных веществ?

                        Так как вы считаете,  подтвердилась ли наша гипотеза, что       растения состоят из органических и неорганических веществ? 

VIII. Контроль новых знаний.

Заполнение схемы в листе с лабораторной работой.

IX. Домашнее задание (2 мин).

Слайд 16

§ 32. Приготовить сообщение об одном из записанных вами лекарственных растениях

X. Рефлексия (3 мин).

Просмотр содержимого документа «Химический состав растений »

На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна.

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.

Задачи: экспериментально выяснить химический состав растений; 2. выявить практическое значение растительных веществ; 3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Задачи:

  • экспериментально выяснить химический состав растений;

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА? Что взять? Что сделать? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Нагреть на слабом огне ?

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?

Что взять?

Что сделать?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Нагреть

на слабом огне

?

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА? Что взять? Что сделать? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Нагреть на слабом огне Появились капельки воды на стенках пробирки

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО В РАСТЕНИИ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?

Что взять?

Что сделать?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Нагреть

на слабом огне

Появились капельки воды на стенках пробирки

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ? Что взять? Что сделать? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Продолжить нагревать ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ?

Что взять?

Что сделать?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Продолжить нагревать

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ? Что взять? Что сделать ? Пробирку с семенами или другими частями растений Что получилось? Продолжить нагревать Зола

КАК ОБНАРУЖИТЬ НАЛИЧИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ?

Что взять?

Что сделать ?

Пробирку с семенами или другими частями растений

Что получилось?

Продолжить нагревать

Зола

Вещества растений Органические вещества Неорганические вещества Вода Жиры Белки Минеральные соли Углеводы Витамины

Вещества растений

Органические вещества

Неорганические вещества

Вода

Жиры

Белки

Минеральные соли

Углеводы

Витамины

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Прежде, чем выполнять работу, внимательно изучите содержание и порядок ее выполнения. Точно выполняйте все указания учителя при выполнении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких действий. При использовании скальпеля берите его только за ручку, не направляйте заостренные части на себя и на своих товарищей, располагайте на рабочем месте (в лотке) заостренными концами от себя. Соблюдайте осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросайте, не роняйте и не ударяйте их. 

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы

  • Прежде, чем выполнять работу, внимательно изучите содержание и порядок ее выполнения.
  • Точно выполняйте все указания учителя при выполнении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких действий.
  • При использовании скальпеля берите его только за ручку, не направляйте заостренные части на себя и на своих товарищей, располагайте на рабочем месте (в лотке) заостренными концами от себя.
  • Соблюдайте осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла,

не бросайте, не роняйте и не ударяйте их. 

Во избежание отравлений и аллергических реакций не пробуйте на вкус и не нюхайте предложенные продукты. При использовании раствора йода капайте только на картофель и в стакан с мутной водой, не допускайте попадания йода на кожу, в глаза и на одежду. При разливе жидкостей не убирайте их самостоятельно. В случае, если разбилась посуда из стекла, не собирайте осколки незащищенными руками. При получении травмы сообщите об этом учителю. По окончании работы приведите в порядок рабочее место.
  • Во избежание отравлений и аллергических реакций не пробуйте на вкус и не нюхайте предложенные продукты.
  • При использовании раствора йода капайте только на картофель и в стакан с мутной водой, не допускайте попадания йода на кожу, в глаза и на одежду.
  • При разливе жидкостей не убирайте их самостоятельно.
  • В случае, если разбилась посуда из стекла, не собирайте осколки незащищенными руками.
  • При получении травмы сообщите об этом учителю.
  • По окончании работы приведите в порядок рабочее место.
КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ (растительный белок – клейковину)? Что взять? Что сделать? Тесто в марле Что получилось? Пополоскать в воде, развернуть марлю ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ (растительный белок – клейковину)?

Что взять?

Что сделать?

Тесто в марле

Что получилось?

Пополоскать в воде, развернуть марлю

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ (растительный белок – клейковину)? Что взять? Что сделать? Тесто в марле Что получилось? Пополоскать в воде, развернуть марлю Тягучее, клейкое вещество - клейковина

КАК ОБНАРУЖИТЬ БЕЛКИ (растительный белок – клейковину)?

Что взять?

Что сделать?

Тесто в марле

Что получилось?

Пополоскать в воде, развернуть марлю

Тягучее, клейкое вещество - клейковина

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ? Что взять? Что сделать? Стакан с мутной водой Срез клубня картофеля Что получилось? Капнуть 2-3 капли раствора йода Капнуть 1-2 капли раствора йода ? ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ?

Что взять?

Что сделать?

  • Стакан с мутной водой
  • Срез клубня картофеля

Что получилось?

Капнуть 2-3 капли раствора йода

Капнуть 1-2 капли раствора йода

?

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ? Что взять? Что сделать? Стакан с мутной водой Срез клубня картофеля Что получилось? Капнуть 2-3 капли йода Капнуть 2-3 капли йода Раствор посинел или стал фиолетовым Срез стал сине-фиолетовым

КАК ОБНАРУЖИТЬ УГЛЕВОДЫ?

Что взять?

Что сделать?

  • Стакан с мутной водой
  • Срез клубня картофеля

Что получилось?

Капнуть 2-3 капли йода

Капнуть 2-3 капли йода

Раствор посинел или стал фиолетовым

Срез стал сине-фиолетовым

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)? Что взять? Что сделать? Семена подсолнечника, листок бумаги Что получилось? Положить семена на бумагу и раздавить их ?

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)?

Что взять?

Что сделать?

Семена подсолнечника, листок бумаги

Что получилось?

Положить семена на бумагу и раздавить их

?

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)? Что взять? Что сделать? Семена подсолнечника, лист бумаги Что получилось? Положить семена на бумагу и раздавить их Жирное пятно

КАК ОБНАРУЖИТЬ ЖИРЫ (МАСЛА)?

Что взять?

Что сделать?

Семена подсолнечника, лист бумаги

Что получилось?

Положить семена на бумагу и раздавить их

Жирное пятно

Какие органические вещества вы обнаружили в растениях? Как вы доказали, что в состав растений входят жиры? Как можно убедиться, что в растениях есть углеводы, в частности, крахмал? Что такое клейковина? Что она из себя представляет? Как обнаружили? Какой вывод вы можете сделать?
  • Какие органические вещества вы обнаружили в растениях?
  • Как вы доказали, что в состав растений входят жиры?
  • Как можно убедиться, что в растениях есть углеводы, в частности, крахмал?
  • Что такое клейковина? Что она из себя представляет? Как обнаружили?
  • Какой вывод вы можете сделать?
Растение Содержание (в %) от общей массы белки Горох 23,4 углеводы Пшеница жиры 52,6 18 Кукуруза 10 1,9 Рис 60 Подсолнечник 7 2,1 70 26,3 4,6 63 2,3 16,4 44,3

Растение

Содержание (в %) от общей массы

белки

Горох

23,4

углеводы

Пшеница

жиры

52,6

18

Кукуруза

10

1,9

Рис

60

Подсолнечник

7

2,1

70

26,3

4,6

63

2,3

16,4

44,3

Растения, богатые белками

Растения, богатые белками

Растения, богатые жирами

Растения, богатые жирами

Растения, богатые углеводами

Растения, богатые углеводами

Кура́ре  —  южно-американский   стрельный   яд , приготовляемый, главным образом, из  коры  растения  Strychnos toxifera   M.R.SCHOMB.  EX BENTH.  ( Стрихнос ядоносный ) [1]
  • Кура́ре  —  южно-американский   стрельный   яд , приготовляемый, главным образом, из  коры  растения  Strychnos toxifera   M.R.SCHOMB.  EX BENTH.  ( Стрихнос ядоносный ) [1] .

ядовитые растения

Ядовитые растения НСО

Ядовитые растения НСО

Вех ядовитый

Вех ядовитый

Волчеягодник

Волчеягодник

Витамин А Помни истину простую – Лучше видит только тот , Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьет.
  • Витамин А
  • Помни истину простую –
  • Лучше видит только тот ,
  • Кто жует морковь сырую
  • Или сок морковный пьет.

Витамины

Витамин В Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам, И не только по утрам.
  • Витамин В
  • Очень важно спозаранку
  • Есть за завтраком овсянку.
  • Черный хлеб полезен нам,
  • И не только по утрам.

Витамины

Витамин С От простуды и ангины Помогают апельсины, Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.  
  • Витамин С
  • От простуды и ангины
  • Помогают апельсины,
  • Ну а лучше съесть лимон,
  • Хоть и очень кислый он.
  •  

витамины

Параграф 32

Сообщение об одном из лекарственных растений из стихотворения

Домашнее задание

kopilkaurokov.ru

Химический состав растений. (6 класс)

Тема: Химический состав растений. (6 класс)

Цель: - Изучить химический состав растений

- Выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени

Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевая салфетка, йод, спиртовка, мука, семена подсолнечника, белая бумага

Ход урока:

1. Организационный момент

Дорогие ребята! Настал новый день. Я улыбнулась Вам и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Проверка знаний

Биологический диктант

Закончите предложения.

  • Цветок - это ... (укороченный видоизмененный побег)

  • Двойной околоцветник состоит из ... (чашечки и венчика)

  • Главные части цветка - это... (тычинка и пестик)

  • Тычинка состоит из ... (пыльника и тычиночной нити)

  • Пестик состоит из ... (рыльца, столбика и завязи)

  • Если в цветке имеются и пестики и тычинки, то эти цветки называются ... (обоеполые)

  • Если в цветке имеются только пестики или только тычинки, то эти цветки называют ... (раздельнополые)

  • Растения, у которых раздельнополые цветки находятся на одном растении, называют ... (однодомными)

  • Растения, у которых раздельнополые цветки находятся на разных растениях, называют... (двудомными)

  • Группа цветков, расположенных в определенной последовательности, называется ... (соцветием)

  • К простым соцветиям относятся следующие соцветия: ... (кисть, простой зонтик, простой колос)

  • К сложным соцветиям относятся следующие соцветия: ... (метелка, сложный зонтик, сложный колос)

  • Плод образуется из расширенной части пестика —... (завязи)

  • Плод, не имеющий сочной мякоти, называется... (сухим)

  • Сочную мякоть имеют плоды ... (сочные)

  • Сочная мякоть покрыта тонкой кожицей. Внутри плода одно семя, покрытое твердым слоем околоплодника. (Костянка)

«Третий лишний» Объяснить, что лишнее и почему?

1. Костянка 1. Тыквина 1. Померанец

  1. Зерновка 2. Яблоко 2. Ягода

  2. Семянка 3. Стручок 3. Костянка

(1- сочный (3 - сухой плод) (1 - толькоплод) многосемянны

й)

Предлагаются загадки, необходимо отгадать название растения, название плода и дать ему характеристику-

  • Вертится Антошка на одной ножке: где солнце встанет, туда он и глянет. (Подсолнечник, плод семянка - сухой, односемянный.)

  • Ни окошек, ни дверей - полна горница людей. (Тыква, огурец, арбуз, плод тыквина - сочный, многосемянный.)

  • Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках. (Горох, фасоль, плод боб - сухой, многосемянный.)

  • Сорок зеленых одежек, и все без застежек. (Капуста, плод стручок - сухой, многосемянный.)

  • В золотой клубочек спрятался дубочек. (Дуб, плод желудь - сухой, односемянный.)

Тест.

Выпишите номера способов распространения плодов и семян, напротив них укажите номера растений, семена и плоды которых распространяются таким способом.

I. Животными.

П. Ветром.

  1. Водой.

  2. Саморазбрасыванием.

1. Тополь черный. 2. Желтая акация. 3. Клен остролистный. 4. Бешеный огурец. 5. Рябина обыкновенная. 6. Одуванчик лекарственный. 7. Череда трехраздельная. 8. Кувшинка белая.

Ответ: 1-5,7; П-1,3,б; Ш-8; IV-2,4.

3. Изучение нового материала

• Химический состав растений

Мы с вами изучили строение растений. Вспомните основные органы растений (корень, стебель, листья, цветок, плод). Сегодня мы с вами рассмотрим из каких веществ состоят растения. Ребята вспомните что такое вещество? (соединение атомов). Все вещества состоят: из органических и неорганических веществ.

• Лабораторная работа «Химический состав растений».

Проводится по инструктивной карточке на стр. 142 учебника и оформляется в рабочей тетради задание № 104 (использование лабораторного оборудования и материалов)

• Изучение содержания различных веществ в органах растений.Фронтальная беседа с использованием текста учебника( стр. 143)

1. Во всех ли частях растения содержатся одинаковое количество воды?(Нет)

  1. В молодых или старых растениях содержится больше воды? ( В молодых) . Почему? (Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, проходящих в организме молодых растений)

  2. Сравним состав семян пшеницы и подсолнечника (Стр. 143 учебника)

4. Каких веществ больше всего в семенах ? (Органических) Почему?(Семена-это будущее растение для роста и развития которогонеобходимы органические вещества)

5. Что произойдет с растением если будет недостаток веществ? (Растениепогибнет).

6. Где использует человек вещества, которые находятся в растениях? (Мука, крупа, масло, лекарство, сахар).

4. Закрепление

Сделать вывод: из каких веществ состоят растения?

В состав растений входят органические вещества: белки, жиры и углеводы; неорганические вещества: вода и минеральные вещества)

5. Итог урока, Домашнее задание.

Изучить параграф 32, стр. 45, зад. 105 в тетрадях, ответить на вопросы после параграфа.

Инструктивная карточка Лабораторная работа «Химический состав растений»

  1. Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или нескольких семян и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

  2. Возьмите кусочек теста, положите его в мешочек из марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан.

  3. В марле осталась тягучая клейкая масса - клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

  4. Добавьте в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода. Что вы наблюдаете? Налейте йод на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

  5. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

  6. Сделайте вывод. Какие органические вещества входят в состав растений?

  7. Нагрейте кусочки растений на металлической пластинке, они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

  8. Сделайте вывод. Какие вещества входят в состав растений?

gigabaza.ru

6 класс. Биология. Химический состав растений. Минеральное питание - Химический состав растений

Комментарии преподавателя

Для понимания работы растительного организма необходимо знание его строения.

Все живые существа состоят из органических и минеральных веществ.

Органические вещества – сложные соединения углерода.

Неорганические (минеральные) вещества – все остальные химические соединения (вода, соли).

Вода – главное минеральное соединение, входящее в состав живых организмов.

Важнейшие классы органических соединений:

  • Белки
  • Жиры
  • Углеводы
  • Нуклеиновые кислоты

Они используются для запасания энергии, построения тела растения, передачи наследственной информации.

Различные органы различных растений содержат неодинаковое количество минеральных и органических соединений. Так, в листьях капусты воды до 90%, а в плодах огурца – до 96%. А созревшие семена растений содержат 5-15% воды. Больше всего минеральных солей в листьях (10-15%) и стеблях (4%).

Ткани растений богаты углеводами: целлюлоза, крахмал, сахароза, фруктоза и др.

Одни и те же части растений разных видов могут иметь разный химический состав. Так, зерновки пшеницы содержат в 2 раза больше воды, чем семянки подсолнуха (см. Рис. 1). А органических веществ в семянках подсолнуха больше.

Семянка подсолнуха

Рис. 1. Семянка подсолнуха

Во всех семенах растений органических веществ больше, чем неорганических. Это связано с тем, что для развития зародыша необходимо много энергии, которая содержится в органических веществах.  А воду и минеральные вещества зародыш получает из почвы.

В плодах пшеницы (см. Рис. 2) белков 13%, углеводов 69%, жиров 2%. В семенах подсолнуха белков 26%, углеводов 16%, жиров 44% и более.

Плоды пшеницы

Рис. 2. Плоды пшеницы

Витамины – органические вещества, которые вырабатываются организмами. Наш организм не способен к их выработке, а растительный способен. Поэтому для их получения нам необходимо потреблять растительную пищу.

В случае недостаточного потребления витаминов у человека развиваются авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям.

Недостаток какого-либо вещества в растительной клетке приводит к замедлению роста растения, нарушению нормального развития, гибели.

Человек использует вещества, содержащиеся в организмах растений.

Для получения круп и муки, богатых углеводами, выращивают пшеницу, кукурузу (см. Рис. 3), гречиху.

Кукуруза

Рис. 3. Кукуруза

Семена бобов, сои, чечевицы и др. богаты белками.

Подсолнечник, соя, рапс, оливы (см. Рис. 4) используются для получения пищевых растительных жиров. Это масличные растения.

Плод оливы

Рис. 4. Плод оливы

Лен, хлопчатник (см. Рис. 5), конопля используются для получения технических масел.

Хлопчатник

Рис. 5. Хлопчатник

Также растения используют для получения натурального каучука, спирта, скипидара и др. Растения служат сырьем для медицинской и косметической промышленности. Их используют для изготовления кремов, мазей, сиропов, настоек и других лекарственных препаратов.

Положите в пробирку кусочки корня, листьев, стеблей или несколько семян растения. Нагрейте на медленном огне. Посмотрите, что появилось на стенках пробирки.

Возьмите кусочек теста. Оно приготовлено из муки, приготовленной из семян растений. Таким образом, оно имеет сходный с семенами растений химический состав. Положите кусочек теста в плотный мешочек, свернутый из нескольких слоев марли. Налейте в стакан воды и промойте в ней мешочек с тестом. В марлевом мешочке останется богатая белками клейковина. В стакан с оставшейся после промывания теста мутной водой добавьте 2-3 капли йода. Капните йодом на срез клубня картофеля. Опишите наблюдения в обоих случаях.

Положите на белую бумагу семена льна, подсолнечника или других масличных культур. Раздавите их. Что появилось на бумаге? К какому классу органических веществ оно относится?

Сделайте вывод об основных классах органических веществ, входящих в состав растений.

Нагрейте высушенные части растений на металлической пластинке. Постепенно органические вещества начнут сгорать – части обуглятся, появится дым. В итоге останется зола – несгорающие минеральные вещества.

Сделайте общий вывод о веществах-компонентах растения. Запишите его.

2 важных класса органических веществ растений: алкалоиды и гликозиды. Названия происходят от латинских названий растений, из которых те впервые были получены. Человек употреблял растения, содержащие алкалоиды и гликозиды задолго до открытия этих веществ. Так, эфедра двуколосковая (см. Рис. 6) и опийный мак использовались в медицине.

Эфедра двуколосковая

Рис. 6. Эфедра двуколосковая

Растения, содержащие алкалоид стрихнин, использовались индейцами для отравления стрел.

Экстракты многих растений, содержащих гликозиды, сильно действуют на сердце, и использовались еще в античной медицине для возбуждения сердечной деятельности.

Многие растительные яды до сих пор используются в медицине, например атропин, который используется в офтальмологии.

Из камбия сосны получают заменитель ванили – ванилин. Из смолы хвойных деревьев получают канифоль, скипидар и сургуч. Кора дуба или ивы используется при дублении кожи.

Из чернильных орешков (см. Рис. 7) – паразитов листьев дуба получали чернила в XIX веке.

Чернильные орешки

Рис. 7. Чернильные орешки

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/himicheskiy-sostav-rasteniy?seconds=0&chapter_id=864

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=eMTfQRmvBf0

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=NusXIiUtBnI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QV5CdrBPM5Y

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/khimicheskijj-sostav-rastenijj0.html

https://www.youtube.com/watch?v=oYmFfkJqWVs

заставка http://www.youtube.com/watch?v=vJv3m1qnvxE

www.kursoteka.ru

Конспект урока по биологии "Химический состав растений" (6 класс)

План – конспект

урока биологии в 6 классе

по теме

«Химический состав растений»

Подготовила: учитель биологии

Крыжинской основной общеобразовательной школы

Ходулапова Зоя Николаевна

Тема урока: Химический состав растений.

Цель урока: Познакомить учащихся с химическим составом растений

Задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся знания об органических и неорганических веществах, входящих в состав растений, их значении для развития и роста растений.

  2. Способствовать формированию у учащихся умения пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы, используя результаты наблюдений, полученных в ходе лабораторной работы.

  3. Воспитывать у учащихся дисциплинированность, аккуратность; прививать интерес к изучению биологии.

Оборудование:

Сухие чистые пробирки; кусочки органов растений: листа, корня, стебля; зерновки пшеницы.

Металлическая пластинка, держатель, спиртовка, спички, кусочек растения.

Стаканы водой, тесто, йод, пипетки кусочки марли.

Чистый лист бумаги, семянки подсолнечника, льна

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент

- проверить готовность учащихся к уроку;

- сообщение темы урока;

- сообщение целей и плана урока (слайд 1: тема и план урока)

  1. Изучение нового материала

2.1. Введение в раздел «Жизнь растений» - изучение текста на стр. 141 учебника

2.2. Беседа по вопросам в начале параграфа 32

2.3.Выполнение лабораторной работы №24 «Химический состав растений»

Инструктивная карточка к лабораторной работе

    1. Подведение итогов лабораторной работы.

    2. Содержание веществ в растениях

- работа с текстом параграфа 32.

2.6. Использование минеральных и органических веществ самими растениями

Для чего растениям нужны минеральные и органические вещества?

    1. Использование веществ, входящих в состав растений человеком (беседа).

- из чего получают муку и крупу, богатые углеводами и белками?

(пшеница. Рожь, ячмень, кукуруза, овёс, просо, рис, гречиха).

- Какие растения богаты белком? (семена гороха, бобов, сои, чечевицы)

- Какие растения используют для получения растительных жиров?

(подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя и др. масличные культуры)

    1. Как ещё человек использует растения? (получение каучука, спирта, скипидара, лекарственных и косметических средств и др.).

  1. Закрепление

Беседа по вопросам в конце П. 32

  1. Домашнее задание

П. 32, выполнить задание №2,3 на стр. 144

Инструктивная карточка

1.Запишите в тетради:

Лабораторная работа №24 «Химический состав растений»

2.Начертите в тетради таблицу « Химический состав растений»

3.Приступайте к выполнению работы. Результаты каждого опыта внесите в таблицу.

Опыт 1.

  1. Положите в пробирку кусочек органа растения.

  2. Закрепите пробирку в держателе.

  3. Зажгите спиртовку

  4. Прогрейте пробирку полностью, затем в том месте, где находится растение. Что Вы наблюдаете?

  5. Запишите результаты в таблицу.

Опыт 2.

  1. Положите кусочек растения на металлическую пластинку.

  2. Закрепите пластинку в держателе.

  3. Зажгите спиртовку.

  4. Нагрейте пластинку над пламенем спиртовки. Что Вы наблюдаете?

  5. Запишите результаты в таблицу.

Опыт 3.

  1. Поставьте перед собой стакан с водой.

  2. Поместите в марлю кусочек теста.

  3. Промойте этот кусочек хорошо в воде. Что наблюдаете?

  4. Положите марлю с тестом в чистый стакан.

  5. Разверните марлю. Что Вы наблюдаете?

  6. Запишите результаты в таблицу.

  7. Капните в стакан с мутной водой 2 капли йода. Что Вы наблюдаете?

  8. Запишите результаты в таблицу.

Опыт 4.

  1. Положите перед собой чистый лист бумаги

  2. Положите на него семечко подсолнечника ( льна)

  3. Раздавите семечко на бумаге, предварительно сложив её пополам. Что наблюдаете?

  4. Запишите результаты в таблицу.

4.Сформулируйте вывод и составьте схему

«Химический состав растений»

_____________ Вещества____________________

↓ ↓

_______________________ ___________________

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Химические элементы

Макроэлементы

Органогены:С, О, Н, N

Зольные: P, K, Ca, S, Fe

Микроэлементы

В, Мn, Mo, Cu, Zn, Co.

Справка

В состав растений входит сухое вещество и вода в разных соотношениях, которые изменяются в широких пределах. В огурцах, например, содержится 5 % сухого вещества, в капусте — 7—10 %, в клубнях картофеля — 20—25 %, в зерне хлебных злаков — 85—90 %.Сухое вещество — это в основном белки, углеводы, жиры, по количеству и соотношению которых определяется качество урожая. В состав углеводов, жиров и других безазотистых соединений входят углерод, кислород, водород; в состав белков — еще и азот. Эти элементы получили название органогенов и составляют около 95 % от всех веществ, входящих в состав сухого вещества растений.При сжигании растительного материала органогены улетучиваются в виде газообразных соединений, в золе остаются фосфор, калий, кальций, сера, железо и другие вещества, называемыезольными элементами.Азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо называются макроэлементаи, так как их содержание в растениях довольно велико: от нескольких процентов до сотых долей процента от сухого вещества. Необходимые растениям для нормальной жизнедеятельности бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт называют микроэлементами, так как содержание их в сухом веществе растений составляет тысячные и стотысячные доли процента.По количественному содержанию макро- и микроэлементов в единице сухого вещества растений определяют их нуждаемость в том или ином веществе.

 

infourok.ru

Исследовательская работа" Определение химического состава растений" 6 класс

 

Районный этап научно – практической конференции

Полное название темы работы

Определение химического состава растений

Тип работы

исследовательская работа 

Фамилия имя отчество (полностью)автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Большаков Арсений Александрович

01.01.2004

Место учебы:

МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Класс

 6 Г

Место выполнения работы

МКОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Руководитель

Веселкова Наталья Владимировна, учитель биологии и географии

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

Веселкова Наталья Владимировна, учитель биологии и географии

e-мail (обязательно)Контактный телефон

[email protected]

89029292055

  1. ВВЕДЕНИЕ

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. В него входят различные водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Все они различаются по продолжительности жизни, строению, размерам, живут в различных условиях, но все они живые организмы. Для них характерны основные процессы жизнедеятельности – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие и размножение. Все живые организмы имеют сходный химический состав, который делят на две группы: неорганические вещества (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры и углеводы).

Актуальность нашей работы заключается в том, что у человека в рационе питания наибольший процент составляет пища растительного происхождения, а некоторые вообще являются вегетарианцами. Знание химического состава растений и как следствие выявление их пользы, необходимы для нормальной жизнедеятельности человека.

Объектом исследования являются органы растений

Предмет исследования: вещества входящие в их состав.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: определить химический состав растений.

Задачи:  

  1. Проанализировать литературу по теме исследовательской работы;

  2. Опытным путем определить химический состав растений;

  3. Выявить практическое значение растительных веществ для человека;

Гипотеза: В связи с тем, что растения, как и животные, являются живым организмом, то химический состав их одинаков.

Используемые методы: опыт, наблюдение, сравнение, анализ.

Все высшие растения состоят из органов, которые обеспечивают их жизнедеятельность. Корень, стебель, лист являются вегетативными органами, которые осуществляют такие процессы как рост, питание, дыхание, а цветок и плоды с семенами которые из него образуются – генеративными органами, т.е выполняют функцию полового размножения. Для того чтобы оценить пользу, которую приносят растения для человека, нужно знать, из каких веществ они состоят. Не сложные опыты и наблюдения помогут нам это выяснить.

  1. Определение воды в составе растений.

Положить в пробирку часть растения и нагреть на слабом огне. В пробирке образовался пар, а на стенках появились капли.

hello_html_3ededcd5.jpg

Рис.1. Определение воды в растениях

Вывод: в состав растений входит вода.

  1. Определение минеральных веществ.

Из курса начальной школы, я знаю, что органические вещества легко обугливаются и сгорают, а неорганические, т.е. минеральные в обычных условиях не горят. Для того чтобы определить наличие неорганических веществ, я взял лист комнатного растения и нагрел его над горелкой. Лист обуглился и появился дым. Это сгорели органические вещества.

infourok.ru

6 класс. 32. Химический состав растений. Минеральное питание растений

Тема: Химический состав растений. Минеральное питание растений. 

 

Ход урока

              

1.     Организационный момент. Постановка целей урока.

 

         Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Сегодня мы с вами рассмотрим:

«Химический состав и минеральное питание растений»

Слайд 2  [Вставить анимацию: тема урока.]

 

2.     Актуализация знаний.

         1. Каково строение семя?

ПАУЗА В ВИДЕО

(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почечка).

ПАУЗА В ВИДЕО

2. Какое значение имеют семена в жизни растений?

ПАУЗА В ВИДЕО

(размножение, распространение)

ПАУЗА В ВИДЕО

3.Как образуются плоды?

ПАУЗА В ВИДЕО

(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков – образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи – околоплодник)

ПАУЗА В ВИДЕО

4.Каково строение плодов?

ПАУЗА В ВИДЕО

(плод состоит из семян и околоплодника)

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд   3 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов затем правильных ответов .]

 

 

3.     Изучение нового материала.

 

 

Основные вещества растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4   [Вставить анимацию: схема основные вещества растений .]

 

           Соотношение этих веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно.

          Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести к его гибели.   

         Человек использует для получения отдельных веществ различные растения.

Мука, крупа   рис, пшеница, ячмень, кукуруза, овёс,    гречиха  (углеводы, белки)

       

Слайд  5  [Вставить анимацию: изображение муки, крупы из риса пшеницы, ячменя, кукурузы, овса, гречихи .]

                               

Белок   горох, бобы, соя, чечевица.

 

Слайд 6  [Вставить анимацию: изображение гороха, бобов, сои,  чечевицы.]

                              

Масло   подсолнечник, кукуруза, соя, арахис.

 

Слайд 7   [Вставить анимацию: изображение подсолнечника, кукурузы, сои, арахиса.]

 

    Из растений получают: каучук, спирт, скипидар, лекарственные вещества.

 

    Какие же вещества необходимы растению?

    Какие части растения обеспечивают поступление этих веществ в организм?

 

Слайд  8  [Вставить анимацию: появление двух вопросов .]

 

         Минеральные вещества, необходимые растениям,  поступают в растворённом виде из почвы. А органические вещества зелёные растения способны синтезировать из неорганических, используя световую энергию. Основными органами питания растения являются корни и зелёные листья. Минеральные вещества для нормальной жизнедеятельности требуются растению в различных количествах. Особенно растительный организм нуждается в больших количествах минеральных веществ, содержащих химические элементы, такие как азот, калий и фосфор.

 

      Необходимы  в больших количествах:

      K  -  калий , N - азот, P - фосфор

 

K - рост

N- отток органических веществ к корням

P – цветение и созревание плодов

 

Слайд 9   [Вставить анимацию .]

 

Каков механизм поступления минеральных веществ в растение?

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд  10  [Вставить анимацию: вопрос .]

 

Предположительные ответы учащихся.

 

   Явление корневого давления подтверждает следующий опыт:

 

          У растения срезают стебель и на пенёк надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  11  [Вставить анимацию: изображение опыта .]

 

Вывод:

поглощение воды корнем зависит от температуры

                                 

    Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни почве будут содержаться все необходимые питательные вещества. Это особое свойство почвы называется - плодородие.

 

Почва –  это верхний слой земли, обладающий плодородием.

 

Плодородие –  способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой.

            

Слайд  12  [Вставить анимацию: определение терминов почва, плодородие.]

         Почва постепенно истощается. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  13  [Вставить анимацию: изображение листьев  .]

 

         Чтобы восполнить содержание минеральных веществ, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека.

      

                  Заполните предложенную схему «Классификация удобрений»

 

 

 

 

 

             
   
 
 
     

микроудобрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14   [Вставить анимацию: классификация удобрений.]       

 

4.     Физкультурная минутка.

 

Физкультминутка. Разминка  Мы на плечи руки ставим,  Начинаем их вращать.  Так осанку мы исправим.  Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)  Руки ставим перед грудью,  В стороны разводим.  Мы разминку делать будем  При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)  Руку правую поднимем,  А другую вниз опустим.  Мы меняем их местами, 

 

Слайд  15  [Вставить анимацию: физкультминутки .]

 

 

 

5.     Закрепление знаний.

 

         А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания. 

 

1.     На какие группы делятся вещества, входящие в состав растений?

ПАУЗА В ВИДЕО

(Вещества входящие в состав растений, делятся на минеральные и органические)

ПАУЗА В ВИДЕО

2.     Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество веществ?

ПАУЗА В ВИДЕО

 

(Соотношение  веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно).

ПАУЗА В ВИДЕО

3.     Какое свойство почв называют плодородием?

ПАУЗА В ВИДЕО

(Плодородие –  способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой).

ПАУЗА В ВИДЕО

4. Перечислите органические и неорганические вещества, входящие в состав   растений?

ПАУЗА В ВИДЕО

( Органические вещества - белки, жиры, углеводы, витамины. Неорганические вещества-вода, соли).

ПАУЗА В ВИДЕО

 5.Какие виды удобрений вы знаете?

ПАУЗА В ВИДЕО

( Торф, компост, навоз - органические удобрения. Калийные, азотные, фосфатные, микроудобрения - минеральные).

ПАУЗА В ВИДЕО

6. Почему удобрения нужно вносить в почву строго по норме?

ПАУЗА В ВИДЕО

(Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека).

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд 16   [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов, затем вариантов  правильного ответа.]

 

1.     Рефлексия.

 

 

         На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке.

        

Слайд  17  [Вставить анимацию: изображение звездочки .]

 

 

2.     Подведение итогов.

 

Любая мысль -  к открытью дверца, Любое чувство - к мысли путь, Мы все способны - в это верьте -  За горизонты заглянуть!

Слайд  18  [Вставить анимацию .]

 

 

 

znakka4estva.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта